Если правительство предполагает увеличить налоги на 20 то чтобы уровень выпуска остался неизменным

Опубликовано: 16.05.2024

1. Предположим, обменный курс определяется как количество иностранной валюты, приходящееся на единицу национальной валюты. Более высокий обменный курс
• ведет к сокращению чистого экспорта

2. В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
• является собственником хотя бы одного фактора производства

3. Прогрессивный налог — это:
• налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения доходов налогоплательщика

4. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет
• будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

5. Аргументы в защиту плавающих обменных курсов сводятся к следующему
• позволяют использовать кредитно-денежную политику не только как средством поддержания обменных курсов

6. В феврале 2001 года размер внешнего долга России оценивался в пределах ____________________ млрд. долларов США.
• 150-160

7. "Полная занятость" — это:
• уровень безработицы, равный сумме уровней фрикционной и структурной безработицы при нулевом уровне циклической безработицы

8. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда
• сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений

9. Разница между стоимостью экспорта и импорта называется:
• сальдо торгового баланса

10. Государственные расходы увеличивают реальный национальный доход только в том случае, если они
• не вытесняют равновеликого объема реальных частных инвестиций

11. Когда международная ценность национальной валюты растет, тогда
• наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта

12. Наиболее важным показателем оценки государственного долга считается показатель
• по отношению суммы долга к ВВП

13. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
• роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада

14. Если человек болен и не может работать, то он
• не учитывается в составе рабочей силы

15. Общий дефицит госбюджета делят на структурный и циклический для того, чтобы .
• выявить влияние фискальной политики на сбалансированность бюджета

16. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики страны по сравнению с проблемами сокращения объема производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников .
• функциональных финансов

17. Возвращение на родину лиц, находящихся в другой стране — это:
• репатриация

18. Располагаемый доход — это:
• личный доход минус индивидуальные налоги и неналоговые платежи

19. Из перечисленного, функции налогов заключаются в:
• перераспределение доходов
• увеличение средств, которыми распоряжается государство
• увеличение средств, направляемых на финансирование государственных расходов

20. Рубль будет стоить дороже, если .
• покупательная способность рубля увеличится

21. Основной тенденцией политики доходов и заработной платы в экономически развитых странах является:
• постепенное увеличение нормы заработной платы и повышение равномерности распределения доходов

22. Перечень облагаемых пошлинами товаров и ставок таможенных пошлин — это:
• таможенный тариф

23. Государственный бюджет — это:
• финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы

24. Относительные расходы по обслуживанию государственного долга измеряются:
• отношением суммы процентных выплат по долгу к объему ВНП

25. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить путем сопоставления номинальной заработной платы с динамикой одного из следующих показателей
• уровня цен на товары и услуги

26. Когда члены парламента голосуют против дополнительных налогов, необходимых для увеличение ассигнований на нужды образования, общество отказывается от:
• улучшения системы бесплатного образования при использовании дополнительных ассигнований

27. Активный бюджетный дефицит — это дефицит, вызванный .
• увеличением государственных расходов при снижении налогов

28. Введение импортных пошлин окажется эффективным и приведет к росту чистого экспорта
• при системе фиксированных обменных курсов

29. Для стран с административно-командной системой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 5,0

30. Основной механизм социальной защиты работников в условиях рыночной экономики — это:
• социальное страхование

31. Тарифными считаются такие ограничения импорта, как:
• введение ввозных пошлин

32. Выпуск государственных облигаций
• уменьшает инфляцию

33. Погашение дефицита платежного баланса может быть проведено за счет
• иностранных займов и ввоза капитала

34. Какие налоги могут быть перенесены на конечного потребителя?
• налог на добавленную стоимость

35. Из перечисленного, значительный бюджетный дефицит позволяет:
• увеличить ставку процента, уменьшать объем чистого экспорта, повышать международную ценность национальной валюты

36. Рост государственных расходов имеет наибольший инфляционный потенциал, когда он финансируется за счет
• продажи облигаций Центральному Банку

37. Увеличение золотого содержания национальной валюты — это:
• ревальвация

38. Эгалитарный принцип социальной справедливости подразумевает, что .
• все члены общества получают равные блага

39. Деятельность бирж труда характеризуют направления (из перечисленных):
• выплата пособий по безработице
• профессиональная ориентация работников
• регистрация безработных
• регистрация вакантных мест
• трудоустройство ищущих работу

40. Уровень безработицы определяется:
• соотношением числа безработных к численному рабочей силы

41. Повышение платы за землю исключает такие последствия, как:
• уменьшение прибыли предприятий сельского хозяйства

42. Индексация доходов
• используется для поддержания уровня жизни лиц с фиксированными доходами

43. Непосредственно влияет на перераспределение доходов
• подоходный налог

44. Система государственной индексации доходов в промышленно развитых странах затрагивает:
• государственных служащих

45. Если номинальный доход повысился на 8%, а уровень цен вырос на 10%, то реальный доход
• снизился на 2%

46. Миграция капитала — это:
• перемещение капитала в ссудной и предпринимательской форме между странами

47. Негативный подоходный налог — это налог .
• выплачиваемый государством семьям, когда их доходы падают ниже определенного уровня

48. Объемы потенциального и фактического производства равны
• если уровень безработицы равен естественному

49. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных
• циклической формой безработицы

50. В связи с увеличением импортной пошлины на кофе, скорее всего:
• предложение кофе уменьшится

51. В систему контроля за распределением доходов включается:
• обязательное декларирование всех доходов всеми юридическими и физическими лицами

52. Прямая зависимость существует между
• увеличением государственных расходов и объемом денежной массы

53. К косвенному регулированию валютного курса относится:
• денежная эмиссия

54. Система обязательного социального страхования охватывает всех, кроме
• детей

55. Перераспределение доходов осуществляется:
• посредством регулирующей функции государства

56. Все, что перечислено ниже, может выступать в роли автоматического стабилизатора экономики, за исключением
• дискреционных изменений в налогообложении

57. В коротком периоде при повышении уровня цен занятость возрастет, если .
• рост номинальной зарплаты отстает от роста уровня цен

58. При осуществлении фискальной политики изменение уровня цен:
• уменьшает действенность осуществляемых мероприятий

59. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой — это:
• перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий

60. Разрешение на экспорт и импорт определенного товара в течение определенного срока, опубликованное в печати — это:
• открытая генеральная лицензия

61. Сторонники протекционизма утверждают, что повышение пошлин, квот и других торговых барьеров необходимо для:
• защиты национальных отраслей от иностранной конкуренции

62. К трансфертным платежам относятся расходы государства на:
• пенсионные и социальные выплаты

63. При прочих равных условиях крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит к:
• росту реальной процентной ставки

64. Кривая Лаффера отражает связь между
• налоговыми ставками и налоговыми поступлениями

65. При покрытии бюджетного дефицита исключается использование:
• коммерческого кредита

66. Равная сумма налога для каждого налогоплательщика
• не может быть установлена из-за различий в уровне доходов и социальных условий

67. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменной размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру .
• антициклически

68. Эффект вытеснения предполагает, что .
• рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций

69. Массовый экспорт товаров по ценам ниже среднемировых, связанный с сохранением падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса — это валютный .
• демпинг

70. Уровень бедности определяется на основе
• прожиточного минимума

71. Правительство в текущем году увеличило расходы на образование населения за счет сокращения затрат на содержание государственного аппарат. Вследствие этого
• возрос перманентный доход страны

72. Увеличение ставки налога на прибыль
• уменьшает совокупный инвестиционный спрос

73. Фрикционная безработица является желательной для общества, так как она
• позволяет эффективнее использовать способности индивида

74. Распределение доходов осуществляется:
• в соответствии с долей участия факторов производства

75. Выкуп государственного долга — это:
• сокращение размера государственного долга путем выплаты денег владельцам государственных ценных бумаг с наступившим сроком погашения

76. Политика доходов в административно-командной экономике основывается на:
• нормативном распределении

77. Добровольно уволившийся работник во время поиска новой работы подвержен ____________________ форме безработицы.
• фрикционной

78. Индекс потребительских цен может быть использован для того, чтобы оценить:
• различия в рыночной стоимости "товарной корзины" двух разных временных периодов

79. Государственных долг — это:
• общая накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета

80. Продление срока выплат пособий по безработице за счет увеличения дефицита госбюджета относится к мероприятиям
• комбинированной политики

81. В случае заметного снижения курса доллара США по отношению к ЕВРО в США:
• экспорт возрастает, а импорт снизится

82. Наиболее рациональным решением проблемы дефицитного бюджета является:
• сокращение расходов бюджета

83. Одна из проблем государственного долга заключается в том, что .
• часть национального продукта уходит за пределы страны

84. Ограничение импорта в стране национального производства
• приведет к сохранению неэффективных отраслей производства

85. Бюджет с превышением доходов над расходами называется:
• профицитным

86. Личный доход — это:
• доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, включая сумму, которую составляют их налоги

87. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов
• приводит к увеличению ставки процента

88. Место государственных закупок товаров и услуг в национальном производстве
• государственные расходы, включая расходы местных органов власти, на конечную продукцию предприятий и земельные ресурсы

89. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина
• приносит доходы в госбюджет

90. Для стран с переходной экономикой характерен уровень децильного коэффициента социального неравенства
• 15,0

91. Неравенство доходов — это:
• неравномерное распределение национального дохода между населением страны

92. Коэффициент Джини вырос в России с 0,22 в 1991 г. до 0,35 в 1995 г. Это означает, что .
• дифференциация доходов усилилась

93. Кривая Лоренца показывает:
• степень неравномерности персонального распределения доходов

94. Объекты коммунальной собственности финансируются за счет
• местных финансов

95. Платежами, рассматриваемыми как государственная благотворительность, являются:
• пособия на детей

96. Чистый экспорт — это:
• отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП

97. Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего, свидетельствует о:
• снижении уровня жизни

98. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции те
• кто стал должником, когда цены были ниже

99. Мультипликатор внешней торговли — термин, обозначающий, что .
• экспорт оказывает множительное воздействие на совокупный спрос

100. Минимальный размер заработной платы устанавливается:
• государственным законом

Макроэкономика. Тесты с ответами. Финансы. Налогово-бюджетная политика.

16. Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

а) растет с увеличением дохода;

б) не изменяется при изменении дохода;

в) сокращается с увеличением дохода;

17. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки:

а) не изменяется с увеличением дохода;

б) не изменяется с уменьшением дохода;

в) не изменяется при любом изменении дохода;

г) изменяется в соответствии с изменением дохода;

18. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры:

а) увеличивается ставка подоходного налога;

б) при неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений;

в) повышаются размеры отчислений с заработной платы в пенсионный фонд.

19. Годовой государственный бюджет – это

а) план государственных доходов и расходов на год;

б) количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год;

в) количество денег, имеющихся в наличии у правительства;

г) общая сумма всех поступлений в государственную казну за год.

20. Если общие поступления в государственный бюджет за год составят 1059 трлн. р., а расходы – 1151 трлн. р., то возникнет

а) бюджетный дефицит, снизятся объемы экспорта;

б) бюджетный дефицит, государственный долг будет расти;

в) бюджетный избыток, государственный долг будет расти;

г) бюджетный избыток, государственный долг будет снижаться.

21. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях

а) приведет к увеличению поступлений от этого налога;

б) является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории;

в) может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога;

г) приведет к снижению дефицита государственного бюджета.

22. Регрессивное налогообложение

а) делает невозможным выплату трансфертов государством;

б) приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами;

в) может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов;

г) не приводит к перераспределению доходов в обществе.

23. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., – это пример

а) регрессивного прямого налога;

б) прогрессивного косвенного налога;

в) регрессивного косвенного налога;

г) прогрессивного прямого налога.

24. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример

а) переложения налогового бремени;

б) роста спроса на услуги референтов;

в) прогрессивного налогообложения;

г) ценовой дискриминации.

25. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что

а) часть национального продукта уходит за пределы страны;

б) возрастают стимулы повышения эффективности производства;

в) сокращается неравенство в доходах;

г) возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.

26. Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога:

а) налог на прибыль предприятий;

б) подоходный налог с населения;

г) ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя.

27. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует:

а) увеличить более, чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее, чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее, чем на 20.

28. Экономика описана следующими данными: автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t=0,2; инвестиции составляют 5, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;

б) правительству необходимо преодолевать рециссионный разрыв путем увеличения государственных расходов;

в) необходимое для стабилизация приращения государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., – это пример
регрессивного прямого налога
прогрессивного косвенного налога
регрессивного косвенного налога
прогрессивного прямого налога

2. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том. Что
часть национального продукта уходит за пределы страны
возрастают стимулы повышения эффективности производства
сокращается неравенство в доходах
возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

3. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государственные закупки следует
увеличить более, чем на 20
увеличить на 20
увеличить менее, чем на 20
уменьшить на 20
уменьшить менее, чем на 20

4. Рынок ценных бумаг выполняет функции
централизации временно свободных средств и сбережений собственников для финансирования производства и строительства
роста дефицита текущего бюджета
сдерживание перелива капитала

5. Фиктивный капитал – это
титул собственности, дающий право на присвоение дохода в форме процента или дивиденда
капитал, воплощенный в машинах, сырье, материалах
разница между суммой цен акций, проданных учредителями на денежном рынке, и суммой реального капитала, вложенного ими в предприятие

6. Разбухание фиктивного капитала по сравнению с реальным связано
с понижением средней нормы процента
с уменьшением количества акционерных предприятий
с уменьшением акционерного капитала
с сокращением государственного долга

7. Фондовая биржа – это
постоянно действующий и управляемый рынок, на котором продаются и покупаются ценные бумаги
место, где продаются промышленные товары
биржа, специализирующаяся на торговле фьючерсными (срочными) контрактами

8. Увеличение отношения «наличность – депозиты» приведет к
уменьшению предложения денег
увеличению предложения денег
уменьшению спроса на деньги
увеличению спроса на деньги

9. Дивидендами называется
доля в акционерном капитале, свидетельствующая о праве собственности в компании
плата, взыскиваемая брокером с клиента за покупку и продажу ценных бумаг
документ, свидетельствующий о праве на владение имуществом, товаром, производством или о долге, который должен быть выплачен владельцу пенных бумаг
доля прибыли, выплачиваемая владельцам акций по решению собрания акционеров компании

10. Демография – это
наука о народонаселении
наука о природных ресурсах
наука о доходах населения
наука об эффективности производства

11. Уровень безработицы – это
отношение численности безработных к численности рабочей силы
сумма уровней фрикционной и структурной безработицы
доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню занятости

12. По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении
как фрикционной, так и структурной безработицы
циклической безработицы
фрикционной безработицы
структурной безработицы

13. В сказке «По щучьему веленью» Емеля не работает. Это
вносит вклад в увеличение структурной безработицы
вносит вклад в увеличение циклической безработицы
не вносит вклад в увеличение безработицы
вносит вклад в увеличение фрикционной безработицы

14. «Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным». Это утверждение
неверно
верно
верно в том случае, если этот человек активно ищет работу
верно в том случае, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза

15. Термин «демография» впервые был употреблен ученым
У. Петти
Р. Мальтусом
А. Гайаром
А. Смитом

Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов или финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньо- раж доход государства ог печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспреде-ляется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вы-теснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной полигики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита1 нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет уг-розы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственно финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В кратко-срочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во- первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономи-ческое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-тре- тьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.3

Более подробно о государственном долге см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.

Подробный анализ типов финансирования бюджетного дефицита см. в кн.: Агапова Т.А. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной экономике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

Подробнее об этом см. гл. 10 "Совокупное предложение и кривая Филлип-са. Политика стимулирования предложения".

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед осталь-ными и не является полностью неинфляционным.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) Мультипликатор государственных расходов Мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор) Мультииликатор сбалансированного бюджета Предельная налоговая ставка

Дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит)

Дискреционная фискальная политика

Недискреционная фискальная политика

Чистые налоговые поступления в бюджет

Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики

Циклический дефицит госбюджета

Структурный дефицит госбюджета

Инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета Монетизация дефицита Сеньораж

Долговое финансирование Эффект вытеснения Налоговая реформа Кривая Лаффера Эффект Оливера-Танзи

Вопросы для обсуждения

а) При прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП.

б) Введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора.

в) Дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта.

г) Бюджетно-налоговая политика проводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции.

д) Циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста.

е) Снижение предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики.

ж) Встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры государственных расходов.

з) Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при превышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный де-фицит госбюджета.

Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между го-сударственными закупками и трансфертами?

Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства (ответ аргументируйте):

а) размер фактического дефицита или излишка государствен-ного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напря-жения в экономике:

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и решения

1. Экономика описана следующими данными:

С = 20 + 0,8 (У - Т + F) (потребление);

/ = 60 (инвестиции); Т - 40 (налоги); F = 10 (трансферты); G - 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях сти му- лирования экономики:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора госрасходов?

как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G - 30):

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

какова величина мультипликатора налогов?

как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

что происходит с кривой планируемых расходов?

как изменится равновесный уровень дохода?

что происходит с эффектом мультипликатора?

как изменится сальдо госбюджета?

а) Для расчета равновесного уровня дохода подставим числовые значения С, А Т, F, G в основное макроэкономическое тождество и решим его относительно У:

У =20 + 0,8 (У 40 + 10)+ 60 + 30.

После алгебраических преобразований получаем: У = 430 => это первоначальное равновесие (точка А).

б) При увеличении госрасходов на 10 (с 30 до 40) кривая планируемых расходов сдвинется вверх на 10 (см. рис. 6.4): 134

Изменение равновесного уровня дохода при перемещении из точки А в точку В составит:

AY — AG - т^—г = 10 • -—= 50.

В точке В равновесный уровень дохода возрос до 480. Мультипликатор госрасходов равен: = 5.

1-0,8 До проведения фискальной экспансии госбюджет был сбалан сирован:

После проведения фискальной экспансии возник бюджетный дефицит в размере 10, так как госрасходы увеличились на 10, а налоговые поступления не изменились.

в) При увеличении налогов на 10 (с 40 до 50) кривая планируемых расходов сдвинется вниз на величину -АТх МРС -

ДУ = -ДГ- —= -10--^ = -40. 1-6

1-0,8 Экономика переместится из точки А в точку В, где равновес ный объем производства составит 390. 135

Глава б. Бюджетно-налоговая политика

Мультипликатор налогов равен После проведения налоговой рестрикции возник бюджетный излишек в размере 10, так как величина госрасходов и трансфертов по-прежнему равна 40, а налоговые поступления увеличились до 50.

г) При одновременном увеличении госрасходов с 30 до 40 и налогов с 40 до 50 кривая планируемых расходов переместится вверх на 2, так как воздействие бюджетной экспансии на совокупный спрос относительно сильнее, чем нало-говое сдерживание (см. рис. 6.6):

Равновесие переместится из точки А в точку В, причем равновесный уровень дохода в соответствии с мультипликатором сбалансированного бюджета также увеличится на 10 до 440. Это можно проверить с помощью расчета:

У = 20 + 0,8 (У- 50 + 10) + 60 + 40;

В экономике появился эффект мультипликатора сбалансированного бюджета, равный единице:

1 -b 1 — 1 — 0,8 1-0,8" "

При проведении такой политики бюджет останется, как и первоначально, сбалансированным:

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т = 0,4 У, функция трансфертов F - 0,2 У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D - 1000 при ставке процента R- 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) Является ли сальдо госбюджета положительным или от-рицательным?

б) Какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) Какова величина циклического дефицита госбюджета?

а) Сальдо государственного бюджета может быть рассчитано путем сопоставления расходной и доходной частей:

Расходы бюджета - госзакупки (G) + трансферты (F) + +расходы по обслуживанию государственного долга (DxR) = 500 + 0,2x2000 + 0,1x1000 = 500 + 400 + 100 = 1000.

Доходы бюджета = налоговые поступления

(Т) = 0,4x2000 = 800.

Фактический дефицит бюджета - 1000 - 800 - 200.

б) Структурный дефицит может быть рассчитан путем подстановки в расчеты потенциального объема выпуска вместо фактического:

Структурный дефицит - = 500 + 0,2x2500 + 0,1x1000 - 0,4x2500 = 100.

в) Циклический дефицит госбюджета — фактический дефицит структурный дефицит — 200 - 100 - 100.

Глава 6. Бюджетно-налоговая политыка

3- Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то, при прочих равных условиях, увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

Правильным ответом является отрицательный, то есть б). При указанных условиях модель бюджета имеет вид t У -G ,

где / - налоговая ставка, Т общие налоговые поступления в бюджет, G - расходы бюджета.

При увеличении автономных инвестиций возрастают совокупные расходы и доход, причем с эффектом мультипликатора. Рост совокупного дохода У приводит к росту налоговых поступлений в бюджет t • У и возникает бюджетный излишек. При этом величина бюджетного излишка окажется тем более значительной, чем сильнее снижаются на подъеме экономики бюджетные расходы G из- за автоматического сокращения пособий по безработице.

Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов приведет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень ВВП оказывается, по существу, таким же, как:

а) сокращение сбережений;

б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления;

г) увеличение сбережений.

Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру:

а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний;

в) как встроенный (автоматический) стабилизатор;

г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

Экономика находится в состоянии равновесия, причем пре-дельная склонность к сбережению равна 0,25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный уровень выпуска, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд руб., не изменяя при этом налоговые поступления:

а) возрастет на 6 млрд руб.;

б) возрастет на 4 млрд руб.;

в) возрастет на 8 млрд руб.;

г) возрастет на 2 млрд руб.

Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд руб. и одновременно увеличить налоги,

Глава 6. Бюджетно-налоговая политика

избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВВП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов:

б) более 10 млрд руб.;

в) менее 10 млрд руб., но не нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

Предположим, что бюджетный излишек представлен как:

где BS - бюджетный излишек; t - налоговая ставка; У - доход;

G - расходы бюджета.

В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка меньше чем 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины бюджетного излишка.

Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в гос-бюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен:

а) на 25 млрд руб.;

б) на 20 млрд руб.;

в) на 30 млрд руб.;

г) на 35 млрд руб.

Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20%-ного пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в ве-личине равновесного уровня выпуска приведут соответственно:

увеличение госрасходов на 10 млн руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн руб.; снижение трансфертов на 10 млн руб.?

а) В результате роста госрасходов равновесный доход уве-личится на 25 млн руб.; он снизится на 28,125 млн руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн руб. - в результате снижения трансфертов.

б) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн руб.; он снизится на 25 млн руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн руб. - в результате повышения налогов.

в) В результате роста госрасходов равновесный доход увели-чится на 18,75 млн руб.; в результате снижения трансфертов он возрастет на 25 млн руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн руб..

г) В результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн руб.; он снизится на 18,75 млн руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн руб.

в результате снижения трансфертов.

Рекомендуемая учебная литература

Мэнкъю Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

Макконнелл К, Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, §4-7; гл. 5; гл. 16,

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

Хейне Я. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг — это долг в иностранной валюте, и его погашение происходит фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Кризис внешней задолженности невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои долговые обязательства.

Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.

Механизмы сокращения внешней задолженности:

- выкуп долга предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, при этом:

- выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника;

- обмен долга на акционерный капитал (своп) предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций, при этом:

- иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств;

- иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается;

- замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте), при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.

Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):

- частичное аннулирование долга;

- дальнейшее продление сроков долговых обязательств;

- снижение ставок процента по обслуживанию долга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Верны ли следующие утверждения?

1.1. Увеличение государственных расходов приводит к сдвигу кривой совокупного спроса вправо, а линии планируемых расходов вниз.

1.2. Повышение предельных налоговых ставок способствует увеличению встроенной стабильности экономики, но препятствует экономическому росту.

1.3. В условиях полной занятости увеличение государственных расходов сопровождается 100%-ным эффектом вытеснения.

1.4. Динамика дефицита государственного бюджета не связана с изменениями величины чистого экспорта.

1.5. Если правительство увеличивает социальные трансферты, то в

экономике «срабатывает» мультипликатор налогов.

1.6. Величина мультипликатора сбалансированного бюджета равна сумме мультипликатора налогов и мультипликатора государственных расходов.

1.7. Если правительство повышает налоги, то в краткосрочном периоде уровень инфляции может снизиться, а в долгосрочном — увеличиться.

1.8. Если правительство финансирует свои расходы за счет выпуска государственных займов, то среднерыночная ставка процента будет уменьшаться.

1.9. Структурный дефицит государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики.

1.10. Долговое финансирование бюджетного дефицита все­гда является более желательным, чем эмиссионное.

Ответы:

1.1) Нет; 1.2) Да; 1.3) Да; 1.4) Нет; 1.5) Да;1.6) Нет;1.7) Да;1.8) Нет;1.9) Нет;1.10) Нет.

2.Выберите правильный ответ:

2.1. Экономика описана следующими данными: Потребительские расходы С= -100 + 0,8Yd; инвестиции I=200; государственные расходы G = 800; налоговая ставка t = 0,2. Если правительство примет решение балансировать государственный бюджет путем увеличения налоговых ставок и сокращения государственных расходов, то:

а) ВВП превысит 2500;

б) ВВП окажется ниже 2500;

в) ВВП составит 2500;

г) для прогноза динамики ВВП недостаточно данных;

д) все вышеперечисленное неверно.

2.2. Эффект вытеснения возникает в том случае, когда:

а) увеличение правительством налогов снижает располагаемый доход и расходы в частном секторе экономики;

б) снижение правительством подоходных налогов вызывает повышение процентных ставок, и чувствительные к ним расходы в частном секторе сокращаются;

в) сокращение государственных трансфертов вызывает вынужденное сокращение потребительских расходов;

г) правительство переходит от долгового финансирования бюджетного дефицита к его монетизации;

д) правительство вводит лимиты на наличность;

е) увеличение Центральным банком денежного предложения увеличивает процентные ставки, и чувствительные к ним расходы в частном секторе снижаются.

2.3. Что из нижеперечисленного неверно?

а) налоговая реформа предполагает снижение налоговых ставок в сочетании с расширением налоговой базы и выравниванием налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков;

б) высокие коэффициенты обслуживания государственного долга относительно ограничивают возможности снижения налоговых ставок;

в) снижение налоговых ставок может сопровождаться эффектом вытеснения;

г) снижение налоговых ставок исключает возможность повышения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок может вызвать сокращение налоговых доходов бюджета.

2.4. Если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов и при этом объем государственных расходов превышает объем налоговых поступлений в бюджет, то:

а) эффект вытеснения снижается;

б) возрастает структурная безработица;

в) возникает первичный бюджетный дефицит;

г) снижается уровень инфляции;

д) возникает долговой кризис;

е) возникает структурный дефицит госбюджета.

2.5. Предположим, что индекс опережающих индикаторов снижается. В этом случае можно ожидать всего нижеперечисленного, за исключением:




а) роста безработицы;

б) снижения налоговых поступлений в бюджет;

в) спада производства;

г) сокращения уровня бюджетного дефицита;

д) стабилизации уровня инфляции;

е) ответы г) и д) верны.

2.6. Монетизация бюджетного дефицита может привести:

а) к росту эффекта вытеснения;

б) к снижению уровня налоговых поступлений в бюджет;

в) к повышению уровня процентных ставок и валютного курса;

г) к отмене лимитов на наличность;

д) к сокращению объема квазифискальных операций; е) ответы г) или д) в зависимости от величины бюджетного дефицита.

2.7. Показатель долгового бремени Долг/ВВП увеличивается, если:

а) снижается фактический дефицит госбюджета;

б) снижается доля структурного бюджетного излишка в ВВП;

в) снижается темп роста занятости и выпуска;

г) возрастает номинальная ставка процента;

д) возрастает ожидаемая инфляция;

е) все предыдущие ответы неверны, так как этот показатель зависит от величины циклического бюджетного дефицита.

2.8. Если правительство предполагает увеличить налоги на 20, то, чтобы уровень выпуска остался неизменным, государ­ственные закупки следует:

а) увеличить более чем на 20;

б) увеличить на 20;

в) увеличить менее чем на 20;

г) уменьшить на 20;

д) уменьшить менее чем на 20.

2.9.Экономика описана следующими данными:

Автономное потребление равно 200; предельная склонность к сбережению равна 0,1; ставка налогообложения t = 0,2; инвестиции составляют 50, а государственные расходы равны 30. Фактический уровень безработицы превышает естественный на 2%, а коэффициент чувствительности колебаний ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Какое из нижеследующих утверждений окажется неверным в данной ситуации?

а) правительству необходимо проводить антиинфляционную политику и сокращать инфляционный разрыв;

б) правительству необходимо преодолевать рецессионный разрыв путем увеличения государственных расходов;

в) необходимое для стабилизации приращение государственных расходов окажется примерно в 3,5 раза меньше, чем величина разрыва;

г) если правительство увеличит свои расходы на всю величину разрыва, то в экономике возникнет инфляционный бум;

д) равновесный уровень выпуска составляет 1000.

Ответы:

1)6; 2)6; 3) г; 4)е; 5)е;6)6;7) в;8) в; 9) а.

Задачи:

1. Экономика описана следующими данными: Предельная склонность к потреблению равна 0,75; фактический объем выпуска составляет 2000. В целях стабилизации экономики правительство сокращает государственные закупки на 50 и увеличивает налоги на 20. Рассчитайте величину потенциального ВВП.

Ответ: 1740

2. Предположим, что объем государственных закупок составляет 700; налоговые поступления в бюджет Т= 0,4 Y; государственные трансферты F = 0,3 Y; уровень цен Р = 1. Государственный долг равен 1500, а процентная ставка R = 0,1. Фактический объем выпуска составляет 2500, а потенциальный ВВП равен 3000. Каков в этом случае структурный дефицит государственного бюджета?

3. Экономика описана следующими данными:

Величина чистого экспорта составляет (-30). Налоговые поступления в бюджет равны 40. Величина потребления составляет 250, а объем выпуска равен 500. Общий объем национальных сбережений (как суммы сбережений остального мира, государственного и частного сектора) составляет 220. Рассчитайте сальдо государственного бюджета. Имеет ли место дефицит бюджета или излишек?

Ответ: Дефицит госбюджета равен 20;

4. Экономика описана следующими данными: Естественный уровень безработицы равен 7%, а фактический составляет 10%. Объем потенциального ВВП составляет 3000, а коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 3. Предельная склонность к потреблению равна 0,9. Какую политику государственных расходов должно проводить правительство для стабилизации экономики? Рассчитайте, как изменится величина государственных расходов.

Ответ: Правительство должно увеличить государственные расходы на 27

5. Экономика описана следующими данными: Величина государственных расходов составляет 800; налоговые поступления в государственный бюджет равны 200; государственные трансферты равны 100; потребление составляет 2300; чистый экспорт равен (-200); общий дефицит госбюджета равен 800. Какова в этом случае величина бюджетных выплат по обслуживанию государственного долга?

Литература:

1. Бункина М.С., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). Учебник. М.: ДИСС, 1997.

2. Государственное регулирование экономики. / Под ред. Кушлина В. И. 2-е издание. М.: РАГС, 2002.

3. Ивашковский С.И. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело, 2000.

4. Архангельский В.Н. Рыночные трансформации в России. М.: РАГС, 2005

14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Читайте также: