Государственная пошлина взимается в размере кратном минимальной месячной оплате труда

Опубликовано: 16.05.2024

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 октября 1993 г. N НИ-4-04/156н

О ВЗИМАНИИ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В связи с возникающими вопросами о порядке взимания госпошлины за отдельные нотариальные действия в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.91 "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 06.03.93 N 4618-1 "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц") Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации сообщают следующее.

1. За удостоверение сделок, не подлежащих оценке, и за составление проектов сделок, заявлений и других документов, не подлежащих денежной оценке, размер госпошлины определяется нотариусом в пределах, установленных подпунктами "д" и "э" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине". Минимальный размер пошлины за эти нотариальные действия Законом не установлен.

2. За выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию после введения в действие (с 11.03.93) Основ законодательства Российской Федерации о нотариате госпошлина взимается в размере одного процента стоимости наследуемого имущества на момент открытия наследства, а если такое свидетельство было выдано до 11.03.93, то применяются ранее действовавшие ставки госпошлины.

3. За удостоверение договоров залога государственная пошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "в" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (3 процента суммы договора, но не менее установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

4. Свидетельствование верности перевода с одного языка на другой и свидетельствование подписей (в том числе и подписи переводчика) на документах - это два разных нотариальных действия и за их совершение установлены разные ставки государственной пошлины.

За свидетельствование верности перевода с одного языка на другой госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "к" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (однократный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда за одну страницу).

За свидетельствование подлинности подписей на банковских карточках, заявлениях и на других документах госпошлина взимается в размере двукратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за свидетельствование подлинности подписи каждого лица.

Например, если свидетельствуется подлинность подписей на банковских карточках, которые представляются в двух и более экземплярах, то госпошлину следует взимать за свидетельствование подлинности каждого лица на каждом экземпляре карточки.

5. Согласно статье 7 Закона РСФСР от 04.07.91 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и госпошлина не взимается.

Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного совета народных депутатов.

Если по желанию сторон договор о приватизации жилья удостоверяется в нотариальной конторе в соответствии со статьей 161 Гражданского кодекса РСФСР, то госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "в" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", 3 процента суммы договора, но не менее установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

6. За удостоверение доверенности на право пользования и (или) распоряжения имуществом (в том числе денежными вкладами), продажу, дарение имущества госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "ж" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (50 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

7. За удостоверение прочих доверенностей, в том числе на покупку, принятие в дар имущества, получение денег в кредитных учреждениях, а также доверенностей, выданных в порядке передоверия, госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "з" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (20 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

8. За удостоверение договоров отчуждения и приобретения автомототранспортных средств госпошлина взимается в размере 3 процентов суммы договора, но не менее установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (подпункт "в" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине"). Законом не предусмотрена обязательность проведения оценки для исчисления государственной пошлины за удостоверение договоров отчуждения и приобретения автомототранспортных средств.

9. Для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство автомобиля его стоимость определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции.

В местностях, где нет таких учреждений, для исчисления госпошлины может быть использована оценка автомобилей, проведенная страховыми органами или другими организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия.

10. За удостоверение договора поручительства госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "в" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (3 процента суммы договора, но не менее установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

11. За удостоверение договоров дарения домов, квартир, дач, иных помещений, сооружений, строений, иного недвижимого имущества госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "б" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (3 процента суммы договора, но не менее установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

12. За удостоверение доверенностей на право пользования автомототранспортными средствами госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "ж" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (50 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

13. За выдачу свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества госпошлина взимается по ставке, установленной подпунктом "ч" пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (50 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

14. За выполнение технической работы по изготовлению документов госпошлина взимается в размере 2 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за страницу.

Под технической работой по изготовлению документов, за которую взимается государственная пошлина в указанном размере, понимаются услуги по изготовлению копий документов на пишущей машинке, компьютере, ксероксе и другими способами, в том числе заполнению бланков документов, заявлений, доверенностей, завещаний и выполнение других работ подобного рода.

15. В соответствии с Законом Российской Федерации "О залоге" за регистрацию залога, выдачу свидетельства о регистрации залога, за предоставление выписки из реестра регистрации залога госпошлина взимается органами, на которые возложены обязанности по совершению этих действий.

16. При взимании госпошлины сумма ее может округляться до одного рубля, при этом сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма, превышающая 50 копеек, принимается за 1 рубль. Соответствующие изменения в инструкцию Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.03.92 N 5 "О государственной пошлине" по этому вопросу будут внесены при ее переиздании.

Просим довести указанное письмо до сведения нотариальных органов.

Вопросы уплаты или взыскания государственной пошлины в арбитражном судопроизводстве регулируются Законом РФ от 5 декабря 1991 г. «О государственной пошлине». Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Указом Президента Российской Федерации «О государственной пошлине» от 17 сентября 1994 г. № 1930, инструкцией Государственной налоговой службы РФ «О государственной пошлине» № 5 от 13.03.92 г.

Говоря о нормативном регулировании отношений, связанных с уплатой или взысканием государственной пошлины, необходимо иметь в виду, что Закон РСФСР «О государственной пошлине» действует в части, не противоречащей Указу Президента РФ от 17 сентября 1994 г., которым устанавливаются размеры государственной пошлины, взимаемой по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вплоть до внесения изменений и дополнений в названный закон РФ. Следует отметить также, что инструкция от 13.03.92 г. не учитывает ряда положений, содержащихся в АПК РФ. В этой связи применение данной инструкции возможно лишь в части, не противоречащей АПК РФ.

В соответствии со ст. 91 АПК РФ государственной пошлиной оплачиваются:

заявления о признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан;

заявления о вступлении в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора;

заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

апелляционные и кассационные жалобы на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов;

заявления о выдаче приказа на принудительное исполнение решений третейского суда;

апелляционные и кассационные жалобы на определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.

Государственной пошлиной оплачиваются первоначальные и встречные исковые требования как имущественного, так и неимущественного характера.

Государственная пошлина взимается не только с исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб, но и за выдачу копий решений, определений, постановлений арбитражного суда и копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом по просьбе сторон и другие лиц, участвующих в деле.А. Порядок исчисления государственной пошлины

Государственная пошлина взимается:

а) в твердых ставках и процентах от цены иска — с исковых заявлений имущественного характера;

б) в размере, кратном минимальной месячной оплате труда — с исковых заявлений неимущественного характера, иных заявлений;

в) в процентах — с апелляционных и кассационных жалоб.

Правила определения цены иска установлены в ст. 92 АПК РФ.

Так, цена иска определяется:

по искам о взыскании денежных средств исходя из взыскиваемой суммы;

по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке исходя из оспариваемой суммы;

по искам об истребовании имущества исходя из стоимости этого имущества;

по искам об истребовании земельного участка исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии — по рыночной цене.

Цена иска указывается истцом, однако в случае неправильного ее обозначения она определяется арбитражным судом. В цену иска включается и сумма санкций, на которые указывает истец в исковом заявлении. Если в заявлении не содержится указания на сумму санкций, то в цену иска включается сумма санкций, определен-ная в решении арбитражного суда, независимо от того, удовлетворены или нет требования истца. В этом случае с истца дополнительно взыскивается соответствующая сумма санкций. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

До принятия Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О государственной пошлине» размеры государственной пошлины, взимаемой по делам, рассматриваемым арбитражными судами, устанавливаются Указом Президента РФ «О государственной пошлине» от 17 сентября 1994 г. № 1930:

а) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:

до 10 млн. рублей — 5 процентов от цены иска, но не менее размера минимальной месячной оплаты труда;

от 10 млн. рублей до 50 млн. рублей — 200 тыс. рублей + 4 процента от суммы свыше 10 млн. рублей;

от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей — 1 млн. 800 тыс. рублей + 3 процента от суммы свыше 50 млн. рублей;

от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей — 3 млн. 300 тыс. рублей + 2 процента от суммы свыше 100 млн. рублей;

от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей — 11 млн. 300 тыс. рублей + 1 процент от суммы свыше 500 млн. рублей;

свыше 1 млрд. рублей — 16 млн. 300 тыс. рублей + 0,5 процента от суммы свыше 1 млрд. рублей;

б) с исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров (контрактов), и по спорам о признании сделок недействительными — 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда;

в) с иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе с заявлений о признании права, о принуждении к исполнению обязанности в натуре — 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда;

г) с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов — 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда;

д) с заявлений о признании предприятий несостоятельными (банкротами) — 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда;

е) с заявлений о вступлении в дела третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, — по ставке государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — по ставке, исчисленной исходя из оспариваемой третьими лицами суммы;

ж) с заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное Исполнение решения третейского суда — 20-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.

В Указе Президента РФ от 17 сентября 1994 г., изданном до вступления в действие АПК РФ 1995 г., не установлены размеры государственной пошлины, взимаемой при подаче апелляционных жалоб. Содержание ст. 2 Закона РФ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 5 апреля 1995 г., ст. 89 АПК РФ, подпункт «з» п. 2 Указа Президента РФ свидетельствует о том, что апелляционные жалобы должны оплачиваться в размере 50 процентов от ставки государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы. В таком же размере государственная пошлина взимается с заявлений о принесении протестов на вступившие в законную силу решения арбитражного суда, которые не обжаловались в апелляционном порядке.

За выдачу копий решений, определений, постановлений арбитражного суда, иных документов из дела, выдаваемых арбитражным судом по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, — 1 процент минимальной месячной оплаты труда за каждый документ.

Если в исковом заявлении содержится несколько материально-правовых требований к ответчику государственной пошлиной оплачивается каждое из них. В случае когда все требования имеют имущественных характер, размер государственной пошлины исчисляется из совокупной суммы всех требований. При предъявлении иска, содержащего требования имущественного и неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается как по ставкам, установленным для исковых заявлений неимущественного характера, так и по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера.

При увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается (ст. 91 АПК РФ).

При предъявлении иска совместно несколькими истцами сумма пошлины исчисляется исходя из общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований.

При предъявлении иска одним истцом к нескольким ответчикам сумма пошлины также исчисляется исходя из общей цены требований к каждому ответчику.

Исчисление пошлины от общей цены иска производится и в случаях, когда в соответствии со ст. 105 АПК РФ арбитражный суд объединяет несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство.

Государственная пошлина уплачивается путем перечисления сумм пошлины со счета плательщика через учреждения банка. Уплата государственной пошлины производится в рублях.

Прием и зачисление сумм государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, осуществляется в соответствии с «Инструкцией по кассовому исполнению государственного бюджета СССР» № 27 от 26 ноября 1984 г. Дополнительные вопросы, связанные с приемом и зачислением сумм государственной пошлины, регулируются Письмом Центрального банка России от 9 августа 1993 г. № 22-2-1/059.Б. Возврат государственной пошлины

Государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с федеральным законом (ст. 93 АПК РФ).

В решении, определении, постановлении арбитражного суда указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины. Основаниями для полного или частичного возврата государственной пошлины являются:

внесение пошлины в большем размере, чем это требуется по АПК РФ;

возвращение или отказ в принятии искового заявления (жалобы);

прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;

отмена в установленном порядке решения арбитражного суда, если при этом пошлина была уже взыскана с ответчика в бюджет (п. 17 Инструкции о государственной пошлине).

При применении п. 17 Инструкции следует иметь в виду, что подпункт «д», который предусматривает возможность частичного возврата государственной пошлины в случае уточнения в процессе рассмотрения дела предположительной цены иска, в арбитражных судах применяться не может, поскольку в АПК РФ не допускается возможность определения цены иска предположительно.

Возврат государственной пошлины производится при условии, что заявление о ее возврате было подано в арбитражный суд до истечения годичного срока со дня зачисления в бюджет.В. Освобождение от уплаты государственной пошлины, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размеров

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, как отмечалось выше, освобождаются органы прокуратуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов.

Общие правила освобождения от уплаты государственной пошлины установлены в Инструкции (п. 41 Инструкции).

Так, например, от уплаты пошлины освобождаются органы социального страхования и органы социального обеспечения по некоторым искам; Центральный банк Российской Федерации и его учреждения — истцы и ответчики — по всем делам и документам; налоговые и финансовые органы, органы рыбоохраны, Главное управ-ление охотничьего хозяйства. Государственный концерн по водному хозяйству и мелиорации земель Российской Федерации и его органы. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте РФ и его органы и некоторые другие государственные органы по отдельным искам; органы прокуратуры — по искам подаваемым в интересах юридических лиц; общественные организации инвалидов, их учреждения учебно-производственные предприятия и объединения — по всем искам.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие случаи освобождения от уплаты государственной пошлины.

В проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» в число субъектов, освобождаемых от уплаты государственной пошлины, включены помимо органов прокуратуры, органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращающиеся в суд в защиту государственных и общественных интересов общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные предприятия и объединения — по всем искам; налоговые, финансовые и таможенные органы, органы по валютному и экспортному контролю — по искам о взыскании платежей в бюджет и возврате из бюджета.

Арбитражный суд может, исходя из имущественного положения сторон, отсрочить или рассрочить уплату ими государственной пошлины или уменьшить ее размер.

Отсрочка, рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство излагается в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе, ходатайство может быть изложено и в отдельном заявлении, которое прилагается к исковому заявлению (апелляционной, кассационной жалобе).

При наличии ходатайства исковое заявление (апелляционная, кассационная жалоба) не может быть возвращено в связи с неуплатой государственной пошлины.

В ходатайстве должны быть приведены обстоятельства с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заявителя не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления, апелляционной или кассационной жалобы.

Рассмотрение ходатайства производится арбитражным судом, который выносит определение по результатам рассмотрения. Удовлетворение ходатайства об отсрочке, рассрочке или уменьшении размера пошлины должно найти свое отражение в определении о принятии дела к производству арбитражного суда. Если ходатайство не удовлетворено, исковое заявление, кассационная жалоба возвращаются не позднее пяти дней со дня поступления заявления или жалобы.

Марина Крицкая

Новая методика расчета предполагает, что с 1 января 2021 года МРОТ вырастет на 5,5 % и составит 12 792 руб. И это выше, чем должно быть по действующей редакции Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Однако в настоящее время МРОТ на 2021 год федеральным законом еще не установлен.

  • Размер МРОТ в 2021 году
  • Размер МРОТ в 2020 году
  • Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы
  • Региональный МРОТ
  • МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО
  • Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ
  • МРОТ и северные надбавки, районные коэффициенты

Размер МРОТ в 2021 году

В Госдуму внесен проект об изменении методики расчета МРОТ. Текущий вариант предусматривает, что с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за II квартал предыдущего года. Такая система существует последние два года — с 1 января 2019 года.

Если исходить из этой логики расчета, то на 2021 год величина МРОТ должна быть 12 392 руб. И это подтверждается Приказом Минтруда от 28.08.2020 № 542н.

Однако в проекте закона, который пока рассматривается в первом чтении, предлагается более высокий размер МРОТ в 2021 году — 12 792 руб. Видимо, инициатива связана с последствиями затянувшейся пандемии.

Новая методика расчета МРОТ

Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.

В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.

При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Что такое медианный среднедушевой доход

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.

Размер МРОТ в 2020 году

С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени — в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

МРОТ в Москве на 2020 год

МРОТ в Москве в размере 20 195 руб. установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2019 № 1177-ПП и уже действует с 1 октября 2019 год.

МРОТ в Ленинградской области с 1 января 2020 года

28 ноября 2019 года было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2020 год, в соответствии с которым размер МРОТ здесь установлен на уровне 12 800 руб.

Из этого следует, что месячная зарплата человека, трудящегося на территории Ленинградской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение, не может быть ниже размера МРОТ в Ленинградской области, если этот человек полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?».

МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Как было указано выше, в субъектах МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1. ТК РФ размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться для работников, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ.

МРОТ и северные надбавки, районные коэффициенты

В МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты не включаются. Они начисляются сверх МРОТ.

В частности, о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, указывает ч. 2 ст. 146 ТК РФ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате (ст. 315 ТК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

До введения в действие главы "Налог на наследование и дарение" разде­ла X "Местные налоги и сборы" части второй НК РФ данный налог взимается в соответствии с положениями Закона Российской Федера­ции "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 No 2118-1 (с измен, на 24.07.2002) и Закона Российской Федерации *О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или даре­ния" от 12.12.91 № 2020-1 (с измен, на 30.12.2001).
В соответствии с законодательством плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения54.
Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоцик­лы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; пред­меты антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом из таких изде­лий; паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях; средства на имен­ных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имуществен­ных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Об учете плательщиков налога с имущества, переходящего в порядке насле­дования или дарения см. Временные методические рекомендации, сообщенные пись­мом Госналогслужбы РФ от 25 декабря 1995 года № ВН-6-03/659.
Законодательством предусмотрены различные ставки налога для иму­щества, переходящего физическим лицам в порядке наследования и переходящего физическим лицам в порядке дарения.
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляется по следующим ставкам:
• при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-крат­ного установленного законом размера ММОТ:
- наследникам первой очереди - 5% от стоимости имущества, превыша­ющей 850-кратный установленный законом размера ММОТ;
- наследникам второй очереди - 10% от стоимости имущества, превы­шающей 850-кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим наследникам - 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер ММОТ;

при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-крат­ного установленного законом размера ММОТ:
- наследникам первой очереди - 42,5-кратного установленного законом размера ММОТ + 10% от стоимости имущества, превышающей 1700­кратный установленный законом размер ММОТ;
- наследникам второй очереди - 85-кратного установленного законом размера ММОТ + 20% от стоимости имущества, превышающей 1700­кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим наследникам - 170-кратного установленного законом размера ММОТ + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер ММОТ;

• при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного уста­новленного законом размера ММОТ:
- наследникам первой очереди - 127,5-кратного установленного зако­ном размера ММОТ + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер ММОТ;
- наследникам второй очереди - 255-кратного установленного законом размера ММОТ + 30% от стоимости имущества, превышающей 2550­кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим наследникам - 425-кратного установленного законом размера ММОТ + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер ММОТ.

Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке даре­ния, исчисляется по следующим ставкам:
• при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80­кратного до 850-кратного установленного законом размера ММОТ:
- детям, родителям - 3% от стоимости имущества, превышающей 80­кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим физическим лицам - 10% от стоимости имущества, превыша­ющей 80-кратный установленный законом размер ММОТ;

при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851­кратного до 1700-кратного установленного законом размера ММОТ:
- детям, родителям - 23,1-кратного установленного законом размера ММОТ + 7% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим физическим лицам - 77-кратного установленного законом раз­мера ММОТ + 20% от стоимости имущества, превышающей 850-крат­ный установленный законом размер ММОТ;

при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1701­кратного до 2550-кратного установленного законом размера ММОТ:
- детям, родителям - 82,6-кратного установленного законом размера ММОТ + 11% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим физическим лицам - 247-кратного установленного законом размера ММОТ + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700­кратный установленный законом размер ММОТ;

при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2550-кратного установленного законом размера ММОТ:
- детям, родителям - 176,1-кратного установленного законом размера ММОТ + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер ММОТ;
- другим физическим лицам - 502-кратного установленного законом размера ММОТ + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550­кратный установленный законом размер ММОТ.

Налоговые льготы. В соответствии с законодательством от налогообло­жения по данному налогу освобождаются:
• имущество, переходящее в порядке наследования супругу, переживше­му другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);
имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обя­занностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Рос­сийской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государ­ственной собственности и правопорядка;
жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследо­вания инвалидам I и II групп;


Конституционный Суд опубликовал Определение от 11 февраля 2021 г. № 178-О по жалобе на неконституционность ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса, согласно которой месячная зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Суды посчитали, что при начислении зарплаты нет нарушений со стороны работодателя

С жалобой в Конституционный Суд обратилась Нина Конради, которая работает в МКУК «Многофункциональный культурный центр» Шипуновского района Алтайского края режиссером высшей категории (0,75 ставки). Ее зарплата состоит из оклада (3894 руб. 75 коп.), повышающего коэффициента за работу в сельской местности (25%), надбавки за стаж работы (30%), ежемесячной премии (13,5%) и районного коэффициента за работу в особых климатических условиях (25%).

Женщина обратилась в суд с иском к работодателю о взыскании недоначисленной и невыплаченной зарплаты. В обоснование исковых требований она указала, что работодатель должен выплачивать работнику, отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, зарплату не ниже МРОТ без включения в нее компенсационных и стимулирующих выплат. Соответственно, оклад работника не может быть ниже вышеуказанного показателя, а все иные выплаты должны начисляться на оклад. По словам истца, в ее случае работодатель осуществляет начисление зарплаты следующим образом: на оклад начисляется надбавка за работу в сельской местности, затем надбавка за стаж работы и премия, после чего производится доплата до минимального размера оплаты труда, а полученная сумма увеличивается на районный коэффициент.

Три инстанции отказали в удовлетворении иска, признав правильными действия ответчика по начислению зарплаты, при этом они осуществляли сравнение зарплаты заявительницы с МРОТ пропорционально выплачиваемой ей доле ставки. Верховный Суд также отказался рассматривать кассационную жалобу заявительницы

В жалобе в Конституционный Суд Нина Конради указала, что оспариваемое ею законоположение неконституционно, поскольку в контексте правоприменительной практики позволяет работодателю устанавливать работнику зарплату, размер которой с учетом включения в ее состав всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда (кроме районного коэффициента), не превышает МРОТ. В то же время, подчеркнула она, вознаграждение за труд не может быть ниже данного показателя.

КС не увидел нарушения Конституции, но заметил, что проблема должна решаться на законодательном уровне

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд напомнил, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего законодательства является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на установленном законом уровне. Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, поэтому определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

С 1 января 2021 г., как отметил КС, размер МРОТ составляет 12 792 руб. в месяц. С этой даты критерием для определения данного показателя является не только величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, но и величина медианной зарплаты, это направлено на обеспечение роста размера минимальной оплаты труда в соотношении с зарплатой большинства россиян, работающих по трудовому договору.

«Таким образом, действующее правовое регулирование направлено на обеспечение каждому работнику справедливой оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда и обязывает работодателя при разработке системы оплаты труда обеспечивать обоснованную дифференциацию оплаты труда работников с тем, чтобы установленные доплаты и надбавки компенсационного характера компенсировали влияние на работника неблагоприятных производственных факторов, а доплаты и надбавки стимулирующего характера, установление которых относится к дискреции работодателя, выполняли функцию поощрения работника за добросовестный труд и побуждения его к дальнейшей добросовестной и эффективной трудовой деятельности», – отмечено в определении Суда.

В связи с этим КС счел, что оспариваемая заявительницей норма не может расцениваться как нарушающая ее права. Суд добавил, что женщина фактически ставит перед ним вопрос об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже МРОТ. Между тем разрешение этого вопроса относится к компетенции законодателя, который правомочен при совершенствовании трудового законодательства учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом.

Эксперты «АГ» посчитали проблему системной

Юрист Елена Карсетская напомнила, что в 2017 г. Конституционный Суд в Постановлении от 7 декабря № 38-П пришел к выводу, что районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом.

Она добавила, что, исходя из определения, можно сделать вывод, что, по мнению КС, районный коэффициент и процентная надбавка – это единственные компенсационные выплаты, которые начисляются сверх МРОТ. «В отношении иных выплат компенсационного характера, например за работу в сельской местности, данный принцип не распространяется. При сравнении заработной платы с МРОТ не учитываются стимулирующие и поощрительные выплаты. Поэтому те работодатели, которые устанавливают крайне низкие оклады и доводят заработную плату до размера МРОТ путем начисления стимулирующих, поощрительных и компенсационных выплат, законодательство не нарушают», – отметила она.

Адвокат АП Калининградской области Екатерина Казакова отметила, что история с соотношением МРОТ и месячной зарплаты давняя и тянется с тех самых пор, как законодатель установил, что именно месячная заработная плата работника с учетом всех ее составных частей должна быть не менее МРОТ, а не оклад. «Такое изменение стало возможным с введением в ТК РФ ст. 133.1, которая предусматривает, что в субъектах РФ вводится региональная минимальная заработная плата. Неоднозначная практика в спорах о взыскании невыплаченной зарплаты в недавнем прошлом сложилась по поводу того, что работодатели устанавливали работнику ее размер с учетом включения в ее состав районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности с особыми климатическими условиями. И тем самым нарушалось право работников, осуществляющих трудовую деятельность в такой местности, на повышенный размер оплаты труда», – пояснила эксперт.

Она добавила, что ранее в Определении от 1 октября 2009 г. № 1160-О-О КС отмечал, что правовая природа МРОТ и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений после 1 сентября 2007 г. остались прежними. «Изменения ст. 129 и 133 ТК РФ не предполагали умаления права лиц, работающих по трудовому договору, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федерального МРОТ. Кроме того, установление такой государственной гарантии, как федеральный МРОТ, определение содержания и объема этой гарантии, а также изменение соответствующих правовых норм не затрагивают других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями», – пояснила адвокат.

Екатерина Казакова добавила, что такой позиции придерживался и Верховный Суд РФ до 2016 г., после чего она была радикально изменена: в определениях от 8 августа 2016 г. № 72-КГ16-4 и от 19 сентября 2016 г. № 51-КГ16-10 ВС указал, что право работника, осуществляющего трудовую деятельность в особых климатических условиях, на повышенную оплату труда не может считаться нарушенным в тех случаях, когда размер его заработной платы с учетом включения в ее состав районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки составляет не менее минимального размера оплаты труда.

Адвокат также обратила внимание на выводы КС в Постановлении № 38-П/2017 и указала, что, определяя федеральный МРОТ как государственную гарантию, законодатель установил его как нижнюю планку в оплате труда для работников, труд которых финансируется из федерального бюджета, без учета выплат за работу в особых климатических условиях. «Очевидно, что включение компенсационных и стимулирующих выплат в состав месячной зарплаты, размер которой может не превышать федерального МРОТ, представляется неэффективным, в том числе и для целей экономии бюджетных средств, поскольку указанные составные части заплаты своего назначения не выполняют», – резюмировала Екатерина Казакова.

Заместитель директора по научной работе юридического института Кемеровского государственного университета, к.ю.н. Егор Трезубов отметил, что ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, а после прошлогодних поправок и ч. 5 ст. 75 Конституции РФ гарантируют каждому в России оплату вознаграждения за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. «Как показывает определение КС РФ, никакой ценности в конституционных поправках в части социальных гарантий трудящихся граждан нет, ничего в сложившейся практике не изменилось, да и не должно было измениться. Все это было понятно и не могло вызывать никаких сомнений и до принятия Закона о поправках в Конституцию. Государство все еще гарантирует не минимальный размер должностного оклада, а минимальный размер реальной заработной платы, и, несмотря на высокопарные фразы о необходимости учета сверх минимально гарантированных выплат стимулирующего характера, оплаты особых условий труда и прочих подобных (определения КС РФ от 1 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 12 апреля 2019 г. № 868-О и № 869-О), реально оставляет соответствующие вопросы на усмотрение сторон трудовых правоотношений», – полагает он.

Эксперт полагает, что от Конституционного Суда в сложившихся реалиях нельзя было ожидать иного акта: «Норма ст. 133 ТК РФ не противоречит Конституции, она просто декларирует, вторя Основному Закону, принцип, сформулированный в достаточной степени неопределенно, противоречиво и, с позиции гражданина социального государства, нежелательно». При этом он указал существование практики установления мизерного, в разы меньше МРОТ, оклада, и добавления к реальной заработной плате всевозможных стимулирующих выплат и надбавок, чтобы на руки работник все же получал МРОТ.

Егор Трезубов добавил, что рассматриваемый случай показателен тем, что работодателем заявительницы является муниципальное казенное учреждение, то есть, по сути, напрямую контролируется муниципальными властями, хоть и не входящими в систему органов государственной власти, но реализующими публичные функции. «По его словам подобное встречается не только в казенных и бюджетных учреждениях, но и в органах местного самоуправления и органах государственной власти. «Лично мне известны аналогичные примеры в территориальных органах ФНС России, в аппаратах мировых судей и федеральных судов, где базовые величины оплаты труда для служащих реально составляют 5–7 тысяч рублей, но действительный доход служащего, конечно, превышает МРОТ. У работника/служащего в такой ситуации не должно возникать сомнений: “хоть МРОТ тебе и гарантирован, его еще надо заслужить”. Не говоря о том, что структурирование заработной платы на множество мелких частей может привести к ошибкам при начислении, это еще и удобный механизм наказания за дисциплинарные проступки или иные нарушения при осуществлении деятельности. Лишите работника надбавки за интенсивность труда, ежемесячной премии (назначаемой по решению работодателя в целях поощрения!) – и никакого МРОТ такой работник получать уже не будет», – отметил эксперт.

Егор Трезубов заметил, что КС РФ лишь вскользь указал, что в дискрецию законодателя входит установление соотношения МРОТ к окладу или к заработной плате. «Нынешняя ситуация подведения до размера МРОТ зарплаты, а не установления минимального размера должностного оклада как лишь одной из составных частей заработной платы, свидетельствует об отсутствии реальных гарантий права на достойную жизнь. При этом простое изменение подходов и привязка к МРОТ должностного оклада едва ли что-то кардинально поменяют, так как соответствующие премиальные и стимулирующие фонды оплаты труда работодателями будут перераспределены в фонд оплаты оклада, а на стимулирование к высокоэффективному труду денег, как это часто бывает, не останется. Я не вижу простого решения проблемы, обозначаемой в деле Нины Конради», – подытожил он.

Читайте также: