Энциклопедия российского и международного налогообложения

Опубликовано: 19.09.2024

МЕЖДУНАРОДНОЙ НАЛОГОВОЙ АССОЦИАЦИИ (РОС ИФА)

ГРУППА КОМПАНИЙ "ДОКАР"

Р О С С И Й С К О Г О

И МЕЖДУНАРОДНОГО Н А Л О Г О О Б Л О Ж Е Н И Я

Российское отделение Международной налоговой ассоциации (Рос ИФА)

Г Р У П П А К О М П А Н И Й

Т52 Энциклопедия российского и международного налогообло жения. — М.: Юристъ, 2003. — 910 с.

ISBN 5 7975 0588 6 (в пер.)

Энциклопедия содержит около 1400 статей, раскрывающих значение 1500 основных категорий, терминов и понятий, применяемых в сфере российского и международного налогообложения.

В ней отражены терминология Налогового кодекса РФ и других действую щих нормативных актов законодательства о налогах и сборах; соглашений об избежании двойного налогообложения; таможенного законодательства; налого вых законодательств ведущих развитых стран; раскрыты понятия, используе мые в международном налоговом планировании; описаны налоги и сборы, взи маемые в России сегодня и взимавшиеся в последние 10 лет.

Для сотрудников налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, других государственных служащих, специалистов по налоговому пла нированию, юристов и аудиторов, руководителей и работников экономических служб предприятий, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений экономического и юридического профиля.

УДК 336.2(038) ББК 65.261.4я2

ISBN 5 7975 0588 6

Толкушкин А.В., 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ РОССИЙСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИФА

Предлагаемая читателю «Энциклопедия российского и международного налогообложения» является самым подробным специализированным слова рем терминологии, применяемой как во внутреннем российском налогооб ложении, так и в международных налоговых отношениях.

Инициаторами подготовки и издания «Энциклопедии российского и международного налогообложения» выступили Российское отделение Меж дународной налоговой ассоциации (IFA) и группа компаний «Докар».

Международная налоговая ассоциация, ИФА — международная непра вительственная организация, являющаяся центром по изучению налогового права, финансовых и экономических аспектов налогообложения в разных странах мира, а также вопросов регулирования международных налоговых отношений. Она существует с 1938 г. и пользуется огромным авторитетом в мире, имеет консультативный статус при ООН, ЮНЕСКО, МВФ, ОЭСР, Комиссии Европейских сообществ. Рекомендации и предложения ИФА бла годаря своей объективности и обоснованности нередко более авторитетны, чем иные рекомендации государственных органов, политиков и правительст венных организаций. Одной из основных задач ИФА является выработка об щих подходов к решению проблем международного двойного налогообложе ния доходов и имущества. Решению этой задачи могут способствовать унификация методологии налогообложения, выявление отдельных особен ностей национальных систем налогообложения. Применение международ ных соглашений об избежании двойного налогообложения требует выработ ки единообразной налоговой терминологии, адаптации национальных налоговых систем к теории и действующей практике международных налого вых отношений.

По инициативе группы российских ученых, специалистов и практиков в области налогового законодательства в 1993 г. было создано российское от деление ИФА (Рос ИФА). Наряду с общими задачами ИФА Рос ИФА ста вит перед собой и некоторые специфические, выполнение которых могло бы способствовать продвижению России в направлении совершенствования на логовой системы, актуализации налоговой политики. Рос ИФА проводит исследования изменений в налоговой системе и налоговой политике Рос сийской Федерации в свете мировой финансовой науки и международной практики, принимает активное участие в подготовке инициативных работ и предложений по построению российской налоговой системы на принципах и критериях, которые нашли международное признание, обеспечивает рас пространение в России передовых мировых знаний и опыта в области нало гообложения. Для достижения этих целей Рос ИФА поддерживает научные исследования, проводит конференции, симпозиумы, семинары, встречи за круглым столом, участвует в российских и зарубежных форумах, конгрессах

ИФА, осуществляет издание в России специальной литературы по вопросам национального и международного налогообложения.

Выход настоящей книги знаменует собой завершение важного этапа в реализации планов научных исследований Рос ИФА.

Основой для ее создания послужили действующие акты законодательст ва Российской Федерации о налогах и сборах, международные договоры России и других стран по вопросам налогообложения, материалы Междуна родной налоговой ассоциации и издания Международного бюро налоговой документации (IBFD), многочисленные труды отечественных и зарубежных экспертов по вопросам функционирования национальных налоговых систем и проблемам международного двойного налогообложения.

Член Исполнительного комитета ИФА, Председатель Рос ИФА, Старший менеджер налогового отдела ПрайсвотерхаусКуперс, к.э.н.

ПРЕДИСЛОВИЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ДОКАР»

Уже более десяти лет, с момента вступления на путь создания рыночной экономики, в России формируется новая налоговая система. Разумная, гра мотная, отвечающая принципам финансовой науки налоговая политика — мощнейший рычаг рыночных преобразований, незаменимый инструмент ре гулирования хозяйственного механизма. Именно с помощью налоговой по литики можно осуществлять структурные изменения в экономике, решать социальные проблемы, достойно участвовать в международных экономиче ских отношениях.

К сожалению, приходится отметить, что налоговая политика современ ной России малоэффективна, налоговое законодательство чрезвычайно сложно, нестабильно, противоречиво. Отсутствует общая методология нало гообложения и единая терминология, нередко в различных нормативных ак тах одни и те же термины имеют совершенно разное содержание.

Группа компаний «Докар», объединяющая одноименные аудиторскую, юридическую фирмы и адвокатское партнерство, имеет богатый практиче ский опыт работы в сфере налогового консультирования, бухгалтерских и аудиторских, юридических услуг.

По роду деятельности нам часто приходится сталкиваться с проблемами, вызванными неправильным пониманием норм действующего законодатель ства, что приводит не только к ошибкам, но и к налоговым правонарушени ям и преступлениям.

Становление налоговой системы — длительный и сложный процесс; для того чтобы эта система была эффективна, необходимо строить ее на научных принципах, использовать мировой опыт, искать баланс между стратегиче скими и тактическими целями налоговой политики, привлекать к разработке направлений ее совершенствования высококвалифицированных специали стов — научных работников и практиков.

Группа компаний «Докар» разделяет принципы и задачи, решаемые рос сийским отделением ИФА. Мы полагаем, что чрезвычайно важно не только предоставлять высококачественные услуги своим клиентам, но и вносить посильный вклад в работу над совершенствованием отечественной налого вой системы, участвовать в формировании цивилизованной, стабильной хо зяйственной среды. Совместно с Рос ИФА нами реализуется проект по из данию специальной литературы в области налогообложения. Издание такой литературы, подготовленной высокопрофессиональными авторами, будет способствовать формированию системного взгляда на вопросы налогообло жения, расширению кругозора и росту квалификации лиц, чья деятельность связана не только с применением, но и с разработкой норм отечественного налогового права.

Группа компаний «Докар»

Энциклопедия содержит около 1400 статей, раскрывающих значение 1500 основных категорий, терминов и понятий, применяемых в сфере рос сийского и международного налогообложения.

Статьи энциклопедии можно объединить в семь основных блоков. Пер вый блок составляет терминология Налогового кодекса РФ (части 1 и 2), за трагивающая сферу международных налоговых отношений. Во вторую груп пу включаются термины и понятия, значения которых устанавливаются нормами других действующих актов законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации. В третий блок включены термины и основные сло восочетания, используемые в соглашениях об избежании двойного налого обложения доходов и имущества (доходов, имущества, авторских вознаграж дений, международных перевозок и т.д.). Четвертый блок составляют термины, используемые в актах законодательства РФ о таможенном деле. Пятый блок образуют важнейшие категории, используемые в налоговых за конодательствах ведущих развитых стран. Шестой блок составляют основ ные понятия, используемые в теории и практике международного налогово го планирования. В седьмой блок входят статьи по видам налогов и сборов, взимаемых в настоящее время в Российской Федерации (а также взимавших ся в последние 10 лет).

Терминология действующего законодательства РФ о налогах и сборах разъясняется на основе актов законодательства, действующих по состоянию на дату подписания книги в печать.

Подбор терминов, понятий и словосочетаний призван решить следую щие основные задачи, поставленные при написании данной работы:

— привести четкие формулировки действующих категорий и понятий налогового права;

— дать представление обо всех действующих в России видах и методах налогообложения;

— разъяснить значение общепринятой терминологии международного налогового права;

— раскрыть основные различия в трактовке одних и тех же терминов в актах различных отраслей законодательства (гражданского, налогового, та моженного), международных договорах;

— показать имеющиеся расхождения в трактовках тех или иных поня тий, слов и словосочетаний, применяемых в актах законодательства о нало гах и сборах РФ, в актах законодательства о таможенном деле, в налоговых законодательствах иностранных государств, в практике заключения и приме нения норм международных соглашений об избежании двойного налогооб ложения доходов и имущества;

— помочь читателю лучше ориентироваться в системе актов налогово го законодательства, разобраться в отдельных проблемах налогообложе

ния, понять значение отдельных терминов, относящихся к сфере налого обложения.

В случае, если в законодательных и нормативных актах имеются разли чия в трактовке одних и тех же категорий и понятий, последовательно при водятся определения, данные в Гражданском кодексе РФ, в Налоговом ко дексе РФ, в актах законодательства о таможенном деле, в законах по отдельным видам налогообложения.

При разъяснении значений терминов, заимствованных из иностранных языков, дается их перевод.

Статьи Энциклопедии расположены в алфавитном порядке. Если назва ние статьи представляет собой словосочетание, то в нем сохраняется прямой порядок слов. Словосочетание, являющееся названием статьи, в тексте ста тьи может быть заменено начальным словом или несколькими основными смысловыми словами названия этой статьи.

В Энциклопедии используется система ссылок — указаний на статьи, в которых читатель может подробнее ознакомиться с интересующим его во просом. На все слова и словосочетания, выделенные курсивом , имеются са мостоятельные статьи. При ссылке в тексте может быть изменена граммати ческая форма (число, падеж) слов, содержащихся в названии статьи.

Отдельные слова в тексте сокращаются в пределах прилагаемого списка сокращений.

Энциклопедия рассчитана на сотрудников налоговых и таможенных ор ганов, органов налоговой полиции, других государственных служащих, спе циалистов по налоговому планированию, юристов и аудиторов, руководите лей и работников экономических служб предприятий, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений экономического и юри дического профиля.

Энциклопедия может быть использована в качестве учебного пособия при изучении следующих дисциплин:

— налоги и налогообложение;

— налогообложение во внешнеэкономической деятельности;

— международные налоговые отношения;

— налоговые системы иностранных государств;

Дополнительную информацию по налоговой терминологии можно най ти в книгах:

— о налогах и сборах, применяемых в соответствии с Законом об осно вах налоговой системы: Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энцик лопедический словарь. — М.: Юристъ, 2000. — 512 с.;

— о налогах и сборах, применявшихся в Российской империи, СССР,

Российской Федерации в период 1991—2000 гг.: Толкушкин А.В. История на логов в России. — М.: Юристъ, 2001. — 432 с.;

— о налогах, введенных с 1 января 2002 г.: Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — М.: Юрайт М, 2002. — 555 с.;

— о налогах в развитых странах: Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкуш кин А.В. и др. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. — 495 с.;

— об офшорных зонах: Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике россий ских налогоплательщиков. — М.: Юристъ, 1999. — 496 с. (Сер. Practica);

— о налоговом контроле и проведении налоговых расследований в Рос сийской Федерации: Налоговый контроль: налоговые проверки и производ ство по фактам налоговых правонарушений: Учебно практич. пособие / Под ред. Ю.Ф. Кваши. — М.: Юристъ, 2001. — 540 с.; Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и фа культетов / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. — М.: Юристъ, 2000. — 1094 с.;

— по терминологии налогового права: Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. — 608 с. (Сер. «Ака демия бухгалтера и менеджера»);

— о значении иностранных терминов, применяемых в сфере междуна родных налоговых отношений: International Tax Glossary, revised 3 rd edition. Editor: Susan M. Lyons IBFD Publications;

— о проблемах международных налоговых отношений: CAHIERS DE DROIT FISCAL INTERNATIONAL Studies on International Fiscal Law by the International Fiscal Association. Volumes I—LXXXVI.

Автор выражает благодарность за помощь, советы и рекомендации, ис пользованные при написании энциклопедии и ее подготовке к печати, И.Г. Русаковой, В.Б. Иванову, В.Е. Беллонину, А.А. Малинину, А.В. Перову, З.В. Подобедовой.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР

С целью экономии места введена система сокращений слов. Наряду с общепринятыми применяются сокращения, в том числе специально разра ботанные для данной энциклопедии:

— Брюссельская тарифная номенклатура

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

— Верховный Совет Российской Федерации

— Всероссийский центральный исполнительный комитет

— Генеральное соглашение о тарифах и торговле

— Государственная Дума Федерального Собрания Российской Фе

— Гражданский кодекс Российской Федерации

— Государственная налоговая служба Российской Федерации

— Государственный таможенный комитет Российской Федерации

— Европейская ассоциация свободной торговли

— Единый социальный налог

— Европейское Экономическое Сообщество

— Закрытое акционерное общество

— Закрытое административно территориальное образование

— Инвестиционный налоговый кредит

— идентификационный номер налогоплательщика

— Международная Налоговая Ассоциация

— Кодекс Российской Федерации об административных правона

— Комитет РФ по финансовому мониторингу

— Латиноамериканская Ассоциация Интеграции

— Латиноамериканская экономическая система

— Министерство внутренних дел Российской Федерации

— Министерство финансов Российской Федерации

Для успешного освоения данного курса студентам необходимо изучить ряд дисциплин микро- и макроэкономику, бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, налоговое право, налоговый учет, финансовый анализ, финансовый менеджмент. [c.250]


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ [c.254]

Изучение дисциплины "Налоговый учет и отчетность" направлено на формирование у студентов знаний теоретических и методологических основ действующей в Российской Федерации системы налогообложения и практических навыков по расчету и учету платежей по федеральным, региональным и местным налогам, а также по составлению форм налоговой отчетности. [c.254]

Налоговый учет. Тема ",. Теория налогового учета. [c.255]

Тема 2. Понятие и общая методология налогового учета. [c.256]

Объективные предпосылки возникновения налогового учета в системе финансовых отношений. Понятие и функции налогового учета. Понятие налогового учета. Становление и этапы развития налогового учета в финансовом законодательстве в 1992-1996 гг. Методология налогового учета. Функции налогового учета. Соотношение налогового и бухгалтерского учета. Бухгалтерский налоговый учет. Смешанный налоговый учет. Абсолютный налоговый учет. [c.256]

Налоговый учет при корректировке данных бухгалтерского учета, составляющих себестоимость продукции (работ, услуг). Налоговый учет при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости. Налоговый учет при товарообменных операциях. Налоговый учет при безвозмездной передаче имущества. Налоговый учет при безвозмездном получении имущества. Налоговый учет при реализации основных фондов и иного имущества по цене не выше балансовой стоимости. Налоговый учет по курсовым валютным разницам. Налоговый учет при списании дебиторской задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 августа 1995 г. № 817. Налоговый учет при переоценке ТМЦ и драгоценных металлов. Налоговый учет операций по реализации основных фондов и иного имущества с учетом индекса-дефлятора. Расчет налога от фактической прибыли - специализированный налоговый документ по налогу на прибыль. [c.256]

Тема 4. Налоговый учет при исчислении налога на добавленную стоимость. [c.256]

Налоговый учет при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Налоговый учет при товарообменных операциях. Налоговый учет при безвозмездной передаче имущества. Налоговый учет при совершении внешнеторговых сделок. [c.256]

Тема 5. Налоговый учет при исчислении акцизов. [c.256]

Тема 6. Налоговый учет при исчислении налога на имущество российский и иностранных предприятий и организаций. [c.256]


Тема 7. Налоговый учет при исчислении налогов с физических лиц. [c.256]

Тема 8. Налоговый учет по налоговым платежам в дорожные фонды. [c.257]

Тема 9. Налоговый учет по иным налогам и сборам. [c.257]

Тема 10. Налоговый учет при исправлении ошибок в бухгалтерском учете. [c.257]

Тема 12. Перспективы развития налогового учета. Налоговый у чет и налоговый кодекс. [c.257]

Особенности налогового учета и налоговой отчетности банков и других кредитных организаций. Состав доходов и расходов банка и проверка полноты их учета для целей налогообложения. Проверка правильности исчисления и уплаты налогов по операциям с ценными бумагами. [c.276]

Исследуются вопросы формирования стратегии производственно-хозяйственной деятельности предприятий, совершенствования методик стратегического, инвестиционного и комплексного анализа деятельности предприятий, разработки методики внутреннего контроля организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также внутрифирменных стандартов. Рассматриваются экономике- правовые аспекты деятельности предприятий, а также широкий круг проблем, касающихся постановки финансового, управленческого и налогового учета на предприятиях. [c.2]

В мировой учетной практике на сегодняшний день уверенно и полноценно существует три вида учета бухгалтерский, налоговый и управленческий. Сформировались они уже давно и с течением времени лишь претерпевают некоторые изменения. Каждый их этих видов учета служит своим целям. В российской учетной практике на сегодняшний день наиболее актуальными вопросами являются становление налогового учета, обоснование необходимости и объемов ведения управленческого учета и взаимосвязь названных учетов с бухгалтерским. Охарактеризовать цели каждого из них можно следующим образом, бухгалтерский учет - система, позволяющая формировать полную и достоверную информацию для обеспечения ею внутренних и внешних пользователей. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Основные цели управленческого учета, это обеспечение внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. Итак, существует три вида учета и три пути их развития [c.49]

Теперь, представляется возможным, описание указанных операций с позиций управленческого и налогового учетов. [c.50]

Февраль, март. По данным бухгалтерского учета, на счете 90.1 собирается выручка от реализации товаров с НДС. Эти обороты могут быть использованы для налогового учета, однако из этой суммы должен быть исключен НДС (вычитание дебетового оборота 90.3 или расчетным путем) 2 988 000 р. - 498 000 р. = 2 490 р. Налоговый учет также интересует сумма прямых расходов, к которым могут быть отнесены транспортные услуги и стоимость приобретения реализуемых товаров. Обороты по транспортным услугам собираются в бухгалтерском учете на 44.1.3 и составили 85 000 р. Стоимость реализованных товаров для налогового учета может быть взята из кредитового оборота бухгалтерского счета 41.1. В данном случае 1 425 000 р. Таким образом прямые расходы для налогового учета имеются в бухгалтерском на дебетовом обороте 44.1.3 и кредитовом обороте 41.1 (итого прямые расходы составили 85 000 р. + 1 425 000 р. = 1 510 000 р.). Косвенные расходы для налогового учета соберутся аналогично январю и составят 246 000 р. У управленца, кроме информации, описанной в январе, появились реальные данные о ценах реализации, используя которые он может скорректировать возможные цены реализации, а также пересчитать рентабельность продаж. [c.51]

Положительное перечеркивается тем, что на конечном этапе рассмотрения главы 25 законодатели приняли решение создать систему налогового учета, оторванную от системы бухгалтерского учета. Это приведет к неразберихе и шквалу вопросов. Норма статьи 313 о самостоятельной организации налогоплательщиком системы налогового учета не выдерживает никакой критики. Адекватный комментарий по созданию системы налогового учета появится не раньше, чем через два года. Это приведет к многочисленным столкновениям налогоплательщиков с налоговыми органами, потому что каждый из них по-своему будет понимать заложенные в главе нормы. [c.94]

Одним из недостатков той системы налогового учета, которая изложена в главе 25 Налогового кодекса, является также то, что за ее основу взят учет расходов по элементам. Законченная система бухгалтерского учета традиционно ведется по статьям расхода. Поэлементный учет ведется внесистемно в специальной ведомости и до настоящего времени не затрагивает счетов бухгалтерского учета. В новом Плане счетов бухгалтерского учета ведение учета затрат на [c.94]

Авторы налогового учета строят свою систему по элементам затрат. Ни опыта, ни практики ведения такого учета у нас нет. В главе 25 приемы учета по статьям расходов переносятся на поэлементный учет (исчисление себестоимости) По воле авторов текста закона амортизационные отчисления вдруг стали для всех предприятий прямыми затратами, чего в большинстве отраслей народного хозяйства никогда не было. [c.95]

Предложенная система налогового учета создает неограниченные возможности для изобретения различных путей ухода от налогообложения. [c.95]

В главе 25 Налогового кодекса написано, что аналитический регистр налогового учета разрабатывается самостоятельно. Это значит, что у одного налогоплательщика будет к регистру один подход, у другого - другой, и все они будут соответствовать Налоговому кодексу. В то же время многие нормы системы налогового учета просто не написаны. В одной статье написано, что расходами материалов считается их списание в производство, в другой статье появляется оценка незавершенного производства с материальными затратами. [c.96]

Однако сейчас в Налоговый кодекс заложено создание самостоятельной системы налогового учета в отрыве от бухгалтерского учета. Это в принципе нерационально и неэкономно. Нигде в мире отдельного налогового учета нет. Обычно в данные бухгалтерского учета вносятся корректировки в налоговых декларациях. [c.96]

Вступление в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Налог на прибыль организаций (от 06.08.01, №110-ФЗ) привело к тому, что на предприятиях (в организациях) возникла необходимость в ведении наряду с бухгалтерским учетом налогового учета. Для этого предприятия и организации должны формировать учетную политику как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения. [c.214]

В целях бухгалтерского учета применяются учетные регистры синтетического и аналитического учета, обеспечивающие выполнение правила двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Для налогового учета применяются аналитические регистры, формы которых разрабатываются самостоятельно и при этом выполнение правила двойной записи необязательно. [c.215]

Существуют различия в порядке признания доходов и расходов. В целях бухгалтерского учета признание доходов и расходов осуществляется на основе установленных единых критериев (ЛБУ 9/99 п. 12 и ПБУ 10/99 п. 16). Для налогового учета критерии признания установлены отдельно для доходов от реализации и внереализационных доходов, а. для расходов порядок признания установлен отдельно для разных групп расходов. [c.215]

П. Брызгалин А. В. и др. Налоговый учет и налоговая политика предприятия. Изд. 2-е. - М. Аналитика-Пресс, 1997. [c.197]

Брызгалин А.В. и другие. Налоговый учет и налоговая политика предприятия. - М. Аналитика - Пресс, 1997. [c.252]

Участники налогового учета. Бухгалтерский учет и налогообшоже-ние проблема взаимодействия [c.255]

Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) согласовали основные принципы изменения системы налогообложения международных компаний, которые позволят увеличить налоговые сборы по всему миру в общей сложности на $100 млрд. Первый – пропорциональное распределение налоговых выплат в соответствии с тем, где находятся клиенты, покупающие продукты и услуги компаний, даже в случае их продажи через интернет. «Транснациональным компаниям будет предложено заплатить налоги в тех странах, в которых у них нет производства, которые не являются источниками капитала для бизнеса, а есть лишь рынок сбыта для их продукции», – объясняет партнер практики услуг в области международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов.

Впервые вопросами справедливости подходов к налогообложению в ОЭСР задумались еще в 2013 г. Тогда эксперты обратили внимание на то, что в новом цифровом мире придется изменить подходы не только к ведению бизнеса, но и к его налогообложению. «У Карла Маркса основными факторами производства, которые способны приносить налогооблагаемую прибыль, считались труд, земля и капитал, а ОЭСР фактически предлагает добавить еще один фактор – рынок сбыта», – объясняет Филинов. Это приведет к перераспределению прибыли от налогов компаний, которые работают в цифровой экономике, – на ее часть смогут претендовать даже те страны, в которых нет официальных представительств транснациональных холдингов.

«Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний сейчас приводят к тому, что эффективная ставка обложения их прибыли оказывается значительно меньше, чем у компаний других отраслей, – пояснили «Ведомостям» в российском Минфине. – Это связано с тем, что цифровые компании, как правило, имеют незначительное физическое присутствие пользователей в стране резидентства или вовсе не имеют такового».

Минфин уточнил правила кредитования других стран

Больше всего от предлагаемых ОЭСР новшеств может пострадать бюджет США, так как сейчас большая часть цифровых гигантов платят все свои налоги именно там. Неудивительно, что Вашингтон выступает против любых налогов на цифровых гигантов. «На протяжении долгого периода времени США фактически игнорируют и торпедируют все попытки наднациональных органов изменить налоговую ситуацию в данной сфере», – констатирует заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная.

Второй принцип, предлагаемый ОЭСР, – установление минимальной ставки корпоративного налога для международных компаний вне зависимости от их местонахождения. Так, если компания расположена в «налоговой гавани», остальные страны смогут взимать с нее налог по минимально установленной ставке, что снизит для бизнеса стимул переводить прибыли в юрисдикции с более низкими ставками налога. «По второму направлению предлагается уравнять налоговую нагрузку для транснациональных компаний до минимально возможного уровня при трансграничном налогообложении, – пояснил партнер департамента налогов и права Deloitte Геннадий Камышников. – В итоге страны с приемлемой ставкой налога, где работают транснациональные корпорации, смогут претендовать на дополнительною часть налога на прибыль, в случае если в каких-либо других странах он был минимальным (сейчас обсуждается 12,5%). Также предусматривается пересмотр ставок по выплачиваемым доходам в виде процентов и роялти».

Все эти новации могут быть приняты странами ОЭСР уже к середине 2021 г. Они позволят налоговым ведомствам увеличить сборы корпоративного налога на 4%, обещают авторы налоговых инициатив.

В Минфине РФ внимательно следят за трендами в сфере налогообложения международных компаний, хотя юридически Россия не должна внедрять новые правила вслед за принятыми ОЭСР решениями, так как не является членом этой организации. «Россия, опираясь на мировой опыт, планирует выработать новые подходы к налогообложению цифровых компаний, с тем чтобы налог на прибыль организаций уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где находятся клиенты цифровых компаний, где прибыли образуются в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, – отмечают в Минфине. – Также Россия планирует выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов».

Эксперты отмечают, что в некоторых странах подходы, озвученные ОЭСР, уже применяется. «Например, в Италии – одной из первых стран, где был введен такой налог, – под обложение подпадают те группы компаний, у которых мировая выручка от оказания цифровых услуг (например, от размещения рекламы в интернете) превышает 750 млн евро или если выручка от пользователей услуг, находящихся в Италии, превышает 5,5 млн евро, – приводит примеры нового подхода директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Антон Гребенчук. – В Испании установлен такой же порог мирового дохода (750 млн евро), однако страновой порог установлен на уровне 3 млн евро».

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Специалисты практики оказания услуг в области международного налогообложения подготовили ежегодный обзор ключевых изменений налогового законодательства, которые вступят в силу в 2021 году. Узнайте о наиболее значимых изменениях международного налогообложения, пересмотре СОИДН, нововведениях в налогообложении дивидендов, а также о практическом влиянии предстоящих перемен на бизнес.

Ознакомиться с содержанием

Работа с настройками.

Международное налогообложение: основные изменения и прогнозы развития

Елена Соловьева, партнер, руководитель практики оказания услуг в области международного налогообложения, рассказывает про основные изменения в области международного налогообложения.

Работа с настройками.

Пересмотр СОИДН со странами-партнерами: текущий статус и перспективы развития

Олег Трошин, директор практики оказания услуг в области международного налогообложения, рассказывает о пересмотре СОИДН со странами-партнерами¹.

¹Протоколы к СОИДН с Кипром и Мальтой временно применяются с 1 января 2021 года и вступают в силу с даты последнего из уведомлений Договаривающихся государств о завершении ратификационных процедур.

Протокол к СОИДН с Люксембургом вступает в силу с даты последнего из уведомлений Договаривающихся государств о завершении ратификационных процедур и применяется в отношении налоговых периодов, начинающихся 1 или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором было получено такое уведомление.

Работа с настройками.

Новое в налогообложении дивидендов

Юлия Крылова, директор практики оказания услуг в области международного налогообложения, рассказывает о нововведениях в налогообложении дивидендов.

Работа с настройками.

Международная налоговая перезагрузка

Алексей Собчук, директор практики оказания услуг в области трансфертного ценообразования, рассказывает о проектах Pillar 1 и 2.

Работа с настройками.

Светлана Борисова, партнер, руководитель направления Deloitte Private, и Элина Бурыкина, менеджер практики оказания услуг в области международного налогообложения, рассказывают о редомициляции в САР.

Работа с настройками.

Перспективы отмены СОИДН с «транзитными» юрисдикциями и их последствия

Вебинар 12 августа 2020

Подробнее об изменениях в международном налогообложении, актуальных для частных лиц со сложной структурой доходов в разделе Deloitte Private.

Контактная информация

Елена Соловьева

Елена Соловьева

Партнер, Международное налогообложение

За более чем 20 лет профессиональной деятельности Елена приобрела обширный практический опыт в области российского и международного налогообложения, консультируя крупнейшие российские и иностранные ко. Дополнительно

Олег Трошин

Олег Трошин

Директор

Олег специализируется на оказании консультационных услуг в области налогообложения российским и международным компаниям по вопросам деофшоризации, автоматического обмена информацией, трансграничных оп. Дополнительно

Юлия Крылова

Юлия Крылова

Директор, Налоговое консультирование

За более чем 15 лет работы в «Делойте» Юлия приобрела значительный опыт налогового консультирования как иностранных, так и крупных российских клиентов, специализируясь на вопросах международного налог. Дополнительно

Настоящий обзор не является официальной консультацией или рекомендацией, рекламой или офертой компании «Делойт», СНГ и носит исключительно информационный характер, в связи с чем «Делойт» не несет ответственности и не предоставляет гарантий вследствие публикации фактов, данных и другой информации, представленной в настоящем обзоре.

Приступая к ознакомлению с настоящим обзором (далее — Обзор), вы подтверждаете свое согласие с изложенными ниже условиями.

  • Обзор представляет собой информационный материал. «Делойт» не принимает на себя обязательств или ответственности за использование информации, содержащейся в Обзоре.
  • Обзор содержит комментарии и выводы, основанные исключительно на информации, полученной из открытых источников, в том числе авторитетных средств массовой информации, специализирующихся на публикациях в области юриспруденции и налогообложения.
  • Несмотря на то что в Обзоре затрагиваются отдельные аспекты правового характера, Обзор не является юридическим заключением по вопросам, рассмотренным в нем.
  • Целью Обзора является предоставление тематической информации общего характера. «Делойт» не принимает управленческих решений за лиц, ознакомившихся с Обзором, а также не несет ответственности за решения, принятые на основании представленных в Обзоре данных. Наши выводы носят исключительно информационный характер. Лица, ознакомившиеся с Обзором, самостоятельно несут ответственность за принятие решений о внедрении или отказе от внедрения рекомендаций и консультаций, если таковые содержатся в Обзоре.

Читайте также: