Гармонизация акцизов в еаэс на табачную продукцию

Опубликовано: 13.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

руководствуясь положениями раздела XVII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к указанному Договору),

принимая во внимание Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака от 21 мая 2003 года,

в целях создания условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) и развития конкурентной среды в сфере оборота табачной продукции,

разделяя стремление к углублению экономической интеграции в рамках Союза,

признавая необходимость обеспечения защиты экономических интересов государств-членов,

подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права,

признавая неотъемлемое право каждого государства-члена самостоятельно определять уровень налогообложения табачной продукции и проводить налоговую политику в отношении этой продукции на своей территории,

согласились о нижеследующем:

Статья 1 Предмет Соглашения

Настоящее Соглашение направлено на обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Союза путем гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию, реализуемую на территориях государств-членов, и определяет порядок (в том числе основные принципы и меры) гармонизации (сближения) ставок акцизов на сигареты, классифицируемые в субпозиции 2402 20 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Статья 2 Принципы гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию

Гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию осуществляется на основе следующих принципов:

учет различий в размерах валового внутреннего продукта на душу населения государств-членов, располагаемых доходов населения государств-членов, доступности (в том числе ценовой) табачной продукции для населения государств-членов;

ускорение темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в государствах-членах с более низкими темпами роста и замедление темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в государствах- членах с более высокими темпами роста;

учет планов социально-экономического развития государств- членов (в том числе их регионов);

обеспечение права государств-членов самостоятельно определять виды применяемых ставок акцизов на табачную продукцию (адвалорная, специфическая, комбинированная);

транспарентность и предсказуемость налоговой политики государств-членов в сфере установления ставок акцизов на табачную продукцию.

Статья 3 Гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию

1. Гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию осуществляется путем установления:

единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию (далее - индикативная ставка);

5-летнего периода достижения уровня индикативной ставки;

диапазонов отклонения фактических ставок акцизов на табачную продукцию от индикативной ставки (далее - диапазоны отклонения).

Индикативная ставка и диапазоны отклонения утверждаются каждые 5 лет начиная с 2024 года в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Фактические ставки акцизов на табачную продукцию устанавливаются законодательством государств-членов и являются совокупной суммой специфической и (или) адвалорной частей акциза.

3. Индикативная ставка применяется в национальной валюте государства-члена по курсу евро, действующему на 1-й день бюджетного года.

4. Государства-члены не позднее 2 лет до окончания срока применения индикативной ставки в рамках работы консультативного органа при Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) по вопросам налоговой политики и администрирования вырабатывают предложения о мерах по гармонизации (сближению) ставок акцизов на табачную продукцию на следующий срок применения индикативной ставки.

Согласованные государствами-членами размер индикативной ставки на табачную продукцию и диапазоны отклонения утверждаются Советом Комиссии.

5. При наличии обоснованной экономической целесообразности изменения размера индикативной ставки и диапазонов отклонения, а также в случае изменения курса национальных валют государств- членов по отношению к евро более чем на 15 процентов Совет Комиссии вправе по инициативе любого из государств-членов принять решение об изменении соответствующих показателей.

Статья 4 Размер индикативной ставки и диапазоны отклонения на сигареты на 2024 год

1. Государства-члены в 2024 году применяют на сигареты индикативную ставку в национальной валюте в размере, эквивалентном 35 евро за 1000 штук.

2. В 2024 году фактические ставки акцизов, действующие в государствах-членах, могут отклоняться от индикативной ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не более чем на 20 процентов в меньшую или большую сторону.

Статья 5 Взаимодействие по вопросам налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию

1. Для реализации мер по гармонизации (сближению) ставок акцизов на табачную продукцию Комиссия осуществляет содействие государствам-членам в проведении консультаций по вопросам налоговой политики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в отношении ставок акцизов на табачную продукцию, а также осуществляет мониторинг достижения государствами-членами уровня индикативной ставки.

2. Государства-члены ежегодно, до 1 августа, представляют в Комиссию информацию о планируемых к установлению в соответствии с законодательством государств-членов ставках акцизов на табачную продукцию на очередной календарный (бюджетный) год, а также информацию о планируемых ставках акцизов в средне- и долгосрочной перспективе (при наличии).

3. Комиссия по результатам анализа информации, полученной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, направляет ее государствам-членам для реализации положений статей 3 и 4 настоящего Соглашения.

В случае если после получения от Комиссии указанной информации одно из государств-членов принимает решение об изменении ставок акцизов на табачную продукцию, информация о новых ставках акцизов направляется в Комиссию и другим государствам-членам не позднее чем за 60 календарных дней до даты вступления в силу соответствующего акта государства-члена.

Статья 6 Налоговый суверенитет

Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как: требование к любому государству-члену устанавливать ставки акцизов на табачную продукцию, которое может рассматриваться как противоречащее интересам его безопасности;

препятствие для осуществления любым государством-членом действий, которые оно считает необходимыми для защиты своей безопасности, посредством принятия акта, предусматривающего установление ставок акцизов на табачную продукцию.

В целях предотвращения реализации табачной продукции на таможенной территории Союза без уплаты акцизов и других косвенных налогов государства-члены определяют порядок административного сотрудничества между своими уполномоченными органами (в том числе путем заключения соответствующих международных договоров в рамках Союза).

Статья 8 Отношение к другим международным договорам

Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств государств-членов, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

Статья 9 Заключительные положения

1. Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

2. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

3. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.

4. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 19 декабря 2019 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

До 1 февраля 2019 года государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) могут согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Согласно распоряжению по итогам Евразийского межправительственного совета, который состоялся в конце ноября 2018 года (копия документа есть в распоряжении РБК), члены союза должны предусмотреть, что с 2024-го при расчете локальных ставок акциза на сигареты они исходят из индикативной ставки €35 за 1 тыс. сигарет (cреднее значение, от которого может отталкиваться страна при определении своего акциза) с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону. Как сообщили РБК в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), члены союза достигли такого соглашения впервые.

Какова вероятность гармонизации акциза на территории союза и как это скажется на нелегальной торговле табаком, разбирался РБК.

Участники союза достигли согласия

Переговорный процесс по вопросу гармонизации ставок акцизов начался еще в 2012 году: данный пункт был включен в статью 71 Договора об ЕАЭС, после чего страны приступили к разработке проектов соглашений. Но все эти годы оставался нерешенным вопрос про диапазон отклонений от индикативной ставки, особенно для категории самых дешевых сигарет.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС

Государства ЕАЭС впервые пришли к компромиссу по соглашению о налоговой политике в области акцизов, подчеркивают в ЕЭК. До ноябрьского межправительственного совета в Минске между странами оставалось одно разногласие, заключавшееся в предложении выделить сигареты низкоценовой группы в отдельную категорию, но оно было устранено. По словам министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Жаксылыкова, проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию одобрены и направлены для проведения внутригосударственного согласования до 1 февраля 2019 года. Далее в первом квартале 2019 года доработанные проекты соглашений планируются к внесению на совет комиссии для внутригосударственных процедур и дальнейшего подписания, уточнил он.

«Сейчас идет внутригосударственное согласование, — подтвердили РБК в пресс-службе Минфина. — Министерство направило соглашение во все заинтересованные ведомства на рассмотрение, поэтому пока преждевременно говорить о позиции российской стороны по данному соглашению. Вопрос прорабатывается».

Какая сейчас разница в акцизах

В России с 1 января 2019 года ставка акциза на сигареты и папиросы повысилась на 10,01% и составила 1,89 тыс. руб. за тысячу штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2,568 тыс. руб. за тысячу штук). Для сравнения: в Белоруссии — это примерно €3–23 за тысячу штук (в зависимости от ценовой категории сигарет), Казахстане — €21, Киргизии — €16, Армении — €15. Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу: если в Белоруссии пачка стоит в среднем 32 руб., в Армении — 50 руб., а в Киргизии — 53 руб., то в России — 105 руб., поясняет директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова.

Как разница в акцизах влияет на нелегальный рынок

Гармонизация ставок акциза на табачную продукцию несколько лет обсуждается правительствами ЕАЭС, и то, что премьер-министры пяти стран достигли договоренности по принципиальным положениям проекта соглашения, является важнейшим шагом в этом направлении, считает вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко.

Основным противником гармонизации ставки акциза на территории ЕАЭС была Белоруссия, рассказывает главный редактор агентства «Русский табак» Максим Королев: в стране сигареты делятся на три ценовые категории, для каждой из которых действует своя акцизная ставка. По словам эксперта, более 80% производства в стране приходится именно на низкоценовой сегмент, для которого действует незначительная ставка акциза, что позволяет Белоруссии поставлять свою продукцию в Россию и Европу по самым конкурентным ценам, поэтому белорусская сторона настаивала на выделении сигарет первой ценовой группы. Крупнейшая в стране табачная фабрика «Неман» в Гродно является государственной, поэтому гармонизация акцизов Белоруссии невыгодна, напомнил Королев.

Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Сигареты, нелегально ввезенные из ЕАЭС, составляют значительную часть табачной продукции, которая продается в России без уплаты налогов в государственный бюджет, говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» Илона Миртова. Разрыв в стоимости пачки сигарет, легально произведенной в России, и пачки, нелегально ввезенной из стран Таможенного союза, настолько велик, что стал одним из основных драйверов нелегальной торговли табачными изделиями в России, пояснила она.

​Это подтверждают и данные последнего ежегодного отчета о росте нелегального рынка сигарет, который в этом году подготовила компания Nielsen. Доля контрафакта и контрабанды за год удвоилась: в третьем квартале 2018 года она составила 8,4% от общего объема рынка по сравнению с 4,5% в июле—сентябре 2017 года.

«Двукратный рост нелегального рынка обусловлен растущим притоком более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана) и дальнего зарубежья, а также стремительным распространением нелегальной продукции, находящейся в обороте без акцизной марки или с подозрительной акцизной маркой, включая сигареты, на которых не указан ни адрес производства, ни наименование производителя. Доля таких сигарет за год выросла практически в три раза», — отмечается в исследовании Nielsen. Аналитики заметили быстрый рост доли нелегальных сигарет на территориях, примыкающих к границам с Белоруссией и Казахстаном, где цены на табачную продукцию значительно ниже российских. Почти треть всей нелегальной продукции в России — это белорусские сигареты, напоминает Гуськова, и пока разница в акцизах со странами ЕАЭС остается высокой, серый сектор будет продолжать расти.

СОГЛАШЕНИЕ
О ПРИНЦИПАХ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ АКЦИЗОВ
НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

(Санкт-Петербург, 19 декабря 2019 года)

Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

руководствуясь положениями раздела XVII Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к указанному Договору),

принимая во внимание Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака от 21 мая 2003 года,

в целях создания условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) и развития конкурентной среды в сфере оборота табачной продукции,

разделяя стремление к углублению экономической интеграции в рамках Союза,

признавая необходимость обеспечения защиты экономических интересов государств-членов,

подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права,

признавая неотъемлемое право каждого государства-члена самостоятельно определять уровень налогообложения табачной продукции и проводить налоговую политику в отношении этой продукции на своей территории,

согласились о нижеследующем:

Настоящее Соглашение направлено на обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Союза путем гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию, реализуемую на территориях государств-членов, и определяет порядок (в том числе основные принципы и меры) гармонизации (сближения) ставок акцизов на сигареты, классифицируемые в субпозиции 2402 20 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Принципы гармонизации (сближения) ставок акцизов
на табачную продукцию

Гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию осуществляется на основе следующих принципов:

учет различий в размерах валового внутреннего продукта на душу населения государств-членов, располагаемых доходов населения государств-членов, доступности (в том числе ценовой) табачной продукции для населения государств-членов;

ускорение темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в государствах-членах с более низкими темпами роста и замедление темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в государствах-членах с более высокими темпами роста;

учет планов социально-экономического развития государств-членов (в том числе их регионов);

обеспечение права государств-членов самостоятельно определять виды применяемых ставок акцизов на табачную продукцию (адвалорная, специфическая, комбинированная);

транспарентность и предсказуемость налоговой политики государств-членов в сфере установления ставок акцизов на табачную продукцию.

Гармонизация (сближение) ставок акцизов
на табачную продукцию

1. Гармонизация (сближение) ставок акцизов на табачную продукцию осуществляется путем установления:

единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию (далее - индикативная ставка);

5-летнего периода достижения уровня индикативной ставки;

диапазонов отклонения фактических ставок акцизов на табачную продукцию от индикативной ставки (далее - диапазоны отклонения).

Индикативная ставка и диапазоны отклонения утверждаются каждые 5 лет начиная с 2024 года в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Фактические ставки акцизов на табачную продукцию устанавливаются законодательством государств-членов и являются совокупной суммой специфической и (или) адвалорной частей акциза.

3. Индикативная ставка применяется в национальной валюте государства-члена по курсу евро, действующему на 1-й день бюджетного года.

4. Государства-члены не позднее 2 лет до окончания срока применения индикативной ставки в рамках работы консультативного органа при Коллегии Евразийской экономической комиссии (далее Комиссия) по вопросам налоговой политики и администрирования вырабатывают предложения о мерах по гармонизации (сближению) ставок акцизов на табачную продукцию на следующий срок применения индикативной ставки.

Согласованные государствами-членами размер индикативной ставки на табачную продукцию и диапазоны отклонения утверждаются Советом Комиссии.

5. При наличии обоснованной экономической целесообразности изменения размера индикативной ставки и диапазонов отклонения, а также в случае изменения курса национальных валют государств-членов по отношению к евро более чем на 15 процентов Совет Комиссии вправе по инициативе любого из государств-членов принять решение об изменении соответствующих показателей.

Размер индикативной ставки и диапазоны отклонения
на сигареты на 2024 год

1. Государства-члены в 2024 году применяют на сигареты индикативную ставку в национальной валюте в размере, эквивалентном 35 евро за 1000 штук.

2. В 2024 году фактические ставки акцизов, действующие в государствах-членах, могут отклоняться от индикативной ставки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не более чем на 20 процентов в меньшую или большую сторону.

Взаимодействие по вопросам налоговой политики в области
акцизов на табачную продукцию

1. Для реализации мер по гармонизации (сближению) ставок акцизов на табачную продукцию Комиссия осуществляет содействие государствам-членам в проведении консультаций по вопросам налоговой политики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в отношении ставок акцизов на табачную продукцию, а также осуществляет мониторинг достижения государствами-членами уровня индикативной ставки.

2. Государства-члены ежегодно, до 1 августа, представляют в Комиссию информацию о планируемых к установлению в соответствии с законодательством государств-членов ставках акцизов на табачную продукцию на очередной календарный (бюджетный) год, а также информацию о планируемых ставках акцизов в средне- и долгосрочной перспективе (при наличии).

3. Комиссия по результатам анализа информации, полученной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, направляет ее государствам-членам для реализации положений статей 3 и 4 настоящего Соглашения.

В случае если после получения от Комиссии указанной информации одно из государств-членов принимает решение об изменении ставок акцизов на табачную продукцию, информация о новых ставках акцизов направляется в Комиссию и другим государствам-членам не позднее чем за 60 календарных дней до даты вступления в силу соответствующего акта государства-члена.

Ничто в настоящем Соглашении не должно толковаться как:

требование к любому государству-члену устанавливать ставки акцизов на табачную продукцию, которое может рассматриваться как противоречащее интересам его безопасности;

препятствие для осуществления любым государством-членом действий, которые оно считает необходимыми для защиты своей безопасности, посредством принятия акта, предусматривающего установление ставок акцизов на табачную продукцию.

В целях предотвращения реализации табачной продукции на таможенной территории Союза без уплаты акцизов и других косвенных налогов государства-члены определяют порядок административного сотрудничества между своими уполномоченными органами (в том числе путем заключения соответствующих международных договоров в рамках Союза).

Отношение к другим международным договорам

Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств государств-членов, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

1. Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

2. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

3. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.

4. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 19 декабря 2019 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

date image
2020-07-12 views image
142

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Гармонизация акцизов – установка между странами-членами ЕАЭС единого среднего значения акцизов, несмотря на разные уровни социально-экономического развития с целью предотвращения теневого обращения товаров.

В числе налоговых изменений, которые произойдут в 2019 году, будет и очередное повышение акцизов. В 2016 году был принят закон о повышении ставки №401-ФЗ от 30.11.2016, который закрепил в налоговом кодексе повышение акцизов на табачную продукцию, бензин, алкоголь. Недавно в Думе прошел три чтения проект Федерального закона № 301-ФЗ от 03.08.2018, который вносит новые поправки в 181 статью НК РФ. В список подакцизных товаров добавляются нефтяное сырье и темное судовое топливо, а также регламентируются ставки акцизов на табачные изделия с 01.01.2019 по 31.12.2021 (Таблица 2).

Оплата акцизов ограничивает сверхприбыли компаний, которые производят или торгуют товарами повышенного спроса. В нашей стране под этот способ косвенного налогообложения попали (статья 181 НК РФ часть 1 с поправками от 03.08.2018):

¾ этиловый спирт и дистилляты

¾ спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (кроме медицинских и ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции и виноматериалов)

¾ алкогольная продукция (в том числе пиво) с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента

¾ табачные изделия (в том числе электронные сигареты, жидкости и кальянный табак);

¾ мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

¾ автомобильный и прямогонный бензин

¾ моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей

¾ средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин

¾ нефтяное сырье (нефть, газовый конденсат стабильный, вакуумный газойль, гудрон и мазут) и темное судовое топливо.

Акцизные сборы помогают собирать налоги, контролировать крупные корпорации. На деле получается, что мы оплачиваем из своего кармана, помимо НДС, еще и акциз.

Ставки акцизов на табачные изделия
с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 в РФ [15, c. 40]

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)

Цены на акцизные товары растут не только из-за инфляции, удорожания производства или транспортировки. Государство искусственно поднимает их стоимость, повышая пошлины. Летом 2018 года на 10% увеличили размер акцизной ставки на табачные изделия, еще одно повышение будет в начале 2019 года. С 2010 года стоимость пачки сигарет выросла на 40-55%, а на их покупку семьи тратят около 10% бюджета.




Динамика цен на акцизные товары [13, c. 41]

Год Цена за 1000 штук
2015 960 + 11 % от стоимости
2016 1250 + 12%
2017 1420 + 13%
2019 1890 + 14,5%

В официальных заявлениях озвучено, что это делается в рамках борьбы с курением, по настоятельной просьбе Минздрава. В подтверждение эффективности этой политики приводится статистика: сокращения производства сигарет в стране на треть с 2005 года, уменьшения количества курильщиков на 9% [16, c. 37].

Любую статистику можно трактовать двояко. Независимое исследование, которое по заказу крупных производителей табачных изделий провела компания «TNS Россия», говорит о том, что в 11 раз увеличились объемы продаж контрафакта. Нелегальные табачные изделия, на которых есть российская маркировка, но нет акцизных марок, раньше занимали 0,7% продаж, а на конец 2017 года достигли 4,9%, на сегодняшний день его оценивают в 7,7% [11, c. 18].

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАВОК АКЦИЗОВ
НА ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕАЭС
В ПРЕДДВЕРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ТАБАЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ


Ксения Клепча
1 февраля 2021, 00:00 №6

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

Пересекай и обогащайся

Легальное производство табачных изделий в России уже три года подряд продолжает снижаться, и эксперты не видят причин ожидать смены тренда. Основная причина — масштабный приток в Россию нелегальных сигарет. Он развивается в первую очередь за счет неконтролируемого перемещения табачной продукции между странами ЕАЭС или в другие государства за пределами союза под видом фиктивных экспортных и транзитных перевозок табачной продукции.

Бич российского бюджета

Масштабный оборот нелегального табака ежегодно приводит к выпадающим доходам российского госбюджета. По экспертным оценкам, по итогам 2018 года казна потеряла более 70 млрд рублей, по итогам 2019 года — свыше 100 млрд рублей. В 2020 году сумма потерь сократилась из-за снижения доли нелегальной табачной продукции на российском рынке, по причине введения на территории РФ эпидемиологических ограничений в виде закрытия границ и ограничения работы предприятий розничной торговли, а также в результате активизации деятельности правоохранительных и таможенных органов. Однако цифра в целом осталась на том же уровне: бюджет недополучил более 85 млрд рублей. Ущерб несет и легальный бизнес. Малый ритейл ежегодно недосчитывается 10 млрд рублей из-за снижения оборота, вызванного недобросовестной конкуренцией со стороны нелегальных торговцев. Крупные сети не оглашают объемы потерь, но это определенно очень большие суммы.

Нелегальные сигареты — это контрафакт и немаркированная продукция, произведенная за пределами России, которая поставляется контрабандой и незаконно реализуется без уплаты акцизов и налогов. Доля теневого сегмента на российском рынке в среднем по итогам 2020 года оценивается в 11%. Ключевое преимущество нелегальных сигарет, — их стоимость, которая, как правило, в два-три раза ниже, чем у маркированной пачки, то есть 50–70 рублей против 140 рублей за пачку в 2021 году. По итогам 2020 года, как следует из исследования аналитического агентства Nielsen, около 85% всей нелегальной табачной продукции в России ввезено из-за пределов нашей страны. При этом основной источник нелегальных сигарет — страны ЕАЭС. Табачная продукция, поступающая с территории этих стран и продаваемая без уплаты акциза и других налогов в российский бюджет, составила 64,3% всего объема нелегальной табачной продукции на российском рынке. Примечательно, что абсолютное лидерство среди нелегальных сигарет в России принадлежит продукции белорусского производства, доля которой в 2020 году превысила 50% всего нелегального рынка.

Возможность получать огромный доход белорусским производителям дает крайне низкая акцизная нагрузка внутри страны. В отличие от России Белоруссия не спешит повышать ставки акцизов на внутреннем рынке: вместо планировавшегося роста на 25% в 2021 году они увеличатся всего на 15%, причем в два этапа на 10% с 1 января и еще на 5% лишь со второго полугодия 2021 года. В итоге белорусские производители активно эксплуатируют преимущества единого таможенного пространства. В стране не борются с нелегальными поставками промышленной продукции на территорию других стран — участниц ЕАЭС. Хотя такой подход явно противоречит договоренностям в рамках союза.

Популярность транзита

Главная причина развития рынка нелегальных сигарет в России — «побочный эффект» свободного перемещения товаров на территории ЕАЭС. Отсутствие эффективной системы контроля позволяет перемещать крупные объемы контрабанды, уходя от внимания правоохранителей, что вредит экономикам всех стран — участниц союза, так как налоги не уплачиваются ни в одной из стран.

Для пересечения границы контрабандисты используют разные схемы: попытка ввоза в надежде, что таможенная служба не остановит транспорт, или сокрытие нелегальных сигарет внутри других товаров, или использование фиктивных документов. Но чаще всего применяется способ поставки контрабанды по схеме так называемого прерванного транзита. Так называется схема, когда продукция незаконно сгружается посреди маршрута и в дальнейшем вводится в нелегальный оборот. При этом по документам все чисто: перевозка закрывается фиктивно, например при участии курьера, который отвозит документы для проставления в них отметок о доставке груза в стране назначения.

Такая схема обычно применяется как в ходе перемещения товаров по территории ЕАЭС, например из Белоруссии в Кыргызстан по территории России., так и при экспорте продукции, произведенной в одной из стран Союза, за пределы ЕАЭС. То есть, условно говоря, при перевозке груза из той же Белоруссии в Иран. В обоих случаях таможенный досмотр проводится лишь в том случае, если транспортное средство или груз показались подозрительными. В остальных случаях, для таких перевозок наднациональным законодательством ЕАЭС таможенные процедуры не предусмотрены.

И хотя в 2021 году вступили в силу поправки к законодательству, позволяющие правоохранительным органам пресекать ввоз и перемещение по России немаркированных сигарет свыше десяти пачек физлицами, проблема пресечения поставок нелегальной продукции полностью не решена. И это серьезный риск, так как с учетом повышения с 2021 года акцизной ставки на российский табак резко вырастет и спрос на дешевые нелегальные сигареты.

Наиболее эффективной мерой контроля за «прерванным транзитом» мог бы стать специальный режим трансграничного перемещения и экспортных поставок табачной продукции на территории ЕАЭС, по аналогии с порядком, предусмотренным для транзитных перевозок импортной продукции через территорию союза. В условиях серьезной разницы в ставках акцизов на табачную продукцию в странах ЕАЭС введение подобного режима могло бы способствовать обеспечению принципов справедливого взимания косвенных налогов, предусмотренных статьей 72 Договора о ЕАЭС.

Но, чтобы наладить такой режим в ЕАЭС, требуется согласие всех стран-участниц, так как нужно разработать и согласовать требования к маршрутам таких перевозок, наладить обмен информацией между контролирующими органами, предусмотреть невозможность вскрытия и разгрузки транспорта в пути следования и обеспечить дополнительный контроль в точках въезда и выезда транспортных средств, перевозящих табачную продукцию между странами союза.

Сейчас действующие в Таможенном союзе процедуры не позволяют осуществлять полноценный таможенный контроль грузов, которые перемещаются внутри ЕАЭС. Очевидно, что, если у контрабандистов останется возможность перевозить нелегальную продукцию, Россия не сможет избавиться от вала нелегального табака, поставляемого на ее рынок. Поэтому, несмотря на активную работу контрольно-надзорных и правоохранительных органов, проблему нелегальных сигарет нельзя считать решенной.

Что делает государство для защиты рынка

В прошлом сентябре глава Минфина России Антон Силуанов отметил, что основная масса поставок нелегальных сигарет идет из ЕАЭС, прежде всего из Белоруссии и Армении. Несмотря на признание проблемы с бесконтрольной поставкой контрабанды из ЕАЭС, на международном уровне не предпринимается активных действий для ее решения. Российский Минфин подготовил предложения о решении вопроса экспортных поставок алкогольной и табачной продукции на территории ЕАЭС и направил их для рассмотрения в Евразийскую экономическую комиссию, однако документ пока не обсуждался. При этом необходимо отметить, что подготовленные Минфином предложения не решают проблему неконтролируемого перемещения табачной продукции между странами союза, поэтому требуется подготовка дополнительных решений.

При этом очевидно: когда у государства появляется политическая воля, решения о введении особых мер принимаются стремительно. Так произошло, в частности, с транзитными спецрежимами для провоза санкционной продукции.

Сегодня статья 142 Кодекса ЕАЭС разрешает каждой стране самой принимать решения, связанные с досмотром транзитных грузов, которые отправляются через территорию стран-партнеров. А поскольку производство нелегального табака для завоза в соседние страны союза стало одной из серьезных статей дохода, во введении дополнительных процедур контроля никто, кроме России, пока не заинтересован.

Между тем у любой страны ЕАЭС есть право потребовать обеспечительных мер для безопасного транзита грузов через ее территорию. Есть это право и у России. Это может быть и обязательная процедура таможенного сопровождения транзитных грузов, и применение технических средств мониторинга, и введение обеспечительных платежей, и другие меры, которые давно применяются для транзитных грузов из дальнего зарубежья.

Сценарий «прерванного транзита»

Сигареты производятся «на экспорт» в стране ЕАЭС, например в Белоруссии. Пачки не маркируют акцизными марками РФ — ведь по документам сигареты поедут в другую страну. Например, в Афганистан, транзитом через территорию России.

Фуры с грузом «транзитных» сигарет и необходимыми документами въезжают в Россию и успешно исчезают из поля зрения властей. Сигареты сгружаются, складируются, а затем развозятся и нелегально продаются в российских городах.

Процедура «таможенного транзита» в стране-получателе или на внешней границе ЕАЭС завершается фиктивно. Документы формально закрываются, а транспортные средства в страну назначения либо не прибывают, либо прибывают порожняком.

Читайте также: