Голосование на выборах участие в референдуме членство в политической партии уплата налогов

Опубликовано: 07.05.2024

Статья 2 . Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие термины:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума;

агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них;

выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов;

выдвижение кандидата - инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации;

гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

депутат - лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти, или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;

избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов;

избирательное объединение - политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования, а при назначении выборов законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа этот срок сокращается до шести месяцев. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав политического общественного объединения;

избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

избирательные комиссии - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов;

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях;

избирательный блок - добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;

избирательный округ - территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица);

избирательный округ многомандатный (многомандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально;

избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) - избирательный округ, в котором избирается один депутат;

кандидат - лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления;

кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией кандидатом на должность Президента Российской Федерации, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом в выборный орган местного самоуправления, кандидатом на должность главы муниципального образования, кандидатом на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатом на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов;

кандидатов список (список кандидатов) - единый, заверенный для сбора подписей избирателей либо зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления;

комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и сроки, которые установлены федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации;

наблюдатель - лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при проведении выборов в органы местного самоуправления - и избирателями; лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на выборах и референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая действия избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума;

наблюдатель иностранный (международный) (иностранный (международный) наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленным законом порядком;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации - законодательные (представительные) органы государственной власти и главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации;

органы государственной власти федеральные (федеральные органы государственной власти) - Президент Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами;

органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации;

право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения, находящимся соответственно в ведении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

референдум - референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум;

референдум местный (местный референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований;

референдум Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом;

референдум субъекта Российской Федерации - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации;

участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.

Конспект урока

Урок №15. Избирательные системы и их виды

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое избирательная система?

2. Что лежит в основе избирательного процесса?

Глоссарий по теме:

Избирательная система - совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Активное избирательное право - право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

Пассивное избирательное право - право быть избранным.

Ценз - специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (в первую очередь избирательными) правами.

Референдум - проведение тайного голосования по утверждению или не утверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Ключевые слова: Избирательная система; избирательное право; активное избирательное право; пассивное избирательное право; избирательный ценз; избирательный процесс; тайное голосование; прямые выборы; референдум.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 150-167 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что такое избирательная система, избирательный процесс

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов избирательной системы РФ

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

При таком подходе избирательная система включает в себя принципы и условия участия граждан в выборах, порядок их назначения, подготовки и проведения, круг субъектов избирательного процесса, правила установления итогов голосования и определения результатов выборов. Основными принципами избирательной системы РФ являются: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующих типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

  1. Мажоритарная избирательная система

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований.

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований.

  1. Пропорциональная избирательная система

Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

  1. Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу.

Избирательный процесс - это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс включает в себя следующие стадии:

1) Назначение выборов;

2) Составление списков избирателей;

3) Образование избирательных округов и избирательных участков;

4) Создание избирательных комиссий;

5) Выдвижение кандидатов и их регистрация;

6) Предвыборная агитация;

8) Подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ - Федеральное Собрание, Государственной Думы - Президент РФ, представительного органа субъекта РФ - глава субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ - представительный орган этого субъекта России только на календарный выходной день, но не на праздничный.

Решение о назначении выборов принимается не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.

Если назначаются выборы по причине досрочного прекращения полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

В государстве Ч. принят закон о выборах. Найдите в приведенном списке факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве мажоритарной избирательной системы. Запишите цифры, под которым они указаны.

1) Установлено всеобщее, равное, прямое и избирательное право

2) Баллотироваться могут только члены политических партий и независимые кандидаты - граждане данного государства

3) Депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своем избирательном округе

4) Выборы главы государства и парламента осуществляются регулярно и обязательно на альтернативной основе

5) Установлен семипроцентный избирательный барьер

6) Проводятся выборы местного самоуправления

Разбор типового тренировочного задания

Соотнесите принципы избирательной системы и их содержание

избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц

одинаковая для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия

гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать избирательных действиях, а по достижении возраста, быть избранным

выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции

Соотнесите виды избирательных систем и их содержание.

Места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов

Часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе

в выборах участвуют отдельные граждане, как выдвинутые партией, так и беспартийные, избранным считается тот, за кого было подано больше голосов


Ниже приведён перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к формам политического участия.

1) голосование на выборах; 2) участие в референдуме; 3) членство в политической партии; 4) уплата налогов; 5) участие в ток-шоу; 6) обращение в органы государственной власти.

Найдите два примера, “выпадающих” из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Политическое участие — действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.
Формы политического участия: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах, участие в деятельности политических партий и общественно-политических организаций, участие в политических акциях — митингах, пикетах, демонстрациях, обращение в органы государственной власти.
Уплата налогов и участие в ток-шоу не являются формами политического участия.


Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию “политическая система общества”.

1) политические партии; 2) общественные движения; 3) семья; 4) референдум; 5) избирательная система; 6) бизнес.

Найдите два примера, > из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Политическая система - комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Семья и бизнес не относятся к понятию “политическая система общества”.


Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам демократического режима.

1) политический плюрализм; 2) принцип большинства при уважении интересов и прав меньшинства; 3) федеративное устройство государства; 4) реализация на практике принципа разделения властей; 5) монопольное право государства на правотворчество; 6) открытость деятельности политических институтов.

Найдите два примера, “выпадающих” из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Федеративное устройство государства не является признаком демократического режима, унитарное государство тоже может быть демократическим. Монопольное право государства на правотворчество – это один из признаков любого государства — только государство имеет право издавать законы.


Ниже приведён перечень функций государства. Все они, за исключением двух, относятся к внутренним функциям государства.

1) развитие взаимовыгодного сотрудничества государств; 2) выработка и координация государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме; 3) обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества; 4) установление и охрана правопорядка; 5) регулирование деятельности людей и организаций в области использования окружающей среды; 6) поддержка мирового правопорядка.

Найдите два примера, > из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Для выполнения этого задания повторите тему “Государство и его функции”.
Выделяют внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства:
– Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
– Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
– Экономические (регулирование экономических отношений)
– Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
– Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).
Внешние функции государства:
– Обеспечение национальной безопасности
– Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
– Развитие взаимовыгодного сотрудничества
– Участие в решении глобальных проблем.
Возвращаемся к тексту задания: развитие взаимовыгодного сотрудничества государств, поддержка мирового правопорядка — внешние функции государства.


Ниже приведён перечень функций государства. Все они, за исключением двух, относятся к внешним функциям государства.

1) развитие взаимовыгодного сотрудничества государств; 2) обеспечение национальной безопасности ; 3) участие в решении глобальных проблем; 4) борьба с преступностью и охрана правопорядка; 5)формирование гражданских и патриотических ценностей у населения; 6) поддержка мирового правопорядка.

Найдите два примера, > из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Для выполнения этого задания повторите тему “Государство и его функции”.
Выделяют внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства:
– Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
– Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
– Экономические (регулирование экономических отношений)
– Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
– Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).
Внешние функции государства:
– Обеспечение национальной безопасности
– Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
– Развитие взаимовыгодного сотрудничества
– Поддержка мирового правопорядка
– Участие в решении глобальных проблем.
Возвращаемся к тексту задания: борьба с преступностью и охрана правопорядка; формирование гражданских и патриотических ценностей у населения — внутренние функции государства.


Ниже приведён перечень типов политических партий. Все они, за исключением двух, относятся к типам политических партий, выделяемых по идеологическому принципу.

1) либеральная; 2) консервативная; 3) легальная; 4) социалистическая; 5) оппозиционная; 6) коммунистическая.

Найдите два примера, “выпадающих” из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Для выполнения данного задания нужно вспомнить различные классификации политических партий.
1. по способу организации (по составу):
– кадровые: немногочисленны, опираются на профессиональную политическую и финансовую элиту, активны только в период выборов
– массовые: многочисленны, строгая процедура вступления в партию и выхода из нее, жесткая дисциплина, сложная организационная структура, постоянная, систематическая деятельность
2. по отношению к закону: легальные (законные) и нелегальные (незаконные);
3. по отношению к власти: правящие и оппозиционные;
4. по способу деятельности: реформистские и революционные;
5. по идеологии:
– Консервативные партии: основные ценности — порядок, стабильность, сильное государство, сохранение и неприкосновенность частной собственности; поддерживают традиционные общественные институты — брак, церковь, против радикальных реформ.
– Либеральные партии: основные ценности — права и свободы личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства, равенство всех людей, идея свободного рынка и свободной рыночной конкуренции, ограничение вмешательства государства в жизнь общества.
– Коммунистические партии: цель — построение справедливого общества всеобщего равенства, пролетарская (рабочая) революция — путь достижения этой цели; выступают за общественную (государственную) собственность на средства производства; за полный контроль государства над экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.
– Социал-демократические партии: Главные ценности: свобода, справедливость, солидарность. Выступают за заметное участие государства в жизни общества при сохранении основных прав и свобод.
Вернемся к тексту задания: легальный тип партий выделяется по отношению к закону, а оппозиционный по отношению к власти>>.

Обобщающая контрольная работа по Обществознанию. Политическая сфера. (С ответами)

ВложениеРазмер
no123.pptx 87.87 КБ
pismennaya_rabota.docx 20.59 КБ
27.pptx 39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

КРИТЕРИЙ СРАВНЕНИЯ . ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Деление страны на избирательные округа Страна делится на избирательные округа За кого происходит голосование Избиратели голосуют за личность Как определяется победивший Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов Ответ: мажоритарная.

Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Форма государства , методы го­су­дар­ствен­но­го властвования , форма правления , тип по­ли­ти­че­ско­го режима , форма го­су­дар­ствен­но­го устройства . Ответ: форма государства.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух,относятся к признакам государства любого типа. 1) суверенитет ; 2) наличие определённой территории ; 3) приоритет прав и свобод человека ; 4) право устанавливать и собирать налоги ; 5) публичный характер власти ; 6) установление и реализация принципа разделения властей . Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. ответ: 36

ПОДСИСТЕМА ЭЛЕМЕНТЫ ПОДСИСТЕМЫ Нормативно-правовая Совокупность законов, кодексов, под­за­кон­ных актов, ре­гу­ли­ру­ю­щих жизнедеятельность субъектов, ин­сти­ту­тов политической си­сте­мы и об­ще­ства в целом . Совокупность вза­и­мо­от­но­ше­ний и вза­и­мо­свя­зей между субъ­ек­та­ми и ин­сти­ту­та­ми политической си­сте­мы общества Ответ: коммуникативная.

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (словосочетание). Парламент , правительство , суд общей юрисдикции , орган власти , арбитражный суд . Ответ: орган власти.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, характеризуют формы правления. 1) Деспотия ; 2) президентская республика ; 3) диктатура ; 4) абсолютная монархия ; 5) конституционная монархия ; 6) парламентская республика . Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: 13

НАЗВАНИЕ ПРИЗНАКИ … Партии, обладающие большинством в представительных органах власти и реализующие свою программу в политических решениях . Партии, критикующие политику правительства и предлагающие альтернативные политические решения и реформы Ответ: Правящие оппозиционные.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Многопартийность , вариативность программ , многообразие позиций СМИ , конкуренция лидеров , политический плюрализм , различие политических взглядов . Ответ: по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к институтам … . 1) профсоюзы ; 2) суды ; 3) семья ; 4) парламент ; 5) местное самоуправление ; 6) университеты . гражданского общества ответ: 24

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА …. Отображает по­ря­док ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной власти . Включает в себя сред­ства и ме­то­ды ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной вла­стью своих полномочий …. Определяет ха­рак­тер и спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия цен­траль­ной вла­сти и региональной Ответ: Форма правления, по­ли­ти­че­ский режим . Государственное устройство

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Гласность , по­ли­ти­че­ский плюрализм , парламентаризм , демократия , прин­цип большинства . Ответ: де­мо­кра­тия.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам …. . 1) многопартийность ; 2) федерализм ; 3) свободные выборы ; 4) идеологический плюрализм ; 5) анархия ; 6) парламентаризм . Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. демократического политического режима ответ: 25

ПРИНЦИПЫ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВА СОДЕРЖАНИЕ …. Россия — де­мо­кра­ти­че­ское государство, но­си­те­лем суверенитета и един­ствен­ным источником вла­сти в ко­то­ром является народ . Созданы раз­лич­ные формы на­ци­о­наль­ной государственности на­ро­дов РФ Ответ: Народовластие федерализм

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, обо­зна­ча­ют на­прав­ле­ния по­ли­ти­че­ской идеологии. 1) консерватизм 2) фашизм 3) либерализм 4) абсентеизм 5) конформизм 6) социал-демократия Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. Ответ: по­ли­ти­че­ской идеологии 45.

ТИПЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ . политические процессы Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан …. политические процессы Политические процессы, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы осуществления власти Ответ: базовые., периферийные

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации. 1 ) Ге­не­раль­ная прокуратура 2 ) Ад­ми­ни­стра­ция Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Федерации 3 ) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние Рос­сий­ской Федерации 4 ) Го­су­дар­ствен­ный Совет Рос­сий­ской Федерации 5 ) Фе­де­раль­ная служ­ба без­опас­но­сти Рос­сий­ской Федерации Ответ: 24.

ФОРМЫ . ХАРАКТЕРИСТИКИ … Участие граждан в формировании органов государственной власти, местного самоуправления или наделении полномочиями должностного лица . Голосование в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения Ответ: ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН выборы, референдум.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают формы …. . 1) выборы 2 ) регистрация юридического лица 3 ) уплата налогов 4) обращение в органы государственной власти 5 ) референдум 6) членство в политической партии Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны. Ответ: политического участия граждан 23.

ТИПЫПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ (в зависимости от идеологии) ХАРАКТЕРИСТИКИ … партия Отстаивает ценность порядка, традиций истабильности развития, незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности и др. … партия Провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства, правовое равенство граждан, политический плюрализм Ответ: Консервативная , либеральная.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание. Выборы, референдум, форма демократии, сход граждан, прямая демократия. ответ: форма демократии

Предварительный просмотр:

В1. 1).В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

2)В государстве Z существует наследственная передача власти. Однако власть правителя ограничена законами страны и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, активно действуют институты гражданского общества. Государство Z включает в себя 33 территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте их для государства Z.)

3)В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте. Какому типу политического режима соответствует данная система? Укажите два признака, по которым Вы это определили (из текста задания). Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.


В2. 1)На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю — одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на выборах выиграла лейбористская партия. Её лидер К. Эттли выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой, но в отличие от него предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату.

О какой сфере общественной жизни идёт речь в данном отрывке? Какой тип избирательной системы описан в этом отрывке? Используя обществоведческие знания, укажите любые три признака этого типа избирательной системы.

2)В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Какова форма правления в государстве Z? (Обязательно укажите конкретный вид этой формы правления.) Сформулируйте три черты, характеризующие «систему сдержек и противовесов», существующую при такой форме правления.

3)Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z ( обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).

В1. 1).В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

2)В государстве Z существует наследственная передача власти. Однако власть правителя ограничена законами страны и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, активно действуют институты гражданского общества. Государство Z включает в себя 33 территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте их для государства Z.)

3)В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте. Какому типу политического режима соответствует данная система? Укажите два признака, по которым Вы это определили (из текста задания). Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

В2. 1)На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю — одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на выборах выиграла лейбористская партия. Её лидер К. Эттли выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой, но в отличие от него предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны. Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату.

О какой сфере общественной жизни идёт речь в данном отрывке? Какой тип избирательной системы описан в этом отрывке? Используя обществоведческие знания, укажите любые три признака этого типа избирательной системы.

2)В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Какова форма правления в государстве Z? (Обязательно укажите конкретный вид этой формы правления.) Сформулируйте три черты, характеризующие «систему сдержек и противовесов», существующую при такой форме правления.

3)Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции.

На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z ( обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В1. 1).В стра­не Z пра­ви­тель­ство формируется по­ли­ти­че­ской партией или бло­ком партий, по­бе­див­ших на выборах. Де­пу­тат­ские места (мандаты) в На­род­ном Собрании рас­пре­де­ля­ют­ся между по­ли­ти­че­ски­ми партиями в за­ви­си­мо­сти от на­бран­ных ими го­ло­сов при условии, что эти пар­тии преодолели 9%- ный из­би­ра­тель­ный барьер. Укажите любой прин­цип демократического из­би­ра­тель­но­го права. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся избирательная си­сте­ма страны Z? Как на­зы­ва­ет­ся другой тип из­би­ра­тель­ной системы? Ука­жи­те одно раз­ли­чие между двумя из­би­ра­тель­ны­ми системами.

2)В государстве Z существует наследственная передача власти. Однако власть правителя ограничена законами страны и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, активно действуют институты гражданского общества. Государство Z включает в себя 33 территории, не обладающие политической самостоятельностью. На основе приведённых фактов сделайте вывод о форме государства Z. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте их для государства Z.)

3)В очередных парламентских выборах в стране Z участвовали все зарегистрированные политические партии. По итогам голосования оппозиционные партии получили места в парламенте. Какому типу политического режима соответствует данная система? Укажите два признака, по которым Вы это определили (из текста задания). Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё один признак, характеризующий названный Вами политический режим.

В2. 1)На пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1945 г. мно­гие не со­мне­ва­лись в том, что успех обес­пе­чен ли­де­ру кон­сер­ва­тив­ной партии, премьер-министру У. Чер­чил­лю — од­но­му из глав­ных ор­га­ни­за­то­ров по­бе­ды над Гер­ма­ни­ей во Вто­рой ми­ро­вой войне. Од­на­ко на вы­бо­рах вы­иг­ра­ла лей­бо­рист­ская партия. Её лидер К. Эттли вы­гля­дел рядом с Чер­чил­лем не­зна­чи­тель­ной фигурой, но в от­ли­чие от него пред­ло­жил из­би­ра­те­лям ши­ро­кую и кон­крет­ную про­грам­му раз­ви­тия страны. Избирательным округом является территория, на которой развертывается избирательная кампания, проводится выдвижение кандидатов, действуют политические партии и органы по проведению выборов. Соединенное Королевство разделено на столько избирательных округов, сколько существует мандатов в нижнюю палату. О какой сфере об­ще­ствен­ной жизни идёт речь в дан­ном отрывке? Какой тип из­би­ра­тель­ной си­сте­мы опи­сан в этом отрывке? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те любые три при­зна­ка этого типа из­би­ра­тель­ной системы.

2)В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Какова форма правления в государстве Z? (Обязательно укажите конкретный вид этой формы правления.) Сформулируйте три черты, характеризующие «систему сдержек и противовесов», существующую при такой форме правления.

3)Глава государства Z и парламент избираются на альтернативной основе. Любая политическая партия в государстве Z легальна, если её сторонники действуют в рамках закона. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих правом принятия собственной конституции. На основе приведённых фактов определите каждую из трёх составляющих формы государства Z ( обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте её для государства Z).


23 октября Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 43-П/2020, которым запретил вмешиваться в автономию партии при выдвижении кандидатов в депутаты на выборах.

Спор за право участия в выборах в качестве кандидата в депутаты

Михаил Серяпов был выдвинут 24 октября 2019 г. избирательным объединением МОО ПП КПРФ кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу № 15 и 15 ноября решением ТИК № 26/4 был зарегистрирован в качестве кандидата.

25 ноября Маргарита Долгова, также зарегистрированная в качестве кандидата по тому же округу, обратилась в Видновский городской суд Московской области с административным иском об отмене решения ТИК о регистрации Михаила Серяпова, выдвинутого в составе списка кандидатов для участия в выборах, как принятого с нарушением требований законодательства.

Решением суда от 27 ноября исковые требования были удовлетворены, а решение ТИК отменено. В обоснование своих выводов суд сослался на п. 6 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области», а также подп. «а» и «е» п. 14.1 ст. 35 и подп. «в» п. 24 ст. 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Суд, в частности, указал, что к решению не был приложен список кандидатов по одномандатным округам, предусмотренный п. 4 ст. 2 ст. 27 Закона МО о муниципальных выборах. Кроме того, тайное голосование делегатов конференции производилось персонально по каждой предложенной для выдвижения кандидатуре, а за весь список голосование фактически не проводилось.

Не согласившись с решением суда, Михаил Серяпов обжаловал его в Московский областной суд. По мнению заявителя, приложение к протоколу конференции иного списка кандидатов по одномандатным округам, помимо составленного по форме избирательной комиссии, не требуется. Также он добавил, что партия выдвигает список кандидатов тайным голосованием на конференции большинством голосов от числа присутствующих делегатов, иные условия выдвижения устанавливаются уставом партии. Кроме того, федеральным законом не запрещено тайное голосование на конференции как по списку кандидатов в целом, так и по каждой кандидатуре из него.

Отказывая в удовлетворении жалобы, апелляционная инстанция указала, что, как усматривается из постановления конференции, тайное голосование проводилось по каждой предложенной кандидатуре, а ссылка апеллянта и его представителя на то, что список кандидатов по одномандатным избирательным округам был сдан в ТИК, не может быть принята во внимание, поскольку этот список был представлен в виде отдельного документа, а не приложения.

Первый кассационной суд общей юрисдикции также отказал Михаилу Серяпову в удовлетворении кассационной жалобы, согласившись с выводами апелляционной инстанции и указав также, что при выдвижении Серяпова в качестве кандидата были допущены нарушения. Определением судьи Верховного Суда РФ от 20 апреля 2020 г. в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в заседании Судебной коллегии по административным делам тоже было отказано.

Таким образом, Михаил Серяпов не смог баллотироваться на выборах в качестве кандидата в депутаты и таким образом реализовать свое право быть избранным.

Обращение в КС

В жалобе в Конституционный Суд (имеется в распоряжении «АГ») заявитель обозначил несколько проблемных вопросов, наличие которые привело его к необходимости оспорить указанные выше нормы Закона МО о муниципальных выборах и Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав в порядке конституционного судопроизводства.

Во-первых, требуется ли партии при выдвижении списка кандидатов по одномандатным округам прилагать к решению партийной конференции какой-то иной список кандидатов, кроме составленного по форме организующей избирательной комиссии? Во-вторых, обязана ли партия при выдвижении данного списка проводить тайное голосование на конференции исключительно по списку в целом или допустимо голосование по каждой кандидатуре из списка?

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции РФ, поскольку применительно к выдвижению кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатному округу в составе списка кандидатов влекут обязанность избирательного объединения проводить тайное голосование по списку в целом, рассматривая его замену голосованием по каждой кандидатуре из этого списка как нарушение порядка выдвижения кандидатов, что влечет отказ в регистрации (отмену регистрации) выдвинутого в составе списка кандидата.

Кроме того, они обязывают представлять в избирательную комиссию наряду с отдельным списком кандидатов, форма которого утверждается организующей выборы комиссией, еще один список тех же кандидатов, оформленный как приложение к решению избирательного объединения о выдвижении кандидатов. При этом непредставление такого приложения также рассматривается как нарушение порядка выдвижения.

КС указал, что в дополнительном списке кандидатов в качестве отдельного приложения нет необходимости

Рассмотрев жалобу, КС подчеркнул, что Конституция гарантирует право граждан быть избранными в органы местного самоуправления, в осуществлении которого существенную роль играют политические партии. Данное право должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации и необоснованных ограничений.

Со ссылкой на свои ранее высказанные позиции Суд указал, что ограничения конституционных, в том числе избирательных, прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально обоснованы, при допустимости ограничения в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать только необходимые и строго обусловленные этими целями меры. При этом публичные интересы, указанные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.

Конституционный Суд напомнил, что поправками в Закон об основных гарантиях избирательных прав (Федеральный закон от 1 июля 2010 г. № 133-ФЗ) был введен порядок выдвижения кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) округам списком с заверением его организующей выборы комиссией. Нововведение было направлено на укрепление гарантий равного участия граждан в выборах (п. 1 ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав) – прежде всего, за счет упрощения для избирательных объединений участия в избирательных кампаниях, особенно когда они выдвигают значительное число кандидатов. «Данный порядок, в частности, позволяет им разово представлять пакет требуемых для выдвижения кандидатов документов в избирательную комиссию, организующую выборы, избавляя их от необходимости готовить и представлять полный пакет документов отдельно по каждому кандидату», – отмечается в постановлении.

Также КС указал, что нормы федеральных законов о политических партиях и об основных гарантиях избирательных прав призваны гарантировать демократичность порядка выдвижения кандидатов в депутаты политическими партиями при сохранении их политико-управленческой автономности. Они предполагают право партии в соответствии с ее уставом и иными внутренними актами принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам путем тайного голосования как за список кандидатов в целом, так и за каждого включаемого в него кандидата.

«Обе эти процедуры позволяют политической партии (ее соответствующему структурному подразделению) решать вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком на надлежащей демократической основе. Причем процедура тайного голосования за каждого включаемого в список кандидата предоставляет политической партии при прочих равных условиях возможность проведения более тщательного отбора кандидатов в депутаты», – сообщается в документе. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона МО о муниципальных выборах в данном решении наряду с иными обязательными сведениями указывается решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам).

Суд подчеркнул, что приведенные законоположения в системе правового регулирования означают, что в решении избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком должны содержаться сведения обо всех выдвинутых в установленном порядке кандидатах с указанием избирательных округов. При этом дополнительного оформления списка кандидатов в качестве отдельного приложения к решению избирательного объединения эти нормы не предусматривают.

Вместе с тем в соответствии с подп. «а» п. 141 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав избирательное объединение обязано представить в избирательную комиссию, организующую выборы, такой список в качестве отдельного документа. В нем указываются Ф.И.О. каждого кандидата, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, наименование или код органа, выдавшего паспорт или заменяющий его документ, а также номер и (или) наименование округа, по которому выдвигается кандидат. Список представляется в избирательную комиссию на бумажном носителе согласно утвержденной ею форме.

Таким образом, КС заключил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции в той мере, в которой не исключают права избирательного объединения (политической партии) в соответствии с его уставом и иными внутренними актами принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком путем тайного голосования за каждого включаемого в него кандидата, при том что в этом решении однозначно выражено волеизъявление о том, по какому округу выдвигается каждый кандидат. Он также пришел к выводу, что эти нормы не подразумевают требования к избирательному объединению представлять в избирательную комиссию отдельный список кандидатов, оформленный в качестве отдельного приложения к решению политической партии о выдвижении кандидатов в депутаты списком, если сведения обо всех выдвинутых в установленном порядке кандидатах с указанием избирательных округов, по которым они выдвинуты, содержатся в самом решении. Также они не предполагают квалификации соответствующих действий избирательного объединения в качестве несоблюдения требований, предъявляемых к выдвижению кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, являющегося основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата.

Иное истолкование оспариваемых законоположений как предусматривающих право избирательного объединения принимать решение о выдвижении кандидатов в депутаты по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком исключительно путем тайного голосования за список кандидатов в целом, а также устанавливающих его безусловную обязанность представлять в избирательную комиссию список кандидатов, оформленный в качестве отдельного приложения к решению о выдвижении кандидатов, даже если сведения обо всех выдвинутых в установленном порядке кандидатах с указанием избирательных округов содержатся в самом решении, не отвечает правомерным критериям ограничения конституционных прав и свобод, резюмируется в постановлении.

КС добавил, что выявление им конституционно-правового смысла оспариваемых норм не затрагивает результаты выборов депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа МО, состоявшихся 22 декабря 2019 г., и не может служить основанием для их пересмотра. Однако это не исключает возможность заявителя жалобы воспользоваться компенсаторными механизмами, предусмотренными законодательством, в соответствии со ст. 53 Конституции, гарантирующей каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Предложенный заявителю «компенсаторный механизм» вызвал у адвокатов вопросы

Комментируя «АГ» постановление КС, руководитель юридической службы Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в г. Санкт-Петербурге Александр Новиков отметил его принципиальное значение для судебной практики оспаривания решений о регистрации кандидатов и списков кандидатов по основаниям несоблюдения порядка выдвижения и уведомления комиссий о выдвижении кандидатов. «Важнейшей заложенной в постановлении идеей, исходящей из того обстоятельства, что невозможно детально и единообразно прописать порядок выдвижения любым избирательным объединением кандидатов в законодательстве, является необходимость учета “политико-управленческой автономности партий”. Проще говоря, если соблюдены ключевые, демократические принципы выдвижения кандидатов партией, нельзя считать порядок выдвижения нарушенным только по формальным основаниям, ведь выдвижение само по себе есть результат исполнения уставных и иных внутренних процедур в партии», – считает он.

Это, добавил эксперт, соизмеряется с положениями ст. 10 Закона о политических партиях, которая не допускает вмешательства органов государственной власти в деятельности политических партий. Между тем, заметил Александр Новиков, указанная позиция могла быть раскрыта более широко для ее применения в других казусах.

Адвокат, председатель Пермского филиала Московской коллегии адвокатов «Ульпиан» Илья Дёмин также оценил изложенные в постановлении выводы положительно. «КС еще раз подтвердил свою позицию о том, что публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату», – пояснил он.

Интересно, добавил эксперт, что КС, не согласившись с позицией судов общей юрисдикции, не только посчитал требования законодательства избыточными, но и подчеркнул, что путь, по которому пошла политическая партия, – т.е. процедура тайного голосования за каждого включаемого в список кандидата – предоставляет ей при прочих равных условиях возможность проведения более тщательного отбора кандидатов в депутаты.

При этом практическая значимость постановления вызвала у Ильи Дёмина сомнения. «Да, Суд принял взвешенное и обоснованное решение, но все что может сделать заявитель – это получить неопределенную компенсацию. И пока законодатель действительно не начнет руководствоваться принципами, изложенными в Конституции, подобные ситуации с недопуском кандидатов будут повторяться», – считает он.

Адвокат добавил, что поменять свою позицию следовало бы и судам. Он пояснил, что в одном схожем деле за незаконный отказ Центризбиркома РФ в заверении списка кандидатов в депутаты Госдумы суд взыскал 5000 руб. «Представляется, что это выглядит скорее как одобрение незаконных действий, чем профилактика таких нарушений (см. апелляционные определения Мосгорсуда по делам № 33-16426/2019 и № 33-9423/2019)», – заключил Илья Дёмин.

По мнению адвоката АП г. Москвы Олега Сухова, непонятно, на какие «компенсаторные механизмы» указал КС применительно к данному делу, поскольку результатом стал всего лишь недопуск (как выяснилось, незаконный) заявителя жалобы к участию в выборах. «Скорее всего, у заявителя вообще нет никакого варианта восстановления нарушенного права, поэтому непосредственно для него постановление КС практического значения, видимо, иметь не будет», – полагает он.

Эксперт добавил, что судьи Конституционного Суда не усмотрели оснований для снятия заявителя с «выборной гонки», указав, что подавать в избирательную комиссию список кандидатов нужно отдельным приложением в самом решении. «Кроме того, не требуется в обязательном порядке голосовать за каждого кандидата в отдельности, – отметил Олег Сухов. – Ничем не хуже обойтись голосованием списком. Главное, чтобы из решения о выдвижении ясно следовало, кто и по какому округу избирается».

Кроме того, пояснил адвокат, КС указал, что такое толкование соответствующих норм Закона МО о муниципальных выборах и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является общеобязательным. «И это хорошо, – считает Олег Сухов. – Ведь действительно неважно, в отдельной “бумажке” перечислять кандидатов или включить их перечень в другую “бумажку”, голосовать на партийной встрече в отдельности или разом? На такие вещи не надо вообще обращать внимание. Поэтому поздравим всех тех, кто в дальнейшем окунется в пучину выборной борьбы: документы теперь им будет оформлять чуть проще».

Читайте также: