Финансовые ресурсы и бюджетно налоговая система региона

Опубликовано: 15.05.2024

Финансы региона. Финансовые ресурсы, созданные на территории региона. Располагаемые финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. Сводный финансовый баланс. Устройство бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный федерализм. Региональные и местные бюджеты. Региональные внебюджетные фонды. Доходы и расходы бюджетов. Собственные и регулирующие доходы. Трансферты. Бюджет текущих расходов. Бюджет развития. Федеральные налоги. Региональные и местные налоги. Фонды оказания помощи регионам.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Каковы структура и основные особенности бюджетной системы в России?

2. Раскройте содержание налоговой системы страны.

3. Каким образом федеральные налоги распределяются между бюджетными уровнями?

4. Каково предназначение межбюджетных трансфертов в Российской Федерации?

5. Как функционирует Федеральный фонд финансовой поддержки (ФФПР) субъектов Российской Федерации?

6. Дайте характеристику Фонда регионального развития (ФРР).

7. Назовите основные направления использования средств Фонда развития региональных финансов (ФРРФ).

8. Охарактеризуйте назначение Фонда компенсаций.

9. Назовите основные направления расходования средств Фонда софинансирования социальных расходов (ФССР).

10. Как осуществляются межбюджетные трансферты?

11. Что понимается под бюджетным федерализмом?

12. Охарактеризуйте основные направления оказания финансовой поддержки субъектам Российской Федерации.

13. Назовите главные задачи совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Тема 11

Свободные экономические зоны как инструмент государственного регулирования регионального развития.

Свободная экономическая зона. Зона свободной торговли. Промышленно-производственные зоны. Сервисные зоны. Комплексные зоны. Технополис. Промышленный парк. Научно-технический парк. Регулирование деятельности специальных зон. Внешнеторговые, фискальные, финансовые и административные льготы.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. В чем состоят трудности развития в России свободных экономических зон?

2. Каковы особенности экономического механизма закрытых административно-территориальных образований?

3. Могут ли в России создаваться оффшорные зоны?

4. Каковы особенности статуса наукоградов?

5. Дайте краткую характеристику подходов к развитию свободных экономических зон за рубежом?

6. Назовите основные цели создания свободных экономических зон.

7. Охарактеризуйте основные требования к размещению свободных экономических зон.

8. Приведите классификацию специальных экономических зон.

9. Назовите основные условия создания свободных экономических зон.

10. Каковы основные группы льгот, которые предусматриваются при создании свободных экономических зон?

11. Каким образом осуществляется управление свободными экономическими зонами?

12. Каковы преимущества и недостатки функционирования свободных экономических зон?

13. Дайте оценку основных результатов действия на территории Калининградской области Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области» № 13-ФЗ от 22.01.1996 г.

14. Охарактеризуйте перспективы реализации в Калининградской области Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Тема 12

Региональные программы (программно-целевой метод).

Теория и практика регионального программирования. Основные черты программно-целевого метода. Типовая структура программы. Классификация региональных программ. Региональные программы 90-х годов прошлого века. Современный подход к региональным программам. Целевая комплексная программа. Программная ситуация. Управление программой. Механизм реализации программы. Критерии оценки программы. Ресурсы. Программные мероприятия. Цели программы. Оценки вариантов программы. Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области на период до 2010 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 866 от 07.12.2001 г.

Вопросы для самопроверки изученного материала:

1. Как используются макроэкономические регуляторы регионального развития? Чем объясняется сокращение сферы их применения?

2. Охарактеризуйте принципы разработки и реализации региональных программ социально-экономического развития.

3. Какой нормативный документ является главным документом регионального программирования?

4. Что должен включать проект программы развития?

5. Каково назначение федеральных программ регионального развития?

6. Назовите источники финансирования федеральных программ регионального развития.

7. Каков механизм реализации федеральных программ регионального развития?

8. Дайте оценку практике регионального программирования в Российской Федерации и в Калининградской области. Назовите основные недостатки программирования.

9. На какие группы условно можно разбить реализуемые на территории Российской Федерации федеральные программы регионального развития?

10. Назовите федеральные программы регионального развития, которые, по Вашему мнению, реализуются успешно на территории Калининградской области.

11. Надо ли стремиться к максимальному охвату территории страны федеральными программами или число программ должно быть ограничено?

12. Раскройте основное содержание постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года» № 866 от 07.12.2001 г.

13. Назовите стратегические интересы Российской Федерации по отношению к Калининградской области, определенные в ФЦП развития Калининградской области.

14. Охарактеризуйте основные задачи ФЦП развития Калининградской области на период до 2010 года.

15. Дайте характеристику источников финансирования ФЦП развития Калининградской области на период до 2010 года. Каковы общие объемы финансирования ФЦП?

16. Перечислите ожидаемые конечные результаты реализации ФЦП развития Калининградской области.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Нестеров А.К. Бюджетно-налоговая система // Энциклопедия Нестеровых

Бюджетно-налоговая система – это один из важнейших кластеров государственного регулирования экономики. Эффективное государственное управление бюжетно-налоговой системой в РФ позволяет контролировать её функционирование на региональном уровне, в том числе и с использованием механизмов фискальной политики.

  1. Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления
  2. Региональная бюджетно-налоговая система
  3. Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления

В федеративном государстве бюджетно-налоговая система включает федеральный уровень и региональные уровни, которые выступают элементами системы государственных финансов.

Бюджетно-налоговая система является особой категорией в государственном и муниципальном управлении.

Основная цель управления бюжетно-налоговой системой – обеспечение стабильного экономического роста и выполнение фискальных функций.

В соответствии с данной целью происходит распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней, по результатам которого решаются вопросы о закреплении и перераспределении доходов между федеральным и региональными уровнями.

Элементы бюжетно-налоговой системы:

  • Федеральные и региональные бюджеты;
  • Федеральные и региональные налоги и сборы;
  • Дотации и субвенции;
  • Финансовые потоки между федеральным и региональными уровнями.

Государственное управление бюджетно-налоговой системой представляет собой определенный курс использования финансовых ресурсов государства, регулирования доходов и расходов, обеспечения сбалансированности бюджета, налогового регулирования и организации денежного обращения внутри страны.

Задачи государственного управления бюджетно-налоговой системой:

  1. Реализация фискальных целей;
  2. Обеспечение стабильного экономического роста;
  3. Стимулирование роста производства;
  4. Стимулирование инновационной деятельности;
  5. Регулирование инвестиционной активности;
  6. Социализация реального сектора экономики;
  7. Создание условий для активизации предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации концепция государственного управления бюджетно-налоговой системой основана на интеграции бюджетной системы в целях эффективного функционирования и надежного контроля. Исторически, процесс образования единого фонда государственных финансов практически не прерывался. Вместе с тем, объективное распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней требует соответствующего развития федеративных бюджетных отношений. Перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней – это обычный элемент "бюджетного федерализма".

Бюджетная-налоговая система РФ регулируется рядом нормативных актов:

  • Конституция РФ – закреплены основы бюджетного устройства страны;
  • Бюджетный кодекс РФ – закреплены уровни бюджетной системы, порядок управления, формирования и исполнения бюджетов;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует функционирование налоговой системы;
  • Нормативные акты, конкретизирующие положения и статьи БК РФ и НК РФ.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Регулирование и реализация бюджетной политики осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

Региональная бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов. Бюджетно-налоговая система региона включает в себя налоговую систему в каждом конкретном регионе и бюджет региона.

Региональная бюджетно-налоговая система в системе государственного и муниципального управления:

  • реализация экономической политики на уровне региона;
  • выравнивание экономического и социального уровня развития территорий;
  • нивелирование факторов, влияющих на отставание уровня развития территории, в том числе исторических, географических, военных;
  • разработка и реализация региональных программ развития, финансируемых из региональных бюджетов.

Функции бюджетной системы региона

Функции бюджетной системы региона

Основной критерий развития региональной бюжетно-налоговой системы – самостоятельность. Это ключевой принцип, реализация которого предполагает наличие собственных источников доходов, которые могут использованы по направлениям в интересах развития региона. Соответственно, бюджетная самостоятельность региона отражает уровень его развития, а также определяет эффективность принимаемых экономических решений.

Управление региональной бюжетно-налоговой системой

Помимо региональной бюджетной системы в бюджтно-налоговую систему также входит налоговая система региона. Территориальные налоги подразделяются на два вида:

  1. Региональные – средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
  2. Местные – средства в полном объеме подлежат к зачислению в муниципальные бюджеты.

Основная часть доходов регионального бюджета формируется за счет налогов и сборов, имеющих обязательный и постоянный характер.

В настоящее время, региональная бюджетно-налоговая система России предусматривает не просто объединение таких элементов, как региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, но и механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов.

Бюджетно-налоговая система многоуровневая. Она включает в себя два ключевых компонента: налоговую систему, регулируемую посредством налогового законодательства и бюджетную систему, которая регулируется бюджетным правом. Бюджетно-налоговая система РФ базируется на нормах Конституции.

Региональная бюджетно-налоговая система построена на основе взаимодействия региональных бюджетов и налогов. Структура бюджето-налоговой системы регионов позволяет регулировать её на каждом этапе функционирования.

Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Государственное регулирование экономики в России осуществляется с помощью инструментов прямого, косвенного и технического регулирования, а фискальная политика выступает средством комплексного регулирования. К сфере фискальной политики относится определение источников и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также методы финансирования.

Инструменты фискальной политики соответствуют элементам бюджетно-налоговой системы:

  1. Налоги
  2. Государственные расходы

Отдельно следует остановиться на целях фискальной политики. Ключевые цели представлены на схеме, они определяют сложную систему функций фискальной политики Российской Федерации.

цели фискальной политики

Цели фискальной политики в РФ

Типы фискальной политики:

  1. Дискреционная – манипулирование налогами и расходами для контроля инфляции и экономического роста.
  2. Автоматическая / Недискреционная – корректирование налоговых поступлений с помощью стабилизаторов и регуляторов государственных расходов и налоговых ставок.

типы фискальной политики

Типы фискальной политики

Фискальная политика опирается на диагностику процессов социально-экономического развития, макроэкономические показатели и изменения динамики экономического роста, занятости, инфляции. Различные теории государственного регулирования экономики оперируют инструментами фискальной политики с целью сгладить экономические колебания.

Дискреционная фискальная политика не всегда оказывается эффективной по ряду причин:

  • невозможно полностью предсказать экономические колебания;
  • нельзя абсолютно достоверно предугадать направления развития отдельных социально-экономических процессов;
  • запаздывание действия рычагов государственного управления бюджетно-налоговой системы и их воздействия на экономику;
  • наличие временного лага между принятием мер в рамках бюджетно-налоговой системы государства и появлением эффекта от этих мер в экономике.

Появление и функционирование недискреционной фискальной политики обусловлено ограниченными возможностями дискреционной фискальной политики в сфере адаптации к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями. Именно это делает необходимым дополнить дискреционную фискальную политику инструментами, способными непрерывно корректировать налоговые поступления. Вместе с тем, использование одной только недискреционной фискальной политики невозможно по следующей причине:

Без использования дискреционной политики это недостижимо.

Направления реализации фискальной политики

  • стабилизация экономического роста и развития,
  • антициклическое регулирование экономики,
  • стимулирование экономического роста,
  • достижение внешнеторговой сбалансированности.

В периоды экономического спада правительство используют стимулирующие меры фискальной политики, с целью интенсификации предпринимательской активности. В первую очередь, это увеличение государственных расходов и снижение налогов.

В период перегрева экономики, с целью снижения инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая также используется и для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы безработицы для экономики.

Фискальная политика Российской Федерации реализуется посредством использования ряда инструментов, при помощи которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие.

К числу инструментов фискальной политики относят:

  • государственные расходы – закупки товаров и услуг;
  • налоги – основной элемент фискальной политики, источник доходов государства;
  • государственные трансферты – выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Неправильное использование инструментов фискальной политики может привести к серьезным экономическим проблемам: снижению роста ВВП, росту инфляции и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.

Основные направления развития бюджетно-налоговой системы в рамках фискальной политики:

  • Интенсификация модернизации и создания новых производств;
  • Интенсификация предпринимательской активности;
  • Стимулирование инновационной деятельности;
  • Повышение производительности труда;
  • Повышение темпов экономического роста за счет регионального потенциала;
  • Ликвидация проблем бюджетной сбалансированности на уровне регионов.

Данные направления соответствуют, во-первых, критериям повышения доходной базы бюджетно-налоговой системы за счет развития экономики на уровне регионов и, соответственно, наращивания налогового потенциала, во-вторых, обеспечению сбалансированности бюджета.

Тема 5. Бюджетно-налоговая система региона

Понятие и назначение регионального бюджета

Управление бюджетно-финансовой системой региона

Финансовый баланс региона

Особенности региональной бюджетной системы в России

Понятие и назначение регионального бюджета

Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Функции бюджетной системы региона:

• создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

• содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

• развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

• выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Бюджетная система региона включает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет региона включает в себя непосредственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

Консолидированный бюджет региона (применительно к Оренбургской области) формируется за счет следующих налогов и сборов:

· Налог на прибыль организаций (основной – 18%, льготный – 14%)

· Транспортный налог (по мощности автотранспорта)

· Налог на имущество организаций (2,2 %)

· Налог на игорный бизнес (ППС – 7000 руб., ПЦ – 125000 руб.)

· Упрощенная система налогообложения (6 % от дохода, 15 % от доход-расход)

· Патентная система налогообложения (фиксированная сумма в зависимости от вида деятельности, 6% от установленной базы)

· Земельный налог (от 0,1 % до 1,5 %)

· Налог на имущество физических лиц (от 0,1 % до 2 %)

· Единый налог на вмененный доход (15 % от вмененного дохода, независимо от фактического дохода).

Таблица 1 – Структура доходов Бюджета Оренбургской области на 2014 г.

Наименование статьи дохода

Значение на 2014 г.

Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации

Налог на доходы физических лиц

Таблица 2 – Функциональная структура расходов Бюджета Оренбургской области на 2014 г.

Наименование статьи расхода

Значение на 2014 г., т. руб.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Охрана окружающей среды

Культура и кинематография

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Важнейшей частью бюджета региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.

Бюджет развития реализуется через целевые программы.

Таблица – Программы, реализуемые в 2014 – 2016 годах

Наименование программы 2014 2015 2016
Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы 54 100,0 54 100,0 54 100,0
Государственная программа «Экономическое развитие Оренбургской области» на 2014–2015 годы и на перспективу до 2020 года 143 301,5 80 981,1 20 841,1
Государственная программа «Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области» 4 000,0 5 000,0 5 000,0
Государственная программа «Содействие занятости населения Оренбургской области» на 2014–2020 годы 159 898,6 173 053,4 173 996,0
Подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области» в 2014–2020 годах 8 050,6 8 107,4 8 111,1

Управление бюджетно-финансовой системой региона

Региональная бюджетная система — это составная и обособленная в рамках закона часть общегосударственной бюджетной системы, включающая консолидированный бюджет региона, его региональную часть, бюджеты территориальных образований, входящих в регион, а также внебюджетные фонды региона.

Содержание региональной бюджетной системы образуют следующие элементы: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые и налоговые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

Необходимые условия реализации задач повышения эффективности региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере:

• бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;

• законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных частей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

• возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциалы каждого субъекта РФ;

• сбалансированность бюджетов всех уровней;

• право — в пределах собственных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

• контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

При установлении рациональных распределительных отношений между различными уровнями государственного управления используются различные подходы: договорный, избирательный, уравнительный.

Договорный подход основан на заключении федеральным центром индивидуальных договоров с каждым из субъектов Федерации об условиях (нормах, пропорциях) разделения бюджетных доходов в целом или разных видов налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты.

Избирательный подход основывается на выделении регионов, пользующихся селективной поддержкой. За ними признаются особые права на использование бюджетных средств и получение налоговых поступлений.

Уравнительный подход опирается на изложенный выше принцип выравнивания социально-экономического положения разных регионов посредством перераспределения бюджетных средств в пользу субъектов Федерации, находящихся в невыгодных, неблагоприятных условиях.

Финансовый баланс региона

Основными элементами построения рациональной системы финансовых связей региона являются следующие.

1. Установление материально-финансовой сбалансированности, которая достигается путем разработки двух взаимосвязанных документов: финансового баланса региона и регионального бюджета. Материально-финансовая сбалансированность социально-экономического развития региона означает согласованность материальных и финансовых пропорций в процессе функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.

2. Мобилизация свободных финансовых ресурсов, которая позволяет решить проблему обеспечения развития и расширения производства за счет внутренних возможностей.

3. Контроль за соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка. Эта пропорция всегда находилась в центре внимания региональных органов управления. Разрыв между денежными доходами и расходами населения, утверждаемым планом товарооборота и централизованно выделяемым товарным покрытием означает разрыв между спросом и предложением, который необходимо было сократить за счет так называемых внутренних резервов (повышение производства товаров и услуг на подведомственных предприятиях и в организациях, вовлечение различными способами в это производство предприятий союзного и республиканского подчинения).

4. Создание условий для нормального денежного оборота. Эта задача решается путем разработки кассового плана, призванного поддерживать зависимость между заработной платой и другими денежными выплатами населению и результатами деятельности торговли и сферы обслуживания. Невыполнение кассового плана свидетельствует о нарушении материально-финансовых пропорций, разрывах в непрерывном процессе кругооборота денежных средств и товаров, что проявляется либо в отсутствии денег для своевременной выплаты заработной платы, либо в росте товарных запасов.

5. Обеспечение материально-финансовой сбалансированности инвестиционных процессов в регионе. Решение этой задачи во многом зависит от экономической структуры региона и возможностей развития материально-технической базы непроизводственной сферы. Отсутствие рынка подрядных работ, с одной стороны, и рынка финансовых ресурсов — с другой, привело в конечном счете к огромному количеству долгостроев, замороженных строек, омертвлению средств, технической отсталости новых предприятий, технология которых устаревает за десятилетия строительства.

Достижение сбалансированности материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций в экономике региона осуществляется путем разработки финансового баланса региона и регионального бюджета.

А. Финансовый баланс региона отражает все имеющиеся в регионе источники финансовых ресурсов и направления их использования.

В доходной части финансового баланса выделяются пять основных групп источников, различающихся механизмом образования:

• доходы, образующие местный бюджет (нормативы, лежащие в основе образования этих доходов, регулируются государством);

• рентные платежи за используемые природные ресурсы, определяемые качеством ресурсов и условиями их добычи, что обусловливает необходимые затраты;

• поступления из вышестоящих бюджетов, определяемые долей региона в использовании средств, связанных с реализацией функций государства;

• внебюджетные средства как результат вторичного распределения доходов предпринимателей и населения, образуемые преимущественно на добровольной основе;

• заемные средства, привлекаемые для развития рынка и рыночных отношений в регионе.

Таблица – Заимствования Оренбургской области на 2014-2016 годы.

В расходной части финансового баланса отражаются направления использования иммобилизованных финансовых ресурсов на различные социально-экономические нужды. Расходная часть финансового баланса охватывает затраты, связанные с расширенным воспроизводством элементов региональной системы, с финансированием социальной сферы и с обеспечением участия в формировании финансовой базы других государственных экономических структур (вышестоящих бюджетов, бюджетов министерств и ведомств).

Анализ сводного финансового баланса региона позволяет:

· выделить три группы доходов: а) доходы, которые образуются за счет распределения и перераспределения доходов предприятий, организаций и населения данного региона, - собственные доходы; б) заемные средства — долгосрочные и краткосрочные кредиты; в) средства, выделяемые из других бюджетов, — вышестоящих и ведомственных;

· установить величину поступлений средств от населения, их роль в общей величине финансовых ресурсов региона и распределение между бюджетами;

· установить структуру расходов финансовых средств и участие региона в формировании других бюджетов;

· ответить на вопрос о способности региона существовать в условиях самофинансирования.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 94 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

В процессе управления региональными финансами можно выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работало формированию бюджета. Также для эффективного управления финансами необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления финансами. Подготовку и согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных представительным органом власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития региона. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с составлением бюджета, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Непосредственно утверждение бюджета осуществляет законодательный орган субъекта Федерации, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным органом власти обычно не утверждается, а используется как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

Важнейшим элементом финансового управления является бюджет.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

• составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

• определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;

• установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;



. 646566676869707172737475767778.
70 |И экономика региональная управление план использования производственных мощностей. Бюджетирование нацеленное на результат. Синтез бухгалтерский учет, как основа контроля исполнения бюджета. Синтез. 72 |Региональная и экономика управление бюджетирование в системе управления затратами. Экономической теории домашнего хозяйства. Партнеры бюджетные процесс ресурсного планирования на крупных и средних.
Разделы библиотеки
Книги по микроэкономике

Книги по бюджетированию (34)

Финансовый анализ (8)

Книги по финансовому менеджменту (52)

Книги по управлению предприятием (63)

Книги по управлению персоналом (41)
Книги по экономике

Книги по экономической теории (26)

Книги по финансовому менеджменту (10)

ИТ и коммерция (6)

Книги по менеджменту (66)

Банк, страхование (2)

Книги по рынку Форекс (20)

Книги по финансам и кредиту (10)

Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

Книги по истории экономики (3)

Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

Экономика России (8)
Муниципальная служба и Трудовой Кодекс в России
Муниципальная служба и Трудовой Кодекс в России Введение с 1 февраля 2002 года нового Трудового кодекса РФ (ТК) создает совершенно новую ситуацию в вопросах правового регулирования труда муниципальных служащих и роли органов местного самоуправления в регулировании трудовых отношений на территории муниципального образования. Во втором издании для удобства читателей статьи Трудового кодекса РФ соотнесены со статьями Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" и некоторыми выводами Конституционного Суда РФ, сделанными им в ряде решений, принятых в 2001-2003 году. В качестве приложений приводятся полные тексты соответствующих решений Конституционного Суда РФ, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Для выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, преподавателей, аспирантов, студентов вузов, обучающихся по специальности "Государственное и муниципальное. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета
Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета В учебном пособии рассмотрены вопросы правового регулирования финансовых отношений в Российской Федерации, статус участников данных правоотношений, освещены различные сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Особое внимание уделено организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации, деятельности банков и небанковских кредитных организаций. В обобщенной форме изложен порядок организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности и видов деятельности с учетом действующего законодательства. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических и юридических вузов, слушателей системы послевузовского образования, а также практикующих экономистов, финансистов, бухгалтеров, работников банковской сферы, руководителей организаций. Управление финансами предприятия в условиях кризиса. С комментариями экспертов
Управление финансами предприятия в условиях кризиса. С комментариями экспертов В книге рассматриваются основные подходы к управлению предприятием в условиях экономического кризиса, раскрывается структура финансов предприятия и анализируются источники финансирования деятельности предприятия с учетом текущей ситуации в экономике, выявляются основные причины кризисов в деятельности предприятий, рассматриваются основные методы диагностики кризисов, предлагаются рекомендации по санации экономики предприятий, по оптимизации управления финансами: управление дебиторской задолженностью, привлечение финансирование, организация взаимодействия с банковскими, коллекторскими и факторинговыми структурами, управление инвестиционной деятельностью. Авторы рассматривают основные процедуры риск-менеджмента на предприятии и дают рекомендации по использованию методов и инструментов риск-менеджмента для превентивного антикризисного управления. Работа содержит комментарии ведущих специалистов по ключевым проблемам управления предприятием в условиях кризиса. Принципы управления общественными финансами на субнациональном уровне
Принципы управления общественными финансами на субнациональном уровне Издание посвящено вопросам реформирования системы управления общественными финансами на субнациональном уровне и содержит оценку международных и отечественных экспертов общей ситуации, сложившейся в ходе реформирования бюджетной системы Российской Федерации. В сборнике обозначены как внутренние противоречия сложившейся системы управления финансами, так и положительные результаты, которых удалось достичь в ходе реализации реформы, а также даны рекомендации по совершенствованию управления общественными финансами на региональном и муниципальном уровнях. Настоящий выпуск подготовлен и издан в рамках проекта "Принципы управления региональными финансами. Стандарты лучшей практики. Руководство по управлению региональными и муниципальными финансами", реализуемого Институтом Восток-Запад, Институтом реформирования общественных финансов и Институтом финансово-экономического мониторинга по заказу Министерства финансов Российской Федерации. Предназначено для финансовых. Основы управления финансами и финансовое планирование
Основы управления финансами и финансовое планирование Учебное пособие содержит основополагающую информацию по управлению финансами предприятий, включая актуальные аспекты управления структурой и стоимостью капитала предприятия, а также освещает теоретические и методические моменты финансового планирования на предприятии в условиях рыночных отношений, в том числе особенности бюджетирования на данном этапе развития отечественной экономической системы, и излагаются базовые подходы к формированию финансового плана предприятия на основе бюджетного метода планирования. Материал рассчитан на студентов IV-V курсов специальности 061100 "Менеджмент организации", аспирантов, преподавателей и специалистов в сфере финансового менеджмента. Управление финансовыми ресурсами
Управление финансовыми ресурсами В книге рассматривается основной круг вопросов управления финансовыми ресурсами предприятия в современных условиях. В ней сформулированы сущность, задачи и функции управления финансовыми ресурсами предприятия, рассмотрены методологические основы формирования систем его обеспечения. Книга знакомит с современными методами управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия. Значительное внимание уделено также управлению рисками, связанными с этим видом функционального управления предприятием. Книга широко иллюстрирована схемами, графиками, таблицами и примерами, содержит необходимый справочный аппарат. Книга рассчитана на руководителей и финансовых менеджеров предприятий, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов. Информационное обеспечение управления в таможенной системе
Информационное обеспечение управления в таможенной системе В монографии исследуются теоретические, методологические и практические проблемы информационного обеспечения управления в таможенной системе. Рассматривается информационно-модульная концепция построения автоматизированной информационной системы управления на региональном уровне. Проанализированы проблемы, перспективы и пути развития информационного обеспечения в таможенной системе. Представлены и проиллюстрированы примерами информационные модели, программные средства и ролевые функции управления. Рассмотрено информационно-аналитическое обеспечение при управлении рисками, расчетно-таможенных операциях, таможенном инспектировании, аудите и логистике. Монография подготовлена в Санкт-Петербургском филиале Российской таможенной академии и предназначена для научных работников, аспирантов, специалистов, дипломников, занимающихся проблемами проектирования и организации информационного обеспечения управления в таможенной системе и других корпоративных системах. Споры с налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов в новых условиях налогового администрирования. Практические рекомендации
Споры с налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов в новых условиях налогового администрирования. Практические рекомендации Книга содержит практические рекомендации организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам по защите своих прав и законных интересов в спорах с налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов. В первой и второй главах книги подробно рассмотрены процедуры соответственно досудебных и судебных споров, в том числе в вышестоящих органах, арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Третья глава книги посвящена анализу составов всех видов правонарушений, связанных с нарушениями налогового законодательства и законодательства о страховых взносах, включая административные правонарушения и преступления. В приложении к книге приведены примерные формы основных документов, составление которых необходимо в рамках как досудебных, так и судебных споров. Информационные специалисты. Социология управления
Информационные специалисты. Социология управления Монография представляет многоаспектный социологический анализ профессиональных ресурсов информационной деятельности в историческом и современном разрезе, анализирует их специфическую миссию и особенности функционирования в условиях информатизации, а также предлагает социологический подход к управлению кадровым ресурсом информатизации и теоретико-методологические основания реализации функций управления профессиональными ресурсами информационной деятельности институтами государственного управления, профессионального образования и информационного менеджмента. Книга предназначена специалистам в области социологии, наук информационного цикла, социального управления, государственного управления, менеджмента, профессионального образования. Экономика и организация управления вузом
Экономика и организация управления вузом В учебнике рассматривается вуз как система управления, излагаются основные вопросы экономики и организации его деятельности: структура, принципы, задачи, особенности управления. Дается описание функциональных обязанностей руководителей и управленческих подразделений. В работе рассматриваются экономические особенности существования государственных высших учебных заведений, их роль в экономике страны. Уточняется используемая экономическая терминология. Систематизируются принципы управления финансами в вузе. Описываются элементы бюджета вуза, состав оперативных финансовых решений, отдельные управленческие экономические решения. Учебник предназначен для студентов специальности "Менеджмент в социальной сфере", изучающих экономику государственной сферы услуг или экономику и управление образованием, а также для руководителей и управленческих работников вузов.

Читайте также: