Если налоговая не признала расходы

Опубликовано: 15.05.2024

Компании на общей системе налогообложения и на упрощенке 15% могут платить меньше налогов за счет расходов. Это работает так: заработали сто рублей, потратили сорок рублей, заплатили налог с оставшихся шестидесяти. Но не все расходы налоговая принимает, иногда она может сказать: «Нет, ребята, эти расходы мы не учитываем, платите больше налогов». Разбираемся, почему так бывает и что в этом случае делать.

Марина Назарова

Какие расходы принимает налоговая

У налоговиков есть понятие «налоговая база» — это сумма, с которой компания платит налоги. Налоговая база — это не все заработанные деньги, из них вычитают расходы компании. Так налоговая база уменьшается, и можно заплатить меньше налогов.

Если бы налоговая не следила за расходами, все бы писали, что потратили много, и теперь налогов должны чуть-чуть. Поэтому расходы тщательно проверяют, какие угодно не учитывают, а только те, которые:

экономически обоснованы — действительно были нужны компании, а товары и услуги имеют рыночную стоимость. Нельзя купить дизайнерский диван за миллион, заплатить за перевозку с соседней улицы двадцать тысяч, а поставить его на дачу директора. Налоговая спросит: почему перевозка такая дорогая, зачем компании этот диван и где он стоит у вас в офисе;

документально подтверждены — есть договоры, счета, транспортные и товарные накладные, отчеты, принимают даже переписку в мессенджере и фотографии на телефоне. Возможно, компании нужен диван за миллион, чтобы производить впечатление на клиентов. Но тогда принесите накладную, которую подписал мебельный салон, транспортная компания и сама компания. Приложите фотографии этого дивана из офиса, а еще службную записку с объяснениями, почему именно этот диван.

Все расходы всех-всех компаний налоговая не проверяет, но она смотрит обороты, отчеты, сравнивает с тем, как в целом по отрасли, и понимает, жульничает компания с расходами или нет.

Для упрощенки 15% налоговая еще проверяет, входят ли расходы в список разрешенных. Для общей системы налогообложения такого списка нет — расходы могут быть любыми, но с документами и экономическим обоснованием.

Расходы для упрощенки 15%

Почему налоговая отказывает

Бывает, что компания работает честно, а налоговая всё равно не принимает расходы. Чаще всего так происходит, если компания не смогла объяснить и подкрепить документами свои покупки.

Торговая компания заказала у агентства маркетинговое исследование, его стоимость — миллион рублей. Компания подписала договор, оплатила счет и получила акт о выполненных работах — эти документы она и предоставила в налоговую. Налоговая компании отказала.

Если разбирать ситуацию глазами налоговой, она выглядит так:

Компания отдала миллион рублей за то, что нельзя потрогать руками. Возможно, это важно для компании, но в акте всего одна фраза: выполнено маркетинговое исследование. Зачем компании оно, почему за миллион, почему у этого агентства, что исследование дало — непонятно.

А вот как должно было быть:

Торговая компания заказала исследование, в договоре она прописала, что агентство предоставит полный отчет. Из отчета видно, что сотрудники агентства проверили компанию под видом тайных покупателей, сходили к конкурентам, предоставили фотографии ассортимента по всем магазинам города. Благодаря исследованию торговая компания смогла расширить ассортимент, потеснить конкурентов и заработать больше.

Когда налоговая не принимает расходы, она всегда объясняет, почему так. Отсутствие обоснования и документов — самая частая причина, но и есть другие. Например, компания работала с фирмой, которую налоговая считает однодневкой. Можно предоставить любые документы, но налоговая откажет, потому что компания-поставщик похожа на однодневку. Единственный выход тут — суд.

Что делать, если отказали

А теперь краткая инструкция о том, что же делать, если налоговая не принимает расходы по разным причинам. Идем по шагам:

  • собрать и дополнительно предоставить налоговой всё, что может подтвердить расходы: накладные, путевые листы, отчеты, договоры, презентации с картинками, электронные письма;
  • написать возражение. Когда налоговая рассмотрит расходы, она напишет и передаст акт. Можно не согласиться с результатами и написать в акте возражение, которые налоговая обязана рассмотреть. Возражение писать обязательно: если дело дойдет до суда, без него суд может отказать в рассмотрении заявления;
  • написать жалобу на должностное лицо в вышестоящую налоговую, если возражение не приняли. Жалобу пишут в свободной форме, в двух экземплярах — один отправляют в свою налоговую, вторую в вышестоящую;
  • обратиться за консультацией к налоговому юристу — он подскажет, стоит ли идти в суд, какие шансы выиграть;
  • идти в суд, но только если есть поддержка налогового юриста.

По опыту, если компания честная, а расходы реальные, вышестоящая налоговая еще до суда соглашается принять расходы.

В статье на примерах рассказано о неучитываемых при налогообложении расходах

К таким расходам, в частности, относят:

  • штрафные санкции по налогам и взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • отчисления в некоторые резервы;
  • суммы НДС по сверхнормативным расходам (ст. 170 НК РФ);
  • взносы в негосударственные пенсионные фонды (кроме перечисленных в ст. 255 НК РФ);
  • взносы по некоторым видам добровольного страхования (кроме упомянутых в ст. 255, 263 и 291 НК РФ);
  • стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг) и расходы, связанные с этой передачей;
  • любые выплаты и вознаграждения в пользу работников, не предусмотренные трудовым или коллективным договорами, а также материальную помощь;
  • отрицательные разницы от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • часть расходов на подготовку кадров, например, оплату фирмой развлечения и отдыха учащихся сотрудников;
  • амортизацию по основным средствам, которые не участвуют в производстве, приносящем доход.

Рассмотрим порядок учета постоянных положительных разниц в связи с отражением в бухучете отдельных видов расходов.

Штрафные санкции

За неуплату или опоздание в перечислении налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды фирмы платят штрафы и пени. Они уменьшают бухгалтерскую прибыль, но не влияют на сумму налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, после корректировки по ПБУ 18/02 сальдо по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» составило 60 000 руб. (57 830 руб. + + 2170 руб.) и сравнялось с суммой налога в декларации.

Резервы

В бухучете фирма может создавать следующие резервы:

  • на снижение стоимости материальных ценностей (его учитывают на счете 14);
  • на обесценение финансовых вложений (учет ведут на счете 59);
  • на формирование оценочных обязательств, например, по судебным разбирательствам, резерв на оплату отпусков, а также на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт проданных товаров (учет ведут на счете 96);
  • сомнительных долгов (его учитывают на счете 63).

Отчисления в эти резервы уменьшают бухгалтерскую прибыль.

В налоговом учете разрешено формировать такие резервы:

  • на оплату отпусков и вознаграждений за выслугу лет (ст. 255 НК РФ);
  • на длительный и дорогостоящий ремонт основных средств (п. 3 ст. 260 НК РФ);
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • сомнительных долгов (пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ) (в бухучете создание такого резерва обязательно. Учет ведут на счете 63).

Из сопоставления этих перечней следует вывод, что постоянные положительные разницы появляются, если в бухгалтерском учете фирма создает резервы:

  • под снижение стоимости материальных ценностей;
  • под обесценение вложений в ценные бумаги;
  • на формирование оценочных обязательств, за исключением гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания проданных товаров;
  • сомнительных долгов, если в налоговом учете его не формируют.

В этих случаях также надо доначислить налог на прибыль в сумме постоянного налогового обязательства.

Нормируемые расходы

Нормируемые расходы в бухучете списывают полностью, а налоговую базу они уменьшают лишь в пределах норм. Наиболее распространенные из таких расходов приведены в Справочнике бухгалтера

Суммы превышения нормативов образуют постоянные положительные разницы. По ним надо начислить постоянные налоговые обязательства (ПНО). Тогда налог в бухучете возрастет до суммы, указанной в декларации.

Для удобства к счетам по учету затрат (20–26 или 44) можно открыть два субсчета: «Расходы в пределах норм» и «Сверхнормативные расходы».

Таким образом, налог на прибыль в бухучете составил 93 000 руб. (86 000 руб. + 7000 руб.), что соответствует данным налогового учета.

Убытки, не признаваемые в налоговом учете

Бухгалтерскую прибыль уменьшают любые убытки, а налоговую – лишь некоторые из них. Так, налогооблагаемую прибыль нельзя уменьшить на убытки:

  • от безвозмездной передачи имущества, работ, услуг и имущественных прав (п. 16 ст. 270 НК РФ);
  • от передачи имуществав уставный капитал другой фирмы или простого товарищества (пп. 1 п. 1 ст. 277 и п. 4 ст. 278 НК РФ);
  • от уступки права требования до наступления срока платежа по договору сверх суммы процентов, рассчитанных согласно статье 269 Налогового кодекса;
  • от уступки права требования финансовым агентом.

Дооценка основных средств

Каждая фирма имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать свои основные средства. Индексы для этого она может разработать сама или воспользоваться коэффициентами Росстата. При этом переоценивают однородные группы основных средств. Например, если вам принадлежит несколько зданий, то нужно переоценить их все.

Если вы решили провести переоценку основных средств, то в последующем придется это делать каждый год.

В бухучете переоценку основных средств отражают следующим образом: дооценку – на счете 83 «Добавочный капитал», уценку – на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Для налогообложения прибыли результаты переоценки не учитывают. Об этом сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса. Поэтому сумма дооценки основных средств – это и есть постоянная положительная разница. Она появляется в процессе начисления амортизации на основное средство. По дооцененному имуществу амортизация в бухучете всегда будет больше, нежели в учете налоговом. С разницы между суммами амортизации следует ежемесячно начислять постоянное налоговое обязательство в течение оставшегося срока использования основного средства или до очередной переоценки.

Если в предшествующие годы вы уценили основное средство, то постоянная положительная разница после дооценки образуется в пределах предыдущей уценки.



Как учесть налог на прибыль и заполнить отчет о финансовых результатах

Руководитель проектов ООО "Налогия"

специально для ГАРАНТ.РУ

Системе предоставления налоговых вычетов грозят революционные изменения: Минфин России в рамках очередного пакета поправок в Налоговый кодекс 1 предлагает предоставить гражданам упрощенный механизм возврата ранее уплаченного НДФЛ посредством оформления одного лишь заявления, без заполнения уже ставшей привычной декларации по форме 3-НДФЛ.

Публичное обсуждение законопроекта, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, закончилось 17 сентября, но уже сейчас на себя обращает внимание санкционная составляющая документа – новая ст. 126 Налогового кодекса, предусматривающая ответственность налоговых агентов и кредитных учреждений за предоставление ФНС России недостоверных сведений о доходах налогоплательщиков, в отношении которых налоговым органом принимается решение об упрощенном формате предоставлении вычета.

Впрочем, в настоящей колонке мы не будем подробно останавливаться на самом тексте проекта, но рассмотрим вопрос санкций с другой стороны. Так ли безобиден механизм получения налогового вычета? Нет ли здесь "подводных камней", не может ли налогоплательщику грозить суровое наказание при использовании данного законом права? Разберем несколько системных кейсов, когда ошибка при оформлении, несоблюдение смежных правовых норм или простое нежелание заранее уточнить те или иные тонкости процесса квалифицируется как серьезное налоговое правонарушение.

Кейс 1. Ошибочка вышла

Время от времени налоговые органы осуществляют возврат НДФЛ из-за допущенных ошибок: человеческих либо технических. Ввиду достаточно продолжительного срока исковой давности незамеченными они не остаются, и налогоплательщик рискует столкнуться с требованием взыскания с него неосновательного обогащения.

Пример 1

Межрайонная инспекция ФНС России обратилась в суд с иском к налогоплательщику о взыскании суммы неосновательного обогащения, мотивируя тем, что последний безосновательно, с нарушением норм закона получил налоговый вычет за приобретение жилого помещения, а при оформлении документов на его получение не поставил в известность инспекцию о приобретении данного жилья за счет федерального бюджета.

Суд первой инстанции встал на сторону налогового органа. Было установлено, что инспекция, рассмотрев заявление налогоплательщика и подтвердив его право на получение имущественного налогового вычета на доходы физических лиц в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение жилого помещения, сделала это ошибочно. Инспекция не приняла во внимание уведомление МВД России с информацией о том, что квартира была приобретена налогоплательщиком за счет единовременной социальной выплаты в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая была направлена на его расчетный счет. Данное обстоятельство в силу п. 5 ст. 220 НК РФ послужило основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику налогового вычета за его расходы на приобретение квартиры и, соответственно, удовлетворения требований ИФНС России.

Примечательным является то, что суд первой инстанции, несмотря на ошибку самой инспекции, квалифицировал действия налогоплательщика как противоправные и умышленные, направленные на введение налогового органа при принятии им соответствующего решения по его заявлению в заблуждение.

Суд апелляционной инстанции отменил ранее принятое решение, указав на то, что налоговым органом не было использовано предусмотренное законом право на истребование от налогоплательщика дополнительных сведений об источнике дохода, на которые была приобретено жилое помещение при наличии того обстоятельства, что налогоплательщик по характеру своей работы относится к числу участников государственной программы о дополнительной социальной поддержке. Также инспекцией не были предоставлены доказательства неправомерности поведения налогоплательщика при наличии полной, своевременной проверки органом представленных им документов.

Пример 2

Управлением ФНС России по субъекту РФ по результатам проверки обоснованности возмещения из бюджета сумм налога на доходы физических лиц установлен факт ошибочного предоставления имущественного налогового вычета, в результате чего был осуществлен возврат денежных средств налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ.

При выявлении необоснованности перечисления бюджетных средств в пользу налогоплательщика налоговым органом было инициировано обращение в правоохранительные органы, на основании которого было возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств неустановленными лицами, а также направлено требование на имя налогоплательщика о возврате ранее выплаченной суммы.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, установив отсутствие каких-либо оснований для получения налогоплательщиком перечисленной денежной суммы, невозможность применения ст. 1109 Гражданского кодекса к спорным правоотношениям, пришли к выводу о необходимости взыскания суммы в размере 97 352 руб. в качестве неосновательного обогащения (кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2020 г. № 88А-1020/2020).


Кейс 2. Родственные узы

Что может быть проще и надежнее сделки с близким человеком? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. В случае, если налоговые органы докажут, что стороны сделки являлись взаимозависимыми лицами, примененный в ней налоговый вычет может быть квалифицирован как неосновательное обогащение, и требование о его взыскании не заставит себя долго ждать.

Пример 1

Налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о возврате налогоплательщиком ранее выплаченных ему денежных средств. По мнению ИФНС России, неосновательное обогащение возникло в результате незаконно полученного имущественного налогового вычета по НДФЛ в связи с приобретением объекта недвижимости. В ходе мероприятий налогового контроля деклараций, поданных для получения имущественного налогового вычета, было установлено, что договор купли-продажи налогоплательщиком был заключен с родной сестрой, что является препятствием в силу подп. 3 п. 1 ст. 20, п. 5 ст. 220, подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ для его применения.

Удовлетворяя заявленные исковые требования ИФНС России в части взыскания излишне возвращенных сумм НДФЛ, суды первой и апелляционной инстанций указали на отсутствие у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета.

Судебная коллегия кассационного суда, проверяя законность ранее вынесенных судебных постановлений, оснований для их отмены не установила. Коллегия еще раз указала на то, что федеральный законодатель установил случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяется. К их числу отнесено совершение сделки купли-продажи квартиры между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ (абз. 26 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). В случаях, когда сделка купли-продажи квартиры совершается между физическими лицами, указанными в ст. 105.1 НК РФ, то есть между взаимозависимыми лицами, налоговая льгота, предусмотренная ст. 220 НК РФ, не предоставляется.

С налогоплательщика взыскано неосновательное обогащение в виде суммы неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в сумме 43 594 руб. 91 коп. (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2020 г. № 88-8430/2020).

Пример 2

Лицо А в 2017 году по договору купли-продажи приобрело у лица Б за 2 млн руб. квартиру, зарегистрировав право собственности в установленном законом порядке. В 2018 году в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДФЛ лиц, в которой лицо А заявило о праве на получение имущественного налогового вычета за 2017 год в связи с приобретением квартиры.

МИФНС России отказала в предоставлении налогового вычета, мотивируя в числе прочего тем, что отношения сторон по договору свидетельствуют о взаимозависимости указанных лиц, действия которых направлены на получение налоговый выгоды в виде получения имущественного налогового вычета.

Лицо А обратилось в суд за защитой своих прав. Суд первой инстанции встал на сторону инспекции. Судебная коллегия апелляционной инстанции также согласилась с выводами суда первой инстанции о законности решения налогового органа. Стороны были признаны взаимозависимыми, не являясь родственниками, на основании п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

Примечательными в данном примере являются факты, выявленные МИФНС России при проведении камеральной проверки и послужившие основанием для принятия решений судебными инстанциями:

  1. Сумма сделки при приобретении квартиры стоимостью 2 млн руб. значительно превышала общую сумму доходов лица А за последние три года;
  2. Ранее в декабре 2016 года лицо А продала принадлежащую ей спорную квартиру лицу Б, а через год, в июне 2017 года, вновь приобрела ее у последнего; оба лица обратились за предоставлением имущественного налогового вычета и возвратом излишне уплаченного налога;
  3. Лицо Б было допущено к управлению транспортным средством, принадлежащим отцу лица А;
  4. Информация, содержащаяся на страницах социальных сетей лица А, свидетельствовала о взаимосвязанности лиц А и Б.

В выплате имущественного налогового вычета в размере в сумме 50 934 руб. было отказано, иных санкций для лиц А и Б применено не было (апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июля 2019 г. по делу № 33а-11121/2019).


Кейс 3. Предпринимай

При применении налогового вычета крайне важно быть осмотрительным при использовании объекта, в отношении которого он заявлен. В противном случае инспекция может попытаться доказать, что ваши действия носили умышленный характер и были направлены на получение необоснованной выгоды. При определенном исходе событий это приведет как к доначислению налога, так и к взысканию пени и штрафа.

Пример 1

ИФНС России по субъекту РФ проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, по результатам которой был составлен акт выездной налоговой проверки и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суд первой инстанции установил, что налогоплательщик в проверяемом периоде фактически осуществлял предпринимательскую деятельность по реализации недвижимого имущества (квартир), приобретенного по договорам инвестирования, физическим лицам по договорам купли-продажи; целью приобретения жилых помещений являлось не личное потребление, а их дальнейшая реализация конечным потребителям и получение доходов; выявлены обстоятельства, подтверждающие недобросовестное поведение налогоплательщика, а также умышленность действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде применения схемы ухода от налогообложения путем создания формального документооборота в рамках договора инвестирования с взаимозависимым лицом в целях минимизации налоговых обязательств и завышения расходов при определении налоговой базы по НДФЛ.

Апелляционная инстанция подтвердила выводы нижестоящего суда.

Налогоплательщику начислен к уплате в бюджет НДФЛ за 2014 год в сумме 300 360 руб., пени в сумме 84 866,72 руб., штраф в сумме 105 126 руб. (апелляционное определение Челябинского областного суда от 29 октября 2018 г. по делу № 11-14110/2018).

Пример 2

ИП обратился в суд кассационной инстанции с заявлением о признании недействительным решения МИФНС в части взыскания с него НДФЛ в сумме 1 581 645,65 руб., пени в сумме 456 737,35 руб. и штрафа в размере 52 721,52 руб., а также государственной пошлины в сумме 33 456 руб. в доход федерального бюджета.

Суды первой и апелляционной инстанции ранее поддержали требования инспекции и пришли к выводу, что инспекцией доказано занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДФЛ, неправомерное применение имущественного вычета в отношении доходов от реализации земельных участков в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности.

Позиция ИП основывалась на том, что при доначислении НДФЛ налоговый орган в нарушение подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ не применил расчетный метод и не установил сумму расходов, связанных с получением спорных доходов.

Суд кассационной инстанции подтвердил, что предприниматель неправомерно занизил доходы для целей исчисления НДФЛ:

  • за первый рассматриваемый год на сумму 9,9 млн руб.;
  • за второй рассматриваемый год на сумму 1,77 руб.;
  • за третий рассматриваемый год налогоплательщик включил в налоговую базу по НДФЛ реализацию 26 земельных участков на сумму 6,16 руб., однако уменьшил базу на имущественный вычет в сумме 1 млн руб.

Деятельность по приобретению и продаже земельных участков была признана предпринимательской. Ключевым для судов различных инстанций послужило то, что после приобретения земельных участков налогоплательщиком осуществлялось изменение их категории из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, производилось межевание участков, информирование покупателей о продаже участков посредством рекламы (установка баннера), земельные участки приобретались с целью их последующей реализации, сдачи в аренду и извлечения прибыли.

Судами также было учтено, что реализация земельных участков не являлась разовой сделкой и носила систематический характер, направленный на получение дохода.


***

Получение налогового вычета в ряде случаев может иметь крайне неблагоприятные последствия для налогоплательщика, вплоть до возбуждения уголовного производства. Следует заранее проверять имеющиеся документы на наличие оснований для возврата НДФЛ и, если возникают сомнения, консультироваться с профильными специалистами. Как мы видим, опытный налоговый инспектор в целях пресечения необоснованной выплаты может обратить внимание как на соотношение ваших официальных доходов и стоимости приобретаемого имущества, так и на содержание страниц ваших соцсетей.

Что касается упрощенного порядка возврата НДФЛ, то этот путь только начат. Налоговым органам предстоит серьезная доработка имеющихся информационных систем, для того чтобы процесс стал более прозрачным и, надеемся, более удобным и быстрым для налогоплательщиков.

1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/09-20/00107814).

Ксения Корчагина, юрист

10 лет назад мы всем офисом лежали на полу лицом вниз. Над нами ходили сотрудники ОБЭП в черных масках. Налоговая проверяла холдинг на применение «обнальных» схем. Потом были выемки, миллионные штрафы и суды. Что-то мы отбили, что-то пришлось заплатить.

С тех пор мы у всех партнеров запрашиваем устав, отчетность, паспорт директора. Шеф называет этот список «анализами троюродной бабушки». Со временем список «анализов» стал длиннее, но появились способы экономить время на проверке контрагентов.

В статье узнаете

  • За что наказывают и как штрафуют в 2020
  • Как защитить налогооблагаемую базу и вычет, собрав досье на контрагента
  • 15 бесплатных сервисов для проверки контрагента
  • Все о компаниях в 1 окне
  • Как убедили суд признать 14,5 млн
  • Алгоритм проверки контрагента

За что наказывают и как штрафуют

Многие до сих пор считают, что если договор был реальным, оплата произведена, товар поставлен, то сделку можно учесть при налогообложении. Но это не всегда так.

Когда вы получаете вычет по НДС, учитываете расходы по налогу на прибыль, обращаетесь за зачетом или возвратом налогов, у вас возникает налоговая выгода.

Если инспекция посчитает налоговую выгоду необоснованной, то не признает расходы, право на пониженную ставку или льготу, откажет в вычете, не возместит НДС. Плюс оштрафует на 20%. Или на 40%, если усмотрит умысел на неуплату налога.

Инспектору может не понравиться, когда у перевозчика нет собственного автотранспорта, а у подрядчика членства в строительной СРО.



Чтобы этого избежать, проверяйте сделки и контрагентов так же, как это делает налоговый инспектор.

Что ищут и как оценивают

Налоговый орган оценивает хозяйственные операции по ст.54.1 НК РФ, учитывает рекомендации по применению статьи из письма ФНС ЕД-4-9/22123@ от 31.10.17 и критерии оценки рисков из п.12 Приказа ФНС от 30.05.07 №ММ-3-06/333@. А суды по-прежнему ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ 53 от 12.10.06, который впервые ввел термин «должная осмотрительность».

Как защитить налогооблагаемую базу и вычет

В вычете, конечно, не откажут только за адрес массовой регистрации. Налоговая оценивает в совокупности: реальность фирмы и сделки, способность партнера исполнить сделку и заплатить по ней налоги.

Чтобы избежать налоговых претензий, оценивайте контрагентов по критериям ненадежности, которые использует налоговый орган (смотри таблицу выше). А на случай судебного спора собирайте доказательства добросовестности партнера и наличия у него ресурсов для исполнения сделки. Это и называют «проявлять должную осмотрительность» при выборе партнера.


Проверка контрагентов

Досье на контрагента

Чтобы оспорить в суде налоговые претензии и доначисления, потребуется документально подтвердить:

Для заключения Договора просим Вас прислать нам заверенные копии следующих документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ, давностью не больше 30 дней;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет (Свидетельство ИНН);
  • свидетельство о регистрации ЮЛ/ИП или листа записи о внесении сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП (Свидетельство ОГРН);
  • действующую редакцию Устава, листы 1,2, лист с полномочиями директора, участников, иных органов управления и последний лист с отметкой ФНС;
  • решение (протокол) об избрании руководителя;
  • Приказ о назначении руководителя с образцом его подписи;
  • паспорт руководителя, страницы с фото и пропиской;
  • свидетельство о праве собственности или договор аренды помещения, в котором фактически находится ваша организация;
  • штатное расписание или справку со списком привлекаемых субподрядчиков;
  • справку о наличии у вас материально-технических ресурсов для исполнения договора, самоходных машин, грузо-подъемных механизмов, автотранспорта, производственные площадей и оборудования;
  • свидетельство или выписка о членстве в СРО, лицензия, если для выполнения работ необходимо специальное разрешение;
  • бухгалтерский баланс и отчет о финрезультатах за последний отчетный период;
  • декларация НДС за последний отчетный период (для поставщиков);
  • протокол об одобрении сделки, если это необходимо по уставу или закону.

15 бесплатных сервисов для проверки контрагента

Чтобы снизить налоговые риски, оценивайте будущего партнера «глазами» налогового инспектора по реестрам госорганов. Убедитесь, что партнер действующий, нет признаков «однодневки», способен исполнить сделку и заплатить налоги.

  • Сервис ФНС прозрачный бизнес https://pb.nalog.ru/index.html
  • Единый госреестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей https://egrul.nalog.ru
  • Реестр адресов, указанных при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими ЮЛ https://service.nalog.ru/addrfind.do
  • Реестр дисквалифицированных лиц https://service.nalog.ru/disqualified.do
  • Реестр ЮЛ, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disfind.do
  • Реестр сведений о ФЛ, являющихся руководителями или учредителями нескольких ЮЛ https://service.nalog.ru/mru.do
  • Реестр сведений о ЮЛ с задолженностью по уплате налогов или без отчетности более года https://service.nalog.ru/zd.do
  • Сведения о приостановке операций по счетам https://service.nalog.ru/bi.do
  • Сведения о ЮЛ и ИП, в отношении которых представлены документы о госрегистрации https://service.nalog.ru/uwsfind.do
  • Официальные публикации о реорганизации, банкротстве, отмене доверенности https://www.vestnik-gosreg.ru
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке https://service.nalog.ru/svl.do
  • Реестр недействительных российских паспортов http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000
  • Ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности https://bo.nalog.ru
  • Банк данных исполнительных производств https://fssp.gov.ru/iss/IP
  • Картотека арбитражных дел https://kad.arbitr.ru

Все о компаниях в 1 окне

Всю основную информацию из вышеперечисленных реестров, плюс еще 50 источников смотрите в одном сервисе СБИС «Все о компаниях».

На 1 странице СБИС покажет:

  • финансовое состояние партнера по данным бухотчетности за несколько лет;
  • оборудование и автомобили в лизинге, залоге по реестру нотариальной палаты;
  • связь владельцев партнера с «подозрительными» фирмами по данным ЕГРЮЛ;
  • членство в строительных СРО;
  • лицензию партнера на пассажирские перевозки или продажу алкоголя;
  • выполнял ли партнер раньше такие объемные заказы по данным 200 электронных торговых площадок;
  • что нарушал по данным проверок Роспотребнадзора, Трудовой инспекции, ФСБ, Прокуратуры;
  • претензии налоговой и подрядчиков к партнеру, заявленные в арбитражные суды;
  • долги партнера перед налоговой, заказчиками по данным судебных приставов;
  • числится ли партнер недобросовестным поставщиком по данным zakupki.gov.ru;
  • каких сотрудников партнер ищет в штат.

Там же распечатывайте Выписку из ЕГРЮЛ с подписью налоговой, Отчет о должной осмотрительности, данные бухгалтерского баланса партнера.

К юристам обращаются за консультациями по вопросам применения норм права. Однако, в конечном итоге, бизнесмена интересует ответ только на один вопрос: стоит ли вступать в конфликт с налоговой инспекцией, начинать с ней спор (финальная часть которого – это судебный процесс) или не стоит.

Нам, специалистам по налоговому праву Адвокатской фирмы «ЮСТИНА», клиенты часто задают этот вопрос, причем он возникает на разных стадиях (не обязательно на судебной стадии) конфликта между интересами налогоплательщика и налогового органа.

В данной статье мы хотим уделить особое внимание не стадии судебного разбирательства (т.к. судебный процесс – это уже официальное противостояние правовых позиций сторон, которое регламентировано установленными законом процессуальными нормами), а ситуации, которая не регламентирована ни Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), ни нормами процессуального законодательства. Речь пойдет о вызове налогоплательщика на комиссии по сомнительным контрагентам («разрывам», легализации налоговой базы).

Ни для кого не секрет, что налоговые органы в последние несколько лет все чаще и чаще вызывают налогоплательщиков на такие комиссии, по итогам проведения которых предлагают бизнесу скорректировать налоговый учет и уплатить в бюджет в добровольном порядке суммы налогов и пени, сообщая при этом о том, что в противном случае инспекция проведет в отношении налогоплательщика выездную или камеральную налоговую проверку и доначислит компании не только налоги и пени, но и штрафы, а также, возможно, найдет у налогоплательщика другие нарушения налогового законодательства.

Соглашаться или не соглашаться налогоплательщику с таким предложением налоговой инспекции? Худой мир или добрая ссора?

Предлагаем несколько советов налогоплательщикам о том, какие аспекты нужно проанализировать для правильной оценки последствий такого не урегулированного законодательством «столкновения» с налоговым органом.

Что представляет собой предложение налогового органа уплатить налоги по итогам комиссии?

Прежде всего нужно отметить, что такая форма взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком, как комиссия, НК РФ не предусмотрена.

Предложения инспекции по итогам комиссии не имеют официальной обязательной силы. Это именно предложения, к выполнению которых налоговый орган не может принудить налогоплательщика.

Некоторые налогоплательщики считают, что вызов на комиссии, не предусмотренные НК РФ, является формой психологического давления на налогоплательщика.

Тем не менее следует отметить, что в предложениях налоговых органов, сделанных по итогам комиссий, есть свои плюсы.

Что должен проанализировать бизнесмен, получив предложение о добровольной уплате сумм налогов по результатам комиссии?

  1. Сумма налогов, предлагаемая инспекцией к добровольной уплате.

- Является ли сумма, предложенная инспекцией к добровольной уплате, для компании значительной? Какой процент от общей суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком за соответствующий налоговый период, составляет эта сумма?

- Является ли сумма, которую предлагает уплатить инспекция, крупной или небольшой (в абсолютном значении) по сравнению со средними суммами налогов, уплачиваемых другими налогоплательщиками в регионе по отрасли?

- За какие периоды предлагается уплатить налог? Были ли у налогоплательщика хозяйственные операции с контрагентами, которых налоговая инспекция посчитала сомнительными, в других налоговых периодах? Если были, то на какие суммы?

Не секрет, что в планы по выездным налоговым проверкам налоговые органы включают обычно те компании, у которых по результатам предпроверочного анализа были выявлены предполагаемые доначисления на значительные суммы.

Т.е. вероятность того, что в Москве, например, инспекция выйдет на выездную налоговую проверку налогоплательщика в связи с «разрывом» в 100 тыс. руб., крайне мала.

Что касается камеральной налоговой проверки, то глубина ее охвата существенно меньше глубины охвата выездной налоговой проверки.

  1. Обоснованность претензий налоговой.

Нужно ответить на вопрос (он самый важный), сильна ли правовая позиция компании по рассматриваемым на комиссии эпизодам (контрагентам) в случае, если налоговый спор перейдет в официальное русло (если будет проведена налоговая проверка, решение будет обжаловаться в досудебном порядке, затем в суде).

Оценку перспектив обжалования в вышестоящем налоговом органе или суде возможного решения инспекции, вынесенного по результатам проверки, проводит юрист.

При этом юрист должен быть практиком именно в области налогового права, хорошо знать судебную практику по делам о необоснованной налоговой выгоде и делам по применению ст. 54.1 НК РФ. В НК РФ нет норм о том, при каком наборе фактических обстоятельств налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу, а при каком нет. Дела указанной категории оценочные, их исход зависит от конкретного набора фактических обстоятельств и оценки этих обстоятельств судом. Причем судебная практика периодически меняется.

Плюсом вызова компании на комиссию по сомнительным контрагентам является то, что, получив от налогового органа список сомнительных контрагентов, налогоплательщик заранее будет знать, по каким фактам хозяйственной деятельности к нему впоследствии могут быть предъявлены претензии в ходе налоговой проверки.

На основании этого компания может провести работу по усилению своей правовой позиции, а также работу над ошибками. Например, запросить у контрагента дополнительные, отсутствующие документы.

  1. Процессуально-временные аспекты возможной налоговой проверки.

- За какие периоды (годы) налоговая инспекция может провести у налогоплательщика выездную налоговую проверку?

- За какие периоды (в которые у компании имелись хозяйственные операции с контрагентами из списка сомнительных) в отношении компании не завершены или могут возникнуть камеральные налоговые проверки?

- За какие периоды налогоплательщику уже не могут быть доначислены штрафы (истекли сроки давности)?

- Какая налоговая инспекция вызвала налогоплательщика на комиссию: в которой налогоплательщик стоит на налоговом учете или в которой он не стоит?

Если предложение уплатить налоги исходит от инспекции не по месту постановки компании на учет, то эта инспекция не обладает полномочиями по администрированию налогоплательщика, и сама выйти на налоговую проверку она не может.

- Также важно оценить, не возникнет ли уголовное преследование руководителя (бухгалтера, участника) в случае неуплаты компанией доначисленных при проверке налогов.

Если, оценив информацию по описанным выше критериям, налогоплательщик придет к выводу о том, что вероятность проведения налоговой проверки велика и проверка принесет компании больше убытков, чем добровольная уплата налога, то, возможно, компании будет выгодно согласиться с предложением налогового органа об уплате налога. Тем самым она уплатит меньше пени и избежит доначисления штрафа.

Справочно: штраф за неуплату налога составляет либо 20% (за неумышленно совершенное деяние), либо 40% (за умышленно совершенное деяние) от суммы налога.

В иных случаях, и особенно если компания уверена в своей правоте, силе своей правовой позиции, ей не стоит соглашаться с предложением налогового органа.

Как держаться налогоплательщику на комиссии?

К комиссии надо подготовить документы, подтверждающие правоту доводов компании, комплект документов по каждому контрагенту. На комиссии следует утверждать, что претензии инспекции необоснованны, отстаивать свою правоту, держаться уверенно.

Взаимоотношения налогоплательщика с налоговым органом на комиссии чем-то напоминают процедуру рассмотрения возражений на акт налоговой проверки.

При этом часто инспекция на комиссии предлагает уплатить непосильные для налогоплательщика суммы. Поэтому в определенных случаях компании выгодно заключить «джентльменское» соглашение с налоговым органом с учетом анализа силы/слабости аргументов сторон. В практике встречаются примеры, когда компания по итогам комиссии добровольно уплатила налоги по эпизоду одного из контрагентов на небольшую сумму, а налоговый орган, согласившись с правотой доводов компании по более крупному эпизоду, не стал проводить налоговую проверку.

Вместе с тем налогоплательщику следует отдавать себе однозначный отчет в том, что комиссия – это форма взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, не урегулированная законом. Комиссия – это «джентльменский» способ урегулирования возможного спора.

Инспекция не дает никогда никаких (!) юридических гарантий того, что она не нарушит все устные договоренности и не придет с проверкой за тот же налоговый период, доначислив налоги, пени, штрафы (например, если поменяется руководство налоговой инспекции).

Иногда клиенты рассказывают нам о том, что они не согласны с предложением инспекции о добровольной уплате налога, но при этом не хотят ссориться с налоговой.

В этом случае мы советуем, чтобы налогоплательщик ссылался на мнение своих адвокатов: говорил, что «компания и не против заплатить предложенные суммы в бюджет, но адвокат утверждает, что этого ни в коем случае не надо делать, так как налогоплательщик прав по существу вопроса».

Заключение.

Причины, по которым налоговый орган вызывает налогоплательщика на комиссию по сомнительным контрагентам, могут быть разные.

Иногда инспекция уже заранее проанализировала деятельность конкретного налогоплательщика и приняла решение о том, что проведет в отношении него выездную налоговую проверку, но при этом, понимая, что выездная налоговая проверка – это длительный регламентированный НК РФ процесс, пробует решить вопрос доначисления налогов более простым и быстрым способом (побуждает налогоплательщика уплатить налоги добровольно).

Иногда вызов на комиссию – это следствие проводимой налоговыми органами в целом по стране работы по устранению «разрывов», которая не связана с выходом инспекции на выездную налоговую проверку к конкретному налогоплательщику.

Однако в любом случае налогоплательщику не стоит бояться комиссий.

Компании нужно оценить все плюсы, минусы, перспективы и отстаивать свои права.

P.S. Про обжалование решений в вышестоящий налоговый орган и суд.

В завершение несколько слов про обжалование в вышестоящий налоговый орган и суд решений, выносимых налоговыми органами по результатам налоговых проверок.

Принимая решение об обжаловании в вышестоящий налоговый орган решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, и тем более решение о том, судиться или не судиться с инспекцией, бизнесмен должен ответить не только на вопрос о силе правовой позиции его компании по спору, но и на ряд других важных вопросов:

- Справится ли штатный юрист компании с налоговым спором или нужно будет привлечь стороннего консультанта?

- Во сколько (в денежном эквиваленте) обойдется судебный спор? Какие ресурсы придется потратить компании во время спора?

- Будут ли заблокированы у компании счета после вступления решения инспекции в законную силу? Будет ли парализована деятельность компании или нет?

Следует определить, какие выгоды и возможные убытки могут возникнуть от налогового спора.

Зачастую стоит обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, судиться с инспекцией для того, чтобы выиграть время, за которое можно привлечь дополнительные денежные средства, погасить недоимку и тем самым спасти бизнес от разорения.

Читайте также: