Бремя уплаты косвенных налогов возложено на

Опубликовано: 17.05.2024

Этот материал обновлен 20.04.2021

Косвенный налог — налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Эти деньги он вычтет из выручки и отдаст государству. По факту налог платит покупатель, а производитель его только собирает. Самые распространенные виды косвенных налогов — акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Косвенные налоги всегда зачисляются в федеральную казну, а не в местные бюджеты.

Что делает налог косвенным

Именно тот факт, что компания платит не свои деньги, а передает от покупателя государству, и делает налог косвенным. При этом часто покупатель даже не подозревает, что оплачивает какой-то налог, так как он уже включен в цену. Бывает по-другому : в США, например, на ценниках указывают стоимость товара без НДС, но на кассе клиент должен заплатить и дополнительный налог.

Отличие косвенных налогов от прямых

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания платит из своих денег, а косвенные перекладывает на плечи клиента, просто увеличивая цену продукта. По сути, это налог на потребление.

Виды косвенных налогов

Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.

В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.

НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.

Бизнес, который производит товар или услугу, а также перепродает что-либо , включает в свою цену продукта некую маржу — добавленную стоимость. НДС — налог на эту добавленную стоимость. Но платит его покупатель.

Ставка НДС в России может иметь три значения:

  1. 20% — основная ставка.
  2. 10% — льготная ставка для определенной продукции, например для продуктов из потребительской корзины: мука, хлеб, мясо, сахар, соль, овощи и т. д. Кроме того, сниженной ставкой облагаются детские и медицинские товары, школьные принадлежности, газеты и журналы.
  3. 0% — льготная. Например, НДС не платят компании, которые занимаются экспортом, а также международными перевозками, транзитом нефти и газа.

Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.

Например, торговая компания «Стройка» купила у оптовика 10 банок краски за 6000 Р . В этой сумме 5000 Р — цена товара, а еще 1000 Р — налог на добавленную стоимость. Для «Стройки» это входящий НДС.

Потом «Стройка» продала эту краску строительной фирме за 9000 Р . В документах эта сумма разделена на цену товара без НДС — 7500 Р — и сумму НДС — 1500 Р . Это исходящий НДС «Стройки», который она получит от своего покупателя при продаже краски.

В бюджет стройка заплатит не 1500 Р , а разницу:
1500 − 1000 = 500 Р .

Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.

Косвенные налоги в бухгалтерском учете

Косвенные налоги продавец включает в цену товара, значит, деньги поступают в организацию вместе с выручкой. По факту они не являются частью дохода — налог надо перечислить в бюджет.

Акцизы, в соответствии с главой 22 НК РФ, обязаны платить компании — производители подакцизной продукции, например алкоголя или табачных изделий. В бухгалтерском учете отражают акцизы не только по проданным товарам. Если в качестве сырья для производства подакцизного товара используется тоже подакцизный товар, то и его акциз надо отражать в балансе. Проще говоря, если предприятие выпускает алкоголь, то по бухгалтерии пройдет и акциз на водку, и акциз на спирт, купленный для ее производства.

Налог на добавленную стоимость рассчитывается в конце налогового периода. В бухгалтерском учете НДС отражается в четырех типах операций:

  1. При покупке товаров, работ или услуг отдельно учитывается покупка и отдельно — НДС по ней.
  2. При продаже товаров, работ или услуг отдельно начисляют НДС, если реализуют произведенную продукцию, отдельно — если продают основные средства или нематериальные активы.
  3. С предоплаты будущих поставок.
  4. По суммам, предъявляемым к вычету НДС.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Государства сочетают прямые и косвенные налоги в своей налоговой политике. Экономисты выделяют четыре основные системы соотношения этих двух типов налогов.

  1. Англосаксонская — когда большая часть приходится на прямые налоги. Подобная система действует в США и Великобритании.
  2. Евроконтинентальная — когда основную часть доходов государства составляют косвенные налоги. Практикуется в государствах с высоким уровнем жизни и высокими расходами на социальную сферу, например в странах Западной Европы.
  3. Латиноамериканская — когда доходы бюджета формируют преимущественно косвенные налоги. Но основная цель — синхронизировать сбор налогов с ростом цен. Такую систему используют многие страны Латинской Америки и Африки, подверженные частым экономическим кризисам.
  4. Смешанная — когда в бюджет поступают прямые и косвенные налоги примерно в равных долях. При этом государство сознательно развивает предпринимательство в стране, чтобы увеличить прямые налоговые поступления, сняв налоговую нагрузку с физлиц. Применяется также в европейских странах.

В России косвенные налоги составляют примерно 47% доходов госбюджета, на прямые приходится около 15%, остальное — доходы от экспорта энергоносителей. Причем поступления от НДС превышают прибыль от продажи нефти и газа. Поэтому российская экономика ближе всего к латиноамериканской модели.

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Государства - участники настоящего Соглашения в лице правительств, в дальнейшем именуемые Сторонами,

содействуя углублению экономической интеграции государств-участников Содружества Независимых Государств,

руководствуясь общепринятыми нормами и правилами в международной торговле,

согласились о нижеследующем:

Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины:

косвенные налоги - налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и акциз (акцизный налог или акцизный сбор);

нулевая ставка - обложение товаров (работ, услуг) по ставке ноль процентов, что означает для налогоплательщика право на зачет или возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного по этим товарам (работам, услугам);

освобождение от налога - освобождение от налогообложения при продаже товаров (работ, услуг). При этом последний продавец не получает право на зачет или возмещение налога на добавленную стоимость, ранее уплаченного;

товар - любое движимое и недвижимое имущество, все виды энергии, а также транспортные средства, за исключением любых транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;

экспорт - вывоз товаров (работ, услуг) с таможенных территорий Сторон без обязательства об обратном ввозе;

импорт - ввоз товаров (работ, услуг) на таможенные территории Сторон без обязательства об обратном вывозе;

псевдоэкспорт - фиктивное документарное оформление товаров (работ, услуг) как экспортируемых с таможенной территории Стороны, при котором не происходит фактического вывоза товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории этой Стороны;

страна назначения товара - государство, на таможенную территорию которого были импортированы товары;

принцип страны назначения - применение нулевой ставки (освобождение от налогообложения товаров /работ, услуг/) при экспорте с таможенной территории одной Стороны и обложения по действующей ставке в соответствии с национальным законодательством другой Стороной импортируемых (или импортированных) товаров (работ, услуг);

компетентные органы - органы государственного управления, определяемые законодательством Сторон.

Принцип взимания при экспорте

Ни одна из Сторон не облагает косвенными налогами товары (работы, услуги), экспортируемые на территорию другой Стороны.

Настоящее правило означает обложение НДС по нулевой ставке, а также освобождение от акцизов экспортируемых товаров. В государствах - участниках Соглашения, в которых не предусмотрено национальным законодательством обложение НДС по нулевой ставке, применяется освобождение от НДС товаров (работ, услуг).

Каждая Сторона имеет право регулировать порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость при экспорте в соответствии со своим законодательством.

Принцип взимания при импорте

Импортированные на таможенную территорию одной Стороны товары (работы, услуги), которые экспортированы с таможенной территории другой Стороны, облагаются косвенными налогами в государстве-импортере в соответствии с его национальным законодательством.

Контроль за перемещением товаров
и уплатой косвенных налогов

В целях обеспечения полноты сбора косвенных налогов при импорте товаров (работ, услуг), а также во избежание псевдоэкспорта налоговые и таможенные органы Сторон введут в действие механизм контроля за перемещением товаров через таможенные границы Сторон и уплатой косвенных налогов, изложенный в Положении о механизме взимания косвенных налогов и контроля за фактическим перемещением товаров (работ, услуг) при переходе на их взимание по принципу страны назначения, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Соотношение Соглашения с международными договорами

Настоящее Соглашение не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Порядок вступления в силу Соглашения

Настоящее Соглашение подлежит ратификации подписавшими его государствами и вступает в силу со дня сдачи депозитарию третьей ратификационной грамоты.

Для Сторон, ратифицировавших его позднее, оно вступает в силу со дня сдачи ими на хранение депозитарию своих ратификационных грамот.

Срок действия Соглашения

Настоящее Соглашение действует в течение 5 лет со дня вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на следующие 5 лет, если Стороны не примут иного решения.

Выход из Соглашения

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода.

Порядок присоединения к Соглашению

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, с согласия всех Сторон путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу со дня получения депозитарием последнего сообщения о согласии на такое присоединение.

Порядок внесения изменений и дополнений
в Соглашение

По взаимной договоренности всех Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, оформленные протоколами, которые вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Соглашения.

Порядок разрешения споров

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.

При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров Стороны по согласованию между собой обращаются в Экономический Суд Содружества Независимых Государств или в иные компетентные международные суды.

Совершено в городе Москве 25 ноября 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

За Правительство
Азербайджанской Республики
(подпись)

За Правительство
Республики Армения
с предложением по ст.2 (подпись)

За Правительство
Республики Беларусь
(подпись)

За Правительство
Грузии
с учетом особого мнения (подпись)

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Кыргызской Республики
(подпись)

За Правительство
Республики Молдова
(подпись)

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Республики Таджикистан

За Правительство
Туркменистана

За Правительство
Республики Узбекистан

За Правительство
Украины
с оговоркой (подпись)

Приложение
к Соглашению о принципах взимания
косвенных налогов при экспорте
и импорте товаров (работ, услуг)
между государствами - участниками
Содружества Независимых Государств
от 25 ноября 1998 года

о механизме взимания косвенных налогов и контроля
за фактическим перемещением товаров (работ, услуг)
при переходе на их взимание по принципу
страны назначения

I. Общие положения

Настоящее Положение разработано в целях реализации Соглашения о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение) и направлено на обеспечение полноты и своевременности уплаты косвенных налогов по принципу страны назначения в бюджеты государств-участников Соглашения.

В отношении товаров, которые должны ввозиться на территории государств - участников Соглашения при условии таможенного оформления и контроля, косвенные налоги взимают таможенные органы страны, на таможенную территорию которой осуществляется ввоз товаров (далее - страна назначения), в порядке, установленном национальным законодательством.

В отношении товаров, которые могут ввозиться на территории государств - участников Соглашения без таможенного оформления и контроля, а также в отношении работ и услуг косвенные налоги взимают налоговые органы страны назначения.

II. Взимание косвенных налогов при импорте

1. Взимание косвенных налогов
таможенными органами

При наличии таможенного контроля и таможенного оформления между государствами - участниками Соглашения косвенные налоги, которые взимаются при импорте товаров (работ, услуг), таможенные органы страны-импортера взимают в установленном национальным законодательством порядке.

1.1. При таможенном оформлении таможенными органами применяются единые формы грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) ТД1, ТД2 согласно Инструкции о порядке заполнения грузовых таможенных деклараций, утвержденной Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 15 февраля 1996 года, которые заполнены согласно той же Инструкции.

1.2. Копия 4-го экземпляра грузовой таможенной декларации на экспорт товаров заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление в соответствии с таможенным режимом экспорта (далее - контрольный экземпляр), перемещается вместе с товаром (за исключением товаров, перемещаемых через таможенную границу государств - участников Соглашения трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, либо товаров, перемещаемых с применением схемы периодического декларирования) и представляется при проведении таможенного оформления товаров в стране назначения.

1.3. При перемещении товара, за исключением перемещения трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, на контрольном экземпляре проставляются отметки таможенных органов стран отправления, назначения, транзита. Указанное исключение распространяется и в случае применения периодического декларирования.

1.4. После завершения таможенного оформления товаров в стране назначения на импортных декларациях ставится справочный номер контрольного экземпляра; на контрольном экземпляре должностным лицом таможенного органа делается отметка путем проставления номера и даты импортной ГТД и заверяется личной номерной печатью в соответствии с определенным таможенным режимом. В случае оформления нескольких импортных деклараций их номера также вписываются в контрольный экземпляр.

1.5. Копии импортных деклараций, заверенные личными номерными печатями должностных лиц таможенных органов страны назначения, и контрольный экземпляр передаются декларанту.

1.6. Вышеуказанные документы являются подтверждением фактического вывоза/ввоза товаров и могут служить основанием для возмещения (освобождения) от косвенных налогов в стране экспорта.

II. Взимание косвенных налогов
налоговыми органами

В случае отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления между государствами - участниками Соглашения, а также при экспорте и импорте работ и услуг косвенные налоги взимают налоговые органы страны-импортера в следующем порядке.

2.1. Экспортер товара (работ, услуг) оформляет налоговый сертификат по установленной форме (приложение) в налоговом органе по месту своей регистрации в 6 экземплярах. 1-й экземпляр остается в налоговом органе страны-экспортера. Остальные 5 экземпляров передаются импортеру для представления налоговому органу в стране назначения.

2.2. В соответствии с контрактом (договором) на импорт товаров (работ, услуг) импортер-налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговый сертификат. Налоговый орган обязан сделать отметку в налоговом сертификате о принятии товаров (работ, услуг) импортером и оставить 2-й экземпляр документа у себя.

2.3. Импортер оставляет у себя 3-й экземпляр налогового сертификата, а 4-й, 5-й, 6-й экземпляры налогового сертификата с отметкой налогового органа страны-импортера передает экспортеру. Экспортер оставляет у себя 4-й экземпляр налогового сертификата, отмеченный налоговыми органами страны-экспортера и страны-импортера, а 5-й, 6-й экземпляры этого документа передает в налоговый орган по месту своей регистрации.

2.4. Налоговый орган страны-экспортера оставляет у себя 5-й экземпляр документа и отправляет 6-й экземпляр в национальный статистический орган.

2.5. Для целей налогообложения при условии представления необходимых документов в налоговые органы по месту регистрации считаются экспортируемыми работы и услуги, определяемые следующим перечнем:

а) услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы территории государства - участника Соглашения грузов, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке (кроме трубопроводного транспорта);

б) услуги по транспортировке экспортируемых за пределы территории государства - участника Соглашения нефти, нефтепродуктов и газа трубопроводным транспортом;

в) услуги по транспортировке и обслуживанию иностранных транзитных грузов через территории государств - участников Соглашения, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;

г) услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории государства - участника Соглашения;

д) услуги международной связи (почтовые, телефонные, телеграфные, космические и др.), которые частично оказываются за пределами государства - участника Соглашения. При этом они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только в части оборотов по их реализации за пределами территории государства-участника Соглашения;

Елизавета Кобрина

Декларация по косвенным налогам составляется российскими организациями-импортёрами товаров из государств ЕАЭС. С 2018 года ФНС утвердила новую форму декларации. В статье расскажем, кто сдает декларацию, какова процедура её заполнения и какие сроки определены для подачи.

Кто сдает декларацию по косвенным налогам

Отечественные компании и предприниматели, которые импортируют товары из Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана, должны подавать декларацию по косвенным налогам — НДС и акцизам. Форма организации и режим налогообложения не имеют значения, организации на УСН и других спецрежимах тоже уплачивают НДС при ввозе товара. Заплатить налог нужно, даже если ваш партнер не является членом ЕАЭС, но товары импортируются из стран Союза.

Если на протяжении месяца вы не ввозили товары и не оплачивали лизинговые платежи, не нужно составлять декларацию. Заполняйте декларацию за месяц, в котором:

  • приняли импортные товары на учет;
  • настало время лизингового платежа.

Декларация по косвенным налогам 2021


Форму декларации обновили в 2018 году, с тех пор изменений не было. Продолжайте использовать форму, которую утвердила ФНС Приказом от 27.09.2017 г. N СА-7-3/765@. Приказ предусматривает отправление декларации в электронном виде и разъясняет порядок её заполнения.

Заполнение декларации по косвенным налогам

Декларация объединяет в себе платежи по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Она включает четыре листа — титульник и три раздела. Титульный лист и первый раздел заполняют все налогоплательщики, принявшие импортные товары на учет, и те, у которых подошел срок лизингового платежа по договору. Второй и третий — только те плательщики налога, которые ввозят подакцизные товары и имеют соответствующие показатели. Третий раздел нужен для расчета сумм акциза по товарам с содержанием этилового спирта.

Титульный лист

  • Укажите ИНН и КПП организации. ИП указывают только ИНН, а в «КПП» ситавят прочерк;
  • если подаете первичную декларацию, ставьте номер корректировки — 0, для уточненной декларации — 1, 2 и далее;
  • налоговый период — месяц, поэтому в соответствующем поле укажите номер месяца «01» — для января, «02» — для февраля и т.д.;
  • заполните поле «предоставляется в налоговый орган» соответствующим кодом, а если подаете декларацию по месту учета — заполните поле «по месту нахождения», указав код 400.
  • в показателе «отчетный год» укажите год налогового периода. Например, в декларации за февраль 2021 года — «2021».
  • в поле «налогоплательщик» приведите полное наименование организации в соответствии с документами или ФИО предпринимателя.

Первый раздел

В верхней части укажите ИНН, КПП и номер страницы. Далее, в соответствующих строках укажите код ОКТМО и КБК платежа, а в строку 030 впишите сумму НДС к уплате. Её рассчитывают путем сложения строк 031–035 первого раздела, каждая из которых отведена под свои цели. Например, 035 для лизинговых платежей, а 033 для товаров, являющихся результатом работ.

Пример. ООО «Париж» приобрело в Казахстане оборудование стоимостью 45 000 рублей и товары для переработки на 4 000 рублей.

  • Строка 032: 4 000 × 20% = 800 рублей
  • Строка 031: 45 000 × 20% = 9 000 рублей
  • Строка 030: 9 000 + 800 = 9 800 рублей.

Соответственно, если вы оплатили товары, являющиеся результатами работ, выплатили товарные кредиты или лизинговые платежи — учитывайте эти расходы при расчете общей суммы налога по строке 030. Стоимость товаров, освобожденных от НДС по гл. 21 НК РФ и ввезенных из стран ЕАЭС, отражается в строке 040.

Второй раздел

Во втором разделе, заполнение строк 010, 020 аналогично первому — указываем ОКТМО, КБК. В строке 030 отражается общая сумма акциза к уплате, рассчитанная как сумма строк 050 второго раздела по соответствующему КБК. В строке 040 укажите код страны, его можно найти в ОКСМ: код Армении — 051, Казахстана — 398, Белоруссии — 112, Киргизии — 417.

В расчете суммы акциза по каждому товару укажите:

  • код вида подакцизного товара из Приложения №5 к Приказу и код единицы измерения, согласно ОКЕИ;
  • если приобрели мотоцикл или авто, укажите в столбце мощность двигателя в лошадиных силах (кВт/0,75), а для товаров с этиловым спиртом — его процентное содержание;
  • объем/количество товара — только для товаров, содержащих этиловый спирт, или автомобилей, мотоциклов. В остальных случаях проставьте прочерк.
  • налоговую базу;
  • в строке 050 — сумму акциза по данному товару.

В декларации может быть несколько разделов два, если стандартного числа строк не хватает, чтобы отразить все показатели.

Третий раздел

Третий раздел заполняйте в случае ввоза спирта этилового из всех видов сырья: денатурированного этилового спирта, спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового.

Строки 010-040 заполните аналогично второму разделу. Далее укажите:

  • код вида спирта можно посмотреть в Приложении №5 к порядку заполнения декларации, установленному Приказом ФНС № СА-7-3/765@.
  • код вида подакцизного товара, для производства которого будет использован завезенный этиловый спирт. Если производимая продукция не подакцизный товар, поставьте в графе прочерк.
  • код признака применения ставки акциза на спирт указан в Приложении №6 к порядку заполнения декларации, установленному Приказом ФНС № СА-7-3/765@.
  • налоговую базу в литрах.

В строку 050 внесите сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет, в рублях, а в строке 060 укажите номер извещения об уплате авансового платежа или освобождения от него, если такое имеется.

Как сдать декларацию по косвенным налогам в 2021

Отчетный период составляет 1 месяц, поэтому, если вы ввозили товары из стран членов ЕАЭС в течение месяца, на следующий месяц заполните и подайте декларацию. Форму нужно подать до 20 числа месяца, следующего за тем, как импортный товар был принят к учету. Если компания ввозит товары, являющиеся предметом лизинга, то декларацию подают в месяце, следующим за лизинговым платежом.

Вместе с декларацией налогоплательщику нужно подать пакет документов. Их можно представить в виде заверенных копий с печатью, кроме заявлений на ввоз и уплату налогов. Пакет включает:

  • заявление на ввоз товаров;
  • заявление об уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую уплату налогов;
  • транспортные документы, счета-фактуры и товаросопроводительную документацию;
  • договор на приобретение импортных товаров;
  • договор поручения, комиссии или агентский.

Оформление счетов-фактур, товарных или товаросопроводительных документов может быть не предусмотрено законодательством контрагента, тогда налоговики не могут их с вас требовать.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия поможет безошибочно подготовить декларацию по косвенным налогам и другие виды отчетности. Отчетность формируется автоматически, а еще вам не придется посещать налоговую инспекцию — вы отправите декларации онлайн. Получите бесплатный доступ к сервису на 14 дней прямо сейчас.

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Читайте также: