Государственное регулирование ценообразования влияние введения налогов

Опубликовано: 14.05.2024

14.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 08.04.2003 г.) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 29.10.2010 г.) и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т.д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в Перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010 г.), Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способом прямого регулирования ценообразования является установление:

- фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

- предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%);

- базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

- предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

- предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

- гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Налогообложение

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие. В микроэкономике важно разделение налогов на фиксированные (аккордные) и количественные.

Фиксированный (аккордный) – налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=const). Пример данного налога – плата за лицензию.

Главное свойство аккордных налогов заключается в том, что они не изменяют кривые спроса и предложения, но при этом уменьшают прибыль фирм (если введены на фирму) или благосостояние потребителя (если введены на потребителя).

Количественный – налог, сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

    Потоварный – налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Tx = tQ. Пример – специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения, например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили).

  • Стоимостной – налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога. Внутри данной группы налогов также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Pd) или производителя (Ps) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго – НДС и налог с продаж.
  • 9.5.1. Последствия применения потоварного налога

    Допустим, государство установило налог на производителя в размере t руб./ед., кривая спроса описывается уравнением Qd = a – b * Pd , а кривая предложения Qs = c + d * Ps. Данные уравнения соответствую прямым линиям спроса и предложения, которые изображены на графике ниже.


    Для того, чтобы оценить, как введение потоварного налога скажется на рыночном равновесии, предлагается выразить функцию цены от количества P(Q) для предложения:


    Вспомним, что кривая предложения показывает минимальную цену, по которой производитель готов предложить определенное количество товара (это называется величиной предложения) на рынок. При введении потоварного налога в размере t денежных единиц за каждый предлагаемый товар, минимальная цена производителя увеличится на величину данного налога. В результате вся кривая предложения смещается вверх на величину t, что соответствует новой функции предложения:


    Выразив обратно функцию Q(P), мы получим выражение:

    Таким образом, потоварный налог, уплачиваемый производителем, уменьшает предложение, и сдвигает кривую предложения влево-вверх.

    Исходная точка рыночного равновесия с координатами (Р * , Q * ) была получена в результате пересечения первоначальных кривых спроса D и предложения S. В результате налогообложения объем продаж сокращается. Цена, уплачиваемая потребителем (Pd), возрастает относительно первоначальной равновесной рыночной цены, а цена, получаемая производителем (Ps), – опускается. Таким образом, налоговая ставка как бы распределяется между потребителем и производителем, независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог. Пропорция распределения определяется наклонами кривых: чем положе выглядит кривая, тем меньшая доля налога приходится на соответствующего экономического агента. Например, доля налога, уплачиваемая потребителем, будет тем ниже, чем:

    • положе кривая спроса;
    • круче кривая предложения.

    9.5.2. Субсидирование (выплата трансфертов)

    Любая субсидия может быть рассмотрена как соответствующий налог, но с отрицательным значением ставки. Поэтому введение потоварной субсидии фирме означает увеличение предложения (смещение кривой предложение вправо-вниз), а введение потоварной субсидии потребителю означает увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо-вверх).

    Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод: в реальной действительности действует ряд дестабилизирующих факторов, которые нарушают состояние рыночного равновесия.

    В современной экономической литературе функционирование рынка приравнивается к саморегулируемой системе, в основе которой лежит рациональное экономическое поведение, т.е. предприятия, удовлетворяя свои интересы, одновременно, направляемые «невидимой рукой» (см. А. Смит), способствуют обеспечению общественных интересов.

    Саморегулирующаяся экономическая система проявляется, с одной стороны, как форма организации саморегулирования, с другой стороны, как метод хозяйствования. Первое связано с существованием: многообразия форм собственности, различными организационно-правовыми формами хозяйствования, рыночной инфраструктурой. Второе – с действием интеграционных и конкурентных процессов, основой которых является государственное регулирование, направленное на ограничение поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации.

    Исторически, система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности, обеспечивая «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействия на соперников. Позже, государственному регулированию стали присущи социальные приоритеты: защита малоимущих, контроль за ценами, а точнее их соответствием качеству продукции, защита прав потребителей, т.д.

    Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

    фиксированные цены.

    Остановимся на них подробнее. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических субъектов и, следовательно, не нарушают функционирование рыночных процессов.

    Влияние налогов на рыночное равновесие рассмотрим на примере введения налогов:

    б) для потребителя.

    Рассмотрим первый вариант. Предположим, что Правительством вводится акцизный сбор на какой-то вид продукции в размере Т грн. на каждую единицу.

    До введения налога линия спроса занимала положение D, а линия предложения S. Равновесная цена соответствовала Р, равновесный объем – Q. В результате введения налога произойдет сдвиг кривой предложения влево вверх S2 на величину Т грн. (налог – неценовой фактор, он увеличивает расходу производителя, снижая его прибыль, т.е. способствует сокращению объема производства и росту цены). На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится от Q до Q1, а цена вырастет от Р до Р+. Однако, количество товара Q1, при прошлом равновесии производитель мог бы предлагать на рынок только по цене Р- (см. рис. 2.20).

    Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.


    Рисунок 2.20. Влияние на рыночное равновесие налога при уплате его продавцом

    Рассмотрим второй вариант – налог вносят в бюджет покупатели. Введение дополнительного налога для покупателей снизит их реальные доходы, т.е. потребитель почувствует себя беднее. Так как, это неценовой фактор, то кривая спроса сместиться влево вниз, т.е. покупатели будут готовы покупать тот же объем товара, при условии, что его цена будет ниже предыдущей равновесной (см. рис. 2.21).


    Рисунок 2.21. Воздействие на рыночное равновесие налога при уплате его покупателем

    Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.

    Выше изложенное позволяет сделать вывод: не играет роли тот факт, кто выступает плательщиком налога – продавцы или покупатели. И в том, и в другом случае налог будет выплачиваться обоими участниками рынка. Но, необходимо отметить, что распределение налогового бремени между продавцами и покупателями не всегда пропорционально, оно зависит от соотношений наклонов линий спроса и предложения (т.е. от эластичности спроса и предложения, о чем мы поговорим позже).

    чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога выплачивается покупателем;

    чем больший наклон имеет линия предложения и меньший линия спроса, тем большая часть налога выплачивается продавцом.

    Следующим инструментом государственного регулирования рынка являются дотации.

    Дотация – это отрицательный налог или «налог наоборот». Она может устанавливаться в процентах к цене товара, или в абсолютной сумме к единице товара. Дотации могут получать как производители (продавцы), так и потребители (покупатели).

    Если дотацию получают производители - кривая предложения смещается вправо вниз, т.е. уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объем продукции на рынке. Если дотацию получают потребители – кривая спроса сдвигается вправо вверх, т.е. увеличивается и цена и равновесный объем. На рынке происходят действия противоположно направленные процессу введения налогов. Однако, и в первом, и во втором случае: дотация делится между потребителем и производителем; пропорции в распределении дотации зависят от соотношения в наклонах кривых спроса и предложения.

    Наиболее неэффективным методом государственного регулирования рынка является установление фиксированных цен на товары и услуги, потому что это затрудняет действие рыночного механизма, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

    Установление государством фиксированных цен может осуществляться двумя способами:

    установление верхнего предела цен («потолок цены»);

    установление нижнего предела цен («пол цены»).

    Остановимся на них подробнее.

    Установление верхнего предела цены – это процесс законодательного введения максимальной верхней границы цены на отдельные товары. Такая цена может называться «социально низкая», обычно вводится для поддержания малоимущих слоев населения на товары первой необходимости. Эта цена всегда меньше равновесного уровня и при ее введении на рынке образуется дефицит (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

    Установление нижнего предела цены – это процесс зак5онодательного введения минимальной нижней границы цены на отдельные товары. Такую цену можно назвать «стимулирующей», потому что ее введение способствует повышению мотивации хозяйственной деятельности производителей, а, следовательно, способствует росту предложения товара. В условиях рынка такая цена всегда устанавливается выше равновесного уровня, что способствует перепроизводству, или формированию рыночного излишка (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

    Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

    • налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
    • научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
    • государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

    Уровень и соотношение цен товаров любого назначения касаются интересов всех субъектов производственной деятельности, непроизводственной сферы, а также населения в целом.

    В некоторых случаях государство может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она не может изменяться.

    Фиксирование цен государством проводится для обеспечения:

    1. доступа большей части населения к потреблению определенного товара. В этом случае законодательно устанавливается максимальная цена ("потолок "цены), которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Выше этой величины производители не имеют право поднимать цену. Однако при этом необходимо учитывать, что если "потолок" цены окажется ниже цены равновесия, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара, который будет препятствовать доступу к нему большинства потребителей;
    2. определенного уровня доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помощи производителям для покрытия издержек. В этом случае законодательно устанавливается минимальная цена. Она, как правило, превышает цену равновесия. Однако в результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продуктов или ресурсов, и поставленная цель не будет достигнута, так как для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются, а для поставщиков ресурсов - что ресурсы все равно не продаются и, следовательно, не обеспечивается желаемый уровень дохода.

    Отсутствие государственного регулирования цен негативно сказывается на состоянии отдельных производителей и экономики в целом. Налоговая и внешнеэкономическая политика государства может как стимулировать, так и сдерживать производство и предложение товаров на рынке, понижать или повышать цены товаров и услуг.

    Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно выделить:

    • определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;
    • установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);
    • нормирование рентабельности;
    • замораживание цен.

    В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.

    Государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:

    • назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
    • определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
    • устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

    В кризисных ситуациях государственные органы могут устанавливать предельные цены товаров, произведенных в сфере негосударственного сектора (хлеба и хлебобулочных изделий, масломолочной продукции, детского питания и др.). В мировой практике имеется достаточно примеров, когда уровень цен определенных товаров негосударственных предприятий утверждается решением межгосударственных органов (установление цен угля и черных металлов Европейским объединением угля и стали, цен нефти - странами Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), закупочных цен сельскохозяйственной продукции - странами Европейского Сообщества (ЕС) и др.).

    Основные принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

    Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

    К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.

    В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.

    В качестве мер ценового регулирования используются государственные дотации. Некоторые отрасли промышленности требуют постоянной государственной поддержки (например, угольная промышленность) в виде дотационных доплат производителям либо потребителям. Дотация - это ассигнования из государственного бюджета, направляемые на покрытие предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают его затрат. Иными словами, это означает, что если на товар установлена дотация, то одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая - государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается

    Большое значение имеет государственное регулирование цен во внешней торговле. Предприятия - субъекты внешнеэкономической деятельности определяют конкретные цены на договорных условиях с учетом спроса и предложения. В мировой практике используются также другие методы государственного влияния на цены, базирующиеся на антимонопольном законодательстве, законах о нечестной торговле (в частности, антидемпинговом законодательстве), ценовой рекламе и др.

    Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 1970-х гг. были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены.

    Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования процесса ценообразования. Налог на добавленную стоимость используется более чем в 40 странах мира и считается эффективной формой налогообложения, что выражается в его универсальности и стимулировании роста доходов, а не расходов.

    По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки - нормальная и сниженная. От уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС имеют предприятия, выпускающие продукцию социально значимого характера и инвестирующие науку.

    Кроме экономического регулирования цен, в странах с развитой рыночной экономикой широко применяется система административных (законодательных) мер. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками розничных цен своих товаров. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо их "ножницы". Контроль осуществляют местные органы самоуправления и "социальные партнеры" (профсоюзы и др.). Во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен некоторых товаров, улучшение качества как условие роста цен новой продукции и т.д. Для усиления контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10%).

    В то же время необходимо отметить, что административное регулирование цен может привести к дефициту или перепроизводству продукции и, соответственно, к отклонению назначаемой цены от цены равновесия.

    Государственное регулирование цен может предусматривать мероприятия законодательного и судебного характера. В одних случаях ценообразование в государстве регламентируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями государственных и местных органов власти, в третьих - те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка.

    Государственный контроль за ценами осуществляется в сфере действия государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. В сфере действия свободных цен контролируются правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

    Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

    ОТВЕТ

    Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

    Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

    Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

    а) налог уплачивают продавцы;

    б) налог уплачивают покупатели.

    Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D 1D 1, а линия предложения – S 1S 1. Равновесная цена составляла Р 1; равновесный объем продаж – Q 1(рис. 5.1).

    В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S 2S 2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q 2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P 1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP 1.


    Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

    Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q 2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


    Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

    Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


    Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

    Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

    Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

    Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D 1D 1 и S 1S 1. Равновесный объем продаж был равен Q 1; а равновесная цена – P 1(рис. 5.4).


    Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

    Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P 1. В этом случае объем продаж возрастет до Q 2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

    Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

    Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

    Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

    Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

    а) установление верхнего («потолка») предела цен;

    б) установление нижнего («пола») предела цен.

    Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

    Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

    Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

    Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема Q Е. В первом случае будет продано Q? q единиц блага, во втором – Q? s.


    Рис. 5.5. Фиксированная цена

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    49. Государственное регулирование цен

    49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

    5. Рыночное равновесие

    5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих

    Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

    Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг

    Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

    Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

    Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.

    Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов. ОТВЕТПоскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного

    Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

    Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• спрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса;• предложение товара и его кривая;• рыночное

    7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

    7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и

    Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

    Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• роль и значение для развития экономики экономического равновесия;• теории макроэкономического равновесия;• роль государства в

    4. Государственное регулирование рынка труда

    4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

    Глава 9 Рыночное равновесие

    Глава 9 Рыночное равновесие Данная глава дает представление о концепции рыночного равновесия, и о том, почему будет существовать недостаток или избыток товаров и услуг, если рынок не находится в равновесии; как в результате взаимодействия спроса и предложения

    9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие

    9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.Самым мягким и «цивилизованным»

    Глава 9 Рыночное равновесие

    Глава 9 Рыночное равновесие Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой

    Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие

    Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же

    Читайте также: