Газпром освобожден от налогов

Опубликовано: 05.05.2024

Почему рост налогов в России в первую очередь затронул граждан, а не крупные компании и банки

​Заплати налоги вместо «Газпрома» и спи спокойно

В отличие от крупных компаний, у граждан и малого бизнеса нет возможности повлиять на правительство. Поэтому в кризис они получили рост налогов вместо фискальных послаблений.

Налоговые маневры: пока на словах

В последние недели вновь получила развитие дискуссия о повышении НДФЛ. Правительство обсуждает возможность увеличения ставки подоходного налога с 13% до 15% и введения необлагаемого минимума, заявил в конце марта, вскоре после президентских выборов, вице-премьер Аркадий Дворкович. Решение по этому вопросу пока не принято: против дифференциации НДФЛ не единожды выступал министр финансов Антон Силуанов, полагающий, что это повысит риски ухода от его уплаты. О сложностях администрирования подоходного налога в случае отказа от унифицированной ставки говорит и премьер Дмитрий Медведев, в ходе недавнего отчета о работе правительства в Госдуме напомнивший, что в 1990-е годы прогрессивная шкала приводила к росту теневого сектора.

Предложение повысить НДФЛ возникло как альтернатива налоговому маневру 22/22, в рамках которого были бы до 22% повышен НДС и понижена совокупная ставка страховых взносов (с нынешних 18% и 30% соответственно). Однако такой маневр с неизбежностью отразился бы на ценах и инфляции, которую лишь в прошлом году впервые с момента перехода к рынку удалось снизить до уровня развитых стран (2,5%). А потому такая идея была на время отложена. Под вопросом пока находится и налоговый маневр в нефтяной отрасли: Минфин хочет уже с 2019 года резко повысить НДПИ в обмен на обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, тем самым расширив базу для налогообложения — налог на добычу платят все участники отрасли, вне зависимости от объемов экспорта. Однако против выступают нефтяные компании, у которых из-за маневра снизится рентабельность нефтепереработки: в России цена нефти рассчитывается по экспортному нетбэку, а потому снижение пошлин приведет к удорожанию сырья для НПЗ.

Льготы для «национальных достояний»

Извлечь дополнительные бюджетные доходы можно было бы за счет повышения дивидендных отчислений государственных компаний. Однако вместо 50% чистой прибыли по МСФО, на которых настаивает Минфин, «Газпром» в прошлом году направил на дивиденды лишь 20% (190,3 млрд рублей из 951,6 млрд), а «Роснефть» — 35% (63,4 млрд рублейз 181 млрд). При этом нефтегазовые мейджоры раз за разом добиваются от правительства налоговых льгот для инвестиционных проектов.

Так, «Газпром» до 2035 года освобожден от налога на имущество с объектов газопровода «Сила Сибири», базой для которого послужит Чаяндинское месторождение Якутии — в первые 15 лет добычи компания не будет уплачивать с него НДПИ. В свою очередь, «Роснефть» получила льготу по НДПИ для Самотлорского месторождения, из-за чего в ближайшие десять лет, по оценке Минфина, бюджет будет ежегодно недополучать 35 млрд рублей. Фискальные послабления установлены и для проекта «Новатэка» «Ямал СПГ», в первые 12 лет реализации которого будут действовать нулевые ставки налога на имущества и НДПИ для газа с Южно-Тамбейского месторождения, а также сниженная ставка налога на прибыль — 13,5% вместо 18%. Сюда же относятся и нулевые пошлины на экспорт сжиженного газа, которыми пользуются все участники отрасли.

Помимо налоговых льгот, крупные компании получают прямые государственные субсидии. Например, в 2014—2015 годах правительство согласилось предоставить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 1,75 млрд долларов Сибуру» и 150 млрд рублей «Новатэку» на проекты «Запсибнефтехим» и «Ямал СПГ» соответственно. Строительство «Запсибнефтехима» в том числе ведется за счет средств «Внешэкономбанка» (ВЭБа), на счетах которого к концу прошлого года было размещено 575,3 млрд рублей из ФНБ. Средства фонда также были использованы для покупки привилегированных акций ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка на общую сумму 279 млрд рублей.

Как следствие, к сегодняшнему дню ФНБ ликвиден лишь чуть более чем наполовину: из 3,773 трлн рублей правительству доступны 2,235 трлн, согласно оценке экономиста Кирилла Тремасова.

Богатые компании платят меньше, бедные граждане — больше

На фоне льгот и субсидий для крупного бизнеса особенно заметен рост налогов для граждан, а также для мелких и средних предпринимателей — как на региональном уровне, так и на федеральном. В 2015 году налог на имущество стал рассчитываться по кадастровой стоимости, а не по инвентаризации, как это было ранее. Тогда же был введен торговый сбор и плата с грузовиков массой свыше 12 тонн (система «Платон»), а с нынешнего года в Крыму, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях действует курортный сбор.

С 1 января 2018 года освобождение от НДС не действует для сельхозпроизводителей, уплачивающих единый сельхозналог (ЕСХН) и имеющих годовой доход свыше 100 млн рублей — к 2022 году за счет ежегодного снижения на 10 млн рублей эта планка опустится до 60 млн.

Растут и неналоговые выплаты: например, в Москве с 2014 года территория платной парковки действует не только внутри Бульварного кольца, но и внутри Третьего транспортного.

При этом федеральное правительство, помимо повышения НДФЛ, обсуждает способы увеличения доли самозанятых, исправно уплачивающих налоги, — для этого, возможно, будет создано мобильное приложение, через которое блогеры и репетиторы будут напрямую взаимодействовать с Федеральной налоговой службой (ФНС). В докризисный период это могло бы стать одним из решений на пути вывода самозанятых из «тени», однако в кризис логичнее было бы продлить для них налоговые каникулы, срок действия которых истекает в нынешнем году.

Оправданной была бы и полная отмена налогов на совокупный доход, которые установлены для малого бизнеса (ЕСНХ, налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения и др.): в 2016 году, по данным Федерального казначейства, на их долю пришлось лишь 0,8% доходов консолидированного бюджета — 23,3 млрд рублей из 28,2 трлн.

Однако этих мер нет в повестке правительства, которое, наоборот, повышает налоговую нагрузку вопреки мораторию, объявленному в 2014 году. Слабым утешением служит тот факт, что рост налогов был характерен и для кризисов недавнего российского прошлого. Так, в 1992 году правительство Гайдара установило НДС со ставкой 28%, а также прогрессивный НДФЛ с диапазоном от 12% до 40% в зависимости от величины дохода налогоплательщика. В свою очередь, в кризисном 1998 году был внедрен налог с продаж вопреки сопротивлению Думы, которая первоначально это предложение отвергла. Тяжелый бюджетный кризис 1990-х доказал ошибочность этих решений: выйти из него удалось только в первой половине 2000-х, когда правительство унифицировало НДФЛ (13%), снизило НДС (сначала до 20%, а потом до 18%) и отменило налог с продаж.

Однако в годы реформ это были во многом вынужденные ошибки: в 1992 году в Европе не было стран, где бы действовал плоский подоходный налог, который в то время выглядел экзотикой. Первой на его внедрение пошла Эстония, сделавшая это в 1994 году. Прогрессивная шкала тогда была чем-то само собой разумеющимся, а высокий НДС должен был позволить мобилизовать бюджетные доходы и снизить бюджетный дефицит, который в 1991 году, по оценке Всемирного банка, достиг 30,9% ВВП.

В 1998 году обязательства по повышению налогов российское правительство брало перед МВФ, чтобы претендовать на получение помощи, которая помогла бы уйти от дефолта: тот же налог с продаж был одобрен Думой в июле 1998-го, всего за несколько дней до того, как МВФ согласился предоставить России транш на 4,8 млрд долларов.

Нынешний же рост налогов связан с тем, что у граждан нет каналов влияния на правительство — в отличие от крупных компаний, которые напрямую лоббируют для себя льготы и прямые субсидии. Вот почему корпоративные налоги сегодня зачастую снижаются, тогда как налоги для физлиц и малого бизнеса, наоборот, растут. Это в том числе привело к спаду реальных доходов, которые по итогам прошлого года снизились четвертый год подряд (на 1,7%, согласно данным Росстата). Однако столь длительное падение пока не заставило правительство изменить конфигурацию налоговой политики. И это, пожалуй, еще большая проблема, чем рост налогов сам по себе.

Источником пополнения Пенсионного фонда может быть отмена ряда неэффективных налоговых льгот. Мера, которая даже не рассматривалась Правительством, даст бюджету в два с лишним раза больше денег, чем пенсионная "реформа". О том, что отдельные преференции не приносят положительного результата на протяжении нескольких лет, говорит Счетная палата. Экспертный центр Конфедерации труда России пришел к выводу, что ключевые получатели льгот не инвестируют средства в модернизацию производств, а в ряде случаев многомиллиардные "скидки" по налогам являются политическим решением.

Объем налоговых льгот в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличился более чем на 700 млрд руб. до 3 трлн руб. Сумма недополученных доходов растет ежегодно, к 2021 г. она достигнет 3,3 трлн руб., следует из прогноза Минфина. Большую часть льгот — порядка 1,2 трлн руб. — получают добывающие отрасли. На втором месте сельхозпроизводители (451 млрд руб.), замыкают тройку резиденты Калининградской области, которая с 2018 г. получила статус особой экономической зоной. Здесь стоит добавить, что в 2016 г. Счетная палата признала результаты деятельности ОЭЗ неэффективными: государство потратило на одно рабочее место почти 10 млн руб., а общий объем инвестиций резидентов достиг 218 млрд руб. — лишь 33,5% от заявленного объема.

распределение налоговых льгот, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="распределение налоговых льгот, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР" />

Вопросы к обоснованности значительных льгот в России возникают из-за того, что отечественный бизнес по объему налоговой нагрузки отстает от многих более развитых и находящихся на сравнимом уровне развития экономик, по данным Всемирного банка, Россия занимает 52 место в мире. И часто освобождение от налогов получают высокоприбыльные компании, которые в этом не нуждаются.

Налог на добавленную стоимость

В 2017 г. объем налоговых льгот и преференций, предоставляемых бизнесу только по НДС, составил колоссальные 8 111,1 млрд руб. Это почти в два раза больше, чем всего было собрано за год по этому налогу. Основу этой суммы составляют сделки, которые формально являлись операциями купли-продажи, но при этом не создавали добавленной стоимости, например, продажа ценных бумаг и долей в уставном капитале компаний, указывают эксперты КТР в докладе "Изменение налоговых льгот как возможность увеличить социальные расходы". В 2018 г. Минфин оценивает формально недополученный НДС только по этой статье в 8 205 млрд руб.

По мнению экспертов, отмена нулевой ставки НДС для ряда товаров и услуг принесет в бюджет 268,2 млрд руб. Речь идет, например, о вывозе товаров резидентами ОЭЗ. Вместо льгот эксперты предлагают использовать механизм целевого субсидирования. Налоговые льготы по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (действуют с 2008 г.) необходимо связать с достижением целевых показателей соответствующих отраслевых стратегий, считают в КТР. Например, рынок информационных технологий растет в два раза быстрее остальной экономики, его совокупный объем достиг 1 трлн руб. IT- компании платят пониженные страховые взносы на зарплату сотрудников — 14% вместо 30%. По совокупности действующих льгот и мер поддержки отрасль информационных технологий — одна из самых опекаемых государствам, поэтому она может рассматриваться как плательщик НДС без ущерба для ее развития и роста.

Налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина

Половина из 720,4 млрд руб. льгот, полученных недропользователями в 2018 г. — ставки по выработанным месторождениям. Суммарные льготы по экспортной пошлине составят 169,4 млрд руб. на вывоз нефти и 87,7 млрд руб. на вывоз газа. Льготы по экспортной пошлине на газ полностью относятся к проекту "Голубой поток".

"Проект изначально был политически, а не экономически мотивированным, так как затраты на строительство газопровода не могли окупиться в разумные сроки. В результате Российская Федерация как сторона в соглашении о поставках газа в Турцию освобождает "Газпром" и "Газэкспорт" от уплаты экспортной пошлины, а также других налоговых сборов до полной окупаемости инвестиций, но не более чем до 31 декабря 2015 г. включительно. Окупаемости к 2016 г. так и не наступило и льготы были продлены", — говорится в докладе.

Послабления при взимании таможенных пошлин распространяются также на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции. Объем льгот составил 102,7 млрд руб.

"Суть таких соглашений сводится к привлечению инвестиций в добывающие отрасли со стороны иностранных резидентов на территории РФ взамен на благоприятные условия хозяйственной деятельности. И если в условиях глубокого экономического кризиса и разрухи привлечение таких капиталовложений может быть оправдано задачами наращивания инвестиций как части совокупного спроса, то в современных реалиях такие меры лишь усугубляют межотраслевые дисбалансы", — отмечено в документе КТР.

Курс на обеспечение сырьевым корпорациям самых благоприятных условий существования позволил добывающей промышленности даже в условиях резкого падения цен на углеводороды в 2014 г. получить суммарную прибыль в 1,98 трлн руб. В период с 2010 по 2017 г. капитализация нефтегазового сектора выросла на 32% (с 12,5 трлн руб. до 16,5 трлн руб.), а прибыль — на 35,5% (с 3,1 трлн руб. до 4,2 трлн руб.). За то же время реальный ВВП РФ вырос лишь на 9,5%, а реальные доходы населения снизились на 2,5%.

Вместе с тем российские сырьевые компании избегают инвестиций в восполнение изношенного капитала и инфраструктуры, о чем свидетельствует постоянный рост показателя износа основных фондов, который превышает 57% в добывающей промышленности.

степень износа основных фондов в экономике, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="степень износа основных фондов в экономике, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР" />

"Политика низких экспортных пошлин в совокупности с созданием благоприятных условий для экспортеров на валютном рынке стала причиной постоянного наращивания нефтяного экспорта. Так, период с 2000 по 2015 гг. доля российской нефти и нефтепродуктов, направляемых на экспорт, выросла с 31% до 65%. Это приводит к сокращению предложения топлива на внутреннем рынке, завышению цен и росту издержек большинства отраслей российской экономики, в особенности сельского хозяйства, грузового и пассажирского транспорта. Сокращение льгот по экспортным пошлинам будет способствовать перераспределению предложения в пользу внутреннего рынка, что отвечает интересам российской экономики", — говорится в докладе.

Общая сумма дополнительных поступлений в бюджет от отмены льгот в нефтегазовой сфере в 2017 г. может быть оценена в 598,6 млрд руб.

Налог на прибыль

Льготы по налогу на прибыль предоставляют малому бизнесу, резидентам особых экономических зон, сельхозпроизводителям. Региональные власти имеют право понизить налоговую ставку с 18 до 13,5% для компаний, реализующих приоритетные проекты. Порог инвестиций порой довольно низкий, например, в Псковской области достаточно вложить 2 млн руб.

Наиболее успешный опыт в привлечения инвестиций в регион у Татарстана и Калужской области — в этих регионах наблюдался наибольший прирост инвестиций в секторах, не связанных с добычей ресурсов. Опыт стали копировать другие регионы, при этом эффект от наличия налоговых льгот уже не играет существенной роли.

Структура налоговых льгот, которые могут быть отменены, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="Структура налоговых льгот, которые могут быть отменены, график(2019)|Фото: Доклад Экспертного центра КТР" />

Всего по налогу на прибыль в 2017 г. было собрано 3,29 трлн руб. Министерство финансов оценивает общую сумму налоговых льгот в 123,9 млрд руб. Налоговая инспекция добавляет к этой сумме стандартные вычеты из налогооблагаемой прибыли убытков предыдущих периодов и общая сумма увеличивается до 225,5 млрд руб.

По оценкам экспертного центра КТР, размер дополнительных доходов бюджета в случае отмены части льгот по налогу может составить 125 млрд руб.

Налог на имущество

По этому налогу государство предоставляет большое количество льгот, сумма которых оценивается в 445,3 млрд руб. Самые большие доходы — 289,6 млрд руб. — бюджет теряет от освобождения от налога движимого имущества, поставленного на баланс предприятий после 1 января 2013 г. Льгота прекращает действовать с 1 января 2018 г., региональные власти могут самостоятельно решать, оставлять льготу или облагать движимое имущество по ставке до 1,1%.

У экспертов вызывает сомнение необходимость освобождения магистральных трубопроводов от уплаты налога. Общая сумма льгот оценивается Минфином в 35 млрд руб., их планируют полностью отменить уже в 2020 г. В целом по налогу на имущество может быть собрано дополнительно 324,3 млрд руб.

Итоги

Суммарно потенциальные доходы бюджета от отмены части налоговых льгот могут составить 1,451 трлн руб., или 4,5% от существующих доходов консолидированного бюджета. В совокупности с дополнительными доходами от повышения НДС эта сумма полностью покрывает дефицит Пенсионного фонда. "Доход" от пенсионной "реформы", напомним, прогнозируется в размере 600 млрд руб.

При этом составители доклада развеивают основной аргумент властей о том, что повышение налогов потенциально может увеличить попытки ухода от платежей. Риски возможны только в части налога на прибыль и НДС, говорят в КТР. Занижение налоговой базы, например, по налогу на имущество существенно увеличивает налог на прибыль, так как уменьшаются расходы на амортизацию основных средств. Уход от НДПИ и экспортных пошлин в силу особенностей их администрирования и контроля практически невозможен.

"Оптимизация налоговых льгот может выступить лишь частью назревшей масштабной налоговой реформы, в рамках которой ключевыми шагами стали бы введение прогрессивной шкалы НДФЛ, увеличение налогов на рентные доходы, сокращение имущественного налога на граждан со средними и низкими доходами", — считают авторы.

 Фото: iStock

"Выход этого закона позволит начать работу по внедрению полигонов, на которых можно будет отрабатывать технологии добычи трудноизвлекаемых запасов углеводородов. В качестве одного из примеров можно назвать проект Бажен, который реализуется компанией Газпром нефть", - пояснили "РГ" в минэнерго.

Фото: REUTERS/KEVIN LAMARQUE

Фото: REUTERS/KEVIN LAMARQUE

Таким образом, разработка ТРИЗ нефти официально признана едва ли не первоочередной задачей для дальнейшего успешного развития отрасли. Теперь фактически появляется возможность создания научно-технологических полигонов, о необходимости которых несколько лет говорили отраслевые эксперты и представители нефтедобывающих компаний.

Вопрос с ТРИЗ совсем не узкоотраслевой, учитывая значение "черного золота" в экономике России. Запасов нефти достаточно, но доля трудноизвлекаемых с каждым годом растет. По расчетам минэнерго, для удержания производства нефти в России на текущем уровне к 2025 году доля добычи с ТРИЗ и шельфа должна увеличиться до 25%. По данным ведомства, уже 50% разведанных запасов традиционной нефти в России являются выработанными, а ежегодно на действующих месторождениях вырабатывают до 4% добычи. Добыча нефти поддерживается за счет ввода в строй уже не очень больших проектов, в которые прежде были вложены серьезные инвестиции. Ресурсная база ежегодно прирастает, но большинство новых участков относятся к категории ТРИЗ.

"По различным оценкам, сейчас к трудноизвлекаемым можно отнести около 50% запасов нефти в России, добыча части которых при текущем уровне развития технологий нерентабельна", - пояснил консультант VYGON Consulting Денис Пигарев.

Для создания таких технологий нужны средства, время и, конечно же, испытания их "в поле". С последним существовало множество проблем. "Изменения в законе направлены в первую очередь на снятие административных барьеров, с которыми сталкиваются разработчики при создании технологий. Законом вводится новый вид недропользования, целью которого является именно разработка технологий, а не коммерческая добыча, - подчеркнул Денис Пигарев. - Таким образом, создаются условия, необходимые для развития отечественных технологий освоения ТРИЗ".

Для разработки новых или испытаний существующих технологий компании смогут получить участки из уже распределенного фонда или по итогам конкурса лицензии на участки нераспределенных недр. В первом случае лицензия предоставляется на 15 лет с возможностью ее неоднократного продления на 5 лет. Во втором, лицензия предоставляется сроком на 7 лет, с правом его однократного продления на три года.

Принятие изменений в закон не решает всех проблем с разработкой технологий для ТРИЗ. "Полное снятие административных барьеров произойдет только после принятия ряда подзаконных актов, важнейшим из которых является классификация ТРИЗ, - пояснил Денис Пигарев. - Предложения по классификации ТРИЗ для УВС были еще в 1994 году и основывались на граничных значениях геолого-физических и технологических характеристик, дополнительным параметром стала удаленность от центров добычи. Такой же принцип используется для формирования налоговых льгот. Но возникает вопрос в актуальности подхода к определению предельных значений, к тому же на добычу могут влиять одновременно несколько факторов".

"По нашему мнению, классификация ТРИЗ должна быть определена на двух основных принципах: наличие технологии и ее экономическая эффективность. Таким образом, при достижении определенного уровня технологического развития часть ТРИЗ переходит в категорию неосложненных запасов и автоматически решается вопрос обновления редакций", - сказал Денис Пигарев.

Фото: Дмитрий Беляков / Bloomberg

Вечная надбавка

Минфин предложил правительству сделать постоянными прибавку к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти и повышающий коэффициент к НДПИ на газ «Газпрома», которые вводились как временные (в отрасли их называют «нашлепки» к НДПИ) — по действующему законодательству они должны быть отменены с 2022 года.

Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству, и собеседник в одной из нефтяных компаний. Это подтвердил представитель Минфина.

По словам источников РБК, на прошлой неделе министерство внесло в правительство соответствующие поправки к Налоговому кодексу.

Это позволит государству ежегодно получать около 200 млрд руб. в год дополнительных налогов от нефтяников и около 140–160 млрд руб. в год от «Газпрома», подсчитал директор Московского нефтегазового центра Денис Борисов.

В пресс-службе Минфина заявили РБК, что эти средства необходимы для финансирования национальных проектов и ведомство не пойдет на дополнительное налогообложение граждан или других отраслей экономики на фоне высоких финансовых результатов нефтяников.

«Сейчас нефтяная отрасль ставит рекорды по прибыльности. Доходы от этих «нашлепок» заложены в бюджете для финансирования национальных проектов, и иных источников для этого нет. Отказываться от этих доходов сейчас, когда расходы уже сформированы, означало бы то, что нужно срочно искать иные источники финансирования — то есть повышать иные налоги», — отметил представитель ведомства. По его словам, Минфин не готов пойти на то, чтобы остальные отрасли экономики и граждане России заплатили за нефтяную отрасль, которая в 2018 году поставила постсоветский рекорд по свободному денежному потоку.

Повышенный НДПИ был введен после кризиса 2015 года, когда из-за рухнувших цен на нефть в федеральном бюджете образовалась дыра в 1 трлн руб. и Минфин предложил срочно закрыть ее за счет нефтяников. Ведомство хотело изменить НДПИ и взять с компаний около 1,6 трлн руб. за три года, но в итоге утвердили более мягкие меры. В 2016 году за счет отсрочки снижения экспортной пошлины на нефть и увеличения налогового коэффициента для «Газпрома» государство получило от нефтяников и газовой монополии около 300 млрд руб.

После этого были предложены системные меры: на 2017–2019 годы для НДПИ на газ «Газпрома» был введен повышающий коэффициент (1,4–1,8), а для НДПИ на нефть — дополнительные изъятия в 306–428 руб. на тонну. Предполагалось, что эти налоги вернутся к прежним значениям в 2020 году, но этого не случилось: Минфин дважды продлевал действие налога. В последних поправках, направленных в правительство, министерство предлагает убрать сроки окончания действия надбавки и коэффициента, сделав повышенный НДПИ постоянным, рассказал один из собеседников РБК.

Представители «Газпрома», «Роснефти», «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа не ответили на запросы РБК.

Новые льготы

Сейчас правительство обсуждает новые масштабные льготы для нефтяников, и Минфин, пытаясь зафиксировать повышенный НДПИ на нефть и газ, подстраховывается от будущих потерь бюджета, отметили два собеседника РБК.

«Роснефть» и «Газпром нефть» просят льготы для гигантского Приобского месторождения, которые, по оценке Минфина, могут стоить бюджету 600 млрд руб. в течение десяти лет. А глава Сбербанка Герман Греф недавно добился поддержки для нефтепереработки, хотя обращался за льготами только для своего крупного должника — Антипинского НПЗ. По оценке Vygon Consulting, такая поддержка может принести среднему нефтеперерабатывающему заводу дополнительно 100 млрд руб. в течение десяти лет. Если закон будет распространяться на все НПЗ, бюджету это обойдется очень дорого, отметил один из собеседников РБК.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС

Когда Минфин впервые ввел надбавку к НДПИ, было ясно, что в будущем он просто так от этих доходов не откажется, сказал РБК аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Деньги уже учтены в бюджете, и если надбавка и коэффициент исчезнут, образуются выпадающие доходы. Сейчас у министерства появились дополнительные аргументы из-за просьб нефтяников и Сбербанка о новых льготах, заключил Полищук.

«Нашлепки» и дивиденды

Нефтяники были уверены, что действие надбавок на НДПИ продлеваться не будет. Это обсуждалось в прошлом году на одном из совещаний с участием президента Владимира Путина по вопросу о завершении налогового маневра, рассказал РБК источник, близкий к одной из нефтяных компаний.

Собеседник РБК отметил, что поправки вносятся не в начале года, а в последний момент перед утверждением бюджета. «Времени на обсуждение серьезного для отрасли вопроса практически не остается», — добавил источник, близкий к одной из нефтяных компаний.

Представитель Минфина не стал комментировать решения, принятые на совещании у президента. У Минфина никаких договоренностей с нефтяниками не было, сказал он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос РБК.

Если предложение ведомства будет одобрено, налоги для нефтяников увеличатся примерно на $1 на один добытый баррель, это существенно для отрасли, отметил Полищук. Но колебания курса рубля и цен на нефть сейчас оказывают большее значение на доходы нефтяников, оговорился он.

При отмене надбавки на НДПИ на нефть свободный денежный поток среднего добывающего проекта возрос бы примерно на 15%, подсчитал Борисов. Правительство по поручению президента планирует к концу года закончить инвентаризацию запасов нефти и эффективности предоставленных налоговых льгот, до этого времени любые корректировки сложившихся фискальных условий выглядят преждевременными, заключил он.

Для «Газпрома» сохранение повышенного НДПИ может означать снижение прогнозной EBITDA по группе на 6%, а суммы дивидендов в 2023 году — на 60 млрд руб. (если «Газпром» перейдет на выплату 50% чистой прибыли), отметил старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Учитывая нежелание Минфина идти на снижение НДПИ, «Газпром» может повременить с переходом на целевой уровень дивидендных выплат, считает он.

  • Главное
  • Экономика
  • Политика
  • Криминал
  • Спорт
  • Здоровье
  • Киев

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

  • Бизнес
  • Финансы
  • Валютный рынок
  • Аграрный рынок
  • ЖКХ

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

  • Музыка
  • История
  • Кино
  • Литература

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

  • Киев
  • Винница
  • Волынь
  • Днепр
  • Донбасс
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киевская область
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

  • Бизнес
  • Финансы
  • Валютный рынок
  • Аграрный рынок
  • ЖКХ

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

  • Музыка
  • История
  • Кино
  • Литература

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

  • Киев
  • Винница
  • Волынь
  • Днепр
  • Донбасс
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киевская область
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы
  • Киев
  • здоровье
  • новости Украины


Путин освободил «Газпром» от налогов на 15 лет

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Соответствующий документ опубликован на портале правовой информации.

В рамках налогового маневра поэтапно (за три года) снижаются вывозные таможенные пошлины на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз) в зависимости от их вида и повышаются ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза). Чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и минимизировать негативные шоки для отдельных отраслей поэтапно снижаются ставки акцизов на них, сообщает Прайм.

С целью сохранения существующих фискальных стимулов в нефтедобывающей отрасли уточняется порядок расчета понижающих коэффициентов к НДПИ на нефть и экспортной пошлине на нефть. Это позволит снизить налоговую нагрузку на добычу льготируемых видов нефти по сравнению с 2014 годом на 5-24% в зависимости от вида нефти.

В соответствии с законом, в 2015 году акциз на автомобильный бензин четвертого класса составит 7,3 тыс. рублей за тонну, в 2016 году — 7,53 тыс. рублей, а в 2017 году — снизится до 5,83 тыс. рублей. Ставка акциза на бензин пятого класса в 2015 году составит 5,53 тыс. рублей, в 2016 году — 7,53 тыс. рублей, а в 2017 году — сократится до 5,83 тыс. рублей.

Ставки акцизов на дизтопливо в 2015 году увеличиваются до 3,45 тыс. рублей за тонну, в 2016 году — до 4,15 тыс. рублей, а в 2017 году — снизятся до 3,95 тыс. рублей.

В соответствии с законом, природный газ является подакцизным товаром, если налогообложение акцизом природного газа предусмотрено международными договорами РФ.

Документ предусматривает установление акциза на газ, поставляемый в рамках «Голубого потока» в Турцию, при этом «Газпром» будет обязан предъявлять сумму акциза к оплате покупателю.

Обнуляются налог на добычу полезных ископаемых (на 15 лет) и налог на имущество (на 20 лет) при реализации «Газпромом» проекта поставок газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири».

Срок применения понижающих коэффициентов, применяемых в отношении трудноизвлекаемой нефти, добываемой из нефтенасыщенных пластов, увеличивается с 10 до 15 лет. А минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами, устанавливаемые сейчас в отношении нефти и газового конденсата, снижаются с 10% до 5% от ожидаемых поступлений по НДПИ.

Читайте также: