Экспортные пошлины на нефть 2012

Опубликовано: 15.05.2024

Нефтепродукты представляют собой вещества, получаемые из нефти и нефтяных газов. Нефть, в целом, расценивают как стратегический ресурс. Таможенное оформление нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Часть из них является подакцизными товарами. Во избежание сложностей, рекомендуется обратиться за помощью к таможенному брокеру.



Что такое нефтепродукты

Нефтепродукты – это специфическая группа, к которой относится множество химических соединений:

топливо для систем отопления;

смазочные материалы и многое другое.

Порядок таможенного оформления



Затаможка и растаможка нефтепродуктов и масел производится в специально оборудованных пунктах пропуска. Процедура растаможки включает:

Декларирование. Предполагает подачу сведений для оформления декларации в письменной или электронной форме. Последний вариант возможен только для юридических лиц. Подать данные можно лично или через представителя.

Определение классификационного кода. Груз классифицируют по системе ТН ВЭД и присваивают ему код. По этому коду определяют ставку таможенной пошлины и НДС.

Контроль таможенной стоимости. Поскольку таможенную стоимость определяет декларант и именно от этой суммы рассчитываются налоги и пошлины, на таможне нередко обнаруживается преднамеренное ее занижение. Таможенники руководствуются проходной стоимостью. Это нижний порог, ниже которого стоимость товара быть не может. Если же товар действительно удалось приобрести по низкой цене, нужно подготовить максимум подтверждающих этот факт документов. Если декларант не сможет доказать стоимость товара, то на него будет наложен штраф, либо груз конфискуют.

Проверка факта уплаты обязательных платежей. Налоги и пошлины и сборы рекомендуется оплачивать заранее, учитывая, что на зачисление средств требуется некоторое время. Пока на счет не будут перечислены деньги, груз не выпустят. Кроме того, нужно предъявить чеки.

Досмотр и выпуск товара. Досмотр (тщательное обследование груза и транспортного средства) выполняется, если груз вызывает подозрения, отсутствуют необходимые документы или выявлены какие-либо другие нарушения. В отдельных случаях обходятся таможенным осмотром – более беглым анализом. Если все в порядке – груз выпускают с таможни.

Если говорить о Российской Федерации, то процедура затаможки нефтепродуктов выполняется ничуть не реже растаможки, поскольку нефтепродукты являются основным экспортным товаром. Процесс таможенного оформления в этом случае также сложен. Товар акцизом не облагается.

В рамках затаможки осуществляются следующие операции:

Инспекция цистерн. Суть ее состоит в проверке соответствия стандартам емкостей и цистерн. Исключаются протечки. Они могут привести к экологической катастрофе, возгоранию. Проверяется соблюдение норм безопасности, соответствие экологическим стандартам транспорта.

Инспекция нефтепродуктов. Содержимое цистерн проверяется портативными анализаторами, устанавливается его объем.

Изучаются документы: чеки, контракт, техническая документация и прочее.

После таможенного оформления и контроля нефтепродуктов принимается решение о выпуске.

Особенности растаможки

Нефть и нефтепродукты входят в товарную группу 2709, 2710, смазочные материалы – в группу 3403. Система чрезвычайно разветвленная, поэтому процедура определения товарного кода сложна для непосвященного в тонкости человека. СБ Карго рекомендует обращаться к специалистам, специализирующимся в этой сфере.



Обратите внимание! При ввозе нефтепродуктов уплачивается пошлина. Пошлина на экспорт не предусмотрена. Размер пошлины определяется объемом, классификационным кодом, преференциями.

Если торговая марка, производящая нефтепродукты, относится к объектам интеллектуальной собственности, то оформление товара при экспорте и импорте выполняется только с письменного разрешения правообладателя.

Важно! В соответствии со статьей 181 НК РФ, прямогонный, автомобильный бензин, керосиновое топливо и автомобильные масла облагаются акцизным сбором. Их растаможка осуществляется на таможенных пунктах, подведомственных Акцизной таможне. При таможенной очистке автомобильных моторных масел необходимо учитывать состав масла и наличие присадок.

Сертификация

Сертификация нефтепродуктов и масел обязательна, поскольку эта продукция относится к взрывоопасной. Проверяется соответствие продукции техническому регламенту ТР ТС 030/2012 « О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям». Сертификация выполняется специализированными сертификационными центрами. Кроме того оформляется сертификат соответствия стандарту ЕВРО 5.

Дополнением к обязательной сертификации является добровольная сертификация, которая действует в отношении автомобильного бензина, дизельного топлива и моторных, компрессорных масел. Выдается декларация соответствия на срок от 1 года до 5 лет либо на партию.

Перевозка



Нефтепродукты относятся к токсичным, огне- и взрывоопасным. При их перевозке необходимо соблюдать меры предосторожности. В обязательном порядке контролируется температурный режим, а емкости регулярно проверяются на наличие утечек. Водитель должен быть подготовлен на случай утечки. Водители и экспедиторы должны иметь аккредитацию для перевозки подобных грузов и допуск установленного образца ДОПОГ.

Для беспроблемной перевозки и оформления нефтепродуктов необходимо разрешение на перевозку по определенному маршруту, документы на емкости; страховка, которая в случае аварийной ситуации покроет ущерб.

Транспортировка выполняется в соответствии с Европейским соглашением ADR/ДОПОГ, Постановлением Правительства РФ и нормами ГОСТов. Для перевозки нефтепродуктов используют преимущественно специализированный автомобильный транспорт, для доставки на дальние расстояния – морской, иногда железнодорожный. Последний применяется для доставки крупных партий груза. Причем в этом случае нефтепродукты перегружают на автомобильный транспорт и уже на нем доставляют на АЗС.



Обратите внимание! Подготавливая груз к экспорту в Европу, необходимо проверить соответствие транспорта европейским экологическим стандартам.

Транспортировка нефтепродуктов возможна в страны СНГ, азиатские и европейские государства и любую другую точку мира.

Услуги СБ Карго



СБ Карго знает, как правильно перевозить нефтепродукты и масла и как ускорить процесс таможенного оформления. В нашу компетенцию входит:

подбор транспортного средства;

определение кода ТН ВЭД;

получение разрешений и сертификатов;

подготовка и проверка сопроводительной документации;

расчет таможенных платежей;

информационная поддержка участников ВЭД;

представительство интересов заказчика при взаимодействии с таможенными органами.

Материал из Documentation.

Экспортные пошлины на нефть в России — один из основных видов экспортных пошлин в России.

Ставки экспортных пошлин на нефть изменяются в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти. По состоянию на 1 марта 2014 года экспортная пошлина на нефть составляла $384 за тонну. Льготная ставка пошлины на нефть Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения — $189. Пошлина на сверхвязкую нефть (равна 10 % от пошлины на нефть) — $38,4. [1]

Содержание

Экспортная пошлина на нефть была введена в России в начале 1992 года. Первоначально её ставка составляла 26 экю за 1 тонну экспортируемой нефти, однако уже в июне 1992 года ставка была повышена до 38 экю за тонну. [2]

В ноябре 1993 года ставка пошлины была установлена на уровне 30 экю/т. С либерализацией цен на нефть в начале 1995 года экспортная пошлина была снижена до 23 экю/т, а затем, с апреля 1995 года, до 20 экю/т. В апреле 1996 года экспортная пошлина была уменьшена до 10 экю/т, а с 1 июля 1996 года — отменена. Одновременно для компенсации выпадающих налоговых поступлений были повышены ставки акциза на нефть. [3]

В начале 1999 года в целях пополнения доходной части госбюджета экспортные пошлины были восстановлены. При этом ставка пошлины увязывалась с мировой ценой на нефть: при мировой цене российской нефти от $9,8 до $12,3 за баррель ставка пошлины составляла 2,5 евро за тонну, при цене свыше $12,3 за баррель — 5 евро за тонну. [4]

В условиях роста мировых цен на нефть ставка экспортной пошлины неоднократно повышалась. Таким образом, в отличие от ситуации первых лет реформ, когда ставка экспортной пошлины на нефть не менялась иногда в течение года и более, с 1999 года ставка экспортной пошлины стала устанавливаться с учётом цены российской нефти на мировом (европейском) рынке и достаточно часто пересматривалась. В то же время какие-либо формализованные механизмы привязки величины экспортной пошлины к уровню мировых цен на нефть отсутствовали. [5]

С 2002 года были законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на нефть и сам механизм определения ставки экспортной пошлины в зависимости от уровня мировых цен на нефть. Поправками к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе», утверждёнными Федеральным законом № 126-ФЗ, были впервые законодательно установлены предельные размеры вывозных таможенных пошлин на углеводороды, изменяющиеся в зависимости от уровня мировых цен. По нефти экспортная пошлина была установлена в размере 0 % при сложившейся за два предшествующих месяца средней цене нефти Urals на мировых рынках до 109,5 долл./т (то есть до 15 долл./барр.); при мировой цене нефти от 109,5 до 182,5 долл./т (то есть от 15 до 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины должна устанавливаться в размере, не превышающем 35 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 109,5 долл.; при мировой цене нефти более 182,5 долл./т (то есть более 25 долл./барр.) ставка экспортной пошлины устанавливается в размере, не превышающем 25,53 долл. и 40 % разницы между фактической средней ценой нефти за два предшествующих месяца и 182,5 долл. Введение данного механизма обеспечило как необходимую гибкость, так и предсказуемость налоговой нагрузки. [6]

В 2004 г. Федеральным законом от 7 мая 2004 г. № 33-ФЗ был изменен порядок расчета предельной (максимальной) ставки экспортной пошлины на нефть. С 1 августа 2004 г. установлена более прогрессивная шкала для расчета предельной ставки экспортной пошлины на нефть, которая действует и в настоящее время. [7]

Экспортная пошлина на нефть взимается, таким образом, при мировой цене российской нефти более 15 долл./барр. При этом с ростом мировой цены на нефть доля налоговых изъятий прогрессивно растет (до 65 % с каждого дополнительного доллара экспортной выручки при цене нефти свыше 25 долл./барр.). [8]

В соответствии с установленным порядком периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках в 2002—2008 гг. являлись каждые два календарных месяца (начиная с 1 ноября 2001 г.). Ставка экспортной пошлины также устанавливалась на срок два календарных месяца. Новая ставка экспортной пошлины на нефть вводилась в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. [9]

Введение в 2002—2004 гг. высокой прогрессивной ставки экспортной пошлины на нефть и НДПИ резко повысило бюджетную эффективность налоговой системы и привело к радикальному перераспределению доходов, генерируемых в нефтяном секторе, в пользу государства. Как показывают расчёты суммарной налоговой нагрузки на нефтяной сектор, доля налогов в валовом доходе нефтяного сектора повысилась с 28,1 % в 2000 г. до 63,1 % в 2008 г. При этом доля налогов в чистом доходе, определяемом как валовой доход за вычетом капитальных, операционных и транспортных затрат, повысилась с 54,4 % в 2000 г. до 85,3 % в 2008 г. [10]

С 2014 года в России реализуется налоговый манёвр, который предполагает поэтапное повышение НДПИ на нефть с одновременным снижением экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и на нефть. [11]

До 2008 года экспортные пошлины на нефть пересматривались правительством раз в два месяца, а с конца 2008 года начали устанавливаться раз в месяц. [12] [13]

В июне 2009 года отмечалось, что ставка экспортной пошлины на нефть рассчитывается ежемесячно, исходя из цены на нефть в период с 15-го по 14-е число. [14]

Динамика среднегодового размера пошлины на нефть в России (в $ за тонну): [15]

  • 2005 год: 130
  • 2006 год: 197
  • 2007 год: 207
  • 2008 год: 355
  • 2009 год: 179
  • 2010 год: 282
  • 2011 год: 409

За последние пятнадцать лет российская нефтяная промышленность претерпела масштабную трансформацию, которая снова вывела Россию в число крупнейших производителей нефти. Россия является вторым по величине (после Саудовской Аравии) экспортером нефти в мире и обеспечивает 12% мировой торговли нефтью (В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года"). Нефтяная отрасль играет важнейшую роль в экономике России: в 2011 году в общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,9%) среди товаров топливно-энергетического комплекса был обеспечен сырой нефтью.

Примечание. В 2011 году Российская Федерация нарастила добычу нефти на 1,23 процента по сравнению с 2010 годом - до 511,432 млн. тонн.

Сегодня сложно припомнить время, когда роль нефти в международных отношениях, ее влияние на экономику и политику не становились одной из центральных тем в средствах массовой информации, особенно в нашей стране. Однако возникла нефтяная индустрия в России сравнительно недавно, лишь во второй половине XIX века: в 1846 году на Каспии, близ Баку, в те времена являвшегося частью Российской империи, была пробурена первая в мире нефтяная скважина.

Важную роль в развитии нефтяной промышленности на Кавказе сыграли братья Нобели и семейство Ротшильдов. Компания "Шелл Транспорт эна Трэйдинг Компани Лимитед" (которая позже стала частью концерна "Роял Датч/Шелл" (на настоящий момент - концерн "Шелл"), являющегося сегодня одной из самых крупных в мире компаний по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов) начала свой бизнес с перевозки нефти и керосина, значительная часть которого поступала из Баку и отправлялась через Суэцкий канал на Дальний Восток.
Уже к началу XX века Кавказ был одним из крупнейших мировых поставщиков нефти. После окончания Второй мировой войны было решено активно развивать поиск и разработку нефтяных месторождений также в Волго-Уральском регионе, а в начале 60-х годов XX века было объявлено об открытии первых крупных месторождений Западной Сибири. В 60-е годы по объему добываемых углеводородов СССР вышел на второе место в мире ("вытеснив" Венесуэлу), что вызвало падение цен на ближневосточную нефть и послужило одним из поводов для создания Организации стран производителей нефти (ОПЕК). В 80-е годы Советский Союз был крупнейшим нефтепроизводителем в мире с объемом добычи существенно выше, чем в США и в Саудовской Аравии. После распада СССР внутренний спрос на нефть упал, возможностей для экспорта не хватало. Падение объемов добычи нефти прекратилось только в 1997 году.

Демонополизация и приватизация нефтяной отрасли в России за последние двадцать лет привели к созданию крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, каждая из которых занимается полным циклом добычи и переработки нефти. Именно эти компании сегодня определяют лицо нефтяной отрасли, осуществляя реализацию нефти на внутренним рынке, а также ее экспорт.
При экспорте нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти (далее - нефтепродукты), нефтяные компании уплачивают вывозные таможенные пошлины, за счет которых, в том числе формируются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Постоянный рост цен на нефть в течение 2011 года позволил России на треть увеличить сумму, вырученную от ее экспорта. Согласно данным Федеральной таможенной службы доходы от экспорта нефти в 2011 году выросли на 42,7 млрд. долл. США и составили 171,7 млрд. долл. США. Таким образом, одни лишь доходы, которые приносит федеральному бюджету нефтяная промышленность (в том числе доходы от вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты), делают ее одной из самых значимых для России в ряду стратегических отраслей промышленности.

Особая роль нефтяной промышленности обусловила специальный режим регулирования общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (далее - Таможенный союз), действующего с июля 2010 года и представляющего собой один из важнейших интеграционных процессов в отношениях вышеперечисленных стран, способствующий расширению рынков сбыта, снятию таможенных барьеров и т.д.

Рассмотрим механизм обложения нефти сырой и нефтепродуктов вывозными таможенными пошлинами, а также основные проблемы, связанные с обложением данных товаров вывозными таможенными пошлинами при экспорте.

Одним из условий перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза является уплата таможенных платежей.

Правовые основы взимания таможенных платежей, размеры таможенных платежей, порядок и сроки их уплаты, формы обеспечения уплаты таможенных платежей в Российской Федерации определяются актами таможенного законодательства Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К ним относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) (раздел 2 "Таможенные платежи"); международные соглашения, принятые государствами - участниками Таможенного союза в развитие положений ТК ТС (Соглашение от 9 декабря 2010 года "О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Соглашение) и др.); Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О Таможенном тарифе"); иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с вышеперечисленными документами (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2006 года N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 695) и др.).

Вывозная таможенная пошлина является одним из видов таможенных платежей. Вывозной таможенной пошлиной облагается вывоз с таможенной территории Таможенного союза отдельных видов товаров, в том числе нефти и нефтепродуктов.

Базой для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов является их физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. Сумма вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определяется путем применения базы для исчисления вывозных таможенных пошлин и соответствующей ставки вывозных таможенных пошлин.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др.). Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, устанавливаются на срок один календарный месяц (размеры ставок в настоящий момент указаны в Постановлении Правительства РФ N 695).

Согласно ст. 3 Закона "О таможенном тарифе", ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты устанавливаются Правительством РФ (в долл. США за тонну) с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с первого числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Периодом мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно. Средняя цена на сырую нефть марки "Юралс", определенная в результате такого мониторинга, публикуется на официальном сайте Министерства экономического развития РФ ежемесячно в срок не позднее первого числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга.

Предельная ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть рассчитывается, как указано в приведенной ниже таблице, в соответствии с положениями Закона "О таможенном тарифе":

Фактическая цена за тонну

Вывозная таможенная пошлина за тонну
(долларов США)

До 109,5 доллара США (включительно)

При превышении уровня 109,5 доллара
США, но не более 146 долларов США
(включительно)

35 процентов x (фактическая цена -
109,5)

При превышении уровня 146 долларов
США, но не более 182,5 доллара США
(включительно)

12,78 доллара США + 45 процентов x
(фактическая цена - 146)

Свыше 182,5 доллара США

29,2 доллара США + 65 процентов x
(фактическая цена - 182,5)

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты рассчитываются по формулам, устанавливаемым Правительством РФ (как указано в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1155 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти") в отношении большинства нефтепродуктов (за исключением сжиженных углеводородных газов) - в процентном соотношении к ставке вывозной таможенной пошлины на сырую нефть.

Следует отметить, что в течение последних семи лет в России устанавливались высокие ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть по сравнению со ставками на нефтепродукты. В 2004 году из-за устойчивого роста цен на нефть на мировом рынке Правительство РФ резко повысило вывозные таможенные пошлины на сырую нефть. Одновременно произошло изменение в механизме установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты: сначала вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты стали устанавливаться на уровне примерно 65% от сырой нефти, затем была введена разница между вывозными таможенными пошлинами на светлые нефтепродукты (дизельное топливо и др.) и темные нефтепродукты (мазут и др.), составлявшими до конца 2011 года 67% и 46,7% от сырой нефти соответственно.

Таким образом, ставки вывозных таможенных пошлин, установленные несколько лет назад, предусматривали значительную разницу между ставками на сырую нефть и светлые нефтепродукты, а также еще большую разницу между ставками на сырую нефть и темные нефтепродукты. Смысл вышеуказанной системы состоял в следующем: резкое повышение вывозных таможенных пошлин на сырую нефть (по сравнению с пошлинами на нефтепродукты) должно было стимулировать вложения нефтяных компаний в модернизацию оборудования и переработку нефти с тем, чтобы экспорт нефтепродуктов осуществлялся по более низким ставкам. Однако этого не произошло.

В результате сложившейся системы обложения вывозными таможенными пошлинами сырой нефти и нефтепродуктов рос экспорт мазута, который затем снова перерабатывается на европейских заводах, и стимулов вкладываться во вторичную переработку нефти на территории России не было. Кроме того, разработка месторождений в Восточной Сибири и на Ямале при сложившихся высоких ставках вывозных таможенных пошлин на сырую нефть не представлялась доходной. Таким образом, данная система обложения вывозными таможенными пошлинами сырой нефти и нефтепродуктов не была эффективной: государство взимало слишком высокие вывозные таможенные пошлины на сырую нефть (что отражалось на разведке и добыче нефти) и субсидировало процессы первичной переработки нефти. Для развития российской нефтяной отрасли требовалось проведение комплексной реформы ее налогообложения, в частности, в отношении взимания вывозных таможенных пошлин - повышение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и постепенное снижение ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть.

Для поддержания уровня добычи нефти, разработки нефтяных месторождений в удаленных районах Сибири, а также морских месторождений в Арктике (в том числе с помощью инвестиций крупнейших зарубежных нефтяных компаний) Правительством РФ был установлен курс на постепенное снижение нагрузки на нефтяной сектор, известный также как "программа 60/66".

1 октября 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2011 года N 716 (далее - Постановление N 716), в соответствии с которым были введены новые ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Данное Постановление унифицирует ставки вывозных таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и вводит единую ставку в размере 66 процентов от ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть:

- ставка вывозной таможенной пошлины на дизельное топливо и легкие дистилляты в настоящее время снижена с 67% от вывозной таможенной пошлины на сырую нефть до 66%;

- ставка вывозной таможенной пошлины на мазут повышена с 46,7% до 66%;

- ставка вывозной таможенной пошлины на прямогонные бензины и бензины товарные сохраняется на уровне 90% от вывозной таможенной пошлины на нефть сырую.

Основная цель введения "программы 60/66" состоит в том, чтобы обеспечить быстрое повышение доходности в сегменте разведки и добычи нефти за счет перераспределения доходов от первичной переработки нефти, уровень которых сейчас чрезмерно высок. В то же время увеличение ставки вывозной таможенной пошлины на мазут (что должно существенным образом снизить уровень субсидирования экспорта мазута и первичной нефтепереработки) будет способствовать повышению доходности вторичных процессов нефтепереработки (например, гидрокрекинга и каталитического крекинга) с целью получения дизельного топлива и высокооктановых компонентов бензина и будет стимулировать российские нефтяные компании к инвестированию средств в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, увеличение ставок вывозных таможенных пошлин на некоторые нефтепродукты делает внутренний рынок более привлекательным для нефтяных компаний.

Снижение экспорта темных нефтепродуктов будет способствовать также увеличению экспорта нефти сырой, вывозные таможенные пошлины на которую будут уплачиваться по более высокой ставке. Объем ожидаемых доходов государства в результате принятия вышеуказанных мер позволит в перспективе снизить максимальную ставку вывозной таможенной пошлины на нефть сырую до 60% (в настоящее время максимальная ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть составляет 65%). Дополнительный чистый доход в связи с таким понижением позволит нефтяным компаниям поддержать уровень добычи за счет бурения новых скважин.

Однако для разработки новых нефтяных месторождений в Восточной Сибири и на Ямале, а также реализации шельфовых проектов в Арктике снижение ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть до 60% недостаточно. Требуются еще более существенные, комплексные меры, вплоть до возможной отмены вывозных таможенных пошлин в отношении нефти, добываемой в наиболее труднодоступных районах. Так, 12 апреля 2012 года на заседании Правительства РФ, посвященном стимулированию освоения континентального шельфа, В.В. Путин заявил, что шельфовые месторождения, прежде всего в Арктике, являются стратегическим резервом России на XXI век. В.В. Путин подчеркнул, что для привлечения инвестиций в разработку шельфовых проектов необходимо предусмотреть специальную стимулирующую систему налогообложения, в том числе отменить вывозную таможенную пошлину на нефть в отношении новых шельфовых проектов.

Следует отметить, что, несмотря на нацеленность к снижению влияния на экономику, в период до 2030 года экспорт энергоносителей (в том числе нефти и нефтепродуктов) будет оставаться важнейшим фактором развития национальной экономики (В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р "Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года"), обеспечивая значительный вклад в формирование российского валового внутреннего продукта и доходной части бюджетов бюджетной системы России.

Особое место отведено регулированию таможенного обложения нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза. Осознавая необходимость создать общие рынки нефти и нефтепродуктов государств - участников Единого экономического пространства, а также развивать конкуренцию на этих рынках в целях эффективного использования потенциала нефтяной отрасли, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали Соглашение, вступившее в силу 1 января 2012 года. В соответствии с Соглашением при экспорте нефти сырой и нефтепродуктов из России на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан для внутреннего потребления на территории указанных стран вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

Если же сырая нефть и нефтепродукты экспортируются из России через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан в третьи страны, то порядок уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе их за пределы единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными, в том числе двусторонними соглашениями государств - участников Таможенного союза.

В настоящее время действует Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 9 декабря 2010 года "О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти".

Вывозные таможенные пошлины при вывозе сырой нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь уплачиваются по ставкам, установленным равными ставкам, действующим в Российской Федерации. При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, пеней перечисляются уполномоченным органом Республики Беларусь в полном объеме в бюджет Российской Федерации.

Таким образом, доходы, которые приносит государству нефтяная промышленность, делают ее одной из самых значимых стратегических отраслей промышленности в России. Долгое время государство с помощью нефтяного сектора решало лишь бюджетные проблемы, что не могло не сказаться на отрасли. Для наращивания добычи нефти, расширения и модернизации перерабатывающих мощностей необходимо принятие комплексных мер в области налогообложения (в том числе в области таможенно-тарифного регулирования) нефтяной отрасли. Повышение эффективности нефтяной промышленности будет способствовать еще большему притоку инвестиций в данную отрасль, что принесет значительные экономические и социальные выгоды.

Ставка пошлины за 1 тонну

01 января 1992 г. – 31 мая 1992 г.

01 июня 1992 г. – 10 ноября 1993 г.

11 ноября 1993 г. – 31 декабря 1994 г.

01 января 1995 г. – 31марта 1995 г.

01 апреля 1995 г. – 31 марта 1996 г.

01 апреля 1996 г. – 30 июня 1996 г.

01 июля 1996 г. – 03 февраля 1999 г.

04 февраля 1999 г. – 23 марта 1999 г.

24 марта 1999 г. – 22 апреля 1999 г.

23 апреля 1999 г. – 22 сентября 1999 г.

23 сентября 1999 г. – 07 декабря 1999 г.

08 декабря 1999 г. – 06 апреля 2000 г.

07 апреля 2000 г. – 01 августа 2000 г.

02 августа 2000 г. – 04 ноября 2000 г.

05 ноября 2000 г. – 31 декабря 2000 г.

Источник: Постановления Правительства РФ.

Можно привести ряд соображений в пользу сохранения в краткосрочной перспективе экспортных пошлин на нефть. Во-первых, добыча нефти неэластична. Экспорт нефти ограничен техническими возможностями существующей транспортной системы, использование мощностей которой на экспортных направлениях в настоящее время вплотную приблизилось к пределу ее пропускной способности. Поэтому включение экспортной пошлины в цену нефти (через акциз) приведет не только к росту внутренних цен на нефть, но и, в условиях ограниченного платежеспособного спроса на внутреннем рынке, к необходимости сокращения производства нефти, выводу из эксплуатации и консервации части нефтяных скважин. Данный процесс будет иметь ряд негативных последствий: принудительное свертывание добычи ведет к потере максимально возможной добычи нефти на месторождении, снижению уровня конечного нефтеизвлечения; последующая же расконсервация нефтяных скважин (в условиях роста платежеспособного спроса) потребует значительных капитальных затрат; наконец, свертывание нефтедобычи в районах, полностью зависящих от нефтяной промышленности, неизбежно связано с негативными социальными последствиями.

Во-вторых, можно говорить об определенной заинтересованности правительства в сохранении экспортной пошлины, поскольку установление ее ставки, в отличие от ставки акциза, устанавливаемой парламентом, полностью находится в его компетенции. В связи с этим экспортная пошлина фактически является одним из подконтрольных правительству инструментов, позволяющим последнему оказывать действенное влияние как на наполнение доходной части государственного бюджета, так и на нефтяные компании.

В то же время в долгосрочном плане сохранение экспортной пошлины на нефть вряд ли можно считать оправданным. Раздельный режим налогообложения для экспортируемой и поставляемой на внутренний рынок нефти не соответствует мировой практике и не отвечает задачам повышения экономической эффективности, поскольку поддерживает более низкий, по сравнению с мировым, уровень внутренних цен на нефть. Субсидирование же промышленности и других секторов национальной экономики с помощью низких цен на энергоресурсы неизбежно ведет к их расточительному использованию и консервации неэффективной структуры экономики.

Серьезную проблему в условиях действующей налоговой системы представляет широкое использование трансфертного ценообразования, в результате которого цена нефти, которая используется для исчисления налогов, существенно отличается от ее реальной рыночной цены. Основу российской нефтяной промышленности составляют 13 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), объединяющих предприятия по добыче и переработке нефти и реализации нефти и нефтепродуктов. На долю ВИНК приходится 86,6% всей добычи нефти в стране и 87,7% ее переработки. Фактически в настоящее время можно говорить о 10 ВИНК, поскольку часть небольших ВИНК полностью контролируется крупными нефтяными компаниями. Только 2 ВИНК в настоящее время находятся в государственной собственности (на их долю приходится 8% добычи нефти и 9,6% ее переработки). Наряду с интегрированными нефтяными компаниями действует 113 мелких независимых нефтяных компаний, на долю которых приходится 10,2% добычи нефти (в том числе 6,9% нефти добывается совместными предприятиями). «Газпром», полностью доминирующий в газовом секторе, добывает около 3,2% российской нефти.

Механизм трансфертного ценообразования заключается в следующем: ВИНК покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих предприятий по внутрикорпоративной (трансфертной) цене и часть нефти реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на давальческой основе на российских нефтеперерабатывающих заводах с последующей реализацией нефтепродуктов как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Трансфертная цена, как правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения, но на уровне не ниже текущих затрат предприятия. В результате в 1999-2000 гг. цена нефти, по которой начислялись налоги в нефтедобыче (роялти, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства, налог на прибыль) оказалась значительно ниже экспортной цены и существенно ниже рыночной цены нефти на внутреннем рынке.

Р

ис. 2.1.1

Источник: расчеты автора.

Государство до сих пор не создало работоспособной нормативной базы, позволяющей четко определять базу налогообложения при сделках между взаимозависимыми лицами. Прежде всего, следует отметить, что гражданское законодательство (статья 424 Гражданского кодекса РФ) не ставит никаких ограничений при определении цены реализации, кроме случаев, специально регулируемых законодательством (естественные монополии). Теоретически существует опасность признания совершенной с использованием заниженных цен сделки ничтожной в соответствии со статьями 169 "Недействительность сделок, совершенных с целью противной основам правопорядка и нравственности" и 170 Гражданского кодекса "Недействительность мнимой и притворной сделок". Однако до настоящего времени эти положения Гражданского кодекса фактически не применялись для доначисления налогов.

С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, в статье 40 которого устанавливаются принципы определения рыночных цен и случаи, когда налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен. Однако анализ данной статьи показывает, что при необходимости налогоплательщик может использовать удобную ему цену на продукцию, не опасаясь санкций налоговых органов.

Первый способ заключается в избежании случаев, когда сделка может подпадать под особый контроль налоговых органов (пункт 2 статьи 40 Налогового кодекса). Рассмотрим перечень таких случаев.

1) Сделки между взаимозависимыми лицами. В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса организации являются взаимозависимыми при условии 20% прямого и/или косвенного участия одной организации в другой. В остальных случаях лишь суд может принять решение о взаимозависимости лиц. Однако нетрудно предвидеть проблемы, которые возникнут у судов при определении взаимозависимости лиц, совершающих сделки (даже при условии четкой трактовки этого понятия в нормативных документах, которое на сегодняшний момент отсутствует).

2) Сделки по товарообменным (бартерным) операциям. Товарообменные (бартерные) операции на сегодня практически не используются в чистом виде и заменены операциями с использованием зачетов или векселей, имеющими то же экономическое содержание, но не квалифицируемые как бартерные.

3) Внешнеторговые сделки. Такие сделки, как правило, не осуществляются напрямую производителем, а проводятся с использованием цепочки посредников, последний из которых осуществляет внешнеторговую операцию.

4) Сделки, осуществляемые по ценам, отклоняющимся более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Такое отклонение может быть допущено налогоплательщиком лишь сознательно.

Таким образом, при достаточно квалифицированном управлении компания имеет возможность избежать повода для контроля за ценой реализации, что позволяет ей произвольно устанавливать цену на свою продукции, так как во всех остальных случаях "для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен" (пункт 1 статьи 40 Налогового кодекса).

Однако даже в случае попадания цены реализации под контроль налоговых органов (например, в случае прямой продажи нефти дочерним обществом материнской компании по трансфертной цене), налоговым органам весьма сложно, пользуясь статьей 40 Налогового кодекса, доказать занижение используемой трансфертной цены по сравнению с рыночной ценой, определение которой в Кодексе дается следующим образом: "Рыночной ценой товара. признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров. в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях" (пункт 4 статьи 40). Являясь практически монополистами в регионах добычи, нефтяные компании доказывают, что используемая ими трансфертная цена и является той ценой, по которой может быть реализована добываемая нефть.

Отличительной особенностью российского налогового законодательства является отсутствие норм, устанавливающих, по какой цене должна заключаться сделка в тех случаях, когда она может контролироваться. Таким образом, налогоплательщик, реализуя товары по удобной ему заниженной цене, не совершает налогового нарушения, так как налоговое законодательство не предписывает ему использовать рыночную или какую-либо другую цену. Даже в случае выявления налоговым органом занижения цены, налоговый орган может лишь доначислить налоги до уровня, соответствующего рыночным ценам, и взыскать недоимку и пеню.

В 1999 г. средняя трансфертная цена нефти, по которой осуществлялась реализация нефти внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и которая являлась базой налогообложения, составила 24 долл./т. При этом средняя экспортная цена (ФОБ при поставках на средиземноморский и роттердамский рынки) составила 110,5 долл./т, а средняя цена независимых продаж (продаж сторонним потребителям) составила более 85 долл./т. Однако в существующих условиях было бы неправильно использовать цену независимых продаж в качестве рыночной цены, так как независимые продажи нефти носят маргинальный характер и, по оценкам, составляют менее 2% от общего объема добываемой нефти. В условиях повышенного спроса на нефть и нефтепродукты со стороны как внешнего, так и внутреннего рынка, нефть стала дефицитным товаром и сформировался четко выраженный рынок продавцов. Соответственно, цена независимых продаж установилась на уровне, значительно превышающем реальную рыночную цену нефти.

Рыночную цену нефти следует определять исходя из стоимости корзины нефтепродуктов (на нефтепродукты, в отличие от нефти, возможно с некоторой степенью приближения определить рыночные цены) за вычетом стоимости переработки и транспортировки нефти. По расчетам Топливно-энергетического независимого института (ТЭНИ) в условиях 1999 г. средняя цена нефти, определенная на основе отпускных цен НПЗ за вычетом стоимости переработки и транспортировки нефти и без НДС, составила 44,5 долл./т.

С использованием этой цены ТЭНИ были сделаны расчеты по определению рентного дохода при поставках нефти на внутренний рынок (см. табл. 2.1.4). Средневзвешенная по поставкам на внутренний рынок и на экспорт выручка от реализации нефти в 1999 г. составила 69,2 долл./т. Очевидно, что данная величина будет одинаковой как в случае использования трансфертного ценообразования, так и без него, поскольку доходы от конечной реализации нефтяного сырья и полученных из него нефтепродуктов не уменьшаются от того, что оно оказывается проданным в рамках холдинговой компании по заниженной трансфертной цене. Однако величина налогов, причитающихся к уплате в бюджет, при использовании трансфертного ценообразования ощутимо ниже, чем в случае использования рыночных цен. Так, в условиях 1999 г. величина налогов при использовании трансфертного ценообразования составила 16,6 долл./т, что соответствует оценке реально собранных налогов. В случае же применения рыночных цен эта величина оказывается существенно выше – 27,9 долл./т.

Заметим, что применение рыночных цен при налогообложении соответствует мировой практике, поскольку при применении трансфертных цен величина налогов оказывается не определенной законодательно, а зависит от решений руководства интегрированных компаний.

По расчетам ТЭНИ, в 1999 г. вследствие применения трансфертных цен нефтяные компании в качестве налогов выплатили лишь около 46% общей величины рентного дохода. Это означает, что более половины рентного дохода осталось у нефтяных компаний. В то же время при использовании расчетных рыночных цен налоги составили бы 77% рентного дохода. В 2000 г., по оценкам ТЭНИ, нефтяные компании выплатили в виде налогов 56,4% рентного дохода, в то время как при применении рыночных цен уровень налоговых изъятий должен был бы составить 81,6%.

Действующая налоговая система является негибкой по отношению к изменению экономических условий. По расчетам ТЭНИ, в 1993-1997 гг. номинальная налоговая нагрузка превышала возможности нефтедобывающих предприятий примерно на 10 долл./т, а номинальный денежный поток был отрицательным (под номинальным денежным потоком в данном случае понимается разность между выручкой от реализации продукции и эксплуатационными и капитальными затратами и всеми видами налогов). В результате до 1998 г. нефтяной комплекс не мог существовать без неденежных форм расчетов и накопления кредиторской задолженности. Капитальные вложения в комплекс в этот период уменьшались, а привлечение иностранных инвесторов обеспечивалось за счет предоставления налоговых льгот и преимуществ в доступе к экспортным нефтепроводам.

С 1999 г. в результате резкого роста мировых цен и девальвации рубля сложилась диаметрально противоположная ситуация. Номинальный положительный денежный поток у ВИНК в 2000 г. после уплаты налогов и осуществления инвестиций составил почти 30 долл./т добытой нефти (с учетом дохода от реализации нефти и нефтепродуктов на экспорт). По оценкам ТЭНИ, в 2000 г. государство получало около 56% общей величины рентного дохода от добычи нефти. В значительной степени это увеличение было достигнуто за счет существенного повышения экспортных пошлин.

Величина дополнительных "нефтяных" налогов (включая роялти, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и таможенную пошлину) практически никак не зависит от индивидуальной прибыльности конкретных проектов по разработке месторождений. Несмотря на очень высокую среднюю прибыльность добычи нефти, повышение доли государства в рентном доходе путем увеличения ставок акциза на нефть и таможенной пошлины возможно лишь до определенного предела, поскольку это неизбежно создаст проблемы с точки зрения возможности реализации высокозатратных проектов в нефтедобыче.

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

- в период с 2019 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);

- в период с 2019 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;

- для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;

- предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Налоговый манёвр в нефтяной отрасли запускает отмену экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Параллельно с началом текущего года стартовало увеличение НДПИ на добычу нефти и попутного нефтяного газа, которое продлится до 2021 года. Такие меры в Госдуме объяснили желанием «навести порядок в системе предоставления различного рода льгот и преференций».

Ожидания от «наведения порядка» в системе льгот для нефтяников тоже оборачиваются далеко не так радужно. Так, 10-летние вычеты НДПИ были одобрены для «Роснефти» и «Газпром нефти». От первой компании федеральный бюджет будет ежегодно недополучать 46 млрд рублей, от второй – 13,5 млрд рублей.

Суммарно нефтяные гиганты получили льготы в размере около 600 млрд рублей. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, Министерство финансов хочет увеличить налог на добычу нефти и попутного нефтяного газа.

Выходит, что льготы для отдельных нефтяных компаний придётся выплачивать всем остальным компаниям. Представители нефтяной промышленности уже сейчас обращаются с жалобами на Минфин, аргументируя своё недовольство прямым нарушением закона «О защите конкуренции».

"Повышение НДПИ автоматом влечет за собой рост внутренних цен на нефть. А это приведет к росту цены топлива на автомобильных заправках. Почему в этом году уже заметно росли цены на бензин — как раз из-за увеличения стоимости нефти внутри страны. И, вдобавок, из-за роста акцизов", — говорит Геннадий Шмаль (Президент Союза нефтегазопромышленников России).

В нефтяной отрасли налоговый маневр напрямую связан с вопросами ценообразования в нефтяной промышленности. Документ вступил в силу с 1 января 2019 г. и рассчитан на 6 последующих лет: за это время в планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ. Целей у законодательных изменений несколько:

во-первых, добиться более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов , а во-вторых, достичь роста цен на нефть для переработки на внутреннем рынке.

В США администрация Трампа поддерживает свои нефтяные компании. Прошла налоговая реформа, был снижен налог на прибыль корпораций с 35 до 21%, но именно нефтяные компании получили беспрецедентные льготы. Многие из них не платили вообще налогов в прошлом году , такие компании, как Chevron, Halliburton, получили налоговые льготы из бюджета .

В прошлом году США впервые стали экспортером газа и нефти с 1949г. (стали больше экспортировать чем импортировать), то есть они вошли на мировой рынок и очень сильно потеснили конкурентов за счет агрессивной поддержки государством своих нефтяных компаний.

Если раньше можно было продавать сырье , то сейчас это становится невозможно . Компании уходят в сложные, но наиболее доходные производства – в нефтехимию, нефтепереработку и газохимию. К примеру, Saudi Aramco более 40% своей выручки получает от нефте- и газохимии . Но развивать эти отрасли она может именно благодаря тому, что государство оставляет компании средства на развитие.

Смысл маневра в том, чтобы в России было невыгодно производить бензин, а было выгодно сырую нефть отдавать на Запад , чтобы там производили бензин и продавали его нам сюда, потому что у нас в результате этих действий повышают себестоимость сырой нефти и снижают пошлины на экспорт.

31 октября прошлого года были зафиксированы цены на бензин, а с 1 января в полтора раза увеличили налоговую нагрузку на нефтепереработку. Сюда вошло всё: и налог на добычу полезных ископаемых, то есть налоговый маневр, и повышение акцизов в полтора раза, и рост НДС, и рост тарифов на перевозку и бензина, и, естественно, сырой нефти – все вместе. Это сделало все нефтеперерабатывающие заводы в России нерентабельными, все до единого . Все 37 крупных заводов и все 22 мелких нефтеперерабатывающих завода – все стали убыточными.

Механизм экспортных пошлин, созданный в России в начале 2000-х годов, подразумевал высокие тарифы на сырую нефть и низкие пошлины на все продукты нефтепереработки, независимо от глубины переработки нефти. За счет разницы в ставках экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты компании нефтеперерабатывающего сектора получали большую субсидию из федерального госбюджета и, как следствие, наращивали первичную переработку нефти, поскольку это – наименее затратный способ получить данную субсидию. На протяжении последних 15 лет глубина переработки нефти в России оставалась на уровне 70-75% и только в 2017 году достигла 80%, в то время как во всех развитых странах она достигает 90-95%. С 2006 по 2011 годы объем первичной переработки нефти в России увеличился на 19,9%, а объем реализации нефтепродуктов за рубежом вырос на 36,3% в основном за счет мазута, доля которого в суммарном экспорте нефтепродуктов достигла 55%. При этом в Европе и США мазут используется лишь в качестве сырья для дальнейшей переработки и получения светлых нефтепродуктов .

Повышение НДПИ автоматически влечет за собой рост внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Так, с января 2017 года по октябрь 2018 года розничные цены на бензин марки АИ-95 выросли на 18,6%. Представители бизнеса отмечают, что налоговая реформа лишает НПЗ таможенной субсидии, поскольку выравниваются экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как следствие, снижается чистая рентабельность нефтепереработки. С 2014 по 2016 гг. средняя рентабельность НПЗ сократилась более чем в 3 раза.

«Газпромнефть» реализует на внутреннем рынке около 70% нефтепродуктов, и, в случае еще большего сокращения рентабельности НПЗ, компания может изменить структуру сбыта и переориентироваться на экспорт нефтепродуктов в близлежащие страны.

Добыча и переработка нефти крупнейшими компаниями России.

Читайте также: