Экономическая и торгово политическая роль таможенных пошлин

Опубликовано: 30.04.2024

4.2. Таможенные пошлины: значение, роль, виды

Таможенные пошлины – важная составная часть системы экономического регулирования ввоза и вывоза товаров. Они используются государством как инструмент для стимулирования внешнеторговых поставок и закупок или, наоборот, сдерживания экспорта и импорта – это зависит от целей экономической политики.

Таможенные пошлины устанавливаются как на вывозимые товары, продукцию, сырье (экспортные, вывозные), так и на ввозимые товары (импортные). С точки зрения темы формирования цены на импортируемые товары рассмотрим систему ввозных (импортных) таможенных пошлин.

Основное назначение ввозных таможенных пошлин – регулирование ввоза товаров и продукции с учетом состояния внутреннего рынка и платежного баланса страны. Они призваны содействовать оптимизации товарной структуры импорта; защищать отечественных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечивать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; способствовать состязательности между отечественными и импортными производителями с целью повышения конкурентоспособности российских предприятий; обеспечивать потребителей товарами, которые не производятся в РФ или их производится недостаточно; создавать условия для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Таможенная пошлина – это налог, взимаемый при пересечении таможенной границы, который повышает цену импортного товара и оказывает влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Импортные таможенные пошлины выполняют две основные функции: фискальную, являясь одной из статей доходной части государственного бюджета, и протекционистскую (защитную) – как средство ограждения отечественных производителей от нежелательной конкуренции.

Систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары, представляет собой таможенный тариф, с помощью которого государство контролирует и регулирует все внешнеторговые операции.

Ставки таможенных пошлин устанавливаются государством – каждому виду товара присвоен код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и соответствующая ему ставка, называемая основной. В зависимости от страны – происхождения товара ставки таможенных пошлин дифференцируются на 4 категории: для товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях, применяются основные (базовые) ставки таможенных пошлин. Для товаров, происходящих из стран, в торгово-политическом отношении которых Россия не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации или если страна происхождения не установлена, ставки таможенных пошлин в два раза выше основных. Для товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференции Российской Федерации, применяют ставки таможенных пошлин в размере 75 % от основных. Эти ставки называются преференциальными. Для товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей схемой преференции, – таможенные пошлины не применяются. Перечень развивающихся и слаборазвитых стран – пользователей схемой преференции определяет Правительство РФ в рамках действующей с 1971 года общей системы преференции стран мирового сообщества. Кроме того, в зависимости от экономической ситуации могут вводиться сезонные и особые таможенные пошлины, а основные в этом случае отменяются (см. подробнее: Шевчук Д. А. Международная финансовая система: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006).

Сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования ввоза товаров. В основном они устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию сезонного производства и действуют сроком не более шести месяцев.

Особые таможенные пошлины подразделяют на три вида:

Специальные – вводятся как защитная мера отечественных производителей в следующих случаях:

если товары ввозятся в страну в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих изделий;

как ответная мера, если другое государство предприняло дискриминационные действия, ущемляющие интересы России.

Антидемпинговые – применяются в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная цена в стране-производителе или в стране ввоза. Демпинг является одной из форм борьбы за рынок сбыта, и любая страна, желающая развивать собственное производство, применяет антидемпинговые пошлины как средство защиты от иностранной конкуренции.

Компенсационные – устанавливают в случае ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Введению особых таможенных пошлин предшествует процедура расследования всех обстоятельств и составляется специальное обоснование необходимости их применения.

Таможенные пошлины могут носить автономный или конвенционный характер.

Автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе соглашений между двумя или более странами, например Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

В зависимости от способа расчета различают адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин.

Адвалорные – исчисляют в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15 % от таможенной стоимости). В этом случае величину таможенной пошлины определяют по формуле (4.1):


где ТП– сумма таможенной пошлины, руб.;

ТС– таможенная стоимость, руб.;

Сп– ставка таможенной пошлины,%.

Специфические – устанавливают в стоимостном выражении за единицу ввозимого товара в натуральном выражении (например, 4 евро за 1 л). Сумму таможенной пошлины при специфической ставке рассчитывают по формуле (4.2):


где К – количество ввозимого товара, шт., м, кг и т. д.;

Сп– ставка таможенной пошлины, евро;

Ке– курс евро, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.;

Кв– курс валюты, в которой указана таможенная стоимость, установленный ЦБ РФ на дату предъявления грузовой таможенной декларации, руб.

Комбинированная – сочетает адвалорную и специфическую ставки (например, 30 %, но не менее 1,4 евро за 1 кг). Если установлена комбинированная ставка, то расчет суммы таможенной пошлины осуществляют в три этапа:

рассчитывают сумму таможенной пошлины, причитающуюся к уплате по адвалорной ставке;

определяют сумму таможенной пошлины по специфической ставке;

фактически уплачивают большую сумму таможенной пошлины, которая и берется в расчет при определении цены.

От уплаты таможенных пошлин освобождаются товары, ввозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи; в благотворительных целях по линии государств, международных организаций; оборудование, приборы и материалы для военнослужащих; периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой; валюта РФ и иностранных государств; оборудование, поставляемое в счет кредитов, предоставленных РФ, и т. д. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, а также предоставление льгот производится согласно действующему законодательству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

89. Роль и значение взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль»

89. Роль и значение взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль» Рыночные процессы с их колебаниями цен, объемов производства, разнообразными конъюнктурными изменениями, существенно сказываются на «поведении» себестоимости изделий, а значит, и на прибыли.Важно, что,

114. Роль и виды индоссаментов векселей

114. Роль и виды индоссаментов векселей ИНДОССАМЕНТ — передаточная надпись, совершаемая на векселях, чеках, коносаментах и других ценных бумагах надпись с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований. ИНДОССАМЕНТ должен

16.14. ЭКСПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ

16.14. ЭКСПОРТНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ Экспорт – это вывоз товаров, работ или услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об их обратном ввозе (Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об

2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета

2. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета Для управления хозяйством необходимо иметь всестороннюю информацию о происходящих хозяйственных явлениях: о затратах труда, поступлении и расходовании материалов, топлива, использования машин и т. п. Для этого необходим

Пример 3. Организация импортировала материалы. Таможенные пошлины включены в состав расходов, но материалы в производство не списаны

Пример 3. Организация импортировала материалы. Таможенные пошлины включены в состав расходов, но материалы в производство не списаны В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты налогоплательщики включают в состав материальных расходов при на приобретении

Вопрос 6 Таможенные пошлины и таможенная политика

Вопрос 6 Таможенные пошлины и таможенная политика Ответ Таможенная пошлина – это обязательный взнос, взимаемый за провоз товаров через границу государства.По способу взимания выделяют следующие виды пошлин (рис. 4):• адвалорные – взимаются в процентах от стоимости

История развития и роль промышленности, имеющей стратегическое значение

История развития и роль промышленности, имеющей стратегическое значение Хотя это уведет нас в сторону от нашей непосредственной темы — о накоплении капитала — и логически предвосхитит рассмотрение следующего вопроса — о создании рынка рабочей силы, все же здесь

1.1. Роль и значение цены в рыночной экономике

1.1. Роль и значение цены в рыночной экономике В директивно управляемой (планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор, инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлись объектом планирования и

3.2. Прибыль в цене: роль, значение, обоснование

3.2. Прибыль в цене: роль, значение, обоснование Важным элементом в составе цены является прибыль, представляющая собой денежное выражение чистого дохода, создаваемого предприятием в процессе производства продукции или товаров и получаемого после его реализации по

15.1. Роль и значение экономического равновесия

15.1. Роль и значение экономического равновесия Залогом эффективного функционирования любого живого организма, будь то природа или общество, является стремление к состоянию равновесия. Отклонение от равновесия, т. е. от нормы, вызывает болезнь, а целью лечения является

25. Виды и значение обобщающих показателей

25. Виды и значение обобщающих показателей Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений. Они представляют собой статистическую величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Обобщающие

Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике

Лекция 1 Роль и значение планирования в экономике 1.1. Сущность и функции рыночного планированияПланирование как общее понятие – это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и

8.1. Таможенные платежи: виды, порядок и формы уплаты

8.1. Таможенные платежи: виды, порядок и формы уплаты Уплата платежей и налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ – это исполнение участником ВЭД налоговой обязанности.Согласно российскому законодательству таможенные платежи являются федеральными

2.3. Таможенные пошлины

2.3. Таможенные пошлины Под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или

1. Виды и значение обобщающих показателей

1. Виды и значение обобщающих показателей Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений. Они представляют собой статистическую величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Обобщающие

3. Относительные величины, их значение и основные виды

3. Относительные величины, их значение и основные виды Одних абсолютных статистических величин недостаточно для характеристики изучаемых объектов. Чтобы отразить состояние рост, развитие явлений, соотношение их во времени и пространстве в статистике широко пользуются

С 2005 г. таможенная пошлина выведена из налоговой системы России. Сейчас официально эта пошлина — неналоговый доход федерального бюджета. Однако таможенная пошлина об­ладает всеми признаками налога.

Исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела осуществляют таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят Федеральная таможенная служба РФ и региональные таможенные посты.

Таможенные пошлины взимаются в виде налогов и сборов за перемещаемые товары (работы, услуги) через таможенную границу РФ. При пересечении таможенной границы взимаются разнообраз­ные таможенные платежи:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную терри­торию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную терри­торию РФ;

5) таможенные сборы:

• таможенные сборы за таможенное оформление;

• таможенные сборы за сопровождение;

• таможенные сборы за хранение.

Закон «О таможенном тарифе» — один из основных законодательных актов по вопросам таможен­ного дела — содержит следующее определение таможенной пошлины: это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на тамо­женную территорию или вывозе с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в це­лях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой дея­тельности в экономических интересах России.

Таможенная пошлина обладает всеми признаками налога:

- обязательностью. В установленных законом случаях пошлина взимается непременно, причем конкретные плательщик не может быть ни при каких обстоятельствах освобожден от ее уплаты. Субъекты таможенно - тарифных правоотношений не вправе договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения. Предусмотренные тарифные льготы не могут носить индивидуального характера.

- индивидуальной безвозмездностью. Уплачивая пошлину, плательщик не вправе рассчитывать на исполнение таможенными органами или государством в целом каких- либо встречных обязательств перед ними;

- персональностью. Плательщиками выступают юридические и физические лица. При этом, как и во всех других случаях, основным признаком плательщика является наличие у него самостоятельного источника дохода, т. к. только тогда может состояться отчуждение принадлежавших ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств;

- абстрактностью (универсальностью). Пошлина изымается в бюджет, и при этом законодательно не определены направления дальнейшего использования изъятых сумм. Использование осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Таможенная пошлина относится к разряду косвенных налогов, поскольку она включается в цену товара, и после того как товар будет реализован, сумма пошлины, первоначально уплаченная декларантом, будет возмещена ему покупателем в составе выручке. Покупатель в этих отношениях выступает как носитель налога. А декларант – как юридический плательщик.

Способ взимания пошлины построен таким образом, что сначала ее уплатит лицо, перемещающее товары через границу, затем товары им будут проданы покупателям, которые в цене возместят декларанту сумму ранее уплаченной пошлины.

В соответствии с законом о федеральном бюджете ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций, полностью перечисляются в доходы федерального бюджета.

Таможенные пошлины являются важнейшим элементом государственной политики таможенно – тарифного регулирования внешней торговли. Таможенно – тарифное регулирование строится на фискальном принципе, который предполагает, что принимаемые нормативно – правовые акты должны служить доходным интересам государственного бюджета. Осуществление фискальной функции таможенных пошлин исторически привело к тому, что государство выработало ряд способов, обеспечивающих гарантированные поступления пошлин в бюджет, таких как:

1) твердые фиксированные ставки, выраженные в единой европейской валюте – евро;

2) специфические ставки, которые взимаются в абсолютной сумме на единицу измерения – веса, длины, объема и т. п. Эти ставки в меньшей мере подвержены инфляционным воздействиям по сравнению с пошлинами, исчисляемыми по адвалорным ставкам (в процентах от таможенной стоимости);

3) комбинированное обложение, – при котором таможенные пошлины взимаются по адвалорным ставкам при условии сравнения адвалорной таможенной пошлины с пошлиной. Рассчитанной по специфическим ставкам. В случае если последняя окажется большей, то уплате подлежит таможенная пошлина по специфической ставке. Например, 10%, но не менее 3 евро за 1 шт.;

4) устанавливается приоритет требований таможенных органов по уплате таможенных налогов с имущества, продаваемого декларантом ввезенного имущества в погашение задолженности кредиторам;

5) уплата таможенных налогов и сборов должна быть обязательно гарантирована декларантом, в какой – либо форме – залога товаров и транспортных средств, гарантии третьего лица, внесения причитающихся сумм на депозит таможенного органа.

Важнейшим объектом государственного регулирования является внешнеторговая деятельность. Отечественное законодательство допускает использование двух методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) Таможенно – тарифный метод –непосредственно связан с использованием налоговых регуляторов внешнеторговых потоков.

2) Нетарифное регулирование – предполагает квотирование и лицензирование внешнеторговых операций и подразумевает применение административного воздействия в отношении участников внешнеторговой деятельности.

Законодательно закреплен принцип приоритетности использования экономических методов при осуществлении внешнеторговой политики, что соответствует логике рыночного регулирования, выражающейся в разумной минимизации использования административных инструментов в экономической политики. Таможенно – тарифное регулирование защищает экономику России от неблагоприятного воздействия конкуренции иностранной продукции.




Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Таможенная политика: определение понятия


Определение. Таможенная политика представляет собой вид деятельности страны, который направлен на регулировку внешнеторговых отношений с помощью введения особенного режима и контроля перемещения товаров через границу страны.

Российская Федерация относится к странам с высоким уровнем контроля и защиты экономического суверенитета, и таможенное законодательство которой развивалось в своем темпе и стиле. Приоритетом страны стала контроль над стабильностью внутреннего рынка и возведение в приоритет реализации собственной продукции.

Одной из важнейших составляющих таможенной политики являются соотношения и партнерство на мировом рынке. От законодательной базы и действий, которые осуществляются в этой сфере, будет зависеть внешне- и внутреннеполитическая стабильность государства. В таможенном кодексе РФ нет конкретного толкования таможенной политики, но в целом это понятие описывается как система таможенно-правовых, экономических и государственных мер, вовлеченных в урегулирование внешней торговли.

Таможенная политика строится на конгломерате институтов, которые все вместе создают и осуществляют деятельность по регулировке внешнерынковых отношений.

Целеположение таможенной политики

Базовой целью таможенной политики является обеспечение интересов государства в сфере экономики. Такая позиция России не представляет собой исключение.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В статье 2 ТК РФ четко и доступно определены цели таможенной политики РФ:

  • практичное и эффективное использование разных типов инструментов таможенного контроля и товарообмена в пределах РФ;
  • первостепенная задача – защита рынка России и решение политических задач в сфере торговли;
  • активное стимулирование и развитие экономики страны;
  • решение задач, связанных со стабильностью экономики и ее структурной перестройкой;
  • фокусные цели, которые определены президентом РФ, Правительством или Федеральным собранием.

Функции, которые выполняет таможенная политика

Таможенная политика напрямую связана с принципами с правилами контроля и регулировки внешнеторговой деятельности, которые соответствуют ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Они подразделены на отдельные группы:

  • общность политики внешней торговли как элемента внешнеполитической стратегии Российской Федерации;
  • контроль государством внешнеторговой деятельности и осуществление ее регулирования;
  • единая политика внешней торговли как элемента внешней политики государства;
  • монопольный государственный экспортный контроль;
  • общность таможенной территории РФ;
  • расстановка приоритетов по отношению к государственному регулированию внешнеторговой деятельности;
  • контроль за равенством всех субъектов, принимающих участие в торговли на внешнем рынке;
  • защита государственных интересов как приоритет;
  • пресечение и контроль за немотивированным вмешательством государства в отношении торговли на внешнем рынке, поскольку это может принести существенные потери на финансовом поприще всех участников сделки и экономики страны в целом.

Базовая функция таможенной политики определяется как содействие безопасности экономики. Эта функция включает в себя состояние экономической стабильности, при котором обеспечивается достаточный уровень социальной и политической защиты, независимость и защита от внешних и внутренних угроз.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В ст.2 ТК РФ указано, что таможенная политика остается единой повсеместно по территории РФ и составляет часть внешней и внутренней политики РФ.

Основные цели таможенной политики указаны соответственно ТК, и упорядочились для выполнения деятельности органов таможни, более эффективной реализации товарообмена, для реализации торгово-политических заданий, которые будут способствовать развитию страны.

Каждая из функций таможенной политики направлена на защиту интересов и экономических составляющих России, а также ее продвижение и защиту. Основанием такого курса стили особенности развития национальной экономики и связей на внешнем рынке. Таможенная политика, как ранее упоминалось, представляет собой элемент внешней политики страны. Это делается не только для защиты интересов в сфере внешней экономики в состоянии кризиса, но также для возможности объединения и сохранения целостности при вероятной угрозе развала. Таможенная политика может полностью перестроить, перепрограммировать и оздоровить экономику государства.

Таможенная политика базируется на работе органов таможни, которые стали институционной предпосылкой ее деятельности. Однако будет неграмотно и слишком узко считать, что она анализирует свою деятельность только как органы таможенного контроля. Таможенная политики и ее подразделы представляет собой сложный и многогранный процесс, который касается всех ветвей управленческого и законодательного аппарата. Она делится на несколько типов.

Так исторически сложилась ситуация, что таможенная политика оказалась одной из первых форм регулирования внешнеторговых отношений. Каждая страна устанавливает свой вариант политики государственного контроля, в основном останавливаясь на фритредерстве и протекционизме.

Фритредерство представляет собой позицию управленческого аппарата, при которой существует свободный рынок торговли. Государство убирает все возможные факторы, которые могут помешать осуществлению внешнеторговой деятельности. Как результат получает рост международных отношений, выгодное распределение труда и заполнять товарные ниши согласно потребностям мирового рынка.

Протекционизм подразумевает защиту промышленности от конкуренции со стороны иностранных корпораций. Такой курс направлен на защиту собственного производства и создания благоприятной атмосферы на внутреннем рынке. Основными методами защиты выступают либо ограничение на импорт, либо высокие таможенные сборы.

Таможенная политика преимущественно получает средства от пошлин, торговых сборов, ограничения и штрафов. Эти инструменты незаменимы в современных условиях экономической ситуации. С помощью этих средств можно выровнять баланс или уменьшить дефицит в рамках международной деятельности в сфере торговли.Как бонус, данные типы инструментов помогают получать небольшие уступки при условии ограниченного импорта как взаимная помощь или поддержка, и получить уменьшение уровня дискриминации в странах-партнерах России в сфере торговли.

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины.

* «Тамга» - наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и продажу данного товара.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная монополия внешней торговли сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), основная роль в котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся на применении таможенных налогов и сборов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую.

Таможенные платежи – это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на/с таможенной территории РФ.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные [12, с. 347]. К основным таможенным платежам относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставкам, и др.

Следует отметить, что понятие «таможенные платежи» значительно уже, чем «платежи, предусмотренные таможенным законодательством», которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере ВЭД, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и др. Классификация таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, приведена на рис. 11.1. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги – НДС, таможенная пошлина, акциз, и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и др.

Классификация таможенных платежей, предусмотренных в законопроекте нового Таможенного кодекса РФ, в зависимости от их налоговой природы приведена на рис.

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в федеральный бюджет*. В настоящее время в России таможенные доходы составляют от 25 до 40 % доходов федерального бюджета. В федеральном бюджете на 2000 г. учтены таможенные платежи в следующих размерах: НДС – 102 617,8 млн руб., акцизы на товары ввозимые – 3831,6 млн руб., ввозные таможенные пошлины – 87 488,0 млн руб., вывозные таможенные пошлины – 84 495,2 млн руб. Таким образом, основным источником таможенных доходов являются таможенные пошлины, о роли которых в формировании доходной части федерального бюджета за период 1995-2000 гг. позволяют судить данные, приведенные в табл. 11.1.

* В соответствии с Федеральным законом от 31.12.99 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.

Таким образом, в современной России таможенные платежи представляют особую, наиболее динамичную группу налогов на потребление, которые имеют существенное значение с фискальной точки зрения. Общепризнанным классическим инструментом налогового регулирования ВЭД является таможенная пошлина, более подробному изучению которой посвящены следующие параграфы главы.

В современной структуре определенного государственного регулирования всей внешнеэкономической деятельности (ВЭД) ключевая роль отводится именно таможенному механизму. Современный таможенный механизм создает оптимальные условия для определенной конкуренции различной российской продукции с иностранными товарами. Все это оказывает достаточно существенное воздействие на активное развитие всего отечественного производства, а также способствует увеличению его эффективности, активно стимулирует расширение определенных экспортных возможностей государства, а в некоторых случаях – защищает ее определенный экономический суверенитет, а также обеспечивает экономическую безопасность. В числе некоторых мер государственного воздействия на всю внешнеторговую деятельность совершенно особую значимость приобрело определенное таможенно-тарифное регулирование, а также связанный с ним институт таможенных платежей. Различные проводимые в РФ экономические реформы в итоге обусловили необходимость определенных кардинальных изменений во всем механизме современного государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Курсовая работа по иностранным языкам на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!. Полный отказ от существовавшей государственной монополии, определенный курс на либерализацию во всей внешней сфере привели в итоге практически полному обновлению всей нормативно-правовой базы. Среди различных экономических мер определенного государственного воздействия на всю внешнеторговую сферу центральное место занимает именно таможенно-тарифное регулирование, ключевым инструментом которого можно назвать таможенную пошлину. Сегодня еще не завершено формирование современной нормативно-правовой базы, которая регулирует ключевые основные элементы определенной таможенной пошлины. Практически отсутствуют различные научные исследования по этому вопросу, на которые смогли бы опереться определенные разработчики нормативно-правовых актов. Таким образом, изучение сущности и значения таможенных пошлин представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Теоретическое и практическое значение курсовой работы состоит в том, что ее результаты позволяют более полно и разносторонне изучить сущность таможенных пошлин и их значение в РФ. При написании курсовой работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Арустамов Э.А., Купринов З.П., Петренко Л.Е., Ясников Д.С. и других. Объектом исследования являются таможенные пошлины. Предметом исследования является экономическая и торгово-политическая роль таможенных пошлин. Целью курсовой работы является изучение экономической и торгово-политической роли таможенных пошлин в современных условиях. Задачами курсовой работы являются: ? определить понятие таможенной пошлины; ? рассмотреть экономическую природу таможенной пошлины; ? изучить таможенную пошлину как инструмент экономической политики государства; ? рассмотреть таможенные пошлины в РФ и их значение; ? проанализировать роль таможенных пошлин в пополнении бюджета РФ; ? выделить проблемы и перспективы совершенствования взимания и контроля таможенных пошлин в РФ. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.

Таможенная пошлина – это налоговый доход, другие же относят ее к определенным налоговым платежам особого вида, которые называются пошлиной, так как она обладает всеми признаками налога, а также признаками сборов. При помощи различных таможенных пошлин государство активно поощряет ввоз и вывоз определенной продукции или же ограничивает их, ставит в определенные равные экономические условия продукцию отечественных товаропроизводителей, а также сходную продукцию иностранных фирм-конкурентов. Также государство приводит валютно-финансовую и экономическую, научно-техническую и экологическую, политику ВЭД в русло определенных общегосударственных, а также национальных интересов. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день таможенные пошлины являются косвенными налогами на различную импортную и экспортную, а также транзитную продукцию, которая поступает в определенный доход бюджета страны. На сегодняшний день все взимаются различными таможенными органами государства при ввозе продукции на его таможенную территорию или же при осуществлении вывоза продукции с территории государства по тем ставкам, которые предусматриваются в определенном таможенном тарифе. Таможенные пошлины – это неотъемлемое условие ввоза или же вывоза продукции. Ставка таможенной пошлины – это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов. Именно в зависимости от определенного способа исчисления различных ставок все таможенные пошлины делятся на: адвалорные и специфические, комбинированные. Одной из наиболее сложных проблем, которые стояли на начальном этапе создания Таможенного союза ЕврАзЭС (далее – ТС), считается проблема согласования порядка администрирования платежей, взимаемых при пересечении товаров через таможенную границу. Основная сложность состояла в необходимости учета интересов всех стран ТС (порой даже противоположных) и выработке адекватного этим интересам механизма. Сегодня назрела необходимость внесения изменений в порядок распределения ввозных таможенных пошлин и иных платежей. Сохранение существующего порядка распределения ввозных таможенных пошлин будет означать, что с каждым новым потенциальным членом придется вести непростые переговоры об их доле в «пироге» из ввозных пошлин. Сегодня чтобы обеспечить соблюдение мер таможенного законодательства, таможенные органы проводят целый ряд мероприятий, и такая деятельность таможенных органов называется таможенным контролем. Среди таможенных органов, действующих на территории государства, есть те, которые участвуют в проведении процедуры таможенного контроля, так называемые органы таможенного контроля. К таковым относятся таможни и таможенные посты. Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется ее интеграцией в мировое хозяйство, присоединением России к Всемирной торговой организации. В этих условиях ожидается снижение ставок импортных таможенных пошлин по некоторым товарам, что неизбежно повлечет снижение поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации.

Читайте также: