Финансовое и налоговое право финансовый университет

Опубликовано: 15.05.2024

Основной альбом

Света Соколова

Никита Васильев

Айгуль Абдрашитова

Артемий Ем

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена

Сегодня начинается Петербургский Международный Юридический Форум, трансляция доступна по ссылке: https://spblegalforum.ru/ru/channel/4

Рекомендуем смотреть следующие мероприятия:

18 мая с 15:00 по 16:00 - Налоговая медиация: первый опыт и перспектива
20 мая с 12:30 по 13:30 - Налоговый комплаенс: механизмы и рамки

Петербургский Международный Юридический Форум

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена

На этой неделе Государственная Дума проголосовала за денонсацию налогового соглашения с Нидерландами https://sozd.duma.gov.ru/bill/1147902-7. В ходе обсуждения законопроекта были названы следующие юрисдикции для пересмотра СОИДН: Швейцария, Гонконг, Сингапур.

Интересным было обсуждение законопроекта, в особенности вопросы, которые задавали депутаты, посмотреть можно по ссылке:

О проекте федерального закона № 1147902-7 «О денонсации Соглашения между Правительством Российской .

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена
ФГНИУ ИЗиСП при Правительстве РФ

I Международный конкурс эссе по правовому обеспечению публичных финансов

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ объявляет о начале регистрации на I Международный конкурс эссе по правовому обеспечению публичных финансов.
Показать полностью.

Цель Конкурса – популяризация актуальных исследований в области финансового права, а также разработка вопросов, имеющих большую практическую и теоретическую значимость для Российской Федерации в условиях цифровой трансформации. Участниками Конкурса могут быть студенты и аспиранты. Участники Конкурса самостоятельно формулируют темы своих эссе в соответствии с указанными ниже направлениями творческой работы. Рабочий язык Конкурса – русский.

1) теория и методология финансового права;
2) налоговое право;
3) бюджетное право;
4) банковское право;
5) валютное право;
6) правовое обеспечение финансовой безопасности;
7) экспериментальное регулирование финансовых правоотношений;
8) цифровизация в сфере публичных финансов

Подробнее о требованиях по оформлению эссе в Положении конкурса.

Положение о I Международном конкурсе эссе по правовому обеспечению публичных финансов

Работы принимаются по электронному адресу: finpravo@izak.ru

Объявление итогов конкурса состоится 30 мая 2021 г.

Все участники Конкурса получат сертификаты. Победители Конкурса будут отмечены дипломами. Лучшие работы по решению членов жюри будут рекомендованы к публикации в научных журналах РИНЦ и ВАК (при соответствующей доработке).

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена

Показательный кейс в споре о привлечении к административной ответственности в рамках законодательства о ККТ. Очень часто бизнес забывает про риски, связанные с онлайн-кассами, а штрафы по отдельным составам оборотные! Всем на заметку)

BelkaCar судится с налоговой из-за штрафа в 259 млн рублей

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена
Закон.ру

Сегодня замечательный день для всех бухгалтеров России! АС Свердловской области отказал в привлечении к субсидиарной ответственности бухгалтера Галины Ахмадеевой. Консолидированным отзывом по делу делится Дмитрий Шубин.

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена

Размещены первые доклады по тематике конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации»

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена

Монография А.Д. Шелкунова "Принцип нейтральности налога на добавленную стоимость"

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена
Международное налоговое планирование

Нидерланды: хочется попасть в учебники с первым расторгнутым россиский налоговым соглашением?

Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2021 № 565 ∙ Официальное опубликование пра

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена
ФНС России

Даниил Егоров и Тигран Худавердян в эфире программы «Диалог» обсудили, как изменилась работа госорганов и частных ИТ-компаний после пандемии, какие онлайн-сервисы стали особенно востребованы и какие «коронавирусные» нововведения могут остаться в будущем.
Подробнее: https://clck.ru/TufA7

Кружок кафедры Финансового права запись закреплена

Кафедра финансового права Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Научно-образовательный Центр «Финансы и право» и центр налоговой политики Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова приглашают принять участие в онлайн дискуссии по вопросам соглашений о защите и поощрению капиталовложений (СЗПК)
Показать полностью.

Режим Соглашений о защите и поощрений капиталовложений, введенный Федеральным законом от 01.04.2020 № 69-ФЗ, привлекает большое внимание со стороны бизнеса.
По информации Минэкономразвития России, уже на конец 2020 года было заключено 25 соглашений на 1,1 трлн рублей инвестиций.
Такой высокий интерес вызван преимуществами, которые предоставляет режим СЗПК. Речь идет, в частности, о стабилизационной оговорке (неприменение к инвестору изменений законодательства в определенных сферах) и о возмещении затрат на инфраструктуру из бюджетов различных уровней.
Регулирование данного режима продолжает развиваться, о чем свидетельствуют подготовленные Минэкономразвития России законопроекты о внесении изменений в ранее упомянутый Закон № 69-ФЗ, а также в Налоговый кодекс РФ.
Кроме того, на практике при применении данного режима возникают интересные вопросы, также требующие обсуждения на экспертном уровне.

Панельная дискуссия между спикерами по следующим темам:

1. Причины появления режима СЗПК в российском законодательстве: поиск баланса частных и публичных интересов для стимулирования инвестиций. Соотношение с иными режимами поощрения инвестиций.
2. Допустимо ли усмотрение органов публичной власти при заключении СЗПК, т. е. право или. обязанность государства заключить СЗПК?
3. Соотношение понятия «капиталовложения» с иными смежными понятиями (капитальные вложения, капитальные расходы и др.). Соотношение обеспечивающей и сопутствующей инфраструктуры с точки зрения интересов государства и инвестора.
4. Бюджетная субсидия или налоговый вычет как формы возмещения затрат: что выбрать инвестору и какие правовые риски?
5. Стабилизационная оговорка: как она будет работать на практике?
6. Администрирование режима СЗПК.

Щекин Денис Михайлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Батайкин Павел Александрович, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы, заслуженный юрист.
Никитин Кирилл Михайлович, директор центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Белицкая Анна Викторовна, доктор юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Немцова Наталья Владиславовна
Заведующий кафедрой:
Немцова Наталья Владиславовна,
кандидат экономических наук, доцент

Целью работы кафедры является обеспечение качества предоставляемых образовательных услуг, организация научной работы, внедрение результатов научной деятельности в образовательную деятельность, доведение до обучающихся знаний, накопленных историко-теоретическими и публично-правовыми науками, правоприменительной практикой, совершенствование методик преподавания и учебного процесса для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа кафедры опирается на системность, проблемность и прикладной характер образования, которые достигаются выбором оптимальных форм и методов осуществления образовательного процесса, гибко реагирующих на изменения в теории и практике; постоянным развитием творческого диалога со студентами; введением в любое занятие элементов самостоятельного критического осмысления учебного материала; развитием связей с родственными дисциплинами.

Рабочие программы дисциплин разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. Многие из них носят авторский характер и включают в себя последние достижения в области отечественной и зарубежной управленческой мысли. Особое внимание уделяется специальным дисциплинам, выбор которых определяется с учетом текущего социального спроса. Преподавание этих дисциплин осуществляется высококвалифицированными специалистами, что позволяет сформировать у студентов практические навыки.

Задача подготовки высококлассных специалистов учитывается при формировании профессорско-преподавательского состава кафедры. Практически все сотрудники кафедры наряду с большим стажем преподавательской деятельности и высоким научным потенциалом имеют значительный опыт работы в управленческих структурах. В преподавании активно участвуют практикующие работники.

Преподаваемые дисциплины

  1. Административная ответственность
  2. Административная юстиция
  3. Административная юстиция зарубежных стран
  4. Административное право
  5. Административное право (Общая часть)
  6. Административное право (Особенная часть)
  7. Административно-правовое регулирование экономики
  8. Административно-процессуальное право
  9. Актуальные проблемы административного права
  10. Актуальные проблемы административного процесса
  11. Актуальные проблемы административной юстиции
  12. Анализ финансовой отчетности
  13. Арбитражная практика разрешения налоговых споров
  14. Бухгалтерский учет (практикум)
  15. Бухгалтерский учет и анализ
  16. Бюджетная система РФ
  17. Бюджетное право
  18. Валютное право
  19. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях
  20. Делопроизводство и документооборот в профессиональной деятельности
  21. Делопроизводство и документооборот в юриспруденции
  22. Документационное обеспечение прокурорской деятельности
  23. Документы в административном процессе
  24. Инвестиционное право
  25. Институциональная экономика
  26. Информационное право
  27. История экономики
  28. Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
  29. Международные стандарты финансовой отчетности
  30. Методика исчисления и уплаты налогов и сборов
  31. Налоги и налогообложение
  32. Налоговое право
  33. Налоговые правонарушения
  34. Налоговые споры
  35. Налоговый учет и отчетность
  36. Общая экономическая теория
  37. Организация закупок отдельными видами юридических лиц
  38. Организация и методика проведения налоговых проверок
  39. Организация производства экономических экспертиз
  40. Организация работы налоговой службы
  41. Организация работы с обращениями граждан в органах государственного и муниципального управления
  42. Основные направления противодействия коррупции
  43. Основы административно-процессуального права
  44. Основы аудита
  45. Основы делопроизводства
  46. Основы научно-исследовательской деятельности
  47. Особенности рассмотрения отдельных категорий административных дел
  48. Полицейское право
  49. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
  50. Правовое регулирование налоговых отношений
  51. Правовые основы аудиторской деятельности
  52. Правовые основы информационной безопасности
  53. Правовые основы маркетинга
  54. Прокурорский надзор в сфере административной юстиции
  55. Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
  56. Судебно-правовая бухгалтерия
  57. Таможенное право
  58. Таможенное регулирование
  59. Таможенный контроль
  60. Теория организации
  61. Финансовое право
  62. Финансовый контроль
  63. Финансовый учет
  64. Финансы предприятий
  65. Экологическое право
  66. Юридическая статистика

Научно-исследовательская работа

Преподавателями кафедры осуществляется научная деятельность в рамках утверждённой темы кафедрального исследования «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления» (руководитель - д.ю.н., профессор Соловей Ю. П.).

Преподавателями кафедры проводятся научные исследования по направлениям:

  • Современные тенденции развития административного права (к.ю.н., доцент Шевченко Ю. П. (руководитель направления), д.ю.н., профессор Соловей Ю. П., к.ю.н. Андрюшенков А. В., к.ю.н. Башуров В. Б.)
  • Финансово-экономические аспекты государственного и муниципального управления (к.э.н., доцент Немцова Н. В. (руководитель), к.э.н. Стаурский С. С., к.э.н. Ионина М. Б., к.полит.н. Денисов Ю. П., ст. препод. Бурнышева Л. В., ст. препод. Львова И. Г.)

Научно-исследовательская работа студентов

Кафедра практикует следующие формы научно-исследовательской работы студентов: предметные кружки, проблемные группы, кейс-клубы, олимпиады, викторины, конференции, теоретические и прикладные исследования. Основной задачей научных кружков является научная работа, направленная на рассмотрение актуальных теоретических и практических вопросов административного, финансового, налогового права и др. Основными формами работы кружков является подготовка тематических докладов и их рассмотрение с последующим обсуждением. Благодаря согласованной работе членов кружка и научных руководителей на каждом занятии удается рассмотреть тему заседания во всех её аспектах. Студенты, занимающиеся теоретическими и прикладными исследованиями, развивают способности по поиску, анализу и систематизации информации, благодаря чему, успешнее осваивают учебную программу. Участие в научных мероприятиях позволяет студентам расширить свой кругозор, повысить общий уровень эрудиции и грамотности. Студенты, занимающиеся научной работой, принимают активное участие в работе научно-практических конференций, проходящих как внутри вуза, так и на межвузовском уровне.

Учебно-методическая работа

Методическая работа преподавателей кафедры направлена на поиск новых форм обучения, связанных с организацией самостоятельной работы студентов, повышения эффективности аудиторных занятий. При кафедре работают научные студенческие кружки по дисциплинам кафедры, проводятся конференции и деловые игры.

Бюджетные места

Программа ориентирована на получение профессиональных знаний в области публично-правовых отношениЙ и нацелена на подготовку высококвалифицированными специалистов в органах государственной власти и местного самоуправления, в федеральной налоговой службе, таможенных органах, федерального казначейства, в различных бизнес структурах - банках, инвестиционных и страховых компаниях, производственных и торговых организациях.

Специализация в области финансового, налогового и таможенного права предоставляет выпускникам широкие возможности трудоустройства в различных сферах деятельности.

ПРИЧИНЫ ВЫБРАТЬ ПРОГРАММУ


ОБУЧЕНИЕ ВЕДУЩИМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗА
и действующими специалистами-практиками государственных и коммерческих структур


ВОЗМОЖНОСТЬ
получить юридическую специальность в экономической вузе, изучая смежные дисциплины: финансовое, таможенное, налоговое, гражданское, уголовное право


ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА
в органах государственной власти и силовых структурах; получение материальных и социальных гарантий

ПРОФИЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Государственное и муниципальное право

Информационные технологии
в юридической деятельности

Административное право и административный процесс

ЧЕМУ ВАС НАУЧАТ

БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
навыки предпринимательского дела:
от разработки бизнес-стратегии
до получения первой прибыли


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
умение создавать собственный
проект и управлять им


ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
актуальные IT-компетенции
для создания собственного бизнеса


способность к правовой защите законных прав и интересов государственных и муниципальных органов власти, бизнеса и граждан


анализ и принятие решения в финансово- правовой сфере


правовая поддержка принятия управленческих решений в различных сферах деятельности

КЕМ ВЫ СТАНЕТЕ


юрист


юристконсульт


государственный гражданский муниципальный служащий


​начальник юридического отдела


руководитель финансового отдела


руководитель государственных и муниципальных учреждений


адвокат


сотрудник правоохранительных органов​ ​

ПАРТНЕРЫ ПРОГРАММЫ


Управление Федерального казначейства
по Самарской области

Управление Федеральной налоговой службы
по Самарской области

ВАШ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ НАСТАВНИК
Ответит на любые вопросы о программе

Цельникер Григорий Феликсович
+7 902 371 10 97
grigorij-celniker@yandex.ru

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

ВРЕМЯ РАБОТЫ С 9:00 ДО 18:00
БЕЗ ВЫХОДНЫХ


Специалист по учебно-методической работе:

Кафедра создана в соответствии с приказом РГГУ от 07.09.2005 № 01-05-83/осн.

Кафедра является выпускающей по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция" направленность (профиль) финансово-правовой

Кафедра является выпускающей по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция" направленности (профили) "Юрист в финансовой сфере" и "Корпоративное право"

Состав кафедры финансового права: кафедру возглавляет д.ю.н., профессор С.В. Тимофеев. На кафедре работает высокопрофессиональный преподавательский состав, среди них д.ю.н., профессор Е.Н. Щербак, к.ю.н., доцент Е.Ю. Князева, к.ю.н., доцент В.В. Терехова, к.ю.н., доцент О.Н. Васильева, к.ю.н., доцент Г.В. Субботин, к.э.н., доцент А.В. Дюжов, к.ю.н., доцент В.А. Никольский, к.ю.н. Ю.А. Кузьменко, к.ю.н. П.М. Бабурина.

Руководство образовательными программами: объединение в рамках одной учебно-научной структуры различных учебных дисциплин, направленных на изучение правовых институтов, входящих в систему финансового права; тесная связь учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью; междисциплинарный подход.

Научные направления деятельности. Кафедрой финансового права успешно развивается направление научных исследований в области правового обеспечения финансовой дисциплины в сфере публичных и частных финансов, реформирования налоговой системы на современном этапе, осуществления налогового контроля, правового регулирования банковской деятельности в условиях кризиса и поддержание национальной банковской системы, инвестиционной политики России, реализации бюджетных и внебюджетных отношений, финансово-правового регулирования корпоративных правоотношений и др.

Традиционно в апреле каждого года профессорско-преподавательский состав принимает участие в международной научно-практической конференции Муромцевские чтения, проводимой юридическим факультетом ИЭУП РГГУ, организует секцию, посвященную исследованию приоритетных направлений научной работы кафедры. Кроме того, коллектив кафедры традиционно принимает активное участие ежегодных научных международных научных конференциях, проводимых другими факультетами и ВУЗами, в т.ч. зарубежными («Проблемы управления безопасностью сложных систем», «Сперанские чтения», «Чаяновские чтения» и др.). Ежегодно кафедра организует межвузовский студенческий круглый стол, посвященный актуальным проблемам финансового права.

Научные направления исследования:

  • Актуальные проблемы финансового права
  • Антимонопольное законодательство и защита конкуренции
  • Проблемы и направления развития банковского законодательства
  • Банк России как мегарегулятор финансового рынка и участник международных отношений
  • Основные направления бюджетной политики Российской Федерации. Основные проблемы бюджетного регулирования
  • Валютное законодательство Российской Федерации на современном этапе и перспективы его развития
  • Правовое регулирование инвестиционной деятельности
  • Правовое регулирование оффшорной деятельности
  • Финансово-правовые аспекты корпоративных отношений
  • Нормативно-правовое регулирование налоговой сферы
  • Правовое регулирование рынка ценных бумаг
  • Нормативное регулирование таможенных правоотношений в Российской Федерации
  • Налоговая система зарубежных стран
  • Правовые аспекты финансового контроля в Российской Федерации
  • Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Студенты кафедры финансового права изучают правовые аспекты общественных отношений, складывающихся в процессе финансовой деятельности в области формирования, распределения и расходования государственных и муниципальных финансов, средств корпораций и проч. Студенты получают более глубокие знания в сфере валютных, бюджетных, таможенных и налоговых правоотношений, банковской сфере, деятельности, связанной с предотвращением и расследованием экономических правонарушений и преступлений.

Знания в области финансового права с более глубокими познаниями смежных дисциплин дают выпускникам юридического факультета РГГУ несомненное конкурентное преимущество при устройстве на работу, а также гарантируют востребованность в различных областях современной юриспруденции. При обучении на кафедре финансового права студенты получают навыки глубокого и профессионального анализа правовых вопросов финансового характера, учатся разрешать их как посредством арбитражного судопроизводства, так и при помощи разбирательства в судебных инстанциях общей юрисдикции. Некоторые финансовые действия могут повлечь за собой применение санкций уголовного характера. В связи с этим юридическая помощь не должна ограничиваться узкой специализацией, а должна охватывать все основные отрасли современного права.

Кроме того, студенты кафедры финансового права способны провести мониторинг состояния финансового рынка, оценить перспективы инвестирования в различные сферы деятельности, а также оценить безопасность сделок с контрагентами, что является гарантией прибыльности и стабильности финансовой деятельности.

Представляя одну из наиболее динамичных отраслей современной юридической науки, финансовое право находит применение своим теоретическим и прикладным разработкам в самых разнообразных сферах юридической практики, связанных с данной отраслью.

Работа кафедры строится на тесном сотрудничестве с деканом юридического факультета, д.ю.н, профессором С.В. Тимофеевым, а также с заместителями декана юридического факультета к.ю.н, доцентом О.Н. Васильевой, к.ю.н, доцентом Т.В. Беловой, к.ю.н, доцентом В.В. Тереховой.

1. Понятие и предмет финансового права.

2. Признаки финансовых правоотношений.

3. Понятие и предмет налогового права.

4. Налоги: Элементы, признаки и виды.

Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных принимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.

Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой деятельности.

Признаки материальных финансовых отношений:

1) являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;

2) опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;

3) носят распределительный характер;

4) являются разновидностью экономических отношений;

5) возникают в процессе фин. деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.

Таким образом,источниками финансового права являются нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы.

Главным источником финансового права является Конституция РК, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов. (ст.35 Конституции РК).

Как результат борьбы общества за демократию правового регулирования фин. отношений, важное место в системе источников фин. права занимают законы – акты высшего представительного органа государства.

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей.

Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

Такое определение содержания общей части финансового права в принципе возражений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов отнесенных этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т.е. сама по себе является определенной правовой системой.

В частности, она содержит институт, который можно было именовать «Управление в области государственных финансов».

О существовании такого института свидетельствует наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим организационную деятельность в сфере государственных финансов. Фактор организации государственных финансов практически реализуется через управление ими. Причем данное управление реализуется не только в руководстве процессами движения денежных средств в определенных направлениях путем издания государством либо его органом обязательных предписании, но и в организации деятельности самих органов государства, на которые возлагаются те или иные функции в области государственных финансов. Для этого государство посредством издания нормативных актов наделяет свои органы соответствующей компетенцией, формирует из них определенную систему, действующую в режиме иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочии.

Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта что вне организационных форм такие финансы не существуют. В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать «Правовое регулирование финансового планирования». Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансово-правовых актов - планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов Финансового планирования - бюджетному, именуемому «бюджетный процесс». Однако объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому - большое количество самых разнообразных финансовых планов разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.

Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательный денежный или натуральный платеж в бюджет, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, безвозмездный (безэквивалентный) и стабильный характер.




В материальном смысле налог- это определенная сумма денег, подлежащая передаче налогоплательщиком государству в обусловленные срок и в установленном порядке.

Как экономическая категория - это денежное (имущественное) отношение, опосредующее одностороннее движение стоимости от плательщика к государству в установленных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

В правовом смысле – это государственное установление, порождающее обязательство лица по передаче государству суммы денег (материальных ценностей) в определенных размерах, в обусловленные сроки и определенном порядке.

Материальным признаком налога выступает то, что он выражает собой определенную сумму денег либо определенное кол-во вещей, определяемых родовыми признаками, которые налогоплательщик обязан отдать государству.

Юридические признаки налога:

- Налог-это установление государства

- Существует только в правовой форме

- Налог- это одностороннее установление государства

- Установление налога порождает налоговое обязательство

- Носит принудительный характер

- Посредством уплаты налога изъятие денег носит правомерный характер.

Экономические признаки налога:

1. налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства

2. налог носит денежную форму, хотя могут существовать и натуральные налоги

3. безвозвратность уплаты налога

4. безэквивалентность уплаты налога

5. смена формы собственности при уплате налога

Основными элементами налога являются:

1. Субъект налога; 2. Объект налога; 3. Налоговая база; 4. Налоговая ставка; 5. Налоговый период; 6. Порядок исчисления налога; 7. Порядок уплаты налога; 8. Налоговые льготы;

Субъект налога – это лицо, обязанное платить налог.

Объект налога – это имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщиков возникает налоговое обязательство.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физические или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяется сумма налогов.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.

Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате.

Порядок исчисления налога представляет собой совокупность действия соответствующего лица по определению суммы налога, подлежащего у уплате.

Порядок уплаты налога – это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству.

Налоговые льготы – это освобождение налогоплательщика от налогового бремени или уменьшение его тяжести по сравнению с обычным режимом налогообложения.

Функции налога – основное направление действия налога, выражающее его сущность.

Налог выполняет 3 функции:

Основная функция налога - фискальная. Исторически налоги возникли как способ добывания государством необходимых денежных средств.

В более широком смысле эта функция выступает в качестве распределительной - посредством налогов происходит распределение совокупного общ. продукта в пользу государства, в результате чего происходит отчуждение частной собственности в государственную.

1. Корпоративный подоходный налог;

2. Индивидуальный подоходный налог;

3. Налог на добавленную стоимость;

5. Налоги и специальные платежи недропользователей;

6. Социальный налог;

7. Земельный налог;

8. Налог на транспортные средства;

9. Налог на имущество.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямой налог – налог, где его субъект выступает фактическим носителем налогового бремени, т.е. уплата налога приводит к реальному уменьшению его имущества.

Косвенный налог- это налог, где его субъект перекладывает его бремя на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком. Примером такого налога выступают НДС и акцизы.

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

Реальные налоги - это налоги на имущество, налог на транспортные средства.

Личные налоги - это налоги на доходы/прибыль/налогоплательщика.

2. В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

3. В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с юридических лиц.

4. В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

5. В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

6. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми.

7. По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: