Экологический налог в рб

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Заработная плата»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Отдел кадров»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Колонка редактора
  • Новое в законодательстве
  • Вопрос — ответ
  • Актуальный комментарий
  • Разбираем ситуацию
  • Статистическая отчетность
  • Проектировщику
  • Актуальное интервью
Все рубрики

Рубрика «Разбираем ситуацию»

Д.А. Карпеш, инженер по охране окружающей среды Частного предприятия «ЭкоТрейдБай»

Положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь. Рассмотрим самые важные вопросы исчисления и уплаты налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и захоронение, хранение отходов производства на примерах.

Кто обязан платить экологический налог?

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

За что надо платить экологический налог?

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

С 2017 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается налог?

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Ставка налога (руб.)

Первого класса опасности

Второго класса опасности

Третьего класса опасности

Четвертого класса опасности

Неопределенного класса опасности

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 , указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Ставка налога (руб.)

За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Ставка налога, руб.

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности

четвертого класса опасности

2. За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности

второго класса опасности

третьего класса опасности

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

четвертого класса опасности

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

ила активного очистных сооружений

Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
    • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
    • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

Ситуация 1

Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[1].

Ситуация 2

Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

  • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
  • 4 класса опасности 57,39 руб./т.

Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

Ситуация 3

Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м 3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м 3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м 3 . Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м 3 . Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

Резюме

  1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
  2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
  3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

[1] В ред. от 31.05.2017.

[2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Статья опубликована в журнале «Экология на предприятии» № 12 (78), декабрь 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.



Среди инструментов косвенного регулирования природопользования особое место занимают экологические налоги, которые выполняют, как стимулирующую, так и регулирующую функции.

Существует большое количество определений, раскрывающих сущность понятия «экологический налог». В мировой практике понятие экологического налога обычно раскрывается через определение, разработанное Евростатом (Статистической службой Европейского союза) в целях международного статистического учета. В соответствии с ним экологическим является налог, налоговой базой которого служит физическая характеристика объекта, влияние которого на окружающую среду признается негативным, или связанного с ним другого объекта. Это определение используют многие международные организации, такие как Организация Объединенных Наций (ООН), Европейская комиссия (ЕС), Международный Валютный Фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк (ВБ). Экологические налоги получили широкое применение во многих странах мира, и наиболее активно используются в высокоразвитых странах. При этом вводимые экологические налоги и платежи в высокоразвитых странах носят не столько фискальную направленность, сколько стимулирующую, прививая налогоплательщикам бережное отношение к окружающей среде и ресурсосбережению [1].

В Республике Беларусь ставки экологического налога впервые были установлены Постановлением Совета Министров от 11 мая 1990 г. № 119 и закреплены в Законе «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)».

Начиная с 1 января 2010 г. вопросы исчисления и уплаты экологического налога в Республике Беларусь регулируются основным законодательным актом – Налоговым кодексом Республики Беларусь. Все положения, касающиеся экологического налога, прописаны в 19 главе Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

С 1 января 2016 года вступил в силу Закон от 30.12.2015 № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», который внес определенные изменения в главу 19 Налогового кодекса Республики Беларусь, что привело к упрощению механизма взимания экологического налога.

Ежегодно Налоговый кодекс Республики Беларусь претерпевает изменения. Так, 20 октября 2016 г. был опубликован Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Документ вступил в силу с 1 января 2017 года за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и внес изменения в ставки экологических налогов, в сторону их повышения.

Согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь, объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

В 2016 году Законом № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения», из этого перечня был исключен ввоз на территорию Республики Беларусъ озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

В соответствии с действующим законодательством, экологические налоги платят:

  • организации и индивидуальные предприниматели;
  • собственники отходов производства за их захоронение на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки по формуле 1:

где Н – сумма налога, руб.; Нбаза – налоговая база (соответствующая единица измерения); Ст – ставка налога, руб.

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 Налогового кодекса Республики Беларусь и диффиринцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Класс опасностиСтавка налога (руб.)
Первого класса опасностине определена
Второго класса опасности769,97
Третьего класса опасности254,54
Четвертого класса опасности126,48
Неопределенного класса опасностине определена

Примечание: Источник – [2]

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 и отчисляются большими расхождениями в размерах (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Место сбросаСтавка налога (руб.)
За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:
в водотоки0,08
в водоемы0,10
За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр0,10
За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр6,10

Примечание: Источник – [2]

Размеры ставок за захоронение, хранение отходов производства представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Вид отходовСтавка налога, руб.
12
1. За захоронение 1 тонны:
1.1. неопасных отходов производства4,53
1.2. опасных отходов производства:
третьего класса опасности115,11
четвертого класса опасности57,39
2. За хранение 1 тонны:
2.1. неопасных отходов производства0,99
2.2. опасных отходов производства:
первого класса опасности100,46
второго класса опасности29,47
третьего класса опасности9,80
из них:
лигнина2,0
осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод0,1
четвертого класса опасности
из них:
твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса0,61
ила активного очистных сооружений0,10
иных отходов4,90

Примечание: Источник – [2]

Для указанных выше групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты [2]:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) – 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе: невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, – 0,5; возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, – 0,2.

Необходимо отметить, что несмотря на периодическое повышение ставок экологического налога в Республике Беларусь, поступления от экологического налога в этой стране по-прежнему остаются незначительными в сравнении с ситуацией в зарубежных странах.

Если вы хотите получить более полную информацию об экологических налогах в РБ или других странах, заказать уникальную курсовую, контрольную или реферат по теме экологический налог, оформите заявку на нашем сайте 910.by .

Зарегистрировано в НРПА РБ 15 марта 2001 г. N 2/319

Статья 1. Плательщики налога

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - организации), и индивидуальные предприниматели.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном настоящим Законом.

Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), признаваемые таковыми в соответствии со статьей 16 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщиками налога не являются.

Индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц освобождаются от уплаты налога за использование природных ресурсов (экологического налога).

Статья 2. Объекты налогообложения

1. Налогом облагаются:

объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;

объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

абзац исключен с 1 января 2008 года. - Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З;

абзац исключен с 1 января 2007 года. - Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 N 190-З;

объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона. Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

2. Налог состоит из:

платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством, и за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

платежей за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

абзац исключен с 1 января 2007 года. - Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 N 190-З;

абзац исключен с 1 января 2008 года. - Закон Республики Беларусь от 26.12.2007 N 302-З;

платежей за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

3. Лимиты используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, за исключением объектов животного мира, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специально на то уполномоченными государственными органами.

Лимиты на изъятие объектов животного мира устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

4. Лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению специально на то уполномоченных государственных органов.

5. Лимиты размещения отходов производства устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах.

Статья 3. Ставки налога

1. Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

За переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 3300 белорусских рублей.

2. За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

3. За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.

4. За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

Статья 4. Льготы по налогу

Льготы по налогу за использование природных ресурсов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Статья 5. Порядок уплаты налога в бюджет

1. Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается плательщиками ежеквартально исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства или товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим, произведенных и (или) импортированных пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов в стоимостном выражении.

Исчисленные суммы налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, индексируются с использованием коэффициента, установленного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Допускается исчисление налога, кроме платежей за размещение отходов производства, исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. В этом случае уплата налога плательщиками производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере 1/4 исчисленной суммы налога.

Платежи за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляются владельцами объектов захоронения отходов и предъявляются ими дополнительно к тарифам за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов.

2. Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются налоговым органам плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Налоговые декларации (расчеты) по налогу за использование природных ресурсов представляются в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика. По платежам за размещение отходов производства на объектах хранения отходов налоговые декларации (расчеты) представляются плательщиками - владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство.

По платежам за размещение отходов производства на объектах захоронения отходов налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган в порядке и сроки, установленные частью первой настоящего пункта, владельцами объектов захоронения отходов.

Платежи вносятся в бюджет плательщиками ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, владельцами объектов захоронения отходов - в размере фактически полученных от собственников размещаемых отходов производства сумм налога.

Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога в соответствии с частью третьей пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты):

не позднее 20 февраля календарного года исходя из установленного годового лимита;

не позднее 20 января года, следующего за истекшим, на основании фактических годовых объемов использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников выбросов, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду и не позднее 22 января года, следующего за истекшим, производят доплату налога. При этом в случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых лимитов, излишне уплаченные плательщиками суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

3. Исключен. - Закон Республики Беларусь от 01.12.1994 N 3419-XII.

4. Исключен с 1 января 2007 года. - Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 N 190-З.

5. Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, а также за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, за импортированные товары, упакованные в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, включаются в себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сверх установленных лимитов - уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков налога.

Платежи за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, включаются в цену продукции и не учитываются в составе объекта обложения при исчислении налога на прибыль.

Система платного природопользования в РБ

Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущерба. Являясь важным инструментом государственного регулирования, такая система должна экономически стимулировать природоохранную деятельность предприятий и обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи позволяют решать следующие задачи:

- обеспечение учета природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;

- согласование интересов предприятий сферы природопользования, потребителей естественных ресурсов и народного хозяйства в целом;

- обеспечение изъятия дифференциальных доходов рентного происхождения и нивелирование воздействия случайного фактора на результаты производственной деятельности предприятия;

- учет специфики процесса природопользования при организации взаимоотношений предприятий с органами власти и управления, кредитно-финансовой системой, государственным и местным бюджетами;

- компенсация ущерба владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;

- хотя бы частичное возмещение ущерба реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.

Статьей 83 Закона РБ «Об охране ОС» (в редакции от 21.12.2007 г.) прописаны два вида природопользования – общее и специальное. Первое является бесплатным, второе – на платной основе, если иное не установлено законодательными актами. Платежи за специальное природопользование взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей и арендной платы.

К налоговым платежам относят экологический и земельный налоги, к неналоговым – платежи за пользование объектами растительного и животного мира.

Плата за специальное природопользование не освобождает виновных от выполнения ими мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда, причиненного в результате незаконного использования, или иного вредного воздействия на природу.

В соответствии с Законом РБ «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (в редакции от 26.12.2007 г.) экологический налог состоит из платежей за:

1) использование (изъятие, добычу) природных ресурсов;

2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

3) сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

4) размещение отходов производства в пределах установленных лимитов;

5) перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;

6) за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими эту деятельность;

7) производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона. Это в том случае, если после утраты ими потребительских свойств образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие их сбора, обезвреживания и (или) использования.

8) за производство или импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % или более летучих органических соединений.

- сбор при ввозе на территории РБ озоноразрушающих веществ;

- сбор за проезд автомобильного транспорта иностранных государств (в зависимости от вида, характеристик и времени пребывания на территории РБ).

Плательщиками налога в соответствии с Законом «О налоге за пользование природными ресурсами» являются объединения, предприятия, организации и их филиалы, представительства и их отделения и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности. Плательщиками экологического налога также являются: колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, подсобные хозяйства предприятий, организаций, межхозяйственные организации, рыбоводные предприятия и др.

Бюджетные учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную коммерческую деятельность, являются плательщиками экологического налога только от этой деятельности.

Объекты налогообложения. Налогом облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов (все виды ископаемых и вода из поверхностных и подземных источников), а также выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.

Лимиты - объемы добычи нефти, калийных и поваренных солей, а также допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду по областям и г. Минску устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства экономики и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Облисполкомы и Минский горисполком по согласованию с органами Минприроды устанавливают лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по каждому району и городу.

Районные и городские исполнительные комитеты по согласованию с органами Минприроды разрабатывают и утверждают лимиты (объемы) добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ по каждому природопользователю. Для передвижных источников лимиты выбросов загрязняющих веществ не устанавливаются.

На предприятиях доведенные лимиты утверждаются приказами, копии которых направляются в государственные налоговые инспекции и органы Минприроды по месту своего нахождения в 15-дневный срок после утверждения годового лимита райгорисполкомами.

Ставки налога. Правительством Республики ежегодно утверждаются ставки экологического налога, лимиты добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, а также экологический налог за пользование природными ресурсами.

Порядок исчисления и уплаты налога. Налог на пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязнений исчисляется исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду ежемесячно. Фактическая сумма налога на добычу природных ресурсов в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из объема добычи природных ресурсов за каждый истекший месяц и установленной ставки налога.




За добычу природных ресурсов без утвержденных лимитов (объемов) и сверх лимита налог взимается в 10-кратном размере за весь объем добычи. Объем добычи природных ресурсов на месяц определяется по первичным бухгалтерским документам, за год – по годовому балансу.

Фактическая сумма налога на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах лимита и сверх лимита определяется, исходя из количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух и количества сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты и подземные горизонты, в накопители, выгреба по основным компонентам (категориям качества) за каждый истекший месяц и установленной ставки налога. За сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ без утвержденных лимитов или сверх лимита налог взимается в 15-кратном размере.

Ответственность плательщика за уплату налога и контроль налоговых органов. Руководители, главные бухгалтеры предприятий и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за правильность начисления, своевременное внесение в доход бюджета налогов на добычу природных ресурсов и выбросы загрязняющих веществ, а также за своевременное представление государственным налоговым инспекциям установленных расчетов.

Контроль над своевременной уплатой экологического налога и правильностью его внесения осуществляют налоговые органы с участием органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Внесенные суммы налога на пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, т. е. включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов – изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

Налог за использование природных ресурсов полностью зачисляется в доходы местных бюджетов, за исключением налога на добычу нефти, солей калийной и каменной, 50 % которого подлежит зачислению в доход рес­публиканского бюджета.

Налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Установленный механизм изъятия экологического налога вызвал критику многих ученых и специалистов-практиков, поскольку включение суммы налога в себестоимость и цену продукции означает перекладывание платы за загрязнение окружающей среды с загрязнителя на плечи потребителя его продукции. Таким образом, нарушается основной принцип платного природопользования «загрязнитель платит», который реализуется только в случае сверхнормативного загрязнения окружающей среды, когда экологический налог изымается из прибыли предприятия. Однако в данном случае законодатели реалистично подошли к экономическим возможностям природопользователей, для которых дополнительный налог, не компенсированный в ценах продукции, явился бы бременем, делающим их убыточными. Угроза же выплат из прибыли удерживает природопользователей от превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды и ресурсопотребления.

Плата за землю

Цель платы за землю– обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране, а также социальному развитию территорий.

Плата за землю обязательна для всех землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, и собственников земли, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Размер платы за землю зависит от качества и местоположения земельного участка. Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога и арендной платы.

Объектом налогообложения является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности, т. е. земли:

– населенных пунктов (городов, поселков, деревень и т. д.);

– промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

Налог на земельные участки, превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные до 1.01.2001 г., взимается в 2-кратном размере, а на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, а также превышающие по площади установленные нормы отвода и выделенные с 1.01.2001 г., – в 10-кратном.

Льготы по взиманию платы за землю. Плата не взимается за земли сельскохозяйственного назначения, за земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства. От платы за землю освобождаются: заповедники, опытные поля, ботанические сады, памятники природы и др.

Районные, городские (поселковые), сельские администрации в пределах своей компетенции могут освобождать от уплаты земельного налога опытные хозяйства, экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений, государственные сортоиспытательные участки и станции и др.

Земельным налогом также не облагаются земли запаса, кладбища, дороги, улицы, скверы, парки и пр.

Контроль над соблюдением порядка исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы за землю осуществляется местными Советами депутатов.

Неналоговые платежи на специальное пользование
природными ресурсами.

Плата за лесные пользования осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РБ от 14.07.2000 г. (в ред. от 24.12.2007 г.) и взимается:

- за пользование участками лесного фонда, переданными в аренду или концессию для осуществления лесных пользований;

- за аренду участков лесного фонда, предоставленных для нужд охотничьего хозяйства;

- за добычу древесины на корню или живицы;

- за пользование участками лесного фонда в культурно-оздорови­тельных, туристических или спортивных целях и. др.

Исключение составляют случаи общего лесопользования, пользования участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях. Размер платы определяется по таксам, которые устанавливаются в соответствии с законодательством.

Платежи в области охраны и использования животного мира в соответствии с Законом РБ «О животном мире» от 10.06. 2007 г. взимаются в форме налогов, сборов (пошлин), а также платы за аренду охотничьих и рыболовных угодий и иных платежей.

Платежи в области обращения с объектами растительного мира (в соответствии с Законом РБ «О растительном мире» (в ред. от 13.06.2007г.)) включают платежи за:

- специальное пользование объектами растительного мира;

- удаление объектов растительного мира;

- ввоз или вывоз дикорастущих растений или их частей;

- выдачу разрешений в области обращения с объектами растительного мира.

Реализация принятых законов в Республике Беларусь имеет определенные результаты. Поступление средств из платежей за загрязнение окружающей среды активизировало природоохранную деятельность. За счет этих средств осуществлены мероприятия по строительству, капитальному ремонту природоохранных объектов, реконструкции очистных сооружений, восстановлению режима рек, различные проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

ТЕМА 6.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Формирование системы эколого-экономического регулирования в переходный период развития экономики требует изучения, осмысления и критического анализа зарубежного опыта в этой области, особенно опыта высокоразвитых стран. Известно, что механизм экономического стимулирования в этих странах отрабатывается, по сути, с начала XX в., и те модели, которые существуют в США, Японии, Западной Европе, – результат многолетних поисков. Анализ их опыта необходим для выявления некоторых общих закономерностей, конкретных подходов к оптимизации природопользования и оценки их эффективности.

На Западе применяются как бы две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы – ценовое, или налоговое, регулирование и собственно рыночные механизмы.

Система экологических платежей (налогов) за загрязнение давно известна в теории экологического регулирования. Основателями использования ценовых и налоговых рычагов ресурсосберегающей деятельности были известные ученые начала века А. Лигу, А. Маршалл, позднее – Дж. Мид и др. Поскольку установление ставок платежей, налогов, размеров субсидий и прочих инструментов ценового регулирования осуществляется централизованно, специальными административными, государственными органами, а не складывается в результате рыночных процессов, эту форму экологического регулирования нельзя назвать рыночной, что ничуть не умаляет ее значения в процессе экологизации социально-экономического развития.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: