Эволюция налоговой системы рф

Опубликовано: 28.04.2024

Главная > Задача >Финансы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в России.

Задачами курсовой работы являются:

- характеристика основных этапов возникновения налогообложения;

- исследование становления и развития налоговой системы в Росси;

- анализ действующей налоговой системы;

- вывод предложений по совершенствованию налоговой системы РФ.

1. Исторические этапы возникновения налогообложения

Налоги на заре человеческой цивилизации

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появле­нием первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником дохо­дов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполне­ния фискальной функции используется как экономический инструмент воз­действия государства на развитие производства, его отраслевую и территори­альную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

Теория налогообложения является составной частью экономической нау­ки. Причем практическое налогообложение появилось задолго до возникно­вения экономики как отрасли знания. Термин «экономика» был введен в на­учный оборот в V—IV вв. до Рождества Христова в Греции. Он происходит от слов «ойкос» — хозяйство, дом и «номос» — правило, закон. Правила ведения домашнего хозяйства — именно так употреблял данный термин ученик Сократа (469—399 гг. до Р.Х.) греческий историк Ксенофонт (434—359 гг. до Р.Х.). Окончательно термин закрепился во времена великого греческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (384—322 гг. до Р.Х.).

Первоначально экономика изучала законы ведения домашнего хозяйства. Конечно, речь идет о крупных рабовладельческих хозяйствах. А затем она пе­решла к познанию законов общественного устройства.

Налоги, прежде чем стать частью экономики, на протяжении многих ве­ков развивались эмпирически.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три круп­ных этапа. На начальном этапе развития от Древнего мира до на­чала средних веков государство не имеет финансового аппарата для установ­ления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государство прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI—начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, опре­деляет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, совре­менны и, э т а п — государство берет в свои руки все функции установле­ния и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Регио­нальные органы власти, местные общины выполняют роль помощников госу­дарства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Начальной формой налогообложения, применяемой на самых ранних сту­пенях государственной организации, можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных на­чалах. Жертвоприношение было неписаным законом и становилось принуди­тельным сбором с четко определенной процентной ставкой. В пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

После крещения Руси князь Владимир создал в Киеве церковь Св. Бого­родицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение:

Создах церковь Св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русь-стей: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% всех полученных до­ходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взи­малась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в различных странах — от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он отличался высокой точно­стью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредст­вом которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вави­лоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

1.2. Российские налоги: от Древнерусского государства до Средневековья

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источни­ком доводов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегу­лярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (7—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. ГСак сообщает историк С.М. Соловьев: «Некоторые платили мехами с дыма, или оби­таемого жилища, некоторые по шлягу от рала». Под шлягом, видимо, следует по­нимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращав­шиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость об­ложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее пла­тившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тя­жесть этого обложения для них оказалась легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. По­следним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря (?—945). Как пишет Н.М. Карамзин, Игорь забыл, что умерен­ность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом.

Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен (гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в.). Эти порядки были уза­конены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход». взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, — самими русскими князьями «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивин­ские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества.

Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим правителем Золотой Орды, как об этом говорит С.М. Соловьев, на­чался с того, что Мамай требовал от Дмитрия Донского дани, какую предки по­следнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Дмитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына великокняжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный «выход» . брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей 1 .

А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб.

Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же сле­дует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошли­ны. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (7—1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353).


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.12.2019 2019-12-09

Статья просмотрена: 3502 раза

Библиографическое описание:

Понкратова, Р. А. История развития налоговой системы России / Р. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64986/ (дата обращения: 19.05.2021).

Издревле сложилось, что для успешного функционирования государства требовались налоги. Ведь налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. В статье отражены основные периоды развития налоговой системы и налогообложения от Древней Руси до наших дней. Рассмотрены виды налогов в различные этапы становления налоговой системы.

Финансово-налоговая история Руси берёт начало с Ⅸ века, когда варяжскими князьями Рюриками были объединены два центра восточных славян — Новгород и Киев и создано древнерусское государство Киевская Русь. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». В Лаврентьевской летописи говорится, что «варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». [3, с. 138] Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы, то есть пункты контроля на въезде город. [2, с. 23]

После завоевания Руси Золотой Ордой система налогообложения изменилась, но в пользу татаро-монгол. Известно 14 видов взимания с русских земель. из которых главным был «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана. Непомерные поборы привели к свержению системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости.

Налоговая система была реформирована во времена правления Ивана III, который, отменив «выход», ввел первые русские косвенные и прямые налоги.

Во второй половине ⅩⅥ в. многие налоги и сборы стали взыматься в денежной форме. Во время правления Ивана Ⅳ были введены «полоняничные деньги», которые представляли собой разновидность налога, взимавшегося с населения для выкупа людей, захваченных в плен татарами. Так же были введены сбор «четвертовых денег» — налог на содержание должностных лиц, пошлина при убое скота.

Во времена правления царя Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в полномочия которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к соляному бунту, а к 1662 году произошло обесценивание медных денег, что повлекло за собой стихийные восстания. В 1679 было введено «подворное обложение» — это система взимания прямых налогов, взимаемых, в соответствии с данными переписных книг, с «уездных» (крестьяне, бобыли, задворные, деловые) и посадских люди.

В годы царствования Петра I была создана налоговая система, которая потом без изменений 70 лет кормила и содержала государство. В большой степени влияние на проводимые им реформы оказало знакомство царя с западноевропейским опытом.

Например, в 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50 % всех доходов в бюджете государства. С конца XVIII в. подушный налог становится в России главным доходом государства. Параллельно взимался оброчный сбор, взимаемый с крестьян за пользование земель.

В период правления Екатерины II основным прямым налогом оставалась подушная дань, введенная Петром Ⅰ, на долю которой приходилось до 33 процентов государственных доходов.

Прямые налоги обеспечивали в XVIII в. около 50 % доходов бюджета, вторую половину составляли косвенные налоги. При введении винной монополии винный акциз приносил бюджету 23–28 % доходов. Вторыми по значимости косвенными налогами стали таможенные пошлины (15 % доходов). Налоговое бремя на крестьян достигало 1/3 их доходов.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения — «Опыт теории налогов», автором которого выступал один из крупнейших деятелей русского либерализма, выдающийся экономист Николай Иванович Тургенев. Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения. [2, с. 35]

Во второй половине XIX в. произошли коренные изменения в российской финансовой системе. Подушное обложение было заменено налогом с городских строений, который впервые в истории России платило и дворянство. Вторым по значению выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей.

В период правления Николая II было представлено немало проектов модернизации налоговой системы. В частности П. А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать как одну из самых радикальных в мире программ по преобразованию налоговой сферы в I половине XX века. По сути, она содержала в себе все основные элементы современных на сегодняшний день налоговых систем развитых стран:

− поимущественное налогообложение основано на независимой оценке стоимости имущества;

− прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, учитывающее установленный законодательством размер прожиточного минимума;

− использование сочетания индивидуальных акцизов с единым налогом на оборот практически всех товаров (прообраз налога на добавленную стоимость).

Результатом всех этих мероприятий стала отлаженная система финансовых поступлений. Накануне первой мировой войны Россия занимала в мире достаточно прочное финансовое положение. Но мировая война, в которую России вступила 1 сентября 1914г., самым губительным образом сказались на финансовом благополучии государства, а именно возросла бумажно-денежная эмиссия, усилились темпы инфляции, а покупательная способность рубля падала. Одновременно с этим доходы госбюджета неумолимо сокращались. Февральская революция 1917 г. только усугубила положение.

После Октябрьской революции 1917 г финансовая система страны разрушилась, и ввиду высокой инфляции (до 40 % в месяц) налоги стали взиматься в натуральной форме. В январе 1919 г. была введена «продразверстка» — способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянским хозяйствами государству всех излишков хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Завершение эпохи «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (НЭП) были ознаменован заменой продразверстки продналогом. Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств. Продналог фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов. [4, C. 203]

Позже на замену продналогу пришел единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства.

Переход к нэпу, проявившийся в разрешении торговли, возрождении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы

В период новой экономической политики происходит восстановление и развитие системы налогообложения. Преобладающее значение получают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

В конце 1930 года НЭП был ликвидирован, а налоговая система страны стала развиваться в направлении, противоположном общемировым тенденциям. От налогообложения перешли к административным методам изъятия прибыли. Также большое значение получил налог с оборота.

В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и финансовых органах какие-либо принципиальные изменения не осуществлялись. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на объеме и структуре государственных доходов. За время войны были введены новые налоги, пересмотрены и заменены существующие. [1, с. 90]

Во время войны был введен военный налог, в основу которого был заложен принцип подушного обложения и налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан.

За 15 лет после Великой Отечественной войны в Советском союзе прошли две денежные реформы. Первая, в 1947 года провели обмен прежних денег на новые и одновременно отменили карточную систему распределения продуктов и товаров. Вторая, в 1961 году провели заодно и деноминацию рубля, обменяв послевоенные 10 рублей на 1 новый рубль. [3, с.]

В 1966 году была введена плата за фонды, представлявшая собой форму распределения прибыли предприятий. Так же был установлен подоходный налог с колхозов, с кооперативных и общественных организаций, налог с владельцев строений. Позже были введены такие налоги, как налог со зрелищ, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

За 70 лет советской власти «социалистические налоги» перестали быть налогами в классическом смысле слова, став механизмом изъятия и концентрации прибыли в руках государства. Хотя в советские времена формально и существовали налоги, они совершенно не отражали экономических реалий. Переход от административной к рыночной экономике потребовал коренного изменения налоговой системы страны. [3, с. 288]

По мнению бывшего министра финансов РФ М. М. Задорнова становление налоговой системы России можно разделить на три этапа:

«Первый — 1991–1992 годы — это очень спешное введение компенсирующих налогов. Главной задачей на этом этапе было просто стабилизировать систему и собирать хоть какие-то средства в бюджет.

Второй — 1993–1997-й — апробация и становление системы, введение НДС, экспортных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ, что обеспечило и обеспечивает до настоящего времени львиную долю поступлений в бюджет.

Третий — 1998–2001-й — формирование целостной налоговой системы, принятие Налогового кодекса. Он определил и формализовал правила игры между государством как сборщиков налогов и налогоплательщиками физическими и юридическими лицами». [3, с. 279]

Основой формирования налоговой системы является Налоговый кодекс, вступивший в законную силу 1 января 1999 года. Налоговый кодекс — это кодифицированный законодательный акт, который регулирует всю систему налоговых взаимоотношений в РФ.

Все налоги и сборы, взимаемые на территории РФ, поделены на три группы:

Федеральные — перечень налогов и сборов установлен НК РФ и является закрытым. К данной группе согласно ст. 13 НК РФ относятся:

− налог на добавленную стоимость (НДС);

− налог на доход физических лиц (НДФЛ);

− единый социальный налог;

− налог на прибыль организаций;

− налог на добычу полезных ископаемых;

− сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К следующей группе относятся региональные налоги (ст. 14 НК РФ). Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с законами субъектов РФ. В разных регионах РФ действую разные налоговые ставки. К данной группе относятся следующие виды налогов:

− Налог на имущество организаций;

− Налог на игорный бизнес;

И третья группа состоит из местных налогов (ст. 15 НК РФ), которые устанавливаются, вводятся и прекращают действовать аналогично региональным налогам. Отличает данные два вида только то, что в отношении местных налогов действуют нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований. К данной группе относятся только два вида налогов:

− Налог на имущество физических лиц.

Исходя из истории становления налоговой системы, можно сделать вывод, что на современном этапе экономического развития вопросы развития экономики страны напрямую зависят от качества ее налоговой системы, от возможности обеспечить финансовую стабильность государства.

  1. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — 5-е изд. — М.: Питер, 2006. — 496 с.
  2. Леонова Н. Г. История и теория налогообложения. — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2016. — 83 с.
  3. Починок Н. Фискал. — М., 2016. — 304 с.
  4. Содномова С. К. Теория и история налогообложения. — Иркутск: Издательство БГУЭП, 2008. — 148 с.
  5. Толкушин А. В. История налогов в России. — М.: ЮРИСТЪ, 2001. — 432 с.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ дата обращения: 03.12.2019).

Похожие статьи

Развитие налогового законодательства России и Германии.

Великая Отечественная война оставила большой отпечаток во всех сферах жизни людей.

община, налог распределял местный. Кроме подушного налога вводился налог на всех домашних

Усугубило положение и налоговая политика Германии в отношении России.

налог , РФ , инвентаризационная стоимость , имущественное.

Налоговое бремя некоторых прежних налогов была ослаблена, в основном это сказалось, для население с низким уровнем дохода. Введена подушная подать Петром I в 1724 году, как налог взимаемый в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире.

Вся налоговая система Российской Федерации делится на 3 уровня налогов, не считая специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие местные.

Налоговое законодательство в Российской Федерации регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — также НК РФ), определяющим правила установления, ведения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации [6].

Налоговая система России и перспективы ее развития

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством. Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах.

Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения. Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Местные налоги и сборы. Разделение на три уровня системы налогов и сборов в РФ позволяет четко расставить полномочия

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный.

Имущественное налогообложение: нововведения и тенденции

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале.

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов. В 1991 г. в России можно было ввести в.

Актуальность применения зарубежного опыта налогообложения.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые льготы, организация, налог на прибыль.

Большое значение в системе налогообложения России играет налог на прибыль

Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения.

дЕКУФЧХАЭБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ЙНЕЕФ ПФОПУЙФЕМШОП ЛПТПФЛХА ЙУФПТЙА. ч ЕЕ ТБЪЧЙФЙЙ, ЛБЛ ПФНЕЮБАФ рБОУЛПЧ ч.з. Й лОСЪЕЧ ч.з, НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЬФБРЩ: УФБОПЧМЕОЙС, ОЕХУФПКЮЙЧПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС, РПДЗПФПЧЛЙ ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ, ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ.

рЕТЧЩЕ РТЙЪОБЛЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ РПСЧЙМЙУШ ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ 80-И ЗПДПЧ РТПЫМПЗП УФПМЕФЙС, ЛПЗДБ УХЭЕУФЧПЧБМП ЕЭЕ УПАЪОПЕ ЗПУХДБТУФЧП, ОП ОБЮБМПУШ РПУФЕРЕООПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП УФТПС ПВЭЕУФЧБ. лТПНЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ ОБЮБМЙ ПВТБЪПЧЩЧБФШУС РТЕДРТЙСФЙС ДТХЗЙИ ЖПТН УПВУФЧЕООПУФЙ: БЛГЙПОЕТОЩЕ, У ХЮБУФЙЕН ЙОПУФТБООПЗП ЛБРЙФБМБ, УПЧНЕУФОЩЕ Й ДТХЗЙЕ.

у 1 СОЧБТС 1991 ЗПДБ ВЩМ ЧЧЕДЕО Ч ДЕКУФЧЙЕ ъБЛПО ууут ПФ 14 ЙАОС 1990 З. "п ОБМПЗБИ У РТЕДРТЙСФЙК, ПВЯЕДЙОЕОЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК", Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЛПФПТЩН ВЩМЙ ХУФБОПЧМЕОЩ УМЕДХАЭЙЕ ПВЭЕУПАЪОЩЕ ОБМПЗЙ:

  • ОБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ;
  • ОБМПЗ У ПВПТПФБ;
  • ОБМПЗ ОБ ЬЛУРПТФ Й ЙНРПТФ;
  • ОБМПЗ ОБ ЖПОД ПРМБФЩ ФТХДБ ЛПМИПЪОЙЛПЧ;
  • ОБМПЗ ОБ РТЙТПУФ УТЕДУФЧ, ОБРТБЧМСЕНЩИ ОБ РПФТЕВМЕОЙЕ;
  • ОБМПЗ ОБ ДПИПДЩ Й ДТХЗЙЕ.

оБ ФЕТТЙФПТЙЙ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ ВЩМБ ХУФБОПЧМЕОБ "ПДОПЛБОБМШОПУФШ" УВПТБ ОБМПЗПЧ. ьФП ПЪОБЮБМП, ЮФП ЧУЕ ОБМПЗПЧЩЕ РМБФЕЦЙ РТЕДЧБТЙФЕМШОП РПУФХРБМЙ Ч ТПУУЙКУЛЙК ВАДЦЕФ, Б ЪБФЕН ЮБУФШ ЙИ РТЕДХУНБФТЙЧБМПУШ РЕТЕЮЙУМСФШ Ч УПАЪОЩК ВАДЦЕФ ОБ УПЗМБУПЧБООЩЕ ТБУИПДЩ.

пУОПЧЩ УФБОПЧМЕОЙС УПЧТЕНЕООПК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ (ДБМЕЕ тж) ВЩМЙ ЪБМПЦЕОЩ Ч ЛПОГЕ 1991 ЗПДБ. вЩМ РТЙОСФ ъБЛПО тж ПФ 27.12.91 З. "пВ ПУОПЧБИ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ", ЛПФПТЩК ХУФБОБЧМЙЧБМ ПВЭЙЕ ЧПРТПУЩ ОБМПЗПЧЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК НЕЦДХ ЗПУХДБТУФЧПН Й ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ.

ьФПФ ЪБЛПО ЧРЕТЧЩЕ Ч ОПЧЕКЫЕК ЙУФПТЙЙ тПУУЙЙ ХУФБОПЧЙМ ПВЭЙЕ РТЙОГЙРЩ РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ПРТЕДЕМЙМ РЕТЕЮЕОШ ОБМПЗПЧ, УВПТПЧ, РПЫМЙО Й ДТХЗЙИ ПВСЪБФЕМШОЩИ РМБФЕЦЕК, РТБЧБ Й ПВСЪБООПУФЙ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ Й ОБМПЗПЧЩИ ПТЗБОПЧ. ч ОЕЗП ВЩМЙ ЧЛМАЮЕОЩ РПМПЦЕОЙС П РТБЧЙМБИ ХУФБОПЧМЕОЙС Й ЧЧЕДЕОЙС Ч ДЕКУФЧЙЕ ОПЧЩИ ОБМПЗПЧ.

у 1 СОЧБТС 1992 ЗПДБ ЧУФХРЙМЙ Ч ДЕКУФЧЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЪБЛПОЩ РП ЛПОЛТЕФОЩН ЧЙДБН ОБМПЗПЧ: "п РМБФЕ ЪБ ЪЕНМА", "оБМПЗ ОБ ДПВБЧМЕООХА УФПЙНПУФШ", "бЛГЙЪЩ", "рПДПИПДОЩК ОБМПЗ У ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ МЙГ", "оБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ РТЕДРТЙСФЙК Й ПТЗБОЙЪБГЙК", ДТХЗЙЕ ОБМПЗЙ Й РПЫМЙОЩ.

у РТЙОСФЙЕН ЧЩЫЕ ОБЪЧБООЩИ ЪБЛПОПЧ ЧРЕТЧЩЕ Ч тПУУЙЙ ВЩМБ УПЪДБОБ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ. оЕПВИПДЙНПУФШ ЕЕ УПЪДБОЙС ВЩМБ ЧЩЪЧБОБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙНЙ РТЕПВТБЪПЧБОЙСНЙ, РЕТЕИПДПН Л ТЩОПЮОПК ЬЛПОПНЙЛЕ. оБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ДПМЦОБ ВЩМБ ПЗТБОЙЮЙФШ УФЙИЙКОПУФШ ТЩОПЮОЩИ ПФОПЫЕОЙК, БЛФЙЧОП ЧПЪДЕКУФЧПЧБФШ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ РТПЙЪЧПДУФЧЕООПК Й УПГЙБМШОПК ЙОЖТБУФТХЛФХТЩ, УРПУПВУФЧПЧБФШ УОЙЦЕОЙА ЙОЖМСГЙЙ.

уПЪДБООБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ Ч РЕТЧЩЕ ЗПДЩ ТЕЖПТН Ч ЬЛПОПНЙЛЕ тПУУЙЙ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ ЧЩРПМОСМБ УЧПА ТПМШ. пОБ ПВЕУРЕЮЙЧБМБ НЙОЙНБМШОЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЗПУХДБТУФЧБ Ч ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУБИ ОБ ЧУЕИ ХТПЧОСИ ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ.

пДОБЛП РП НЕТЕ ХЗМХВМЕОЙС ТЩОПЮОЩИ РТЕПВТБЪПЧБОЙК ЧУЕ ПЮЕЧЙДОЕЕ ЧЩСЧМСМЙУШ ОЕДПУФБФЛЙ ДЕКУФЧХАЭЕК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ПОБ ЧУЕ ВПМЕЕ УФБОПЧЙМБУШ ОЕУППФЧЕФУФЧХАЭЕК РТПЙУИПДСЭЙН ЙЪНЕОЕОЙСН Ч ЬЛПОПНЙЛЕ.

рПЬФПНХ УМЕДХАЭЙК ЬФБР ТБЪЧЙФЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЛБЛ ЬФБР ОЕХУФПКЮЙЧПЗП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС . ч ФЕЮЕОЙЕ ТСДБ МЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ТЕЖПТН Ч ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП П ОБМПЗБИ ЕЦЕЗПДОП, Б ОЕТЕДЛП Й РП ОЕУЛПМШЛП ТБЪ Ч ЗПД ЧОПУЙМЙУШ НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ РПРТБЧЛЙ. пОЙ ТЕЫБМЙ МЙЫШ ХЪЛЙЕ ЧПРТПУЩ Й ОЕ ЪБФТБЗЙЧБМЙ ПУОПЧОЩЕ РПМПЦЕОЙС РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. рТЙ ЬФПН ЧОПУЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ОБМПЗПЧПЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП ОЕ ЧУЕЗДБ ВЩМЙ ПВПУОПЧБООЩНЙ. фБЛ, Ч ДЕЛБВТЕ 1993 ЗПДБ ВЩМП РТЕДПУФБЧМЕОП РТБЧП ТЕЗЙПОБМШОЩН Й НЕУФОЩН ПТЗБОБН ЧМБУФЙ ЧЧПДЙФШ ОЕПЗТБОЙЮЕООПЕ ЮЙУМП ОБМПЗПЧ. фБЛЙН ПВТБЪПН ВЩМ ОБТХЫЕО ПДЙО ЙЪ ПУОПЧОЩИ РТЙОГЙРПЧ РПУФТПЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ - РТЙОГЙР ЕЕ ЕДЙОУФЧБ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ, ЛПФПТБС УМПЦЙМБУШ Л ЛПОГХ 90-И ЗЗ. Ч тПУУЙЙ, ЙЪ-ЪБ ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБ ЕЕ ПФДЕМШОЩИ ЬМЕНЕОФПЧ УФБМБ РТЕРСФУФЧПЧБФШ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ ТБЪЧЙФЙА УФТБОЩ.

йНЕМБ НЕУФП ЧЩУПЛБС ОБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ ОБ ЪБЛПОПРПУМХЫОЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. вПМШЫПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП МШЗПФ, НОПЗПЮЙУМЕООЩЕ МБЪЕКЛЙ ДМС УПЛТЩФЙС ДПИПДПЧ Й ОЕХРМБФЩ ОБМПЗПЧ УПЪДБМЙ Ч УФТБОЕ БФНПУЖЕТХ ПФУХФУФЧЙС ЮЕУФОПК ЛПОЛХТЕОГЙЙ ЪБЛПОПРПУМХЫОЙИ Й ОЕЪБЛПОПРПУМХЫОЩИ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ. ьФП УРПУПВУФЧПЧБМП ТБЪЧЙФЙА ФЕОЕЧПК ЬЛПОПНЙЛЙ. чУЕ ВПМЕЕ РТПСЧМСМБУШ ЖЙУЛБМШОБС ЖХОЛГЙС ОБМПЗПЧ, Б ОБМПЗПЧЩЕ РПУФХРМЕОЙС Ч ВАДЦЕФ ЗПУХДБТУФЧБ УПЛТБФЙМЙУШ, ЮФП РТЙЧПДЙМП Л ТПУФХ ВАДЦЕФОПЗП ДЕЖЙГЙФБ. оБМПЗЙ ЧУЕ Ч НЕОШЫЕК УФЕРЕОЙ УФБМЙ ЧЩРПМОСФШ ЖХОЛГЙА ТЕЗХМСФПТБ РТПЙЪЧПДУФЧБ. чПЪОЙЛМБ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЙЪНЕОЕОЙС ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ ЗПУХДБТУФЧБ.

рПЬФПНХ У УЕТЕДЙОЩ 90-И ЗПДПЧ ОБЮЙОБЕФУС ЬФБР РПДЗПФПЧЛЙ ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТНЩ . у 1996 ЗПДБ РПУМЕДПЧБФЕМШОП УПЛТБЭБМПУШ ЮЙУМП НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ОБМПЗПЧЩИ МШЗПФ, ПФНЕОСМЙУШ ПФДЕМШОЩЕ ОБМПЗЙ, ЛПФПТЩЕ ЙУЛБЦБМЙ УХФШ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. вЩМ ЧПУУФБОПЧМЕО РТЙОГЙР ЕДЙОУФЧБ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, МЙЛЧЙДЙТПЧБОП РТБЧП ТЕЗЙПОБМШОЩИ Й НЕУФОЩИ ПТЗБОПЧ ЧМБУФЙ ХУФБОБЧМЙЧБФШ ОПЧЩЕ ОБМПЗЙ. пДОПЧТЕНЕООП У ЬФЙН ЫМБ ТБЪТБВПФЛБ Й РПДЗПФПЧЛБ Л РТЙОСФЙА оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ, ЛБЛ ЕДЙОПЗП ОБМПЗПЧПЗП ДПЛХНЕОФБ.

рПУМЕ ОБЪЧБООПЗП ЬФБРБ ОБЮБМУС ЬФБР ТЕЖПТНЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ. ч 1998 ЗПДХ ВЩМБ РТЙОСФБ Й У 1 СОЧБТС 1999 ЗПДБ ОБЮБМБ ДЕКУФЧПЧБФШ РЕТЧБС ЮБУФШ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ. ьФП ПВЭБС ЮБУФШ, ЛПФПТБС ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФ ЧБЦОЕКЫЙЕ РПМПЦЕОЙС ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ тПУУЙЙ, Ч ЮБУФОПУФЙ РЕТЕЮЕОШ ДЕКУФЧХАЭЙИ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ Ч тПУУЙЙ, РПТСДПЛ ЙИ ЧЧЕДЕОЙС Й ПФНЕОЩ, Б ФБЛЦЕ ЧЕУШ ЛПНРМЕЛУ ЧПРТПУПЧ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ЗПУХДБТУФЧБ У ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛБНЙ Й ЙИ БЗЕОФБНЙ.

у 1 СОЧБТС 2001 ЗПДБ ЧУФХРЙМБ Ч ДЕКУФЧЙЕ ЧФПТБС ЮБУФШ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ, ЛПФПТБС ТЕЗМБНЕОФЙТХЕФ ЧПРТПУЩ ЛПОЛТЕФОПЗП РТЙНЕОЕОЙС ПУОПЧПРПМБЗБАЭЙИ ОБМПЗПЧ.

рП УПУФПСОЙА ОБ 1 СОЧБТС 2004 З. ЙЪ РТЕДРПМБЗБЕНЩИ РТЙНЕТОП ФТЙДГБФЙ ЗМБЧ ЧФПТПК ЮБУФЙ оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ ДЕКУФЧХЕФ ЮЕФЩТОБДГБФШ.

рТЕДРПМБЗБЕФУС ЪБЧЕТЫЙФШ ТБВПФХ ОБД ЧФПТПК ЮБУФША оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ Ч 2004 З., У ФЕН ЮФПВЩ ЕДЙОБС ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ОБЮБМБ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБФШ У 2005 З.

оБМПЗПЧЩК ЛПДЕЛУ - ЬФП ЕДЙОЩК ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩК Й ЛПНРМЕЛУОЩК ДПЛХНЕОФ, ЛПФПТЩК ХЮЙФЩЧБЕФ ЧУА УЙУФЕНХ ОБМПЗПЧЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ.

у ЕЗП РТЙНЕОЕОЙЕН Ч ГЕМПН Ч тПУУЙЙ ВХДЕФ ПЛПОЮБФЕМШОП УЖПТНЙТПЧБОБ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ.

© жзпх чрп лТБУОПСТУЛЙК ЗПУХДБТУФЧЕООЩК БЗТБТОЩК ХОЙЧЕТУЙФЕФ, 2005

Новая современная налоговая система в России появилась в ответ на переход от административно-командной к рыночной экономике. Представлялось, что новая система должна сочетаться с налоговыми системами развитых западных стран, которые выступали экономическими партнёрами России. Более того, нужно отметить, что введение налоговой системы было крайне необходимо и даже неизбежно, поскольку внутриэкономические отношения строились на основе замены государственной собственности на все предприятия и организации на частную, кооперативную, акционерную, иностранную, смешанную и иные виды собственности.

Между государством и хозяйствующими субъектами выстроились налоговые правоотношения.

При создании налоговой системы в России широко использовались знания и опыт зарубежных стран, а иногда даже опыт дореволюционной России.

Этапы развитие налоговой системы РФ

По мере того, как налоговая система врастала в рынок, на неё возлагались обязанности решения различных практических задач. При переходе к рынку происходит эволюция налоговой системы.

Укрупнённая классификация этапов эволюции налоговой системы в России выглядит следующим образом:

  • Первый этап (1990-1991 гг.) – начальный или, по-другому, подготовительный. На этом этапе происходит разработка и принятие пакета законов в отношении отдельных налогов.
  • Второй этап (1991-1998 гг.) – этап формирования и становления налоговой системы.
  • Третий этап (1999-2000 гг.) – этап, когда вступил в законную силу Налоговый кодекс РФ в своей первой части, где были определены общие принципы налогообложения.
  • Четвёртый этап (2001-октябрь 2008 гг.) – этап, на котором вступил в законную силу Налоговый кодекс РФ в своей второй части, где были прописаны принципы обработки отдельных налогов, которые регулировались основными главами НК РФ.
  • Пятый этап (октябрь 2008-2011 гг.) – налоговая система экономического кризиса.
  • Шестой этап (2012 г. – настоящее время) – этап, который относится к экономике после кризисного периода, когда были предложены и до сих пор выдвигаются идеи по модернизации системы, а также внедрению инноваций современной экономики.

Каждый этап решал свои проблемы и специфические задачи. Главная ключевая проблема всех этапов –формирования единой налоговой системы, которая будет отвечать всем требованиям субъектов Федерации.

Налоги и сборы

Для полного понимания налоговой системы необходимо рассмотреть термины налога и сбора с теоретической точки зрения и с практической.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, которые уходят на обеспечение государственной деятельности или деятельности муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, который взимается с организаций или физических лиц, который представляет собой важнейшее условие для совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного управления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, в том числе и предоставление конкретных прав и свобод, а также выдачу разрешений и полномочий.

Кроме сборов и налогов существует ещё один стратегически важный вид платежа, который имеет прямое отношение к налоговой системе – пошлина.

Пошлина – это оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика.

Государственная пошлина может быть уплачена за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, за регистрацию сделок с недвижимым или движимым имуществом, записи актов гражданского состояния, выдачу справок, свидетельств, выписок, удостоверений и т.п. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через границу.

Основные признаки и элементы налога

Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:

  • Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
  • Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
  • Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
  • Налог взимается регулярно
  • Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.

Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:

  • Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
  • Объекты налогообложения и единицы обложения.
  • Налоговой базе.
  • Налоговой ставке.
  • Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
  • Налоговому периоду.
  • Налоговым льготам.
Замечание 2

Налоговые льготы нельзя считать обязательным элементом в силу того, что налог может быть установлен и без них.

Налоги – это основа формирования бюджета, но это не все функции, которые они выполняют. Стоит заметить, что учёные до сих пор не выработали единую точку зрения по поводу функций налогов. Различные учебники и другие научные источники иногда представляют даже противоположные точки зрения по вопросу функций налогов.

Функции налогов

Наиболее распространённым и точным вариантом функций является следующий:

  • Фискальная.
  • Распределительная или социальная.
  • Регулирующая.
  • Контрольная.
  • Внешнеэкономическая.

Фискальная функция

Фискальная функция получила своё название в Римской империи от слова фиск. Так называлась казна императора, которая произошла от воинской кассы.

Фискальная функция выполняет прежде всего задачу наполнения деньгами казны, проецируя на современность – государственного бюджета. Важно понимать, что здесь имеется в виду бюджет любого уровня, будь то общегосударственный, региональный или местный.

Распределительная или социальная функция

Посредством распределительной или социальной функции государство осуществляет перераспределение финансовых средств, в том числе из производственной сферы в социальную.

Благодаря данной функции существуют школы, детские сады, больницы, поликлиники, организации социального обслуживания, происходит выплата пенсий и других видов пособий, а также поддерживается культурная сфера.

Налоговая система помогает государству сглаживать имущественное и материальное неравенство граждан.

Можно вспомнить слова Наполеона Бонапарта, которые он сказал после провозглашения его императором Франции: «Монарх обязан пристально следить за тем, чтобы раздел материальных благ происходил равномерно, в противном случае он не сможет удержать бедных и защитить богатых».

Регулирующая функция

Эта функция служит для определения задач налоговой политики государства. Налоговые методы помогают стимулировать или дестимулировать развитие различных отраслей или регионов, помогает достигать желаемых изменений, которые касаются структуры производства или его размещения. С помощью данной функции можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, предоставлять свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций.

Д. М. Кейнс – основоположник научного регулирования экономики, выступал с идеями уничтожения свободного рынка как базы для капиталистического общества. Его оппоненты постоянно обвиняли его в этом. Но Д. М. Кейнс всегда говорил и был уверен в том, что именно эти меры смогут спасти капитализм.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов позволяет получать налоговую статистику и анализировать налоговые декларации. Это, в свою очередь, является источником информации для составления картины истинного финансового положения страны. Даёт возможность получить представления о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также об источниках доходов юридических и физических лиц.

Точные знания о состоянии экономики дают возможность вносить адекватные изменения и предложения в бюджетную и налоговую политику.

Эту функцию налогов первым выделил У. Петти ещё в XVII в.

Внешнеэкономическая функция

Особенность этой функции заключается в том, что зачастую она противоречит фискальной. Это связывают с тем, что в разных странах разные режимы налогообложения.

В недавнем времени было заключено соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу страны назначения.

Внешнеэкономическая функция не относится к новым функциям налогов. Можно вспомнить князя Олега и его отношения с днепровскими северянами и радимичами. Также в качестве примера можно вспомнить и Гая Юлия Цезаря, которые применял налоги как рычаг политического давления.

Кроме основных перечисленных функций чаще всего упоминается ещё поощрительная, которая выполняет роль установления налоговых льгот. Однако, выделять её в качестве самостоятельной не совсем верно, т.к. она поглощается социальной и регулирующей функциями.

Очевидно, что функции налогов тесно связаны с налоговыми теориями. До сих пор среди учёных нет единого мнения по поводу регулирующей функции налогов. В современном мире можно столкнуться с мнением финансистов-практиков, которые значительно преувеличивают фискальную функцию, при этом отрицают социальную функцию налогов.

Налоговая политика государства

Теория и функции налогов – основные критерии, которые определяют налоговую политику государства.

Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства, которые направлены на формирование налоговой системы страны, с целью обеспечить финансовую потребность государства, а также отдельных социальных групп общества и развитие экономики страны посредством перераспределения финансовых ресурсов.

Для налоговой политики характерны последовательные действия государства, которые сконцентрированы на выработке научно-обоснованной концепции развития налоговой системы по определению важнейших направлений применения налогового механизма, а также разработка мер по внедрению налоговой системы и контролю за её эффективностью.

От состояния экономики, от целей, которые видит государство приоритетными в данный момент, зависят те методы, которые будут использоваться для осуществления налоговой политики. Он проводится с помощью следующих методов:

  • Управления.
  • Информирования.
  • Воспитания.
  • Консультирования.
  • Льготирования.
  • Контроля.
  • Принуждения.

Согласно основам экономической теории, выделяют три основные формы налоговой политики, однако на практике в чистом виде они не встречаются.

Первая форма. Выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Это тот случай, когда государство всеми методами повысить налоги и наполнить казну, чтобы покрыть превышение доходов над расходами. Такая политика чаще всего не достигает своей конечной цели и имеет крайне негативные последствия.

А. Лэффер говорил, чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив появляется у индивидуумов для уклонения от них. Люди не работают для того, чтобы платить налоги.

Население регулярно оказывает пассивное сопротивление данному курсу, что провоцирует массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогов рождает теневую экономику.

Вторая форма – налоговая политика экономического развития. Суть состоит в том, что государство массово снижает налоги, перекладывая финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты. На первый взгляд может показаться, что именно эта политика является идеальным вариантом. Однако она влечёт за собой весьма тяжёлые последствия, такие как: сокращение социальных программ, снижение уровня качества жизни работников бюджетных организаций, в том числе врачей, учителей и т.д.

Третья форма – оптимальная налоговая политика. Она строится только после проведения детального анализа экономической ситуации. Только после этого можно прогнозировать последствие любых налоговых изменений и комплексно принимать решения. Успех этой формы заключается в том, что она строится на опыте предыдущих лет, учитывая национальные особенности экономики.

Оптимальная налоговая политика основывается на научной теории налогов.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Чтобы достичь гармонии в этом процессе необходимо учитывать интересы бюджета и широких масс населения. Это вполне реально. Поскольку все до единого заинтересованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного производства с применением новых технологий, а также в решении социальных задач.

Инструменты налоговой политики

Каждая система располагает собственными инструментами, налоговая политика следующими:

  • Налоговые ставки.
  • Налоговые льготы и вычеты.
  • Санкции за неуплату налогов.
  • Порядок формирования налоговой базы.

Важно сказать о том, что сама налоговая система определяет приоритеты прямых и косвенных налогов, налогов на производство или потребление, налоги для физических и юридических лиц, налоги на имущество или на доходы, налоги для малого или крупного бизнеса, роль таможенных налогов и пошлин, соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Стоит обратить особое внимание на то, что налоговая политика представляет собой часть экономической политики.

В XXI в. Россия занимается по-прежнему переходом к рынку. Развитие налоговой системы всячески способствует этому.

Важно понимать, какой именно рынок строим или хотим построить в итоге.

Рыночная экономика – это система организации хозяйства страны, которая основывается на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан, а также на конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

Рыночная экономика состоит из трёх основных рынков: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок финансовых ресурсов. Спрос и предложение формируют цену на рынке. На рынке труда ценой выступает заработная плата наёмного работника.

Юридические лица могут выполнять сразу несколько функций как потребителя, так и производителя. На товарном рынке выполняют роль потребителя и производителя, на финансовом – эмитента и инвестора, на рынке труда – работодателя. Физические лица могут быть продавцами своей рабочей силы на рынке труда, потребителями – на товарном рынке и инвесторами – на финансовом.

Рыночные модели

Рыночные модели разных стран существенно отличаются друг от друга. Но в целом выделяют две модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально ориентированного рынка.

Суть либеральной модели в том, что государство незначительно вмешивается в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Нет огромного государственного сектора предприятий, а для хозяйствующих субъектов предоставляется максимальная свобода действий. Государство мало участвует в решении социальных проблем, заботясь лишь о незащищённых слоях населения, а также регулирует монетарную политику и участвует в макроэкономических процессах. Либеральная модель характерна для США, Канады, Англии и Франции.

Стоит заметить, что классическая либеральная модель скорее свойственна прошлому этих стран, поскольку в настоящее время они активно движутся в сторону социально ориентированной модели.

Для социально ориентированной модели характерна высокая степень государственного регулирования экономики. Здесь внушительных государственный сектор, предпринимательская деятельность обязательно регламентируется, государство даёт гарантии на определённый уровень удовлетворения потребностей. Такая модель свойственна Германии, Австрии Нидерландам, Швеции, Норвегии, а также очень близка Японии.

Логично предположить, что либеральная и социально ориентированная модели требуют наличия у государства финансовых ресурсов. Очевидно, что налоги в странах с социально ориентированной экономикой должны быть выше. Уровень этих налогов должен соответствовать целям и задачам, которые государство ставит перед собой.

А. Лэффер – сторонник либеральной модели, говорит о 30% налогов.

Задачи, которые в настоящее время ставятся перед Россией, требуют проведения адекватной налоговой политики. В стране давно созрели предпосылки для модернизации экономики, внедрения новейших технологий, решения крупных социальных проблем. Эти и многие другие задачи опубликовал в своей предвыборной кампании В. В. Путин.

Налоговая политика на данном этапе развития страны имеет особое значение, поскольку выступает как инструмент для решения важнейших стратегических задач в России.

Становление налогообложения в России с периода существования Древней Руси до момента распада СССР подробно описано во многих учебниках, выпущенных в последние годы. Создание и организация налоговой системы связаны с возникновением и развитием государства. Изменения в истории Российского государства оказывали влияние на формирование налоговой системы.

Эпоха перестройки в СССР и постепенного перехода на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х гг. была предпринята серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы.

В результате конфликта между Президентом СССР М. Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным на территории России введен особый «суверенный» режим налогообложения. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР “О налогах с предприятий, объединений и организаций”». Согласно этому закону для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде определенных налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Данное положение стимулировало процесс «переподчинения» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы:

Закон РФ от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»;

Закон РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц»;

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.

В данном учебном пособии преимущественно показаны изменения в налоговой системе Российской Федерации с 1991 г.

Главная государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов СССР была образована в 1990 г. Государственная налоговая служба России учреждена в 1991 г. как независимый от Министерства финансов РФ орган исполнительной власти.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «Об основах налоговой системы») установил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определил права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Закон также закрепил общие правила установления новых налогов.

До вступления в силу Налогового кодекса РФ в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» к федеральным налогам относились:

§ налог на добавленную стоимость;

§ налог на доходы физических лиц;

§ единый социальный налог;

§ налог на операции с ценными бумагами;

§ платежи за пользование природными ресурсами;

§ налог на прибыль организаций;

§ налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

§ сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

§ налог на игорный бизнес;

§ плата за пользование водными объектами;

§ сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

§ налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам относились:

§ налог на имущество организаций;

§ сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

К местным налогам относились:

§ налог на имущество физических лиц;

§ регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

§ налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

§ сбор за право торговли;

§ целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

§ налог на рекламу;

§ налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

§ сбор с владельцев собак;

§ лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

§ лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

§ сбор за выдачу ордера на квартиру;

§ сбор за парковку автотранспорта;

§ сбор за право использования местной символики;

§ сбор за участие в бегах на ипподромах;

§ сбор за выигрыш на бегах;

§ сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

§ сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

§ сбор за право проведения кино- и телесъемок;

§ сбор за уборку территорий населенных пунктов;

§ сбор за открытие игорного бизнеса.

Указанный закон утратил силу с 1 января 2005 г.

Формирование Налогового кодекса РФ (НК РФ) продолжается с 1 января 1999 г.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: