Филиалы организации как субъекты налогового права

Опубликовано: 27.04.2024



Аннотация. В статье речь идет о функциях обособленных подразделений, создаваемых юридическими лицами – филиалах и представительствах. Подчеркивается характер полномочий названных подразделений, раскрывается их сущность: они не являются сами по себе юридическими лицами, не наделены самостоятельностью в совершении сделок от имени основной организации. Автор проводит сравнительную характеристику функций представительств и филиалов, акцентируя внимание на дозволенных и запрещенных законом полномочиях для указанных подразделений.

Физические и юридические лица выступают в качестве субъектов гражданского права. Однако различия в их правосубъектности довольно существенные, как в социальном, так и экономическом плане.

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются особые субъекты, относящиеся к юридическим лицам – филиалы и представительства. В чем же отличия названных подразделений юридических лиц?

Так, представительство – это обособленное подразделение организации, не расположенное в одном и том же месте с ней, но тем не менее, уполномочено на осуществление сделок от имени юридического лица и представляет его интересы [1].

В отличие от представительства, филиал может осуществлять некоторые функции юридического лица, являющегося основным, но также и охватывает функции представительства, несмотря на внешнее сходство – оба названных субъекта являются обособленными подразделениями, а также располагаются не по месту юридического лица.

Более детально и четко определение представительства дается в законе, а именно – в п. 1 ст. 55 ГК РФ [2]. Исходя из содержания и смысла данной нормы, основной задачей указанных подразделения является представительство и защита интересов юридического лица. Однако, данное определение весьма расплывчато, на наш взгляд, так как из его смысла трудно извлечь конкретику по юридическим характеристикам. Несмотря на то, что законодатель довольно четко определил две основные функции представительства – представление и защита интересов организации, все же здесь остается множество вопросов. Например, что же стоит понимать под этими довольно обширными категориями, насколько объемы пределы правосубъектности данных подразделений? [3] Представляется, что функции представительств могут быть выражены в следующих аспектах:

- право на проведение различных рекламных кампаний, касающихся деятельности юридического лица. Способов размещения подобной рекламы несколько: это и предоставление информации в СМИ, специальных изданиях, наружная реклама, внутренняя самореклама (например, агитации, пропаганды, выставки и конференции, изготовление и раздача буклетов). Перечень таких мероприятий может быть дополнен нормами законодательства.
- действие на основании предоставленного головной организацией имущества, а также утвержденных ей положений, но при этом сами не являются юридическими лицами;
- головная организация выдает руководителям названных выше подразделений доверенность на осуществление полномочий, перечисляя данные руководителей в учредительных документах юридического лица. Все изменения, связанные с процедурами создания, ликвидации названых подразделений, обязательно вносятся в учредительные документы, и о них сообщается в орган регистрации юридических лиц. Такое оповещение – информационное, уведомительное, согласований не требует [4].

Различия филиалов по объему их функций проводятся и на основании вида головных организаций. Так, если речь идет о некоммерческом юридическом лице (скажем, унитарное предприятие), то филиал вправе выполнять функции, строго соответствующие целям деятельности юридического лица, которые закреплены учредительным документом [5]. А вот в случае с коммерческими организациями, их филиалы наделены большей свободой: это – любая деятельность, которую не запрещает закон, но она должна согласовываться с учредительными документами филиала или же головного юридического лица.

Закон разрешает создание филиалов и представительств и в РФ, и за рубежом, однако для последнего случая существует важная оговорка: свободно создавать данные подразделения в иностранных государствах можно только коммерческим организациям, тогда как некоммерческие таким правом не наделены. Вместе с тем, тотального запрета на то, чтобы создать филиал или представительство в другой стране, для некоммерческой структуры закон не содержит [6], данное действие допускается, но оно не должно противоречить природе главной организации.

Стоит отметить, что законом разрешается проведение маркетинговых исследований представительствами: такие исследования касаются ситуации на рынке, спроса и предложения на определенные виды товаров и услуг (относительно региона) [7]. Проведение подобных исследований возможно как самим представительством, так и путем привлечения иных организаций извне. Важность их проведения зачастую обусловлена деятельностью головной организации – если она планирует занять определенную нишу в местном рынке, и на предварительном этапе собирает нужную экономическую информацию.

Представительства могут участвовать в процессе формирования деловых связей с другими организациями, что может принести пользу их головному юридическому лицу. Для наглядности предположим: головная организация занимается производством какой-либо продукции, в связи с чем, представительством предпринимаются действия по поиску и привлечению клиентов, установление с ними контактов. Здесь можно говорить о посредничестве представительства. Но здесь есть и различия в самом посредничестве: деятельность представительства подчинена интересам головной организации, тогда как настоящий посредник действует независимо и автономно, в собственных интересах. Также важно обратить внимание на тот факт что представительства не наделены правом заключения сделок от имени юридического лица, при исполнении ими роли посредника (согласно общему правилу). Они не обладают правом подписи договоров, соглашений и т.п. Если такое все же происходит, то такая деятельность будет незаконной, поскольку данные функции может исполнять лишь филиал [8].

К функциям представительств можно также отнести и взаимодействие с государственными и местными органами по вопросам, касающихся интересов юридического лица. Наиболее востребована данная деятельность со стороны представительства, если в месте его нахождения расположена недвижимость, находящаяся в собственности головной организации. А это и подразумевает как раз взаимодействие с органами контроля и надзора, на постоянной основе.

Однако тот перечень полномочий представительств, который был перечислен выше, далеко не исчерпывающий: выше мы обратили внимание лишь на типичные примеры из всего поля деятельности представительств. Данную деятельность можно охарактеризовать как позитивное содержание правосубъектности рассматриваемых нами подразделений [9]. Но и не стоит забывать, что представительства имеют не только позитивное, но и негативное содержание собственной правосубъектности – это те виды деятельности, на которые представительству налагается законодательный запрет. Если раскрывать смысл норм ГК, касающихся деятельности представительств, то становится ясно, что они не имеют прав на те виды деятельности, которые закреплены в уставе юридического лица.

Если мы говорим о вышеприведенном положении, то здесь важно обращать внимание на ряд критериев. Так, у представительств отсутствует право на исполнение функций юридического лица в техническом плане: это означает, что оно не может использовать собственную материальную и техническую базу и кадровый потенциал. Так, если головная организация оказывает образовательные услуги, то у представительства нет прав набирать в свой штат преподавателей, и соответственно, вести образовательную деятельность на собственной базе. Второй момент: у представительства нет права на юридическое оформление сделок по данной деятельности от имени головной организации. Если же все-таки подобная сделка будет совершена, несмотря на запрет, то, полагаем, что она будет признана судом ничтожной [9].

Акцентируя внимание на другой стороне правосубъектности представительств – негативной, стоит сказать, что за последнее время был издан ряд нормативных актов, которые значительно увеличили объем правосубъекности представительств для отдельных категорий юридических лиц. Это свидетельствует о том, что о представительства в некотором смысле приблизились к филиалам. Подытожив рассмотрение правосубъектности представительств, стоит, на наш взгляд, четко определить те категории сделок, которые представительство уполномочено или же не уполномочено совершать.

В отличие от представительств, у филиалов более широкие полномочия: это представительство интересов головной организации, а также прямое исполнение части ее функций, что представительство делать не вправе. Однако и филиал, и представительство, не наделены правами юридического лица.

Налоговое законодательство признает вышеназванные подразделения налогоплательщиками: они уполномочены исполнять обязанности головной организации, касающихся уплаты налогов и сборов в том месте, где расположены [10]. Если же к организации предъявлен иск, то она и будет выступать стороной в деле (в пользу которой или с которой будет производиться взыскание), однако в случае, если его предметом является деятельность обособленного подразделения организации, то предъявлен иск должен быть по месту его нахождения. Это означает, что юридические лица будут ответственные за их действия.

Закон устанавливает обязанность юридического лица регистрировать в уставе свои представительства и филиалы, а вот что касается имущества самой организации и ее подразделения, то его учет на балансе юридического лица ведется раздельно.

Юридическое лицо также назначает руководителя представительства или филиала, а действовать они вправе по доверенности организации.

Отметим, что и у иностранных юридических лиц также могут быть свои представительства: они располагаются на территории РФ, но представляют интересы организации-создателя, а также осуществляют иные функции, в соответствии с законом [11]. У представительства такой организации обязательно должно быть наименование, в котором содержится указание на иностранную организацию-создателя.

Таким образом, рассмотрев назначение и функционал вышеупомянутых подразделений, можно заключить, что закон хоть и устанавливает грань между деятельностью филиалов и представительств, однако, на практике возможны все же ситуации, когда некоторые представительства все чаще исполняют полномочия филиалов, в частности, там, где дело касается защиты интересов головной организации, благодаря обилию подзаконных нормативных актов, расширивших полномочия представительств для некоторых категорий юридических лиц.

Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права:

4) физические лица.

Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях.

Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой.

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов (далее — налогоплательщики) — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения.

Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.

Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

граждане Российской Федерации;

лица без гражданства (апатриды).

Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.

Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.

Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст.

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);

право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст.

право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:

обязанность уплачивать установленные налоги;

обязанность встать на учет в налоговых органах;

обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Следует помнить, что обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (гл. 25);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (гл. 23 и 24);

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;

Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Налоговыми агентами, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников).

ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943—1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС) России, находящаяся в ведении Министерства финансов России. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относятся:

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

межрегиональные инспекции ФНС России;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Основная цель деятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе: гражданским, административным, а также иных отраслей права.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

применение налоговых санкций;

выработку налоговой политики государства;

разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией — совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст. 31 НК РФ, а ст. 32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.

В соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ).

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст. ст. 31 и 32 НК РФ, соответственно, этими же правами и обязанностями наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права — специальными.

Финансовые органы прямо не указаны в числе участников налоговых правоотношений. Однако анализ ст. 34.2 НК РФ, раскрывающей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, позволяет установить в качестве таковых Министерство финансов РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Под налогообложением будем понимать систему изъятия имущества (в виде налогов и сборов), основанную на властном подчинении.

Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Понятие «налоговые правоотношения» в НК РФ отсутствует. Однако ст. 2 НК РФ закрепляет круг общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах:

  • отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
  • отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
  • отношения в области обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Субъектами налогового права РФ именуются индивидуумы и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления, международно-правовыми актами.

Иначе можно сказать, субъект налогового правоотношения — лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права.

Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права:

Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых правоотношений. Ст. 9 НК РФ устанавливает четыре категории участников налоговых отношений:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

1. по юридическому составу:

  • физические лица;
  • юридические лица.

2. по налоговому статусу:

  • резиденты;
  • нерезиденты.

3. по хозяйственной обособленности:

  • единые;
  • консолидированные.

4. по управленческой обособленности:

  • независимые;
  • взаимосвязанные.

Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства (апатриды).

С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица:

  • являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.

К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 207 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом:

Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Существенной особенностью субъекта налоговых правоотношений является его правовой статус, основу которого составляет налоговая правосубъектность.

Налоговая правосубъектность включает в себя:

  • налоговую правоспособность;
  • налоговую дееспособность.

Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Основными субъектами налогового правоотношения являются:

  • налогоплательщик, с одной стороны;
  • государство в лице налоговых органов — с другой.

Участие всех иных лиц (например, налоговых агентов) в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов (далее — налогоплательщики) — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения.

Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности.

В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.

Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами, нерезидент — только с доходов, полученных на территории России.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст. ст. 27, 28 НК РФ) либо уполномоченными (ст. 29 НК РФ) представителями налогоплательщика.

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;
  • имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

  • право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);
  • право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НК РФ);
  • право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

В числе обязанностей налогоплательщиков НК РФ называет:

Следует помнить, что обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

Налоговыми агентами, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников). Правовой статус налоговых агентов аналогичен статусу налогоплательщиков, однако ему присущи следующие специфические черты:

  • ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • его территориальных органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС) России, находящаяся в ведении Министерства финансов России. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций.

Структура территориальных органов ФНС России (http://www.nalog.ru/images_ca/structure_20072012_1.jpg):1) центральный аппарат ФНС России;2) управления ФНС по субъектам РФ;3) инспекция ФНС в субъектах:

  • межрайонная инспекция;
  • инспекции по районам
  • инспекции по городам без районного деления;
  • инспекции по районам в городах.

Основная цель деятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в том числе: гражданским, административным, а также иных отраслей права.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделяются специальной компетенцией — совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст. 31 НК РФ, а ст. 32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ).

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст. ст. 31 и 32 НК РФ, соответственно, этими же правами и обязанностями наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права — специальными.

1 Юридическое лицо в налоговом праве

2 Права юридических лиц как субъектов налоговых правоотношений

3 Обязанности юридических лиц как субъектов налоговых правоотношений

До перехода к рыночным отношениям налоги в нашей стране уплачивало лишь незначительное количество юридических лиц: колхозы и кооперативные организации. Государственные организации и предприятия привлекались к уплате обязательных платежей (свободного остатка прибыли, платы за основные и оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли), которые создавали условия для государства — собственника подавляющего числа основных и оборотных средств — перераспределять прибавочный продукт, создаваемый в государственном секторе народного хозяйства, в соответствии с утвержденными планами экономического и социального развития страны.

Переход к новым социально-экономическим отношениям, приватизация государственных и муниципальных предприятий обусловили необходимость изменения взаимоотношений государственных организаций и предприятий с бюджетом страны, установления равенства предприятий независимо от форм собственности в области создания доходов разных уровней бюджета. В связи с утверждением новой налоговой системы ко всем юридическим лицам и другим организациям независимо от форм собственности применяется единый метод налогообложения (это не исключает возможности получения в соответствии с законодательством определенных льгот).

Цель работы рассмотреть юридических лиц в качестве субъектов налоговых правоотношений.

Задачи работы дать определение юридическому лицу в налоговом праве, определить понятия правоспособности и дееспособности юридических лиц в налоговых правоотношениях, определить права и обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов.

Согласно ст. 19 НК РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы»[1] .

Организации, не обладающие статусом юридического лица (например, профсоюзная организация), не признаются плательщиками налогов и сборов.

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства

Действующий ГК РФ устанавливает, что юридическим лицом признается организация, которая «имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету»[3] .

На российские организации, не обладающие статусом юридического лица, нормы НК РФ не распространяются.

Для обобщенного наименования российских юридических лиц в НК РФ используется термин "российские организации" (в этот круг входят и организации, созданные с участием иностранных инвесторов (либо только иностранными инвесторами) на территории РФ как юридические лица РФ.

Иностранные организации – это организации, созданные в соответствии с законодательством той или иной страны и обладающие в соответствии с этим законодательством статусом юридического лица; не имеющие статуса юридического лица (т.е. то, что в ст. 11 НК РФ названо компаниями и другими корпоративными образованиями), но обладающие гражданской правоспособностью;

Международные организации (например, МВФ, МБРР, ЮНЕСКО, ФИФА, УЕФА и др.).

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, иных корпоративных образований, международных организаций, созданные на территории РФ.

Для обобщенного обозначения иностранных юридических лиц и иных корпоративных образований, их филиалов и представительств НК РФ использует термин "иностранные организации".[4]

Существенные признаки юридического лица, которые позволяют говорить о юридическом лице как самостоятельном субъекте права следующие.

Во-первых, имущественная обособленность, т.е. наличие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении определенного имущества. Практическим выражением такой обособленности является самостоятельный баланс или смета и расчетный счет, однако юридически именно с помощью названных вещных прав имущество должно быть закреплено за юридическим лицом.

Во-вторых, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Основу этой ответственности составляет обособленное имущество.

В-третьих, способность юридического лица от своего имени приобретать и нести права и обязанности, т.е. выступать в гражданском обороте от своего имени.

В-четвертых, так называемое организационное единство. Оно предполагает, что юридическое лицо обладает некоторой структурой, во главе которой стоит определенный уставными документами этого юридического лица орган, а каждое звено (работники, руководители) выполняет возложенные на него функции, служащие цели деятельности юридического лица как единого целого.

По поводу того, каким требованиям должна отвечать организация, чтобы рассматриваться как субъект налогового права, в юридической науке существует несколько точек зрения.

Д.В. Винницкий отмечает три таких черты: имущественная обособленность, позволяющая организации самостоятельно или в качестве обособленного подразделения сложной организации выступать в налоговых правоотношениях; организационная обособленность; самостоятельная налоговая ответственность за налоговые правонарушения.

Аналогичной точки зрения придерживается С.Д. Цыпкин: "Организации могут быть привлечены к уплате налога только при известной имущественной обособленности, если они имеют самостоятельный баланс доходов и расходов, свой расчетный счет в государственном банке. Без наличия этих предпосылок, т.е. если у организации нет своих средств, не было бы практически оправдано взимание с нее налога".

Однако, по мнению ученого, помимо перечисленного, обязательным условием приобретения налоговой правосубъектности является регистрация в налоговом органе, так как "после прохождения налоговой регистрации предприятие (организация) привлекается к уплате налога".

Таким образом, С.Д. Цыпкин выделяет четыре признака, необходимых для признания организации субъектом налогового права: наличие имущественной обособленности; самостоятельный баланс доходов и расходов; расчетный счет в банке; наличие специальной регистрации в налоговом органе.

В отличие от С.Д. Цыпкина, Е.А. Ровинский считает, что "во всех случаях основным признаком служит наличие самостоятельного источника дохода", часть которого подлежит передаче в пользу государства в виде налога, и именно при наличии этого признака предприятие (организация) становится субъектом налогового права. Нельзя не признать справедливость такого утверждения[5] .

Местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации. НК РФ установил специальную норму по определению места нахождения российской организации.

В связи с этим и в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ в данной ситуации не применяются соответствующие нормы гражданского законодательства (п.2 ст.54 ГК РФ), то есть место нахождения организации в рамках налоговых отношений нельзя определить иначе как место ее государственной регистрации.

При этом в НК РФ не определено, что понимается под местом государственной регистрации. В связи с этим на основании п.1 ст.11 НК РФ этот термин можно определить исходя из понятий и терминов гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемых в НК РФ[6] .

Сведения о месте нахождения организации, месте нахождения ее органов управления необходимы налоговому органу для осуществления им функций налогового контроля. В то же время место нахождения организации и место нахождения ее органов управления могут отличаться от почтового адреса организации и места хранения ее документов.

Налоговая правосубъектность организации является непременным условием установления правовых связей между ней (организацией) и соответствующими государственными органами, а также органами местного самоуправления в конкретных налоговых отношениях.

Под налоговой правосубъектностью следует понимать признаваемую законом способность организации быть самостоятельным субъектом – участником общественных отношений, регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговые права и обязанности[8] .

Коллективные субъекты (организации), отвечающие определенным признакам, признаются гражданским правом правосубъектными и имеют статус юридического лица.

В соответствии со ст.49 и 51 Гражданского кодекса РФ юридические лица с момента их государственной регистрации обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Налоговая правосубъектность организации возникает с момента ее постановки на налоговый учет. Необходимо помнить, что реализовать значительное число налоговых прав, требующих активных действий налоговых и иных государственных органов, организация может лишь после прохождения именно налоговой регистрации, то есть после постановки на налоговый учет.

Основными характеристиками налоговой правосубъектности организации являются ее правоспособность и дееспособность.

Налоговая правоспособность организации предполагает обладание такими общими налоговыми правами и обязанностями (организационно-имущественными и организационными), как:

- право на справедливый и экономически обоснованный размер и порядок налогообложения; право пользоваться установленными налоговыми льготами;

- право получать отсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит;

- право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов;

- право получать исчерпывающую информацию о налогах и сборах от компетентных органов;

- право на защиту (право налоговой жалобы и право судебного обжалования);

- обязанность платить законно установленные налоги;

- обязанность представлять налоговым органам документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов, иную предусмотренную законом информацию; обязанность вести учет доходов и расходов, иных объектов налогообложения (включая обязанность по ведению бухгалтерского учета);

- иные права и обязанности.

Налоговая дееспособность организации есть субъективная способность организации своими действиями приобретать и осуществлять налоговые права, создавать для себя налоговые обязанности и исполнять их. Она является основным характеризующим признаком организаций как участников налоговых правоотношений.

Исходя из определения налоговой дееспособности организаций, ее содержанием являются субъективные налоговые права и субъективные налоговые обязанности, присущие им на основании соответствующих определенных фактов (юридических фактов), предусмотренных нормами налогового права. Как известно, субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности представляют собой элемент правоотношения, конкретизирующий нормы права, применительно к данным участникам в данных отношениях.

Субъективное право определяет установленную законом меру возможного поведения, обеспеченную соответствующей обязанностью других лиц, которая представляет собой обеспеченную законом меру должного поведения. Этой мере следует обязанное лицо в соответствии с требованиями управомоченного.

Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности участников представляют собой элемент налогового правоотношения, именуемый содержанием.

Налоговые правоотношения могут реально существовать в виде "чистых" правовых связей. Иными словами, в налоговом правоотношении могут быть (на том или ином этапе развития) права и обязанности без соответствующего фактического (материального) содержания, возникающие обычно только как правовая связь при регистрации организации в качестве юридического лица без реальной обязанности уплаты налогов, в силу которой налогоплательщик обязан уплатить налог (при появлении объекта налогообложения), а налоговый орган вправе требовать его уплаты.

Основному праву управомоченного, т.е. государственного, налогового органа требовать внесения налога в бюджет соответствует безусловная субъективная обязанность налогоплательщиков, в том числе некоммерческих организаций, при наличии соответствующего объекта налогообложения выполнить данное требование – внести налоговый платеж в определенном ставкой налога размере и в точно установленные сроки.

Это основная субъективная обязанность налогоплательщиков, в том числе организаций, которая вместе с остальными субъективными обязанностями составляет юридическое содержание налоговых правоотношений, содержание налоговой дееспособности организаций.

Использование категории "налоговая дееспособность" применительно к организации имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Своего решения требует вопрос о том, кто осуществляет внешние функции организации в налоговых правоотношениях. Исследование вопросов дееспособности коллективного субъекта предполагает анализ структуры управления организацией.

Участие организации в налоговых отношениях складывается из многочисленных актов, действий, производимых ее элементами.

Механизм участия организации в налоговых отношениях регулирует ряд положений гл.4 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.27 НК РФ законными представителями организации (как налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Такими полномочиями обладают единоличные исполнительные органы юридических лиц (ст.69 Федерального закона РФ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.40 Федерального закона РФ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а также участники полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов-вкладчиков), в случаях, когда они, в силы у закона и (или) учредительного договора, выступают от имени юридического лица без доверенности (ст.72, 84 ГК РФ).

С.И. Айвазян считает, что статусом законного представителя организации (как налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) обладают также руководители филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций в отношениях с налоговыми органами, так как, в соответствии со ст.19 НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения в установленном порядке исполняют обязанности соответствующих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений[9] .

Случаи налогового представительства (ст.27, 28 НК РФ) не являются представительством в гражданско-правовом смысле. В публикациях отмечается, что налоговое представительство организации (ст. 28 НК РФ) носит весьма условный характер. Из смысла статьи вытекает, что между организацией и ее руководителем не возникает отношения "представляемый - представитель", действия (бездействие) руководителя (иного исполнительного органа) расцениваются как действия организации.

Е.А. Флейшиц подчеркивала, что дееспособность осуществляется действиями не одного лишь органа юридического лица (организации), а тем более широкого круга работников организации, чем крупнее эта организация и чем сложнее осуществляемая ею деятельность[10] . Это утверждение относится и к сфере налоговых отношений.

Вопросы реализации налоговой дееспособности организации приобретают большое практическое значение, когда выявляется существенное нарушение законодательства о налогах и сборах, допущенное со стороны той или иной организации.

Волевое содержание налогового правоотношения воплощается в субъективных юридических правах и субъективных юридических обязанностях его участников, возникновение и развитие которых происходят помимо воли самих участников.

Данное положение может быть объяснено только тем, что реализацию некоммерческими организациями своей налоговой дееспособности следует рассматривать как волевое отношение не с точки зрения "субъективной воли" самих некоммерческих организаций, а с точки зрения "объективной воли" государства, выраженной в налогово-правовых нормах, на основе которых устанавливаются налоговые правоотношения

Специальная налоговая правосубъектность некоммерческих организаций должна быть закреплена, прежде всего, в первой части Налогового кодекса РФ. Налоговая дееспособность некоммерческих организаций должна найти свое отражение в соответствующих главах второй части Налогового кодекса РФ и соответствующих законов о налогах.

2 Права юридических лиц как субъектов налоговых правоотношений

Конституционными гарантиями прав налогоплательщиков являются:

- установление налогов и сборов только законом;

- запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Законы, ухудшающие положение человека в любой сфере жизни, не имеют обратной силы. Это очень важно для стабильности правового статуса человека и гражданина[11] .

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть юридических лиц в качестве субъектов налоговых правоотношений.
Задачи работы дать определение организации в налоговом праве, определить понятия правоспособности и дееспособности организации в налоговых правоотношениях, определить права и обязанности организации по уплате налогов и сборов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие организации в налоговом праве…………………………………….……………..4
2. Права организаций как субъектов налоговых правоотношений…………………………10
3. Обязанности организаций как субъектов налоговых правоотношений…..……………. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

налог пр кр.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

(ЧГУ им. И.Н. Ульянова)

Кафедра публичного права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговое право»

на тему: «Организации как субъект налогового права»

Выполнила студентка

юридического факультета

группы ЗЮ-52-12

Игнатьева Наталья Владимировна

доцент Чинчикова Г.Б.

Чебоксары
СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие организации в налоговом праве………………………………… ….……………..4

2. Права организаций как субъектов налоговых правоотношений…………………………10

3. Обязанности организаций как субъектов налоговых правоотношений…..……………. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ……………………………….………… 16

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.

Цель работы рассмотреть юридических лиц в качестве субъектов налоговых правоотношений.

Задачи работы дать определение организации в налоговом праве, определить понятия правоспособности и дееспособности организации в налоговых правоотношениях, определить права и обязанности организации по уплате налогов и сборов.

Понятие организации в налоговом праве

Понятие «организация» во многом различается с точки зрения целей налогообложения и с гражданско-правовых позиций (табл. 1).

Конструкция «юридическое лицо» является правовой условностью, ведь юридическое лицо как субъект правоотношений лишено собственной воли как таковой и реагирует на установление тех или иных налогов исключительно через восприятие физических лиц, возглавляющих органы управления юридического лица.

Здесь следует обратить внимание на одно важное кажущееся противоречие. Действительно в организации работают физические лица; именно ее работники и создают все материальные блага, выступающие предметами обложения. Почему же в таком случае не ограничиваются обложением именно работников, а облагают также и саму организацию? Разрешается это противоречие достаточно просто. Работники трудятся в рамках определенных организационно-правовых форм, внутри предприятий они организованы; трудятся не просто работники, а организованные работники. Совокупный эффект их труда является, с одной стороны, результатом каждого члена коллектива, с другой — результатом их кооперации (организации). Вот почему плательщиками налогов выступают как сами работники, так и организация, в которой они работают.

Т а б л и ц а 1.

Отличие понятия «организация» в налоговом и гражданском праве

Статья 48 ГК РФ

Статья 11 НК РФ

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает

по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать

и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, международные организации,

их филиалы и представительства, созданные на территории РФ

В соответствии с НК РФ организация является налогоплательщиком, а в предусмотренных случаях — налоговым агентом, она обязана вести бухгалтерский учет, в ее структуру входят также все ее филиалы и представительства. Подчеркнем особо: для того чтобы организация была признана налогоплательщиком, она обязательно должна являться юридическим лицом. Так, по закону общественные объединения, профсоюзные организации, финансово-промышленные группы, саморегулируемые организации инвесторов на рынке ценных бумаг не являются юридическими лицами, а потому не признаются и налогоплательщиками.

Организации-налогоплательщики подразделяются на два вида:

1) российские организации. Поскольку филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами и не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях, то они не могут быть признаны налогоплательщиками, а потому не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов. Они лишь могут выполнять названные обязанности по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются;

2) иностранные организации, которые в свою очередь подразделяются на:

иностранные организации, являющиеся юридическими

лицами в государствах, по законодательству которых они

учреждены, а также их филиалы и представительства в России;

международные организации, их филиалы и представительства на территории РФ. Иначе говоря, филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций в России (в отличие от филиалов и подразделений российских организаций) обладают статусом самостоятельных плательщиков.

Понятия «обособленное подразделение» в гражданском и налоговом праве не совпадают (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Отличие понятия «обособленное подразделение» в гражданском и налоговом праве

Статья 55 ГК РФ

Статья 11 НК РФ

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно- распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца

Для исполнения обязанностей, вытекающих из налогового законодательства, утверждение положения о филиале (представительстве), отражение его создания в учредительных документах не имеют значения. Необходимо лишь наличие признаков, указанных в определении обособленного подразделения.

Понятие обособленного подразделения в НК РФ распространяется только на организации. Обособленные рабочие места, созданные индивидуальными предпринимателями, не могут быть признаны обособленными подразделениями для целей налогообложения.

Под территориальной обособленностью понимается не любое расположение структурного подразделения по другому адресу (вне расположения организации). По месту нахождения обособленного подразделения должны быть созданы рабочие места.

Под рабочим местом понимается любое место, где работник должен находиться или куда он должен направляться для выполнения своей работы и которое находится под контролем работодателя. При этом одно рабочее место не создает обособленного подразделения, необходимо наличие как минимум двух рабочих мест.

Не может считаться рабочим местом также место деятельности по гражданско-правовому договору. Рабочие места должны быть оборудованы, т.е. подготовлены к ведению деятельности, для осуществления которой они создаются. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Созданное обособленное подразделение подлежит постановке на учет по месту его создания в налоговом органе в течение месяца.

Субъект налогового правоотношения— это лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Эти свойства юридические, определяемые законом; они не даны субъектам от природы, они формулируются в субъективном праве. В целом это признание правом способностей субъектов к социальному действию.

Важные требования, которые закон предъявляет к юридическим и физическим лицам — участникам налоговых отношений, — это соответственно правоспособность(способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность(способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их).

В отличие от физических лиц, дееспособность которых наступает по достижении определенного возраста и не требует специального санкционирования со стороны государства, юридическое лицо становится правоспособным (может иметь права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности) только с момента его создания — государственной регистрации. Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации— после внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр.

Если налогоплательщиком заявлено требование о защите права, регулируемого нормами налогового законодательства, то для признания за лицом процессуальной правоспособности имеет значение наличие у него налоговой правоспособности.

Налоговую правоспособность можно определить как установленную нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере отношений по установлению, введению и взиманию (уплате) налогов, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения указанного носителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержанием налоговой правосубъектности является комплекс прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, вытекающий непосредственно из закона независимо от присутствия в конкретных правоотношениях, т.е. налоговый статус лица или организации.

Юридическими лицами признаются различные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в судах.

Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадают во времени и возникают в момент его государственной регистрации, и прекращаются в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц.

Не всегда налоги исчисляются и уплачиваются самим налогоплательщиком. В случаях, определенных НК РФ, обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов возложены на иных лиц, которые на этом основании приобретают статус налоговых агентов. Ими могут быть российские организации, постоянные представительства иностранных организаций, физические лица — индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, нанимающие работников. Предметом действий налогового агента может быть только налог, но не сбор.

Читайте также: