Фактически является налоговой базой фактурная

Опубликовано: 26.03.2024

Голенев Вячеслав

Генезис

Актуальность вопроса о реальности сделок и хозяйственных операций в налоговом праве России возникла не на пустом месте – формированию этого критерия (требования) к операциям налогоплательщика предшествовала длительная история.

Изначально, с момента возникновения новой российской государственности, в налоговом праве России нормы, требовавшие от налогоплательщиков совершать только реальные сделки и операции, отсутствовали.

Борьба налоговых органов со злоупотреблениями налогоплательщиков, связанными с предоставлением фиктивных документов в подтверждение мнимых, совершенных лишь для вида операций и сделок, началась еще в 1990-е гг. и сопровождалась постоянным обращением к нормам Гражданского кодекса РФ, в частности к п. 1 ст. 170 ГК (мнимые сделки).

Кульминацией этой борьбы стали следующие акты толкования российского законодательства о налогах и сборах, в которых было разъяснено:

1) под фактически уплаченными поставщикам суммами налога подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога (Постановление Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2001 г. № 3-П);

2) обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые уплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке (и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено), либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (Определение КС РФ от 8 апреля 2004 г. № 169-О);

3) налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком не в связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Суд устанавливает наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4, 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», далее – Постановление № 53).

Таким образом, особое внимание КС РФ и ВАС РФ в рамках исследования правовой природы и существа сделок налогоплательщика для целей налогообложения всегда уделяли вопросу реальности затрат налогоплательщика для целей налогообложения, что вытекает из принципа экономической обоснованности налога, закрепленного в п. 3 ст. 3 и ст. 252 НК РФ.

Критерий реальности – проявление более общей доктрины приоритета существа над формой. При его применении к (по реальному содержанию отсутствующим, но «на бумаге» – присутствующим) фиктивным, мнимым сделкам и операциям налогоплательщика (т. е. операция «имеет форму без экономического содержания») изменяются налогово-правовые последствия совершения указанных сделок и операций: налоговым органом доначисляются недоимки, пени и штрафы по налогам, при этом гражданско-правовая квалификация сделки и исполнения по ней (операций по сделке) не изменяется.

Законодатель воспринял сложившиеся в судебной практике разъяснения и в дальнейшем их придерживался, что нашло отражение в следующих нормах права:

1) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);

2) не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ, введенной Федеральным законом от 18 июля 2017 г. № 163-ФЗ);

3) обязательство по сделке (операции) должно быть исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону, – как второе условие, соблюдая которое налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога (подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Другими словами, на сегодняшний день в НК РФ, судебной доктрине и практике закреплена обязанность налогоплательщика соблюдать принцип (критерий, требование) реальности при совершении сделок и операций для целей налогообложения.

Типовой пример нереальной операции

Для окончательного уяснения ситуации следует привести классический пример злоупотребления по мотиву нереальности, связанного с оформлением и созданием видимости совершения «реальной операции».

Автором статьи такие примеры уже приводились для «АГ-Эксперт». По указанной ссылке желающие могут ознакомиться с материалом подробнее.

Для целей настоящей статьи уместно процитировать один из примеров злоупотребления, связанного с нереальностью операций, здесь:

«…Обществом “А” заявлен налоговый вычет НДС и использовано право на учет расходов по операции закупки рекламно-маркетинговых услуг у общества “Б”. В ходе проверки налоговый орган выявляет, что “Б” оказало услуги в меньшем объеме, чем декларируемый, или не оказывало их вовсе. Например, услуги по размещению рекламы на сайте, которые заявлены в акте к договору, не подтверждены скриншотами, а согласно ответу владельца сайта на запрос инспекции реклама никогда у него не размещалась и существует лишь на бумаге».

Такие эпизоды всегда являются предметом особого внимания налоговых органов при проведении проверок.

Как налоговый орган устанавливает нереальность сделок и операций

Установление реальности сделок в рамках мероприятий налогового контроля является обязанностью налогового органа (п. 5 ст. 82 НК РФ).

Как указано в Письме Федеральной налоговой службы России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ «О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Письмо № ЕД-4-9/22123@), в рамках применения положений подп. 1 и 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу следует доказывать, что основной целью совершения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии (при выявлении фактов несоблюдения условий, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ), и (или) что сделка (операция) не исполнена заявленным контрагентом, и налогоплательщик использовал формальный документооборот в целях неправомерного учета расходов и заявления налоговых вычетов по спорной сделке (операции) (при выявлении фактов несоблюдения условий, установленных в подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Налоговые органы должны опровергать реальность спорной сделки (операции) посредством доказывания фактов исполнения обязательств по сделке (операции) иным лицом, нежели лицо, являющееся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Исходя из разъяснений, содержащихся в указанном Письме, установление факта нарушения налогоплательщиком хотя бы одного из приведенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов (подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, если есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) – неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) предоставлены иным лицом, а не заявленным контрагентом).

Предмет доказывания

Исходя из подп. 2 п. 2 ст. 54.1, п. 1 ст. 122 НК РФ, в предмет доказывания по делам о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) по мотивам отсутствия у налогоплательщика реальности исполнения обязательства по сделке (операции) лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону, будет входить установление налоговым органом факта исполнения обязательств по сделке (операции) иным лицом, нежели лицо, являющееся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону; и (или) доказывание фактов, свидетельствующих о том, что исполнение, предусмотренное спорной сделкой (операцией), выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

В этих случаях налоговые органы используют такие механизмы, как: получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств; сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий); инвентаризация имущества; анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.); истребование документов (информации), а в необходимых случаях проведение выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

Для целей установления фактов выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами основными доказательствами могут выступать: информация, прямо или косвенно подтверждающая данный факт, полученная посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве; истребования документов (информации) у заказчиков и допросы их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор; выявления иных, «непроблемных», контрагентов, выполняющих для налогоплательщика аналогичные работы (услуги), с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий; исследования локальных актов об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации (Письмо № ЕД-4-9/22123@, Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 г. № 08АП-12612/17 по делу № А75-2666/2017,Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2018 г. по делу № А33-13854/2017).

Кроме того, о необоснованности налоговой выгоды в связи с нереальностью операций могут свидетельствовать установленные налоговым органом обстоятельства, подтверждающие возможность влияния предпринимателя на условия и результат экономической деятельности, сделок, искусственность создания условий для использования налоговых преференций, согласованность и скоординированность действий между налогоплательщиком и его поставщиками/подрядчиками/зависимыми лицами либо подконтрольность «фиктивного» поставщика налогоплательщику.

О нереальности хозяйственной операции свидетельствуют и обстоятельства, перечисленные в п. 5 и 6 Постановления № 53, среди которых, в частности: невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг; отсутствие управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств; совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Разъяснения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 29 ноября 2016 г. № 305-КГ16-10399 по делу № А40-71125/2015 («дело ООО «Центррегионуголь») ориентируют налогового правоприменителя и налогоплательщика на учет действительного (реального) совершения тех хозяйственных операций, которые повлекли затраты налогоплательщика: «В силу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 252, статьи 313 Налогового кодекса при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму расходов, произведенных им в связи с совершением хозяйственных операций, которые подлежат отражению в налоговом учете полно и достоверно. Таким образом, условием признания понесенных организацией расходов при исчислении налога на прибыль является действительное (реальное) совершение тех хозяйственных операций, которые повлекли затраты налогоплательщика… Применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость связывается с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету, реальность соответствующих хозяйственных операций также является необходимым условием для использования налоговых вычетов».

Доказывание. Рекомендации по доказательственной работе

В соответствии с п. 1 Постановления № 53 представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Конкретные рекомендации по оценке выполнения критерия реальности налогоплательщиком приведены в нескольких практикообразующих делах ВАС РФ и ВС РФ.

Особый интерес представляет дело № А71-13079/2010 (ОАО «Камский завод железобетонных изделий и конструкций»), в ходе рассмотрения которого Постановлением Президиума ВАС РФ от 3 июля 2012 г. № 2341/12 решения судов были отменены, дело направлено на новое рассмотрение. ФНС России установила недостоверность сведений, представленных налогоплательщиком в документах, являющихся основанием для снижения налоговой базы по налогу на прибыль, что подтверждает умысел на получение необоснованной налоговой выгоды (нерыночность цен на товары). Реальность сделок и использование закупленных товаров в производстве налогоплательщика налоговым органом не оспаривались. ВАС РФ указал, что в данном случае налоговый орган был обязан определять затраты при исчислении налога на прибыль исходя из рыночных цен.

Таким образом, при неоспаривании реальности операций налогоплательщика налоговый орган обязан, учитывая в том числе положения п. 7 ст. 31 НК РФ, осуществлять перерасчет понесенных налогоплательщиком затрат.

В Определении от 3 февраля 2015 г. по делу № A07-4879/2013 (ЗАО «Опытный завод Нефтехим») Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что «…вопрос реальности совершения обществом спорных операций по приобретению сырья у поставщика неразрывно связан с обстоятельствами реального существования спорного товара при совершении операций, в т. ч. с обстоятельствами использования им приобретенного сырья в своем производстве. Отсутствие доказательств реального существования товара, приобретенного и использованного обществом при изготовлении готовой продукции, может свидетельствовать о создании обществом посредством привлечения определенного поставщика бестоварной схемы в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде минимизации налоговых обязательств в отсутствие реальности поставки спорного сырья путем создания формального документооборота».

Без подтверждения реальности существования товара рассмотрение спорных операций в качестве имеющих реальное экономическое существо недопустимо.

По делу № A33-666/2013 (ЗАО «Горные машины») СКЭС ВС РФ Определением от 4 марта 2015 г. № 302КГ14-3432 признала недействительным решение налогового органа. В основу судебного акта были положены свидетельские показания, анализ отражения операций в налоговой и бухгалтерской отчетности, который на самом деле подтверждал реальность спорных операций и наличие в них экономического смысла по приобретению обществом товара у поставщика.

Как отмечается в практике арбитражных судов округов, право на вычет возникает у налогоплательщика при условии фактической, реальной оплаты суммы налога продавцу за реально выполненные работы, услуги, реально переданные товары (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 августа 2014 г. № Ф09-4820/14 по делу № А60-41000/2013).

Таким образом, ввиду двустороннего характера реальности операций (реальная передача товара, выполнение работ, оказание услуг, а также реальность оплаты либо иного встречного предоставления) в рамках процесса доказывания налогоплательщику необходимо предоставить подтверждения их действительного совершения. Указанные выводы в судебной практике сложились еще на заре применения критерия реальности (Постановления ФАС Московского округа от 13 апреля 2010 г. № КА-А41/3420-10 по делу № А41-27133/2009, ФАС Поволжского округа от 17 сентября 2013 г. № Ф06-7842/13 по делу № А65-30369/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 7 августа 2013 г. по делу № А29-8502/2012). В частности, факт реальности может быть подтвержден следующими доказательствами:

  • первичные учетные документы, представленные налогоплательщиком (товарные накладные, акты выполненных работ / оказанных услуг, приемо-сдаточные акты, акты сверки, акты приемки, складские свидетельства);
  • свидетельские показания лиц, причастных к совершаемым сделкам, в частности подписывающих первичные документы;
  • платежные поручения.

Таким образом, совокупность указанных доказательств позволит налогоплательщику обосновать факт реальности совершенных операций и оспорить тем самым незаконное решение налогового органа о доначислении налогов.

Из проанализированного следует, что для подтверждения реальности хозяйственных операций (в частности, закупки товаров и услуг), совершенных налогоплательщиком, фактического экономического существования спорных операций возможно использование следующих доказательств: документов складского учета организации, товарных, товаро-транспортных и внутризаводских накладных; книги покупок и продаж, книги входного контроля товаров; фактов пропусков транспорта (собственного, перевозчиков или контрагентов) на территорию имущественного комплекса налогоплательщика, маршрутных карт движения сырья и путевых листов; документов, подтверждающих дальнейшую реализацию произведенной из приобретенного налогоплательщиком сырья продукции (или свидетельствующих о перепродаже закупленных товаров или услуг), свидетельских показаний работников налогоплательщика и его контрагентов; платежных документов налогоплательщика и его контрагентов; банковских выписок о движении денежных средств на счетах проверяемого и его спорных поставщиков (подрядчиков).

image_pdf
image_print

Илья Назаров

Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2018 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией за 2017-й год. Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию.

Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным. В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

Зарубежный доход — основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход в виде нераспределённой прибыли КИК (при определенных условиях)
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%. С 2021 года — 13% с доходов до 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

Какую сумму налога необходимо доплатить в России

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое может происходить при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости, выплате заработной платы и т.п.) и с этим государством у России имеется соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения (Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке, с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13-15%. Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13-15%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено). Если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13-15%, то в РФ необходимо будет доплатить до 13-15%.

Какие документы необходимо приложить в качестве подтверждения уплаты налога за границей

В соответствии с п.3 ст.232 НК РФ в качестве подтверждения уплаты налога за пределами РФ к декларации 3-НДФЛ необходимо приложить любой из следующих документов (нотариально удостоверенный перевод на русский язык без апостиля):

  • документ, подтверждающий сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданный (заверенный) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В таком документе должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве (для данный целей подойдет, например, справка из местного налогового органа, в которой было бы указано, что Вы за такой-то отчетный период получили определенную сумму дохода, с которой был удержан налог в таком-то размере);
  • копия налоговой декларации, представленной в иностранном государстве вместе с копией платежного документа об уплате налога;
  • если налог был удержан у источника выплаты дохода налоговым агентом (например в случае с заработной платой от работы по трудовому договору) — необходим документ, выданный таким налоговым агентом, в котором содержались бы сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве;

При этом, суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, могут быть заявлены в декларациях 3-НДФЛ в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы — п.2 ст.232 НК РФ.

Какие расходы возможно принимать к вычету при определении базы по НДФЛ

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Необходимо ли подавать декларацию 3-НДФЛ, если сумма удержанного за границей налога — больше 13%

Налоговая рассматривает возможность зачета зарубежного налога как ПРАВО налогоплательщика, для реализации которого налогоплательщик в обязательном порядке должен задекларировать полученный за рубежом доход и сумму удержанного там налога (с приложением подтверждающих документов) в декларации 3-НДФЛ даже если сумма налога превышает 13%. Если не задекларировать доход и налог, то существует большой риск того, что налоговая откажет в праве на зачет зарубежного налога и обяжет уплатить в России 13%.

Как я писал выше, место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога (40% — если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

ПРИМЕР:

Срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году, начинается исчисляться с 01.01.2019 и составляет 3 года, т.е. решение о привлечении к ответственности не может быть вынесено позднее 01.01.2022 года.

При этом, решение в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в 2021 году налоговый орган может вынести решение о проведении проверки только в отношении 2020, 2019 и 2018 периодов.

Единственный случай, когда в 2021 году возможно привлечь к ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году — если решение налогового органа о проведении проверки вынесено в 2020 году.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание. ВАЖНО! При этом, в случае, если Вы планируете заплатить/доплатить просроченный налог — Вам необходимо ВНАЧАЛЕ заплатить сумму налога и пени по квитанциям и только ПОТОМ подать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ . В таком случае будет считаться, что Вы самостоятельно исполнили обязанность по уплате налога ДО выявления нарушения со стороны налогового органа, что повлечет освобождение от ответственности за неуплату налога по ст.122 НК РФ.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности — 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты — п.2 ст.207 НК РФ — лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты — ст.1 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ — ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС — п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции — ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

image_pdf
image_print

Илья Назаров

Многие российские граждане имеют зарубежный доход. В сентябре 2018 года состоялся первый автоматический обмен налоговой информацией за 2017-й год. Неизвестно, как он прошел на практике, однако, многие иностранные государства (в частности Кипр) заявили о полной передаче сведений о счетах российских налоговых резидентов в Россию.

Вопрос о самостоятельном декларировании дохода, получаемого на зарубежные счета, становится все более актуальным. В настоящей статье будут рассмотрены основные вопросы, затрагивающие налоговые и валютные обязательства лиц, получающих доходы от источников за пределами РФ.

Зарубежный доход — основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход в виде нераспределённой прибыли КИК (при определенных условиях)
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

Налоговые последствия

В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог — НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов — 13%. С 2021 года — 13% с доходов до 5 млн руб. и 15% с суммы превышения.

Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало «набирать» указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

Какую сумму налога необходимо доплатить в России

В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое может происходить при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости, выплате заработной платы и т.п.) и с этим государством у России имеется соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения (Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке, с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13-15%. Если сумма уплаченного за рубежом налога — выше 13-15%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога — также не предусмотрено). Если сумма уплаченного за рубежом налога — меньше 13-15%, то в РФ необходимо будет доплатить до 13-15%.

Какие документы необходимо приложить в качестве подтверждения уплаты налога за границей

В соответствии с п.3 ст.232 НК РФ в качестве подтверждения уплаты налога за пределами РФ к декларации 3-НДФЛ необходимо приложить любой из следующих документов (нотариально удостоверенный перевод на русский язык без апостиля):

  • документ, подтверждающий сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданный (заверенный) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В таком документе должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве (для данный целей подойдет, например, справка из местного налогового органа, в которой было бы указано, что Вы за такой-то отчетный период получили определенную сумму дохода, с которой был удержан налог в таком-то размере);
  • копия налоговой декларации, представленной в иностранном государстве вместе с копией платежного документа об уплате налога;
  • если налог был удержан у источника выплаты дохода налоговым агентом (например в случае с заработной платой от работы по трудовому договору) — необходим документ, выданный таким налоговым агентом, в котором содержались бы сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве;

При этом, суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, могут быть заявлены в декларациях 3-НДФЛ в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы — п.2 ст.232 НК РФ.

Какие расходы возможно принимать к вычету при определении базы по НДФЛ

Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы — например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы — сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве — и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

Необходимо ли подавать декларацию 3-НДФЛ, если сумма удержанного за границей налога — больше 13%

Налоговая рассматривает возможность зачета зарубежного налога как ПРАВО налогоплательщика, для реализации которого налогоплательщик в обязательном порядке должен задекларировать полученный за рубежом доход и сумму удержанного там налога (с приложением подтверждающих документов) в декларации 3-НДФЛ даже если сумма налога превышает 13%. Если не задекларировать доход и налог, то существует большой риск того, что налоговая откажет в праве на зачет зарубежного налога и обяжет уплатить в России 13%.

Как я писал выше, место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды — в стране — источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

Ответственность за неуплату налога

1) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ — Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога (40% — если будет доказан умысле на неуплату налога)

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

ПРИМЕР:

Срок давности привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году, начинается исчисляться с 01.01.2019 и составляет 3 года, т.е. решение о привлечении к ответственности не может быть вынесено позднее 01.01.2022 года.

При этом, решение в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в 2021 году налоговый орган может вынести решение о проведении проверки только в отношении 2020, 2019 и 2018 периодов.

Единственный случай, когда в 2021 году возможно привлечь к ответственности за неуплату налога с доходов, полученных в 2017 году — если решение налогового органа о проведении проверки вынесено в 2020 году.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание. ВАЖНО! При этом, в случае, если Вы планируете заплатить/доплатить просроченный налог — Вам необходимо ВНАЧАЛЕ заплатить сумму налога и пени по квитанциям и только ПОТОМ подать в налоговый орган декларацию 3-НДФЛ . В таком случае будет считаться, что Вы самостоятельно исполнили обязанность по уплате налога ДО выявления нарушения со стороны налогового органа, что повлечет освобождение от ответственности за неуплату налога по ст.122 НК РФ.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности — 2 года

Валютное регулирование и валютный контроль

Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

  • налоговые резиденты — п.2 ст.207 НК РФ — лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
  • валютные резиденты — ст.1 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

Валютное законодательство РФ — ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» — устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС — п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции — ст.15.25 КоАП РФ.

Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

"Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 3

Изменения, внесенные в гл. 21 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, затронули, в частности, и порядок определения налоговой базы организациями-экспортерами. В новой редакции п. 3 ст. 153 Кодекса определение налоговой базы экспортерами поставлено в зависимость непосредственно от момента ее определения.

Следует отметить, что до 01.01.2006 из ст. 153 НК РФ следовало, что при определении налоговой базы выручка налогоплательщиков в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации товаров (работ, услуг), т.е. никакой привязки к моменту определения налоговой базы не предусматривалось.

Несмотря на это, сотрудники налоговых органов и Минфина России разъясняли, что налоговую базу по НДС при реализации за иностранную валюту следует исчислять по курсу ЦБ РФ на момент определения налоговой базы. Например, в Письме МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995 было указано, что для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки. Соответственно, для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается по курсу ЦБ РФ на дату ее получения.

Минфин России в Письме от 10.06.2005 N 03-04-08/148 уточнил, что "при определении налоговой базы по НДС в отношении экспортируемых товаров, по которым применение нулевой ставки подтверждено в установленном порядке, выручка, полученная организацией в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0%".

Однако сложившаяся арбитражная практика свидетельствовала, что дату пересчета валютной выручки не следует привязывать к моменту определения налоговой базы.

Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2004 по делу N 09АП-3839/04-АК отмечено, что п. 9 ст. 167 НК РФ указывает на момент определения налоговой базы, а не на порядок расчета суммы выручки. В Постановлении этого же суда от 14.03.2005 по делу N 09АП-1606/05-АК говорится, что "суд первой инстанции с учетом п. 3 ст. 153 НК РФ обоснованно отклонил доводы инспекции о пересчете суммы валютной выручки в рубли по курсу ЦБ РФ на день определения налоговой базы".

ФАС Московского округа в Постановлении от 24.10.2005 N КА-А40/10227-05 указал следующее: "В соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов. Пункт 9 ст. 167 НК РФ, предусматривающий момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления НДС, не устанавливает обязанности пересчета валютной выручки".

О том, что выручка организации-экспортера должна определяться на дату реализации товара по ГТД сказано и в Постановлении ФАС Московского округа от 05.10.2005 N КА-А40/9420-05.

Понятие "момент определения налоговой базы при реализации", содержащееся в п. 9 ст. 167 НК РФ, отражало особенности исчисления НДС при реализации товаров на экспорт и не было тождественно понятию "дата реализации (поставки) товаров".

Для организаций, получающих выручку в иностранной валюте, определение налоговой базы в зависимости непосредственно от момента ее определения законодательно закреплено в НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ с 01.01.2006 при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному ст. 167 НК РФ. При этом уточняется, что выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3, 8, 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, т.е. выручка организаций-экспортеров, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Напомним, что согласно п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Если полный пакет документов не собран на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ считается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Фактически это означает, что при наступлении момента определения налоговой базы организации-экспортеры, применяющие нулевую ставку по НДС, рассчитывают налоговую базу по курсу ЦБ РФ на дату поступления денежных средств. Денежные средства могут поступить как авансом, до отгрузки, так и в промежуток времени между фактической отгрузкой и датой, когда наступил момент определения налоговой базы. И в том, и в другом случае налоговая база рассчитывается исходя из фактически поступившей выручки. В декларации будет показана именно та сумма, которая поступила организации в иностранной валюте по выписке банка, пересчитанная по курсу ЦБ РФ. Соответственно, данная сумма не будет совпадать с суммой выручки, отраженной в бухгалтерском учете (в соответствии с ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" в бухгалтерском учете доходы организации в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату признания таких доходов).

В случае если организация в течение 180 дней не сможет собрать документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, требования второго предложения п. 3 ст. 153 на нее распространяться не будут. Выручка в иностранной валюте в этом случае будет пересчитываться по курсу ЦБ РФ на дату, предусмотренную п. 1 ст. 167 Кодекса, т.е. на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

В новой редакции ст. 167 НК РФ нечетко прописана ситуация, когда согласно п. 9 ст. 165 НК РФ организации могут представить в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, по истечении срока, установленного для их подачи. В названной статье сохранена норма о том, что день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) является моментом определения налоговой базы в случае, если организация не смогла собрать документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, в течение 180 дней. При этом признание датой реализации дня отгрузки не поставлено в зависимость от того, был собран комплект документов после 181 дня или он вообще не был собран. Особого порядка определения даты реализации в случаях, когда документы были представлены позже 181 дня, в НК РФ по-прежнему нет. Получается, что правило, предписывающее признавать момент определения налоговой базы по дате отгрузки, должно распространяться и на те случаи, когда документы собраны после истечения срока, установленного для их подачи.

В обновленном п. 3 ст. 172 НК РФ говорится о "моменте последующего исчисления налога по налоговой ставке 0%". Однако данный пункт вступает в силу лишь с 01.01.2007 и, к тому же, Налоговым кодексом не определено, что такое "момент последующего исчисления налога".

Из Порядка заполнения налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0%, утвержденного Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н, следует, что "если перерасчет сумм налога производится в связи с представлением документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0%, корректирующие декларации представляются в налоговый орган одновременно с указанными документами за тот налоговый период, в котором собраны данные документы". В соответствии с рекомендациями Минфина по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт на дату представления документов следует сдавать не уточненную, а новую декларацию, но уже по нулевой ставке.

Таким образом, налицо правовая коллизия. Одна и та же операция по-прежнему будет дважды отражена в налоговой декларации: первый раз - в периоде отгрузки с применением ставки 18 (10)%, а второй - в периоде, когда будут собраны необходимые документы, но уже по ставке 0%. Следует отметить спорность приведенного положения Приказа Минфина России N 163н, поскольку налицо двойное налогообложение одной и той же операции, но в разных налоговых периодах и по разным ставкам.

К сожалению, в обновленной декларации остались прежние нерешенные проблемы. В частности, в декларации в разд. 2 "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым подтверждено" появилась графа 8, позволяющая налогоплательщикам в случае последующего представления документов, подтверждающих нулевую ставку, восстанавливать сумму НДС, предъявленную поставщиками и ранее принятую к налоговому вычету. Однако аналогичной нормы о восстановлении НДС в НК РФ нет.

Вместе с тем следует отметить положительные сдвиги в налогообложении экспортеров НДС. В п. 10 ст. 171 НК РФ появилась норма, предусматривающая вычет сумм налога, начисленных в связи с тем, что на 181-й день не был собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС. Тем не менее в ст. 172 НК РФ механизм применения этого вычета в 2006 г. не прописан, а обновленная редакция п. 3 названной статьи вступает в силу лишь с 01.01.2007. В графе 7 разд. 2 декларации суммы НДС, ранее начисленного с неподтвержденного экспорта, показываются как вычет. В самом же Приказе Минфина России N 163н почему-то речь идет не о налоговом вычете ранее начисленного НДС, а о возврате сумм уплаченного налога в соответствии с нормами ст. 176 НК РФ (абз. 12 п. 4 Порядка заполнения налоговой декларации). Вычет сумм налога и возврат налога - это разные процедуры, поэтому совершенно непонятно, почему Минфин делает ссылку на ст. 176 НК РФ вместо того, чтобы четко разъяснить порядок осуществления вычета, предусмотренного п. 10 ст. 171 НК РФ.

Таким образом, неясно, как следует исчислять налоговую базу в случае последующего подтверждения нулевой ставки НДС. Пока единственным нормативным актом, разъясняющим это, остается упомянутый ранее Приказ Минфина N 163н, находящийся в противоречии с НК РФ. Однако и в данном документе нет ответа на вопрос, что же считать моментом определения налоговой базы в случае последующего представления документов, подтверждающих нулевую ставку, и на какую дату следует пересчитывать выручку в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ.

Остается порекомендовать налогоплательщикам принять решение на свое усмотрение, в очередной раз воспользовавшись п. 7 ст. 3 НК РФ, устанавливающим, что все неустранимые противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Читайте также: