Фз о налогах и сборах 127

Опубликовано: 15.05.2024

Основу функционирования налоговой системы РФ составляет НК РФ.

Система налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

Состав законодательства и НПА

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Закон о налоговых органах;
  • Таможенный и Трудовой кодексы;
  • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

  • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
  • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
  • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
  • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

Исполнение норм налогового законодательства

Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

Законодательство субъектов РФ

Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

  • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
  • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
  • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Нарушения в налоговой сфере

Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

  • нарушенный порядок постановки на учет;
  • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
  • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
  • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
  • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

Рассматриваются налоговые последствия, возникающие у участников банкротных отношений

НДС

Письмо от 11 июля 2019 г. № 03-07-14/51427, от 18 июля 2019 г. № 03-07-14/53314

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении операций по выполнению работ и оказанию услуг не предусмотрено. В связи с этим услуги по предоставлению имущества в лизинг, оказываемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного пункта 1 статьи 146 НК РФ.

В отношении принятия к вычету конкурсным управляющим сумм налога на добавленную стоимость по лизинговому платежу, полученному налогоплательщиком, признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), и подлежащему перечислению залоговому кредитору в порядке, предусмотренном статьей 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 12-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", следует отметить, что такие вычеты налога на добавленную стоимость нормами главы 21 НК РФ не предусмотрены.

Письмо от 1 февраля 2019 г. № 03-07-11/5779

С целью исключения налоговых споров по вопросу применения подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ при реализации товаров, произведенных в ходе текущей производственной деятельности должником, признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), считаем целесообразным руководствоваться письмом Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, направленным в ФНС России, в соответствии с которым в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

ТОП-10 Налоговых споров за 2019 год

Налог на прибыль

Письмо от 14 октября 2019 г. № 03-03-06/2/78528

Вынесение арбитражным судом определения, на основании которого обязательства должника - физического лица, признанного банкротом, считаются погашенными, является основанием для признания задолженности такого должника безнадежной для целей статьи 266 НК РФ.

Письмо от 18 марта 2019 г. № 03-03-06/1/17813

Датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из Единого государственного реестра юридических лиц, после чего налогоплательщик вправе признать сумму дебиторской задолженности безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Письмо от 19 декабря 2019 г. № 03-03-06/1/99579

В случае если нормами гражданского или отраслевого законодательства обязательства налогоплательщика фиксируются в рублях, то такие обязательства перед налогоплательщиком текущей переоценке в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 НК РФ не подлежат. Следовательно, после включения в реестр требований кредиторов сумма валютной задолженности, пересчитанная в рублевый эквивалент в соответствии с вышеприведенными положениями Закона N 127-ФЗ, текущей переоценке для целей налогообложения прибыли не подлежит.

Письмо от 22 марта 2019 г. № 03-03-06/1/19711

При включении в реестр требований кредиторов дебиторская задолженность в валюте подлежит пересчету в рубли в соответствии со статьей 4 Закона N 127-ФЗ. При этом если нормами гражданского или отраслевого законодательства обязательства в валюте фиксируются в рублях, то такие обязательства перед налогоплательщиком текущей переоценке в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 НК РФ не подлежат.

Комментарий к налоговым спорам за февраль 2020

Налог на самозанятых

Письмо от 28 июня 2019 г. № 03-11-11/47696

Федеральный закон не содержит запрета на применение индивидуальным предпринимателем, признанным судом несостоятельным (банкротом), и в отношении которого введена процедура реализации имущества, специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Письмо от 13 февраля 2019 г. № 03-11-11/8598

Арбитражные управляющие, получающие доходы в качестве вознаграждения, при проведении процедур банкротств не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Обзор налоговых новостей за март 2020

УСН

Письмо от 13 ноября 2019 г. № 03-11-11/87539

Статьей 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Организации, в отношении которых введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, в данном перечне не указаны. В связи с этим вышеуказанные организации вправе переходить на упрощенную систему налогообложения в установленном главой 26.2 НК РФ порядке.

Страховые взносы

Письмо от 20 марта 2019 г. № 03-15-05/18330

Физическое лицо, одновременно осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего, исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть как индивидуальный предприниматель и как арбитражный управляющий

Физическое лицо, одновременно осуществляющее предпринимательскую деятельность и деятельность арбитражного управляющего, должно уплачивать фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и 1,0% с суммы дохода от осуществления каждого вида деятельности, превышающего 300 000 руб., раздельно по каждому основанию ведения деятельности

ККТ

Письмо от 9 августа 2019 г. № 03-01-15/60418

В отношении реализации имущества физических лиц применение контрольно-кассовой техники не требуется. При этом обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не устанавливаются обязанности конкурсного управляющего.

Дайджест налоговых новостей за март 2020

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ существует с октября 2002 года и долгое время регламентировал только банкротство юридических лиц (в том числе, банков, градообразующих предприятий и других крупных организаций). Несколько лет назад в него была добавлена десятая глава — «Банкротство гражданина». С появлением новой редакции, физические лица, которые не могут выбраться из долговой ямы самостоятельно, получили возможность освободиться от финансовых обязательств.

Мнение эксперта


В десятой главе ФЗ-127 о банкротстве физических лиц рассказано все, что нужно знать должнику, чтобы без проблем пройти процедуру. Закон регламентирует ее этапы, правила прохождения, права и обязанности лица, который решил снять с себя долги. Перед тем, как вы обратитесь в суд и запустите эту процедуру, вы должны внимательно изучить закон, взвесить все «за» и «против» и решить, по какому пути вы пойдете.

Лучше всего делать это с помощью компетентного юриста. В ваших интересах рассказать юристу обо всех долгах и кредиторах: после того, как вы погасите ту сумму, которую в состоянии отдать, остальные долги будут списаны.

Закон о банкротстве физических лиц №127-ФЗ: разбираемся в новой главе

  • подать в Арбитражный суд заявление о признании себя банкротом;
  • провести реструктуризацию долга, сняв все пени и штрафы и погасив только основную сумму долга за определенный срок;
  • отказаться от реструктуризации и реализовать свое имущество в рамках судебного производства;
  • списать все долги, которые не удалось погасить с помощью реструктуризации или реализации имущества.

После процедуры банкротства физическое лицо считается свободным от задолженностей и может начинать жизнь с чистого листа. Но, разумеется, не все так просто: у должника могут изъять не каждый объект собственности, а после освобождения от обязательств на гражданина накладываются некоторые ограничения.

Почему же люди торопятся стать банкротами?

  • Во время реструктуризации, при которой должник продолжает выплачивать кредиты на удобных для себя условиях, не начисляются повышенные проценты, пени и штрафы. Дополнительные списания со стороны банка или МФО исключены.
  • При реализации имущества можно отказаться от оплаты долга. При этом должник не лишится единственного жилья и личных вещей. Скорее всего, он вообще ничего не потеряет: у людей, оказавшихся в долговой яме, как правило, нет дополнительного имущества.
  • Если у должника есть дополнительное имущество (в том числе, малоликвидное — дача, старая машина, гараж), его смогут продать без непосредственного участия бывшего владельца. Если рыночная стоимость такого имущества не покрывает даже часть долга, цена продажи уже не волнует должника. Так или иначе, задолженности исчезнут.
  • Наконец, должнику уже не нужно брать дополнительные кредиты или займы, чтобы расплатиться с другими кредиторами, усугубляя свою ситуацию. Все будет намного проще.

На практике процедура, несмотря на некоторые ограничения и сложности, открывает путь в нормальную жизнь — без звонков от коллекторов и нервов.

Суть закона о банкротстве физических лиц

Десятая глава закона о банкротстве регулирует процедуру списания долгов у физических лиц. К ним относятся не только граждане, попавшие в сложную ситуацию из-за ипотеки, потребительных кредитов, микрозаймов, но и индивидуальные предприниматели и владельцы фермерских хозяйств. В отдельный параграф вынесены положения об объявлении банкротом умершего человека.

В параграфе, посвященном несостоятельности гражданина, приведена вся информация, которая потребуется при подготовке и участии в процедуре банкротства:

  • условия признания банкротом;
  • особенности регулирования отношений между должником и другими лицами (кредиторами, финансовым управляющим и т.д.);
  • порядок оформления заявления должника и конкурсного кредитора;
  • назначение и обязанности финансового управляющего.
  • правила и условия реструктуризации.
  • порядок реализации имущества;
  • сроки проведения процедуры;
  • ограничения, накладываемые на банкрота.

Хотите избавиться от всех долгов?

Важно: через банкротство можно списать любые долги, закрепленные письменными или устными договорами. Это могут быть задолженности перед:

  • Банками,
  • Микрокредитными и микрофинансовыми организациями;
  • Налоговой инспекцией и внебюджетными фондами;
  • Организациями ЖКХ и поставщиками услуг;
  • Любыми другими юридическими лицами;
  • Физическими лицами.

Банкротство поможет избавиться от многих видов задолженностей, но не ото всех. Есть долги, которые придется погашать в любом случае.

По закону от долгов можно избавиться двумя способами:

  • через реструктуризацию, если должник имеет официальное трудоустройство, и его средств достаточно, чтобы отдать большую часть суммы;
  • через реализацию имущества, если официальной работы нет или долг слишком большой, чтобы его выплатить за следующие 3 года.

Человек может самостоятельно определить, каким путем следовать, но последнее слово все же остается за судом. Суд оценит официальный доход и стоимость имущества, которым владеет заявитель, и примет решение.

Условия банкротства физического лица

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», можно начинать процедуру банкротства с любой суммой долга. Условия, которым должен соответствовать заявитель:

  • у гражданина недостаточно имущества для того, чтобы рассчитаться с кредиторами;
  • наступление обстоятельств, при которых должник больше не сможет выплачивать кредиты – имеются все признаки потенциального банкротства;
  • должник не имеет средств для ежемесячной оплаты взносов.

Из ФЗ был убран пункт о минимальном размере долга и просрочке, однако, исходя из сложившейся юридической практики, для начала судебного разбирательства сумма задолженности должна быть не менее 350 000 рублей. В этом случае затраты на проведение процедуры будут целесообразны. К тому же, должнику будет гораздо проще найти финансового управляющего, имея большой долг и имущество в собственности, поскольку данные специалисты работают за процент от реализации собственности.

Подавать заявление на банкротство физлица могут также и кредиторы, но для них условия остались прежними:

  • просрочка по кредитам и другим выплатам — более 90 дней;
  • общая сумма задолженностей гражданина — более 500 тысяч рублей.

Если человек накопил долгов на сумму, превышающую 500 000 рублей, то обратиться в суд за признанием неплатежеспособности становится его обязанностью, а не правом. Если этого не сделать, то на физлицо налагается штраф или другие санкции.

Как выглядит в законе процедура признания физ. лица банкротом?

ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физических лиц дает точную инструкцию гражданам, пожелавшим списать долги:

  1. Необходимо подготовить заявление в Арбитражный суд по месту жительства. В заявлении требуется указать свои данные (паспортные, контактные, а также семейное положение), сумму долгов и всех кредиторов, сведения о доходах и имуществе, план действий, которые вы хотите предпринять, чтобы выбраться из долговой ямы. План действий приводить необязательно, но с ним суд скорее примет ваше заявление в работу. Кроме заявления нужно собрать документы, подтверждающие задолженность и уровень доходов.
  2. Если процедура инициируется, нужно оплатить услуги финансового управляющего и все необходимые судебные расходы. Стоимость услуг управляющего составляет не менее 25 000 рублей. Эти деньги должник должен положить на счет Арбитражного суда.

Далее с участием должника и финансового управляющего проводится первое судебное заседание, на котором определяется, каким путем будет идти процедура банкротства.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

(с изменениями на 24 ноября 2014 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001) (вступил в силу с 1 января 2002 года);

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 132, 09.07.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 147-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (изменения вступили в силу с 1 июля 2012 года);

Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 81-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.04.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 20 апреля 2014 года N 81-ФЗ);

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, N 0001201411250011) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
6 июля 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
20 июля 2001 года

Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23 ст. 2289) следующие изменения и дополнения:

1. В подпункте 2 пункта 1 статьи 146 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

2. В пункте 1 статьи 159 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

3. В пунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 170 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

4. В пункте 7 статьи 171 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

5. В пункте 1 статьи 199 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

6. В пунктах 2 и 3 статьи 201 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

7. В пункте 5 статьи 203 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;";

подпункт 1 пункта 3 изложить в следующей редакции:

"1) дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;".

9. Статью 214 изложить в следующей редакции:

"Статья 214. Особенности уплаты налога на доходы
физических лиц в отношении доходов
от долевого участия в организации

Сумма налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налог) в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом следующих положений:

1) сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 настоящего Кодекса.

При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.

В случае, если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета;

2) если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 275 настоящего Кодекса.".

10. В пунктах 9 и 10 статьи 217 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций".

11. В пункте 1 статьи 221 слова "налога на доходы организаций" заменить словами "налога на прибыль организаций", слова "Налога на доходы организаций" заменить словами "Налог на прибыль организаций".

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.";

13. Пункт утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

14. Дополнить главой 25 следующего содержания:

"Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 246. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Статья 247. Объект налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается:

1) для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

Статья 248. Порядок определения доходов.
Классификация доходов

1. К доходам в целях настоящей главы относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);

2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

2. Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

3. Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату признания этих доходов.

Статья 249. Доходы от реализации

1. Доходом от реализации для целей настоящей главы признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Выручка от реализации ценных бумаг определяется с учетом положений настоящей главы.

2. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом положений статьи 271 либо статьи 273 настоящего Кодекса.

3. Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

Статья 250. Внереализационные доходы

В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

1) от долевого участия в других организациях;

2) от операций купли-продажи иностранной валюты (особенности определения доходов банков от этих операций устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса).

Доход от продажи (покупки) иностранной валюты возникает, когда курс продажи (курс покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату совершения сделки;

3) в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

4) от сдачи имущества в аренду (субаренду);

5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса);

7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьями 266, 267, 292, 294 и 300 настоящего Кодекса;

8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.

При получении безвозмездно имущества (работ, услуг) оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 настоящего Кодекса, но не ниже остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и затрат на производство (приобретение) - по товарам (работам, услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;

9) в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемого в порядке, предусмотренном статьей 278 настоящего Кодекса, а также в виде превышения стоимости возвращаемого имущества над стоимостью имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при выходе налогоплательщика (правопреемника) из этого простого товарищества;

10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

11) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;

12) в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг), произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса);

13) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса);

14) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ статья 12 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 12 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

О порядке применения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 настоящего Кодекса см. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ в статью 13 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу с 1 января 2006 г.;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Статья 18 НК РФ - Специальные налоговые режимы

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ статья 18 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Читайте также: