Этатизм как одно из направлений налоговой политики

Опубликовано: 25.04.2024

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

Само слово этатизм произошло от французского «État», что в переводе означает «государство». Этатизм – это концепция мысли в политике, которая рассматривает государство в качестве наивысшего достижения и цели общественного развития.

Термин «этатизм»

История самого термина берет свое начало в конце 19 века во Франции. Его отцом принято считать франкоязычного швейцарца Нюма Дро. Он был успешным политиком и публицистом. В 1881 и 1887 годах занимал должность президента Швейцарского союза. Демократ по натуре и ярый противник социализма, он выступил за усиление централизации Швейцарской Конфедерации. Нюма Дро начал употреблять термин «этатизм» как раз в отношении общества, в котором принципы государственности стали более важны, чем принципы собственной свободы и индивидуальности.

этатизм это

В любом государстве присутствуют элементы системы под названием этатизм. Плюсы и минусы этого политического явления активно исследуются и в наши дни. Однако далеко не многие видят в этой политической что-либо позитивное для своей страны.

Представители

Основную идею, положительные и отрицательные стороны этатизма исследуют на протяжении нескольких веков. Данное явление рассматривают в разных странах мира. Основными представителями этатизма являются философы, экономисты, политики и историки. Существует множество трактатов и статей, посвященных этой теме. О главенствующей роли государства в обществе писали еще такие античные философы, как Аристотель и Платон, их идею поддержали чуть позже в Италии – Николо Макиавелли, Англии – Гоббс, Германии – Гегель.

Принципы этатизма

Главным принципом является основная роль государства во всех процессах. Сюда относятся политические, духовные, экономические, а также область правотворчества. Задача правительственного аппарата – это необходимость постоянного влияния на каждую сферу общественного бытия. Исходя из данной теории, у общества просто отсутствует способность к справедливому самоуправлению: правительство должно «помогать» своим гражданам.

Еще одним основным принципом этатизма является то, что государство – это и есть источник развития. Не имеют права на существование частные компании, средства массовой информации, любого рода бизнес. Правительственный аппарат – это монополист в любой сфере деятельности.

Следующий принцип имеет название интервенционизм. Что есть не что иное, как политика вмешательства государственных лиц в жизнь частных. Основной целью правительство считает недопущение революции, контроль промышленных отраслей, управление массой и наблюдение за всеми сферами жизнедеятельности своего народа.

этатизм в россии

Еще один важный принцип этатизма – это политика, которая стремится утвердить Царство Божие повсюду. Они навязывают религию поголовно каждому, и благодаря этому происходит «оцерковление» государства. По мнению убежденных этатистов, церковь должна иметь влияние на все сферы в жизни человека. Другими словами, происходит присвоение и приватизация религии. Однако такая политика, как свидетельствует история, не обречена на успех, она ведёт к тоталитаризму, который все больше напоминает большевизм или национал-социализм (нацизм, фашизм).

Плюсы

Рассмотрим достоинства и недостатки этатизма. Одним из основных преимуществ является то, что народ принимает участие в выстраивании сильного, независимого и цивилизованного государства, которое эффективно осуществляет цивилизаторскую функцию. Проживая на территории такой страны, люди не должны беспокоиться о своей социальной незащищенности, о наличии рабочих мест и низком уровне экономики. Они полностью доверяют государству, а то, в свою очередь, дает им уверенность в завтрашнем дне. Выходит простая схема: люди отдают свой голос в их пользу, а они обязаны обеспечить своему народу безопасное и социально обеспеченное проживание. Но, как известно, ни одна система не действует в идеале, поэтому обратимся к обратной стороне медали.

Минусы

Государство занимает позицию абсолютизации своей роли. И иными словами можно сказать, что этатизм – это создание модели «Бога на земле». Происходит так называемое огосударствление всех форм жизни человека. Нет сферы деятельности, в которой бы не принимало участие правительство. По сути, этатизм – это контролирование малого и среднего бизнеса, всех структур, продовольственной сферы, социальных ветвей жизни человека. Появляется полнейшая централизация управления. Правовой этатизм включает в себя и навязывание идеалов, ценностей. Уничтожение элементов гражданского общества создает высшую степень полицейско-бюрократической государственности в форме тотального этатизма.

этатизм плюсы и минусы

Население просто превращается в одну огромную инертную массу, которой можно с легкостью управлять.

Этатизм и анархизм

Николо Макиавелли и Георг Вильгельм Гегель являются самыми цитируемыми теоретиками, развивавшими идеи этатизма. Они считали, что этатизм – это полная противоположность анархизма. По их мнению, эффективным способом борьбы с беспорядками на улицах, кражами, убийствами и другим беспределом является увеличение роли государства.

Макиавелли стремился возродить раздробленную Италию, страдавшую на тот момент от опустошений и грабежей. Его позицию полностью разделял и Гегель, который хотел могущества для Германии. Он стремился к тому, чтобы объединить всех немцев и убедить их в том, что они принадлежат своему государству и должны подчиняться его законам.

представителями этатизма являются

И Макиавелли, и Гегель считали, что сильная монополистическая власть государства является главнейшим условием свободы человечества. Они также были убеждены в том, что народ должен принимать участие в создании законодательства и решать важные дела государственного уровня. Такой модели позже дали название «моральное государство». И многие страны используют ее и в наши дни.

Примеры этатизма

История помнит множество примеров попыток этатизма. Сюда входят такие державы, как Япония, Китай, США, Азейбарджан. Заметны элементы такого явления, как этатизм в России тоже.

Но все же одним из самых ярких примеров в мировой практике был первый президент Турции Мустафа Кемаль-паша-Ататюрк (годы правления 1923-1938). Он стремился «одержавить» все предприятия и учреждения, которые, по его мнению, имели для государства малейший интерес. Его реформы и попытки изменить устрой целой державы повлекли за собой некоторые изменения. Этатизм в форме «кемализма» признали в Турции официальной доктриной правительства, ввели его в программы Народно-республиканской партии (1931 год) и даже закрепили конституционно (в 1937 году).

этатизм и анархизм

Чтобы подробнее разобраться в концепции этатизма, можете обратиться к литературе. Джорж Оруэлл написал потрясающе реалистичный и правдоподобный роман-антиутопию, посвященный главным образом идее огосударствления всего вокруг. Роман называется «1984», и он имеет огромную популярность во всем мире. Сюжет заключается в том, что в вымышленном мире правительственный аппарат держит все под своим контролем и надзором: людей повсюду снимают на камеры. Нет места даже для личной жизни, а любая отрасль находится полностью под влиянием партии. Людям запрещено думать, дружить и любить. Любое противозаконное действие строго карается законами, которые меняются и дополняются каждый день. После выхода в свет данного произведения мир затаил дыхание и в страхе ожидает такой участи для себя.

Этатизм в России

Правовой этатизм распространяется по всему земному шару уже на протяжении нескольких веков. И Россию это политическое явление не обходит стороной. Элементы данной концепции присущи каждому государству.

В России этатизм проявляется за счет интересов органов управления в металлургических и нефтегазовых компаниях, а также контролировании малого и среднего бизнеса. По сути, правительство создает монополию в крупнейших компаниях, которые являются главными налогоплательщиками этой же страны. По этой причине законодательство, касающееся этих отраслей, постоянно меняется не в пользу простого народа.

положительные и отрицательные стороны этатизма

Однако, к сожалению, налоговый произвол – это не единственный признак этатизма в России. Государство также вмешивается в малый бизнес, даже тот, который с невысокой прибылью обеспечивает чистоту, порядок, доступ к продовольствию или услугам в небольших городах. Законы постоянно меняются, иногда они становятся просто невыносимыми для бизнесменов. Таким образом, получается, что правительственный аппарат поглощает собой маленькие частные предприятия.

Этатизм сегодня

Сегодня все западные политологи пришли к единому общему мнению. Они убеждены, что идеология этатизма на практике оборачивается государственным капитализмом, милитаризацией экономики и приводит к гонке вооружений (таким был, в частности, и коммунистический режим).

достоинства и недостатки этатизма

По этой и многим другим причинам, во всем мире люди выступают за демократию и свободу мысли. Они в большей степени хотят мирно сосуществовать с правительственным аппаратом и сотрудничать на выгодных условиях. Но полностью подчиняться и быть под полной властью и контролем у своего государства не хочет ни один гражданин.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Само слово этатизм произошло от французского «État», что в переводе означает «государство». Этатизм – это концепция мысли в политике, которая рассматривает государство в качестве наивысшего достижения и цели общественного развития.

Термин «этатизм»

История самого термина берет свое начало в конце 19 века во Франции. Его отцом принято считать франкоязычного швейцарца Нюма Дро. Он был успешным политиком и публицистом. В 1881 и 1887 годах занимал должность президента Швейцарского союза. Демократ по натуре и ярый противник социализма, он выступил за усиление централизации Швейцарской Конфедерации. Нюма Дро начал употреблять термин «этатизм» как раз в отношении общества, в котором принципы государственности стали более важны, чем принципы собственной свободы и индивидуальности.

этатизм это

В любом государстве присутствуют элементы системы под названием этатизм. Плюсы и минусы этого политического явления активно исследуются и в наши дни. Однако далеко не многие видят в этой политической что-либо позитивное для своей страны.

Представители

Основную идею, положительные и отрицательные стороны этатизма исследуют на протяжении нескольких веков. Данное явление рассматривают в разных странах мира. Основными представителями этатизма являются философы, экономисты, политики и историки. Существует множество трактатов и статей, посвященных этой теме. О главенствующей роли государства в обществе писали еще такие античные философы, как Аристотель и Платон, их идею поддержали чуть позже в Италии – Николо Макиавелли, Англии – Гоббс, Германии – Гегель.

Принципы этатизма

Главным принципом является основная роль государства во всех процессах. Сюда относятся политические, духовные, экономические, а также область правотворчества. Задача правительственного аппарата – это необходимость постоянного влияния на каждую сферу общественного бытия. Исходя из данной теории, у общества просто отсутствует способность к справедливому самоуправлению: правительство должно «помогать» своим гражданам.

Еще одним основным принципом этатизма является то, что государство – это и есть источник развития. Не имеют права на существование частные компании, средства массовой информации, любого рода бизнес. Правительственный аппарат – это монополист в любой сфере деятельности.

Следующий принцип имеет название интервенционизм. Что есть не что иное, как политика вмешательства государственных лиц в жизнь частных. Основной целью правительство считает недопущение революции, контроль промышленных отраслей, управление массой и наблюдение за всеми сферами жизнедеятельности своего народа.

этатизм в россии

Еще один важный принцип этатизма – это политика, которая стремится утвердить Царство Божие повсюду. Они навязывают религию поголовно каждому, и благодаря этому происходит «оцерковление» государства. По мнению убежденных этатистов, церковь должна иметь влияние на все сферы в жизни человека. Другими словами, происходит присвоение и приватизация религии. Однако такая политика, как свидетельствует история, не обречена на успех, она ведёт к тоталитаризму, который все больше напоминает большевизм или национал-социализм (нацизм, фашизм).

Плюсы

Рассмотрим достоинства и недостатки этатизма. Одним из основных преимуществ является то, что народ принимает участие в выстраивании сильного, независимого и цивилизованного государства, которое эффективно осуществляет цивилизаторскую функцию. Проживая на территории такой страны, люди не должны беспокоиться о своей социальной незащищенности, о наличии рабочих мест и низком уровне экономики. Они полностью доверяют государству, а то, в свою очередь, дает им уверенность в завтрашнем дне. Выходит простая схема: люди отдают свой голос в их пользу, а они обязаны обеспечить своему народу безопасное и социально обеспеченное проживание. Но, как известно, ни одна система не действует в идеале, поэтому обратимся к обратной стороне медали.

Минусы

Государство занимает позицию абсолютизации своей роли. И иными словами можно сказать, что этатизм – это создание модели «Бога на земле». Происходит так называемое огосударствление всех форм жизни человека. Нет сферы деятельности, в которой бы не принимало участие правительство. По сути, этатизм – это контролирование малого и среднего бизнеса, всех структур, продовольственной сферы, социальных ветвей жизни человека. Появляется полнейшая централизация управления. Правовой этатизм включает в себя и навязывание идеалов, ценностей. Уничтожение элементов гражданского общества создает высшую степень полицейско-бюрократической государственности в форме тотального этатизма.

этатизм плюсы и минусы

Население просто превращается в одну огромную инертную массу, которой можно с легкостью управлять.

Этатизм и анархизм

Николо Макиавелли и Георг Вильгельм Гегель являются самыми цитируемыми теоретиками, развивавшими идеи этатизма. Они считали, что этатизм – это полная противоположность анархизма. По их мнению, эффективным способом борьбы с беспорядками на улицах, кражами, убийствами и другим беспределом является увеличение роли государства.

Макиавелли стремился возродить раздробленную Италию, страдавшую на тот момент от опустошений и грабежей. Его позицию полностью разделял и Гегель, который хотел могущества для Германии. Он стремился к тому, чтобы объединить всех немцев и убедить их в том, что они принадлежат своему государству и должны подчиняться его законам.

представителями этатизма являются

И Макиавелли, и Гегель считали, что сильная монополистическая власть государства является главнейшим условием свободы человечества. Они также были убеждены в том, что народ должен принимать участие в создании законодательства и решать важные дела государственного уровня. Такой модели позже дали название «моральное государство». И многие страны используют ее и в наши дни.

Примеры этатизма

История помнит множество примеров попыток этатизма. Сюда входят такие державы, как Япония, Китай, США, Азейбарджан. Заметны элементы такого явления, как этатизм в России тоже.

Но все же одним из самых ярких примеров в мировой практике был первый президент Турции Мустафа Кемаль-паша-Ататюрк (годы правления 1923-1938). Он стремился «одержавить» все предприятия и учреждения, которые, по его мнению, имели для государства малейший интерес. Его реформы и попытки изменить устрой целой державы повлекли за собой некоторые изменения. Этатизм в форме «кемализма» признали в Турции официальной доктриной правительства, ввели его в программы Народно-республиканской партии (1931 год) и даже закрепили конституционно (в 1937 году).

этатизм и анархизм

Чтобы подробнее разобраться в концепции этатизма, можете обратиться к литературе. Джорж Оруэлл написал потрясающе реалистичный и правдоподобный роман-антиутопию, посвященный главным образом идее огосударствления всего вокруг. Роман называется «1984», и он имеет огромную популярность во всем мире. Сюжет заключается в том, что в вымышленном мире правительственный аппарат держит все под своим контролем и надзором: людей повсюду снимают на камеры. Нет места даже для личной жизни, а любая отрасль находится полностью под влиянием партии. Людям запрещено думать, дружить и любить. Любое противозаконное действие строго карается законами, которые меняются и дополняются каждый день. После выхода в свет данного произведения мир затаил дыхание и в страхе ожидает такой участи для себя.

Этатизм в России

Правовой этатизм распространяется по всему земному шару уже на протяжении нескольких веков. И Россию это политическое явление не обходит стороной. Элементы данной концепции присущи каждому государству.

В России этатизм проявляется за счет интересов органов управления в металлургических и нефтегазовых компаниях, а также контролировании малого и среднего бизнеса. По сути, правительство создает монополию в крупнейших компаниях, которые являются главными налогоплательщиками этой же страны. По этой причине законодательство, касающееся этих отраслей, постоянно меняется не в пользу простого народа.

положительные и отрицательные стороны этатизма

Однако, к сожалению, налоговый произвол – это не единственный признак этатизма в России. Государство также вмешивается в малый бизнес, даже тот, который с невысокой прибылью обеспечивает чистоту, порядок, доступ к продовольствию или услугам в небольших городах. Законы постоянно меняются, иногда они становятся просто невыносимыми для бизнесменов. Таким образом, получается, что правительственный аппарат поглощает собой маленькие частные предприятия.

Этатизм сегодня

Сегодня все западные политологи пришли к единому общему мнению. Они убеждены, что идеология этатизма на практике оборачивается государственным капитализмом, милитаризацией экономики и приводит к гонке вооружений (таким был, в частности, и коммунистический режим).

достоинства и недостатки этатизма

По этой и многим другим причинам, во всем мире люди выступают за демократию и свободу мысли. Они в большей степени хотят мирно сосуществовать с правительственным аппаратом и сотрудничать на выгодных условиях. Но полностью подчиняться и быть под полной властью и контролем у своего государства не хочет ни один гражданин.

Этатизм - убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни; направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития.

Этатисты абсолютизируют роль государства в обществе и утверждают широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.

Идеологические течения, противостоящие этатизму: либертарианство, анархизм. При этом мотивы и основные причины такого противостояния государству различаются в зависимости от средств и целей, которые должны быть достигнуты последователями той или иной идеологии.

1.1. Этатистские доктрины и этатистская практика Этатистские доктрины

Различные доктрины, относящиеся к этатизму, имеют общее плановое и дирижистское видение государства. Явными проявлениями этатизма могут быть идеологическая, культурная, государственная собственность на средства производства, контроль и централизация основных видов экономической деятельности, государственная монополия.

Обоснование этатизма может иметь различные причины:

  • Восприятие неравного перераспределения богатства, следовательно, реализация политики перераспределения доходов.
  • Восприятие общества, где люди имеют неравные условия жизни. Одна из формул для обоснования обязательных и социальных сборов.
  • Стремление подчинить все общество политическому контролю со стороны государства.
  • Желание сделать государство моральным агентом над всеми гражданами.
  • Желание использовать государство для защиты особых интересов.
  • Негативное или уничижительное восприятие экономической или социальной свободы.
  • Восприятие чувства экономической или социальной незащищенности.

1.2. Этатистские доктрины и этатистская практика Этатистская практика

Действия этатизма могут быть конкретно развернуты в различных областях:

  • Геополитика или международная политика суверенитет, национализм;
  • Институциональные или конституционные унитаризм;
  • В сфере обеспечения государством социальных и налоговых услуг;
  • Экономические ;
  • Образовательные, культурные, спортивные.
  • Административный, нормативный и правовой;
  • В области религиозного, идеологического, морального образования ;

2. Формы этатизма

Этатизм может принимать различные формы от поддержки минимального государства до тоталитаризма. Первое предполагает сокращение функций и полномочий государства до необходимого минимума, ограниченного защитой людей от агрессии, воровства, нарушения контрактов и мошенничества, то есть минимальное государство – ночной сторож с армией, полицией и судами. Некоторые могут также включать в его функции пожарных, тюрьмы и др. Государство всеобщего благосостояния и другие умеренные уровни этатизма также являются примерами этатизма. Тоталитаристы предпочитают максимальное, всеобъемлющее государство. В XX веке основными тоталитарными режимами были национал-социализм Гитлера, фашизм Муссолини и сталинизм Сталина.

3. Государство, общество и частные лица

Авторитаристы считают, что сильное, авторитарное государство должно законодательно закреплять или применять моральные и культурные обычаи. Версия этатизма, поддерживаемая фашизмом, гласит, что суверенитет принадлежит не народу, а национальному государству, и что все люди и объединения существуют только для усиления власти, престижа и благосостояния государства. Он отвергает индивидуализм и возвышает нацию как органическое тело, возглавляемое верховным лидером и воспитываемое единством, силой и дисциплиной. Фашизм и некоторые формы корпоративизма превозносят моральную позицию о том, что корпоративная группа, обычно имеется ввиду государство, больше, чем сумма её частей, и что у людей есть моральное обязательство служить государству.

4. Экономический этатизм

Экономический этатизм заключается в представлении о том, что государство играет важную, необходимую и законную роль в управлении экономикой, - либо непосредственно через государственные предприятия и другие механизмы управления, либо косвенно через плановую экономику.

4.1. Экономический этатизм Государственный интервенционизм

Термин "этатизм" используется для обозначения рыночной экономики с большим объемом государственного вмешательства, регулирования или влияния на рыночную или смешанную рыночную экономику. Экономический интервенционизм утверждает, что государство играет легитимную или необходимую роль в рамках капиталистической экономики, вмешиваясь в рынки, регулируя меры против чрезмерного роста промышленности частного сектора и предоставляя или субсидируя товары и услуги, не произведенные рынком должным образом.

4.2. Экономический этатизм Государственный социализм

Государственный социализм в широком смысле относится к формам социализма, основанным на государственной собственности на средства производства и государственном распределении ресурсов. Он часто используется применительно к экономическим системам советского типа бывших коммунистических государств.

В некоторых случаях при использовании в отношении экономики советского типа государственный социализм используется взаимозаменяемо с государственным капитализмом на том основании, что советская модель экономики фактически основывалась на процессе накопления капитала, ориентированного на государство, и социальной иерархии.

В политическом плане государственный социализм часто используется для обозначения любой социалистической политической идеологии или движения, которое выступает за использование государственной власти для строительства социализма или за убеждение в том, что государство должно быть присвоено и использовано для обеспечения успеха социалистической революции. Это обычно используется в отношении марксистско-ленинских социалистов, которые защищают однопартийное государство.

4.3. Экономический этатизм Государственный капитализм

Этатизм может быть использован и для обозначения государственного капитализма. Государственный капитализм относится к формам капитализма, которые характеризуются высокой концентрацией государственных коммерческих предприятий.

В некоторых случаях государственный капитализм относится к экономической политике, такой как дирижизм, существовавший во Франции во второй половине 20-го века; и к современной экономике Китайской Народной Республики и Сингапура, где правительство владеет контрольными долями в публичных компаниях. Некоторые авторы также определяют бывшую экономику Восточного блока как форму государственного капитализма.

5.1. Этатизм в разных странах Турция

В первые десятилетия существования Турецкой Республики правительство и банки, созданные и находящиеся в собственности государства, были вынуждены субсидировать большинство промышленных проектов из-за отсутствия сильного частного сектора. Принцип этатизма был принят правительством Кемаля Ататюрка и включён в 1931 в программу Республиканской народной партии и в 1937 в конституцию Турецкой Республики как официальная экономическая доктрина, однако если до принятия, в период с 1923 по 1926 год, сельскохозяйственное производство выросло на 87 %, а промышленность и услуги росли более чем на 9 % в год с 1923 по 1929 год, то после принятия доктрины этатизма рост значительно замедлился, за исключением периода между 1935 и 1939 годами, когда он достигал 6 % в год. В течение 1940-х годов экономика находилась в состоянии стагнации, в значительной степени из-за того, что поддержание вооруженного нейтралитета во время Второй мировой войны увеличило военные расходы страны, почти полностью сократив объем внешней торговли. После 1950 года страна страдала от экономических потрясений примерно раз в десять лет, в 1960-е был выдвинут лозунг "нового этатизма", а самый серьезный экономический кризис произошел в конце 1970-х годов.

В течение первых шести десятилетий существования республики, до 1983 года, Турция в целом придерживалась квазистатистского подхода со строгим государственным планированием бюджета и введенными правительством ограничениями на внешнюю торговлю, потоки иностранной валюты, прямые иностранные инвестиции и частный сектор, участие в определенных областях. Период закончился экономическим кризисом и сопровождался инфляцией, достигшей трехзначных уровней в 1979 году. Наконец, в 1983 году новый премьер-министр Тургут Озал инициировал серию реформ, направленных на то, чтобы перевести экономику из государственнической изолированной системы в более рыночную модель.

5.2. Этатизм в разных странах Россия

Некоторые ученые и аналитики описывают политический режим, установившийся в России после 2000 года с президентством Владимира Путина как этатистский.

Государственный советник Российской Федерации Владислав Сурков на встрече с президентом студенческой ассоциации Колумбийского университета сравнил современную Россию с Турцией времен Ататюрка.

5.3. Этатизм в разных странах Франция

Географ Жак Леви был яростным критиком французского этатизма. Он описывал Францию ​​как "страну единого масштаба", слишком централизованную, и "уставшую от этатизма". Он выступал за переход к более территориальному федерализму, отдавая предпочтение более нижним административным и территориальным уровням: мегаполисам и регионам.

Читайте также: