Факт неуплаты таможенных пошлин и налогов на момент подачи таможенной декларации на товары

Опубликовано: 18.05.2024

Вам нужно отсрочить оплату «импортного» НДС или заплатить налог частями? Не знаете, в каких случаях можно вообще не платить НДС с импортных операций? Любая компания может столкнуться с импортом в процессе своей деятельности. Чтобы узнать, как правильно рассчитать НДС и по возможности уменьшить, изучите статью, специально подготовленную для сайта Бухгалтерия.ру на основе материалов электронного Бератора (www.berator.ru).

Если ваша фирма импортирует товары, на таможне нужно заплатить НДС. Исключение сделано лишь для некоторых категорий товаров (они перечислены в статье 150 НК РФ).

Обратим ваше внимание на некоторые важные моменты.

1. НДС на таможне нужно заплатить в особом порядке: не по итогам того налогового периода (квартала), в котором товары были ввезены в Россию, а одновременно с уплатой других таможенных платежей.

Срок уплаты НДС при ввозе товаров зависит от таможенной процедуры, под которую помещают товары (п. 1 ст. 82 ТК ТС).

Если заявлен режим выпуска товаров для внутреннего потребления, то НДС нужно заплатить до их выпуска (пп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС).

Если товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза, НДС платят до их выпуска при условии уплаты всех ввозных таможенных пошлин и налогов за весь срок временного ввоза (пп. 1 п. 3 ст. 283 ТК ТС). Иногда выпуск товаров производят и до подачи таможенной декларации. Тогда НДС нужно заплатить не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров (пп. 3 п. 2 ст. 197 ТК ТС).

2. Как рассчитать сумму НДС, которую нужно заплатить на таможне, записано в статье 160 Налогового кодекса.

Сумму налога рассчитывают по такой формуле:

Н = (ТС + ТП + А) × N : 100%,

где Н – сумма НДС, которую нужно заплатить на таможне;

ТС – таможенная стоимость импортированных товаров;

ТП – сумма уплаченной таможенной пошлины;

А – сумма уплаченного акциза;

N – ставка налога на добавленную стоимость, по которой облагаются импортированные товары.

Если импортированные товары освобождены от уплаты таможенных пошлин, при расчете суммы НДС предполагается, что ТП = 0; если товары не облагаются акцизами, – что А = 0.

3. НДС, уплаченный на таможне по импортированным товарам, можно принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

При этом должно выполняться такое условие: купленные товары должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи.

Обратите внимание: НДС принимают к вычету в том квартале, когда импортные товары были оприходованы на балансе фирмы. Перечислены к этому времени деньги за товар иностранному партнеру или нет – значения не имеет.

Документами, подтверждающими право на вычет, в данном случае будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) и таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченного на таможне.

Однако фирмам-импортерам следует учитывать один нюанс.

Как правило, в платежных поручениях на перечисление авансовых платежей не указывают конкретное назначение денег. Это требование основано на положениях пункта 1 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таким распоряжением является подача самой фирмой или ее представителем таможенной декларации. В ее графе 47 «Исчисление платежей» указывают налоговую базу, ставку и сумму НДС, а также код вида платежа (для импортного НДС – «30»). Однако таможенная декларация не является платежным документом. Она свидетельствует об уплате НДС лишь косвенно.

Этой формальностью нередко пользуются налоговые инспекторы, чтобы отказать импортерам в вычете НДС. Такой спор, например, рассмотрел Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа. Однако он отклонил обвинение инспекторов в том, что фирма не смогла доказать уплату импортного НДС.

Судьи сочли, что для вычета НДС, уплаченного на таможне, вполне достаточно внешнеэкономического контракта, платежного поручения на авансовый платеж и таможенной декларации (постановление от 14 мая 2007 г. № Ф0-42844/2007 (34026А0314)).

Как отложить уплату НДС на таможне

По разным причинам у импортера может не оказаться собственных средств, чтобы рассчитаться с таможней. Но без уплаты таможенных платежей фирма не получит ввезенный товар. Кроме того, если фирма пропустит срок уплаты НДС, таможенники начислят пени.

Таможенное законодательство разрешает фирмам отложить платеж. В качестве обеспечения можно использовать гарантии банков и страховых организаций, включенных в реестр ФТС России (приказ ФТС России от 2 июня 2011 г. № 1165).

Такой возможностью в настоящее время пользуется большинство участников внешнеэкономической деятельности.

Банковская гарантия обеспечивает выполнение российскими импортерами обязательств по уплате НДС на таможне, а также позволяет им не отвлекать значительных оборотных средств на уплату этого налога при импорте.

В соответствии с требованиями таможенного законодательства список банков и страховых организаций подлежит обязательному опубликованию (ст. 142 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311ФЗ).

Учтите, что, если сумма причитающегося к уплате НДС на таможне составляет менее 500 евро по курсу Банка России, установленному на день подачи таможенной декларации, представления обеспечения не требуется (п. 2 ст. 85 ТК ТС).

Как заплатить НДС в рассрочку

Таможенный кодекс дает возможность импортерам заплатить НДС в рассрочку.

Для этого они должны ввезти товар в режиме временного ввоза. Этим способом выгодно пользоваться фирмам, ввозящим оборудование по договору аренды на небольшой срок. При этом собственником оборудования должна оставаться иностранная фирма-арендодатель.

Если импортер заявляет режим временного ввоза, то товары полностью или частично освобождают от уплаты таможенных платежей, в том числе НДС.

Список товаров, которые полностью освобождают от таможенных платежей (кроме таможенных сборов), приведен в перечне, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331.

Обратите внимание: для освобождения от таможенных платежей и НДС эти товары помещают под таможенный режим временного ввоза на срок не более одного года.

Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и НДС применяют в случае:

  • если срок ввоза превышает один год;
  • если вы ввозите товары, не указанные в перечне, утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331;
  • если вы ввозите основные средства.

При этом за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения этих товаров в России нужно заплатить 3% от суммы таможенных платежей и НДС, которые пришлось бы заплатить в случае обычного импорта этих товаров. Это так называемые периодические платежи. Их перечисляют не позднее последнего дня месяца, предшествующего месяцу, за который вносится периодический платеж.

Таким образом, фирма платит тот же самый НДС, но только в рассрочку.

Чтобы ввезти товар в режиме временного ввоза, импортер должен обратиться на таможню с заявлением. На основании этого заявления таможенники устанавливают срок временного ввоза. Он не может превышать два года.

НДС, уплаченный на таможне при временном ввозе товаров, можно принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). Для этого ввезенные товары должны быть приняты к учету и использоваться для операций, облагаемых НДС.

В этом случае НДС принимают к вычету по мере уплаты его таможенному органу (письмо Минфина России от 21 марта 2007 г. № 030708/47).

Отсрочка (рассрочка) уплаты НДС на таможне предоставляется «при наличии хотя бы одного из следующих оснований» (ст. 134 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»):

  • фирме причинен ущерб в результате чрезвычайных ситуаций (стихийного бедствия, аварии, пожара, технологической катастрофы);
  • в случае задержки финансирования из федерального бюджета или задержки оплаты выполненного госзаказа;
  • при осуществлении поставок по межправительственным соглашениям;
  • в случае, если импортируемые товары являются скоропортящимися.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты НДС принимает ФТС России или определяемый ею таможенный орган.

Когда фирма может не платить НДС при импорте

Часто российские фирмы, импортирующие технологическое оборудование, не заключают договор купли-продажи с иностранным партнером.

Они оформляют ввоз оборудования в Россию как взнос иностранного учредителя в свой уставный капитал.

Такая операция полностью освобождена от уплаты НДС и таможенных пошлин (п. 7 ст. 150 НК РФ, ст. 16 Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), но только при условии, что аналоги такого оборудования не производят в РФ.

Перечень технологического оборудования, аналоги которого не производят в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года № 372.

Ввозится данное оборудование для внесения в качестве вклада в уставный капитал или нет, значения не имеет.

Напомним, что до 2009 года не облагали НДС только те операции по импорту технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), у которых целью ввоза был вклад в уставный капитал организаций (старая редакция п. 7 ст. 150 НК РФ).

При этом освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин действовало в случаях, если ввозимые товары:

  • не являлись подакцизными;
  • относились к основным средствам;
  • ввозились в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В настоящее время операции по импорту технологического оборудования не облагают НДС при выполнении следующих условий:

  • аналоги ввозимого оборудования не производят в РФ;
  • оборудование входит в перечень, утвержденный Правительством Росийской Федерации от 30 апреля 2009 года № 372.

Если вы хотите исключить претензии со стороны налоговой инспекции и таможни, советуем проверить, соответствует ли код ввозимого вами оборудования коду товара по Товарной номенклатуре ВЭД Таможенного союза, указанному в перечне.

Обратите внимание: Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений по использованию ввезенного технологического оборудования, аналоги которого не производят в Российской Федерации. Поэтому импортируемое технологическое оборудование компании могут использовать не только в производственных целях, но и для продажи.

Используйте возможность оптимизировать ваши ежемесячные налоговые расходы – изучите новый раздел Бератора «Экономим на налогах».

Специально для пользователей сайта www.buhgalteria.ru – скачайте Бератор для Windows абсолютно бесплатно и на деле убедитесь в его необходимости. Подробнее на сайте www.berator.ru


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 16 мая 2017 г. N 33а-7808/2017

История рассмотрения дела

Судья: Карсакова Н.Г.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Бутковой Н.А.,

судей Белоногого А.В., Ивановой Ю.В.

при секретаре Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2017 года апелляционную жалобу Г.М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года по административному делу N 2а-19549/16 по административному иску Выборгской таможни к Г.М. о взыскании таможенных платежей и пени.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., судебная коллегия

Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Г.М. таможенные платежи и пени в сумме 813630,75 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 03 июля 2014 года Г.М. ввез на территорию таможенного союза транспортное средство - автомобиль года выпуска, который по заявлению владельца был помещен под таможенный режим временного ввоза, предполагающий обязанность владельца вывезти транспортное средство с территории таможенного союза по истечении установленного срока, однако Г.М. свою обязанность не исполнил, а направленное в его адрес требование об уплате задолженности по таможенным платежам не выполнил.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года требования административного иска удовлетворены. С Г.М. в пользу Выборгской таможни взыскана сумма таможенных платежей в размере 702597 руб., пени в размере 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб. Также с Г.М. взыскана государственная пошлина в размере 11336 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель административного истца, административный ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно ч. 2 ст. 150 , ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

03 июля 2014 года Г.М., проживающий в Республике Литва, временно, на срок до 03 октября 2014 года, осуществил ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортного средства , регистрационный номер , года выпуска, объем двигателя 3000 куб. сантиметров, (VIN) , через международный автомобильный пункт пропуска на границе Торфяновка Выборгской таможни.

В связи с невывозом временно ввезенного автомобиля в установленный таможенным органом срок, в адрес Г.М., таможенным органом было направлено требование от 19 апреля 2016 года N 107 об уплате таможенных платежей. Согласно требованию Г.М. подлежит уплатить таможенные платежи в размере 702597 руб., пени, начисленные за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года, в сумме 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза с территории таможенного союза временно ввезенного им транспортного средства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза ( часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом , международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ( статья 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Пунктом 4 статьи 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Согласно части 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Федерального закона.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров ( часть 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования ( часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ( часть 6 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Согласно части 2 статьи 287 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд ( пункт 6 части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации)

Как следует из материалов дела, по результатам проведения таможенного контроля установлен факт не вывоза Г.М. транспортного средства, автомобиля марки - , о чем 11 апреля 2016 года составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10206000/216/110416/А0040. В установленный срок, 19 апреля 2017 года таможенным органом сформировано требование от N 107 об уплате таможенных платежей и направлено в адрес проживания Г.М. Данное требование административным ответчиком оставлено без внимания, в связи с чем, таможенный орган 12 октября 2016 года обратился с настоящим административным иском в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, то есть пределах шестимесячного срока. Таким образом, таможенным органом соблюдены порядок и сроки взыскания таможенных платежей.

Таможенный платеж для транспортного средства личного пользования, зарегистрированного на территории иностранных государств, и временно ввезенного физическим лицом, срок нахождения которых на территории таможенного союза превысил 1 год со дня их ввоза исчисляется по единым ставкам, установленным в пунктах 10 и 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению.

Пунктом 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которого составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров установлена ставка в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В силу частей 2 , 10 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Проверив расчет таможенного платежа, начисленного в размере 702597 руб., пени, начисленных за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года в размере 111033,75 руб., судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные таможенные ставки, осуществлен арифметически верный расчет взыскиваемых платежей и пени, который в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспорен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правомерно удовлетворил требования административного иска.

В апелляционной жалобе Г.М. указал, что таможенным органом был продлен срок временного ввоза до 29 октября 2014 года. 17 октября 2014 года в связи с неисправной электропроводкой автомобиль сгорел, не пригоден к эксплуатации. О данном происшествии он письменно уведомлял таможенный орган. По мнению административного ответчика, требование административного истца об уплате таможенного платежа за данный автомобиль необоснованно, так как автомобиль безвозвратно утрачен и в данном конкретном случае подлежит применению положения пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно ч. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80 и пункта 2 статьи 283 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании факта аварии, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) может свидетельствовать невозможность проведения ремонта поврежденного имущества либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии либо равенство этих стоимостей.

Из пояснений административного истца, поступивших в Санкт-Петербургский городской суд во исполнение запроса следует, что Г.М. не обращался в Выборгскую таможню по факту аварии, происшедшей с его автомобилем , а также что срок временного ввоза транспортного средства не продлевался.

Г.М. не представлено доказательств факта аварии и безвозвратной утраты автомобиля, а также сведений о продлении срока временного ввоза автомобиля ни в суд первой ни апелляционной инстанции. Кроме того, факт уведомления административным ответчиком таможенного органа о происшедшей аварии, признания таможенными органами факта аварии также не имеют подтверждения, в связи с чем, изложенные в апелляционной жалобе доводы признаются судебной коллегией несостоятельными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального и процессуального права, и подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ввозная таможенная пошлина

Ввозная таможенная пошлина (ВТП) - это платёж, взимаемый таможней за ввоз товара на территорию РФ и других стран членов ЕАЭС. Уплата ввозной пошлины является обязательной. Деньги поступают на специальный счёт, а далее уже с него распределяются по странам ЕАЭС. Единый таможенный тариф предусматривает для всех стран ЕАЭС одинаковые ставки ввозных таможенных пошлин. Ставки пошлин, установленных для стран ЕАЭС, регулируют ввоз зарубежных товаров и защищают внутренних – отечественных производителей. Пошлины могут не взиматься за товары, ввозимые из стран Зоны свободной торговли или наименее развитых стран, с которыми подписаны межправительственные соглашения (СНГ, Грузия, Сербия, Югославия, Республика Вьетнам). Эта льгота действительна, когда между предпринимателями заключён прямой контракт, подтверждённый сертификатом происхождения товара. Данный сертификат подтверждает, что товар действительно произведён в указанной стране. Например, из Грузии привозят товары не только грузинского производства. Когда нет прямого контракта или сертификат происхождения отсутствует, то льгота действовать не будет. Кроме таможенной пошлины участникам ВЭД может потребоваться оплатить и другие таможенные платежи.

Они могут платиться в зависимости от вида товара в различных комбинациях.
Например, на ввоз велосипедных камер установлена нулевая пошлина, НДС=20%, акциз не взимается.

Уплата ввозных таможенных пошлин

Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.

Внимание! Оплата ввозной таможенной пошлины осуществляется в рублях, если в контракте поставки указана другая валюта, то перерасчёт в рубли производят по курсу ЦБ, на момент регистрации декларации.

Как происходит уплата ввозной пошлины

После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на единый лицевой счёт (ЕЛС) плательщика таможенных пошлин, налогов. Счёт открыт на уровне ФТС РФ, его использование даёт множество преимуществ, таких как упрощение порядка уплаты, контроля, возврата средств. Для тех, кто не зарегистрирован, пока ещё могут использовать Личный счёт плательщика (ЛСП). Оплата платёжного поручения ввозной таможенной пошлины происходит путём оформления через банк. В нем указывается восьмизначный код таможенного органа (если оплата производится через ЛСП), либо код «10000010» (если оплата производится через ЕЛС). Так же в платёжном поручении указывается Код Бюджетной Классификации (КБК). Для каждого вида платежа – уникальный код. После оплаты платёжное поручение становиться документом, подтверждающим факт оплаты и предъявляется в момент подачи декларации.

Документы и информация
для оплаты таможенной пошлины

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Образец платёжного поручения (Смотреть)
  5. Перечень соответствия кодов видов платежей, оплачиваемых на таможне, КБК (Смотреть)
  6. Инструкция по оплате таможенных платежей (Смотреть)
  7. Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей (Смотреть)
  8. Коды бюджетной классификации (КБК) 2019 (Смотреть)

Сроки уплаты таможенных платежей

Внимание! Таможенные платежи оплачиваются декларантом в виде авансового платежа. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации. При этом нужно учитывать, что перевод денег может занять некоторое время.

Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:

  • Физические лица могут оплатить пошлину через терминал, который установлен на многих таможенных постах. Это поможет, например, оплатить пошлину с товаров, вес и стоимость которых оказались выше нормы;
  • Юридические лица могут воспользоваться платёжными системами мгновенной оплаты «Таможенная карта» или «Раунд», или обратиться к таможенному брокеру, с которым у Вас заключён договор. Брокер с помощью платежной системы произведёт таможенные платежи без задержек.

Как оформить карту "Таможенная карта":

  1. Обратиться в банк-эмитент таможенной карты (Райффайзенбанк, Банк ВТБ, Сбербанк и др…);
  2. Выбрать тариф;
  3. Заключить договор с банком.

Как оформить «Раунд»:

  1. Заключить договор с банком-участником системы «Раунд»;
  2. Заполнить заявление на выпуск карты;
  3. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету для проведения удалённой оплаты.

Карты позволяют оперативно оплачивать таможенные платежи в любое время суток и в любой день недели на территории РФ. Её использование поможет избежать авансовых платежей, переплат и остатков на счетах в таможне.

Ставки ввозных таможенных пошлин

Размеры ставок ввозных таможенных пошлин зависят от вида товара. Каждому виду товара присвоен свой уникальный цифровой код, узнать который можно по специальному классификатору Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД). Узнав код, по Единому Таможенному Тарифу Евразийского Экономического Союза (ЕТТ ЕАЭС) определяют вид и величину ставки.

Существует 3 вида ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорная, специфическая и комбинированная. Если ставка адвалорная, то для расчёта используют таможенную стоимость товара, если специфическая, то единицу товара (объём, количество, массу), если комбинированная, то используют и, то и другое и выбирают, где стоимость ввозной таможенной пошлины больше.

Примеры применения адвалорной ставки

Пример 1. Индивидуальный предприниматель (ИП) ввозит товарную партию пряжи из Австралии в Россию. Пряжа представляет собой разноцветные клубки шерсти по 5 штук в розничной упаковке.

Код товара - 5109101000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, она составляет 22500 рублей.

Расчет: 22500 рублей х 5% = 1125 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 1125 рублей.

Пример 2. ИП хочет ввезти теннисные мячи на сумму 150 евро.

Код товара - 9506610000. Таможенная стоимость товарной партии меньше 200 евро. При Таможенной стоимости менее 200 евро ввозная пошлина не платится в том случае, если стоимость не занижена. Если стоимость окажется заниженной, то таможня отправит декларацию на корректировку.

Пример 3. Юрлицо ввозит в Россию двухколёсные велосипеды для взрослых из Китая. Продукция не военного назначения.

  • «KNAU» с диаметром колеса 20” и размером рамы 11”.
  • «FELLEN» с диаметром колеса 26” и размером рамы 14”.
  • «RULLA» с диаметром колеса 24” и размером рамы 15”.
  • «BLAU» с диаметром колеса 26” и размером рамы 15”.
  • «HAGEN» c диаметром колеса 29” и размером рамы 15”.

У велосипедов алюминиевые разноцветные рамы. Для безопасности удобства транспортировки велосипеды ввозятся разобранными.

Код товара - 8712003000. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 10%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 3000571 рублей.

Расчет: 3000571 рублей х 10% = 300057 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 300057 рублей.

Пример 4. Юридическое лицо ввозит из Китая новый грузовой трёхосный автомобиль. Самосвал жёлтого цвета с дизельным двигателем, весом 30 тонн. Объём двигателя 9726 куб. см. Мощность 336 лошадиных сил. Грузовик не имеет военного назначения и не является интеллектуальной собственностью.

Код товара - 8704239108. Для этого кода ставка ввозной таможенной пошлины составляет 5%. Основой для расчёта является таможенная стоимость товарной партии, которая составляет 2940000 рублей.

Расчет: 2940000 рублей х 5% = 147000 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 147000 рублей.

Примеры применения специфической ставки

Пример 1. Юридическое лицо ввозит 200 литров светлого пиво в бутылках ёмкостью 0,5 литра из Германии.

Код товара – 2203001100. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0,018 евро/литр. Основой для расчёта является количество ввозимого пива: 200 литров. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рублей за евро.

Расчёт: 200 литров х 0,018 евро/литр = 3,6 евро; 3,6 евро х 75 = 270 рублей.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 270 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию почтовым отправлением спортивную обувь для художественной гимнастики NELLY Gamtena из Испании. Всего 6 Моделей обуви разных размеров. Список ввозимых моделей:

  • «Podium» из полиэстера, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки разных размеров (40 пар);
  • «Mia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (30 пара);
  • «Georgia» из микрофибры, для художественной гимнастики, внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (15 пар);
  • «Olimpia» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Olimpia plus» из полиэстера, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар);
  • «Puntera de calcetin» из полиамида, для художественной гимнастики внутренняя часть 100% хлопок, без стельки, разных размеров (5 пар).

Код товара - 6405909000. Специфическая ставка ввозной таможенной пошлины для этого товара составляет 0,28 евро/пару. Основа для вычисления пошлины 100 пар. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 74 рубля за евро.

Расчёт: 100 пар х 0,28 евро/пару = 28 евро; 28 евро х 74 = 2072 рубля.

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 2072 рубля.

Примеры применения комбинированной ставки

Пример 1. Мебель для сиденья имеет код - 9401000000. ЕТТ ЕАЭС предлагает два значения ставки 10% или 0,08 евро/кг. Т.к. указаны два значения, то нужно использовать комбинированную ставку: сначала рассчитать по адвалорной, затем по специфической и выбрать большую. Вес ввозимой мебели составляет 6 кг, таможенная стоимость 10000 рублей. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 10000 рублей х 10% = 1000 рублей. (адвалорная ставка)

0,08 евро/кг х 6 кг х 75 = 36 рублей. (специфическая)

Итог: сумма ввозной таможенной пошлины составит 1000 рублей.

Пример 2. ИП ввозит в Россию женские трикотажные платья разных размеров торговой марки «Lindy Bop» из хлопчатобумажной ткани, машинного вязания.

  • Платья «Белла» с короткими рукавами, чёрными деталями в отделке. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дарья» без рукавов, с пышной юбкой тёмно-синее. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платья «Дельта» чёрного цвета с цветами. Состав: 97% хлопок, 3% эластан. Состав подкладки: хлопок 90%, полиэстер 10%.
  • Платье «Лана» синее с узором из цветов и кроликов, приталенное с пышной юбкой. Состав платья: 97% хлопок, 3% эластан; состав подкладки: 90% полиэстер, 10% эластан.

Код товара - 6204420000. Комбинированная ставка ввозной пошлины для этого товара составляет 10% или 1,88 евро/кг. Всего ввозится 40 платьев, их вес составляет 21 кг. Таможенная стоимость составляет 103683 рубля. На момент регистрации декларации курс ЦБ составлял 75 рубля за евро.

Расчёт: 52000 рублей х 10% = 5200 рублей. (адвалорная ставка)

1,88 евро/кг х 21 кг х 75 = 2961 рублей. (специфическая ставка)

Итог: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 5200 рублей.

Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин

Тарифные льготы и преференции – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины для товаров из развивающихся стран или наименее развитых стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Ставки таможенных платежей могут быть снижены или вовсе отменены, если товар:

  • Относится к гуманитарной помощи;
  • Книги, картины, костюмы, предназначенные для культурного обмена;
  • Произведён в странах СНГ, Грузии, Вьетнаме, Сербии;
  • Попадает под преференции установленных правительством РФ;
  • Имеет стоимость до 200 Евро для юридических лиц;
  • Не превышает установленные нормы ввоза, указанные в Решении N107 для физических лиц.

Сезонные пошлины – называются сезонными, по периодичности применения: их вводят на определённое время года, но не более чем на 6 месяцев. Они заменяют обычные пошлины на время реализации урожая овощей, фруктов и др. Это мера поддержки с/х.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины предназначены для выборочной защиты отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция может нанести им ущерб.

Специальные пошлины – мера ограничения возросшего импорта на территорию России. Применяются для защиты от таких зарубежных товаров, поставки которых могут нанести значительный ущерб экономике страны.

Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины на зарубежные товары, применяемые для противодействия демпинговому импорту. Например, на подшипники шариковые наибольшим наружным диаметром до 30 мм для промышленной сборки, код «8482101001» действует антидемпинговая пошлина 41%.

Компенсационные пошлины применяются, когда нужно поставить в равные условия внутренние и импортные товары.

Расчет ввозной таможенной пошлины

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги по оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, расчету необходимых к уплате на таможне ВТП и других таможенных платежей, НДС, сборов и акцизов. Если необходимо оформить сертификат, наша компания Вам поможет. При необходимости мы можем оплачивать за клиента таможенные платежи и проводить оперативную растаможку груза на таможне, что поможет сократить издержки и время.

Какие документы, куда и в какие сроки должен представить экспортер, чтобы законно применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС). Какие отметки таможни должны стоять на документах. Как правильно ответить на требование налоговой, если в документах были найдены несоответствия. Эксперт сервиса Контур.Декларант Наталья Лайша отвечает на частые вопросы бизнеса.

22 февраля 2019

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации для экспортируемых товаров предусмотрена налоговая ставка 0 %, и потому при вывозе товаров с территории РФ компания-экспортер не должна уплачивать НДС. Поскольку сбор налогов при экспорте товаров контролирует ФТС России, то компания при подаче таможенной декларации на вывозимые товары НДС со ставкой 0 % в графе 47 «Исчисление платежей» не рассчитывает. Однако она обязана подтвердить свое право применять нулевую налоговую ставку. По сути, ей надо отчитаться, что товары прошли процедуру экспорта и по факту были вывезены с территории РФ.

Куда и в каком виде подать документы

Подать документы для подтверждения нулевого НДС необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица — сделать это можно на бумаге или в виде электронных реестров через систему оператора электронного документооборота (ЭДО).

Как правило, бумажный пакет документов для подтверждения НДС 0 % используют небольшие компании, у которых в течение года бывает 10–30 поставок товаров. А крупные участники ВЭД, перемещающие товары в больших объемах, подают в ИФНС электронные реестры.

Какие документы надо представить

До 2019 года экспортер также должен был представлять в ИФНС копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа о вывозе товаров. Сейчас эти документы подаются только по истребованию налоговой.

Сроки подачи документов

Документы на бумаге (контракт и таможенная декларация) подаются в налоговый орган в течение 180 календарных дней со дня выпуска экспортной декларации — отсчет начинается с даты в отметке «Выпуск разрешен» (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Электронные реестры компания представляет одновременно с подачей налоговой декларации (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Когда нужны отметки таможенного органа

Важное условие для подтверждения нулевого НДС — наличие на таможенной декларации отметок таможенного органа. Налоговое законодательство предусматривает два типа отметок:

  • «Выпуск разрешен» — о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
  • «Товар вывезен» — о вывозе товаров с территории РФ.

Оригинальные отметки проставляются в виде прямоугольного штампа сиренево-розово-синей мастикой (оттенок зависит от степени изношенности штемпельной подушечки). Кроме того, отметка может быть указана в виде сведений и являться аналогом оригинального штампа при электронном таможенном декларировании.

Разберемся, в каких случаях для налоговой инспекции нужна та или другая отметка и в каком виде.

1. «Выпуск разрешен»

В письме от 31.07.2018 № СД-4-3/14795@ ФНС разъяснила: если компания подает таможенную декларацию в электронной форме — а другого варианта быть не может, так как 100 % таможенных деклараций в РФ подаются в электронном виде — то отметку «Выпуск разрешен» достаточно представить в виде сведений о выпуске товаров. Такая отметка появится в документе автоматически, когда таможенный орган закончит проверку декларации и пришлет соответствующее сообщение в сервис для таможенного декларирования.

ФНС также уточняет, что в дальнейшем проставлять оригинальный штамп «Выпуск разрешен» на распечатанные копии таможенных деклараций не требуется.

Бывает, что бухгалтерия компании-экспортера просит штамп «Выпуск разрешен» для ведения внутреннего учета. Тогда штамп можно получить на таможенном посту, куда подавалась декларация на товары. В случае удаленного декларирования товаров штамп можно поставить на таможенном посту, указанном в графе 30 таможенной декларации «Местонахождение товаров».

Отметка таможни в виде сведений о выпуске товаров в копии электронной таможенной декларации выглядит так:


2. «Товар вывезен»

Что касается отметки «Товар вывезен», то ее необходимо получить в виде оригинального штампа только в случае, если компания-экспортер будет подавать документы о подтверждении нулевого НДС в налоговую на бумаге.

Штамп проставляется на таможенной декларации и на транспортном документе таможенным органом в пункте пропуска через границу. Одновременно инспектор вносит информацию о вывозе товаров в базу данных ФТС России и далее эти сведения передаются в ФНС для контроля (п. 17 ст. 165 НК РФ).

Если штамп не проставили в пункте пропуска, то подтверждение факта вывоза можно получить в таможенном органе, где товар декларировался. Для этого на таможенный пост надо подать заявление, которое составляется в произвольной форме, при этом обязательно указываются:

  • регистрационный номер декларации на товары, по которой требуется подтвердить факт вывоза;
  • порядковый номер и описание товара;
  • код таможенного органа места убытия.

Заявление можно составить как в бумажном, так и в электронном виде. Таможенный орган в течение 10 дней направит декларанту информацию о фактическом вывозе товаров так же — в письменном или электронном виде.

Если компания-экспортер подает в налоговую электронные реестры, то отметка «Товар вывезен» на таможенных документах не требуется — ни в виде сведений, ни в виде оригинального штампа (п. 15 ст. 165 НК РФ). Тем не менее для подготовки реестра необходимы будут сведения о дате фактического вывоза товаров. Их можно получить через личный кабинет на портале ФТС с помощью информационного сервиса «Информирование о вывозе товаров».

Как ответить на требование налоговой после подачи документов

Налоговая инспекция может истребовать документы в следующих случаях (п. 1.2 ст. 165 НК РФ):

  • если сведения, которые представил налогоплательщик, не соответствуют тем, что есть у налогового органа;
  • если у ФНС отсутствуют сведения, которые ФТС передает в рамках ведомственного обмена.

Если по результатам сверки налоговая запросила транспортный документ, экспортер должен представить бумажную накладную с оригинальным штампом «Товар вывезен».

Если налоговая запросила декларацию у экспортера, который для подтверждения нулевого НДС использовал электронный реестр, то ему достаточно представить копию электронной таможенной декларации, распечатанной из своего программного средства, со сведениями таможни о выпуске товаров (в дальнейшем проставлять штамп «Выпуск разрешен» на этой копии ЭДТ не нужно). При этом штамп «Товар вывезен» на бумажной копии не требуется (п. 15 ст. 165 НК РФ) — это разрешено с октября 2018 года правками Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ в положениях ст. 165 НК РФ.

Сроки ответа на требование

Документы необходимо представить в течение 30 календарных дней с даты получения требования налогового органа.

Если компания-экспортер не представит документы в ответ на требование налоговой, обоснованность применения налоговой ставки 0 % будет считается неподтвержденной.


Отправляйте декларации во все таможенные органы России. Подключите сервис Контур.Декларант.

Таможенные платежи: когда не платим

В 2009 г. Федеральным законом от 24.07.2009 № 207-ФЗ в Таможенный кодекс РФ были внесены изменения, уточнившие основания прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Ранее в п. 3 ст. 319 Таможенного кодекса РФ содержалась отсылочная норма, согласно которой в отношении товаров, выпущенных для свободного обращения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращалась в случаях, предусмотренных НК РФ.

Применение Налогового кодекса РФ к таможенным правоотношениям вызывало споры. В результате в Таможенном кодексе РФ четко прописали, что обязанность по уплате таможенных платежей прекращается:

1) с уплатой в полном объеме сумм таможенных пошлин, налогов;

2) со смертью физического лица - плательщика таможенных пошлин, налогов или с объявлением его умершим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) с ликвидацией организации - плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенный кодекс Таможенного союза вносит свои уточнения. В соответствии со ст. 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных платежей прекращается в случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) признания ее безнадежной к взысканию.

Из перечня следует, что в союзном Кодексе перемешаны основания для освобождения от таможенных пошлин и прекращения обязанности по их уплате.

В отличие от ТК ТС в п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ обращение товаров в собственность государства названо в качестве основания для освобождения от таможенных пошлин, а не прекращения обязанности по их уплате.

Обратим внимание на одно из оснований прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, а именно если неуплаченный платеж менее двух евро.

В Таможенном кодексе РФ есть аналогичная норма. Правда, сумма 150 руб. и касается она не прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, а взыскания таможенных платежей. В соответствии с п. 5 ст. 348 Таможенного кодекса РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем одному получателю, менее 150 руб.

За этой, на первый взгляд, игрой слов (запрет взыскания в Таможенном кодексе РФ и прекращение обязанности по уплате в ТК ТС) в двух кодексах скрываются серьезные изменения. Если сейчас участник ВЭД не уплатит таможенные платежи на сумму 149 руб., статус правонарушителя с него никто не снимет и от ответственности за неуплату не освободит, поскольку обязанность по уплате даже такой суммы сохраняется - не будет самого взыскания. Согласно же ТК ТС обязанности по уплате сумм менее двух евро не возникает. Значит, при их неуплате нет ни ответственности, ни взыскания.

Если говорить об основаниях освобождения от таможенных платежей, надо отметить следующее.

Согласно п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ не уплачиваются таможенные пошлины и налоги, когда общая таможенная стоимость товаров, ввозимых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 руб.

Пункт 2 ст. 80 ТК ТС освобождает от пошлин товары, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро (около 9000 руб.). Беспошлинный лимит увеличен почти вдвое, добавлено условие об одном отправителе, и, что самое главное, нет ссылки на недельный срок.

Это означает, что перемещаемые товары можно разбивать на партии стоимостью по 200 евро, каждая из которых следует по своему перевозочному документу либо пересылается разными отправителями, и ничего не уплачивать.

Сроки: где убыло, где прибыло

Срок выпуска товаров в ТК ТС (п. 1 ст. 196) сокращен с трех до двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Но это изменение не так существенно, как другие.

При ввозе товаров таможенные платежи должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 329 Таможенного кодекса РФ). Она подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита (п. 1 ст. 129 Таможенного кодекса РФ).

На уплату таможенных пошлин и налогов сейчас отводится 15 дней с момента ввоза товара.

ТК ТС увеличил этот срок. В пункте 3 ст. 211 ТК ТС установлено, что ввозные таможенные пошлины должны быть уплачены до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. То есть фактически срок уплаты приравнен к сроку временного хранения. А предельный срок временного хранения остался неизменным - четыре месяца (п. 2 ст. 170 ТК ТС).

К сроку временного хранения в п. 1 ст. 185 ТК ТС приравнен и срок подачи таможенной декларации. Но это не все изменения в порядке декларирования.

Таможенная декларация: подаем и переписываем

Факт неуплаты таможенных пошлин, налогов на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии (п. 2 ст. 132 Таможенного кодекса РФ). Следовательно, в принятии декларации откажут, если не уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.

В пункте 4 ст. 190 ТК ТС, содержащем закрытый перечень оснований отказа в регистрации декларации, такой оговорки нет. Значит, сборы за таможенное оформление, так же как пошлины и налоги, должны быть уплачены к моменту выпуска товаров, а не к моменту подачи декларации.

Согласно п. 2 ст. 191 ТК ТС участникам ВЭД разрешено вносить изменения в декларацию не только до завершения оформления, но и после выпуска товаров. Правда, условий для этого нет: они должны быть определены решением комиссии Таможенного союза.

Другое изменение - уточнение условий отзыва декларации участником внешнеэкономической деятельности.

Пункт 1 ст. 134 Таможенного кодекса РФ позволяет отозвать таможенную декларацию, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в ней, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

Пунктом 3 ст. 192 ТК ТС установлено, что отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

После таможенного досмотра товара декларация может быть отозвана, только если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Серьезных изменений в процедурах и способах таможенного контроля по сравнению с действующими нет. Но есть одно изменение, которое принесет массу неприятностей не только участникам ВЭД.

Таможня вправе проводить контрольные мероприятия и после выпуска товаров. Сейчас исходя из п. 2 ст. 361 ТК РФ такой контроль может осуществляться в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. А согласно ст. 99 ТК ТС этот срок увеличен до трех лет.

Более того, ТК ТС позволяет государствам - членам Таможенного союза увеличить его до пяти лет. Российские таможенники вряд ли упустят такую возможность. И это станет реальной проблемой, если учитывать изменения, произошедшие с таможенной ревизией (в ТК ТС - таможенная проверка).

Проверять могут не только декларантов и таможенных представителей. Навестить таможенники могут и любых иных лиц, выступивших контрагентами по внутренним договорам в отношении проверяемого товара.

Между тем сейчас таможенная ревизия может проводиться у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (п. 2 ст. 376 ТК РФ). То есть необходимо выполнение двух условий:

•организация занимается торговлей ввозимыми товарами;

•на момент проверки организация владеет такими товарами.

•ТК ТС развязал руки таможенникам. С проверкой могут прийти в том числе (п. 2 ст. 122 ТК ТС):

•к лицам, напрямую или косвенно участвовавшим в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

•лицам, в отношении которых имеется информация, что во владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу.

После вступления в силу ТК ТС обычной может стать ситуация, когда организация купила в России товар для собственных нужд, а через два года к ней придет таможня и заявит: товар ввезен с нарушениями, что может существенно подорвать стабильность гражданского оборота.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 134 ТК ТС в ходе проверки таможня получит право требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, а также запрашивать и получать у налоговых и иных государственных органов информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну.

Что же после 1 июля 2010 г. будет происходить с товарами, в отношении которых не подана декларация либо срок временного хранения которых истек?

В этих случаях в главе 21 ТК ТС таможне предписано задерживать товары (товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений). Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов (п. 1 ст. 146 ТК ТС).

Если владелец товара объявится и поспешит соблюсти все таможенные формальности, товар ему возвратят (за хранение, естественно, заплатит сам владелец). Если же за товаром никто не приходит, то в соответсвии с п. 1 ст. 148 ТК ТС они будут реализованы или уничтожены.

Изменения, которые должны вступить в силу 1 июля 2010 г., неоднозначны. В чем-то участники ВЭД выиграли, а в чем-то таможня расширила и без того большие полномочия. Чтобы ТК ТС заработал, нужна не только его ратификация, но и серьезные изменения национального таможенного законодательства России. С этой целью ФТС России взялась за разработку законопроекта "О таможенном регулировании в РФ". Этот закон должен заменить действующий внутренний Таможенный кодекс и разъяснить все отсылочные нормы к национальному законодательству, вписанные в союзный кодекс (а таковых более 200). Конечно, для участников ВЭД этот закон будет важнее союзного кодекса.

Читайте также: