Проблемы налогообложения страховой деятельности

Опубликовано: 19.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 сентября 2020 г. № 03-07-03/79880 Об услугах, оказываемых страховыми агентами и страховыми брокерами, применяющими общий режим налогообложения, которые подлежат налогообложению НДС

В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 13 июля 2020 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость страховыми агентами и страховыми брокерами Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон № 4015-1) под деятельностью страховых агентов, страховых брокеров по страхованию и перестрахованию понимается деятельность, осуществляемая в интересах страховщиков или страхователей и связанная с оказанием им услуг по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменении, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности.

Пунктом 5 статьи 8 Закона № 4015-1 предусмотрено, что страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями.

Согласно пункту 6 статьи 8 Закона N 4015-1 страховыми брокерами являются юридические лица (коммерческие организации) или постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие деятельность на основании договора об оказании услуг страхового брокера по совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования по поручению физических лиц или юридических лиц (страхователей) от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридических и иных действий по заключению, изменению, расторжению и исполнению договоров страхования (перестрахования) от имени и за счет страхователей (перестрахователей) или страховщиков (перестраховщиков).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и освобождаемых от налогообложения данным налогом, установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.

Поскольку услуги по подбору страхователя и (или) страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), осуществлению консультационной деятельности, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися страховыми агентами и страховыми брокерами, в указанных перечнях не поименованы, данные услуги, оказываемые страховыми агентами и страховыми брокерами, применяющими общий режим налогообложения, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается порядка уплаты налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.

В отношении возмещения налога на добавленную стоимость следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 173 Кодекса в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, облагаемым этим налогом, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьями 176 и 176.1 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
А.А. Смирнов

Обзор документа

Минфин дал разъяснения по вопросам применения НДС страховыми агентами и страховыми брокерами.

Так, налогом облагаются услуги по подбору страхователя и страховщика (перестраховщика), условий страхования (перестрахования), оформлению, заключению и сопровождению договора страхования (перестрахования), внесению в него изменений, оформлению документов при урегулировании требований о страховой выплате, взаимодействию со страховщиком (перестраховщиком), консультационной деятельности. НДС взимается с указанных услуг, которые оказываются страховыми агентами и брокерами, применяющими общий режим налогообложения.

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит [8], А.В. Корень [9].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоговые ставки СО

Ставки налогов по общей системе налогообложения

Налогообложение деятельности страховых организаций, его осуществление в соответствии с действующим налоговым законодательством. Особенности налогового менеджмента страховых организаций. Проблемы налогообложения страховой организации, виды налогов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.05.2013
Размер файла 51,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Налоги, уплачиваемые страховыми организациями
  • Глава 2. Налоговый менеджмент страховых организаций
  • Глава 3. Проблемы налогообложения страховой организации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

налог страхование налогообложение

Договор, по которому производится страховая выплата

Условия, при которых выплаты не облагаются НДФЛ

Условия, при которых выплаты облагаются НДФЛ

Договор обязательного страхования

Выплаты осуществляются в порядке, установленном законодательством

Договор добровольного страхования жизни (взносы уплачиваются налогоплательщиком)

Выплата связана с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока

В случае досрочного расторжения договора и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы в соответствии с правилами страхования и условиями договора; НБ = Д - СВз

Выплата не превышает сумму взносов, увеличенную на величину обычной доходности; СВ СВз + SUMСВзi xRi, то НБ = СВ - (СВз + SUMСВзi x Ri)

Договор добровольного личного страхования

Договор предусматривает выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью, возмещение медицинских расходов застрахованных лиц

Договор предусматривает оплату стоимости санаторно-курортных путевок

Договор добровольного пенсионного страхования, заключенный физическим лицом в свою пользу

Выплата получена при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ

В случае досрочного расторжения договора и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы в соответствии с правилами страхования и условиями договора; НБ = Д - СВз + СВз1

Действуют особые правила

НБ = СВз, если страховые взносы вносятся за физических лиц работодателями - организациями или индивидуальными предпринимателями

Договор добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности)

Действуют особые правила

В случае гибели или уничтожения застрахованного имущества НБ = СВ - (Рим + СВз). В случае повреждения застрахованного имущества НБ = СВ - (Ррем + СВз)

За исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон.

Доходы, подлежащие налогообложению, облагаются по ставке 13%. Налог удерживается у источника выплаты.

Налогоплательщик должен подтвердить сумму произведенных расходов. Обоснованность расходов, необходимых для ремонта (восстановления) застрахованного имущества, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). Обоснованность расходов на ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:

договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);

документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);

оформленными в установленном порядке платежными документами, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.05.2016 2016-05-18

Статья просмотрена: 3327 раз

Библиографическое описание:

Шигапова, А. Ф. Особенности налогообложения страховых организаций / А. Ф. Шигапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1084-1086. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30331/ (дата обращения: 20.05.2021).

Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей. В статье рассматривается система налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, страховая организация, налог на прибыль.

Не последнюю роль в уровне развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. Перед государством стоят две противоположные задачи: с одной стороны максимизация доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой — стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности (с точки зрения, как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы) [1].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные данной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А. С. Бакаева, В. А. Буланцевой, Н. Э. Маркарова и др., а также в научных работах О. Ю. Ворожбит [2], А. В. Корень [3].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоритические аспекты налогообложения страховых организаций и направления его совершенствования страховых организаций и направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя) [4].

Между тем в действительности страховые организации признаны во всем мире крупнейшими институциональными инвесторами и финансовыми посредниками. В связи с этим автором уточнено определение страховой организации в части усиления ее инвестиционной составляющей. Это позволяет трактовать последнюю как специализированную организацию, имеющую определенную организационно-правовую форму, осуществляющую страховую, инвестиционную и иную разрешенную законодательством деятельность, созданную с целью страховой защиты общества.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов [4].

Кроме того, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления [6].

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики; обуславливает порядок определения как доходов, так и расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль страховых организаций.

Как уже было отмечено ранее, страховая деятельность имеет ряд специфических особенностей и одна из них состоит в том, что в распоряжении страховщиков в течение определенного срока находятся временно свободные от обязательств средства, которые могут быть размещены в инвестиции в целях получения дохода.

Инвестиционный доход — это дополнительный источник прибыли страховщика. В результате этого снижается ставка дохода, закладываемая в структуру тарифной ставки, и, следовательно, уменьшается тариф на эту сумму, в чем в равной степени заинтересованы как страховщики, так и страхователи.

Ввиду вышесказанного, автором предлагается внести в действующее законодательство РФ, в том числе в Налоговый Кодекс РФ соответствующие корректировки в части определения налога на прибыль страховых организаций.

Автором предлагается ввести практику обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, что позволит отделить финансовый результат страховых компаний, полученный по основному виду деятельности, от финансового результата, полученного в процессе реализации инвестиционной активности. При этом автор считает экономически целесообразным установить дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования, от социальной и экономической значимости направления инвестирования.

Введение обособленного учёта экономических результатов по инвестиционной и основной видам деятельности страховых компаний вызвано также и тем, что объем находящихся в их распоряжении инвестиционных ресурсов постоянно растет. Возможности и поведение страховщиков как инвесторов определяются особенностями самой страховой системы. Она позволяет аккумулировать огромные, временно свободные средства и выгодно их размещать на некоторый период, получая от этого значительный инвестиционный доход, который, по мнению автора, необходимо учитывать обособленно.

Таким образом, ведение обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, способно повысить не только инвестиционную активность страховых организаций, но и темпы экономического роста государства, уровень технологического и научного прогресса общества, кроме этого и максимизации доходов в государственный бюджет.

  1. Осипова Т. И., Чеснокова Л. А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. – № 3. С. 18–26.
  2. О. Ю. Ворожбит «Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства» Печатная Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2010. – № 5 (9). — С. 9–16.
  3. А. В. Корень «Формирование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции» печ. Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9 — СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – С. 651–656.
  4. Водолазкина К. В., Бондаренко Т. Н. Особенности налогообложения страховых организаций // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 4–3. — С. 390–392.
  5. Пласков Г. В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги — 2008. — № 6. С. 11–16.
  6. Страхование [Текст]: учебник для бакалавров / С. Б. Богоявленский [и др.]; под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 867 с.

"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2010, N 4

В странах с развитой рыночной экономикой страхование является системой, обеспечивающей эффективную защиту социально-экономических интересов физических, юридических лиц, государства от неблагоприятных событий путем возмещения причиненного ущерба, а также источником инвестиционных ресурсов, обеспечивающим развитие экономики.

Для дальнейшего развития страхования в России требуются меры стимулирующего характера со стороны государства. В системе инструментов стимулирования особое место занимают меры, связанные с налогообложением страховых операций. За последние годы в этом плане в России сделано немало, что прослеживается по ряду последовательно принятых решений.

Напомним, что до 1996 г. страхователи - юридические лица все затраты, связанные с добровольным страхованием, возмещали из чистой прибыли. Не имели налоговых преференций страхователи - физические лица.

С 01.01.1996 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 661 произведенные организацией затраты по некоторым видам страхования (страховые взносы) стали включатся в себестоимость продукции, если они не превышали 1% объема реализуемой продукции. К затратам, включаемым в себестоимость продукции, были отнесены страховые взносы по страхованию средств транспорта, имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, а также по страхованию гражданской ответственности перевозчиков, страхованию профессиональной ответственности, страхованию от несчастных случаев и болезней, добровольному медицинскому страхованию.

Позднее, с 01.07.2000, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2000 N 420 размер затрат организаций на цели страхования, включаемых в себестоимость продукции, был увеличен до 3% объема реализуемой продукции. При этом суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта, имущества, гражданской ответственности организаций источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не мог превышать 2% объема реализуемой продукции. Суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, был ограничен 1% объема реализуемой продукции.

С 01.01.2002 вступила в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В соответствии со ст. 263 НК РФ в расходы организаций по обязательным видам имущественного страхования (страховые взносы) были включены в состав прочих расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ. Расходы по добровольному страхованию средств транспорта, грузов, основных средств, строительно-монтажных работ, товарно-материальных запасов, сельскохозяйственных культур и животных, других видов имущества, используемого налогоплательщиком для получения доходов, были включены в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

В 2005, 2007 и 2008 гг. перечень видов добровольного страхования, затраты (страховые взносы) по которым можно включить в себестоимость продукции, был дополнен:

  • добровольным страхованием ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ;
  • добровольным страхованием риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и со строительством олимпийских объектов;
  • другими видами имущественного страхования, если в соответствии с законодательством РФ такое страхование является условием осуществления деятельности этих организаций.

В 2002 г. в соответствии со ст. 255 НК РФ в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, были включены также суммы платежей работодателей по договорам обязательного и некоторым видам добровольного личного страхования, заключенным в пользу своих работников со страховыми организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

В случаях добровольного страхования указанные страховые платежи были отнесены к расходам на оплату труда по договорам:

  • долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматривают страховых выплат;
  • пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ;
  • добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
  • добровольного личного страхования, осуществляемым на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма страховых платежей работодателей, вносимая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников, относимая на себестоимость продукции, была ограничена 12% от суммарных расходов на оплату труда в организации.

В случае внесения изменений или досрочного расторжения таких договоров страховые платежи по ним должны осуществляться организацией только из чистой прибыли.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, были включены в 2002 г. в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, в размере не более 3% от суммы расходов на оплату труда в организации.

В 2007 г. было принято решение об увеличении размера этих расходов до 6%.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, были включены в 2002 г. в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на одного работника.

В 2007 г. этот норматив был увеличен до 15 000 руб. в год.

Таким образом, в настоящее время большинство затрат организации, связанных с заключением договоров страхования, не подлежат налогообложению, что несомненно должно стать дополнительным стимулом к заключению этих договоров.

Однако проблемы у организаций все же возникают в связи с неразрешенностью в налоговом законодательстве некоторых вопросов по страховым выплатам по имущественному страхованию. Сегодня, получив от страховщика страховую выплату, организация сталкивается с проблемой определения вида дохода, к которому ее следует отнести, так как в НК РФ прямого указания на этот счет нет. Как правило, пользуются п. 3 ст. 250 НК РФ и относят полученные страховые выплаты к внереализационным доходам как суммы возмещения убытков или ущерба. Получив страховую выплату, организация восстанавливает утраченное или поврежденное имущество, а произведенные затраты в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ относят к внереализационным расходам. Но в этом случае может возникнуть спор с налоговыми органами, поскольку эти затраты налоговые органы могут посчитать расходами по приобретению или созданию амортизируемого имущества, осуществляемыми из чистой прибыли (п. 5 ст. 270 НК РФ). Кроме этого, в сложившейся ситуации появляется теоретическая возможность увеличения налогооблагаемой прибыли за счет страховых выплат, которая реализуется на практике в случае, если страховые выплаты по имущественному страхованию поступят в конце налогового периода по налогу на прибыль, а затраты по восстановлению имущества организация сможет осуществить только в начале следующего налогового периода. Для того чтобы исключить подобную возможность, необходимо предусмотреть в НК РФ отнесение страховых выплат к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Затраты, которые понесет организация по восстановлению утраченного или поврежденного имущества, осуществляемому за счет полученных страховых выплат, следует отнести к расходам, не учитываемым при налогообложении прибыли. При этом не будут возникать проблемы с отнесением затрат по приобретению или ремонту имущества взамен утраченного, если эти затраты превысят страховую выплату. Существенно и то, что в распоряжении организаций в таком случае будет оставаться больше прибыли, в том числе и для собственных инвестиций.

Приоритетными направлениями в развитии добровольного страхования физических лиц в ближайшей перспективе должны стать накопительное страхование жизни, пенсионное страхование и страхование имущества. Как свидетельствует мировой опыт, накопительное страхование жизни и добровольное пенсионное страхование являются не только эффективной формой социальной защиты, способной значительно снизить нагрузку на государственные социальные институты, но и существенным источником так называемых длинных денег, потребность в которых сегодня особенно велика в России в секторе реальных инвестиций.

В настоящее время в соответствии с гл. 23 НК РФ к налогооблагаемым доходам физического лица относятся страховые выплаты, а в некоторых случаях и страховые взносы. Однако в ст. 213 НК РФ при определении налогооблагаемого дохода физического лица исключаются доходы, полученные им в виде страховых выплат:

  • по договорам обязательного страхования;
  • по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматривающим страховых выплат в пользу застрахованного лица, за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае смерти застрахованного лица. Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее 5 лет, не учитываются при определении налогооблагаемого дохода физического лица, если суммы страховых выплат по этим договорам не превышают сумм, внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения договора. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налогооблагаемого дохода физического лица и подлежит налогообложению по ставке 13%;
  • по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок);
  • по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством РФ.

В налогооблагаемый доход физического лица включаются суммы страховых взносов, если указанные взносы осуществляют в пользу физических лиц работодатели по договорам добровольного имущественного страхования и накопительного страхования жизни или если взносы по добровольным видам страхования осуществляют организации или индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями в отношении данных физических лиц (п. 3 ст. 213 НК РФ). В случае если страхование физических лиц производится работодателем по договорам обязательного и добровольного личного страхования, а также договорам пенсионного страхования, то суммы страховых взносов не включаются в налогооблагаемый доход физического лица.

По договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая доход налогоплательщика - физического лица, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:

  • гибели или уничтожения застрахованного имущества как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора, увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;
  • повреждения застрахованного имущества как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта этого имущества, или стоимостью ремонта этого имущества, увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.

Действующая норма налогового законодательства направлена на пресечение мошенничества в области страхования, так как при соблюдении страхового законодательства страховые выплаты не могут превышать рыночной стоимости имущества при его уничтожении или гибели, а в случае повреждения имущества - не могут быть меньше расходов для проведения ремонта.

Таким образом, страховые взносы, произведенные физическими лицами по договорам добровольного имущественного и личного страхования, страховые выплаты по этим договорам, а также взносы и выплаты по договорам имущественного и личного страхования, по которым взносы осуществляют за физических лиц работодатели, налогом на доходы физических лиц в большинстве случаев не облагаются.

Для повышения заинтересованности граждан в заключении договоров негосударственного пенсионного страхования в 2007 г. было принято решение о включении в ст. 219 НК РФ нового налогового вычета из дохода физического лица при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

Налоговый вычет представляется в сумме уплаченных налогоплательщиком взносов по договорам негосударственного пенсионного страхования, заключенным с негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями в свою пользу, в пользу супруга, родителей, детей-инвалидов, а также взносов по дополнительным платежам, на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Существует только одно ограничение на применение данного налогового вычета - размер социального налогового вычета, включающего расходы на обучение, лечение и страхование, не должен превышать 120 000 руб.

Кроме того, следует учесть, что все социальные налоговые вычеты в соответствии со ст. 219 НК РФ предоставляются физическим лицам на основании их письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Другим важным направлением развития рынка страховых услуг является страхование имущества граждан от стихийных бедствий, техногенных катастроф, противоправных действий третьих лиц. Особое место в данном виде страхования в силу большой социально-экономической значимости должно занимать страхование жилья. Дополнительным стимулом для развития данного страхования может стать внедрение в практику налогообложения доходов физических лиц нового имущественного налогового вычета, используемого для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц (ст. 220 НК РФ). Возможность использования данного налогового вычета может предоставляться физическим лицам, которые в течение календарного года производили платежи по страхованию жилья. Размер данного имущественного налогового вычета целесообразно установить либо в процентах от суммарного дохода физического лица, либо в абсолютной величине.

Очевидно, что следовало бы продолжить совершенствование налогообложения страховых операций. Оно должно сопровождаться созданием специальной системы гарантий страхователям и застрахованным лицам в получении страховых выплат. Льготный режим налогообложения страховых операций, дополненный специальной системой гарантий страховых выплат, должен стать мощным стимулом для формирования у физических и юридических лиц заинтересованности в заключении договоров страхования по наиболее значимым страховым рискам, что, в свою очередь, позволит значительно увеличить объем страховых операций на российском страховом рынке.

Рост объема страховых операций позволит страховщикам аккумулировать значительные финансовые средства, которые послужат дополнительным источником инвестирования финансовых ресурсов в экономику России.

Читайте также: