Экспортные пошлины на нефть 2014

Опубликовано: 09.05.2024

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Материал из Documentation.

Экспортные пошлины на нефть в России — один из основных видов экспортных пошлин в России.

Ставки экспортных пошлин на нефть изменяются в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти. По состоянию на 1 марта 2014 года экспортная пошлина на нефть составляла $384 за тонну. Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения — $189. Пошлина на сверхвязкую нефть (равна 10 % от пошлины на нефть) — $38,4. [1]

Содержание

Экспортная пошлина на нефть была введена в России в начале 1992 года. Первоначально её ставка составляла 26 экю за 1 тонну экспортируемой нефти, однако уже в июне 1992 года ставка была повышена до 38 экю за тонну. [2]

В ноябре 1993 года ставка пошлины была установлена на уровне 30 экю/т. С либерализацией цен на нефть в начале 1995 года экспортная пошлина была снижена до 23 экю/т, а затем, с апреля 1995 года, до 20 экю/т. В апреле 1996 года экспортная пошлина была уменьшена до 10 экю/т, а с 1 июля 1996 года — отменена. Одновременно для компенсации выпадающих налоговых поступлений были повышены ставки акциза на нефть. [3]

В начале 1999 года в целях пополнения доходной части госбюджета экспортные пошлины были восстановлены. При этом ставка пошлины увязывалась с мировой ценой на нефть: при мировой цене российской нефти от $9,8 до $12,3 за баррель ставка пошлины составляла 2,5 евро за тонну, при цене свыше $12,3 за баррель — 5 евро за тонну. [4]

В условиях роста мировых цен на нефть ставка экспортной пошлины неоднократно повышалась. Таким образом, в отличие от ситуации первых лет реформ, когда ставка экспортной пошлины на нефть не менялась иногда в течение года и более, с 1999 года ставка экспортной пошлины стала устанавливаться с учётом цены российской нефти на мировом (европейском) рынке и достаточно часто пересматривалась. В то же время какие-либо формализованные механизмы привязки величины экспортной пошлины к уровню мировых цен на нефть отсутствовали. [5]

С 2002 года были законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на нефть и сам механизм определения ставки экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Поправками к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе», утверждёнными Федеральным законом № 126-ФЗ, были впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен. По нефти экспортная пошлина была установлена в размере 0 % при сложившейся за два предшествующих месяца средней цене нефти Urals на мировых рынках до 109,5 долл./т (то есть до 15 долл./барр.); при мировой цене нефти от 109,5 до 182,5 долл./т (то есть от 15 до 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины должна устанавливаться в размере, не превышающем 35 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 109,5 долл.; при мировой цене нефти более 182,5 долл./т (то есть более 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины устанавливается в размере, не превышающем 25,53 долл. и 40 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 182,5 долл. Введение данного механизма обеспечило как необходимую гибкость, так и предсказуемость налоговой нагрузки. [6]

В 2004 г. Федеральным законом от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ был изменен порядок расчета предельной (максимальной) ставки экспортной пошлины на нефть. С 1 августа 2004 г. установлена более прогрессивная шкала для расчета предельной ставки экспортной пошлины на нефть, которая действует и в настоящее время. [7]

Экспортная пошлина на нефть взимается, таким образом, при мировой цене российской нефти более 15 долл./барр. При этом с ростом мировой цены на нефть доля налоговых изъятий прогрессивно растет (до 65 % с каждого дополнительного доллара экспортной выручки при цене нефти свыше 25 долл./барр.). [8]

В соответствии с установленным порядком периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках в 2002—2008 гг. являлись каждые два календарных месяца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Ставка экспортной пошлины также устанавливалась на срок два календарных месяца. Новая ставка экспортной пошлины на нефть вводилась в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. [9]

Введение в 2002—2004 гг. высокой прогрессивной ставки экспортной пошлины на нефть и НДПИ резко повысило бюджетную эффективность налоговой системы и привело к радикальному перераспределению доходов, генерируемых в нефтяном секторе, в пользу государства. Как показывают расчёты суммарной налоговой нагрузки на нефтяной сектор, доля налогов в валовом доходе нефтяного сектора повысилась с 28,1 % в 2000 г. до 63,1 % в 2008 г. При этом доля налогов в чистом доходе, определяемом как валовой доход за вычетом капитальных, операционных и транспортных затрат, повысилась с 54,4 % в 2000 г. до 85,3 % в 2008 г. [10]

С 2014 года в России реализуется налоговый манёвр, который предполагает поэтапное повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть. [11]

До 2008 года экспортные пошлины на нефть пересматривались правительством раз в два месяца, а с конца 2008 года начали устанавливаться раз в месяц. [12] [13]

В июне 2009 года отмечалось, что ставка экспортной пошлины на нефть рассчитывается ежемесячно, исходя из цены на нефть в период с 15-го по 14-е число. [14]

Динамика среднегодового размера пошлины на нефть в России (в $ за тонну): [15]

  • 2005 год: 130
  • 2006 год: 197
  • 2007 год: 207
  • 2008 год: 355
  • 2009 год: 179
  • 2010 год: 282
  • 2011 год: 409

МОСКВА, 29 апр — Прайм. Минфин РФ к середине мая подготовит свои предложения по повышению НДПИ на нефть и одновременному снижению экспортной пошлины до 57-58% с 60% от цены на нефть, соответственно данное изменение повлияет на расчет экспортных пошлин на нефтепродукты, которые определяются по формуле "60-66", сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов.

В марте прошлого года министерства и ведомства начали обсуждать возможность изменения с 2014 года системы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты; предлагалось изменить действующую формулу расчета "60-66" на "55-60".Такая мера, по мнению чиновников, будет способствовать стабилизации объема нефтедобычи в стране, позволит вовлечь в разработку большое количество новых месторождений и позволит получить нефтекомпаниям приемлемую норму доходности. При этом Минфин указывал на то, что в случае снижения пошлин необходимо проработать возможность компенсации выпадающих расходов бюджета.

НДПИ и экспортная пошлина на нефть

"Наши предложения по НДПИ на нефть идут со снижением экспортной пошлины на нефть. При экспорте это будет нулевая операция, а для внутреннего рынка это может быть небольшое увеличение", — сказал Силуанов.

В свою очередь, глава профильного департамента Минфина Илья Трунин пояснил, что "делать это надо очень аккуратно, избегая резких движений, сокращать экспортную пошлину нужно не больше, чем на 2-3% в год".

"Соответственно, поскольку база НДПИ значительно шире, чем база экспортной пошлины, так как экспортируется не вся добываемая в России нефть и нефтепродукты, то для компенсации выпадающих доходов НДПИ надо в процентном отношении повышать на меньшую сумму. Но надо решиться, чтобы начать этот процесс", — сказал он, не уточнив, на сколько будет повышаться НДПИ, но отметив, что это будет рост на проценты, а не на десятые доли.

"Мы представляем, что начать это можно уже со следующего года — начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пункта в год, то есть если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ", — сказал он, отметив что с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет.

Трунин пояснил, что пока это предложение не включено в "Основные направления налоговой политики на 2014-2016 годы": Минфин планирует представить свои предложения по НДПИ и экспортной пошлине к середине мая.

В соответствии со стратегией-2020

В настоящее время в России действует так называемый налоговый режим "60-66", введенный с 1 октября 2011 года. За счет уменьшения коэффициента в формуле расчета экспортной пошлины на нефть с 65 до 60 она снизилась примерно на 7%. Ставки пошлин на нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина — 90% от пошлины на нефть.

Трунин напомнил, что несколько лет назад Минфин уже выступал с этими предложениями, и они нашли свое отражение еще в стратегии-2020, в которой есть рекомендация об отказе от экспортных пошлин на нефть, прежде всего, потому что это мера нерыночная, это фактически субсидирование экономики.

"Это (снижение пошлины и повышение НДПИ) пока не планируется (в основных направлениях налоговой политики — ред.) этот процесс надо начинать, поскольку одним из контекстов прошедшего совещания у президента было то, что необходимый набор мер для экономического развития уже был разработан экспертным сообществом в прошлом году, называется он "Стратегия-2020" и неплохо бы начать его реализовывать. А с точки зрения пошлины и НДПИ можно спорить с тем, правильно или нет выбрана стратегия, но конечная цель, с нашей точки зрения, поставлена правильно — отказ от экспортных пошлин и перенос их на внутренние налоги", — заключил он.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 мая 2013 года может составить 378,4 доллара, льготная ставка на нефть Восточной Сибири, Каспийских месторождений и Приразломного месторождения — 179,8 доллара за тонну.

Пошлина на сверхвязкую нефть (ставка в размере 10% от пошлины на нефть) с 1 мая составит 37,8 доллара, на нефтепродукты — 249,7 доллара за тонну, на бензин — 340,6 доллара за тонну, на сжиженный газ — 71,5 доллара за тонну.

Акцизы на бензин и пошлина на мазут

По словам представителя Минфина, данные меры никак не связаны с наполнением дорожных фондов. Ранее Минфин называл повышение ставки НДПИ на нефть на 5% в 2014 году как крайнюю меру для наполнения дорожных фондов. В связи с переходом на марки бензина Eвро-4 и Eвро-5 дорожные фонды могут недополучить в ближайшие три года 100 миллиардов рублей. Основной компенсирующей мерой Минфин предлагает сделать повышение ставок акцизов на бензин класса Eвро-4 и Eвро-5 и повышение экспортной пошлины на мазут с нынешних 66% до 70% и выше в 2014 году.

"В дорожных фондах необходимо на какую-то величину, которая, тем не менее, сохранит стимулы для производства топлива высоких классов, поднять акцизы на пятый класс, выровнять третий и четвертый, а если этих мер будет недостаточно, повысить раньше времени экспортную пошлину на мазут. Если нам скажут, не трогайте ни акцизы, ни экспортную пошлину на мазут, у нас другого источника как повышение НДПИ на отрасль не останется", — пояснил Трунин.

Он отметил, что речь идет о повышении пошлины на мазут в 2014 году до 70-71%. "На мазут идет сейчас обсуждение с Минэнерго того, насколько мы можем повысить акцизы на пятый класс. У нас есть понимание, что если мы возьмем все выдающие доходы в 2014-2015 годах и поделим их на две части, то выпадающие доходы 2015 года мы полностью можем компенсировать за счет акцизов, потому что там нет маневра в части мазута, там и так 100% на мазут стоит (в 2015 году экспортная пошлина на мазут должна быть приравнена к экспортной пошлине на нефть — ред.). В 2014 году мы можем половину выпадающих компенсировать за счет повышения акцизов, половину за счет экспортной пошлины на мазут", — сказал он.

При этом Трунин не уточнил, о каком повышении акцизов в 2014 году идет речь, поскольку "пока не посчитали до конца цифры, потому что у нас нет окончательного прогноза производства топлива различных классов на 2013-2015 годы, а без этого прогноза невозможно рассчитать сумму выпадающих доходов".

"Наши предложения по темпам повышения ставки акцизов на бензин зависит от того, во сколько мы оценим сумму выпадающих доходов. Выпадающие доходы 2015 года мы можем полностью компенсировать за счет акцизов, соответственно повышение акцизов в 2015 году будет больше. Повышение акцизов в 2014 году, если мы на этой пойдем, будет меньше, чем в 2015, но остаток можно добрать за счет повышения пошлины на мазут", — сказал он.

Он не исключил и такой вариант, что будет принято решение наполнять дорожные фонды за счет налогов с других отраслей экономики РФ. "Если нам, действительно, не скажут, что надо финансировать дорожное строительство за счет других налогов. (Глава "Роснефти" Игорь — ред.) Сечин предложил посмотреть на другие сектора, но это более широкая дискуссия, она пока не начиналась", — сказал Трунин.

На прошлой неделе замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что Минфин РФ не рассматривает возможность повышения налоговой нагрузки на телекоммуникационные и горнодобывающие компании, комментируя прозвучавшее предложение Минфину со стороны главы "Роснефти" о поиске дополнительных источников доходов за пределами нефтяной отрасли. Как заявил Сечин, Минфину следует обратить внимание на такие товары, как никель, медь, зерно, а также на такую отрасль, как связь.

Российские нефтяники согласны для Белоруссии снижать премии примерно на $2 за тонну каждый год, пропорционально снижению экспортной пошлины из-за налогового маневра. Это в какой-то мере компенсирует потери белорусским НПЗ. Но жалеть белорусов не нужно, считает эксперт Сергей Правосудов.

Новак объяснил, откуда Минск получит компенсации за дорожающую нефть

Путин пообещал компенсацию Лукашенко за налоговый маневр

Александр Лукашенко сообщил на встрече с губернатором Архангельской области Игорем Орловым, что Владимир Путин в телефонном разговоре предложил Минску механизм компенсации выпадающих из белорусского бюджета доходов от экспортных нефтяных пошлин. По словам Лукашенко, президент России позвонил и предложил посчитать, сколько Минск потеряет от уменьшения таможенной пошлины в 2020 году к уровню прошлого года.

В ноябре прошлого года Лукашенко говорил, что с тех пор как в 2015 году Россия начала заменять вывозную пошлину на нефть налогом на добычу, экономика Белоруссии потеряла $3,4 млрд.

«Если мы получали в прошлом году от пошлины, допустим, миллиард долларов, а в этом году за счет снижения этой пошлины — она все время снижается (из-за реализации в России налогового маневра) — получим, допустим, 700 миллионов долларов, то он сказал: "Мы триста миллионов долларов компенсируем, в том числе за счет премии (нефтяным — прим. ред.) компаниям"», — пояснил Лукашенко.

Из бюджета РФ компенсации Белоруссии не будет

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал слова Лукашенко следующим образом:

"Россия не намерена осуществлять компенсацию из своего бюджета нефтяным компаниям недополученной выгоды от поставок нефти в Белоруссию. Об этом речи не идет".

Поставки нефти осуществляет не государство, а нефтяные компании, им и решать, на какие условия стоит соглашаться, добавил он.

Как раньше формировалась цена на нефть для Белоруссии?

Структура ценовой формулы на нефть включала среднемесячную котировку североморской эталонной корзины Brent и усредненный среднемесячный дифференциал нефти российского сорта Urals.

Полученная величина пересчитывалась в доллары США за тонну, а затем к ней прибавлялась стоимость поставки от границы Белоруссии до НПЗ страны и вычиталась экспортная таможенная пошлина.

Итоговая сумма корректировалась на дифференциал, зафиксированный сторонами. До конца прошлого года он составлял минус $3,70 за тонну. Именно этот дифференциал очень хотела изменить Белоруссия — примерно до $15 за тонну — тогда как российские нефтекомпании соглашались не более чем на $6 за тонну. Таким образом, в цене Urals всегда имеется некоторый люфт.

В январе можно было купить у трейдеров Urals со скидкой около $1,5 за баррель к эталону.

"Российский ресурсовладелец на этой поставке мог бы заработать больше даже без премии", — сказали в пресс-службе концерна "Белнефтехим".

Добавим, что дешевая беспошлинная нефть, получаемая из России, перерабатывалась на белорусских НПЗ и уже по европейским ценам поставлялась за границу, двойной "халявный" доход составлял около 6 млрд долларов год.

Положение спасет продажа акций НПЗ

Как сказал "Правде.Ру"директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, если независимость для белорусов — главная ценность, почему мы им должны делать какие-то преференции?

А если они будут, то, по мнению эксперта, они должны быть компенсированы.

"Там есть у них два завода. В "Мозырском" у "Роснефти" и "Газпром нефти" совместно порядка 40% акций. "Нафтан"- это чисто белорусское предприятие. Если бы контрольные пакеты этих белорусских нефтеперерабатывающих заводов принадлежали российским компаниям и они бы могли зарабатывать на экспорте нефтепродуктов из Белоруссии, это была бы другая история. Если Лукашенко пойдет на то, чтобы продать контрольный пакет своих заводов российским компаниям, да, тогда очевидно, что они будут поставлять им нефть как своим предприятиям на других условиях", — сказал эксперт.

Нефтяники согласны уменьшить премию

В пятницу вечером министр энергетики РФ Александр Новак через свою пресс-службу предложил "подход, учитывающий снижение экспортной пошлины, а именно — снижения премии примерно на $2 за тонну каждый год, то есть пропорционально снижению экспортной пошлины".

По его словам, это позволит Белоруссии частично компенсировать эффект от уменьшения экспортной пошлины.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 марта 2020 года составит $66,9 за тонну, сообщал ранее Минфин РФ. В настоящее время она составляет $78,5 за тонну. Таким образом, пошлина понизится на $11,6.

Поставки российской нефти на белорусские НПЗ были остановлены с 1 января, поскольку Москва и Минск не заключили соглашение об условиях поставок на этот год. Позднее поставки были частично возобновлены компаниями группы "Сафмар". Лукашенко поручил правительству проработать альтернативные варианты поставок, однако все они оказались значительно дороже российского.

Читайте по теме:

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

«Роснефть» попросила правительство отложить введение с 2017 г. экспортной пошлины на темные нефтепродукты в размере 100% от пошлины на нефть, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к одному из министерств. Отложить нужно больше чем на год, считает компания, так как она не успела модернизировать НПЗ и до сих пор выпускает много мазута, объясняет один из них.

Минэнерго получило поручение правительства проработать этот вопрос, работа продолжается, сообщил представитель министерства. Минэкономразвития подготовило позицию и направило ее в ответственное ведомство – Минэнерго, отметил представитель Минэкономразвития, не раскрывая позицию. Минфину об инициативе «Роснефти» не известно, сказал его представитель. Представители вице-премьера Аркадия Дворковича и «Роснефти» отказались от комментариев.

«Роснефть» остается одним из лидеров по производству мазута в России, пишут аналитики Deutsche Bank. В 2015 г. компания снизила его производство на 5,5% год к году до 26,6 млн т, но мазут по-прежнему занимает почти треть всей ее переработки и вместе с дизелем (26,2 млн т в 2015 г.) является основным продуктом. В России производство мазута в 2015 г. снизилось на 8% до 72 млн т.

Что предлагалось

100% пошлины на мазут планировалось ввести с 2015 г. в рамках большого налогового маневра. Это должно было снизить производство мазута, которое с 2005 по 2014 г. выросло почти на 40% до 78 млн т, причем 62 млн т из них компании экспортировали. Но возник риск, что компании резко сократят переработку, что приведет к дефициту топлива на внутреннем рынке. Повышение пошлины растянули: в 2015 г. она выросла с 66 до 76% от экспортной пошлины на нефть, в 2016 г. – до 82%, с 2017 г. должна была составить 100%.

Год назад «Роснефть» представила программу модернизации НПЗ стоимостью 466 млрд руб., но теперь откладывает инвестиции из-за снижения маржи переработки, по которой ударил налоговый маневр, говорится в обзоре Deutsche Bank. Масштабных инвестиций в переработку уже не будет: компания выполнила обязательство по переходу на выпуск топлива класса «Евро-5» и теперь будет инвестировать, исходя из экономической целесообразности, объяснял в июне на телефонной конференции вице-президент «Роснефти» по переработке Дидье Касимиро.

Из-за роста пошлин на темные нефтепродукты «Роснефть», как один из лидеров производства мазута, больше всех может пострадать из-за своего решения сэкономить на модернизации переработки, заключает в отчете Deutsche Bank. С этого года «Роснефть» планирует существенно увеличить капвложения в добычу в России, а не в модернизацию НПЗ, так как в 2018 г. ей нужно будет поставить в Китай дополнительные 15 млн т нефти, объясняет аналитик UBS Максим Мошков. Инвестиции «Роснефти» в 2016 г. планируются в 922 млрд руб. (+40% к 2015 г.).

Экспортная пошлина на темные нефтепродукты рассчитывается от экспортной пошлины на нефть, а она, в свою очередь, снижается в следующем году с 42 до 30%, напоминает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это значит, что в абсолютном значении в 2017 г. пошлина на темные нефтепродукты в любом случае снизится либо на $3 до $84 за тонну при ставке в 100%, либо на $18 до $69 за тонну при сохранении ставки в 82% (при цене на нефть $50/барр.), объясняет он. При сохранении пошлины на темные нефтепродукты EBITDA «Роснефти» в сегменте переработки вырастет на $650 млн, оценивает Мошков.

С 2014 г. средняя маржа переработки в России упала в 4 раза до примерно $3 на баррель, в том числе из-за снижения цен на нефть, в этих условиях перенос 100% пошлины на темные нефтепродукты нужно анализировать, говорит Борисов. Надо очертить круг НПЗ, которые могут сократить объем переработки, и то, как это отразится на региональных балансах нефтепродуктов, заключает эксперт. Откладывать повышение пошлины на темные нефтепродукты нельзя, настаивает представитель Минфина. У компаний была двухлетняя отсрочка, причем в 2015 г. предполагалось рассчитывать пошлину на темные нефтепродукты от 60% пошлины на нефть, а с 2017 г. пошлина на нефть упадет вдвое, объясняет он.

Представитель «Газпром нефти» отказался от комментариев, представители «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Башнефти» в воскресенье на запросы не ответили.

Читайте также: