Экономическая политика направленная на защиту отечественного рынка путем повышения таможенных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024


  • 22 Сентября, 2018
  • Термины
  • София Ермакова

Контроль импорта используется в различных формах для поддержания внутреннего производства государства. Обобщенно подобные меры называют протекционизмом (от английского «защита», «попечительство»). Среди разнообразных элементов подобной политики следует отметить повышение пошлин на ввоз иностранных товаров и поддержку местного производителя. Крайней формой протекционизма является полный запрет на ввоз определенных категорий товаров.

Протекционизм в экономике: понятие, суть политики

В современных экономических учебниках и научных публикациях протекционизм определяют как особую политику государства в сфере экономики, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Что такое протекционизм? В определении понятия указывается, что это особый комплекс действий во внутренней политике, целью которого является защита интересов государства, национальных производителей, охрана развивающихся отраслей национальной экономики от конкуренции со стороны иностранных государств. Более подробно рассмотреть суть понятия можно на конкретных примерах.

Протекционизм в экономике — это (простыми словами объяснить экономическую теорию довольно легко) отношения, в которые вступает государственный сектор с внутренними хозяйственными субъектами с одной стороны, внешними агентами для защиты долговременных экономических интересов государства — с другой. Целью экономической политики является формирование и поддержание условий для успешности национального производства, обеспечения независимости экономического развития, сохранения положения государства в мировой экономической системе.

школа протекционизма в экономике

В экономической теории политика протекционизма противопоставляется фритредерству — доктрине свободной торговли, которая предполагает открытые и свободные рыночные отношения между странами, снижение таможенных пошлин и невмешательство государства в частное предпринимательство. Сторонники протекционизма критикуют фритредерство с позиций улучшения демографических показателей и занятости населения, значительного роста национального производства, а оппоненты такой политики указывают на недостаточную свободу предпринимательства и нарушение защиты прав потребителей.

Политика протекционизма: конкретные действия государства

Для достижения основных целей политики в экономической сфере используется комплекс ограничительных мер. Обычно вводятся таможенные пошлины на ввозимые товары, торговое эмбарго (наложение запрета на ввоз другими странами товаров и услуг на территорию определенного государства) и импортные квоты, добровольное ограничение экспорта. Отдельный шагом является система обязательной сертификации товаров и услуг, административные барьеры (таможенные процедуры, длительные согласования и бюрократические запреты).

Для поддержки национального производителя вводятся субсидии для местных производителей, занимающихся экспортом товаров и выпускающих товары на внутренний рынок, компенсируется ряд расходов, вводится льготное кредитование и налогообложение, выпускаются гранты для поддержки определенных отраслей хозяйствования. Протекционизм в мировой экономике до недавнего времени предусматривал дискриминацию иностранных работников и инвесторов. В настоящее время чаще используются методы, которые в большинстве своем не вызовут порицания мировой общественности.

Все плавания коммерческого, пассажирского или торгового судна государства, придерживающегося политики протекционизма, осуществляются только судами под национальным флагом. При проведении коммерческих тендеров преимущество предоставляется местным товарам и услугам, государство делает закупки только у отечественных производителей. Распространенным методом протекционизма, который хорошо знаком обычным потребителям, является проведение патриотических кампаний в форме «Поддержи отечественного производителя!» или «Покупай только отечественное!».

протекционизм концепция государственного участия в экономике

В широком смысле слова протекционизм в экономике — это защита и поддержка науки, национального фондового рынка, финансовой системы. Специфические мероприятия государства при выборе такого пути развития направлены на усиление конкурентных возможностей отечественных предпринимателей, создание благоприятных условий для накопления отечественного капитала, предотвращение существующей или скрытой угрозы национальным экономическим интересам с внешней стороны и так далее.

Краткая история

Протекционизм силами Адама Смита на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков стали называть меркантилизмом, хотя историк П. Байрох уточнял, что с конца девятнадцатого века меркантилизм стали называть протекционизмом. Меркантилизм — это комплекс теорий, которыми обосновывалась необходимость вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов. В основном методы политики меркантилизма реализовались в форме протекционизма.

Термин ввел французский экономист А. Монкретьен, а широко начал использовать Адам Смит. Точно определить год основания школы протекционизма в экономике не представляется возможным. Смит активно критиковал опыт меркантилистов, которые отстаивали интересны крупнейших торгово-монополистических институтов, в частности Ост-Индской компании. Возникновение протекционизма связывают с Великобританией, позднее к подобным методам пришли во Франции, Италии и других государствах.

В восемнадцатом веке протекционизм в экономике — это признанная ведущими государствами Европы доктрина. В девятнадцатом веке на смену ей пришла доктрина свободной торговли. «Пионером» движения в этот раз снова была Великобритания. Но и тогда было множество представителей протекционизма (сторонников): Ф. Лист, А. Гамильтон, Ш. Дюпен, А. Мюллер, Г. Кэри и другие. В России крупнейшими сторонниками экономической политики были министры финансов в правительствах Александра III и Николая I, а также Дмитрий Менделеев.

протекционизм в мировой экономике

В континентальной Европе повальный переход к политике протекционизма в экономике произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880 годов. Кризис закончился, а после этого во всех странах, проводивших политику протекционизма, начался активный рост. В США особенно активным протекционизм был между Гражданской (1865 год) и Второй мировой войнами (1945 год). В скрытой форме следовать данным методам в Европе и США продолжали вплоть до шестидесятых годов.

Ожидаемый положительный эффект протекционизма

По мнению множества исследователей, как теоретиков, так и практиков, протекционизм в экономике — это стратегия, которая ведет к устойчивому экономическому росту и развитию. В то же время свободная торговля способствует разрушению промышленности государства, обнищанию населения и экономическому упадку. Особенно явный негативный эффект ожидается, если фритредерство вводится в стране с недостаточно сильной национальной экономикой и промышленным комплексом. Так, чем больше страна отстает от ведущих, чем больше географических и климатических недостатков имеет, тем выше должны быть протекционистские барьеры для свободного развития национальной промышленности.

Ограничительные меры вводятся со следующими целями: защита от демпинга, обеспечение экономической и национальной безопасности, поддержка начинающих отраслей или новых товаров, сохранение отраслей промышленности, которые связаны с военно-промышленным комплексом, самообеспеченность страны, диверсификация производственного комплекса, увеличение занятости, сокращение внешнего дефицита, пополнение государственного бюджета за счет таможенных пошлин, обеспечение безопасности граждан за счет продажи товаров, производство которых контролируется государственными органами, увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг, восполнение расходов местного бюджета в связи с увеличившейся прибылью местных производителей.

Традиционные и современные виды протекционизма

Протекционизм в экономике — это верный путь к охране развивающихся отраслей национальной промышленности (характерно для ранних стадий капитализма) и эффективная защита наиболее развитых промышленных отраслей, завоевание внешних рынков различными путями (современный протекционизм).

Вообще, выделяют несколько форм протекционизма: скрытый (с помощью применения нетаможенных методов), коллективный (взаимная защита от нескольких стран), отраслевой (защита определенной отрасли) и селективный, то есть защита против конкретного государства. Хорошим примером последнего является игнорирование английских товаров в ходе национально-освободительной борьбы народов Индии.

К современным методам протекционизма причисляют зеленый (использование экологических норм) и местный (активная защита отечественного производителя). Однако местный протекционизм широко применялся еще в Российской Империи, так что ультрасовременным метод назвать сложно.

импортозамещение и протекционизм в экономике россии

Стратегия введения протекционизма

Школа протекционизма в экономике доказывает конкретными примерами, что эта политика приносит положительный эффект. Наибольшая эффективность такой политики в экономике государства достигается при соблюдении следующих требований: сплошное обложение пошлинами всех импортных товаров; отказ от таможенного обложения импортных товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно в данном регионе; повышение пошлин и субсидий, единообразие применения импортных и экспортных пошлин по отношению ко всем субъектам хозяйствования.

Протекционизм в России: конкретные примеры из истории

Об импортозамещении и протекционизме в экономике России органы государственной власти впервые задумались еще в 1822 году, после сильнейшего финансового и экономического кризиса начала девятнадцатого века. В дальнейшем предпочтения государственных деятелей несколько раз кардинально менялись в ответ на усиление глобализационных процессов в международной торговле. При этом крайних форм ни протекционизм, ни политика активной свободной торговли в отечественной истории никогда не принимали.

Фридрих Лист стал очевидцем кризисных событий в России тех времен. По его свидетельствам, в 1821 году в национальной экономике наблюдался полный упадок, сельское хозяйство практически отсутствовало, фабрики объявляли себя банкротами, а промышленность простаивала. Такая ситуация привела к разочарованию царского правительства в политике либерализма в торговле между странами. В 1822 году был введен запрет на импорт около 1200 наименований продукции, а также полный запрет ввоза любых металлических изделий, некоторых тканей, сахара.

Политика протекционизма в России сохранялась в 1822-1856 годах. За этот период удалось полностью восстановить и вывести на современные для тех лет позиции текстильную и сахарную отрасли, машиностроение. Производство тканей выросло в тридцать раз, продукции машиностроения стало выпускаться в тридцать три раза больше, а количество заводов возросло с семи до девяноста девяти. В 1830-1860 годах произошел настоящий промышленный переворот, который похож на английскую техническую революцию второй половины восемнадцатого века.

протекционизм в экономике понятие

Некоторые историки считают, что основным фактором, оказавшим воздействие на настолько стремительную индустриализацию, стал именно протекционизм в экономике Российской Империи того периода. Это привело к полнейшему изменению пути развития России. Страна не стала колонией в какой-либо форме (как многие государства Азии, Латинской Америки и Африки), а начала процесс независимого развития.

Применение методов протекционизма в западных странах

Европейские государства перешли к защите внутренних экономик после окончания Великой депрессии, которая пришлась на 1929-1930 годы. В Западной Европе уровень пошлин вырос с 25 % до 40 %, в США — с 37 % до 55 %. Однако это уже не смогло остановить активное падение производства. Быстрый подъем произошел на новом этапе протекционизма в истории западных государств. Экономика США после окончания мировой войны была вне конкуренции, а вот европейским государствам, с разрушенным в ходе военных действий промышленным комплексом, пришлось принимать более жесткие меры.

Показательно, что одновременно с периодом протекционизма в указанных государствах наблюдалось активное улучшение благосостояния, рост промышленности, ВВП. В США в 1940-1969 годах отмечался очень активный рост ВВП (в 3,7 раза). В ФРГ в 1948-1955 годах рост производства составил 600 %, а ежегодный прирост дохода — 12 %. В целом по Западной Европе темпы роста внутреннего валового продукта составляли 8 % для 1950-1970 годов. К шестидесятым безработица снизилась до 1,5 %, а в ФРГ — до 0,8 %. Исключительная роль политики протекционизма в активном росте и улучшении экономики государств Западной Европы признана ведущими экономистами.

протекционизм в экономике это

Несколько аргументов в защиту протекционизма

Что такое протекционизм? В определении этого экономического термина в учебниках для вузов часто указывается, что ожидаемый положительный эффект достигается при введении полного комплекса мер. Политика защиты национальных интересов в экономике нашла множество сторонников и критиков. Несостоятельность аргументов против протекционизма заключается в следующем:

  1. Уменьшение поступлений в бюджет за счет сокращения таможенных пошлин в связи с отказом от ввоза иностранных товаров перекрывается значительным увеличением оплаты с единицы импортного товара и увеличением налоговых отчислений местных производителей. Это отмечал еще Д. И. Меделеев.
  2. Уменьшение доходов местных бюджетов за счет сокращения выплат от фирм, занимающихся ввозом иностранных товаров, перекрывается сумма отчислений отечественных производителей за счет увеличения продаж.
  3. Введение ограничительных мер ведет к введению ответных мер, экономическому и политическому сотрудничеству в договорных процессах.
  4. Сокращение персонала, занятого в фирмах, занимающихся ввозом иностранных товаров, компенсируется значительным увеличением занятости населения у местных производителей.
  5. В связи со снижением благосостояния населения, активно потребляющего импортные товары (за счет увеличения стоимости таких товаров), будет происходить рост других социальных выгод. После прямого распределения между потребителями это приведет к общей выгоде.
  6. Возможное нарастание недовольства в связи с сокращением числа импортных товаров и повышением стоимости имеющихся перекроется ростом уровня жизни трудящихся, занятых у местных производителей.
  7. Усиление монополизма отечественных производителей приведет к развитию новых местных производств. Это способствует снижению цен в долгосрочной перспективе и конкуренции среди отечественных фирм.

протекционизм в экономике это простыми словами

Критика протекционизма: что не нравится в этой модели

Протекционизм — концепция государственного участия в экономике — имеет достаточно противников, которые придерживаются мнения, что фритредерство гораздо полезнее для экономики и развития страны в целом. Важными моментами в спорах против протекционизма являются угроза монополизации и повышение стоимости импортных товаров, от чего могут страдать потребители. Довольно большое число западных экономистов считают, что подобная политика в экономической сфере негативно влияет на благосостояние и экономический рост, а свобода торговли оказывает положительный эффект.

Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

На выбор национальной внешнеэкономической политики существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК.

Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).

Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Можно выделить несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли; коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими странами. Как сторонники, так и противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают внимания.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Сокращение импорта также повысит внутренний спрос в стране, стимулируя рост производства и занятости. Однако протекционизм создает условия для сохранения неэффективного производства, так как ограничивает конкуренцию. Хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, он создает новую занятость, которая может быть связана с закупкой, продажей и обслуживанием импортной продукции. Государство может обеспечить поддержку производителям и более эффективным способом, т.е. с меньшей потерей благосостояния. Так, при сохранении свободы внешней торговли, субсидии производителям приведут к расширению отечественного производства без повышения цен, поэтому потребители не понесут потерь. При этом общие потери государства от предоставления субсидии окажутся меньше, чем от введения тарифа.

Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако, достаточно тяжело определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако, чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.

Есть еще один аргумент в пользу протекционизма по отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Чрезмерная зависимость страны от импорта действительно может поставить ее в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах. Однако, существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести большую часть имеющихся вообще. Что касается невозобновляемых ресурсов, то протекционизм в данном случае может поставить страну в зависимость от импортных поставок в будущем. Как видно, аргументы в пользу протекционизма спорны и требуют тщательной проверки, причем, часто можно найти лучшие средства для достижения цели.

Кроме потерь благосостояния протекционизм может вызвать и другие отрицательные последствия. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одной страной, вызовет ответную реакцию со стороны других. Так, если страна сокращает импорт путем тарифных или нетарифных ограничений, то, вероятнее всего, у нее сократится экспорт, что приведет к уменьшению занятости, снижению совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут очень обостриться, что будет иметь отрицательные последствия для обеих сторон. Протекционистская внешнеторговая политика будет повышать обменный курс национальной валюты (так как сокращается импорт и повышается чистый экспорт страны). Повышение обменного курса приведет к стимулированию импорта и будет сдерживать экспорт.

В противоположность протекционизму политика свободной торговли (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.

Свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.

Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.

В случае открытой торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые окажутся затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

Протекционизм

Жесткий протекционизм предполагает сдерживание импорта товаров и всяческое стимулирование экспорта, защиту национальной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Теоретической основой этой политики является меркантилизм.

Исторически именно режим свободной торговли являлся первичным, т.е. применялся в тех странах, которые занимались внешней торговлей. Вмешательство государственной власти во внешнюю торговлю мешало ее росту, и не носило характера протекционистского покровительства. Вмешательство государства сводилось к изъятию у торговцев некой части полученных доходов. Надо учесть при этом, что протекционизм и не имел бы стимулирующего влияния на экономику в древний и средневековый период из-за неразвитости технологий и слабости промышленного производства.

О протекционизме можно говорить только с XV в. и только в нескольких странах Западной Европы – в Англии и позже в Нидерландах. В условиях аграрной экономики, слабого промышленного производства и формирования рыночной экономики – только переход к протекционизму мог ускорить экономическое развитие. По расчетам Э. Мэддисона, с 1500 по 1820 г., т.е. в период протекционизма, среднегодовые темпы роста ВВП Великобритании составили 0,80%, что было выше, чем у Нидерландов (0,56%), Франции (0,3%).

С XV в. в Англии приняты законы о покровительстве английскому кораблестроению и мореплаванию, что стимулировало создание национального торгового флота. По законам 1559 и 1563 гг. вводится высокое обложение иностранных судов, и каботаж объявлен привилегией английских судов. Навигационный акт Кромвеля, дополненный в 1660 и 1665 гг., повышал в 2 раза пошлины на ввозимые на иностранных судах иностранные товары. Все это и означало усиление протекционизма в Англии, что обеспечило значительные английские успехи в экономике и лидерство Англии в мировой экономике в следующие столетия. Доля Великобритании в этот протекционистский период с 1500 по 1820 г. значительно выросла – с 1,1% до 5,2%.

Еще более впечатляющим примером позитивного влияния протекционизма являются США в XIX-XX вв. По закону 1789 г. были введены импортные пошлины в 5-15%, в 1790-1794 гг. повышенные в 2 раза, что вызвало быстрый рост доходов федерального бюджета. К 1794 г. импортные пошлины давали 90 % всех его доходов.

Политика протекционизма усилилась в XIX в. При этом политика правительства иногда изменялась, но введение умеренных ставок сразу вызывало кризис и безработицу. В 1816 г. стал действовать умеренный тариф, поскольку США и Англия (после войны 1812-1814 гг.) в 1815 г. подписали договор о взаимном благоприятствовании в торговле. Дешевые английские товары поступали на американский рынок и вызвал экономический кризис 1819 г. Обанкротилось множество предприятий и банков, безработица составила около 4%. Поэтому в 1824 г. был введен новый высокий тариф со ставкой до 37%, что вызвало позитивные следствия. В 1828 г. принят еще более высокий тариф со ставками 37-49% на импортные товары. Но обложение по этому тарифу многих видов сырья и металлов вызвало политический протест и переход с 1832 г. на ставку в 33%, а затем в 20 % к 1842 г. В целом до 1860 г. тарифные ставки снижались. После победы Севера в Гражданской войне ставки опять повысились до 38%. В 1890 г. принят тариф Маккинли, по которому тарифные ставки повысились с 38 до 49,5%, что усилило протекционизм. Тариф 1894 г. понизил уровень пошлин до 40%, и освободил от обложения многие виды сырья.

Апогеем протекционизма в XIX в. тариф 1897 г., введший пошлины до 57%, что делало их почти запретительными. Это также вызвало политическую борьбу и принятие в 1909 г. закона о тарифе со ставками до 38 %. По закону 1913 г. пошлины были снижены на 1/3, чтобы быстрее захватить мировые рынки, но планы сорвались из-за начала Первой мировой войны. В 1922 г. был опять введен протекционистский тариф Фордни – Маккомбера. Доля США в мировом ВВП с 1820 по 1913 г. выросла с 1,8% до 18,9%, т.е. в 10 раз.

Современный протекционизм, так же как и классический, означает стремление государств обеспечить наилучшие условия для производителей своих стран на внутреннем рынке и оградить их от конкуренции импортеров.

В теории протекционизма обычно утверждается, что такой режим заключается только в повышенных таможенных пошлинах. Но это неточное утверждение. Кроме пошлин, в протекционизм входит несколько взаимосвязанных элементов, без использования которых такая политика неэффективна. В слабых странах обычно сочетается несколько факторов, мешающих успешному развитию. В таких странах нет новейших технологий, нет капиталов для их приобретения, нет специалистов для работы на таких предприятиях, нет знаний для обучения таких специалистов, нет стимулов для создания соответствующих передовых предприятий. Поэтому введение повышенных импортных пошлин или меры скрытого протекционизма могут только создать основные стимулы для создания новых предприятий. Ограничения на импорт готовых промышленных изделий освобождает часть рынка или весь рынок соответствующих изделий внутри страны. Местный бизнес, стремясь к прибыли, может занять этот рынок, производя аналогичные изделия. Но этому может помешать отсутствие соответствующих новых технологий и капиталов на их приобретение. Поэтому одновременно следует вводить ограничения на вывоз капиталов за границу данной страны. Ввоз капиталов, напротив, поощряется, а вывоз следует разрешить только в виде товаров, произведенных после инвестирования иностранных или местных капиталов в новое производство. Соответственно рынок портфельных инвестиций не должен иметь выхода на зарубежные рынки капиталов. Ограничения на ввоз готовых промышленных изделий вызовет стремление промышленных инвесторов ввозить в страну не товары, а капиталы. Эти капиталы и будут ввозиться в виде новейших технологий. Таким образом, будет развиваться производство новейших промышленных товаров и технологий, в основном для внутреннего рынка, что и решит проблему обеспечения потребительского рынка товарами собственного производства. В то же время следует ограничить или запретить экспорт сырья и продовольствия. Сырье будет направлено на нужды новой промышленности, а продовольствие потребуется для обеспечения растущей зарплаты и растущего населения страны. Для обеспечения сбыта произведенных товаров необходимо проводить политику не снижения, а увеличения номинальной и реальной заработной платы. Увеличения зарплаты можно достичь только путем ускоренного создания новых рабочих мест на новых предприятиях, что вполне можно организовать при растущем потоке инвестиций. Это и есть самый эффективный способ обогащения народов, в отличие от режима свободной торговли, который может обеспечить экономический рост только для уже развитых промышленных стран. Таким образом, в мерах протекционизма заключена истинная природа и причины богатства народов.

Фритредерство

Протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, к достижению большей открытости национальной экономики. Либерализация внешней торговли является более выгодной каждая каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.

После некоторого сдвига к режиму свободной торговле в Европе после 1850 г., в 1930-1970 гг. страны Западной Европы опять перешли к протекционизму из-за ослабления своей экономики. В настоящее время все развитые страны применяют протекционизм, но не открытый, а скрытый протекционизм. Таким образом, опыт ныне развитых стран показывает, что протекционизм применяется в годы слабой экономики, а переход к режиму свободной торговли начинается при значительном укреплении промышленной экономики. При этом открытый режим свободной торговли применяется в сочетании со скрытым режимом протекционизма. Следовательно, в настоящее время для слабых и неразвитых стран нельзя рекомендовать режим свободной торговли. Они просто обязаны, в интересах собственного экономического развития, применить режим протекционизма.

Уровни регулирования международной торговли

Регулирование международной торговли осуществляется на двух уровнях: международном и национальном.

На национальном уровне регулирование представлено регулированием экспорта и импорта. Регулирование экспорта направлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно-финансовых методов. К организационным методам стимулирования экспорта относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров, участие государственных органов в заключении торговых сделок, содействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний и т.д. Кредитно-финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных и поддержку частных кредитов, государственное страхование заграничных операций, освобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

Даже если конкуренция вынуждает импортера назначить свою минимальную цену, таможенная пошлина поднимет отечественную цену импортного товара выше мировой, поскольку теперь минимальная отечественная цена, по которой импортер готов продавать свой товар, равняется мировой цене плюс таможенная пошлина.

Несовпадение интересов различных субъектов рыночных отношений при использовании инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно проиллюстрировать на примере влияния пошлин на импорт.

Экспортная политика

Для проведения эффективной экспортной политики государству необходимо сконцентрировать собственные усилия и ресурсы на формировании технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства и определить рациональную структуру вывозимых товаров за рубеж. Для этого нужно активизировать собственный потенциал и расставить акценты в экономической политике государства.

Освоение экспортного потенциала этих и других наукоэффективных отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства. При соответствующем повышении эффективности включение данных секторов промышленности в международное разделение труда позволило бы им сделать своеобразный экспортный прорыв, что послужило бы стимулом к улучшению технического уровня сопряженных с ними отечественных производств.

Нельзя забывать о том, что данные преимущества могут быть реализованы на тех рынках, где особенно сильно противодействие опирающихся на всю мощь государственной поддержки западных конкурентов. Выход на эти рынки невозможны без заключения межгосударственных соглашений с развитыми странами, регламентирующими украинское присутствие на них.

Политика государства в сфере регулирования импорта

Импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. Ни одна страна, как бы она не была велика, как бы ни был сильно диверсифицирован ее народнохозяйственный комплекс, не может обойтись без импорта. Страны ввозят товары, которые ими не производятся вообще или производятся в недостаточном количестве в силу природно-географических условий либо других факторов, определяющих ее производственную специализацию, критерием которой является эффективность.

Импорт должен способствовать подъему национальной экономики, при этом его товарная структура должна быть оптимальной. В противном случае ввоз импортных товаров не только не будет ускорять экономическое развитие страны, но, напротив, будет тормозить его.

Под оптимальной структурой импорта следует понимать такую структуру, в которой достаточно полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары производственного назначения, не производимые в стране, необходимые не только для функционирования экономики, но и обязательно для ее модернизации, а также потребительские товары, производство которых в данной стране не выгодно.

Импортная политика государства должна способствовать развитию отечественного производства. Однако в том случае, когда закупки за рубежом позволяют сэкономить время и финансовые ресурсы для осуществления технического перевооружения и структурной перестройки экономики или когда речь идет о товарах, издержки производства которых в Украине слишком высоки, возможности импорта целесообразно использовать полнее. Нельзя забывать о роли импорта в создании конкурентной среды, которая побуждает отечественных производителей снижать издержки производства, повышать качество продукции, что в конечном итоге способствует повышению эффективности всей национальной экономики.

В области совершенствования структуры импорта сегодня необходимо решить две стратегических задачи: первая – повысить роль импорта в возрождении и модернизации украинской экономики, ослабив ее потребительскую («проедательскую») направленность, вторая – обеспечить внутренний рынок продукцией, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве. Причем, следует сократить, а затем, по мере создания соответствующих условий, полностью прекратить закупки продукции, которые делают нашу страну наиболее уязвимой с точки зрения обеспечения экономической, в том числе продовольственной, безопасности.

Страгис Ю.П. Протекционизм: история и теория экономической политики // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 2. – С. 49.

Внешнеторговая политика. Сущность и основные принципы.

1.Понятие внешнеторговой политики, ее основные принципы.

2.Тарифные меры таможенного регулирования внешней торговли.

3.Нетарифные меры регулирования таможенной торговли.

1. Внешнеторговая политика. Сущность и основные принципы.

1. Внешнеторговая политика – совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговли, её основой является регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды.

Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и фритредерства (свободной торговли). Протекционизм (франц. protectionnisme от лат. ptotectio – защита, покровительство) – это экономическая политика государства, направленная на поддержку внутренней экономики при помощи торговых барьеров, высоких таможенных пошлин и низких квот на ввоз определенных видов продукции в страну, стимулирование вывоза товаров.

Фритредерство (от англ. free trade – свободная торговля) означает политику снижения таможенных пошлин и увеличения квот, поощрение импорта иностранной продукции.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

- односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и могут привести к политической напряженности между странами.

- двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договориться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

- многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примерами являются Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза. Координация международной экономической политики разных государств осуществляется международными экономическими сообществами. Одной из таких организаций является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО – это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

-осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

- защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

-сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

- предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;

- развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

- предоставление льготного режима для развивающихся стран;

- заключение региональных торговых соглашений;

- установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также:

- Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

- Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).

Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). В настоящее время в нее входят 164 государства, Россия вступила в ВТО в 2012году. Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам во внешней торговле.

2. Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно подразделить на:

- тарифные, т.е. основанные на использовании таможенного тарифа;

- нетарифные, квотирование, субсидирование, лицензирование и т.д.

Таможенный тариф это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу или систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами. Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина это обязательный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара. Классификация таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

а) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например: 10% от таможенной стоимости);

б) специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например: 15 долл. за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например: 20 % от таможенной стоимости, но не более 5 долл. за тонну).

2. По объекту налогообложения:

а) импортные – пошлины, которыми облагаются импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны;

б) экспортные – пошлины, которыми облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;

в) транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Применяются редко и преимущественно как средство торговой войны.

а) сезонные, применяемые для регулирования торговли продукцией сезонного характера;

б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране или на мировом рынке;

в) компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

4. По происхождению:

а) автономные (генеральные) – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, например как ГАТТ;

в) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующими. Цель этих пошлин – поддержать экономическое развитие развивающихся стран за счет расширения экспорта.

5. По типам ставок:

а) постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств, большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

б) переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются в рамках единой сельскохозяйственной политики стран.

6. По способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

б) эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных производителей товаров, конкурирующих с импортом. Они могут: расширить продажи, т.к. потребители предъявляют растущий спрос на отечественную про­дукцию в связи с подорожанием импортной. получить дополнительный выигрыш в связи с повышением цены. Фактический уровень таможенной защиты В связи с тем, что различные производства могут быть технологически взаимосвязаны, государство, защищая таможенным тарифом одну отрасль, одновременно защищает и связанные с ней отрасли производства.

Таможенный тариф на экспорт и интересы производителей и потребителей Введение тарифа делает экспорт менее прибыльным, и производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это приводит к снижению внутренней цены на величину тарифа. Повышается доход государственного бюджета. Экспортный тариф является зеркальным отражением импортного тарифа с той разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Экспортный тариф может быть оптимальным, если страна экспортер обладает монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке.

3. Нетарифные ограничения (НТО) - комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и/или экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Основная цель - усиление конкурентных преимуществ компаний импортирующей страны, либо защита национальной промышленности, жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, национальной безопасности.

Нетарифные методы ограничения являются более приемлемыми, чем тарифные, так как не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, они являются более эффективными в достижении результатов протекционистской политики.

Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и использующие их государства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО. Виды нетарифных ограничений

I. Административные:

1). Запрещение импорта, например эмбарго – полный запрет на торговлю определенным товаром или товарами. Эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так я стране, против которой оно вводится. Для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш. Цель эмбарго: не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей.

2). Количественные ограничения:

а) квотирование – это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Квотирование осуществляется, как правило, путем лицензирования торговли, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенной величины, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Квотирование является более гибкими оперативным инструментом внешней политики, так как делает внешнеторговую политику более избирательной, путем распределения лицензий.

б) лицензирование – это выдача государственными органами разрешения на импорт или экспорт товара в установленных количествах за определенный период времени. Лицензия может выступать как документ, подтверждающий право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты, или приобретает ряд конкретных форм:

- разовая – лицензия конкретной фирме сроком до 1 года на осуществление одной сделки;

- генеральная – разрешение на ввоз или вывоз товара в течение года без ограничения количества сделок;

- глобальная – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

- автоматическая – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки.

в) «добровольные» экспортные ограничения - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара. На самом деле, такие ограничения являются не добровольными, они вводятся либо в результате политического давления страны импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры.

II. Экономические:

1) Финансовые:

а) меры валютного регулирования;

б) субсидии - денежные выплаты, направленные на поддержку национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии могут предоставляться производителям товаров, конкурирующих с импортом (внутренние субсидии) и производителям товаров, которые продаются на экспорт (экспортная субсидия). Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, а экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров по сравнению с ценой экспортного товара на мировом рынке. В соответствии с правилами ГАТТ - ВТО применение экспортных субсидий запрещено, и если они используются, то странам-импортерам разрешается принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

Крайним случаем субсидирования экспорта является демпинг– продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в экспортирующей стране. Экономический смысл демпинга – это не простое снижение цен, а ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара на разных ранках по разным ценам. Он является:

1) следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию;

2) результатом монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на рынке, при неэластичном спросе на внутреннем рынке увеличивает етдоход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе увеличивает доход путем снижения цены и расширения объема продажи. В соответствии с правилами ГАТТ-ВТО в целях защиты от демпинга государство импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное антидемпинговое расследование.

в) финансовые льготы;

г) требования предварительной оплаты импорта и/или импортных налогов.

2) Скрытые методы (технические, неэкономические):

а) технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификата качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм;

б) государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной;

в) требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт;

г) паратарифные – это косвенные налоги, сборы и платежи, увеличивающие стоимость импортируемого товара (НДС, акцизы и т.д.).

Сущность и виды таможенных пошлин, их характеристика. Проект корректировки единого таможенного тарифа. Особенности и условия применения льгот при исчислении таможенных пошлин. Результаты снижения ставок российских пошлин на сельскохозяйственные товары.

Рубрика Таможенная система
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.11.2012
Размер файла 21,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»

Кафедра: «Экономическая теория»

по аграрной политике на тему:

«Таможенная защита отечественных товаропроизводителей»

Выполнила: студентка гр. 531

Проверила: Барбашова С. А.

1. Таможенная политика РФ

2. Проект корректировки единого таможенного тарифа

3. Сельскохозяйственные товары

таможенная пошлина сельскохозяйственный ставка

В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за провозом грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу.

Такой орган получил название - таможня. Таможня осуществляет проверку грузов, взимает таможенные пошлины, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений; задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством данной страны; организует временное хранение товаров, проходящих через границу; выполняет другие функции.

Взимание таможенных пошлин, их расчет является важной и актуальной темой в системе международных отношений.

В первой части данной работы рассмотрены сущность и виды таможенных пошлин, их характеристика. Вторая часть посвящена способам расчета таможенных пошлин и как рассчитываются таможенные пошлины в России. В последней части работы рассматриваются применение льгот при исчислении таможенных пошлин. Также рассматривается практика применения таможенных пошлин в России.

1. Таможенная политика РФ

Таможенная политика - представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов. Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо оттого, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи.

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств "исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации".

Использование таможенных инструментов призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития российского экспортного потенциала - повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в первую очередь машинно-технической.Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность - чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

2. Проект корректировки единого таможенного тарифа

Проект корректировки единого таможенного тарифа в связи со вступлением России в ВТО планируется выработать в мае 2012 года. Об этом сообщил Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в ходе прошедшей в Москве пресс-конференции. Он отметил, что согласно соглашениям, которые приняли Россия, Беларусь и Казахстан, обязательства, принимаемые первой страной, присоединяющейся к ВТО, становятся частью нормативно-правовой базы Таможенного союза.

"Сейчас мы начали работы по корректировке таможенного тарифа в связи с вступлением России в ВТО,- заявил Андрей Слепнев.- Первый шаг - это конвертация обязательств по таможенному тарифу. В мае появится проект корректировки единого таможенного тарифа, который, как мы рассчитываем, будет рассмотрен на уровне коллегии и Совета ЕЭК в июне - июле текущего года".

Предварительно в проекте будет товарный перечень из тысячи позиций. Министр ЕЭК отметил, что новые ставки таможенных пошлин должны вступить в действие по истечении 30 дней с момента ратификации Россией соглашения о вступлении в ВТО. По его словам, в результате в текущем году уровень тарифной защиты в среднем снизится до 7,5 - 7,8% по сравнению с 10% по итогам прошлого года. Он также сообщил, что сейчас идет подготовка плана согласованных действий трех стран по адаптации рынка Таможенного союза в условиях присоединения к ВТО. "Это прежде всего касается изменений таможенной защиты. После вступления в ВТО уровень средневзвешенной ставки таможенного тарифа падает на два процента. Поэтому необходимо проводить политику адаптации отраслей к этим изменениям",- сказал Андрей Слепнев.

Помимо министра по торговле ЕЭК перед участниками конференции выступили Владимир Гошин, министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК, и Валерий Корешков, министр по вопросам технического регулирования ЕЭК.

Говоря о таможенном регулировании, Владимир Гошин сообщил, что время прохождения грузов через таможню в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана в ближайшее время может быть сокращено в разы. "На сегодняшний день грузовая фура проводит три часа на границе, а наша задача свести это до европейского уровня - 20 - 30 минут",- пояснил Владимир Гошин. По его словам, положительные изменения могут начаться уже в ближайшее время, поскольку с 1 июля вводится система предварительного информирования о грузах. Планируется к введению и система "одного окна" на границе, которая объединит программные комплексы всех видов контроля. В итоге появится единая база данных, что позволит сэкономить время.

Помимо этого в ближайшее время планируется ввести институт уполномоченного экономического оператора. Предприятие с этим статусом, рассказал Владимир Гошин, получает определенные таможенные льготы - их грузы практически не будут досматриваться, товары передаются в пользование до уплаты таможенных платежей, а на сами пошлины будет беспроцентный кредит. Получить статус оператора можно при условии, что в течение долгого времени у таможни нет претензий по поводу соответствия грузов таможенной декларации, а все платежи выплачиваются вовремя и в полном объеме. При оформлении экспортных и импортных грузов будет развиваться система электронного декларирования. В идеале, поделился планами министр, декларация будет передаваться через Интернет. И, если груз подлежит лицензированию, то компьютер обменивается этими данными с другими информационными системами тех служб, которые должны выдавать лицензии.

Что касается таможенной стоимости, то, по словам Владимира Гошина, она будет обсуждаться со всеми участниками процесса. Как отметил министр, таможенное законодательство должно быть едино для всех стран участников Таможенного союза.

В свою очередь, Валерий Корешков рассказал, что разработка технических регламентов идет в рабочем режиме. Важным требованием при разработке является исключение дискриминирующих условий. Как заметил министр, условия должны быть одинаковы для всех. Кроме того, они должны основываться на международном опыте. Это является основным требованием к техническим регламентам.

По словам Валерия Корешкова, в целом выработка единых требований в Таможенном союзе сейчас идет достаточно конструктивно, эксперты трех стран прислушиваются к мнению друг друга, учитывают тенденции развития рынка, интересы промышленности, бизнеса, потребителей. Из 47 регламентов 24 приняты, по 14 идет согласование. Разработанные регламенты уже охватывают 70 процентов взаимопоставляемой продукции, отметил министр. Из последних одобренных на заседании коллегии Валерий Корешков озвучил техрегламенты: "О безопасности мебельной продукции"; "О безопасности маломерных судов"; "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания".

На период до 2009 года включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты. После 2009 года по итогам переговоров с заинтересованными поставщиками действие тарифных квот сможет быть продлено. При этом период продления не ограничен.

В случае, если будет принято решение об отказе от использования тарифных квот, тем не менее, будет сохранен уровень защиты мясного рынка, значительно превышающий уровень существующих пошлин внутри квот.

После присоединения к ВТО средневзвешенная ставка российских пошлин на сельскохозяйственные товары снизится примерно на 3 процентных пункта. Снижение ставок пошлин (в среднем на 5 %) в течение переходного периода предусматривается только по тем товарам, которые не производятся на территории Российской Федерации или производятся в недостаточном количестве и которые нужны для обеспечения пищевой промышленности необходимым сырьем. Это, в свою очередь, позволит снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Согласно достигнутым договоренностям, Россия снизит средневзвешенную ставку импортного тарифа по сельхозтоварам с 22,6 % до 18,0 % в течение переходного периода длительностью от 3 до 5 лет по различным товарам (в настоящее время средневзвешенная ставка импортного тарифа по сельхозтоварам составляет 18,6 %).

Таким образом, уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период (молоко и молочная группа, ряд зерновых, мукомольно-крупяные изделия, продукция мясопереработки).

Россия берет обязательства по либерализации условий доступа на свои рынки некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, винограда, бананов и т.п.), в особенности овощей и фруктов в зимний период. Будет облегчен импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки). Это позволит насытить потребительский рынок и обеспечить благоприятные конкурентные условия для развития животноводства и перерабатывающих секторов агропромышленного сектора.

Останется неизменной заградительная пошлина на спирт, но несколько снизятся ставки пошлин на иностранные вина (с 20 до 12,5 %) и коньяки, шампанское и виски (с 2 до 1,5 е/л) в течение 3 лет.

Пошлины на сыры и сливочное масло останутся на существующем уровне. Пошлины на растительные масла и жиры также не изменятся.

Рынок сахара остается защищенным благодаря применению механизма автоматических регуляторов цен, который гарантирует высокую цену на сахар белый из сахара-сырца на внутреннем рынке, и как следствие, защиту отечественных производителей свеклы.

В связи с развитием экономических отношений, укреплении международных экономических связей, увеличивается движение товаров между странами (экспорт, импорт товаров). Поэтому объективный расчет таможенных пошлин, применение таможенного законодательства является важной задачей любой страны.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

Понятие и виды таможенных платежей. Фискальная политика таможенных органов. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов. Взимание таможенных пошлин при таможенной процедуре. Изменение ставок таможенных пошлин в условиях Всемирной торговой организации.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 07.04.2014

Уплата таможенных пошлин как одно из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Характеристика таможенных пошлин, их виды. Особенности исчисления таможенной пошлины. Возникновение обязанности по уплате.

презентация [239,1 K], добавлен 25.10.2016

Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин. Специфика применения сезонных и особых пошлин. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин. Практика применения сезонных пошлин на сахар и рис в России.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 27.07.2010

Классификация таможенных пошлин, налогов. Взыскание таможенных пошлин, налогов. Статистические показатели внешнеэкономической деятельности. Влияние санкций США и стран Запада на экономическую ситуацию в Российской Федерации. Импорт льготных товаров.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 18.10.2016

Сущность и функции таможенных пошлин. Отличие таможенных сборов от пошлин. Обеспечения оплаты налогов. Возвращение или зачет обеспечения оплаты. Нормы беспошлинного ввоза. Классификация льгот по уплате платежей. Защита национального производства.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 21.02.2014

Способы расчета таможенных пошлин, их виды и характеристика. Адвалорная, специфическая и комбинированная ставки таможенной пошлины. Классификация товаров по различным признакам, определение кода товара. Практика применения таможенных пошлин в России.

контрольная работа [34,3 K], добавлен 11.11.2009

Таможенное и налоговое законодательство РФ. Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов. Контролирование правильности исчисления и своевременности уплаты пошлин. Размер таможенных сборов.

контрольная работа [25,0 K], добавлен 18.08.2014

Читайте также: