Если земельный участок снят с учета надо ли платить налог

Опубликовано: 16.05.2024

Процесс снятия земельного участка с кадастрового учета является довольно редким в деловом обороте. Тем не менее, возникают ситуации, когда в отношении участка, ранее поставленного на учет, требуется провести обратную процедуру снятия с такого учета.

Понятие кадастрового учета

Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.

Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.

Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере. Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.

Когда необходимо снять земельный участок с кадастрового учета?

Снятие с учета необходимо в случаях, когда единый и уникальный участок утрачивает свою целостность, перестает существовать как самостоятельный объект правоотношений, меняет свои границы.

Такие действия субъектов правоотношений направлены на изменение физических характеристик участка и его правового статуса. Типичным примером изменения физических характеристик участка земли является изменение его границ в процессе объединения земельных участков или наоборот, разделении единого земельного объекта на несколько отдельных участков. При этом, изначальный земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, перестает существовать и меняет свой правовой статус.

Важным моментом является тот факт, что снять участок с кадастрового учета возможно лишь в случаях, когда в отношении него отсутствуют зарегистрированные права. Снятие с учета допускается в следующих случаях:

  • 1) информация об участке земли носила временный характер и подлежат изменению;
  • 2) участок подлежит разделу с образованием новых участков, имеющих подтверждение государственной регистрации прав;
  • 3) если с момента постановки на учет земельного участка с временным статусом прошло не более двух лет, а регистрационные действия в отношении него не были проведены;
  • 4) отсутствие факта проведения регистрации обременений прав.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Как и постановка земли на кадастровый учет, снятие участков с учета производится территориальными органами кадастрового учета по месту нахождения объекта.

Для снятия с учета субъект предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

  • 1) заявление о снятии земельного участка с учета;
  • 2) документ, подтверждающий право законного обладания на участок;
  • 3) документ, подтверждающий установление обременения в пользу заявителя.

Порядок проведения процедуры снятия земельного участка с учета

Заявление о снятии с учета и необходимые документы подаются либо на бумажном носителе, либо в электронной форме. После получения документов на бумажном носителе регистратор выдает заявителю расписку. В случае обращения в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, заявлению будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отслеживать этапы прохождения процедуры.

После приема документов орган кадастрового учета проводит юридическую экспертизу, в ходе которой решает вопрос о возможности или невозможности снятия участка с учета.

Общий срок осуществления государственной услуги по снятию участка с учета не должен превышать 18 календарных дней.

По итогам юридической экспертизы государственный орган принимает решение о снятии участка учета, либо об отказе в совершении такого действия.

Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • 1) участок не является объектом собственности, кадастровый учет которого осуществляется государственным органом;
  • 2) заявление о снятии с учета подано лицо, не обладающее необходимыми полномочиями;
  • 3) представленные документы не отвечают требованиям федерального законодательства;
  • 4) участок земли не подлежит преобразованию и, соответственно, не может быть снят с учета;
  • 5) в случае, когда после приостановления процедуры постановки участка на учет прошло более трех месяцев, а причины приостановления не устранены.

Нужно ли платить земельный налог, если регистрация права собственности и отчуждение земельного участка состоялись в один день?

Прежде всего, отметим, что для целей расчета земельного налога важны даты государственной регистрации перехода права собственности.

По общему правилу, плательщиками земельного налога по общему правилу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).
Указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п.1 ст.131 ГК РФ, ст.2 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 г.).

То есть плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок (п.1 постановления Пленума ВАС РФ №54 от 23.07.2009 г., письма Минфина РФ №03-05-06-02/75889 от 24.12.2015 г., №03-05-05-02/120 от 07.12.2012 г.).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок расчет земельного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде:

Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном налоговом (отчетном) периоде

Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Земельный налог (с учетом Кв)

Такой порядок следует из положений п.7 ст.396 НК РФ, п. 5.16-5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС РФ от 10.05.2017 г. №ММВ-7-21/347, письма ФНС РФ от 06.04.2018 г. №БС-4-21/6568.

Если возникновение права собственности на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на земельный участок произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента (п.7 ст.396 НК РФ).

В общем случае, если, например, организация в 2018 году владела земельным участком (право собственности за ней зарегистрировано), например, с 1 января 2018 года, а прекращение права собственности (что подтверждено записью в реестре) произошло 22.10.2018 г., то организация-продавец должна уплатить земельный налог за десять полных месяцев 2018 года.

Важно!

Однако законодательно не урегулирован вопрос, как при расчете коэффициента учитывать возникновение и прекращение права собственности на земельный участок, если регистрация права собственности и прекращение этих прав произошли одновременно (в одном месяце) до 15-го числа или после.

Пример.

Компания 20.10.2018 г. разделила земельный участок на два земельных участка и в этот же день реализовала выделенный земельный участок покупателю.

Нужно ли уплачивать земельный налог в отношении реализованного земельного участка?

Формально, если следовать буквальному толкованию положений п.7 ст.396 НК РФ, то при прекращении права собственности (что подтверждается записью в реестре) после 15-го числа месяца, то месяц прекращения права принимается за полный месяц.

Вместе с тем, если опираться на разъяснения ведомств в отношении расчета транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца (который может приходиться либо на первую, либо на вторую половину месяца), то можно предположить, что уплачивать земельный налог в аналогичной ситуации, например, при регистрации права собственности и его прекращении во второй половине октября (за период менее одного месяца), не нужно.

Напомним, что в этой ситуации также законодательно не урегулирован вопрос, как при расчете коэффициента Кв учитывать месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства, если оно:

одновременно поставлено и снято с учета до 15-го числа или после;

  • поставлено на учет до 15-го числа, а снято после 15-го числа того же месяца.
  • Мнение Минфина РФ и ФНС РФ в подобной ситуации едино - не нужно уплачивать транспортный налог в отношении автомобиля, который был:

    поставлен и снят с учета в один день;

    одновременно был поставлен и снят с учета в одном месяце до 15-го числа или после (письма Минфина РФ №03-05-04-04/37237 от 15.06.2017 г. (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС РФ №БС-4-21/11566 от 19.06.2017 г.), №03-05-05-04/49344 от 24.08.2016 г.). Например, если автомобиль поставлен на учет при покупке 28 сентября 2016 года, а снят с него в связи с продажей в этот же день или 30 сентября 2016 года либо поставлен на учет 12 сентября 2016 года, а снят с него в связи с продажей в этот же день или 14 сентября 2016 года, то при расчете коэффициента Кв месяц постановки и снятия с учета – сентябрь 2016 года – не учитывается.

    К сожалению, официальных разъяснений по поводу земельному налогу по аналогичной ситуации найти нам не удалось.

    Поэтому, налогоплательщикам, у которых цена вопроса незначительна, безопасней заплатить земельный налог за один месяц.

    То есть в этом случае покупатель будет платить земельный налог с ноября 2018 г., а продавец заплатит за октябрь 2018 г.

    Если цена вопроса существенна, то компания может обратиться в Минфин РФ за разъяснениями налогового законодательства. Сделать это нужно письменно, подробно изложив имеющуюся проблему, а при необходимости – приложить к запросу документы, касающиеся задаваемого вопроса. В письме целесообразно привести аргументы, подтверждающие наиболее выгодную для организации позицию.

    Напомним, что официальный ответ контролирующих ведомств освобождает организацию от налоговой ответственности и пеней за просрочку уплаты налогов (сборов), если нарушение законодательства было допущено из-за того, что организация следовала данным в этом документе разъяснениям (пп.3 п.1 ст.111, п.8 ст.75 НК РФ).

    — Имеет ли право налоговая взимать налог на землю, если земля не приватизирована?

    Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

    — В настоящее время не представляется возможным однозначно сформулировать ответ, так как его содержание будет зависеть от ряда обстоятельств.

    Предположим, что если земля не приватизирована, то она находится в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, право собственности на землю у гражданина отсутствует. Однако действующее законодательство предусматривает взимание налогов за обладание земельными участками не только на праве собственности, но и на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Сведя к минимуму подробные объяснения, можно ответить на поставленный вопрос в следующей форме: налоговая служба имеет право взимать налог на неприватизированную землю только при обладании земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Указанное право может возникать на основании специальных актов и последующей регистрации.

    Отдельного внимания заслуживают земельные участки садоводческих товариществ. В данном случае если земельные участки не приватизированы и принадлежат садоводческому товариществу, то уплачивать налог граждане не должны, а соответствующая обязанность возлагается на садоводческое товарищество как юридическое лицо.

    Отвечает волонтер Виктория Астахова:

    — Налоговая имеет право взимать налог за землю, если земля является Вашей собственностью. Собственностью недвижимое имущество становится не только в результате приватизации. Это может быть дарение, получение по наследству, мена, купля-продажа, рента. Перечисленные сделки нужно обязательно зарегистрировать в Росреестре. В 90-е годы, когда Росреестр еще не был создан, регистрация собственности проводилась в БТИ. Если в результате процедуры регистрации не был дан отказ, объект недвижимости становится собственностью и подлежит налогообложению.

    Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

    — Налог начисляется не только на землю в собственности, но и на землю в аренде. Если Вы взяли у государства земельный участок в долгосрочную аренду, предназначенный для какой-то деятельности, например ведения сельского хозяйства или строительства индивидуального жилого дома, то Вы обязаны оплачивать за него налог. Если речь идет о сельскохозяйственных землях, то налог составляет 0,3% от кадастровой стоимости, на остальные земли — 1,5%. Льготная процентная ставка сделана для поддержания подсобных хозяйств. И как Вы, видимо, уже заметили, налоговая инспекция сама начисляет налог в соответствии с законодательством и присылает квитанции.

    Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

    — Владеть землей можно на основании права собственности (если Ваш земельный участок приватизирован, то это именно Ваш случай) либо на основании права аренды, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Если земля в собственности, то Вы должны платить налог на землю; он рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.

    Если же говорить про остальные права, которые я перечислила, то в этих случаях также необходимо вносить плату за пользование-владение земельным участком. Стоимость аренды рассчитывается на основании законодательства Вашего муниципалитета, также исходя из кадастровой (рыночной) стоимости земли. Этот платеж уплачивается в казну муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

    Отвечает генеральный директор-аудитор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева:

    — Если земельный участок не приватизирован, но находится у Вас на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненно наследуемого владения, то налоговая имеет право взимать с Вас налог на землю. Права бессрочного использования и наследуемого владения должны подтверждаться соответствующими правоустанавливающими документами.

    Если же у Вас никаких правоустанавливающих документов нет, то и платить налог на землю необязательно. Однако в этом случае придется платить за фактическое использование земельного участка органам местного самоуправления, которые наделены полномочиями распоряжаться данным земельным участком.

    Отвечает руководитель проекта «Истринская долина» Михаил Африканов:

    — Все юридические и физические лица, владеющие земельными участками на основании вещных прав (право собственности, право постоянного пользования, право пожизненного владения), должны платить налог на землю, даже если она не приватизирована. Исключением являются только земли, полностью изъятые из оборота или ограниченные в нем на законодательном уровне, земли лесного и водного фондов.

    Текст подготовила Мария Гуреева

    Не пропустите:

    Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

    Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Земельный налог


    Идеальной была бы ситуация, когда права на земельные участки возникали бы у организаций с начала года. На практике такие случаи крайне редки, намного чаще государственная регистрация прав на земельные участки приходится на даты, не совпадающие с началом года. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты земельного налога, если такая обязанность возникает не с начала календарного года.

    Общие положения

    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог регулируется в особом порядке: в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 387 НК РФ этот налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать на основании НК РФ и законов названных городов и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

    Вводя земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Помимо этого указанные органы наделены правом устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Последним из названных прав могут обладать только граждане (п. 1 ст. 266 ГК РФ).

    Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

    Таким образом, если у организации в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и этот участок является объектом налогообложения, то указанная организация признается плательщиком земельного налога.

    Напомним, что налоговым периодом является календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря (п. 1 ст. 393 НК РФ).

    Как следует из п. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), права собственности и постоянного (бессрочного) пользования возникают у организации с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав собственности и постоянного (бессрочного) пользования признается запись в Едином государственном реестре прав. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в указанный реестр (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

    На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не являются объектом налогообложения земельные участки, перечисленные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

    Кадастровая оценка земли

    Напомним, что согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

    При определении рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

    Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316. Налогоплательщики-организации (далее — налогоплательщики) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на правах собственности или постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

    Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, установлен в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Федеральный закон № 221-ФЗ), согласно которому эти сведения предоставляются в виде:

    • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
    • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
    • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
    • кадастрового плана территории;
    • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
    • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
    В п. 13 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц. Форма такой справки утверждена приказом Минэкономразвития России от 1.10.13 г. № 566, она оформляется на одном вертикально расположенном листе формата A4 и заверяется подписью уполномоченного в установленном порядке лица органа кадастрового учета, выдавшего кадастровую справку, и оттиском печати такого органа.

    Кроме того, сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в его кадастровом паспорте и в кадастровой выписке об этом участке. Формы этих документов содержатся в приложениях 3 и 4 к приказу Минэкономразвития России от 25.08.14 г. № 504 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории» соответственно.

    Согласно п. 8 ст. 14 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровая выписка об объекте недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено Федеральным законом № 221-ФЗ.

    Получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны самостоятельно. Как следует из п. 14 ст. 396 НК РФ и постановления Правительства РФ от 7.02.08 г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», налогоплательщики обязаны обеспечивать себя сведениями посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости о предоставлении такой информации.

    Изменения в законодательстве

    Кроме того, на основании Закона № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I -IV, ст. 31 и глава VI Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

    Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

    С 1 января 2017 г. также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регулирующий отношения, которые возникают в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре (см. на стр. 7 статью Д. Азжеурова «Госрегистрация прав на недвижимость»).

    Изменение кадастровой стоимости земли в течение налогового периода

    Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос, изменяется ли кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода. В письме Минфина России от 29.01.09 г. № 03-05-06-02/05 разъяснено следующее: из положений НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 18.12.08 г. № 03-05-05-02/91, от 5.09.06 г. № 03-06-02-02/120.

    Отметим, что и арбитражные суды поддерживают позицию Минфина России (постановления ФАС Московского округа от 6.03.09 г. № КА-А41/1065–09, ФАС Поволжского округа от 31.03.09 г. № А06-5597/2008).

    Следовательно, если у налогоплательщиков в течение налогового периода возникают права собственности и постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, являющийся объектом налогообложения, то его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Данное положение справедливо, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату.

    Отметим, что согласно абзацу 5 п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Вместе с тем изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, которая допущена осуществляющим государственный кадастровый учет органом при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

    Если кадастровая стоимость изменяется на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда, то сведения об измененной кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (абзац 7 п. 1 ст. 391 НК РФ).

    Если земельный участок образован в течение налогового периода, то налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абзац 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

    Исчисление суммы налога

    По истечении налогового периода сумма налога рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом налоговая ставка устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных НК РФ (ст. 394). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

    Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

    В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) сумма налога (сумма авансового платежа по нему) в отношении данного земельного участка исчисляется с учетом коэффициента. Для определения такого коэффициента число полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, следует разделить на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

    Если право собственности (постоянного (бессрочного) пользования) на земельный участок (его долю) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

    В случаях, когда соответствующее право на земельный участок (его долю) возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении данного коэффициента.

    Иными словами, если права на земельный участок возникли до 15-го числа включительно, то земельный налог за этот месяц уплачивает новый собственник (пользователь) земельного участка. Если же права на земельный участок перешли во второй половине месяца (после 15-го числа), то обязанность по уплате земельного налога за этот месяц возлагается на прежнего собственника (пользователя). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 8.09.06 г. № 03-06-01-02/36.

    Пример

    5 августа 2017 г. организация приобрела в собственность земельный участок. Нормативным правовым актом данная организация является плательщиком земельного налога и обязана исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка установлена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2017 г. года составляет 40 000 000 руб.

    Коэффициент для расчета земельного налога равен 0,42 (5 месяцев (август- декабрь) / 12 месяцев).

    Сумма земельного налога составит 168 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х 0,42).

    Сумма авансового платежа по налогу за III квартал календарного года рассчитывается исходя из коэффициента 0,67 (2 месяца / 3 месяцев).

    Таким образом, сумма авансового платежа по налогу за III квартал текущего года будет 67 000 руб. (40 000 000 руб. х 1% х ¼x0,67).

    Налоговые льготы

    Налогоплательщик может быть освобожден от уплаты земельного налога на основании ст. 395 НК РФ или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом налогоплательщик, руководствуясь п. 10 ст. 396 НК РФ, обязан представить документы, подтверждающие такое право на льготу, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлено такое право, исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права считается за полный месяц.

    Сроки уплаты налога

    Если предусмотрена уплата авансовых платежей, налогоплательщики-организации должны их уплачивать, руководствуясь п. 2 ст. 397 НК РФ. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном п. 5 ст. 396 НК РФ порядке, т. е. сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

    Сумма налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 3 ст. 397 НК РФ). По этому же месту по истечении налогового периода налогоплательщики-организации обязаны представлять налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1, 3 ст. 98 НК РФ).

    Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 28.10.11 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения».

    Обратите внимание! Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в названном качестве (п. 4 ст. 398 НК РФ).

    Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.07 г. № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в Приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 г. № 85н.


    Принятый налог на имущество всколыхнул общественность и породил вокруг себя множество слухов. Например, особый резонанс вызывает уплата налога на недостроенные жилые объекты, которые поставлены на кадастровый учет, но не оформлены как право собственности. Из этого вытекает следующее: если право собственности не было зарегистрировано в соответствующем органе, то налог на это имущество не начисляется, так как недостроенный дом не может считаться полноценным объектом жилья.

    По неофициальным данным, от уплаты налога по такой схеме уклоняется большое количество наших соотечественников, на 4 миллионах участков на сегодняшний день нет зарегистрированных владельцев, поэтому эти объекты считаются недостроенными. Как будет реализовываться этот налог в случае недостроенного имущества? Облагается ли такое имущество налогом на самом деле? Об этом расскажем в нашей статье.

    Реальный пример расчета налога на неоформленную недвижимость

    Давайте рассмотрим на конкретном примере. Житель РФ является собственником земли, на которой он строит дом или уже построил. Возникает вопрос: имеет ли он право не регистрировать это имущество?

    Представители телевидения и прессы РФ говорят, что если имущество поставлено на кадастровый учет, но не зарегистрировано в ЕГРП, то гражданин освобождается от уплаты налогов. Но это заблуждение.

    Дома, которые не внесены в ЕГРП, но поставлены на кадастровый учет, облагаются налогом. Как только имущество поставлено на кадастровый учет, сразу происходит процесс начисления налогов. Почему это происходит? Информация о недвижимом имуществе, поставленном на кадастровый учет, поступает в налоговые учреждения из Росреестра.

    Затем, в зависимости от региона, на имущество начисляется процент. Известно, что этот процент разнится, ведь в каждом регионе его утверждают местные органы власти. Недвижимому имуществу присваивается кадастровый номер и кадастровая стоимость, также в документе указывается место расположения и площадь объекта. Поэтому если ваше имущество поставлено на кадастровый учет, по закону сразу начинает начисляться налог.

    Если существует такой закон, как тогда россиянам удается уклоняться от налогов, и законно ли начать строительство дома и не поставить его на кадастровый учет?

    По сути, жители нашей страны имеют право начинать возведение жилого объекта без кадастрового учета. В этом им помогает Дачная амнистия, которая позволяет проводить госрегистрацию с минимальным пакетом документов. Однако хочется сразу оговориться: в интересах самих граждан после завершения строительства сразу обратиться в бюро технической инвентаризации и составить технический паспорт.

    На самом деле, после распада СССР существовал документ, в котором сказано следующее: «Владелец имущества по собственному желанию может внести личный жилой объект в реестр ЕГРП», но современные реалии говорят о другом. Сегодня мы живем по закону № 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости». Он вступил в силу 1 января 2017 года. Если обратиться к 3 пункту 70-й статьи, мы видим следующее: все имущество, стоящее на кадастровом учете, но не внесенное в ЕГРП, будет сниматься с кадастрового учета. В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ, такое имущество становится бесхозяйственным. Следовательно, если дом снят с кадастрового учета, он никому не принадлежит, и, в соответствии с этим законом, местные органы власти могут забрать такое имущество в личное пользование.

    А теперь представьте ситуацию, когда человек прожил на своей земле более 70 лет, а к нему приходят и говорят, что это имущество принадлежит государству. Такой закон возмутил представителей многих общественных организаций, по этому поводу было направлено письмо президенту РФ. В свою очередь, государственные представители в официальном ответе заявили, что земля в таком случае не будет изыматься сразу, вначале владелец имущества, снятого с кадастрового учета, будет получать уведомления, далее дается 6 месяцев на внесение жилого объекта в реестр ЕГРП. Вот почему регистрация личного имущества входит в интересы людей. Это подтверждает их право собственности на эту землю и облегчает жизнь в дальнейшем, ведь им не придется решать проблемы, если жилой объект не будет числиться в реестре ЕГРП.

    Почему же люди не спешат регистрировать свое имущество?

    Большинство наших сограждан живут с верой в государство, но наличие документов еще не подтверждает право собственности. Тем более, вокруг этого вопроса ходит один ошибочный слух, якобы вы можете внести свое имущество в реестр ЕГРП по собственному желанию, но этот закон был актуален в начале 90-х, после распада СССР. Сейчас порядок регистрации, владения и начисления налогов изменился. Уже принят закон о том, что если имущество не зарегистрировано в ЕГРП, то оно снимается с кадастрового учета.

    Сразу стоит напомнить, что 1 января 2018 года в силу вступает новый закон, разработанный Министерством экономического развития РФ. Он внесет существенные поправки в земельный кодекс РФ. В нем говорится: «Если не было проведено межевое дело личного земельного участка, то с 1 января 2018 года вы не сможете им распоряжаться». Что значит понятие «не проведено межевое дело участка»? Это подразумевает под собой, что участок был зарегистрирован по дачной амнистии.

    Здесь сразу возникает вопрос: если участок внесен в ЕГРП, почему владелец не может им распоряжаться?

    В понятие «распоряжаться» входит: передавать по наследству, продавать и другое. Чтобы распоряжаться участком в полном объеме, необходимо вызывать специалиста, который сможет провести межевое дело.

    Внести такие данные на публичную кадастровую карту невозможно, а оспорить наложение границ можно только в суде. Мы не раз становились свидетелями того, как невиновные люди из-за кадастровой ошибки были вынуждены по решению суда уплатить от 150 тысяч рублей и более за судебную экспертизу.

    Мы часто получаем комментарии от дачников, что именно за их счет государство хочет пополнить бюджет страны, не соизмеряя это с их возможностями. Сейчас активно проводятся рейды на дачных участках, инспектора вычисляют нарушителей, которые стали таковыми не по своей вине. Неверный замер геодезистов приводит к тому, что собственники земли занимают участок соседа - официально это называется «захват земли».

    Почему государство сейчас активно занимается дачниками?

    Действительно, когда в бюджете не хватает денег, госорганы обращают свое внимание на массовость. Дачники - это та половина населения, которая имеет в распоряжении земельную собственность, а значит в этом секторе можно получить больше налогов. Вот и получается, что даже со скромных 6 соток человек должен платить налог.

    Сразу вспоминается закон 284, принятый в 2014 году. Этим законом были внесены изменения в налоговый кодекс РФ. Всем известно, что налог в нашей стране начисляется от кадастровой стоимости. В статье 378 говорится о том, что в случае обнаружения технической ошибки (в сторону увеличения) при определении кадастровой стоимости налоговая инспекция имеет право за три года доначислить налог с учетом этой ошибки. То есть простым гражданам приходится платить за ошибки налоговых органов. В нашей практике был случай, когда за такую ошибку владельцам 10 соток пришлось доплатить 40 тысяч рублей. Причем уведомление пришло даже за те годы, когда был уплачен налог на эту собственность. Это правило не работает в пользу собственников - в случае, если объект был переоценен, пересчет не производится.

    Из этого следует вывод: если государство хочет собрать налоги, оно само препятствует людям зарегистрировать свою собственность и платить на нее налог - этот вопрос, в частности, касается садоводов. Большинство организаций, представляющих интересы дачников и садоводов более четырех лет, обращаются с прошением признать членские книжки на весь землеотвод садового товарищества официальными документами. На что представители власти отвечают, что подобные членские книжки не являются документами для проведения регистрации.

    В завершение хочется напомнить, что закон о снятии с кадастрового учета вступил в силу с 1 января 2017 года. Под этот закон подпадают 70% наших соотечественников. Те люди, у кого земельный участок находится в собственности, но нет межевания, должны понимать, что проблемы с этим земельным участком после принятия закона возникнут лишь в том случае, когда эту землю придется передать по наследству, подарить или продать. Если необходимо произвести перечисленные действия, тогда следует проводить межевое дело.

    В нашей стране принимается множество законов, простой гражданин не может их все отслеживать, поэтому мы советуем все же не доверять слухам и обращаться к первоисточникам. Как становится ясно из статьи, непонимание законов приводит к тому, что ваша земля, которая принадлежала вам более 50 лет, может просто перейти в собственность государства. Всегда ищите подтверждение слов, услышанных от знакомых и даже по телевизору, в правовых документах. Так вы повысите свою правовую грамотность и сможете защитить свои права.

    Читайте также: