Налоги и сборы система законодательства относятся к
Опубликовано: 09.05.2024
Всероссийский налоговый диктант – это образовательная акция Федеральной налоговой службы, направленная на популяризацию налогового законодательства. Возможные ответы на некоторые вопросы.
1.Кто в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы?
- каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы
- граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет
- налоговые резиденты Российской Федерации
- все работающие на территории Российской Федерации
2. В чьем ведении находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации?
- Федеральной налоговой службы
- Президента Российской Федерации
- Государственной Думы Российской Федерации
- в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
3. В чью пользу по общему правилу толкуются все неустранимые сомнения актов законодательства о налогах и сборах?
- в пользу налоговых органов
- в пользу налогоплательщика и плательщика сборов
- в пользу Российской Федерации
- в пользу государственных органов
4. Акты законодательства о налогах и сборах НЕ имеют обратной силы, если устанавливают
- новые налоги
- дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
- новые обстоятельства, смягчающие ответственность за налоговое правонарушение
- устраняющие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
5. Законы о налогах и сборах имеют обратную силу в том случае, если:
- устанавливают новые сборы
- повышают налоговые ставки
- устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
- устанавливают новые обязанности налогоплательщиков
6. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог – это:
- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц
- добровольный платеж граждан в бюджет Российской Федерации
- ежемесячный платеж с полученных доходов каждого в бюджетную систему Российской Федерации
- принудительное взимание денежных средств в пользу государства
7. Какими правами обладает налогоплательщик?
- получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах
- получать скидку при досрочной уплате налогов
- не становится на учет в налоговом органе
- оплачивать налоги в любой валюте
8. Налоговый орган в отношении индивидуального предпринимателя имеет право:
- устанавливать индивидуальные налоговые ставки для конкретного налогоплательщика
- вводить персональные сборы
- предоставлять скидки по налогам и сборам для добросовестных налогоплательщиков
- проводить налоговые проверки
9. С какого возраста начинается налоговая правоспособность?
- с 14 лет
- с момента рождения
- с 16 лет
- с момента появления в собственности или на иных правах объектов налогообложения
10. С какого момента начинается налоговая правоспособность организации?
- с момента получения первого дохода
- со дня постановки на налоговый учет в налоговой инспекции
- с момента государственной регистрации
- с даты подачи заявления о государственной регистрации юридического лица при создании
11. Гражданин занимается предпринимательской деятельностью на международном уровне. По роду своей деятельности часто находится за границей, а на территорию РФ прилетает несколько раз в году. Сколько дней ему необходимо быть на территории России, чтобы остаться ее налоговым резидентом?
- не менее 183 календарных дней
- не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев
- не менее 183 календарных дней в течение календарного года
- не менее 183 календарных дней в течение налогового периода
12. Школьник, с согласия родителей в свободное время ведет видео блог и получает доход от своей деятельности. С какого возраста он может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений?
- *с 14 лет
- с 16 лет
- с 18 лет
- с момента начала трудовой деятельности
13. В организации с 1 июля 2019 г. принят на работу гражданин Таджикистана. На территорию Российской Федерации он приехал 24 июня 2019 г. По согласованию с руководством он отсутствовал 2 недели в августе (с 1 по 14 августа 2019 г.), в сентябре (с 10 сентября по 2 октября) – улетал на родину по семейным обстоятельствам. Какого числа гражданин Таджикистана станет резидентом Российской Федерации?
- с 01.01.2020
- с 23.12.2019
- с 26.01.2020
- с 28.01.2020
14. Какой вид доходов необходимо отражать в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ?
- доходы от реализации недвижимости
- страховые взносы
- пенсии
- полученные алименты
15. В 2020 году гражданин продал квартиру, которая находилась в собственности менее года, и получил доход. До какого числа ему необходимо заплатить налог?
- не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
- не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом
- не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
- он не должен платить налог, так как квартира была куплена за собственные средства
16.В 2020 году гражданин продал квартиру, купленную им в 2019 году. На деньги от продажи он купил дом. Нужно ли ему уведомлять налоговые органы о продаже квартиры?
- нет, так как он не получил доход
- нет, так как это его квартира и он вправе делать с ней что хочет
- да, ему необходимо представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля 2021 года
- да, ему необходимо представить налоговую декларацию не позднее 15 июля 2021 года
17. Гражданка имеет на обеспечении 4-х несовершеннолетних детей. Определите потенциальный размер ежемесячных стандартных налоговых вычетов, на которые она может претендовать:
- 5 600
- 7 200
- 8 800
- 8 400
18. С 2018 года Мария Петровна работает в должности бухгалтера в крупной компании. В 2019 году работодатель решил ее повысить до главного бухгалтера с ежемесячной заработной платой – 50 000 рублей. В связи с увеличением дохода Мария Петровна приняла решение получить второе высшее образование в университете, где ежегодная стоимость обучения составляет – 200 000 рублей. Срок обучения – 3 года. В том же году она поступила в университет и оплатила первый год обучения. В начале 2020 года она подала декларацию в налоговый орган для получения социального налогового вычета за обучение. Какую сумму Мария Петровна получит в качестве вычета за 2019 год?
- 15 600
- 26 000
- 19 500
- Она может получить вычет только после оплаты всего обучения
21. В семье Ивановых родился ребенок. С какого момента родители могут начать получать стандартный налоговый вычет?
- с месяца, следующего за месяцем его рождения
- с первого января года его рождения
- с месяца его рождения
- с даты получения свидетельства о рождении
22. В 2020 году Анна продала квартиру за 3 000 000 рублей, купленную в 2019 году за 2 500 000 рублей. Документы, подтверждающие расходы на приобретение квартиры она потеряла. Какую сумму налога придется заплатить в бюджет?
- 260 000 рублей
- 65 000 рублей
- 390 000 рублей
- 250 000 рублей
21. В 2019 году Николай унаследовал от отца автомобиль, который был куплен за 400 000 рублей (согласно сохранившемся документам) и сразу его продал за 500 000 рублей. Какую сумму налога Николай должен заплатить в бюджет?
- 32 500 рублей
- 49 400 рублей
- 65 000 рублей
- 13 000 рублей
22. Мамина сестра Тамара Ивановна подарила любимой племяннице квартиру. Её кадастровая стоимость составляет 3 500 000 рублей. Нужно ли племяннице декларировать полученный доход и платить налог?
- Нет, так как мамина сестра является близким родственником
- Нет, так как налог платится только при продаже
- Да, так как мамина сестра не является близким родственником
- Да, так как налог платится всегда
23. Пенсионер Иван Иванович имеет в собственности квартиру, кадастровая стоимость которой равна 2 000 000 рублей. За нее он не платит имущественный налог. В прошлом году он купил еще одну квартиру, оцененную инженерами в 1 500 000 рублей, площадью 45 кв. метров. Какой вычет на вторую квартиру может получить пенсионер при расчете налога?
- 10 кв. метров
- 20 кв. метров
- 45 кв. метров
- 50 кв. метров
24. С 01.01.2019 Иван Петрович вышел на пенсию, получил пенсионное удостоверение, и ему была назначена пенсия. В собственности Иван Петрович имеет земельный участок в Московской области площадью 1 000 кв. метров. Должен ли он платить налог?
- нет, так как пенсионеры освобождаются от уплаты налогов
- да, налог он будет уплачивать с 1 000 кв. метров
- да, налог он будет уплачивать с 400 кв. метров
- да, налог он будет уплачивать с 600 кв. метров
25. Кто обязан исчислять сумму транспортного налога, подлежащую уплате налогоплательщиками — физическими лицами?
- налогоплательщик самостоятельно
- ГИБДД МВД РФ
- налоговые органы
- органы Гостехнадзора
26. До какого числа необходимо платить имущественные налоги за 2020 год?
- не позднее 1 декабря 2021 года
- не позднее 1 ноября 2021 года
- не позднее 30 апреля 2021 года
- не позднее 15 июля 2021 года
27. Иван Иванович относится к льготной категории налогоплательщиков. На сколько квадратных метров он может уменьшить налоговую базу по земельному налогу?
- 1000 кв. метров
- 400 кв. метров
- 500 кв. метров
- 600 кв. метров
28. Сколько квадратных метров должна быть площадь хозяйственных строений или сооружений, чтобы налогоплательщик был освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц?
- не более 500 кв. метров
- не более 50 кв. метров
- не более 5 кв. метров
- не более 55 кв. метров
29. Гражданину, использующему специальный налоговый режим для самозанятых, необходимо оплатить налог с полученного дохода. С помощью какого приложения он сможет это сделать?
- Самозанятый
- Личный кабинет физического лица
- Мой налог
- Налог.ру
30. Анна помогла подруге оформить интерьер квартиры, получила от неё наличными деньги и отразила эту операцию в приложении для самозанятых. Какая налоговая ставка применяется в отношении полученного Анной дохода?
- 4%
- 6%
- 0%
- 13%
31. Какую сумму за налоговый период не должен превышать доход плательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»?
- 4.2 миллиона рублей
- 2.4 миллиона рублей
- 2.0 миллиона рублей
- 4.0 миллиона рублей
32. В 2020 году Иванов оплатил свое лечение в сумме 195 000 руб., что подтверждается всеми необходимыми документами о произведенных расходах, связанных с лечением. Лечение заболевания Иванова включено в утвержденный Правительством РФ перечень медицинских услуг и отнесено к числу дорогостоящих. Клиника осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией на оказание медицинских услуг. В том же году Иванов также оплатил дополнительные занятия своего ребенка в ГБОУ Детский сад № 99 по очной форме обучения в сумме 58 600 руб.. За 2020 год доход Иванова составил 960 000 руб. Какой налоговый вычет из бюджета он может получить?
- 32 968
- 31 850
- 23 218
- 22 100
33. Куда поступают налоги?
- в Федеральную налоговую службу
- в Центральный банк Российской Федерации
- в Министерство финансов Российской Федерации
- в бюджеты: федеральный, региональный, муниципальный
34. Кто вводит новые налоги?
- Министерство финансов Российской Федерации
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации ?
- Государственная дума Российской Федерации
- Центральный банк Российской Федерации
35. Иванов за неуплату налогов был оштрафован. Он оплатил штрафы и пени. Нужно ли ему оплатить неуплаченный налог?
- нет, так как сумма налога входит в размер штрафа
- нет, так как уплата налогов носит добровольный характер
- да, но сумма налога будет уменьшена на величину уплаченных штрафов и пеней
- да, налоги в любом случае надо платить
1. Российское законодательство о налогах и сборах включает в себя:
федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из НК РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах);
региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов РФ);
местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
2. Федеральное законодательство о налогах и сборах (в НК РФ оно именуется "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах") состоит из:
Постановление Конституционного Суда "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное место жительства в названные регионы" от 04.04.96 № 9-П. СЗ РФ, 1996, № 16. Ст. 1909.
НК РФ;
принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
3. Налоговый кодекс РФ1 состоит из двух частей -Общей и Особенной.
В соответствии с положениями Федерального закона от
31.07.98 № 147-ФЗ часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999 года. Часть вторая НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 1 января 2001 года.
Первоначально часть вторая НК РФ включала лишь четыре главы, устанавливающие налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (до принятия Федерального закона от 31.12.2001 № 198ФЗ он именовался "единый социальный налог (взнос)").
В дальнейшем законодатель неоднократно дополнял часть вторую НК РФ новыми главами, каждая из которых посвящена правовым основам взимания конкретного налога или сбора, а также вносил изменения и дополнения в уже принятые главы части второй НК РФ. Так, например, с 01.01.2004 утратила силу глава 27 "Налог с продаж" (на основании Федерального закона от 27.11.2001 № 148-ФЗ).
В части первой НК РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ, в т. ч.:
виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
формы и методы налогового контроля;
ответственность за совершение налоговых правонарушений;
В настоящем издании учитывается редакция Налогового кодекса, действующая с 1 января 2004 года.
порядок обжалования актов налоговых органов и действий
(бездействия) их должностных лиц. Действие НК РФ распространяется на отношения по установ лению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в самом кодексе.
Часть вторая НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов. В настоящее время, в частности, введены в действие следующие главы части второй НК РФ:
глава 21 "Налог на добавленную стоимость";
глава 22 "Акцизы";
глава 23 "Налог на доходы физических лиц";
• глава 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)" <введена с 2002 года Законом от 29.12.2001 № 187-ФЗ);
• глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" <введена с 1 января 2003 года Законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ (в ред. от, 07.07,2003));
глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" <введена с 1 января 2003 года Законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ (в ред. от 07.07.2003));
глава 26.4. "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" <введена в действие Законом от 06.06.2003 № 65-ФЗ);
глава 27 "Налог с продаж" (утратила силу с 01.01.2004 согласно Закону от 2711.2001 № 148-ФЗ);
глава 28 "Транспортный налог" <введена Законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ);
глава 29 "Налог на игорный бизнес" <введена Законом от 27.12.2002 № 182-ФЗ).
К иным федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с НК РФ и составляющим вместе с НК РФ федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся:
федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, не противоречащей НК РФ (Закон РФ "О налоговых органах в Российской Федерации" от 21.03.91 №943-1 (в ред. от 22.05.2003), Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 № 2118-1 (в ред. от 07.07.2003)1, и др.;
федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Региональное законодательство о налогах и сборах - это законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. К таким региональным законам в первую очередь относятся законы субъектов РФ, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов местного самоуправления (местных парламентов, законодательных собраний, советов депутатов и т. д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством о налогах и сборах местные налоги или сборы.
1. Основным налогом в России в XIX в. являлся/являлась:
• подушная подать
2. На суда, приписанные к российским портам, действие налоговых законов РФ:
• всегда распространяется
3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из:
• Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах
4. Налог на игорный бизнес в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным
5. Земельный налог в РФ относится к налогам и сборам:
• местным
6. Подоходный налог с физических лиц по уровню бюджета относится к налогам:
• регулирующим
7. Во время правления Ивана III основным прямым налогом на Руси был налог:
• подушный
8. Действие налоговых законов РФ на суда, находящиеся в российских территориальных водах, .
• распространяется
9. Система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом, называется:
• налоговой политикой государства
10. Таможенная пошлина в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным
11. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются.
• в пользу налогоплательщика
12. Антиналогообложение — это:
• явление, возникающее вследствие несоответствия налоговых систем различных стран, когда ни одно из государств не признает какого-либо налогоплательщика или объект в качестве «своих»
13. «Налоговое Действие», для совершения которого установлен срок, может быть выполнено.
• до двадцати четырех часов последнего дня срока
14. Ставки налога бывают:
• твердые, процентные
15. Существующая российская налоговая система создавалась:
• на базе опыта зарубежных стран
16. Акты законодательства о налогах и сборах в соответствии с налоговым законодательством РФ, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:
• обратной силы не имеют
17. Экологический налог в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным
18. Органы местного самоуправления . устанавливать местные налоги и сборы, не закрепленные в НК РФ.
• не вправе
19. Налоги, взимаемые в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, называются:
• прямыми
20. При налоговой скидке налог, уплаченный в иностранном государстве, рассматривается как:
• расходы, вычитаемые из сумм доходов, подлежащих налогообложению
21. Российское законодательство уплату налога имуществом .
• не предусматривает
22. Налоговый гнет в России составляет:
• 32%
23. Налоговая система Франции характеризуется:
• преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога
24. Относятся ли приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами Министерства РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ обязательные для их подразделений к законодательству о налогах и сборах?
• нет
25. Налоги, взимаемые через цену товара, называются:
• косвенными
26. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее:
• 1 января года, следующего за годом их принятия
27. Объект налогового правоотношения — это:
• сам налог как обязательный взнос в бюджет
28. Ставки акцизов и таможенных пошлин в РФ устанавливает:
• Правительство РФ
29. Общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства, называется:
• налогово-правовой нормой
30. Автором «Исследования о природе и причинах богатства народов» является:
• Адам Смит
31. Самой крупной статьей доходов в США является:
• подоходный налог с населения
32. Не являются участником налоговых правоотношений:
• отделы по борьбе с экологическими преступлениями МВД РФ
33. Налог на имущество организаций в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным
34. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в России равно:
• 2:1
35. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении.
• одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу
36. Предмет налогообложения — это:
• имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств
37. Налоговое право — это:
• подотрасль финансового права
38. Резким отличием российской налоговой системы от зарубежных налоговых систем является/являются:
• низкая доля подоходного налога с физических лиц и высокая доля налога на прибыль предприятий
39. Какие акты не имеют обратной юридической силы?
• устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов
40. Налог на рекламу в РФ относится к налогам и сборам:
• местным
41. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
• федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы
42. Охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права называется:
• субъективным налоговым правом
43. Принципы налогообложения впервые сформулировал:
• Адам Смит
44. Ставка налога — это:
• размер налога, приходящийся на единицу налогообложения
45. Налог с продаж и НДС присутствует одновременно в налоговых системах:
• Японии
46. Налог на наследование или дарение в РФ относится к налогам и сборам:
• местным
47. Уравнительный налог существует в налоговой системе:
• Японии
48. К специальным налоговым режимам относятся:
• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции
49. Законодательство о налогах и сборах регулирует.
• властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
50. Объект налогообложения — это:
• юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог
51. Налоговой системе России присущи:
• нестабильность и неурегулированность
52. Налог на имущество физических лиц в РФ относится к налогам и сборам:
• местным
53. Налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории, называются:
• федеральными
54. Налог на пользование недрами в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным
55. Плательщики налогов — это:
• юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги
56. В качестве источника публикации о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях определены:
• «Налоговый курьер»
57. К источникам налогового права не относится:
• Налоговое законодательство зарубежных стран
58. Субъект налоговых правоотношений — это:
• реальный участник налоговых правоотношений
59. Налог на недвижимость в РФ относится к налогам и сборам:
• региональным
60. Налоговые законы приоритет над неналоговыми законами .
• имеют
61. Налоги, вводимые государством для формирования бюджета в целом, называются:
• абстрактными
62. К способам, исключающим двойное международное налогообложение, относится:
• налоговый гнет
63. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в.
• вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд
64. Подоходный налог с физических лиц в США:
• является одной из самых крупных статей доходов
65. Налог – это:
• обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
66. Основной чертой налоговой системы России в XVIII в. было:
• большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми
67. Какой из российских налогов, введенный Петром I, действует в модифицированной форме в настоящее время:
• подушный
68. Пошлина — это:
• плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий в интересах этих организаций и граждан
69. Установление налога — это:
• первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства
70. Налоговая льгота, как правило, — это:
• предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками
71. К косвенным налогам относятся:
• акцизы, таможенные пошлины, налог с оборота
72. Могут ли устанавливаться региональные или местные налоги и(или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ?
• нет
73. Система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействия на соответствующие субъекты с элементами диспозитивности, называется:
• налоговым правом
74. Доля косвенных налогов в России за последние 5 лет в 1997 году составляла:
• 70-75%
75. К прямым налогам относятся:
• подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
76. Действие налоговых законов РФ . на посольства и консульства РФ в других странах.
• распространяется всегда
77. Могут ли субъекты РФ устанавливать налоги и сборы (ставку и виды)?
• да
78. Содержанием налоговых правоотношений является/являются:
• права и обязанности их участников
79. Налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ, называются:
• региональными
80. Для российской налоговой системы свойственно соотношение компетенции центральных и местных органов власти по варианту:
• разные налоги и разные ставки
81. Налоговая база — это:
• стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения
82. Налог на добавленную стоимость в РФ относится к налогам и сборам:
• федеральным
83. Налоги, вводимые для финансирования конкретного направления затрат государства, называются:
• целевыми
84. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения.
• филиалов и иных обособленных подразделений
85. Принципиальное отличие налоговой системы Германии от французской налоговой системы состоит в:
• наличии налога с продаж вместо НДС
86. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика:
• внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки
87. По налоговому законодательству РФ юридические лица считаются резидентами, если они:
• созданы на территории России по российскому законодательству
88. При установлении налогов должны быть определены.
• все элементы налогообложения
89. Смешанные налоги — это:
• категория налогов, плательщиками которой являются как физические лица, так и предприятия, организации
90. Установите последовательность нормотворческих действий:
• 1) установление налога
• 2) введение налога
• 3) внесение изменений и дополнений
• 4) отмена налога
91. Масштаб налога — это:
• определенная законом физическая характеристика или параметр изменения ставок налогообложения
92. Обязанность платить налоги — .
• конституционная обязанность
93. Наибольший доход в бюджеты городов Древнего Рима приносил:
• поземельный налог
94. Предоставление льгот по налогообложению путем освобождения налогоплательщиков от уплаты налога на имущество физических лиц относиться к типу:
• освобождение отдельных категорий населения
95. Налог на прибыль с предприятий и организаций по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, относится к налогам:
• разноуровневым
96. После событий 1917 года основным доходом Советского государства выступили:
• эмиссия денег, контрибуции и продразверстка
97. Количество уровней в налоговой системе государства зависит от:
• государственного устройства
98. Международное двойное налогообложение — это:
• одновременное обложение в двух или более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же или аналогичным налогом
99. Могут ли полномочные министерства и ведомства принимать нормативные акты направленные на регулирование налоговых правоотношений?
• да, но такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах
100. Уплата налогов носит характер:
• не только добровольный, но и принудительный
1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
- система налогов и сборов РФ;
- система налоговых правоотношений;
- система участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Функции налогов
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
-
Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
- 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
- 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ
Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.
1. По уровню управления
Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.
Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.
К федеральным налогам относятся:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) водный налог;
- 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 8) государственная пошлина.
Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:
- 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.
Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;
- 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).
Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).
К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:
- 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
- 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.
Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:
- 1) налог на имущество организаций;
- 2) транспортный налог;
- 3) налог на игорный бизнес.
Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.
Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.
К местным налогам относятся:
- 1) земельный налог;
- 2) налог на имущество физических лиц;
- 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
2. По способу взимания налога
Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).
Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.
3. Источники уплаты налога
К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».
К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.
На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.
К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.
На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.
4. В зависимости от применяемых ставок
Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).
Элементы налога
Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.
Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.
Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
- Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
- Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
- Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
- Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
- Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.
Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.
Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ
Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.
Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.
← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
Уфа 2015
2.2 Классификация налогов
В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.
Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:
- федеральные:
- региональные;
- местные.
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:
- прямые;
- косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.
Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные пошлины и др.
Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.
Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.
Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:
- общие;
- специальные.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:
- транспортный налог;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:
- твердыми;
- процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).
В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:
- включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
- относимые на издержки обращения и затраты производства;
- относимые на финансовые результаты;
- уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:
- закрепленные;
- регулирующие.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.
Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.
Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
Налоги, уплачиваемые физическими лицами
Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.
Читайте также: