Функции по борьбе с налоговой преступностью в современной россии возложены на

Опубликовано: 12.05.2024

современной налоговой системы Российской Федерации. Реформирование

политической структуры власти, переход к рыночной экономике,

направленность на изменение экономических устоев повлекли за собой

глубокие перемены в жизни всего российского общества.

связи и изменение налоговой политики государства. Для контроля за

соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,

полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и

других платежей была создана Государственная налоговая служба Российской

Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам, для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 года образовано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации. Практика показала своевременность создания этого органа. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение первого года существования (1992г.) были возбуждены уголовные дела, в бюджеты государства доначислено более 400 млрд. неденоминированных рублей и более 130 млн. долларов.

Необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала создания в налоговой сфере самостоятельного правоохранительного органа, являющегося неотъемлемой частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства, так как дальнейший подрыв экономического потенциала России представлял основную угрозу ее национальной безопасности.

175 составная часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Практика борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями постепенно приобретала законодательное закрепление, рос авторитет и опыт органов, осуществляющих борьбу с налоговыми преступлениями. Однако довольно продолжительное время не могла сложиться следственная и судебная практика по налоговым преступлениям. После проведения неотложных следственных действий, возбужденные органами налоговой полиции уголовные дела направлялись в следственные подразделения органов внутренних дел. Следователи данных подразделений, как правило, были и остаются весьма загружены работой, а также в большинстве своем они не владели спецификой расследования данной категории дел. Все это приводило к значительному затягиванию сроков расследования, а зачастую и к прекращению уголовных дел по различным основаниям.

Сложность периода становления рыночных отношений наряду с возрастанием числа банковских, крупных, средних и мелких коммерческих структур, заключалась также и в том, что шла постоянная корректировка системы налогообложения. Большинство руководителей предприятий, нередко используя это обстоятельство, объясняли совершенные ими налоговые правонарушения и преступления незнанием этих изменений, ошибками, допущенными бухгалтерскими работниками. Значительное количество материалов о нарушениях налогового законодательства, поступавших для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не содержали признаков уголовно-наказуемых деяний по причине отсутствия или невозможности доказывания умысла на совершение налогового преступления. Наряду с указанными обстоятельствами отмечалось постепенное повышение профессионализма бухгалтерских работников, аудиторов, юристов, создание ряда консультационных фирм в области налогообложения, которые нередко сами предлагали клиентам различные схемы уклонения от уплаты налогов.

Одной из самых распространенных схем была следующая: один или несколько человек создавали до 10, а иногда и более юридических лиц, при этом хозяйственные договоры подписывались от имени одного лица, а денежные средства перечислялись на расчетные счета других организаций.

176 (маркетинговые, консультационные и т.д.). Таким образом, полученная выручка переводилась с одного расчетного счета на другой и не учитывалась при налогообложении. Кроме того, ряд фирм переводили денежные средства по фиктивным договорам на счета партнеров в ближнее и дальнее зарубежье, далее деньги обналичивались, либо возвращались в виде финансовой помощи.

Правоохранительная практика тех лет позволяла выявлять все новые способы уклонения от уплаты налогов в различных областях финансово-хозяйственной деятельности. Такие, например, как: -

непостановка на учет в налоговые органы представительств инофирм и предприятий с иностранным участием, ведущих коммерческую деятельность; -

сокрытие значительной части доходов на счетах оффшорных компаний (в 1994-1995 годах московской налоговой полицией было выявлено более 100 фирм, занимающихся регистрацией компаний в оффшорных зонах в целях уклонения от уплаты налогов);

- незачисление валютной выручки из-за рубежа за экспортируемые товары (услуги) в установленные законодательством сроки.

Неблагоприятным фактором, осложняющим экономическое развитие, явилось нарастание платежного кризиса, результатом которого стало осложнение платежно-расчетных отношений между предприятиями, организациями, банками, государством.

Инфляционные процессы и нестабильность финансовой системы в стране породили в кругах предпринимателей элементы вседозволенности и безнаказанности. Создавались фирмы для проведения одной - двух операций с целью уклонения от налогообложения. Приглашенные юристы и экономисты-практики разрабатывали специальные схемы уклонения от налогов при проведении конкретных операций.

В некоторых случаях криминальные структуры как бы «заменяли» налоговые органы, забирая часть прибыли, подчас соразмерной налоговым платежам.

177 или сокрытия доходов не застрахован от самых неблагоприятных последствий, вплоть до физического устранения.134

Одной из острейших проблем, с которой пришлось столкнуться в 1994-95 годах правоохранительным органам при борьбе с экономическими, в том числе и налоговыми преступлениями была проблема пресечения деятельности, так называемых, финансовых пирамид, деятельность которых практически повсеместно по всей стране сопровождалась целым перечнем правонарушений и преступлений.135

В 1996 году одной из острейших экономических проблем года стало резкое сокращение поступлений налоговых платежей в бюджет. Основными причинами напряженной ситуации с поступлением налогов в бюджетную сферу являлись: сложное финансовое положение многих предприятий, сохраняющаяся неплатежеспособность хозяйствующих субъектов, возобновившийся спад производства, сочетающийся со снижением инфляции, низкая финансовая дисциплина и, как следствие, умышленное уклонение от уплаты налогов. Более трети кредитно-финансовых учреждений страны стояли на пороге банкротства.

Число регистрирующихся в налоговых инспекциях юридических лиц постоянно увеличивалось, что свидетельствовало о деловой активности населения, однако, одновременно росло количество «мертвых» предприятий, создающихся по ранее утраченным паспортам, либо иногородними лицами, которые после своей регистрации, как правило, не предоставляли балансовые отчеты, скрывались от налоговых и правоохранительных органов. Как показывала практика, число такого рода фирм достигало четверти от всего объема зарегистрированных в налоговых органах и большинство из них уклонялось от уплаты налогов.

Так, по оперативным данным 1995 года большинство предпринимателей вещевого рынка «Лужники» ежемесячно передавали организованным преступным группировкам от 1000 до 3000 долларов США каждый, что составляло, по оценкам специалистов, от 20 до 30% ежемесячного объема выручки.

135 В частности, в августе 1994 года было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 162-2 УК в отношении руководителя АОЗТ «Инвест-консалтинг», возглавляемого С. Мавроди - президентом группы фирм «МММ». Для работы по уголовному делу была создана оперативно-следственная группа, в которую вошли и несколько сотрудников различных подразделений органов налоговой полиции. В целях закрепления доказательств было проведено 17 оперативно-технических мероприятий, 16 обысков, выполнено свыше 10 отдельных следственных поручений, осуществлен ряд встречных проверок. Постоянно осуществлялось информационно-аналитическое обеспечение работы по уголовному делу. Однако, как известно, к положительному результату данные мероприятия, к сожалению, не привели. Отметим, что работу органов налоговой полиции по пресечению деятельности финансовых пирамид, документированию признаков совершения налоговых преступлений, в тот период, существенно осложняли демарши части населения в результате скандалов с АО «МММ» и еще несколькими финансовыми компаниями («Тибет», «РДС», «Телемаркет» и др.).

Одним из основных направлений в борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями стала работа по пресечению нецелевого использования бюджетных государственных средств и проверки своевременности выплат заработной платы работникам предприятий и организаций.

На 1996 год пришелся пик обналичивания. Газетные полосы пестрели рекламными объявлениями об оказании услуг по срочному переводу безналичных денег в наличные за определенный процент. Целью данных сделок было уклонение от налогообложения, получение наличных денег. Осуществлялись данные операции с грубейшими нарушениями налогового законодательства. Почти все обналичивающие фирмы были созданы либо взяты под опеку коммерческими банками и находились под контролем организованных преступных группировок. По оценкам специалистов, ежедневно в г.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений предусматривалась согласно УК РСФСР 1960 года в статьях 162-1, 162-2 (о которых речь пойдет ниже), а также в статье 162-3 УК. Напомним, что статья 162-3 УК РСФСР предусматривала ответственность за противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов. Согласно воли законодателя, данная норма не была включена в новый УК, хотя работникам налоговых органов достаточно часто приходится сталкиваться с противодействием со стороны нарушителей законодательства в целях уклонения от уплаты налогов.

И все же, благодаря усилиям органов налоговой полиции, в целом удалось стабилизировать криминогенную обстановку по линии соблюдения налогового законодательства. Однако в связи с реформированием налогового законодательства постоянно появлялись новые способы уклонения от уплаты налогов, поэтому упразднение ФСНП России вызвало в среде специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями некоторое недоумение. При этом следует отметить, что:

Органы налоговой полиции начинали работу по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений практически «с нуля». С 1992 по 1995 год органы внутренних дел проводили лишь предварительное следствие по материалам органов налоговой полиции. Поэтому, бесценный опыт, накопленный за 11 лет существования федеральных органов налоговой полиции может помочь избежать возможных ошибок в правоприменении, осуществляемом новыми подразделениями МВД по налоговыми преступлениям. 2.

Дальнейшая борьба с налоговой преступностью будет весьма затруднена без оперативных и следственных кадров бывшей ФСНП России. 3.

Не должны пропасть оперативные, аналитические, методические, научные разработки, которые имелись у органов налоговой полиции по состоянию на 11 марта 2003 года.

4. ФСНП России проводилась большая работа по внесению изменений в статьи 198 и 199 УК РФ, представители этого ведомства участвовали в рабочей группе по мониторингу введения в действие нового УПК России. Эта работа должна быть продолжена.

5. Проблемы, имеющиеся в реализации ФСНП своих полномочий (противодействие со стороны недобросовестных налогоплательщиков, изъяны и нестыковки законодательства и т.д.) существенно обострятся в работе новой структуры, на которую возложены функции по борьбе с налоговой преступностью. Поэтому, весьма оправданным является изучение основных направлений деятельности органов налоговой полиции.

Создание, становление и деятельность органов налоговой полиции, наделенных достаточно широкими полномочиями, всегда вызывало вопросы и дискуссии о пределах предоставленных должностным лицам налоговой полиции прав и возможностей. Однако, за желанием решить свои конкретные, подчас одномоментные вопросы, оппоненты налоговой полиции не учитывали того, что органы налоговой полиции являлись, фактически, единственным правоохранительными органом, отстаивающим интересы экономической безопасности государства в сфере налогообложения, на который были возложены также задачи по профилактике налоговой преступности.

За одиннадцатилетнюю историю федеральные органы налоговой полиции полностью сформировались как полноценный государственный правоохранительный орган, в котором проходили службу более 45 тысяч

180 человек и который за время своей работы не только полностью окупал себя, но и приносил государству на каждый вложенный рубль 22 рубля прибыли. За время существования ФСНП возбуждено более 100 тысяч уголовных дел, возмещен ущерб государству от налоговых преступлений, сравнимый с затратами государства на целые отрасли (образование, здравоохранение и

В последние годы специалисты и СМИ отмечали качественное улучшение работы ФСНП России, которое выразилось в работе по наиболее криминогенным отраслям финансово-хозяйственной деятельности, концентрации оперативных усилий на крупных холдингах и вертикально-интегрированных компаниях, проведении всероссийских и межрегиональных специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений. Заметно выросли показатели и уголовно-процессуальной деятельности - так, в 2002 году в суд было направлено более 50 % от общего количества возбужденных уголовных дел.

В созданных учебных заведениях системы ФСНП России обучалось несколько тысяч молодых специалистов, готовых по окончании высших учебных заведений влиться в ряды налоговых полицейских и продолжить дело борьбы с налоговой преступностью. Были созданы санаторно-курортные учреждения, ветеранские и спортивные организации. Профессия налогового полицейского стала одной из наиболее престижных, а сотрудники федеральных органов налоговой полиции пользовались заслуженным уважением, как у своих коллег из иных правоохранительных органов, так и у своих оппонентов за высокий интеллектуальный уровень, профессионализм, а также за четкую нормативно-правовую проработанность каждого проводимого мероприятия (порядок проведения проверок и оперативно-розыскных мероприятий был четко регламентирован соответствующими ведомственными актами).

Автор данного диссертационного исследования считает, что упразднение федеральных органов налоговой полиции на данном этапе борьбы с налоговой преступностью является преждевременным. ФСНП России еще не выполнила возложенные на нее законом обязанности, а уголовная политика государства в

136 Так, в статье «В ФСНП отчитались за первое полугодие», опубликованной 01.08.2001 в газете Коммерсантъ отмечалось, что в первом полугодии 2001 года ФСНП России принесла в бюджет 56,5 млрд. рублей, что соответствует финансированию целой отрасли, например, здравоохранения. Создание налоговой полиции для государства оказалось выгодным вложением средств. Каждый рубль, потраченный на ФСНП, принес в казну 22 рубля прибыли. В среднем каждый оперативный сотрудник налоговой полиции обеспечил бюджету 1,27 миллиона рублей.

181 сфере налогообложения должна предусматривать наличие специализированного правоохранительного органа, выполняющего функции борьбы с

преступлениями и правонарушениями в экономической (особенно налоговой и финансовой) сфере.

Считаем, что роль ФСНП России в деле обеспечения экономической безопасности государства недооценена, а отрицательные последствия упразднения налоговой полиции в виде резкого падения уровня налоговой дисциплины, появления новых схем уклонения от уплаты налогов, а иногда и прямого отказа от уплаты налогов, могут отрицательно сказаться на состоянии защищенности от преступных посягательств налоговой системы и экономики государства.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что некоторые специалисты считают, что «за последний более чем столетний период сохранялась преемственность налогообложения, и каждая вновь созданная налоговая система в той или иной степени содержала в себе элементы предшествующей».137 Мы считаем, что достаточно сложно на основе исторического опыта по борьбе с уклонением от уплаты налогов вырабатывать конкретные рекомендации для наших дней в силу различия в особенностях налоговых систем на разных временных этапах развития нашего государства и общества. Однако некоторые общие выводы сделать все же вполне можно:

1. Чем более тоталитарным, в политическом плане, является государство, тем более малозаметной является ее налоговая система, а уклонение от уплаты налогов практически не имеет распространения, так как никто из собственников или работников не берется посягать на денежные средства или имущество, принадлежащее такому государству. Однако даже при абсолютном господстве государственной собственности в экономике, институт налогообложения, как правило, сохраняется.

2. Политическая либерализация, развитие экономики государства приводит к росту и активизации налоговой системы, ее расширению, повышению ее значения для формирования государственного бюджета, и, как следствие, к появлению способов не только минимизации налогов, но и уклонения от их уплаты. Такая ситуация требует не только введения специальных норм, направленных на поддержание дисциплины в сфере

Кучеров И.И. Налоги и криминал. М. 2000. С. 318.

182 налогообложения (как уголовного, так и фискального характера), но и создание специализированных государственных органов в функциональные обязанности которых входит пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере.

3. Заслуживает внимания точка зрения, согласно которой налоговые преступления рассматриваются не только как преступления в сфере хозяйственной или экономической деятельности, но и как преступления, посягающие на основы государственной власти или порядок управления.

4. К числу общих проблем юридических конструкций налоговых преступлений можно отнести следующие: диспозиции статей, предусматривающих ответственность за совершение налоговых преступлений постоянно изменялись, круг же субъектов преступлений оставался неопределенным, а перечень наказаний весьма мягким (не более 5 лет лишения свободы по наиболее тяжким составам). 5.

За редким исключением (специальные составы предусматривались для промыслового налога, налога с наследств и с имуществ, переходящих по актам дарения, специального военного налога, акцизов, особого патентного сбора, подоходного налога ) законодатель не выделял уголовную ответственность за уклонение от какого либо определенного вида налога, ограничиваясь установлением ответственности за уклонение от уплаты налогов, не указывая их перечень и не ограничиваясь одним из них. 6.

Создание в 1992 году в Российской Федерации специальной службы, обеспечивающей экономическую безопасность государства в сфере налогообложения было оправдано и продиктовано сложнейшей криминогенной обстановкой, сложившейся на начальном этапе проведения экономических реформ. Время подтвердило необходимость создания органов налоговой полиции, которые полностью сформировались как правоохранительная структура и заняли прочное место среди сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

Роль правоохранительных органов в налоговой системе

Одна из целей, стоящих перед правоохранительными органами – обеспечение экономической безопасности страны в области налогообложения. Соответственно, на эти органы возлагается решение следующих задач:

– выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

– обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов;

– выявление, предупреждение и пресечение нарушений в налоговых органах.

Вопрос о создании специализированного органа для борьбы с налоговыми преступлениями в разных странах решается по‑разному.

Можно выделить четыре подхода, сложившихся в мировой практике.

Наиболее жесткий подход – создание единого военизированного органа, объединяющего функции всех органов финансового контроля. Италия – единственная страна, реализовавшая этот принцип: налоговая полиция в этой стране представляет собой специализированное подразделение финансовой гвардии Италии, а налоговой службы как отдельного органа не существует.

Другой встречающийся подход – создание налоговой службы и налоговой полиции в качестве независимых органов. При этом налоговая полиция ведет оперативно‑розыскную деятельность и расследования налоговых преступлений. Так, в Швеции в 1993 г. создана финансовая полиция, в Российской Федерации в это же время получила независимость от налоговых органов Федеральная служба налоговой полиции. Следует отметить, что в 2003 г. Россия отказалась от налоговой полиции, передав функции этой федеральной службы Министерству внутренних дел РФ.

Третий подход – создание в составе налоговых органов специальных подразделений для борьбы с налоговыми преступлениями. Пример реализации такого подхода мы видим в США, Японии, Швейцарии, Германии. В этих странах подразделения, обладающие правом расследовать налоговые преступления и проводить необходимые оперативно‑розыскные мероприятия, входят в состав налоговых органов, обладая большей или меньшей самостоятельностью. Так, в США Служба внутренних доходов (IRS) включает Управление криминалистических расследований (CI), на которое возложены задачи ведения оперативной работы, криминалистических исследований, информационно‑аналитического обеспечения деятельности налоговых органов .

В ряде стран, в том числе и в России, специализированный правоохранительный орган – «налоговая полиция» отсутствует, а соответствующие меры по борьбе с налоговой преступностью проводятся правоохранительными органами общей компетенции (полицией, прокуратурой).


В России правоохранительные органы, задействованные в налоговых делах, – это полиция (в части оперативно‑розыскных мероприятий, а также физической защиты налоговых органов) и Следственный комитет Российской Федерации, территориальные подразделения которого проводят предварительное следствие по налоговым делам.

Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях ограничено.

Участие правоохранительных органов в налоговых отношениях ограничено. Они не собирают налогов, не ведут учета налогоплательщиков, не контролируют правильности исчисления и полноты уплаты налогов. Их основная задача – выявление нарушений налогового законодательства, имеющих признаки преступления, т. е. обладающих повышенной общественной опасностью.

Соотношение контрольных полномочий правоохранительных и налоговых органов

Для понимания правового регулирования участия правоохранительных органов в налоговых отношениях нужно исходить из особой роли, которую им отводит в этой области действующее законодательство.

Модель, заложенная в действующей редакции Налогового кодекса РФ, базируется на том, что налоговый контроль, выявление налоговых нарушений – это функции налоговых органов.

Правоохранительные органы налогового контроля не ведут. Они подключаются, когда, с точки зрения налоговых органов, есть основания полагать, что выявлено не административное нарушение, а налоговое преступление. Тогда правоохранительные органы реализуют свои полномочия, руководствуясь уже не налоговым, а иным законодательством (об оперативно‑розыскной деятельности, о полиции, а также уголовным и уголовно‑процессуальным законодательством).

Тем не менее в ходе общей правоохранительной деятельности могут быть обнаружены признаки нарушений налогового законодательства. Оставить такую информацию без внимания правоохранительные органы не могут, но и проводить налоговую проверку самостоятельно не полномочны, это не их функция.

В этом случае информация должна быть передана налоговым органам для «вынесения решения» .

Эта норма никак не препятствует налоговому органу провести до вынесения решения свою проверку, используя полученные материалы как повод. Но буквальное содержание нормы может толковаться и так, что правоохранительные органы должны провести некое подобие налоговой проверки, передав материал, полностью готовый для принятия решения. Полномочия правоохранительных органов по использованию различных способов получения информации значительно более широкие, чем полномочия налоговых органов, и в принципе позволяют это сделать.

Но подзаконные нормативные акты предписывают органам внутренних дел передавать в налоговые органы информацию и документы, а не готовый акт проверки. Более того, налоговый орган должен уведомить о дальнейшем назначении проверки или об отказе в нем .

Правоохранительные органы налоговых проверок не проводят.

Таким образом, сами правоохранительные органы налоговых проверок, как правило, не проводят. «Самостоятельные проверки полиции утратили смысл в связи с особым порядком возбуждения дел о налоговых преступлениях» . Следует подчеркнуть, что в основе ограничения права на проверку лежит разделение функций органов государственной власти. Такое ограничение не препятствует, а, напротив, способствует взаимодействию налоговых и правоохранительных органов на основе четкого разделения компетенции, а не соперничества и конкуренции. Сейчас же в законодательстве, как показано выше, этот принцип закреплен недостаточно последовательно.

Закон разрешает налоговым органам привлекать правоохранительные органы к участию в своих налоговых проверках . Это нужно либо для физической защиты сотрудников налогового органа при проведении проверки, либо для использования наряду с налоговой проверкой и в дополнение к ней специальных приемов и способов, в частности, оперативно‑розыскной деятельности, разрешенных правоохранительным органам .

Сотрудники правоохранительного органа, включенные в состав проверяющих, не дублируют действия сотрудников налогового органа. Они реализуют полномочия, предоставленные им Законом о полиции и об оперативно‑розыскной деятельности (см. ниже). Обычные мероприятия налогового контроля, регламентируемые НК РФ (истребование документов, осмотры помещений, допросы налогоплательщиков), проводятся при такой совместной проверке сотрудниками налогового органа .

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 989 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Краткое содержание:


Начнем сначала

Налоговая преступность считается такой же важной, как все другие виды противоправных действий, и занимает одно из ведущих мест в системе уголовного права.

Налоговые преступления подразделяются на виды:

 уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом,

 уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом,

 неисполнение обязанностей налогового агента,

 сокрытие имущества от взыскания в счёт пополнения бюджета.

Ответственность за эти преступления детально регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 198–199.2)

Налоговые преступления настолько стремительно растут, что иногда превышают иные виды преступности в экономической сфере.

Безусловно, что материальное положение, а точнее, низкий уровень жизни, играют весомую роль в развитие преступности. Если обратиться к данным статистики, то можно увидеть, что средняя заработная плата граждан в регионах варьируется от 30 000 рублей, а подоходный налог составляет 13%. Следовательно, оставшегося дохода не хватает на жизнь. А если есть большая семья, кредиты, они сейчас у всех, да и вообще затраты на жизнь не малые, то как быть?

Юридические лица, в свою очередь, пытаются наживаться за счёт государства. Они платят своим сотрудниками заработные платы «в конвертах», не трудоустраивают официально. И всё это для того, чтобы не делиться своей прибылью. Ещё хуже, когда организации работают нелегально и даже официально не регистрируются.

Чем это грозит?

Спадом экономической ситуации в стране, которая неблагоприятно влияет на развитие общества и государства, ведь налоговая система является ведущим звеном. Если исходить из положения статьи первой Конституции РФ, согласно которому Российская Федерации – это правовое государство, то напрашивается вывод о том, что рост преступности, в том числе и налоговой, однозначно не позволяет считать нашего государство правовым, когда происходят такие антиобщественные действия.

С марта 2020 года и по сей день Россия переживает трудный период. Во стране, как и во всём мире, распространился коронавирус, который изменил нашу жизнь и нанёс ущерб многим отраслям, особенно экономической.

Не смотря на то что Президент дал указания по временному приостановлению налоговых выплат для отдельных категорий граждан и юридических лиц, остальное население продолжает являться налогоплательщиками. К чему это приводит? К социальному расслоению и имущественному неравенству. Почему одним можно не платить, а мне нет? Отсюда и возникают налоговые преступления. Для того, чтобы прожить в период пандемии, люди стараются сократить свои расходы и уплата налогов для них имеет маловажное значение.

Считаю, что в большинстве случаев власти сами виноваты в том, что в казну государства ежегодно не доходит нужное число налогов. Необходимо поддерживать на должном уровне и постоянно увеличивать уровень прожиточного минимума так, чтобы хватало не только на продуктовую корзину, но и на удовлетворение иных потребностей.

Не отрицаю, что физические и юридические лица также виноваты, многие вообще становятся закоренелыми преступниками и планируют свои антизаконные действия заранее, выжидают нужного момента. По этим причинам и обществу и государству необходимо держаться вместе, действовать во взаимосвязи, чтобы избегать развития преступности.

Основными способами совершения налоговых преступлений являются:

 Полное и частичное скрытие своей деятельности в бухгалтерских документах.

 Неправильное указание экономических показателей, которые таким образом позволяют уменьшить размер налоговой базы.

 Искажение объекта налогообложения. Это может быть занижение реальной цены на реализуемую продукцию, подмена объектов налогообложения.

 Нарушение учёта экономических показателей.

 Несанкционированная деятельность, то есть не постановка на учёт в налоговых органах, открытие счетов в банках без уведомления налоговой.

Соответственно все эти способы и нужно ликвидировать законными путями.

Помимо этого стоит отдельное внимание уделить антикоррупционной деятельности. Ни для кого не секрет, как проводятся многие налоговые проверки. Сотрудники закрывают глаза на нарушения и оставляют произвол безнаказанным.

Многие, будучи юридически не подкованными, просто не знают, что грозит за неуплату налогов и сборов. По этой причине следует повышать правовой уровень культуры населения.

Ни исключаются рецидивы налоговой преступности. В последнее время рецидивисты вообще активизировались и потеряли чувство страха. Следует досконально пересмотреть положения, касающиеся налоговой и уголовной ответственности, усилить санкции и сроки наказания. Так сложилось, что русский народ только под угрозой запрета и карательных мер понимает, что так делать нельзя.

Сотрудники правоохранительных органов также играют ведущую роль по борьбе с налоговой преступностью. Нужно систематически повышать их профессиональный уровень, проводить аттестации в целях улучшения деятельности и выполнения возложенных на них функций.

В действующем законодательстве прослеживаются неточности и неясности, правовые пробелы и коллизии, которые мешают осуществлять детальное правовое регулирование налоговой системы. Для устранения таких проблем следует постоянно принимать нормативно-правовые акты, которые направлены на поддержание достойного уровня жизни, сосредоточение мер в отношении искоренения антиобщественной деятельности и развития налоговой преступности.

Для прогнозирования и выявления дальнейших проблем следует проводить ежедневный мониторинг и анализ условий, причин, показателей динамики налоговых правонарушений.

Искоренение таких факторов как срытая деятельность, разница между доходами и расходами, неполная и неточная отчётность за полученную прибыль поможет России выйти на путь к формированию поистине правого государства и достойному развитию всех сфер жизни.

Начало 90-х годов явилось периодом возрождения и формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Реформирование политической структуры власти, переход к рыночной экономике, направленность на изменение экономических устоев повлекли за собой глубокие перемены в жизни всего российского общества.

Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам, для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 года образовано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации. Практика показала своевременность создания этого органа. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение первого года существования (1992г.) были возбуждены уголовные дела, в бюджеты государства доначислено более 400 млрд, неденоминированных рублей и более 130 млн. долларов.

Необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала создания в налоговой сфере самостоятельного правоохранительного органа, являющегося неотъемлемой частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства, так как дальнейший подрыв экономического потенциала России представлял основную угрозу ее национальной безопасности. В связи с этим, уже в 1993 году на базе Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации был создан Департамент налоговой полиции (в дальнейшем - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации) - правоохранительный орган и

составная часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Практика борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями постепенно приобретала законодательное закрепление, рос авторитет и опыт органов, осуществляющих борьбу с налоговыми преступлениями. Однако довольно продолжительное время не могла сложиться следственная и судебная практика по налоговым преступлениям. После проведения неотложных следственных действий, возбужденные органами налоговой полиции уголовные дела направлялись в следственные подразделения органов внутренних дел. Следователи данных подразделений, как правило, были и остаются весьма загружены работой, а также в большинстве своем они не владели спецификой расследования данной категории дел. Все это приводило к значительному затягиванию сроков расследования, а зачастую и к прекращению уголовных дел по различным основаниям.

Сложность периода становления рыночных отношений наряду с возрастанием числа банковских, крупных, средних и мелких коммерческих структур, заключалась также и в том, что шла постоянная корректировка системы налогообложения. Большинство руководителей предприятий, нередко используя это обстоятельство, объясняли совершенные ими налоговые правонарушения и преступления незнанием этих изменений, ошибками, допущенными бухгалтерскими работниками. Значительное количество материалов о нарушениях налогового законодательства, поступавших для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не содержали признаков уголовно-наказуемых деяний по причине отсутствия или невозможности доказывания умысла на совершение налогового преступления. Наряду с указанными обстоятельствами отмечалось постепенное повышение профессионализма бухгалтерских работников, аудиторов, юристов, создание ряда консультационных фирм в области налогообложения, которые нередко сами предлагали клиентам различные схемы уклонения от уплаты налогов.

Одной из самых распространенных схем была следующая: один или несколько человек создавали до 10, а иногда и более юридических лиц, при этом хозяйственные договоры подписывались от имени одного лица, а денежные средства перечислялись на расчетные счета других организаций.

(маркетинговые, консультационные и т.д.). Таким образом, полученная выручка переводилась с одного расчетного счета на другой и не учитывалась при налогообложении. Кроме того, ряд фирм переводили денежные средства по фиктивным договорам на счета партнеров в ближнее и дальнее зарубежье, далее деньги обналичивались, либо возвращались в виде финансовой помощи.

Правоохранительная практика тех лет позволяла выявлять все новые способы уклонения от уплаты налогов в различных областях финансово­хозяйственной деятельности. Такие, например, как:

- непостановка на учет в налоговые органы представительств инофирм и предприятий с иностранным участием, ведущих коммерческую деятельность;

- сокрытие значительной части доходов на счетах оффшорных компаний (в 1994-1995 годах московской налоговой полицией было выявлено более 100 фирм, занимающихся регистрацией компаний в оффшорных зонах в целях уклонения от уплаты налогов);

- незачисление валютной выручки из-за рубежа за экспортируемые товары (услуги) в установленные законодательством сроки.

Неблагоприятным фактором, осложняющим экономическое развитие, явилось нарастание платежного кризиса, результатом которого стало осложнение платежно-расчетных отношений между предприятиями, организациями, банками, государством.

Инфляционные процессы и нестабильность финансовой системы в стране породили в кругах предпринимателей элементы вседозволенности и безнаказанности. Создавались фирмы для проведения одной - двух операций с целью уклонения от налогообложения. Приглашенные юристы и экономисты- практики разрабатывали специальные схемы уклонения от налогов при проведении конкретных операций.

В некоторых случаях криминальные структуры как бы «заменяли» налоговые органы, забирая часть прибыли, подчас соразмерной налоговым платежам. Как показывает практика работы правоохранительных органов, в большинстве случаев это происходит тогда, когда предприятие или организация уклоняются от внесения налогов в государственный бюджет.

или сокрытия доходов не застрахован от самых неблагоприятных последствий, вплоть до физического устранения. [92] [93]

Одной из острейших проблем, с которой пришлось столкнуться в 1994-

95 годах правоохранительным органам при борьбе с экономическими, в том

числе и налоговыми преступлениями была проблема пресечения деятельности,

так называемых, финансовых пирамид, деятельность которых практически

повсеместно по всей стране сопровождалась целым перечнем правонарушений

В 1996 году одной из острейших экономических проблем года стало резкое сокращение поступлений налоговых платежей в бюджет. Основными причинами напряженной ситуации с поступлением налогов в бюджетную сферу являлись: сложное финансовое положение многих предприятий, сохраняющаяся неплатежеспособность хозяйствующих субъектов, возобновившийся спад производства, сочетающийся со снижением инфляции, низкая финансовая дисциплина и, как следствие, умышленное уклонение от уплаты налогов. Более трети кредитно-финансовых учреждений страны стояли на пороге банкротства.

Число регистрирующихся в налоговых инспекциях юридических лиц постоянно увеличивалось, что свидетельствовало о деловой активности населения, однако, одновременно росло количество «мертвых» предприятий, создающихся по ранее утраченным паспортам, либо иногородними лицами, которые после своей регистрации, как правило, не предоставляли балансовые отчеты, скрывались от налоговых и правоохранительных органов. Как показывала практика, число такого рода фирм достигало четверти от всего объема зарегистрированных в налоговых органах и большинство из них уклонялось от уплаты налогов.

Одним из основных направлений в борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями стала работа по пресечению нецелевого использования бюджетных государственных средств и проверки своевременности выплат заработной платы работникам предприятий и организаций.

На 1996 год пришелся пик обналичивания. Газетные полосы пестрели рекламными объявлениями об оказании услуг по срочному переводу безналичных денег в наличные за определенный процент. Целью данных сделок было уклонение от налогообложения, получение наличных денег. Осуществлялись данные операции с грубейшими нарушениями налогового законодательства. Почти все обналичивающие фирмы были созданы либо взяты под опеку коммерческими банками и находились под контролем организованных преступных группировок. По оценкам специалистов, ежедневно в г. Москве обналичивалось более 300 млрд, неденоминированных рублей, налоги с которых не уплачивались. Необходимо отметить, что четкие и слаженные действия сотрудников московской налоговой полиции позволили максимально сократить количество обналичивающих контор, создать методику выявления и документирования преступлений и правонарушений в данной области.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений предусматривалась согласно УК РСФСР 1960 года в статьях 162-1, 162-2 (о которых речь пойдет ниже), а также в статье 162-3 УК. Напомним, что статья 162-3 УК РСФСР предусматривала ответственность за противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов. Согласно воли законодателя, данная норма не была включена в новый УК, хотя работникам налоговых органов достаточно часто приходится сталкиваться с противодействием со стороны нарушителей законодательства в целях уклонения от уплаты налогов.

И все же, благодаря усилиям органов налоговой полиции, в целом удалось стабилизировать криминогенную обстановку по линии соблюдения налогового законодательства. Однако в связи с реформированием налогового законодательства постоянно появлялись новые способы уклонения от уплаты налогов, поэтому упразднение ФСНП России вызвало в среде специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями некоторое недоумение. При этом следует отметить, что:

1. Органы налоговой полиции начинали работу по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений практически «с нуля».

2. Дальнейшая борьба с налоговой преступностью будет весьма затруднена без оперативных и следственных кадров бывшей ФСНП России.

3. Не должны пропасть оперативные, аналитические, методические, научные разработки, которые имелись у органов налоговой полиции по состоянию на 11 марта 2003 года.

4. ФСНП России проводилась большая работа по внесению изменений в статьи 198 и 199 УК РФ, представители этого ведомства участвовали в рабочей группе по мониторингу введения в действие нового УПК России. Эта работа должна быть продолжена.

5. Проблемы, имеющиеся в реализации ФСНП своих полномочий (противодействие со стороны недобросовестных налогоплательщиков, изъяны и нестыковки законодательства и т.д.) существенно обострятся в работе новой структуры, на которую возложены функции по борьбе с налоговой преступностью. Поэтому, весьма оправданным является изучение основных направлений деятельности органов налоговой полиции.

Создание, становление и деятельность органов налоговой полиции, наделенных достаточно широкими полномочиями, всегда вызывало вопросы и дискуссии о пределах предоставленных должностным лицам налоговой полиции прав и возможностей. Однако, за желанием решить свои конкретные, подчас одномоментные вопросы, оппоненты налоговой полиции не учитывали того, что органы налоговой полиции являлись, фактически, единственным правоохранительными органом, отстаивающим интересы экономической безопасности государства в сфере налогообложения, на который были возложены также задачи по профилактике налоговой преступности.

За одиннадцатилетнюю историю федеральные органы налоговой полиции полностью сформировались как полноценный государственный правоохранительный орган, в котором проходили службу более 45 тысяч

человек и который за время своей работы не только полностью окупал себя, но и приносил государству на каждый вложенный рубль 22 рубля прибыли. За время существования ФСНП возбуждено более 100 тысяч уголовных дел, возмещен ущерб государству от налоговых преступлений, сравнимый с

затратами государства на целые отрасли (образование, здравоохранение и

В последние годы специалисты и СМИ отмечали качественное улучшение работы ФСНП России, которое выразилось в работе по наиболее криминогенным отраслям финансово-хозяйственной деятельности, концентрации оперативных усилий на крупных холдингах и вертикально­интегрированных компаниях, проведении всероссийских и межрегиональных специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых преступлений. Заметно выросли показатели и уголовно­процессуальной деятельности - так, в 2002 году в суд было направлено более 50 % от общего количества возбужденных уголовных дел.

В созданных учебных заведениях системы ФСНП России обучалось несколько тысяч молодых специалистов, готовых по окончании высших учебных заведений влиться в ряды налоговых полицейских и продолжить дело борьбы с налоговой преступностью. Были созданы санаторно-курортные учреждения, ветеранские и спортивные организации. Профессия налогового полицейского стала одной из наиболее престижных, а сотрудники федеральных органов налоговой полиции пользовались заслуженным уважением, как у своих коллег из иных правоохранительных органов, так и у своих оппонентов за высокий интеллектуальный уровень, профессионализм, а также за четкую нормативно-правовую проработанность каждого проводимого мероприятия (порядок проведения проверок и оперативно-розыскных мероприятий был четко регламентирован соответствующими ведомственными актами).

Автор данного диссертационного исследования считает, что упразднение федеральных органов налоговой полиции на данном этапе борьбы с налоговой преступностью является преждевременным. ФСНП России еще не выполнила возложенные на нее законом обязанности, а уголовная политика государства в

136 Так, в статье «В ФСНП отчитались за первое полугодие», опубликованной 01.08.2001 в газете Коммерсантъ отмечалось, что в первом полугодии 2001 года ФСНП России принесла в бюджет 56,5 млрд, рублей, что соответствует финансированию целой отрасли, например, здравоохранения. Создание налоговой полиции для государства оказалось выгодным вложением средств. Каждый рубль, потраченный на ФСНП, принес в казну 22 рубля прибыли. В среднем каждый оперативный сотрудник налоговой полиции обеспечил бюджету 1,27 миллиона рублей.

сфере налогообложения должна предусматривать наличие специализированного правоохранительного органа, выполняющего функции борьбы с преступлениями и правонарушениями в экономической (особенно налоговой и финансовой) сфере.

Считаем, что роль ФСНП России в деле обеспечения экономической безопасности государства недооценена, а отрицательные последствия упразднения налоговой полиции в виде резкого падения уровня налоговой дисциплины, появления новых схем уклонения от уплаты налогов, а иногда и прямого отказа от уплаты налогов, могут отрицательно сказаться на состоянии защищенности от преступных посягательств налоговой системы и экономики государства.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что некоторые специалисты считают, что «за последний более чем столетний период сохранялась преемственность налогообложения, и каждая вновь созданная налоговая система в той или иной степени содержала в себе элементы предшествующей». 137 Мы считаем, что достаточно сложно на основе исторического опыта по борьбе с уклонением от уплаты налогов вырабатывать конкретные рекомендации для наших дней в силу различия в особенностях налоговых систем на разных временных этапах развития нашего государства и общества. Однако некоторые общие выводы сделать все же вполне можно:

1. Чем более тоталитарным, в политическом плане, является государство, тем более малозаметной является ее налоговая система, а уклонение от уплаты налогов практически не имеет распространения, так как никто из собственников или работников не берется посягать на денежные средства или имущество, принадлежащее такому государству. Однако даже при абсолютном господстве государственной собственности в экономике, институт налогообложения, как правило, сохраняется.

2. Политическая либерализация, развитие экономики государства приводит к росту и активизации налоговой системы, ее расширению, повышению ее значения для формирования государственного бюджета, и, как следствие, к появлению способов не только минимизации налогов, но и уклонения от их уплаты. Такая ситуация требует не только введения специальных норм, направленных на поддержание дисциплины в сфере

налогообложения (как уголовного, так и фискального характера), но и создание специализированных государственных органов в функциональные обязанности которых входит пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере.

3. Заслуживает внимания точка зрения, согласно которой налоговые преступления рассматриваются не только как преступления в сфере хозяйственной или экономической деятельности, но и как преступления, посягающие на основы государственной власти или порядок управления.

4. К числу общих проблем юридических конструкций налоговых преступлений можно отнести следующие: диспозиции статей, предусматривающих ответственность за совершение налоговых преступлений постоянно изменялись, круг же субъектов преступлений оставался неопределенным, а перечень наказаний весьма мягким (не более 5 лет лишения свободы по наиболее тяжким составам).

5. За редким исключением (специальные составы предусматривались для промыслового налога, налога с наследств и с имуществ, переходящих по актам дарения, специального военного налога, акцизов, особого патентного сбора, подоходного налога 138 ) законодатель не выделял уголовную ответственность за уклонение от какого либо определенного вида налога, ограничиваясь установлением ответственности за уклонение от уплаты налогов, не указывая их перечень и не ограничиваясь одним из них.

6. Создание в 1992 году в Российской Федерации специальной службы, обеспечивающей экономическую безопасность государства в сфере налогообложения было оправдано и продиктовано сложнейшей криминогенной обстановкой, сложившейся на начальном этапе проведения экономических реформ. Время подтвердило необходимость создания органов налоговой полиции, которые полностью сформировались как правоохранительная структура и заняли прочное место среди сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.


В работе с учетом последних изменений налогового и уголовного законодательства (Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ) всесторонне рассматриваются вопросы борьбы с налоговыми преступлениями. Приводятся понятие, система и виды налоговых преступлений, анализируются особенности их квалификации, отграничения от смежных составов. На основе результатов проведенного криминологического исследования демонстрируются состояние, структура, динамика налоговой преступности, выявляются ее криминогенные детерминанты в отдельных социально значимых отраслях экономики, предлагаются меры, направленные на предупреждение данной разновидности преступного поведения. Для сотрудников правоохранительных органов, судов, специалистов, задействованных в борьбе с налоговой преступностью, преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов.

Оглавление

  • Введение
  • Глава I. Понятие налоговой преступности и налоговых преступлений
  • Глава II. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
Из серии: Теория и практика уголовного права и уголовного процесса

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоговые преступления и налоговая преступность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Редакционная коллегия серии «Теория и практика уголовного права и уголовного процесса»

А. И. Бойцов (отв. ред.), Н. И. Мацнев (отв. ред.), Б. В. Волженкин, Ю. Н. Волков, Ю. В. Голик, И. Э. Звечаровский, В. С. Комиссаров, В. П. Коняхин, А. И. Коробеев, Л. Л. Кругликов, С. Ф. Милюков, М. Г. Миненок, А. Н. Попов, М. Н. Становский, А. П. Стуканов, А. Н. Тарбагаев, А. В. Федоров, А. А. Эксархопуло

П. С. Яни, доктор юридических наук, профессор Российской правовой академии

Н. А. Лопашенко, доктор юридических наук, профессор Саратовской академии права

© Д. А. Глебов, А. И. Ролик, 2005

© Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005

Собирать налоги в полном объеме не удается ни одному государству в мире, поскольку сокрытие доходов от налогообложения во всех странах является одним из наиболее распространенных нарушений. Даже в западноевропейских странах и США, несмотря на успехи в совершенствовании налогового законодательства и финансового контроля, масштабы уклонения от уплаты налогов остаются значительными.

В Российской Федерации переход к рыночной экономике, развитие предпринимательства, возникновение новых организационных структур предприятий и многообразие форм собственности способствовали активному развитию налогового законодательства и формированию налоговых правоотношений. Вместе с тем появился новый вид преступлений — уклонение от уплаты налогов или страховых взносов. В результате совершения данного деяния государство несет крупные убытки, поскольку в бюджет не поступают значительные денежные средства, составляющие основу доходной части бюджета, и ненадлежащим образом формируются государственные внебюджетные фонды от сбора страховых взносов.

Налоговые преступления как новый вид антиобщественной деятельности, привлекают внимание многих современных ученых-юристов. Уголовно-правовая статистика свидетельствует о широком распространении данного вида преступлений. Так, с момента принятия УК РФ 1996 г. в Российской Федерации вплоть до 2002 г. наблюдался постоянный рост числа случаев уголовно наказуемого уклонения от уплаты налогов. В 1997 г. было зафиксировано 2713 случаев уклонения, в 1998 г. зарегистрировано уже 4085, в 1999 г. — 11 498, в 2000 г. — 22 121, в 2001 г. — 23 316, в 2002 г. — 13 130 налоговых преступлений. [1]

При этом официальные статистические данные не полностью отражают истинную картину уклонения от уплаты налогов. Это связано с высокой латентностью экономических и, в частности, налоговых преступлений, регистрируемое число которых составляет лишь малую часть (1–4 %) от числа реально совершаемых.

Вопросы уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства в той или иной степени рассматривались в работах А. В. Брызгалина, Л. Д. Гаухмана, Б. В. Волженкина, В. А. Кашина, Т. О. Кошаевой, Л. С. Корневой, А. Г. Корчагина, Н. А. Лопашенко, С. В. Максимова, В. В. Мудрых, С. Г. Пепеляева, Н. М. Сологуба, И. Н. Соловьева, П. С. Яни. В последние годы изучению проблем, связанных с уклонением от уплаты налогов, посвящали свои диссертационные работы С. С. Белоусова, А. П. Бембетов, М. Ю. Ботвинкин, А. А. Витвицкий, В. А Егоров, К. Н. Ивенин, В. Г. Истомин, П. А. Истомин, А. Г. Кот, Ф. А. Каримов, Д. Ю. Кашубин, С. В. Козлов, А. П. Кузнецов, И. И. Кучеров, Н. В. Матушкина, К. В. Мамилов, Н. В. Мищук, В. Г. Пищулин, Л. В. Платонова, Н. В. Побединская, В. П. Рольян, Н. С. Решетняк, А. В. Сальников, И. М. Середа, А. Р. Сиюхов, И. Н. Соловьев, К. В. Череминский, П. С. Яни. Указанные исследования затрагивали как криминологические аспекты налоговых преступлений, так и вопросы, связанные с уголовно-правовой квалификацией преступных нарушений налогового законодательства, с их выявлением, расследованием и предупреждением.

Однако данные исследования относятся к периоду 1992–2001 гг. Последнее криминологическое исследование, проведенное И. Н. Соловьевым, охватывает период с 1999 по 2001 г. В нем автор, в частности, сосредоточил внимание на особенностях уклонения от уплаты налогов в таких наиболее криминогенных отраслях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как торговля, строительство и ремонтно-отделочные работы, риэлтерская деятельность, сфера производства и реализации алкогольной продукции.

По нашему мнению, анализ криминологической ситуации в сфере налогообложения в различных регионах Российской Федерации свидетельствует об определенной отраслевой диверсификации. В первую очередь она зависит от специфики экономических районов. Сопоставление статистических данных о криминализации различных отраслей в целом по России не позволяет выделить проблему налоговой преступности в исследованных И. Н. Соловьевым отраслях в качестве общероссийской. В отдельных регионах России наиболее криминализированными являются разные отрасли, это обусловливается географическим расположением территорий, а также действием экономических, социальных, политических, природных и других факторов.

Объектом настоящего исследования будут общие вопросы уголовно-правовой квалификации налоговых преступлений, а также криминологическая характеристика налоговой преступности в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) и определенных социально значимых отраслях его экономики.

В работе представлены статистические данные, показывающие состояние, структуру, динамику налоговой преступности в целом по Российской Федерации за период 1997–2002 гг., данные о личности налогового преступника, полученные на основе изучения приговоров судов в отношении 411 лиц, осужденных на территории Дальневосточного федерального округа за период с 1997 по 2002 г. за уклонение от уплаты налогов, и анализа материалов 825 постановлений следователей о прекращении уголовных дел с санкции прокурора по нереабилитирующим основаниям. Выявлены и описаны современные причины и условия уклонения от уплаты налогов, новые способы совершения налоговых преступлений и их негативное воздействие на налоговую безопасность, являющуюся составной частью экономической безопасности государства, сформулированы научные рекомендации по совершенствованию норм уголовного законодательства о налоговых преступлениях и по вопросам общего предупреждения таких преступлений.

Для Дальнего Востока традиционно значимыми сферами хозяйственной деятельности являются рыбная и лесная отрасли, а также топливно-энергетический комплекс. Однако оценки происходящих в них процессов очень противоречивы, поскольку отражают два разных подхода — государственный и частного российского капитала. Первый подход рассматривает рыбохозяйственный, лесной и топливно-энергетический комплексы как неотъемлемую составляющую продовольственной, экономической, энергетической и военной безопасности страны, предполагая усиление регулирующей роли государства. Второй — отстаивает интересы частного капитала, заинтересованного в ограничении этой роли и в большей свободе, в то же время требуя со стороны государства защиты в конкурентной борьбе с иностранцами. При этом большинство авторов сходится во мнении, что причиной повышенной криминализации этих отраслей является непродуманная государственная политика в сфере налогового, таможенного, валютного и природоохранного законодательства, а также общий экономический кризис, вызванный перестроечными процессами, акционированием градообразующих предприятий и сопровождавшийся борьбой за передел собственности при очевидном ослаблении организационно-управленческих и регулирующих функций государства. Еще одним негативным фактором, усугубляющим ситуацию, по мнению многих специалистов, в том числе и в правоохранительных органах, является иностранная экономическая экспансия в исключительную экономическую зону России, а также в сферу лесного хозяйства. Неоднозначно оценивается и роль вертикально-интегрированных структур (ВИС) в топливно-энергетическом комплексе. Различные финансово-промышленные группировки (ФПГ) ведут активную борьбу за энергетические ресурсы, выстраивая интегрированные структуры, охватывающие единым управлением добычу и переработку сырья, его транспортировку до потребителя, оптовую и розничную реализацию. Такая крупномасштабная хозяйственная деятельность часто сопровождается совершением налоговых преступлений, в том числе носящих межрегиональный характер.

На протяжении последних лет задача выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия налоговых преступлений в рыбной, лесной отраслях и топливно-энергетическом комплексе является приоритетной для правоохранительных органов Дальнего Востока. Это связано прежде всего с той социальной и экономической значимостью, которую имеют данные отрасли для жизнедеятельности региона.

Сделанная в настоящем исследовании оценка криминологических характеристик налоговой преступности в Дальневосточном федеральном округе подтверждает правильность управленческих решений Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ), которыми указанные сферы хозяйствования были определены в качестве приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности территориальных органов налоговой полиции ДВФО.

Так, благодаря принятым ими мерам только в 2001–2002 гг. в рыбной отрасли округа выявлено 316 нарушений налогового законодательства, из них 265 в крупных и особо крупных размерах. Общая сумма установленного причиненного государству ущерба по выявленным нарушениям составила 425,9 млн рублей. Всего за этот период в рыбной отрасли возбуждено 252 уголовных дела, окончено производством (считая повторные) 258. Установленный ущерб по оконченным производством уголовным делам составил 138,2 млн рублей, из которых 117 млн рублей перечислены в бюджет и внебюджетные фонды.

В этот же период в лесной отрасли органами налоговой полиции ДВФО выявлено 282 нарушения налогового законодательства, из них 220 — в крупных и особо крупных размерах. По выявленным преступлениям возбуждено 225 уголовных дел, окончено производством 199. Установленный причиненный государству ущерб по оконченным производством уголовным делам составил 83,9 млн рублей, из которых в бюджет и внебюджетные фонды перечислено 57,8 млн рублей.

По предприятиям ТЭКа региона за 2001–2002 гг. выявлено 244 нарушения налогового законодательства, из них 199 — в крупных и особо крупных размерах. Сумма установленного причиненного государству ущерба по выявленным правонарушениям составила 822.6 млн рублей. Возбуждено 186 уголовных дел, окончено производством 175. При этом причиненный государству ущерб, установленный по оконченным уголовным делам, составил 404,3 млн рублей. По указанным делам в различные уровни бюджета возмещено 302.7 млн рублей.

Отраслевой анализ статистических показателей уровня криминализации экономики ДВФО в отмеченный период показывает, что в совокупности в рыбной, лесной отраслях и в ТЭКе органами налоговой полиции выявлено 20 % всех зарегистрированных в округе налоговых преступлений, установленный по этим преступлениям ущерб составляет 22,7 % от общей суммы установленного причиненного государству ущерба от данного вида экономической преступности. Для сравнения: остальные 80 % налоговых преступлений распределяются между 17 другими отраслями и 11 отраслевыми подгруппами.

Таким образом, приведенная статистика свидетельствует о высокой степени криминализации рыбной и лесной отраслей, а также топливно-энергетического комплекса в Дальневосточном федеральном округе. Это, а также развитость уровень теневого сектора в структуре этих сфер хозяйствования и обусловили выбор данных отраслей в качестве объектов криминологического анализа в настоящем исследовании.

В 1998–2003 гг. в России приняты важнейшие законодательные акты, имеющие прямое отношение к налоговой системе и бюджету (Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, Части первая и вторая), в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, а ее функции по расследованию налоговых преступлений с 1 июля 2003 г. переданы в МВД РФ, с 1 января 2004 г. вступили в силу изменения Уголовного кодекса РФ, утвержденные федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ. [2] Согласно данным изменениям существенно обновлены редакции ст. 198, 199 УК РФ, а также дополнительно введены ст. 199.1. «Неисполнение обязанностей налогового агента» и ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Все это указывает на необходимость теоретического осмысления новелл в федеральном законодательстве о бюджете, налогах, сборах, страховых взносах, а также обобщения практики их применения, что и явилось основным предметом исследования в данной монографии.

Читайте также: