Какие налоги платят частные школы

Опубликовано: 11.05.2024

Вопросы налогообложения доходной деятельности образователь­ного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федераль­ный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Зако­на «Об образовании».

Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помо­щи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким об­разом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить со­вершения типичных для образовательных учреждений нарушений на­логового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные мо­менты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.

Образовательное учреждение изначально находится на общем ре­жиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим нало­гообложения является единственно возможным для государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упро­щенная система налогообложения, позволяющая уменьшить нало­говое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюд­жетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, пе­реход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использо­ван только различного рода негосударственными образовательны­ми организациями, оказывающими дополнительные образователь­ные услуги.

При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работни­кам — единым социальным налогом, если налоговым законодатель­ством не установлены те или иные налоговые льготы.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.

НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчи­ком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполни­телем услуг, т.е. школой.

Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процен­тов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если обра­зовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, кото­рую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).

Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождают­ся от налогообложения) НДС:

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, прове­дению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно ко­торому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия ли­цензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении*;

—реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошколь­ных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении сту­денческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или час­тичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

—услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по на­правлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консуль­тационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные ус­луги как по дополнительным профессиональным программам, ока­зываемые образовательным учреждением в виде занятий в факуль­тативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению заня­тий по углубленному изучению предметов при наличии соответству­ющей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятель­ности).

Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.

Во многих государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях столовые обслуживаются соответствующими комбината­ми питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализо­ванных товаров, а администрация образовательного учреждения име­ет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функ­ционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобож­дение реализации продуктов питания в столовых от НДС:

—образовательное учреждение является государственным или му­ниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;

—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Нало­говый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.

Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, про­изведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изде­лия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).

Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества обла­гается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы об­разования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных уч­реждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Соглас­но п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с ис­числением и уплатой налога, если за три предшествующих последо­вательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в сово­купности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения обще­го образования могут использовать это освобождение. В таком слу­чае не подлежат обложению НДС все операции образовательного уч­реждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация то­варов, производимых учреждением и т.д.).

Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа ме­сяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:

письменное уведомление об использовании права на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с ис­числением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министер­ства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

выписку из бухгалтерского баланса;

выписку из книги продаж;

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться не­посредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган счита­ется шестой день со дня направления заказного письма.

Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.


Налог на прибыль организаций

Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на при­быль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным уч­реждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая уста­навливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюд­жетных учреждений.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль опре­деляется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществ­ленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учрежде­ний, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, получен­ные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерчес­кой деятельности:

1)выплата заработной платы учителям за проведение платных заня­тий (с учетом налогов);

2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления плат­ных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копи­ровальной техники.

При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.

В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финанси­рование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транс­портных расходов по обслуживанию административно-управленчес­кого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, по­лученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сум­му доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включа­ются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате ком­мунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюд­жетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учи­тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ве­дением такой деятельности.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созда­ны) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расхо­дов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не фи­нансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на прове­дение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налого­вую базу по налогу на прибыль.

Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного уч­реждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.

* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.


Единый социальный налог

Образовательное учреждение, как и любая организация, при выпла­те работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по граж­данско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, яв­ляется налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).

Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работни­кам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в нор­матив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой дея­тельности, которые включаются в расходы при определении налого­вой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исхо­дя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превыша­ют 280 000 рублей).

1-4.jpg

При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по тру­довым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лица­ми по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-пра­вовой договор оказания услуг.

В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным зако­ном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

База а -а -з а а з -аа-а

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo - Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета частных учреждений, состав и порядок представления отчетности.

Определение частного учреждения дано в ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ) и ст.123.23 ГК РФ.

Частное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Частное учреждение полностью или частично финансируется за счет физических и юридических лиц (собственников имущества учреждения).

Важно!

Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления. То есть отличие таких НКО заключается в том, что частное учреждение не вправе отчуждать (иным способом распоряжаться имуществом), закрепленным за ним собственником.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. А при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Частные учреждения, как правило, создаются в образовательной сфере (частные детские сады, школы, кружки). Как и любая НКО, частное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.

Специфика правового статуса частного учреждения предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности частного учреждения

Частные учреждения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Федеральным законом о бухгалтерском учете дано право НКО применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета перечислены в информационном письме Минфина РФ ПЗ-1/2015.

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

При формировании бухгалтерского баланса следует учитывать особенности, связанные с правовым статусом учреждения.

Важно!

По группе статьей «Основные средства» отражается первоначальная стоимость объектов, переданных учреждению в оперативное управление. Информация об износе основных средств учреждения, начисляемом линейным способом и учитываемом на забалансовых счетах, раскрывается в таблице пояснений «Наличие и движение основных средств» соответственно в графах «Накопленный износ» и «Начисленный износ» (п.6 информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. Частные учреждения должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета частного учреждения

Частные учреждения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. На практике, в основном, частные учреждения применяют упрощенную систему налогообложения. В этом случае при определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934)..

Применяя общую систему налогообложения, частные учреждения должны учитывать особенности налогообложения, обусловленные характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ частные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Важно!

Медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Применение 0 ставки возможно только в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

Учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на 0 ставку при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Льгота по НДС

Частные учреждения являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Свой бизнес: Как открыть частную школу

Многим из нас приходится сталкиваться с проблемой выбора школы для наших детей. Часто родителям приходится переводить ребенка из одной школы в другую. Причинами этому могут служить: вымогательство денег якобы на нужды школы, конфликты с директором и всё возрастающие случаи рукоприкладства учителей. В связи с этим в голову невольно приходит мысль о частной школе, однако нет полной уверенности в том, что там ребенок все таки сможет получить достойное образование, да и цена кусается (около $10 000 в год)

Какую же школу выбрать: частную или государственную? Согласно результатам исследования Topschools (компании Begin Group) среди тех, кто сделал выбор в пользу частной школы, 67% считают, что поступили правильно, однако 42% сочли свой опыт неудачным. Вокруг негосударственного образования ходит множество слухов, и те, кто никогда не сталкивался с частными школами, относятся к ним с недоверием. Что же на самом деле представляет собой российская частная школа и как она работает? И можно ли назвать это бизнесом?

Первые частные школы начали создаваться в Москве в начале 90-х годов и имели форму кооперативов. После того как в 1992 году был принят закон «Об образовании» за этими учреждениями закрепился официальный статус НОУ (негосударственного образовательного учреждения).

В соответствии с законодательством НОУ – это некоммерческие предприятия. Следовательно, для них существуют определенные ограничения по части хозяйственной деятельности и распределения прибыли. К статьям дохода частной школы можно отнести вступительные и ежемесячные взносы, помощь спонсоров, государственные дотации, а также гранты.

Многие эксперты утверждают, что частную школу сложно назвать бизнесом.

Очень часто люди открывают частную школу, но отнюдь не для получения прибыли, а для того чтобы там получали образование их собственные дети. Также есть компании, такие как «Газпром», например, которые открывают школы для детей своих работников, при этом, не требуя от них сверхдохода, и даже субсидируя их.

Государственная поддержка необходима этому «бизнесу» как воздух, без нее он бы просто не смог выжить. Арендная плата, по которой школе предоставляются помещения, намного ниже рыночной. Раньше, правда, материальная поддержка была нестабильной, но не так давно в Москве ввели нормативы для финансирования негосударственных школ. Теперь, зная количество учеников, можно с точностью до копейки просчитать объем выделяемых средств.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

До недавнего времени частные школы имели немалые налоговые льготы. Но вышли поправки к закону «Об образованию» и новый Налоговый кодекс, что лишило НОУ основных налоговых привилегий. Теперь она должны платить налог прибыль (если она образуется), землю и имущество – также как, например, нефтяные компании и банки. Радует только то, что частные школы освобождены от уплаты НДС.

НОУ получают государственную поддержку, но нельзя сказать, что большую заботу. В последнее время чиновники хотя бы привыкли к существованию частных школ, тогда как раньше у них это часто вызывало шок.

«Ветераны» школьного бизнеса, работающие на рынке частного школьного образования по 10-15 лет, как правило, имеют помещение в собственности. Это позволяет им существенно развивать «матчасть» и дает некоторые гарантии стабильности. Вкладывать деньги в ремонт арендованного помещения можно, если срок аренды не менее 10 лет, в противном случае этого делать не стоит. Однако в настоящее время редко кто из арендодателей готов заключить договор на такой длительный срок.

Нелегко сейчас приходится школам, снимающим помещение. Есть случаи, когда школы самым наглым образом «выкидывали» из арендуемого здания, при чем еще до срока истечения договора.

Отсутствие прав собственности на помещение является одним из основных ограничений для этого вида деятельности. Даже те школы, которым относительно повезло со сроком аренды, жалуются на ощущение нестабильности.

Если властям вдруг требуются помещения бывших детских садов, то выпроваживают прежде всего частные школы. К тому же, отмененная в 2006 году льготная ставка аренды сильно ударила по НОУ. А цены на образование в частных школах сразу подскочили на 30-40 %.

Число частных школ в Москве из года в год остается стабильным. Это связано с тем, что какие-то школы закрываются, другие наоборот начинают работать. Рынок частного школьного образования в Москве, по мнению многих, еще не насыщен, но этот бизнес пока мало кого привлекает.

И дело тут даже не столько в сложности получения лицензии, сколько в выборе помещения, подходящего для нужд образования. Для получения лицензии, нужно чтобы оно соответствовало всем требованиям Роспотребнадзора, пожарной безопасности и условиям лицензирования, утвержденным, кстати, еще в 1993 году.

Хотя сами условия получения лицензии лишены каких-либо придирок, утверждают эксперты.

Важно отметить, что плата за обучение, устанавливаемая школами, не берется с потолка.

Здесь правят законы рынка. В одной школе плата может составлять $500 в месяц, в другой — $2000, и это не обязательно говорит о большой разнице в качестве образования. Однако существует у цены и предел, ниже которого достойное образование получить уже невозможно. Ведь не станут хорошие преподаватели работать за идею бесплатно. Кстати, именно заработная плата может стать критерием при определении качества образования в школе.

Какова же минимальная стоимость обучения в частной школе в Москве, без потери качества знаний? Эксперты называют сумму в 15 тысяч рублей в месяц.

Свои требования специфика образования предъявляет и к школьным управленцам. Директор все время находится между двух огней. Для того чтобы иметь право выдачи аттестата государственного образца, нужно соответствовать государственным стандартам. Родители в свою очередь требуют совершенно другого: побольше английского, драмы, экономики, компьютерных навыков. Приходится угождать и тем и другим, тщательно продумывая программу. Деятельность частных школ зависит от спроса, но рынок требует одного, а министерство другого. Вот и приходится быть гибкими при принятии решений.

Частная школа требует и высокого качества преподавания. Найти квалифицированных специалистов достаточно сложно. Причем высокая зарплата – не универсальное средство, хотя в некоторых случаях и помогает. Учителя в НОУ гораздо ближе к родителям и их детям, этому способствуют постоянные встречи, на которых объясняется куда тратятся взносы: ежемесячные и вступительные (их величина колеблется от 30-ти до 60-ти тыс. руб.)

Руководителем школы может стать как директор-педагог, так и не педагог. Что лучше до сих пор неизвестно. Директор обязательно должен быть еще и коммуникатором, маркетологом, предпринимателем и даже отчасти политиком. Для эффективного функционирования образовательного учреждения нужны инвестиции. Но только педагог понимает, какие это должны быть инвестиции. Менеджер, целью которого является только финансовая отдача и снижение издержек, успехов не добьется, а скорее даже наоборот. Родители готовы платить за что то существенное, и это не только бытовые услуги и хорошая еда, но и успехи в учебе. А это обеспечить намного сложнее, чем четырехразовое питание.

Однако бывает и наоборот. У педагогов есть множество первоклассных идей, но… они просто не умеют зарабатывать деньги и менеджеры из них неважные. В этом случае школа тоже обречена на закрытие. Таким образом, успешный руководитель – это тот, кто готов вкладывать и умеет зарабатывать.

Каждый год школам приходится сдавать своеобразные экзамены родителям учеников. Существует конкуренция между школами за выгодного клиента. Приходится выстраивать перед родителями определенный образ: победы на конкурсах и фестивалях, участие в олимпиадах, количество медалей, высокотехнологичное оборудование, благоустройство территории. Многие школы имеют бассейны, спортивные залы, трех-пяти-разовое питание и даже театры и корты. Родители также стремятся оградить своих чад от влияния дурной компании. Поэтому многие школы смотрят не только на состоятельность, но и на адекватность детей и их родителей.

Родители же выбирают школу по следующим критериям:

Репутация школы (57%)

Квалификация педагогов (55%)

Близость к дому (43%)

Отзывы знакомых (35%)

Материальная база (11% принимавших участие в опросе родителей).

Хотя частных школ в Москве не так много (всего 220-240), выбрать одну из них достаточно сложно. Они ведь такие разные: кадетская, итальянская, французская, юридическая, художественная, школа здоровья.

Обычные школы работают, как правило, до 14-15 часов, частные же обычно действуют в режиме полупансиона, т. е. ребенок может здесь оставаться хоть до 18, хоть до 21 часа. Существуют также и пансионы, в которых дети остаются на всю неделю, а к родителям приезжают только на выходные или во время каникул. Почти все такие школы перебрались за пределы МКАД. Цены на их услуги, конечно, немного выше, чем в обычных частных школах, и колеблются от 25 тыс. рублей в месяц (учеба и укрепление здоровья в «Сосновом Бору», 75 км от Москвы) до 80 тыс. рублей в месяц (пансион на Рублево-Успенском шоссе)

Но самые интересные с академической точки зрения школы — это те, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью. Свои наработки в различных областях они представляют на аккредитацию государственной комиссии, после чего та присваивает школе тот или иной статус. Так, например, «Самсон» получил статус «школы здоровья», «Эллада» — «школы с углубленным художественно-эстетическим развитием», «Перспектива» — с углубленным изучением иностранного языка, а «Европейская гимназия» и «Премьер» имеют международный статус школ бакалавриата.

Часто родители, ищущие школу для своего ребенка, обращаются к TOP-20 и TOP-10, опубликованным в различных периодических изданиях. Но, как показывает практика, верить им на слово не стоит, потому что в качестве критериев берутся иногда просто фантастические показатели: число книг в библиотеке, площадь двора, количество логопедов в расчете на одного ученика…

Теперь у нас появился ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) и рэнкинг по английскому образцу был бы уместен. Пусть эта шкала полна несовершенств, но несовершенна она в одинаковой степени для всех, что позволяет ей претендовать на некоторую долю объективности.

Так на что же все-таки обращать внимание родителям при выборе школы? Прежде всего, конечно, на документы, а именно на лицензию и сертификат. Аккредитованная школа сможет выдать вашему ребенку аттестат, принимаемый всеми вузами страны. Согласно законодательству, частная школа обязана иметь лицензию, а быть аккредитованной — совсем не обязательно. Аккредитацию получают только после пяти лет деятельности (90% частных школ Москвы ее имеют). Кроме того, это выгодно самим школам, т. к. исключительно аккредитованные школы имеют право на получение финансовой помощи из бюджета по нормативам. А если у школы аккредитации нет, то ее ученики сдают экзамены в базовой школе округа и получают аттестат.

Следует также обратить внимание на время работы НОУ. Предпочтение стоит отдать школе «со стажем», так как коллектив складывается не один год, и «молодые» школы еще не имеют должного опыта в работе. Хорошо было бы узнать мнение о школе ее учеников и их родителей. Звания типа «Учитель года» - большой плюс педсоставу. Если вдруг возникнет желание поприсутствовать на уроке, вас за это в частной школе (в отличие от государственной) никто не осудит.

Таким образом, нужно тщательно подходить к вопросу выбора школы для вашего ребенка, но не стоит забывать при этом, что идеальных школ, к сожалению, не бывает.

По материалам статьи Екатерины Чинаровой для Бизнес журнала

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Новый закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, предусматривает возможность оказания платных образовательных услуг, в том числе для детей. При этом нужно правильно учесть поступающие от родителей (представителей) детей средства в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим, как это сделать.

Возможность взимания платы

При этом следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (далее Правила).

В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3 Правил).

К платным образовательным услугам, которые предоставляются государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся;
  • другие услуги.

Установление размера платы

Примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг утверждены приказами Минобразования России:

от 28 июля 2003 г. № 3177 для сферы профессионального образования;

от 10 июля 2003 г. № 2994 для сферы общего образования.

Размер платы за оказанные образовательные услуги устанавливается бюджетными и автономными образовательными учреждениями самостоятельно. Обратимся к пункту 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898. Там указано, что размер платы определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

Бухгалтерский учет поступлений

Это закреплено в пункте 197 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Расчеты по суммам доходов от выполнения работ, оказания услуг отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

  • казенные учреждения учитывают суммы на счете 1 205 31 000 В«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услугВ»;
  • бюджетные на счете 2 205 31 000 В«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услугВ»;
  • автономные учреждения на счете 0 205 30 000 В«Расчеты по доходам от оказания платных работ, услугВ».
Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в карточке учета средств и расчетов и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Отражение операций по счету осуществляется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Применение ККТ при наличных расчетах

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ В«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картВ» определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт с населением без применения контрольно-кассовой техники.

Но только при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

Важным моментом является тот факт, что порядок оплаты (наличным или безналичным расчетом) необходимо прописать в договоре с заказчиком образовательной услуги в соответствии с пунктом 14 Правил.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Форма квитанции (ф. 0504510) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н В«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применениюВ».

Применение приходного кассового ордера предусмотрено пунктом 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

При поступлении денежных средств в учете составляются бухгалтерские записи с использованием счетов 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» в журнале операций с безналичными денежными средствами или 201 34 «Касса» в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Налогообложение платных услуг

Налог на добавленную стоимость

Такая льгота прописана в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При этом, по мнению автора, платный отбор детей для поступления в школу или кружок вряд ли является предметом реализации образовательных программ в учреждении, указанном в лицензии. Поэтому с данной суммы необходимо начислить и уплатить НДС во избежание разногласий с налоговыми органами.

Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ учреждения, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов.

Правда, только при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1, 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. Они таковы:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы. Либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются (письмо Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/4/53);
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Что касается доходов казенных учреждений, то в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Важно запомнить

Образовательные учреждения вправе устанавливать самостоятельно размер платы за оказываемые услуги.

Справочная / Бизнес‑будни

Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения?

Что такое образовательная деятельность

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

предмет, объем и режим обучения;

преподаватели и условия обучения;

способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1. Является ли деятельность фактически образовательной.

2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Когда лицензия точно не нужна: исключения

Освобождены от получения лицензии:

1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽. Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов.

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

1. Дело № А56-25488/2013. Учебный центр по инициативе прокуратуры привлекался к административной ответственности за образовательную деятельность без лицензии. Центр обучал иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим предметам. Курсы носили платный характер. Знания учеников не проверялись, документ об образовании не выдавался. Суд пришёл к выводу, что всех признаков образовательной деятельности нет, а есть только её отдельные характеристики. Ответственности центр избежал.

2. Дело № 310-АД17-3729. Дошло до Верховного суда, более свежее и показательное. Ответчик — учебный центр, который занимался подготовкой судоводителей маломерных судов. Ситуация схожая: платные курсы без итоговой аттестации и выдачи свидетельства. Но в данном случае Верховный суд сделал вывод о том, что невыдача свидетельств об окончании программы не мешает считать деятельность образовательной.

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией.

Как подстраховаться от претензий

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Читайте также: