Упрощенная система налогообложения как условие снижения убыточности малого бизнеса в россии курсовая

Опубликовано: 13.05.2024

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт финансового менеджмента

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

«Упрощенная система налогообложения малых предприятий»

Выполнил студент очной формы обучения специальности “Финансы и кредит” 5 курса 2 группы Кучук А.М.

Руководитель работы д.э.н., проф

Глава 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения

1.1 Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения

1.2 Элементы упрощенной системы налогообложения

1.2.1 Субъекты УСН

1.2.2 Объекты налогообложения при УСН

1.2.3 Налоговая база, налоговый период при УСН

1.2.4 Налоговая ставка единого налога, порядок его исчисления и уплаты

Глава 2. Применение упрощенной системы налогообложения на малых предпритиях

2.1 Переход на УСН и возможность изменения объекта налогообложения

2.2 Потеря права применения УСН

2.3 Упрощённая система налогообложения на основе патента

Глава 3. Расчет УСН на малом предприятие

Список использованной литературы

Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности или с использованием специальных режимов или условно-расчетных налогов.

Способность налоговой системы эффективно выполнять эти функции напрямую зависит от её адекватности экономической среде, а также соответствия определенным принципам и требованиям. В частности налоговое бремя должно распределяться справедливо по всем экономическим субъектам в зависимости от их налогоспособности. Однако реализация данного принципа затруднена неофициальной (незарегистрированной) экономической деятельностью и активным уклонением от налогообложения значительной части налогоплательщиков.

Другой проблемой и одновременно важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов общественно полезной предпринимательской деятельности. При этом в особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели. В экономической структуре развитых стран малый бизнес занимает весьма заметное место до 40% ВВП. Следует отметить и особую роль малого бизнеса в решении социальных проблем. Он не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных и средних предприятиях, что имело место в нашей стране в первой половине 1990-х годов.

Позитивные возможности малого бизнеса могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов в производстве, активизации промышленной политики и решение задач по переводу предприятий на современные условия хозяйствования. Главное значение малого предпринимательства в РФ на современном этапе состоит в том, чтобы окончательно ликвидировать монополистическую систему хозяйства, превратить монополизированную экономику в подлинно рыночную, развить свободную конкуренцию на товарном и финансовом рынках и рынке труда. Под термином «свободной конкуренции» имеется в виду свободный выход на рынок любого производителя, что определяет свободу выбора для потребителей товаров и услуг, а не бесконтрольная стихия рынка и отсутствие регулирования экономических и социальных процессов.

В связи с эти особо важная роль малого бизнеса в формировании конкурентной среды и становлении рыночного равновесия спроса и предложения. В свою очередь, через механизм формирования конкурентной среды малого предпринимательства оказывает существенное влияние на повышение качества продукции, работ, услуг. Государство должно поддерживать, стимулировать малый бизнес, и осуществляется это, главным образом, через налоговую систему, налоговую политику страны. Между тем налоговые системы большинства стран были ориентированы на крупные и средние предприятия, обладающие наибольшей «бюджетной эффективностью» с позиции налогового администрирования. В результате для малого бизнеса, как правило, оказываются неприемлемыми издержки и сложности, связанные с ведением учета и предоставлением отчетности в соответствии с общим порядком налогообложения. Таким образом, для решения данных проблем и стали применять условно-расчетное налогообложения. [8]

В России проблемы вывода из «тени» предприятий остаются насущными. Также нельзя сказать, что меры по поддержке малых предприятий являются однозначно действенными и совершенными. Экономика России нуждается в развитии малых предприятий, т.к. эти субъекты являются стабильным источником налоговых поступлений. В то же время к числу основных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, относится несовершенство налоговой системы. [3] Тем не менее, популярность УСНО возрастает с каждым днем. Компаний, перешедших на эту систему налогообложения, становится все больше. Число «упрощенцев», по данным ФНС РФ, за год к октябрю 2008г. выросло на 20%. Поступления в бюджет от «упрощенцев» составили 28,9 млрд. руб. налогов, на 66% больше, чем в 2007г. Их привлекает простота учета и возможность сэкономить на налогах. Действительно, УСНО задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. В Бюджетном послании Президента РФ, направленном Федеральному Собранию 24 мая 2005г., В.В. Путин призвал повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на УСНО для малых предприятий. Назвав это приоритетом налоговой политики на 2005-2006 годы. Теперь порог, дающий право применять УСНО, составляет 15млн. руб. (ранее 11млн. руб.), а оборот после которого это право теряется, соответственно 20 млн. в год (ранее 25млн. руб.).

Такой специальный режим, как УСНО, содержит множество нюансов. Не вдаваясь в такие подробности, как, например, какой ручкой заполнять декларации и почему сотрудники налоговых органов запрещают использовать штрих, необходимо проанализировать наиболее важные моменты и выяснить эффективно ли действует УСНО или же существуют какие-то негативные стороны при переходе на данный режим- это и является целью данной курсовой работы.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. характеристика современного состояния упрощенной системы налогообложения;

2. сравнение упрощенной системы налогообложения с общей системой налогообложения;

3. описание элементов упрощенной системы налогообложения;

Для написания данной работы были использованы следующие источники: Налоговый кодекс РФ, а также другие нормативные акты, касающиеся упрощенной системы налогообложения; учебные пособия, а также периодическая литература.

Глава 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения

1.1 Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения

Специальный налоговый режим – это законодательно установленный льготный порядок применения налогового механизма в целях реализации задач налоговой политики. К его характерным чертам можно отнести: разный, но обязательно льготный характер действия налогового механизма, предоставляющие определенные экономические преимущества приоритетных направлений развития экономики; налоговые механизмы, применяемые при установлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевую направленность по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; цели и механизмы введения специальных режимов должны подчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т. д. В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно законодательству, действуют 4 специальных налоговых режима, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Одним из таких режимов является «упрощенная система налогообложения».

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, в отличие от ЕНВД, добровольно в соответствии с гл. 26.2. НК РФ. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 346.11 НК РФ). Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФ действительно идет навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговое бремя и упрощая порядок уплаты налогов [11, С. 95].

Сущность УСН и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.[12, С.8]

Применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, о котором было сказано выше. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Применение УСН ИП предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с НК РФ.

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения. Характеристика порядка и сущности исчисления и уплаты налога. Исследование порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется главой 26.2 части второй Налогового кодекса России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.09.2017
Размер файла 21,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения

3. Порядок исчисления и уплаты налога

2. Объект и налоговая база

Наряду с общепринятой (традиционной) системой налогообложения действует упрощенная система, и переход к ее применению осуществляется на добровольной основе.

Ранее данный вид налогообложения регулировался Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространялось на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором им подано заявление о применении данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Официальным документом, удостоверяющим право применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет. Выплата годовой стоимости патента осуществлялась ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и не требуют принятия каких-либо иных законов.

1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения. Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения введен с 1 января 2003 г. (глава 26.2 «Упрощенная система налого-обложения» части второй Налогового кодекса). Этот специальный налоговый режим сменил применявшуюся ранее упрощенную сис-тему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения организациями и инди-видуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Применение упрощенной системы налогообложения организация-ми предусматривает замену уплаты налогов на прибыль организа-ций, с продаж, на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хо-зяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением «тамо-женного» .

Применение упрощенной системы налогообложения индивиду-альными предпринимателями предусматривает замену уплаты на-логов на доходы физических лиц (в отношении доходов, получен-ных от осуществления предпринимательской деятельности), с про-даж, на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого со-циального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляе-мых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчис-ляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощен-ную систему налогообложения, не признаются налогоплательщика-ми НДС, за исключением подлежащего уплате в соответствии с На-логовым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию России. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режи-мом налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации и индивиду-альные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему на-логообложения и применяющие ее в порядке, установленном Нало-говым кодексом.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему на-логообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогооб-ложения, доход от реализации не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж).

Не могут применять упрощенную систему налогообложения следующие лица:

1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

4. негосударственные пенсионные фонды;

5. инвестиционные фонды;

6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

8. организации и индивидуальные предприниматели, занимаю-щиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реа-лизацией полезных ископаемых, за исключением общераспростра-ненных полезных ископаемых, и др.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, пода-ют в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахо-ждения (месту жительства) заявление. В нем они сообщают о раз-мере доходов за девять месяцев текущего года.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему нало-гообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, за исключением некоторых слу-чаев.

2. Объект и налоговая база

Объектом налогообложения с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налого-обложения, является доход, уменьшенный на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Налого-вым периодом является календарный год. Отчетными периода-ми признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налого-плательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сум-му квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки на-лога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девя-ти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансо-вых платежей по налогу.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налого-вых деклараций за соответствующий налоговый период.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим от-четным периодом.

Кроме того, налогоплательщики должны подавать налоговую декларацию и обязаны вести налоговый учет показателей своей дея-тельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйст-венных операций организациями и индивидуальными предприни-мателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются ФНС России.

Особенности исчисления налоговой базы установлены при пе-реходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на об-щий режим налогообложения.

3. Порядок исчисления и уплаты налога

Как установлено ст. 52 "Порядок исчисления налога" НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Статьей 52 НК РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Налог, как установлено п. 1 статьи 346.21 НК РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно п. 2 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога по итогам налогового периода.

Пункты 3 и 4 статьи 346.21 НК РФ устанавливают различный порядок исчисления налога и квартальных авансовых платежей по налогу в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

В обоих случаях налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу:

в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы - исходя из ставки налога 6% и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ);

в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, - исходя из ставки налога 15% и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, в соответствии с абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

На налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, положения абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ не распространяются, т.к. такие налогоплательщики в соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16) и на расходы по обязательному пенсионному страхованию (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) уменьшают полученные доходы.

В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы.

МНС России в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ давало следующие разъяснения по применению положений абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ:

при применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.

Таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.

Там же, в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ, МНС России привело следующий пример:

Налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 5000 руб. За этот же отчетный период сумма уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 2700 руб., а сумма выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности - 1350 руб.

В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу лишь на 2500 руб. уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ((5000 руб. x 50 / 100)


Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Дата публикации: 06.04.2019

Статья просмотрена: 855 раз

Библиографическое описание:

Игнатова, И. О. Использование упрощённой системы налогообложения малыми предприятиями / И. О. Игнатова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/329/14983/ (дата обращения: 19.05.2021).

В статье раскрыта роль налогообложения для субъектов малого бизнеса, которые являются важнейшим звеном рыночной экономики, способствующим гармоничному развитию государства. Изложены сущность и значение упрощённой системы налогообложения, рассмотрено её нормативное регулирование, а также описаны условия перехода на УСН и порядок прекращения её применения.

Ключевые слова: упрощённая система налогообложения, субъекты малого предпринимательства, специальный налоговый режим, налоговое бремя, нормативное регулирование УСН.

In this article we explore the role of taxation for small businesses that are an essential element of the market economy contributing to harmonious development of the state. The article presents the essence and significance of the simplified taxation system, examines its regulatory framework as well as defines the terms of the transition to the STS and the procedure for eliminating its application.

Keywords: simplified taxation system, small businesses, special tax regime, tax burden, regulatory framework for the STS.

Проблема налогообложения субъектов малого бизнеса является насущной во многих стран мира, в том числе и в России. В нашей стране малые предприятия выступают ключевым звеном и индикатором развития экономики. Они зачастую сталкиваются с определёнными трудностями ведения хозяйственной деятельности, что обусловлено условиями жёсткой конкуренции на современном рынке. Для того чтобы эффективно функционировать, субъекты малого бизнеса нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно это касается снижения налогового бремени.

Каждая организация, желая обеспечить свою конкурентоспособность, ищет пути легального снижения налоговых выплат, иными словами, стремится к оптимизации налогообложения. Сущность данного процесса заключается в уменьшении налоговой нагрузки предприятия посредством использования различных методов, в том числе упрощённой системы налогообложения (УСН).

Актуальность данной темы подтверждается тем, что субъекты малого бизнеса придают экономке необходимую гибкость, способствуют созданию новых рабочих мест, обладают значительным антимонопольным потенциалом, мобилизуют финансовые средства населения и содействуют освоению перспективных производств.

В настоящее время государство предоставляет возможность применения различных легальных способов, позволяющих снижать размер налоговых платежей. Предприятию необходимо только выбрать и адаптировать наиболее приемлемые для него варианты, предложенные государством.

В Российской Федерации существуют следующие режимы налогообложения:

общий режим налогообложения — характеризуется тем, что налогоплательщики уплачивают все налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством,

специальные налоговые режимы — подразумевают законные способы оптимизации налогообложения.

Среди разновидностей специальных налоговых режимов выделяют упрощённую систему налогообложения.

Упрощённая система налогообложения — это налоговый режим, который предусматривает уменьшение налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, а также упрощение ведения их бухгалтерского учёта.

Налоговый период при упрощённой системе налогообложения — календарный год. УСН не подразумевает льгот для налогоплательщиков.

Суть упрощённой системы налогообложения состоит в следующем: организации вместо традиционных налогов таких, как налог на имущество, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог с продаж, уплачивают установленный единый налог. Если речь идёт об индивидуальных предпринимателях, то они освобождаются ещё и от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый период. Суммы единого налога УСН, которые уплатил налогоплательщик, перечисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 100 %.

Упрощённая система налогообложения даёт возможность налогоплательщику самому выбирать объект налогообложения. Существует несколько вариантов:

объектом налогообложения выступают доходы — в этом случае ставка налога составляет 6 %. Если у предпринимателя нет наёмных сотрудников, он имеет право сократить сумму единого налога УСН на величину страховых взносов, которые он уплатил за себя,

объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов — при данном условии ставка налога равна 15 %. По окончании налогового периода налогоплательщик должен рассчитать размер минимального налога — 1 % от выручки. В том случае, когда величина налога, который рассчитан по принципу «доходы минус расходы» меньше размера минимального налога, в бюджет следует перечислять последнюю из указанных сумм. В следующие налоговые периоды налогоплательщик вправе включить величину разницы между налогом, рассчитанным в общем порядке, и минимальным налогом в расходы по УСН.

Налогоплательщик имеет право изменить объект налогообложения со следующего календарного года.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны упрощённой системы налогообложения.

Среди преимуществ УСН можно назвать следующие:

− есть возможность самостоятельного выбора объекта налогообложения,

− операции не облагаются НДС, следовательно, не нужно оформлять счета-фактуры,

− упрощено ведение налогового учёта,

− сокращена налоговая нагрузка на налогоплательщика,

− предоставление налоговой декларации один раз в год,

− не требуется ведение журналов регистрации счетов-фактур.

Как правило, использование УСН позволяет увеличить размер чистой прибыли предприятия на 10–50 %.

Если говорить о недостатках, то они заключаются в том, что:

− запрещено заниматься некоторыми видами деятельности (например, страховой деятельностью, банковской деятельностью),

− в случае получения убытков приходится уплачивать минимальный налог,

− отсутствие права открывать представительства (филиалы),

− есть возможность утраты права на использование УСН.

Следует отметить, что предприятия, применяющие УСН, по закону не освобождаются от уплаты государственных пошлин, лицензионных сборов, таможенных платежей, равно как и от перечисления в бюджет арендной платы за имущество и землю, которые принадлежат государству.

Субъекты малого бизнеса, которые используют УСН, должны осуществлять кассовые операции и предоставлять статистическую отчётность в соответствии с установленными правилами. Указанные предприятия должны выполнять обязанности налоговых агентов, которые определены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Упрощённая система налогообложения появилась в 1995 г., когда был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, вступивший в силу 1 января 1996 г. Данный закон устанавливал определённые требования к предприятиям, которые могли перейти на новый налоговый режим, а также условия возвращения на общую систему налогообложения (ОСН). УСН ввела единый налог вместо уплаты целого ряда налогов и сборов, которые были определены законодательством РФ. Единый налог рассчитывается по итогам хозяйственной деятельности предприятия за отчётный год. Был упрощён порядок ведения бухгалтерского учёта и подачи отчётности [2].

Однако на практике существующая нормативная база не давала возможность раскрыть потенциал УСН и расширить масштабы её применения. В связи с этим 1 января 2003 г. вступила в действие новая глава Налогового кодекса РФ «Упрощённая система налогообложения», которая заменила Федеральный закон № 222-ФЗ.

В статье 18 Налогового кодекса РФ сказано следующее: «Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов …» [1]. Налоговые режимы сами по себе не являются налогами или сборами. Они выступают как целостные системы законодательных норм, которые определяют особенности и порядок налогообложения конкретных субъектов.

В главе 26.2 Налогового кодекса РФ установлен перечень субъектов, которые не могут использовать УСН. К ним относятся:

− негосударственные пенсионные фонды,

− индивидуальные предприниматели, занятые в сфере игорного бизнеса,

− нотариусы, которые занимаются частной практикой,

− компании, у которых есть представительства или филиалы,

− предприятия, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции и др. [1]

Переход на УСН налогоплательщик осуществляет добровольно посредством подачи в Федеральную налоговую службу письменного уведомления о своём намерении сменить систему налогообложения и учёта. В том случае, если субъект соответствует всем заявленным требованиям, он может перейти на УСН с 1 января.

В ходе изменения экономической ситуации в России глава 26.2 Налогового кодекса РФ существенно изменила своё содержание, и процесс реформирования продолжается.

Говоря о системных направлениях совершенствования правовых норм, касающихся УСН, следует отметить, что необходимо постоянно пересматривать параметры, позволяющие налогоплательщикам переходить на использование УСН.

Изначально введение упрощённой системы налогообложения подразумевало замещение целого ряда налогов уплатой единого налога. Однако со временем это положение претерпело определённые изменения. Так, с 1 января 2015 г. предприятия, которые используют УСН, обязаны уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым складывается как их кадастровая стоимость.

Преобразования затронули и состав годовой бухгалтерской отчётности. Раньше организации на УСН должны были предоставлять только декларацию по налогу УСН и составлять книги учёта доходов и расходов. С 2015 г. годовая бухгалтерская отчётность предприятий, применяющих УСН, включает в себя бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним. Годовую бухгалтерскую отчётность разрешается предоставлять без конкретизации показателей по статьям. В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах организации приводят только самые важные, по их мнению, данные.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что упрощённая система налогообложения должна регулярно пересматриваться, для того чтобы одновременно удовлетворять потребности государства и соответствовать нуждам субъектов малого бизнеса.

В последнее время всё большее количество предпринимателей при выборе форм налогообложения обращают внимание на упрощённую систему налогообложения. Однако использовать такой специальный налоговый режим могут не все предприятия, а только те, которые отвечают установленным требованиям.

Прежде всего, субъект малого бизнеса не должен входить в перечень организаций, которые, согласно статье 346.12 Налогового кодекса РФ, не имеют права использовать УСН [1].

Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:

− заявление о переходе на использование УСН подано в сроки, которые определены Налоговым кодексом РФ (см. табл. 1),

− величина дохода организации за 9 месяцев того года, который предшествует году перехода на УСН, не может превышать 112,5 млн. руб. — данное требование касается организаций, которые уже ведут свою деятельность, на вновь созданные предприятия оно не распространяется,

− предприятие, ранее применявшее УСН, может вновь подать заявление на использование данного режима налогообложения лишь спустя 1 год с момента, когда оно перешло на другой режим налогообложения.

Сроки подачи уведомлений иначала деятельности по упрощённой системе налогообложения [4, с. 39]

Категории организаций ииндивидуальных предпринимателей

Срок подачи уведомлений опереходе на упрощённую систему

Начало деятельности по упрощённой системе

Действующие организации и индивидуальные предприниматели

Не позднее 31 декабря текущего года

С 1 января следующего года

Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели

Не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе

С даты постановки их на учёт в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе

Организации и индивидуальные предприниматели, которые до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вменённый доход

Не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вменённый доход

С начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вменённый доход

Что касается прекращения использования УСН, то оно может происходить как в добровольном, так и в обязательном порядке.

Организации на УСН вправе по собственному желанию перейти на другой режим налогообложения, но только после окончания налогового периода по УСН. Такой переход возможно осуществить с начала следующего календарного года. Налогоплательщик должен оповестить налоговый орган о своём решении не позднее 15 января того года, в котором он планирует перейти на иной режим налогообложения.

Уведомление, предоставляемое в налоговый орган, об отказе от использования УСН может быть составлено в произвольной форме. Однако существует рекомендованная форма № 26.2–3, которая была утверждена приказом ФНС России от 02.11 2012 № ММВ-7–3/829@.

В ряде случаев организация не добровольно, а обязательно должна прекращать применение УСН. Это происходит, если:

− её доходы за отчётный или налоговый период составили более 150 млн. руб.,

− остаточная стоимость имущества, которое подлежит амортизации, превышает 150 млн. руб. В данную величину включаются только те основные средства, которые находятся в собственности предприятия,

− численность сотрудников составляет более, чем 100 человек,

− доля участия сторонних предприятий в уставном капитале превышает 25 %.

В любом из указанных случаев предприятие должно сообщить в налоговый орган о переходе на ОСН. Также необходимо указать причины, по которым организация больше не будет применять УСН. Информация в налоговый орган должна поступить не позднее, чем через 15 дней с момента окончания отчётного периода.

Сообщение о лишении права на использование УСН составляется в соответствии с установленной формой № 26.2–2, которая была утверждена приказом ФНС России от 02.11 2012 № ММВ-7–3/829@.

Помимо этого, до 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором предприятие лишилось права использовать УСН, в налоговый орган должна быть предоставлена налоговая декларация.

Налогообложение оказывает большое влияние на развитие субъектов малого бизнеса. Устанавливая размер взимаемых налогов с малых предприятий, государство воздействует на величину их финансовых ресурсов, на процесс воспроизводства, на уровень занятости и на объём налоговых поступлений в бюджет.

Перед субъектом малого предпринимательства, как и перед любой другой организацией, встаёт вопрос об использовании того или иного режима налогообложения. Оптимизация налогообложения — крайне важная задача для малых предприятий. С этой целью они зачастую используют упрощённую систему налогообложения. С каждым годом количество организаций, применяющих данный режим налогообложения, возрастает.

Упрощённая система налогообложения имеет множество преимуществ по сравнению с общим налоговым режимом. Она даёт возможность снизить налоговое бремя путём освобождения от уплаты целого ряда налогов. Вместо них в бюджет вносится единый налог, что позволяет предприятию увеличивать свои доходы. УСН представляет собой легальный способ экономии на налогах.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 53. — Ст. 8412.
  2. Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства» от 29 12 1995 № 222-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Приказ ФНС России от 02.11.2012 № MMB-7–3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощённой системы налогообложения» // СПС КонсультантПлюс.
  4. Касьянова Г. Ю. Упрощённая система налогообложения: применение организациями и индивидуальными предпринимателями / ОГ. Ю. Касьянова. — М: АБАК, 2018. — 368 с.
  5. Соснаускене О. И. Упрощённая система налогообложения / О. И. Соснаучкене, М. В. Снежинская. — М: Омега-Л, 2014. — 159 с.
  6. Андреева В. А.. Упрощённая система налогообложения / В. А. Андреева, А. В. Баятин, А. Р. Хаметова // Символ науки. — 2016. — № 12–1. — С. 27–30.
  7. Ворожейкина И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса / И. В. Ворожейника // Молодой учёный. — 2017. — № 51 (185). — С. 148–150.
  8. Кузнецова Е. Ю. Упрощённая система налогообложения как элемент современных методов оптимизации налогообложения предприятия / Е. Ю. Кузнецова, А. В. Плахов // Молодой учёный. — 2016. — № 25 (129). — С. 309–310.
  9. Орлова Н. Ю. Правовое регулирование и пути совершенствования упрощённой системы налогообложения / Н. Ю. Орлова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 8. — С. 83–87.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт финансового менеджмента

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

«Упрощенная система налогообложения малых предприятий»

Выполнил студент очной формы обучения специальности “Финансы и кредит” 5 курса 2 группы Кучук А.М.

Руководитель работы д.э.н., проф

Глава 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения

1.1 Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения

1.2 Элементы упрощенной системы налогообложения

1.2.1 Субъекты УСН

1.2.2 Объекты налогообложения при УСН

1.2.3 Налоговая база, налоговый период при УСН

1.2.4 Налоговая ставка единого налога, порядок его исчисления и уплаты

Глава 2. Применение упрощенной системы налогообложения на малых предпритиях

2.1 Переход на УСН и возможность изменения объекта налогообложения

2.2 Потеря права применения УСН

2.3 Упрощённая система налогообложения на основе патента

Глава 3. Расчет УСН на малом предприятие

Список использованной литературы

Налоговые системы многих стран включают налоги, исчисляемые на основе упрощенной финансовой отчетности или с использованием специальных режимов или условно-расчетных налогов.

Способность налоговой системы эффективно выполнять эти функции напрямую зависит от её адекватности экономической среде, а также соответствия определенным принципам и требованиям. В частности налоговое бремя должно распределяться справедливо по всем экономическим субъектам в зависимости от их налогоспособности. Однако реализация данного принципа затруднена неофициальной (незарегистрированной) экономической деятельностью и активным уклонением от налогообложения значительной части налогоплательщиков.

Другой проблемой и одновременно важной задачей государства является формирование экономической среды, благоприятной для всех видов общественно полезной предпринимательской деятельности. При этом в особой государственной поддержке нуждаются малые предприятия и индивидуальные предприниматели. В экономической структуре развитых стран малый бизнес занимает весьма заметное место до 40% ВВП. Следует отметить и особую роль малого бизнеса в решении социальных проблем. Он не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных и средних предприятиях, что имело место в нашей стране в первой половине 1990-х годов.

Позитивные возможности малого бизнеса могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов в производстве, активизации промышленной политики и решение задач по переводу предприятий на современные условия хозяйствования. Главное значение малого предпринимательства в РФ на современном этапе состоит в том, чтобы окончательно ликвидировать монополистическую систему хозяйства, превратить монополизированную экономику в подлинно рыночную, развить свободную конкуренцию на товарном и финансовом рынках и рынке труда. Под термином «свободной конкуренции» имеется в виду свободный выход на рынок любого производителя, что определяет свободу выбора для потребителей товаров и услуг, а не бесконтрольная стихия рынка и отсутствие регулирования экономических и социальных процессов.

В связи с эти особо важная роль малого бизнеса в формировании конкурентной среды и становлении рыночного равновесия спроса и предложения. В свою очередь, через механизм формирования конкурентной среды малого предпринимательства оказывает существенное влияние на повышение качества продукции, работ, услуг. Государство должно поддерживать, стимулировать малый бизнес, и осуществляется это, главным образом, через налоговую систему, налоговую политику страны. Между тем налоговые системы большинства стран были ориентированы на крупные и средние предприятия, обладающие наибольшей «бюджетной эффективностью» с позиции налогового администрирования. В результате для малого бизнеса, как правило, оказываются неприемлемыми издержки и сложности, связанные с ведением учета и предоставлением отчетности в соответствии с общим порядком налогообложения. Таким образом, для решения данных проблем и стали применять условно-расчетное налогообложения. [8]

В России проблемы вывода из «тени» предприятий остаются насущными. Также нельзя сказать, что меры по поддержке малых предприятий являются однозначно действенными и совершенными. Экономика России нуждается в развитии малых предприятий, т.к. эти субъекты являются стабильным источником налоговых поступлений. В то же время к числу основных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, относится несовершенство налоговой системы. [3] Тем не менее, популярность УСНО возрастает с каждым днем. Компаний, перешедших на эту систему налогообложения, становится все больше. Число «упрощенцев», по данным ФНС РФ, за год к октябрю 2008г. выросло на 20%. Поступления в бюджет от «упрощенцев» составили 28,9 млрд. руб. налогов, на 66% больше, чем в 2007г. Их привлекает простота учета и возможность сэкономить на налогах. Действительно, УСНО задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. В Бюджетном послании Президента РФ, направленном Федеральному Собранию 24 мая 2005г., В.В. Путин призвал повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на УСНО для малых предприятий. Назвав это приоритетом налоговой политики на 2005-2006 годы. Теперь порог, дающий право применять УСНО, составляет 15млн. руб. (ранее 11млн. руб.), а оборот после которого это право теряется, соответственно 20 млн. в год (ранее 25млн. руб.).

Такой специальный режим, как УСНО, содержит множество нюансов. Не вдаваясь в такие подробности, как, например, какой ручкой заполнять декларации и почему сотрудники налоговых органов запрещают использовать штрих, необходимо проанализировать наиболее важные моменты и выяснить эффективно ли действует УСНО или же существуют какие-то негативные стороны при переходе на данный режим- это и является целью данной курсовой работы.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. характеристика современного состояния упрощенной системы налогообложения;

2. сравнение упрощенной системы налогообложения с общей системой налогообложения;

3. описание элементов упрощенной системы налогообложения;

Для написания данной работы были использованы следующие источники: Налоговый кодекс РФ, а также другие нормативные акты, касающиеся упрощенной системы налогообложения; учебные пособия, а также периодическая литература.

Глава 1. Теоретические основы упрощенной системы налогообложения

1.1 Сущность УСН и отличия от общего режима налогообложения

Специальный налоговый режим – это законодательно установленный льготный порядок применения налогового механизма в целях реализации задач налоговой политики. К его характерным чертам можно отнести: разный, но обязательно льготный характер действия налогового механизма, предоставляющие определенные экономические преимущества приоритетных направлений развития экономики; налоговые механизмы, применяемые при установлении специальных налоговых режимов, имеют конкретную целевую направленность по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; цели и механизмы введения специальных режимов должны подчиняться единым требованиям проведения налоговой политики государства и т. д. В настоящее время на территории Российской Федерации, согласно законодательству, действуют 4 специальных налоговых режима, которые направлены на создание наиболее благоприятных условий для развития бизнеса. Одним из таких режимов является «упрощенная система налогообложения».

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется, в отличие от ЕНВД, добровольно в соответствии с гл. 26.2. НК РФ. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий применяется наряду с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 346.11 НК РФ). Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФ действительно идет навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговое бремя и упрощая порядок уплаты налогов [11, С. 95].

Сущность УСН и ее привлекательность заключается в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.[12, С.8]

Применение УСН организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, о котором было сказано выше. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Применение УСН ИП предусматривает замену налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с НК РФ.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

В работе дана общая характеристика теоретических аспектов взимания и уплаты единого налога по упрощенной системе, анализ практики начисления и уплаты единого налога по УСН, разработаны пути оптимизация упрощенной системы налогообложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги УСН.doc

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

Факультет Экономический

Кафедра Аудита и налогообложения

Специальность Финансы и кредит

Форма обучения заочная

Курс 4 , группа 2

Кушпина Светлана Владимировна

по дисциплине Налоги и налогообложение

на тему: Упрощенная система налогообложения и ее эффективность

Руководитель

_к.э.н.. доц.Нурдавлятова Э.Ф._
_________ __________________

«_____» __________ 2011 г

Оценка при защите:

«____» ________ 2011 г.

Упрощенная система налогообложения и ее эффективность Кушпина С.В.

Курсовая работа: с., рисунок, таблиц, библиографический список включает источник, приложения.

НАЛОГИ, НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ, УПРОЩЕНКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Объектом исследования данной работы является упрощенная система налогообложения и ее эффективность.

Представлена общая характеристика теоретических аспектов взимания и уплаты единого налога по упрощенной системе.

Во второй части дан анализ практики начисления и уплаты единого налога по УСН.

Разработаны пути оптимизация упрощенной системы налогообложения.

В расчетной части решена задача по варианту.

1. Теоретические аспекты взимания и уплаты единого налога по упрощенной системе

1.1 Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения

1.2 Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения

1.3 Действующий порядок исчисления и уплаты единого налога при упрощенной системе

2. Анализ применения упрощенной системы налогообложения.

2.1 Общие условия перехода и применение упрощенной системы налогообложения

2.2 Формирование налогооблагаемой базы

2.3 Анализ порядка расчета, уплаты и декларирования единого налога

3. Проблемы применения, пути совершенствования упрощенной системы налогообложения

4. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Для поддержки малого бизнеса была введена упрощенная система налогообложения (УСНО). Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Целью данной курсовой работы является рассмотреть особенности исчисления и уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения.

Задачами, решаемыми для достижения поставленной в курсовой работе цели, являются:

1. Охарактеризовать в разрезе элементов единый налог при применении упрощенной системы налогообложения.

2. привести общие условия перехода и применение упрощенной системы налогообложения

3. Сформировать налогооблагаемую базу.

4. Проанализирвоать порядок расчета, уплаты и декларирования единого налога

Предметом исследования в данной курсовой работе является единый налог, исчисляемый и уплачиваемый предприятием при применении упрощенной системы налогообложения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗИМАНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения.

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий, установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает:

- выбранный объект налогообложения;

- размер доходов за девять месяцев текущего года;

- среднюю численность работников за указанный период;

- остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

- налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

- налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

- налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Читайте также: