Экспедиторские услуги налогообложение в рк

Опубликовано: 15.05.2024

Не редки ситуации, когда, заключив договор транспортной экспедиции, стороны оформляют не экспедиторские документы (поручение и расписка), предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности", а транспортную накладную по форме, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". В транспортной накладной экспедитор указан в качестве перевозчика, фактически перевозчиком не являясь. В счет-фактуре экспедиторов НДС выставляется со всей суммы транспортных услуг, без разбивки на вознаграждение экспедитора и стоимость перевозки. Часто перевозчиками оказываются физические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС. В итоге, налоговая инспекция отказывает заказчику экспедиторских услуг в вычете НДС.

Последняя арбитражная практика по Северо-Кавказскому округу и другим судебным округам по делам об обжаловании отказа налоговых инспекций в вычете НДС по транспортно-экспедиционным услугам складывается не в пользу налогоплательщиков (Решение АС РО от 02.11.2017 по делу А53-7577/2017; Постановление АС СКО от 04.09.2017 по делу А53-10562/2016; Постановление 15 ААС от 29.09.2017 по делу А53-18968/16; Постановление 7 ААС от 12.10.2017 года по делу А27-5098/17, Постановление 9 ААС от 03.10.2017 года по делу А40-36278/17, от 22.09.2017 года по делу А40-17498/17).

Главный аргумент налоговой, поддержанный всеми судами: транспортные услуги оказывались не теми контрагентами, которые указаны в качестве перевозчиков в транспортных накладных, транспортные средства не принадлежали экспедиторам, водители, осуществляющие перевозки, не являлись работниками экспедиторов. Экспедиторы указывали себя в качестве перевозчиков в транспортных накладных и НДС выставляли со всей суммы оказанных услуг, без разбивки на стоимость перевозки и вознаграждение экспедитора. Но фактически услуги по перевозке оказывали физические лица или индивидуальные предприниматели, плательщики ЕНВД. Экспедиторы не предоставили копии договоров перевозки с третьими лицами, копии транспортных накладных, копии счетов-фактур перевозчиков. А без этих документов заказчик имеет право на вычет НДС только с вознаграждения экспедитора.

В постановлении от 29.09.2017 года по делу А53-18968/2016 Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указывает, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени и за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающим эти услуги, в порядке, предусмотренном для комиссионеров (агентов) Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137. В целях осуществления заказчиком вычетов по НДС, к первому экземпляру счета-фактуры прилагаются копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

Если же перевозчик не является плательщиком НДС, то и права на вычет по этому НДС заказчик не имеет.

Интересно, что в этих же судебных актах арбитражные суды признали отказ налоговой принять расходы по перевозке грузов в рамках договоров транспортной экспедиции для целей налога на прибыль неправомерным, так как налоговые инспекции не опровергли несение реальных расходов на перевозку грузов.

Ставшие уже привычными аргументы налоговой о не проявлении должной осмотрительности, о нарушении контрагентами своих налоговых обязательств, о подписи неустановленных лиц на документах сами по себе в судах уже не работают. Эта судебная позиция согласуется со ст. 54.1 НК РФ: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Статья 54.1 НК РФ содержит условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога. Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ, не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий: 1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; 2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В одном из последних писем ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" подчеркивается, что пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов. При этом налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов при выявлении фактов нарушения хотя бы одного из установленных в пункте 2 статьи 54.1 НК РФ условий (подпункт 1 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если имеются доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) - неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора), и (или) подпункт 2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ, если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента).

То есть, для уменьшения налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога Налоговый кодекс предусматривает одновременное соблюдение условий, указанных и в пп. 1 и в пп. 2 п. 2 ст. 45.1 НК РФ, а в вышеуказанном письме ФНС РФ подчеркивает, что для признания налоговой выгоды необоснованной достаточно нарушения одного из этих условий. Куда повернет судебная практика, пока неизвестно.

Для избегания доначислений НДС налогоплательщикам при заключении и исполнении договоров транспортной экспедиции необходимо оформлять документы, предусмотренные Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, запрашивать у экспедиторов документы о собственниках транспортных средств и (или) копии договоров аренды транспортных средств, договоров лизинга транспортных средств, копии договоров перевозки, счетов-фактур и первичных учетных документов от фактических перевозчиков.

Все на свете может бухгалтер, все на свете знает бухгалтер – так считает большинство руководителей предприятий. И они чаще всего правы. Но периодически для возобновления собственных знаний бухгалтеру нужно заглядывать в толковые постулаты. Данная статья призвана напомнить бухгалтерам правила учета транспортно-экспедиционных услуг.

Согласно ст. 1 Закона № 1955 транспортно-экспедиторская деятельность – предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или иных грузов. А вот транспортно-экспедиторская услуга – работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или иного груза по договору транспортного экспедирования. Виды транспортно-экспедиторских услуг приведены в ст. 8 Закона № 1955.

Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т. п.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти (ст. 9 Закона № 1955).

Перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными на языке международного общения в зависимости от избранного вида транспорта или на государственном языке, если грузы перевозятся в Украине. Такими документами могут быть:

– авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

– коносамент (Bill of Lading);

– накладная ЦИМ (CIM);

– грузовая ведомость (Cargo Manifest);

– другие документы, определенные законами Украины

Факт предоставления услуги экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), отражающих путь следования груза от пункта его отправления до пункта назначения (ст. 9 Закона № 1955).

На практике для оформления факта предоставления услуг по перевозке или экспедиторских услуг, кроме документов, указанных в ст. 9 Закона № 1955, часто используют и акт приема-передачи услуг. Иногда факт предоставления услуг оформляют еще и отчетом экспедитора.

Бухгалтерский учет транспортно-экспедиторских услуг

При предоставлении услуг по перевозке или экспедированию доход от предоставления таких услуг нужно показывать на субсчете 703 "Доход от реализации работ и услуг". А вот себестоимость таких услуг по счету ее формирования – 23 "Производство" – относят к расходам через субсчет 903 "Себестоимость реализованных работ и услуг" (п. 7 П(С)БУ 16 " Расходы").

Если экспедитор привлекает к выполнению соглашения по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг третьих лиц, то в таком случае мы имеем дело с отношениями комиссии/доверенности. Сам экспедитор в этом случае будет комиссионером/поверенным. А следовательно, доходы (расходы), которые по договору полагаются третьей – привлеченной стороне, не попадают в учет экспедитора (п. 6.2 П(С)БУ 15 "Доход" и п. 9.1 П(С)БУ 16). Так, полученные от перевозчика услуги будут отражаться записью – Дт субсчета 685 "Расчеты с другими кредиторами" Кт субсчета 377 "Расчеты с другими дебиторами".

Налог на прибыль

Согласно ст. 134 НКУ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которую определяют путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), сформированного в финансовой отчетности предприятия согласно П(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие согласно р. III НКУ (пп. 134.1.1 НКУ).

Налогоплательщики, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период, не превышает двадцати миллионов гривен, объект налогообложения могут определять без корректировки финансового результата до налогообложения на все налоговые разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет).

Право так поступать (применять указанную норму) предоставляется не более чем один раз на протяжении беспрерывной совокупности лет, в каждом из которых выполняется этот критерий относительно размера дохода. О принятом решении налогоплательщик указывает в налоговой отчетности по этому налогу, предоставляемой за первый год в такой беспрерывной совокупности лет (впервые можно за 2015 год).

Итак, как видим, в оcновном правила определения дохода при предоставлении транспортно-экспедиционных услуг в налоговом учете основываются именно на бухучете. Никаких специальных корректировок для таких операций не предусмотрено. Это значит, что все доходы и затраты по транспортно-экспедиторским услугам, признанные в бухучете, будут принимать участие в определении налогооблагаемой прибыли.

Для наглядности предлагаем вам рассмотреть пример отражения в бухучете дохода от транспортно-экспедиционной деятельности.

Предприятие "Зоря-Транс", плательщик НДС и налога на прибыль на общих основаниях, по договору предоставляет транспортно-экспедиционные услуги в пределах таможенной территории Украины. При этом по доверенности клиента для перевозки привлекается третья сторона – перевозчик (плательщик НДС и налога на прибыль на общих основаниях). Общая стоимость транспортно-экспедиторских услуг составляет 132000 грн. (с НДС) При этом стоимость услуги по перевозке 120000 грн. (с НДС), а экспедиторских услуг – 12000 грн. (с НДС). За услуги была осуществлена предоплата в полном объеме.

Катерина Марьянкова
Партнер, адвокат
Адвокатское бюро «Лигал арт»
Бремя уплаты НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг в рамках международных перевозок

1. Общие правила начисления НДС при оказании ТЭУ в рамках международных перевозок.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что транспортно-экспедиционные услуги (далее – ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по нулевой ставке (за исключением услуг, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте) 1 .

Практика показала, что указанные услуги будут облагаться по ставке 0% при одновременном соблюдении следующих условий:

1) Услуги должны оказываться именно на основании договора транспортной экспедиции, который должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2 .

Минфин РФ отдельно подчеркивает, что применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по оформлению товаров, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, законом не предусмотрено 3 . Поэтому здесь важно как соблюдение формального признака – названия договора, так и сущностного – вид услуги, поименованной в договоре.

2) Услуги должны относиться к транспортно-экспедиционным услугам.

Для целей налогообложения к ТЭУ относятся:
— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
— оформление документов;
— прием и выдача грузов;
— завоз-вывоз грузов;
— погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
— информационные услуги;
— подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
— услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
— услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
— разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
— розыск груза после истечения срока доставки;
— контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
— перемаркировка грузов;
— обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
— обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Содержание перечисленных услуг подробно раскрывается в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» 4 , на необходимость использования которого регулярно обращает внимание Минфин РФ 5 .

3) Услуги должны оказываться при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом важно помнить, что пунктами отправления и назначения признаются пункты, указанные в договоре на оказание ТЭУ 6 .

2. Как экспедитору организовать международную перевозку с привлечением нескольких лиц и правильно исчислить НДС?

Поскольку международная перевозка представляет собой сложный многофазовый процесс, к ее организации зачастую привлекаются третьи лица, оказывающие услуги по перевозке товаров на разных этапах (в пределах территории Российской Федерации) 7 . Налоговым кодексом до сих пор четко не урегулировано, вправе ли такие лица применять нулевую ставку НДС или нет.

Долгое время в судебной практике не было единого подхода к решению данного вопроса. Одни суды указывали, что применение нулевой ставки в отношении услуг по перевозке товаров между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, невозможно 8 . Другие же полагали, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или назначения товаров, один из которых должен быть расположен за пределами Российской Федерации 9 .

В последнее время судебные и налоговые органы в большей степени руководствуются разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ, согласно которым оказание ТЭУ несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами 10 . В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных ТЭУ.

Иными словами, нулевую ставку НДС при международной перевозке товаров могут применять все лица, задействованные в такой перевозке.

Суды в своих решениях отмечают, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами Российской Федерации. Пункты отправления и пункты назначения при этом определяются, исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельными контрагентами. Налогоплательщик вправе для организации международной перевозки и оказания ТЭУ при организации международной перевозки привлекать третьих лиц, которые в отношении оказанных ими в рамках международной перевозки услуг также применяют ставку 0% 11 .

Такой же позиции придерживается и Минфин РФ. В своем письме от 04.07.2016 N СД-4-3/11936@ он разъяснил, что ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0% независимо от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров, и ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке.

3. Проблемы, с которым сталкиваются участники ВЭД на практике.

Несмотря на то, что суды и налоговые органы признали возможность применения нулевой ставки НДС по отношению к третьим лицам, участвующим в международной перевозке товаров, участники ВЭД на практике продолжают сталкиваться с множеством проблем. Особенно это касается экспедиторов.

Так, привлеченные перевозчики, которые могут и не догадываться о международном характере перевозки, часто выставляют экспедитору счета-фактуры с применением ставки НДС 18%. Однако такие документы рассматриваются как противоречащие НК РФ, в результате чего экспедитор лишается возможности применить на их основании налоговые вычеты.

Такая же проблема возникает и у клиента в том случае, если экспедитор перевыставляет ему счета-фактуры. Интересно, что порядок перевыставления экспедитором счетов-фактур по ТЭУ нормативно не закреплен. В связи с этим Минфин РФ, принимая во внимание, что условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, рекомендует экспедиторам перевыставлять счета-фактуры в порядке, предусмотренном Правилами для комиссионеров (агентов) 12 .

Актуальная практика рассмотрения подобных споров показывает, что обоснования у судов и налоговых органов единообразны и формальны. Поскольку налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не отвечают требованиям НК РФ, в связи с чем не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету 13 .

В такой ситуации экспедитору ничего не остается делать, кроме как обращаться к своим контрагентам с просьбой об исправлении счетов-фактур. Такие обращения редко бывают успешны, перевозчики отказываются переделывать документы. В результате экспедитор «загнан», и здесь, хотя не все об этом знают, остается только один эффективный способ защиты – иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной суммы НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами 14 . Практика подобных исков в последнее время участилась, и положительные решения по подобным схемам взаимоотношений уже существуют.

4. Особенности оформления документов в отношении НДС.

Если же говорить о превентивных мерах, чтобы не доводить дело до суда, здесь экспедитору нужно заранее позаботиться о правильном оформлении всех необходимых документов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении ТЭУ, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, налогоплательщики должны предоставить в налоговые органы документы, установленные п. 3.1 ст. 165 НК РФ. К таким документам относятся:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание ТЭУ;
2) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).

В случае отсутствия документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, указанные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%.

Важно, что представленные экспедитором документы должны содержать непротиворечивую и достоверную информацию, подтверждать реальность совершения налогоплательщиком соответствующих хозяйственных операций 15 .

При этом при привлечении третьих лиц, оказывающих услуги по перевозке товаров из пункта «А» в пункт «Б» в пределах территории Российской Федерации, экспедитор должен будет доказать, что перевозка товаров по российской территории произведена в рамках общего договора об осуществлении международной перевозки.

Так, суды принимают в качестве таких доказательств декларации на товары, международные товарно-транспортные накладные (CMR), грузовые накладные, разрешения на международные перевозки, счета и акты об оказанных услугах перевозчика 16 .

При этом отсутствие отдельного договора перевозки не будет являться основанием для отказа в применении заявителем ставки 0% по НДС, если экспедитор сформирует единый непротиворечивый пакет документов, позволяющих идентифицировать оказанные ТЭУ как часть международной перевозки 17 .

5. Практические рекомендации.

Исходя из п. 1-4 настоящей статьи, экспедиторам можно порекомендовать придерживаться следующих рекомендаций при оформлении своих взаимоотношений с контрагентами:

1) оказывать свои услуги только на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего требованиям действующего законодательства;
2) определять в договоре перечень оказываемых ТЭУ с учетом положений ГОСТа;
3) отражать в договорах с перевозчиками, что услуги перевозки оказываются в рамках международной перевозки, с указанием конкретных пунктов отправления и назначения товара;
4) выставлять счета-фактуры в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ;
5) собирать все документы, касающиеся деятельности по международной перевозке товаров в единый непротиворечивый пакет.

1. Пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
2. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
3. Письмо Минфина России от 22.12.2015 N 03-07-08/75087.
4. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
5. Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@ «О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72».
6. Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 09.06.2011 N 03-07-08/172.
7. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к их исполнению других лиц (ст. 805 ГК РФ).
8. См., напр.: Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2012 N Ф09-10180/12, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 N А27-12452/2012.
9. См., напр.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2013 N А19-18231/2012, Определение ВАС РФ от 29.08.2013 N ВАС-8242/13 по делу N А27-12452/2012.
10. П. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
11. См., напр.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А33-90/2013, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2015 N Ф03-4708/2015 по делу N А51-1939/2015.
12. Письмо Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161| Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
13. См., напр.: Определение ВС РФ от 04.08.2016 N 307-КГ16-8743 по делу N А56-51251/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.10.2016 N Ф03-4327/2016 по делу N А51-1939/2015.
14. См., напр.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2010 по делу N А56-6340/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2011 по делу N А72-2020/2011, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А54-3401/2011, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2014 по делу N А14-14284/2013.
15. См., напр.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 11АП-14805/2015 по делу N А65-12246/2015, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 N 08АП-12262/2014 по делу N А75-2367/2014, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А52-1533/2015.
16. См., напр.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 11АП-14805/2015 по делу N А65-12246/2015, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А52-1533/2015.
17. См., напр.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 11АП-14805/2015 по делу N А65-12246/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2016 N Ф06-6133/2016 по делу N А65-12246/2015.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Создана в 1974 году

03.11.2016

Вопрос: О налогообложении НДС транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией хозяйствующему субъекту Республики Казахстан в отношении сырья, ввозимого в РФ, и его продуктов переработки, вывозимых из РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2015 г. N 03-07-13/1/14947

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией хозяйствующему субъекту Республики Казахстан в отношении сырья, ввозимого на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан, и продуктов переработки данного сырья, вывозимых с территории Российской Федерации на территории государств, не являющихся государствами - членами Договора о Евразийском экономическом союзе, и сообщает.

Пунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, вступившего в силу с 1 января 2015 года, определено, что взимание косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, при выполнении работ, оказании услуг при осуществлении таких операций между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору.

На основании положений пунктов 1, 28 и 29 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.

В связи с этим местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией хозяйствующему субъекту Республики Казахстан, признается территория Российской Федерации и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, оказываемые российской организацией хозяйствующему субъекту Республики Казахстан в отношении товаров (сырья), ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан от пункта отправления, расположенного на территории Республики Казахстан, до пункта назначения, расположенного на территории Российской Федерации, а также товаров (продуктов переработки сырья), вывозимых с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства, в том числе государства, не являющегося государством - членом ЕАЭС, от пункта отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного на территории иностранного государства, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, установленных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

В случае, если перевозчик (поставщик) не является плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактура выписывается экспедитором также на основании документа, подтверждающего стоимость работ, услуг.

Бухгалтерский и налоговый учет

Экспедиторская компания ТОО «LegaTrac» получила заказ на перевозку груза по маршруту г. Аламаты-Варшава. Закзчик сделал предоплату 1 112 000тг ТОО «LegaTrac». Экспедиторская компания заключила договор на перевозку груза с перевозчиком ТОО «Трансмиссия» и произвела так же в свою очередь перечисление аванса на счет перевозчика в размере 1 000 000тг.

В учете экспедитора ТОО «LegaTrac» это найдет отражение следующим образом:

В декларации по НДС формы 300.00 облагаемый оборот по вознаграждению по договору транспортной экспедиции отражается по строке 300.00.001А - 100 000 тенге, НДС по строке 300.00.001В - 12 000 тенге, с расшифровкой в приложении 300.01 (приложение № 1 к декларации) по строке 300.01.001А в случае реализации услуг на территории Казахстана.
В учете заказчика (отправителя или получателя груза) затраты на перемещение груза будут отражаться в следующем порядке:

Дт Кт Сумма тг. Наименование операции, тг
2910 1040 1 112 000 перечислен аванс экспе-дитору
1330 4110 992 857 получен счет от экспедитора: за перевозку груза (без НДС) 892 857 тенге и комиссионное вознаграж-дение - 100 000 тенге 1420 4110 119 143 на сумму НДС к зачету от стоимости перевозки - 107 143 тенге и от комис-сионного вознаграждения - 12 000 тенге
4110 2910 1 112 000 зачтен выданный экспеди-тору аванс

В случае, если услуги по договору транспортной экспедиции связаны с международными перевозками. п. 1 ст 244, они являются оборотами, освобожденными от налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 статьи 244. Налогового Кодекса оборот по реализации следующих услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке:
1) транспортировка товаров, в том числе почты, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан;
2) транспортировка по территории Республики Казахстан транзитных грузов;
3) перевозка пассажиров и багажа в международном сообщении.
2. Для целей пункта 1 настоящей статьи перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, а в случае перевозки экспортируемых товаров по системе магистральных трубопроводов - документами, подтверждающими передачу экспортируемых товаров покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных товаров, с представлением грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме экспорта.
Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, в случае осуществления перевозки пассажиров за пределы Республики Казахстан, экспортируемых товаров по территории Республики Казахстан несколькими транспортными организациями местом начала международной перевозки признается место начала перевозки пассажиров, транспортировки товаров (почты, багажа) транспортной организацией, осуществляющей перевозку до границы Республики Казахстан.
Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, в случае осуществления перевозки пассажиров на территорию Республики Казахстан, импортируемых товаров (почты, багажа) несколькими транспортными организациями к международной относится перевозка, осуществляемая транспортной организацией, посредством транспорта которой пассажиры, товары (почта, багаж) были ввезены на территорию Республики Казахстан.
3. Для целей настоящей статьи едиными международными перевозочными документами при перевозке грузов являются:

в международном автомобильном сообщении - товарно-транспортная накладная;
в международном и межгосударственном сообщении железнодорожным транспортом - накладная единого образца;
воздушным транспортом - грузовая накладная;
по системе магистральных трубопроводов:
грузовая таможенная декларация на транзитный объем товаров по каждому магистральному трубопроводу за расчетный период;
акты выполненных работ, акты приема-сдачи грузов;
счета-фактуры;
Так же подтверждающими документами по международным перевозкам являются: договор на транспортировку, единый перевозочный документ, в случае транзитных грузов - ГТД товаров, ввезенных на территорию РК, оформленной в режиме транзита. При этом для авиаперевозчиков необходимо иметь в наличии "Задание на полет" с отметками наземных служб точек вылета и прилета воздушного судна. Порядок оформления перевозочных документов при перевозках грузов в международном сообщении железнодорожным транспортом регламентируется Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) или соответствующим международным транспортным правом.
При оплате провозных платежей через экспедиторские организации отправитель в провозных документах указывает сокращенное наименование железной дороги, за которую осуществляется оплата, наименование экспедитора, через которого производится оплата по данной железной дороге, и присвоенный ему этой железной дорогой код плательщика.

В учете экспедитора это найдет отражение следующим образом:

Дт Кт Сумма тг. Наименование операции, тг
1040 4410 1 100 000 поступил аванс от заказ-чика
2910 1040 1 000 000 перечислен аванс пере-возчику под выполнение услуг
2180 4110 1 000 000 получен счет от перевоз-чика
4110 2910 1 000 000 зачтен выданный пере-возчику аванс
2110 2180 1 000 000 выставлен счет заказчику
2110 4110 100 000 выставлен счет заказчику на сумму вознаграждения за оказанные экспедитор-ские услуги
4410 2110 1 100 000 зачтен полученный от за-казчика аванс

В декларации по НДС формы 300.00 облагаемый оборот по вознаграждению по договору транспортной экспедиции будет отражаться по строке 300.00.005 с одновременным отражением в приложении 300.04 по строке 300.04.001К, итог отражается по строке 300.04.003 и переносится в строку 300.00.005.
В таком случае НДС, относимый в зачет, будет исчисляться по удельному весу в зависимости от выбранного в начале налогового года метода: пропорционального или раздельного.

В учете заказчика (отправителя или получателя груза) затраты на перемещение груза будут отражаться в следующем порядке:

Дт Кт Сумма тг. Наименование операции, тг
2910 1040 1 100 000 перечислен аванс экспе-дитору
1330 4110 1 100 000 получен счет от экспедитора: за перевозку груза 1 000 000 тенге и комиссионное вознаграж-дение - 100 000 тенге
4110 2910 1 100 000 зачтен выданный экспеди-тору аванс

Читайте также: