Республиканский справочник льгот по налогам

Опубликовано: 11.05.2024

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер - они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Дополнительные льготы по региональным налогам могут быть установлены региональным законодательством.

Региональные налоговые льготы регламентируются Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (далее – Областной закон).

По налогу на прибыль организаций статьей 10 Областного закона установлены пониженные ставки в части сумм, зачисляемых в областной бюджет:

1. В размере 13,5 процента (12,5 процента на период 2017-2020 годов) для:

инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области;

общественных организаций инвалидов;

организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Указанные ставки действуют до 01.01.2023 в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. В размере 0 процентов для:

  • организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Действует в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
  • организаций, указанным в статье 25.16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (заключивших специальные инвестиционные контракты с участием Российской Федерации). Применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Областным законом от 01.08.2019 № 176-ЗС введен инвестиционный налоговый вычет (это сумма затрат налогоплательщика, позволяющая уменьшать сумму налога на прибыль организаций) для:

  • организаций приоритетных для Ростовской области видов деятельности;
  • организаций-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;
  • организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры клубного типа, государственным областным и (или) муниципальным музеям и библиотекам, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала.

Общие условия предоставления инвестиционного налогового вычета в региональной части налога на прибыль организаций определены Налоговым кодексом Российской Федерации:

  • вычет не может превышать 90 процентов расходов на основные средства третьей - десятой амортизационных групп (за исключением относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств);
  • ставка налога на прибыль для определения предельной величины вычета - 5 процентов;
  • возможен перенос остатка вычета на будущий период до 2027 года;
  • решение об использовании инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в его учетной политике;
  • по объектам, используемым для вычета, амортизация не применяется;
  • налогоплательщик вправе отказаться от применения инвестиционного налогового вычета только по истечении трех последовательных лет после решения об его использовании;
  • в случае выбытия основного средства, в отношении которого был применен инвестиционный налоговый вычет, налогоплательщик восстанавливает сумму налога и уплачивает пени.

Право на применение инвестиционного налогового вычета не предоставляется инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ростовской области, применяющим пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль.

Применяя право на вычет, можно уменьшить и федеральную часть налога на прибыль организаций.

По налогу на имущество организаций статьей 2 Областного закона установлены пониженные ставки:

Областным законодательством установлены пониженные ставки.

В размере 1,1 процента:

в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, при условии вложения инвестиций (капитальных вложений) в объеме 0,5 млн рублей и более, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование;

в отношении имущества организаций, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения 140 млн рублей и более;

в отношении имущества организаций - собственников торговых центров (комплексов) и (или) помещений в них, предоставляющих имущество в аренду (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

в отношении имущества организаций - собственников гостиниц (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

в отношении имущества организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию овощей защищенного грунта (тепличных хозяйств) (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020).

В размере 1,6 процента:

в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, на 2020-2021 годы.

Кроме того, пунктом 1 статьи 4 Областного закона освобождены от уплаты налога следующие категории налогоплательщиков:

организации - в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения инвестиций в сумме 300 млн рублей и более.

в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, реализуемого на территории индустриального (промышленного) парка, расположенного на территории Ростовской области - независимо от объема инвестиций (капитальных вложений).

организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», – в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основного средства.

организации, на балансе которых в качестве основных средств учитываются стадионы, переданные в государственную собственность Ростовской области в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, - в отношении указанных объектов недвижимого имущества на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основных средств.

По транспортному налогу в соответствии со статьей 7 Областного закона от уплаты освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также созданные ими и состоящие из них общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
  • граждане, подпадающие под действие статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имеющие на праве собственности легковые автомобили;
  • граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии со статьей 121 Областного закона от 22 октября 2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;
  • категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • граждане из подразделений особого риска, указанные в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  • налогоплательщики в отношении транспортных средств, в которых в качестве моторного топлива используется природный газ (по 31 декабря 2022 года включительно).

В отношении отдельных категорий транспортных средств - мотоциклов, мотороллеров или легковых автомобилей от уплаты транспортного налога освобождаются:

  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;
  • инвалиды III группы в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей и проживающих совместно с ними;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи ребенка-инвалида и проживающий совместно с ним;
  • опекун инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

По упрощенной системе налогообложения

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, статьей 11 Областного закона установлена пониженная налоговая ставка в размере 10 процентов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определяемых Правительством Российской Федерации отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, установлена налоговая ставка в размере 1 процента при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в размере 5 процентов - с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Данная льгота действовала с 01.01.2020 по 31.12.2020.

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

По патентной системе налогообложения:

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, относящимся к определяемым Правительством Российской Федерации отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в два раза снижен размер потенциально возможного к получению годового дохода.

Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Данная льгота действовала с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан Ринат Диваев рассказал о порядке предоставления льгот по имущественным налогам физическим лицам.

О порядке предоставления льгот по имущественным налогам физическим лицам

Заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан Ринат Диваев рассказал о порядке предоставления льгот по имущественным налогам физическим лицам.

- Кому предоставляются льготы по налогу на имущество физических лиц?

- Налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога в отношении одного объекта каждого вида (квартира, жилой дом, гараж) не используемого в предпринимательской деятельности, предусмотрены в частности для следующих категорий налогоплательщиков:

- Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

- инвалидов I и II групп инвалидности;

- инвалидов с детства;

- участников гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также ветеранов боевых действий;

- военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

- членов семей военнослужащих, потерявших кормильца;

- пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

- граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

- родителей и супругов военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные льготы.

Ознакомиться с полным перечнем налоговых льгот (налоговых вычетов), действующим за налоговый период 2016 года, можно с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». Здесь представлены как федеральные льготы, так и действующие льготы на местном уровне.

- Кто имеет право на льготы по транспортному налогу?

- От уплаты транспортного налога в Республике Башкортостан освобождаются:

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

- инвалиды всех категорий, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, а также по автомобилям грузовым, с даты выпуска которых прошло более 10 лет по выбору за одно транспортное средство каждого типа;

- Как получить льготы по налогам?

- Для получения льгот по налогам необходимо представить в налоговый орган заявление и документы, подтверждающие право на льготу (например, пенсионное удостоверение).

Налогоплательщикам, у которых право на налоговую льготу по имущественным налогам (земельному, транспортному и налогу на имущество физических лиц) возникло впервые, или если ранее о своем праве они не заявляли и льготой не пользовались, рекомендуется сделать это до 1 апреля 2017 года.

- Какие льготы по налогу на имущество будут у пенсионера, если у него две квартиры и дом?

- Налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. Так, если, например, у льготника-пенсионера в собственности имеется квартира, дом и гараж, он освобождается в полном объеме от уплаты налога на имущество. А если он имеет две квартиры и дом, то он имеет право на льготу при уплате налога за дом, а также только за одну из квартир.

Уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения имущества до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Если уведомление не будет представлено, то налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.


Опубликованно: 25.05.2020 в 15:04

КГД запустил новый сервис для проверки Вашей компании на возможность применения льгот по налогам.
Сайт для проверки: https://kgd.gov.kz

Другие новости

Бла-бла-бла от депутатов очковтирателей. Выборы 2021

Kaspi Pay - это мобильный POS и система мобильных платежей от Kaspi.kz

Хотели как лучше. В итоге более 3000 предпринимателей вынуждены закрыться!

Утверждены даты пилотного проекта по СНТ

POS-терминал Kaspi Pay и более 8,5 млн потенциальных клиентов

Базовые ставки в РК

  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
МЗП 42 500 тг
МРП 2 917 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 778 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 2 %
МЗП 42 500 тг
МРП 2 525 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 28 284 тг
МРП 2 405 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 9,5 %
Соц. отчисления 3,5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 9,25 %
ОСМС 1,5 %
МЗП 24 459 тг
МРП 2 269 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
ОСМС (01.07.2017) 2 %
МЗП 22 859 тг
МРП 2 121 тг
КПН 20 %
ИПН 10 %
ОПВ 10 %
ОППВ 5 %
Соц. налог 11 %
Соц. отчисления 5 %
НДС 12 %
Ставка рефинансирования 5,5 %
Курсы валют

Курс НБ РК на 21.05.2021 г.

USD 429.21
EUR 522.99
CNY 66.67
KGS 5.11
RUB 5.83

  • ТОО "RCPP.kz"
  • БИН: 140740024931
  • ИИК: KZ35826A1KZTD2995246
  • БИК: ALMNKZKA

  • +7(747)094-71-50
  • ул. Алматы 1, офис 2 (БЦ Асылтау)
  • График работы:
  • ПН-ПТ: с 09:00 до 18:00

Читайте также: