Право установления местных налогов и сборов рб

Опубликовано: 12.05.2024

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно после внесения изменений в Налоговый кодекс. Никакие налоги не могут устанавливаться, если их не предусматривает НК РФ.

Это лейтмотив письма ФНС России от 14.09.2018 № БС-3-21/6520@, в котором налоговики разъяснили, что не следует из текста НК РФ вырывать отдельные куски и пытаться толковать их вне контекста документа.

Структура налоговой системы

В пункте 1 статьи 12 НК РФ определена структура системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ, которая отражает ее федеративное устройство и представлена тремя уровнями:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. региональные налоги и сборы, т. е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
  3. местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Федеральные налоги могут поступать как в федеральный бюджет, так и в региональные и местные бюджеты согласно нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Региональные и местные налоги могут также перераспределяться по бюджетам всех трех уровней.

Федеральные, региональные, местные налоги

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

  • их устанавливает НК РФ;
  • они обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги и сборы характеризуются следующим:

  • устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ;
  • вводятся в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
  • законодательные органы субъектов РФ при установлении регионального налога определяют налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законодательство запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные НК РФ (п. 5 ст. 12 НК).

Местные налоги и сборы:

  • устанавливаются НК РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
  • вводятся в действие (в соответствии с НК РФ) нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
  • представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так же, как и в отношении региональных налогов, установление местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, запрещено (п. 5 ст. 12 НК РФ).

Как вводят или отменяют налоги

Один из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов – это обязанность их уплаты на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.

Пункт 5 статьи 12 НК РФ гласит: “Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом”. Трактовать его как полную отмену налогов нельзя.

Этот пункт устанавливает право установления и отмены налогов только Налоговым кодексом, то есть федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются исключительно Кодексом. Их установление и отмена допускается только после внесения изменений в сам НК РФ.

Отмена налога – это исключение его из Кодекса. Главы НК РФ о транспортном, земельном налогах, налоге на имущество физлиц из НК РФ не исключены и продолжают применяться.

Выделять отдельные слова из контекста для толкования закона, более удобного для себя, нельзя.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Понятие, признаки и функции налогов. Источники налогового права. Разновидности и особенности уплаты местных налогов. Объект налогообложения налогом за владение собаками. Плательщики курортного сбора. Налоговая база и период сбора с заготовителей.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 19.11.2014
Размер файла 16,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь налоги - это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в республиканский или местный бюджет.

2) Индивидуальная безвозмездность

3) Денежная форма уплаты

4) Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику

1) Фискальная - образование государственного денежного фонда, для создания материальных условий функционирования государства

2) Распределительная (социальная)

3) Регулирующая - практическая реализация осуществляется через систему налоговых инструментов:

4) Контрольная - контроль за полной и своевременной уплатой налогов в бюджет

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечение виновных лиц к ответственности.

В последние годы в юридической науке сформулировалось мнение, в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права.

Источники налогового права - совокупность нормативных актов, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе налогообложения.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением или введением налогов выделяют:

1) Местные - устанавливаются местными советами депутатов в соответствии с налоговым кодексом (за владение собаками и на заготовителей устанавливаются областными и минским городским советом депутатов, курортные устанавливаются минским городским советом депутатов и советов депутатов базового уровня). Решение об установлении местных налогов и сборов публикуются либо доводятся до всеобщего сведения другим способом, вступают в силу после опубликования и направляются установившим им местными советами депутатов в финансовые и налоговые органы соответствующих административно-территориальных единиц в 10дневный срок с момента их принятия.

2) Республиканские - устанавливаются в законодательном порядке парламентом и президентом.

Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в настоящее время существует обширный перечень местных налогов и сборов, допускающий выбор тех налогов и сборов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития местных территорий.

В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Беларусь установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов, которые могут реализовать данные полномочия.

К местным налогам и сборам относятся:

1)налог на услуги;

2)налог за владение собаками;

3)сбор на развитие территорий;

5)сбор с заготовителей.

Данный перечень является исчерпывающим. Местные Советы депутатов могут ввести только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды либо вообще не вводить. Областной, городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов.

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.

Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.

Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.

Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке:

- до 40 сантиметров - в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

- от 40 до 70 сантиметров - в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

- 70 и более сантиметров, а также если породы собак включены в перечень потенциально опасных пород собак, - в размере не более 1,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода.

Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание).

Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме.

Налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Местные налоги имеют свои особенности. Во-первых, поступления по этим платежам используются на местные нужды в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления. Во-вторых, они зачисляются в местные бюджеты или внебюджетные фонды. В-третьих, введение и взимание данных налогов осуществляется местными органами власти. Начало использования местных налогов для пополнения доходной части местных бюджетов было положено постановлением Верховного Совета от 29 июня 1993 г. «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь». До принятия Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь порядок применения местных налогов и сборов несколько раз менялся. В Налоговом кодексе приведен следующий перечень: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. Местные Советы самостоятельно определяют плательщиков, объекты и базу налогообложения, налоговые ставки (в соответствии с указанными в законодательстве ограничениями), льготы, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Плательщиками курортного сбора являются только физические лица. Плательщиками сборов с пользователей и налога на приобретение бензина и дизельного топлива выступают организации. По остальным местным налогам и сборам плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения. Объектом налога с продаж товаров в розничной сети являются сами операции по реализации товаров, а налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиком товаров.

Ставка налога не должна превышать 5 % от выручки. Объектом налогообложения по налогу на услуги сервиса выступают операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов и отелей); ресторанов (баров, кафе, дискотек) и других объектов сервиса. Налоговой базой является выручка от реализации всех этих услуг, ставка по ним не может превышать 5 % от выручки. Объектом по целевым сборам является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база для налогообложения организации определяется как сумма прибыли, остающаяся в ее распоряжении после налогообложения, а для индивидуального предпринимателя - как сумма дохода, остающаяся в его распоряжении после налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются не свыше 4 % налоговой базы. Объектом сбора с заготовителей является промысловая заготовка дикорастущих растений, грибов и лекарственного сырья в целях их промышленной переработки и реализации. Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки или закупки, ставки устанавливаются в зависимости от вида продукции и не должны превышать 5 % налоговой базы. По курортному сбору объектом обложения является нахождение физического лица в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении. Налоговая база определяется исходя из стоимости путевок, ставки устанавливаются в зависимости от стоимости и вида санаторно-курортного и оздоровительного учреждения, но не должны превышать 3 % налоговой базы. налог сбор местный

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) применительно к каждому налогу, сбору (пошлине). Изменение плательщиком (иным обязанным лицом), налоговым или иным органом установленного настоящим Кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) срока уплаты налога, сбора (пошлины) не допускается, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и (или) Президентом Республики Беларусь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические аспекты налогообложения: сущность налогов, их функции и основные виды (федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы). Современное состояние местных налогов.

курсовая работа [254,1 K], добавлен 25.06.2010

Теоретические аспекты налогообложения. Сущность налогов. Региональные и местные налоги - нормативно-правовая база. Современное состояние региональных и местных налогов. Совершенствование процедуры уплаты местных и региональных налогов.

дипломная работа [178,5 K], добавлен 12.09.2006

Элементы и функции налогов. Налоговая система Республики Беларусь. Субъект и объект налогообложения. Налоговая ставка как величина налога на единицу измерения налоговой базы. Способы уплаты налогов и сборов. Содержание и структура системы налогов.

реферат [434,6 K], добавлен 22.08.2014

Возникновение и экономическая сущность налогов. Проблемы и принципы налогообложения. Понятия конкретных видов налогов. Налоговая система Российской Федерации. Местные налоги, их характеристика, виды. Налог на имущество граждан и на землю. Целевые сборы.

контрольная работа [50,4 K], добавлен 16.02.2010

Налоги: сущность, функции, виды. Налоги и ВВП. Налоговый мультипликатор. Налоговая нагрузка, ее определение. Проблемы налогообложения и налогового бремени в Республике Беларусь. Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь.

курсовая работа [933,5 K], добавлен 12.05.2008

Понятие и состав государственных доходов

Гос. доходы – это часть нац. дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования госуд-х органов.

Главенствующую роль в системе гос. доходов занимают доходы бюджетов, которые формируются за счет налогов, других обязательных платежей и иных поступлений, в том числе заемных средств.

Различают налоговые и неналоговые доходы. К налоговым доходам относятся республиканские и местные налоги, сборы. К неналоговым — доходы от госуд-ой собственности: часть прибыли Нац. банка и госуд-ых предприятий, а также поступления от реализации государственных материальных резервов и ценностей.

К гос. доходам относятся также доходы предприятий республиканской и коммунальной собственности, которые принадлежат этим предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления такие гос. доходы называются децентрализованными.

Важное занимают государственные внебюджетные фонды. Доходы государственных внебюджетных фондов: ФСЗН, инновационных фондов республиканских органов гос управления, фонда развития строительной науки Министерства архитектуры и строительства и др.

Понятие и функции налога. Отличие налога от других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Функции налогов:

– фискальная, обеспечивающая формирование доходов государства, создающая материальную основу государственной политики;
– регулирующая, состоящая в способности налогов воздействовать на развитие экономики;
– стимулирующая, ориентирующая налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям;
– распределительная, проявляющая через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юр и физ лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней;
– контрольная, позволяющая оценивать эффективность налоговой системы, обеспечивающая контроль за движением фин. ресурсов, выявляющая необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Налоги, сборы и пошлины являются основным источником поступления денежных средств в доход бюджета государства и внебюджетные социальные фонды, косвенным методом регулирования экономики.

Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними заключается в признаке возмездности. Налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т.е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. В отличие от налогов сборы взимаются в обязательном порядке за оказание частному субъекту определенных услуг. В отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Налоговая система Республики Беларусь и ее принципы.

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

В настоящее время можно выделить следующие принципы налогообложения:

Принцип равномерности, Принцип определенности, Принцип удобства, Принцип экономности, Принцип всеобщности

Что касается РБ, то и в ней имеются особенности налогообложения, характерные для экономики республики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается:
• установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства;
• установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков;
• установление дополн. налогов Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения.

Порядок установления, введения, изменения и прекращения республиканских и местных налогов, сборов (пошлин) в Республике Беларусь

Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам - в Таможенный кодекс РБ.

Законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов, а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 янв. года, следующего за годом его принятия.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом принятием нормативного правового акта (решения):

по курортному сбору; по местным налогам и сборам, кроме курортного.

2. Областные, Минский городской Сов. депутатов, Сов. депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог или сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога или сбора.

При установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с настоящим Кодексом определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 225-З)

1. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом принятием нормативного правового акта (решения) Минского городского Совета депутатов, местных Советов депутатов базового территориального уровня.

(п. 1 статьи 12 в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З)

2. Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня вправе устанавливать, вводить в действие или не устанавливать, не вводить в действие местный налог и (или) сбор либо прекратить действие ранее введенного ими местного налога и (или) сбора.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З)

При установлении местных налогов и сборов Минский городской Совет депутатов, местные Советы депутатов базового территориального уровня в соответствии с настоящим Кодексом определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З)

(п. 2 статьи 12 в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З)

3. Нормативные правовые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при необходимости в месячный срок со дня принятия закона Республики Беларусь о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные нормативные правовые акты (решения) могут приниматься при уточнении соответствующего местного бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З, от 15.10.2010 N 174-З)

4. Решения об установлении, введении, изменении и прекращении действия местных налогов и сборов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом, вступают в силу после их официального опубликования и направляются установившими их Минским городским Советом депутатов, местными Советами депутатов базового территориального уровня в финансовые и налоговые органы соответствующей административно-территориальной единицы в десятидневный срок с даты их принятия.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 N 343-З)

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ, СБОРОВ (ПОШЛИН) И ИНЫЕ ОБЯЗАННЫЕ ЛИЦА

Статья 13. Плательщики налогов, сборов (пошлин)

1. Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь" и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З, от 26.10.2012 N 431-З, от 30.12.2014 N 224-З)

2. Под организациями понимаются:

2.1. юридические лица Республики Беларусь;

2.2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;

(пп. 2.2 статьи 13 в ред. Закона Республики Беларусь от 31.12.2005 N 80-З)

2.3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности, кроме участников договора консорциального кредитования);

(в ред. Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З)

(пп. 2.4 статьи 13 исключен с 1 января 2014 года. - Закон Республики Беларусь от 31.12.2013 N 96-З)

3. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь.

(в ред. Законов Республики Беларусь от 29.12.2009 N 72-З, от 15.10.2010 N 174-З)

4. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

(п. 5 статьи 13 исключен с 1 января 2014 года. - Закон Республики Беларусь от 31.12.2013 N 96-З)

6. Под физическими лицами понимаются:

6.1. граждане Республики Беларусь;

6.2. граждане либо подданные иностранного государства;

6.3. лица без гражданства (подданства).

Статья 14. Белорусские и иностранные организации

1. Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.

2. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

3. Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Статья 15. Место нахождения организации

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З)

1. Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено настоящей статьей.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З)

Местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того его участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения.

2. При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами).

(в ред. Законов Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З, от 29.12.2009 N 72-З)

При отсутствии (бездействии) высшего органа управления местом нахождения организации признается место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией).

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З)

При отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления местом нахождения организации признается место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 449-З)

Читайте также: