Формы государственного принуждения налоги государственные законы

Опубликовано: 15.05.2024

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 2. Государство
§ 2. Государство
Вспомним. Как возникали государства в древности?

Государство стало возникать из-за необходимости управления. Государство возникло для того, чтобы защищать границы и стабилизировать жизнь общества.

Какие изменения в государственном устройстве России XVIII в. говорили об установлении абсолютной монархии?

В 18 веке речь стала идти об абсолютной монархии, которая имеет особые отличительные признаки.

  • 1. – это абсолютная власть. Речь идет о том, что вся полнота власти принадлежит одному человеку — монарху.
  • 2. – монарх играет важнейшую роль, вмешиваясь во все сферы государственной власти.
  • 3. – абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю власть, упраздняет Боярскую думу.

Чем характеризуется политическая власть?

Политическая власть характеризуется всеобщностью. Решения государственных органов распространяются на всех.
Также, власть действует от имени всего общества и во благо общества.

Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика позволяет обеспечивать стабильность, эффективность функционирования всех сфер общества.

Что означает слово «гражданин»?

Гражданин — это правовая категория, которая отражает принадлежность человека к государству. Гражданин — полноправный член общества.

Могло ли государство появиться в результате договора?

Государство могло появиться в результате договора. Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

Монарх и президент: в чём различия?

Монарх выбирается по наследству, а президента выбирает народ. Монарх существует только в монархической форме правления (власть передается по наследству), а президент — в республиканской (выбирается на определенный срок).

Монарх (в абсолютной монархии) самостоятельно принимает решения по всем вопросам, президент с помощью других ветвей власти, он функционирует не один.

Вопросы «?» Какое учреждение имеет в виду философ?

Речь идет о необходимости становления государства. Существование государства помогло бы увековечить начинающееся разделение общества на классы и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

Вопросы «?» Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Начало утверждению ограниченной монархии положил принцип ответственности. Ограниченность заключалась в том, что за действия короля несли ответственность другие лица, не принимающие решения, и не выносящие акты. Решения короля скреплялись подписью министра, который и нес ответственность. Позже это сыграло роль в становлении ограниченной монархии в Великобритании.

Вопросы «?» Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

Конституция 1791 г. Действительно сохранила монархию, так как король царствовал единолично, принимал решения самостоятельно, без опоры на другие органы. Также, король был единственным властителем и вмешивался во все сферы общества. Это черты монархии.

Однако единственным фактором, который ограничивал его действия, являлся закон, то есть Конституция 1791 г. Все, что запрещал закон, ограничивало абсолютную монархию, и действия короля были ограничены законодательно.

Вопросы «?» Подумай, с выполнением каких обязанностей связана, к примеру, реализация права на образование.

Известно, что каждому праву сопутствует обязанность. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования — это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

Вопросы «?» Как ты думаешь, почему некоторые не выполняют свои обязанности? К каким последствиям это приводит?

Если человек не исполняет свои обязанности, это говорит о его безответственности и халатном отношении к своему долгу.
Я считаю, что люди не исполняют обязанности из-за легкомысленности. Они считают, что выполнение обязанностей не значит ровным счетом ничего и не повлияет на жизнь общества в целом, однако это не так. Дело в том, что если все перестанут исполнять обязанности, в обществе воцарится хаос, государство будет на грани разрушения.

Вопросы «?» Как ты понимаешь слова о единстве и равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения?

Речь идет о том, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет РАВНЫЕ права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством. Это означает, что с приобретением гражданства, у гражданина появляется принадлежность к государству, а значит возникают обязанности и закрепляются права.

Проверим себя 1. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?

Существуют разные объяснения причин возникновения государства.

  • Первая теория заключается в том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда. Отсюда следовало, что государство необходимо, вечно, его мирская власть абсолютна.
  • Вторая теория заключается в том, что государство появляется на определённой стадии развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними.
  • Третья теория, именуется теорией завоевания. Она заключается в том, что первые государства явились результатом завоевания воинственными племенами кочевников земледельческих общин.

2. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

Государство обладает определенным признаками, которые позволяют сделать вывод о наличии государственного устройства.

  • Первым признаком является единство территории. Речь идет о том, что государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  • Второй признак – наличие публичной власти. Дело в том, что государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создается специальным аппарат, включая и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.
  • Третий признак – суверенитет (независимость). Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  • Четвертый признак – законодательная деятельность. Речь идет о том, что только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические акты — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.
  • Пятый признак – это взимание налогов. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

3. В чём выражается суверенитет государства?

Суверенитет – это независимость государства.

Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо.

Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

4. Каковы внутренние и внешние функции государства?

Государство выполняет определённые функции, осуществляя свою деятельность. Функции бывают внутренние и внешние функции.
Внутренние функции нацелены на сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства сосредоточены на развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5. Сравни конституционную и абсолютную монархии, парламентскую и президентскую республики.

Конституционная монархия отличается от абсолютной монархии следующим. В абсолютной монархии власть монарха (короля, царя, императора, шейха, султана и пр.) не ограничена. Он принимает решения единолично, опираясь только на свое мнение. В конституционной монархии власть монарха ограничена положениями закона, закрепленными в конституции и парламентом.

Парламентская республика также отличается от президентской. В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето).

То есть в президентской республике больше полномочий у президента, в парламентской – у парламента.

6. Какое государство называют унитарным?

Унитарное государство – государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев должностные лица на местах назначаются из центра.

Например, устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Франция, Венгрия, Чехия, Испания и ряд других.

7. Что присуще федеративному государственному устройству?

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, края, области являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью.
В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

8. Раскрой смысл понятия «гражданство».

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.

Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству. В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

9. Как связаны права и обязанности гражданина?

Права и обязанности граждан неразрывно связаны. Если закреплено права гражданина, то ему сопутствует обязанность. Для того, чтобы было понятно, необходимо привести пример. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования – это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

В классе и дома

1. Прочитай высказывание французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778): «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми… остаётся столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую решает общественный договор». Какой теории о происхождении государства придерживался, на твой взгляд, мыслитель? Свой ответ поясни.

Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т.Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

2. В Великобритании портфель премьер-министра монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства. О каком положении парламента в системе высших органов власти страны свидетельствует этот факт?

Это свидетельствует о том, что власть монарха ограничена положениями закона, а именно Конституцией. Парламент занимает главенствующее положение, а монарх номинальное. Он представляет собой лицо власти.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

3. Какое из двух приведённых ниже положений отражает федеративный характер государственного устройства США:
  • 1) президент является главой исполнительной власти;
  • 2) американские штаты имеют свои конституции?

Поясни свой ответ. 2 ответ верен. Это объясняется тем, как устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью, имеют свои законы.

В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

4. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова:

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству.

В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

Достойный гражданин — это гражданин, который не только пользуется своими правами, но и выполняет предписанные законом обязанности и выполняет общественно полезный долг. Например, воинский.

Государственное принуждение, наряду с убеждением, относится к основным методам осуществления государственной власти. В отличие от иных форм воздействия на поведение людей, государственное принужде­ние всегда направлено «против воли» субъекта-правонарушителя и имеет своей целью в императивном порядке привести поведение данного субъек­та в соответствие с требованиями норм права.

Выделяются различные формы (виды) государственного принужде­ния, которые могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Так, по критерию правомерности государственное принуждение подраз­деляют на правовое (осуществляемые в соответствии с законом компе­тентными лицами) и неправовое (осуществляемое с нарушением закона, часто сопряженное с насилием и беззаконием).

Виды государственного принуждения (большинство из которых принято именовать мерами) в своей совокупности и взаимосвязи состав­ляют систему мер государственного принуждения. По функциональному

585 См., например: Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций : в 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 377.

признаку можно отграничить множество самостоятельных мер государст­венного принуждения. В их числе:

1) меры предупредительного воздействия (профилактические, превентивные меры) заключаются в комплексе официальных мероприятий, производимых от имени государства и направленных на обнаружение воз­можных рисков (факторов, средств), которые в будущем могут привести к совершению противоправных деяний. Сюда входят плановые и внеплано­вые проверки, проводимые различными контрольно-надзорными органами власти, меры предварительного прокурорского реагирования (вынесение предостережений), обыски, выемки и др.;

2) меры пресечения (пресекательные меры), в отличие от превен­тивных мер, имеют своей целью прекратить уже имеющее место неправо­мерное поведение (совершаемое противоправное деяние) и предотвратить (минимизировать) общественно-вредные последствия соответствующего поведения. Перечень данных мер достаточно широк и включает в себя привод, административное задержание, домашний арест, заключение под стражу и т. д.;

3) меры защиты (правовосстановительные меры) предназначены для восстановления нарушенных либо оспариваемых прав (как имущест­венных, так и неимущественных). Восстановление на работе незаконно уволенного работника, обязание судом лица вернуть собственнику непра­вомерно удерживаемое имущество либо неосновательное обогащение, по­нуждение судом государственного органа выдать разрешительный доку­мент (лицензию) при наличии незаконного отказа в его выдаче и др.;

4) принудительные меры воспитательного воздействия могут по судебному постановлению применяться к несовершеннолетним, совер­шившим преступления небольшой или средней тяжести, и имеют следую­щие формы: предупреждение, передача под надзор родителей (либо лиц, их замещающих, специализированного органа), возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению;

5) принудительные меры медицинского характера могут быть на­значены судом лицам, совершившим преступления в состоянии невменяе­мости; лицам, у которых после совершения преступления наступило пси­хическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполне­ние наказания; лицам, совершившим преступление и страдающим психи­ческими расстройствами, не исключающими вменяемость.

6) реквизиция заключается в изъятии по решению государствен­ного органа имущества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах в интересах общества;

7) меры юридической ответственности также входят в состав мер государственного принуждения и обладают значительной спецификой в плане возложения на правонарушителей дополнительных негативных лишений.

В действующем законодательстве обозначены и иные меры госу­дарственного принуждения (выкуп бесхозяйственно содержимых культур­ных ценностей; выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними; конфискация в уголовном праве и т. д.), перечисление которых может занять долгое время, и не является оправданным.

В системе мер государственного принуждения юридическая ответ­ственность занимает особое место. Это обуславливается следующими особенностями мер юридической ответственности.

1. Меры юридической ответственности всегда подразумевают возложение дополнительных лишений (негативных обязанностей) на лицо, совершившее противоправное деяние.

В отличие от остальных мер государственного принуждения, меры юридической ответственности всегда связаны с возложением на правона­рушителя лишений личного, имущественного или организационного ха­рактера. Обязанность претерпеть эти лишения (субъективная юридическая ответственность) носит дополнительный характер по отношению к обязан­ности неисполненной. В плане частноправовой ответственности исполне­ние лицом обязанности претерпеть наказание (санкцию) не освобождает его от исполнения обязанности нарушенной. Например, выплата арендода­телю процентов за просрочку внесения арендной платы не освобождает арендатора от погашения неуплаченных арендных платежей.

2. Меры юридической ответственности применяются исключи­тельно на основании фактов противоправного поведения, определенных в законе.

Юридическая ответственность по своей сути является негативным последствием совершения лицами противоправных деяний. Вместе с тем, меры юридической ответственности возлагаются только при условии пря­мого указания на это в законе. Если нарушение нормы права не подразу­мевает возникновение юридической ответственности, следовательно, здесь должны применяться иные меры государственного принуждения.

3. Меры юридической ответственности носят межотраслевой характер.

Комплексный правовой институт юридической ответственности включает в себя нормы разных отраслей права. Нормы, предусматриваю­щие уголовно-правовую ответственность, содержатся в уголовном праве; положения о дисциплинарной ответственности закрепляются в трудовом праве и т. д. Соответственно, меры юридической ответственности нельзя отнести ни к одной из отраслевых форм государственного принуждения, они наступают за нарушение норм, относящихся к различным отраслям права, и получают свою «правовую прописку» в разнообразных источни­ках.

4. Меры юридической ответственности могут быть возложены как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Исключительными полномочиями по возложению мер уголовно­правовой ответственности наделены суды общей юрисдикции. Во внесу­дебном порядке возлагаются меры дисциплинарной ответственности. Что касается иных мер ответственности, то их возложение возможно и в су­дебном, и во внесудебном порядке.

5. Применение мер юридической ответственности может сопро­вождаться применением иных мер государственного принуждения.

Помимо негативных лишений, составляющих основу юридической ответственности, к правонарушителям (в случаях специально установлен­ных в законе) могут применяться иные меры государственного принужде­ния. Например, к лицу, которое привлекается к уголовной ответственно­сти, дополнительно может быть применена конфискация - принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на осно­вании обвинительного приговора определенного имущества.

К подобного рода последующим правовым последствиям можно отнести: а) судимость (определенный период времени, который начинает течь со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости - ст. 86 УК РФ); б) срок, в течение, которого лицо считается подвергнутым административному нака­занию (ст. 4.6 КоАП РФ); в) срок, в течение которого работник считается подвергнутым дисциплинарному взысканию (ст. 194 ТК РФ). Перечислен­ные сроки учитываются при рецидиве правонарушения и назначении санк­ции для лица (влекут более суровое наказание). Примером иного правового последствия будет являться запрет для ранее судимого гражданина посту­пить на службу в органы прокуратуры.

7. В отношении отдельных мер юридической ответственности у правонарушителя имеется возможность реализовать их самостоятельно при отсутствии прямого вмешательства государства.

Традиционно наибольшую сложность вызывает вопрос о соотно­шении мер юридической ответственности и мер защиты. Для них харак­терна правовосстановительная направленность и схожие способы прину­дительного обеспечения. Более того, в литературе высказываются точки зрения, согласно которым меры защиты входят в состав мер юридической ответственности.

Основной критерий, позволяющий различить эти меры государст­венного принуждения, функциональный. Меры защиты по своему назна­чению и содержанию призваны восстановить нарушенное либо оспоренное право, и объем их применения ограничивается объемом нарушенного субъективного права. Они не порождают у правонарушителей дополни­тельных обязанностей. Например, отказ бывшего супруга выплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка может повлечь обращение его бывшей супруги-опекуна в суд и последующее вынесение судебного ре­шения о принудительном взыскании алиментов на содержание ребенка. На основании судебного решения у супруга не появляется новой обязанности (т.

Добровольное исполнение нарушителем обязанности претерпеть меры государственного принуждения (выплатить неустойку, проценты за пользование чужими денежными средствами и т. д.) часто относят к числу мер защиты. Это не совсем верно, поскольку правонарушитель, исполняя свою обязанность претерпеть негативные лишения, фактически реализует субъективную юридическую ответственность. Отказ от добровольной реа­лизации такой обязанности повлек бы действия компетентных органов, направленные на принудительное исполнение обязанности.

Таким образом, юридическая ответственность входит в систему мер государственного принуждения и является одним из наиболее специфич­ных ее элементов.


Государство может насильно воздействовать на своих граждан, чтобы принудить их выполнить те или иные действия. Разные меры государственного принуждения используются исключительно при наличии веских причин и оснований. Они заключаются в том, что сотрудники правоохранительных органов страны применяют определенные действия по отношению к какому-либо лицу. Такие действия могут быть не только физическими, но и моральными. Именно за счет них обеспечивается оптимальное для государства поведение со стороны населения или отдельных лиц.

Понятие

Меры государственно-правового принуждения заключаются в насильственном воздействии на человека. Они представлены не только физическим задержанием или арестом, но и воздействием на волю или сознание граждан. При таких условиях граждане не могут свободно изъявлять свою волю.

Существует несколько видов принуждения, причем главная цель каждой заключается в защите правопорядка и устранении из общества опасных элементов.

меры государственно правового принуждения

Виды принуждения по характеру

По характеру меры государственного принуждения могут быть:

  • психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
  • имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
  • физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
  • организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.

Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.

наказание мера государственного принуждения

Принципы

Применение мер государственного принуждения должно осуществляться с учетом некоторых значимых принципов. К ним относится то, что применять такие мероприятия могут только представители государства.

Не допускается применение в отношении лиц какой-либо дискриминации, а также должна использоваться презумпция невиновности.

У государства имеется монополия на применение данных мер

Не разрешается использование этих мероприятий другими гражданами, так как это расценивается как самосуд или месть. Люди не могут самостоятельно защищать права других лиц, свобод или интересов. Особенно если применяемыми способами они нарушают права иного гражданина.

В качестве исключения является ситуация, когда непосредственно Правительством РФ делегируются полномочия гражданам по защите их жизни, благ, здоровья и имущества. Это обычно осуществляется при введении военного положения в стране или при иных чрезвычайных ситуациях.

меры пресечения

Все люди равны перед законом и судом

Не допускается во время применения мер пресечения или иных действий пользоваться какой-либо дискриминацией. Одинаковые мероприятия применяются к людям разных возрастов, гражданства, места проживания и статуса.

Не разрешается дискриминация по национальности, полу, образованию, религии или политическим убеждениям.

Наличие у каждого человека презумпции невиновности

Гражданин не может признаваться преступником до того момента, пока его вина не будет официально доказана. Люди не должны самостоятельно доказывать свою невиновность или давать показания против себя и родственников.

Именно государственные органы должны заниматься сбором доказательств, подтверждающих вину конкретного человека. Если выявляются какие-либо неустранимые сомнения, то они должны использоваться исключительно в пользу обвиняемого.

Использование гуманизма в процессе применения мер принуждения

Не допускается применение должностными лицами жестокости, пыток или телесных наказаний. К тому же в России действует мораторий на смертную казнь. Поэтому работники полиции или других государственных органов должны действовать таким образом, чтобы не нанести какой-либо физический или моральный вред гражданину.

Представители правоохранительных органов должны уважать личность человека, а также не могут применять к нему огнестрельное оружие без веских оснований.

мера государственного принуждения за совершенное правонарушение

Однократность и соразмерность наказания

Применяемые меры государственного принуждения за совершенное правонарушение должны соответствовать тяжести данного преступления. За одно нарушение наказание должно применяться однократно. При этом учитывается семейное положение человека, причины для совершения проступка и другие обстоятельства.

Люди, пострадавшие от государственных мер, могут требовать возмещения причиненного вреда. Они могут рассчитывать на определенные меры поддержки, если их обвиняли незаконно.

Виды принуждения по закрепленности в законодательстве

Мерами государственного принуждения пользуются представители правоохранительных органов, суды или другие аналогичные учреждения. По законности такие меры бывают:

  • Правовыми. Все совершаемые действия осуществляются в рамках закона, поэтому не нарушаются права и интересы граждан. Все такие мероприятия легко поддаются контролю, являются справедливыми и обоснованными. Даже они могут быть обжалованы гражданами в суде.
  • Неправовыми. Они заключаются в произволе, который совершается представителями государственных органов. С помощью таких незаконных действий причиняются физические и моральные страдания людям. Такие мероприятия используются в антидемократических и тоталитарных государствах. В России за такие действия должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

В РФ могут использоваться только правовые меры государственного принуждения, представленные несколькими видами.

задержание как мера государственного принуждения

Меры безопасности

Они используются для предотвращения разных преступлений, а также для их превенции. Они направлены на защиту от разных действий или событий, которые могут угрожать общественности. Такие виды мер государственного принуждения могут быть представлены в следующих вариантах:

  • проведение ревизий или проверок;
  • направление граждан на карантин при выявлении серьезных инфекционных заболеваний;
  • инвентаризация разных предприятий;
  • проверка личных документов граждан;
  • административный надзор, применяемый для бывших заключенных;
  • остановка автомобилей для проверки документов водителей;
  • досмотр багажа людей при использовании воздушных или водных судов;
  • применение пропускного режима на разных охраняемых объектах;
  • проведение розыска или иных оперативных мероприятий.

При совершении таких действий не имеется какой-либо угрозы для граждан или общества в целом. Меры безопасности могут применяться даже к лицам, которые не совершили какое-либо правонарушение. При таких условиях немного ограничиваются свободы граждан, но при этом обеспечивается защита жизни и здоровья всего населения.

меры государственного принуждения

Меры пресечения

Они предназначаются для прекращения правонарушений или преступлений, а также другого поведения людей, которое каким-либо образом нарушает безопасность общества. К таким мерам относятся разные действия, совершаемые работниками правоохранительных органов. Задержание как мера государственного принуждения позволяет прекратить неправомерные действия со стороны какого-либо человека. Дополнительно сюда относится привлечение гражданина к ответственности.

Основанием для использования мер пресечения выступает наличие угрозы для общества или отдельных лиц. Для этого важно иметь доказательства правонарушения.

К основным видам таких мер относится:

  • запрет на движение автомобилей или передвижение пешеходов по какому-либо участку дороги;
  • оцепление участков земли;
  • воздействие физического характера;
  • использование разных инструментов для пресечения преступлений, например, палок из резины, наручников или слезоточивого газа;
  • применение огнестрельного оружия при крайней необходимости;
  • задержание правонарушителей;
  • введение комендантского часа;
  • досмотр имущества или документов;
  • проведение медицинского освидетельствования;
  • изъятие товаров;
  • приостановление операций по счетам в банках;
  • закрытие объектов;
  • принудительная эвакуация;
  • наложение ареста на недвижимость;
  • закрытие границ;
  • запрет на использование разных объектов.

Отдельные меры государственного принуждения могут применяться в совокупности при определенных ситуациях.

применение мер государственного принуждения

Меры ответственности

Они представлены в применении к гражданам каких-либо санкций, причем их основной целью выступает наказание правонарушителей или преступников. С помощью таких мер воздействия можно предотвратить будущие нарушения со стороны граждан.

Ответственность может быть административной, гражданской, уголовной или дисциплинарной. Конкретная ответственность выбирается в зависимости от того, выявляется ли проступок, преступление или правонарушение. Поэтому выделяются следующие меры:

  • уголовные санкции представлены крупными штрафами, лишением свободы, обязательными исправительными работами, ограничением на занятие высоких должностей, конфискацией имущества или лишением высоких званий и наград;
  • административная ответственность заключается в использовании штрафов и предупреждений, конфискации имущества, административном аресте, депортации и лишении права занимать какую-либо должность;
  • гражданские санкции представлены неустойками, штрафами, пенями или процентами;
  • при использовании дисциплинарных мер применяется замечание, выговор или увольнение.

Наиболее серьезные меры наказания назначаются исключительно судом, поэтому требуется проведение судебного разбирательства.

Меры восстановления

Они требуются для устранения нанесенного вреда. Обычно они представлены перечислением компенсации за причиненный вред. Они могут использоваться как отдельно, так и с другими видами наказаний.

Обычно меры восстановления заключаются в выплате компенсации морального вреда, неустойки или алиментов. Могут быть представлены выдворением лиц, незаконно занявших недвижимость, признанием какой-либо сделки недействительной или отменой правовых актов.

Заключение

Существует несколько мер государственного принуждения. Наказание, выбираемое для каждого правонарушителя или преступника, зависит от того, какие именно действия были совершены. Государственными органами должны учитываться некоторые принципы, позволяющие учитывать права и интересы каждого человека.

В России применяются только правовые меры принуждения. Поэтому если должностные лица по разным причинам превышают свои полномочия, применяют к подозреваемым физическое наказание или унижают их морально, то они сами привлекаются к уголовной ответственности.

Юридическая ответственность – это прежде всего принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами и основывается на юридических нормах, в силу чего имеет характер правового принуждения. Правовой характер заключается и в том, что государственное принуждение осуществляется в определенных законом процессуальных формах и на законных основаниях.

Нередко государственное принуждение сводится к юридической ответственности, однако анализ действующего законодательства и практики показывает, что юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения.

Государственное принуждение– осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Санкционированность так или иначе присуща социальному регулированию в целом, и любые разновидности социальных норм имеют свои средства обеспечения, в том числе и принудительные. Однако в праве принудительность находит глубокое и своеобразное выражение.

Принудительность обусловлена властной природой права, государственно – волевым характером правовых предписаний и проявляет себя в конкретных актах правового принуждения.

Принуждение в праве имеет ряд специфических черт:

это государственное принуждение, под которым понимают внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства и направленное на безусловное утверждение государственной воли;

оно является разновидностью государственного принуждения, т.к. государственное принуждение бывает не только правовым, но и выражается в прямых, фактических актах принуждения, т.е. своего рода актах государственного насилия;

правовое принуждение отличает особая цель – оно всегда есть принуждение к осуществлению юридических норм, предписаний права;

это принуждение осуществляется на законных основаниях. Ведь и к выполнению юридических предписаний можно принуждать незаконно, например возлагать юридическую ответственность без достаточных на то оснований;

правовому принуждению свойственны определенные процедурные формы, т.е. процесс реализации правового принуждения должен быть регламентирован правом. Эти процедурные формы для различных случаев могут различаться по степени сложности и развитости, но они должны быть. Так, в системе права существуют целые правовые отрасли, которые имеют лишь одно назначение – установить порядок, процедуру реализации правовых санкций.

меры юридической ответственности (лишение свободы, штраф, выговор и др.). Основанием юридической ответственности является правонарушение. Поэтому меры ответственности, наряду с функцией правовосстановления, преследуют и более глубокую цель – преобразить нравственно – психологическое сознание правонарушителя путем специфических средств, которые отсутствуют у мер защиты;

меры пресечения правонарушений (привод, изъятие имущества, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и т.д.);

меры предупреждения правонарушений и других нежелательных явлений (проверка документов, прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Юридическим основанием превентивного предупреждения являются обстоятельства, позволяющие с высокой степенью вероятности предположить возможность нанесения обществу необратимого ущерба. Таким образом, в данном случае действуют юридические презумпции, которые базируются на длительных наблюдениях жизненной практики, обобщенные законодательством и юридической наукой. В основе превентивных мер может лежать и стихийное бедствие (в этом случае возможна реквизиция транспорта для борьбы со стихийным бедствием), и правомерное поведение (досмотр авиапассажиров и багажа), и отрицательная характеристика личности. Назначение превентивных мер как раз и состоит в том, чтобы предотвратить презюмируемые негативные события;

меры защиты (правовосстановительные) - восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов, принудительный раздел общей собственности и др. Основанием мер защиты являются деяния, которые объективно противоправны и нанесли ущерб, но при этом не являются виновными. Отсутствие вины – их характерный признак. И те меры, которые в теории гражданского права называют «безвиновной» юридической ответственностью, как раз и являются гражданско – правовыми мерами защиты, т.к. не может и не должно быть юридической ответственности без вины. Примером гражданско – правовой защиты является принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска у добросовестного покупателя.

Назначение мер защиты – восстановить прежнее нормальное правовое положение путем принуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не выполненной юридической обязанности. Дополнительные негативные последствия для субъекта, совершившего объективно противоправное деяние, могут наступать, но они имеют не основной, а сопутствующий характер.

К настоящему времени в Российской Федерации сложилась и функционирует сложная и достаточно разветвленная система мер государственного принуждения в сфере налогообложения. В этой системе межотраслевые связи различных принудительных мер сопровождаются межвидовыми связями мер одной отраслевой принадлежности, но разного целевого предназначения (предупредительных, пресекательных, обеспечительных, правовосстановительных, карательных). Однако целостность этой системы обусловлена единством объекта защиты (налоговые правоотношения) и целей применения (обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах).

Взаимосвязь различных видов государственного принуждения, применяемых в сфере налогообложения, по справедливому замечанию В. В. Стрельникова, следует рассматривать в двух аспектах: правовом (в рамках которого выделяются материально-правовая и процессуально-правовая составляющие) и организационном[19].

Материально-правовой аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается в установлении в отраслевых законах (кодексах) принудительных мер, оснований, условий и порядка их применения; закреплении правового статуса лиц, уполномоченных применять принудительные меры, и лиц, подвергающихся этим мерам; определении в законе обстоятельств, исключающих применение принудительных мер, а в отношении мер юридической ответственности – также смягчающих и отягчающих обстоятельств, сроков давности привлечения к ответственности и т. д. К законам, предусматривающим основания, условия и порядок применения мер государственного принуждения в сфере налогообложения, относятся: Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс Таможенного союза[20] (на территории Российской Федерации применяется с 1 июля 2010 г.) и Федеральный закон от 27 октября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[21] (полностью вступил в силу с 1 октября 2011 г.); Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Уголовно-процессуальный кодекс РФ[22] (далее – УПК РФ); Арбитражный процессуальный кодекс РФ[23] (далее – АПК РФ); Гражданский процессуальный кодекс РФ[24] (далее – ГПК РФ); Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[25]. Следовательно, охрана регулятивных налоговых правоотношений осуществляется в рамках налогового, административного, уголовного, гражданского и арбитражного процессов, а также исполнительного производства.

Процессуально-правовой аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается в разграничении компетенции уполномоченных государственных органов, в частности, в распределении обязанностей по возбуждению и рассмотрению дел, принятию юрисдикционных решений и их исполнению; установлении необходимых процессуальных сроков; закреплении процессуальных средств воздействия на правонарушителя, например, мер обеспечения (пресечения); указании специфических средств, способов и предмета доказывания; закреплении особенностей исполнения юрисдикционных решений и преюдиции между ними.

Организационный аспект взаимодействия разноотраслевых видов государственного принуждения заключается, например, в обмене информацией между этими органами в целях эффективного осуществления налогового контроля и взыскания с неплательщиков налоговой задолженности.

Система мер государственного принуждения в сфере налогообложения включает в себя:

• меры принуждения, применяемые в рамках налоговых процедур (в основном, в рамках налогового контроля) к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и лицам, обязанным содействовать налоговому администрированию, в случае их действительного или предполагаемого противоправного поведения. В связи с неоднозначностью правовой природы некоторых из этих мер среди них условно можно выделить меры предупредительные, пресекательные, обеспечительные и правовосстановительные;

• меры принуждения, применяемые к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам в рамках гражданского или арбитражного (в зависимости от правового статуса налогообязанного лица) процесса, возбужденного при наличии спора между этими лицами и налоговым органом. В большинстве случаев споры обусловлены несогласием налогообязанного лица с решением о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и взысканием на основании этого решения недоимок по налогам (сборам), пеней и штрафов;

• меры принуждения, применяемые к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам в рамках исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем на основании постановления налогового органа о взыскании налога (сбора), пени и штрафа за счет имущества налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя либо на основании исполнительного листа, выданного налоговому органу по решению суда;

• меры административно-процессуального принуждения, применяемые в связи с обнаружением признаков административно наказуемого нарушения законодательства о налогах и сборах либо при достаточных основаниях предполагать наличие таких признаков;

• меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при возбуждении, предварительном расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях;

• меры юридической ответственности разных типов и видов.

Таким образом, все меры государственного принуждения, применяемые в сфере налогообложения, можно разделить на две группы: меры юридической ответственности и меры, не имеющие признаков юридической ответственности. Трудно переоценить значимость каждого вида принудительных мер, однако режим законности в сфере налогообложения призваны поддерживать в первую очередь принудительные меры, применяемые в рамках налоговых процедур к налогообязанным лицам и лицам, содействующим налоговому администрированию. Лишь в случаях, когда правовых ограничений, налагаемых этими мерами принуждения, оказывается недостаточно для обеспечения законности в сфере налогообложения, «включается» механизм применения мер принуждения иной отраслевой принадлежности.

Меры налогово-правового принуждения (речь идет о мерах, не являющихся юридической ответственностью) применяются по большей части к лицам, совершившим налоговое правонарушение, однако некоторые из этих мер могут быть применены в отсутствие объективного факта правонарушения, при наличии обстоятельств, свидетельствующих только о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах (например, когда у налоговых органов есть обоснованные основания предполагать недобросовестность налогоплательщика). Целью применения мер налогово-правового принуждения является понуждение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) к надлежащему исполнению налоговой обязанности, создание условий для эффективного выполнения возложенных на налоговые органы задач, устранение обстоятельств, препятствующих нормальной деятельности налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля и привлечения правонарушителей к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. На практике указанные цели реализуются путем предупреждения и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, предотвращения негативных последствий таких нарушений, обеспечения возможности восстановления имущественных прав государства.

В юридической литературе предлагаются различные классификации мер налогово-правового принуждения, например, в зависимости от вида налогового производства, в рамках которого предусмотрено применение соответствующих мер[26], или в зависимости от характера мер[27]. Первое из указанных оснований классификации представляется не совсем удачным, поскольку предполагает необходимость сначала установить содержание самих налоговых производств. А надо отметить, что к настоящему моменту в российской юриспруденции отсутствует не только единообразное, но и какое-либо господствующее мнение относительно классификации таких производств[28]. Кроме того, в рамках одного и того же налогового производства могут применяться меры принуждения, принципиально отличные по основаниям и целям применения. В связи с этим, на наш взгляд, более целесообразной в теоретическом плане является классификация мер налогово-правового принуждения в зависимости от их характера. Такая классификация позволяет разграничить действующие меры государственного принуждения в зависимости от их целевого и функционального предназначения, т. е. установить основные признаки принудительных мер каждой видовой группы, которые определяют их сущность и качественно отличают от мер иных групп. На основании этой классификации можно выделить среди мер налогово-правового принуждения (не являющихся юридической ответственностью) меры предупредительные, пресекательные, обеспечительные и правовосстановительные.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также: