Экологический налог в европейских странах

Опубликовано: 14.05.2024

Прозрачность и эффективность использования экологических средств в Европе и у нас оставляет желать лучшего

Европейская трактовка «экологического налога» гораздо шире украинского понимания этого термина. Причина в том, что законодательство ЕС не содержит общей унифицированной системы экологических платежей. А их размеры устанавливаются на уровне отдельных стран – участниц ЕС.

Методика учета

В процессе сбора и обработки налоговой статистики возникает необходимость выделения экологических платежей в единую группу, чтобы обеспечить сопоставимость данных по разным странам. Для этой цели как раз и используется понятие «экологического налога». В него входят:

  • энергетические налоги (на уголь, нефтепродукты, электроэнергию и т.п.);
  • транспортные налоги (платежи за ввоз, эксплуатацию, утилизацию, продажу транспортных средств);
  • налоги за загрязнение окружающей среды (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные ресурсы);
  • налоги за использование природных ресурсов (за добычу полезных ископаемых, специальное водопользование и т.п.).

В ЕС основную часть поступлений экологического налога формируют энергетические налоги – 76,9% (по данным за 2016 года). В Украине 100% экологического налога – это платежи за загрязнение окружающей среды.

Цель и средства

Основная цель экологических налогов – способствовать снижению негативного влияния бизнес-деятельности на окружающую среду. Эта цель может достигаться посредством двух подходов.

Первый подход – установить высокие ставки экологических налогов. В таком случае предприятия предпочтут реализовывать природоохранные мероприятия, чтобы сократить расходы на уплату экологических налогов. Как результат – снизится негативное влияние на окружающую среду.

Второй подход к использованию экологических налогов – финансирование природоохранных мероприятий, способных компенсировать загрязнение окружающей среды. В этом случае, чем выше доля экологического налога, используемого для покрытия расходов на охрану окружающей среды, тем эффективнее используются средства.

Сколько собирают

По итогам 2017 года в Украине в госбюджет собрано 1,7 млрд грн экологического налога, а природоохранных мероприятий профинансировано на сумму, в 2,8 раза большую (4,7 млрд грн).

На региональном уровне ситуация не столь радужная. В частности, в 2017 году для финансирования расходов на охрану окружающей среды в Донецкой области использовано 1,1% поступлений экологического налога, в Днепропетровской области – 11,9%, а в Запорожской области эффективность использования экологического налога близка к нулю.

В Запорожской области эффективность использования экологического налога близка к нулю. akzent.zp.ua

В Запорожской области эффективность использования экологического налога близка к нулю. akzent.zp.ua

В европейских странах также наблюдается аналогичная проблема: на уровне ЕС в среднем для финансирования расходов на охрану окружающей среды используется только 26% экологических налогов. Однако в европейских странах база экологического налогообложения шире и собираемые суммы гораздо выше (например, в Чехии – 3,7 млрд евро, в Румынии – 4,0 млрд евро, в Польше – 11,6 млрд евро экологических налогов). Поэтому неудивительно, что органы власти стран ЕС не могут полностью освоить указанные средства в качестве расходов на охрану окружающей среды и используют поступления экологических налогов для финансирования других мероприятий.

Как и на что тратят

Для Украины характерна проблема прозрачности расходов на охрану окружающей среды. По итогам 2017 года подробные направления использования средств указаны только для 0,2 млрд грн, выделенных на финансирование бюджетной программы 2401270 «Осуществление природоохранных мероприятий». Как были использованы остальные средства, освоенные как расходы на охрану окружающей среды (4,5 млрд грн), остается до конца неясным.

На уровне ЕС отсутствует единая отчетность, позволяющая отследить конкретные направления использования экологических поступлений. Однако европейские страны имеют отлаженный механизм использования экологических поступлений. Как свидетельствуют данные Database on Policy Instruments for the Environment, собираемые Организацией экономического сотрудничества и развития, действующий в Евросоюзе механизм экологического субсидирования включает:

  • гранты;
  • налоговые скидки;
  • льготные кредиты.

С их помощью государства поддерживают развитие лесного хозяйства, утепление домов, покупки электромобилей, проведение научно-исследовательских работ по охране окружающей среды. Наиболее удачные примеры экологических субсидий – гранты для капитальных инвестиций и возврата кредитов, связанные с внедрением природоохранных технологий.

В Украине подобных инструментов экологического финансирования нет, а средства распределяются в рамках бюджетных программ. Поэтому реализуемые мероприятия могут иметь весьма отдаленное отношение к охране окружающей среды. Так, в Кривом Роге поступления экологического налога использовались для проведения исследований и обоснования мероприятий по борьбе с карантинными растениями, в Запорожье – для реконструкции канализационных коллекторов и расчистки водоема в городском парке, во Львовской области – для разработки документации на добычу торфа.

Общая проблема

В плане экологического налогообложения и использования экологических средств Украина и ЕС больше похожи, чем кажется на первый взгляд. Они имеют общие проблемы, связанные с недостатком прозрачности и неэффективностью использования экологических средств. Однако европейский опыт включает системный подход и положительные примеры использования средств, на которые, безусловно, необходимо ориентироваться Украине в процессе реализации экологической политики.

  • 1
  • 2
  • »

Н алогообложение в странах Евросоюза (ЕС)

В Европе давно существует логичная и прозрачная система налогообложения, поэтому система налогов ЕС понятна европейским налогоплательщикам.

Более подробно о налогах в разных странах Европы вы можете прочитать выше в налоговом разделе каждой страны. Наша компания оказывает налоговые консультации и помощь налоговых юристов в любой стране Европы уже 15 лет.

В России и СНГ несовершенство фискальных систем беспокоит обычных граждан и бизнесменов, желающих сохранить и приумножить свой капитал. Возможность снижения налогового бремени – одна из причин, по которым обеспеченные россияне получают ВНЖ и ПМЖ в Европе.

Очевидно, что налоги в европейских странах везде разные в силу местных особенностей. Попытки интегрировать в ЕС единую систему налогообложения успехом не увенчались в силу разного уровня развития Германии, Испании, Чехии и других государств ЕС.

Соответственно, ставка подоходного налога с физических лиц в Европе, являющегося важным источником поступлений в бюджет, сильно отличается. Имеются и другие различия, о которых стоит узнать подробнее.

Фискальная система Нидерландов считается достаточно гибкой. Особенно это касается предпринимателей: в зависимости от оборота и вида деятельности применяется большое количество ставок.

Налогоплательщики в Голландии уплачивают следующие виды налогов:

  • НДС, базовая ставка которого равна 21%.
  • Корпоративный налог (от 20%).
  • Подоходный налог, размер которого зависит от зарплаты.

Дополнительно граждане производят отчисления от прибыли с вкладов (4%), с прироста капитала (25% с учетом дивидендов), за владение недвижимостью (0,1-0,3%).

Иностранцам, которые работают в стране или инвестируют в ее экономику, нужно подать налоговую декларацию в Голландии, это можно сделать с помощью наших юристов в Нидерландах. Декларация, которая называется «aangifte», заполняется в электронном виде и подается до 1 апреля. Если этот срок пропущен – разрешается попросить отсрочку до 3 месяцев, в противном случае может быть выписан штраф.

В стране с сильнейшей в Европе экономикой подоходный налог для физических лиц является прогрессивным. Диапазон составляет от 15 до 45%, имеются и налоговые льготы (например, на образование детей). Также существуют экзотичные для россиян налоги (например, сбор с владельцев собак).

Собранные средства распределяются между муниципалитетом, землей и федеральным правительством. Нерезиденты обязаны отчислять налог на прибыль, полученную в Германии.

Базовая ставка НДС для предпринимателей в Германии составляет 19%. Для бизнесменов, оказывающих гостиничные услуги, а также производителей товаров первой необходимости (например, продуктов питания) он снижен до 7%. Причем сниженная ставка распространяется не только на хлеб и молоко, но и на деликатесы вроде фуа-гра и черепашьего мяса.

В числе стран с самым либеральным и благоприятным налоговым режимом можно назвать Лихтенштейн и Швейцарию. Но если крохотное княжество особого интереса к инвестициям не проявляет, то власти Швейцарии вполне могут одобрить бизнес-проект, полезный экономике.

Налог на доходы физических лиц в Швейцарии состоит из трех частей:

  • Федеральный налог, или Bundessteuer.
  • Коммунальный налог.
  • Кантональный налог.

Кантоны характеризуются высокой степенью налоговой автономии, благодаря чему фискальное бремя может сильно отличаться в зависимости от региона. Зато все жители страны платят налог на богатство: от 0,01 до 1% стоимости недвижимости, ценных бумаг и других активов. Сроки подачи налоговой декларации в кантонах Швейцарии разные, и их нужно соблюдать: за просрочку предусмотрены штрафы.

С Испанией, как и с другими странами ЕС, у России подписано соглашение об отмене двойного налогообложения. Фискальная система является трехуровневой, то есть на территории Испании действуют следующие виды налогов:

  • Государственные (подоходный налог со ставкой от 21 до 52%, налог на прибыль).
  • Региональные (налог на переход собственности, на операции экономического характера).
  • Местные, один из которых – налог на недвижимое имущество. На его размер влияет кадастровая стоимость, площадь объекта, его месторасположение. Так, за недвижимость в Мадриде придется платить 0,4% в год, а в Барселоне – уже 0,9%.

Подать налоговую декларацию в Испании нужно до 30 июня следующего года. Чтобы точно рассчитать причитающуюся к оплате сумму, лучше воспользоваться услугами налогового советника.

Чехия – недорогая и комфортная для жизни страна, налоговое резидентство в которой бывает очень выгодным. Налогом на доходы с физических лиц здесь облагаются следующие источники:

  1. Доход от работы по найму (рассчитывается по ставке 15%).
  2. Прибыль от предпринимательства. С суммы до 414 000 крон налог не берется, с прибыли сверх этого показателя придется заплатить 15%.
  3. Доход от капитала.
  4. Доход от сдачи недвижимости в аренду.

Не станет обременительной и уплата налога на недвижимость, который составляет около 100 евро в год. Платить его обязаны и нерезиденты, а если собственность захочется продать – нужно перечислить в бюджет 4%.

Чехия является не самой популярной страной среди российских инвесторов, а вот бизнесмены-европейцы уже оценили ее преимущества. Ставки налога на доходы и налога с корпораций находятся на разумном уровне, к тому же предприниматели могут умело применять аккордные вычеты. Механизм расчета и уплаты фискальных сборов максимально упрощен, а подать налоговую декларацию в Чехии можно в электронном виде.

Фискальная система Франции достаточно строга: отчисления могут забирать до половины дохода налогоплательщиков. Однако она отличается социальной направленностью, и налоговых льгот в стране немало.

Исторически сложилось так, что во Франции преобладают косвенные налоги, начисляемые по принципу: кто больше потребляет – тот больше платит. Не случайно НДС появился именно здесь. Ставка подоходного налога для физических лиц варьируется от 5,5 до 49%. На нее влияет как размер прибыли, так и наличие детей и другие факторы.

Подать налоговую декларацию во Франции обязан каждый человек, что-то зарабатывающий на территории страны. Французским законодательством установлено два вида этого документа:

  • Cerfa 2042 – для резидентов.
  • Cerfa 2042 NR – для нерезидентов.

При первичном заполнении формы необходимо подать ее бумажный вариант в Centre des Fanances Publiques (налоговую администрацию) по месту жительства. В дальнейшем по почте будет ежегодно приходить предварительно заполненный бланк. Его необходимо подкорректировать и выслать также почтой либо через интернет. Сроки подачи налоговой декларации во Франции придется уточнять, поскольку они периодически меняются.

Различие систем налогообложения в разных странах Европы дает возможность выбрать оптимальный вариант оптимизации расходов.

Чтобы определиться с «налоговой гаванью», а также подробно узнать об оформлении ВНЖ, ПМЖ и гражданства в Европе, стоит обратиться за консультацией к специалистам компании «Еврогруппа Консалт».

Власти сразу нескольких стран Европейского союза объявили о том, что в ближайшие годы введут экологический налог для авиаперевозчиков. Естественно, в конечном счете платить его придется авиапассажирам. В 2020 году налог введут в Германии и Франции, в 2021 году — в Нидерландах, а в Швеции он действует с 2018 года. «Лента.ру» разобралась в том, почему о налоге заговорили именно сейчас и как он отразится на путешественниках.

The Guardian даже назвал отрасль «новой угольной промышленностью», намекая на масштабы загрязнения. И основания для этого есть. По данным Еврокомиссии, опубликованным в апреле, лоукостер Ryanair стал первым авиаперевозчиком, который вошел в список десяти компаний-лидеров по выбросам парниковых газов в атмосферу в ЕС.

Согласно опубликованному в сентябре прогнозу Комитета по изменению климата, который в Великобритании имеет статус государственного советника, к 2050 году именно самолеты станут основным источником загрязнения. В связи с этим Комитет предложил правительству разработать план действий по стимулированию снижения выбросов. Амбициозная цель — прийти к нулевым выбросам в отрасли.

Одним из основных инструментов, который должен побудить авиапроизводителей разрабатывать менее вредные для экологии самолеты, а авиаперевозчиков — их покупать, должны стать новые налоги. Собственно, речь идет не о введении новых платежей, а о повышении существующих, в которых теперь будет заложена и экологическая составляющая. Более того, налоги на выбросы парниковых газов (так называемый углеродный налог) существуют во многих странах мира. Как правило, они включены в стоимость топлива.

Углеродный налог действует в трех штатах США и в нескольких провинциях Канады. Большинство государств — это развитые страны: члены ЕС, Южная Корея, Япония, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. Но есть среди них и такие экзотические государства, как Зимбабве и Коста-Рика.

Так, в Германии сборы на коротких рейсах (до 2,5 тысячи километров) составят 13,03 евро вместо прежних 7,5; на средних (до шести тысяч километров) — 33 евро вместо 23,4; на дальнемагистральных маршрутах — 59,4 евро вместо 42,1. Во Франции сборы на внутренних рейсах вырастут на 1,5 евро для всех пассажиров, а на международных — на 3 евро для пассажиров экономкласса и на 9 евро — для путешествующих бизнес-классом.

В Нидерландах пока говорят о 7 евро с пассажира для рейсов за пределы Европейского союза, однако из-за инфляции к 1 января 2021 года, когда он будет введен, налог может вырасти до 7,5 евро. При этом власти королевства особо отметили, что если в ЕС появится общесоюзный налог, то он частично или полностью придет на смену национальному, а не дополнит его.

Экологи считают, что существующие ставки по сути субсидируют авиаперевозчиков. Так, специализирующееся на организации экотуров британское агентство Responsible Travel требует радикально увеличить APD (Air Passenger Duty) — налог на вылеты из аэропортов Великобритании. По словам организации, каждой британской семье отрасль авиаперевозок обходится в 240 фунтов в год. Сейчас APD составляет 13 фунтов для полетов в Европу и 78 фунтов — для полетов за пределы ЕС.

Причем речь идет не о пополнении бюджета, а об уничтожении отрасли в ее существующем виде. Представители Responsible Travel не скрывают, что их итоговая цель — снижать спрос на традиционные авиаперевозки до тех пор, пока не появятся электрические самолеты. Если это и возможно в теории, то вряд ли случится в ближайшие десятилетия.

Естественно, международное авиационное лобби сопротивляется как может. По словам исполнительного директора авиакомпании Ryanair Майкла О'Лири (Michael O'Leary), доля авиаперевозок в выбросах парниковых газов не превышает двух процентов. Топ-менеджер считает, что куда правильнее было бы инвестировать в развитие зеленых технологий, более экономичных двигателей и самолетов на альтернативном топливе.

О'Лири нельзя обвинить в подтасовке фактов. Его заявления подтверждают данные ATAG (Air Transport Action Group) — созданной в 1990 году независимой ассоциации авиационных экспертов.

Подтверждает эти данные и статистика Агентства по охране окружающей среды США (EPA). Так, в 2017 году на авиацию пришлось лишь 9 процентов от общего числа выбросов парниковых газов, генерируемых транспортной индустрией страны. На легковые автомобили пришлось 59 процентов, на грузовые — 23 процента, водный транспорт ответственен за 3 процента, поезда — за 2 процента, на прочие виды транспорта пришлось 4 процента. Понятно, что от страны к стране это распределение может несколько меняться, но общая картина ясна.

С резкой критикой планов по введению экологических налогов выступила Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). В частности, порция негатива досталась французскому правительству. По словам представителей организации, с 1990 года авиакомпаниям — членам ассоциации удалось сократить на 50 процентов выбросы СО2 в расчете на пассажира. В ИАТА также отметили, что налог никак не повлияет на развитие зеленых технологий и является чистой воды популизмом. Зато может нанести урон отрасли, которая приносит экономике Франции более 100 миллиардов и создает полмиллиона рабочих мест.

Представители Air France заявили, что налог ударит по перевозкам внутри Франции, которые и без того находятся на грани рентабельности. По оценкам перевозчика, новый налог обойдется им в 60 миллионов евро, а всего авиакомпании заплатят в бюджет около 180 миллионов евро уже в 2020 году. Air France обвинил власти Франции в том, что они вмешиваются в свободную конкуренцию и искусственно создают преимущества для других видов транспорта, а не заботятся об уменьшении выбросов внутри авиационной отрасли. Эффективность экологических налогов вызывает вопросы и у законодателей.

В Великобритании планы по введению налога раскритиковал известный натуралист и телеведущий BBC сэр Дэвид Аттенборо (David Attenborough). Он считает, что авиабилеты слишком дешевы, в их цену не заложена компенсация того вреда, который авиаперелеты наносят окружающей среде.

Экологические налоги и платежи, применяемые в развитых зарубежных странах, введены с целью побуждения предпринимателей к сокращению образования отходов и снижению объемов их размещения на полигонах и свалках за счет внедрения малоотходных технологий, а также организации сбора и переработки образующихся отходов, представляющих собой вторичное сырье. При выборе вида устанавливаемого налога и его размера законодатели исходят из того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для реализации принципа «загрязнитель платит» с учетом сложившейся в стране экономической ситуации. Распространение получили следующие виды экологических налогов.

Налог на образование отходов - применяется в 12 странах ОЭСР и стимулирует сокращение образования отходов за счет внедрения ВАТ-технологий. Вовлекаемые в хозяйственный оборот отходы, как правило, не облагаются этим налогом. Ставки налога обычно дифференцируются по степени опасности отходов для окружающей среды.

Платежи за размещение отходов - применяются в основном в отношении отходов, размещаемых на полигонах и свалках. В некоторых странах эти платежи называются налогом на полигоны. Ставки налога (платежей) дифференцируются в зависимости от степени безопасности полигонов для окружающей среды. Применяются в 17 странах ОЭСР, а также в Эстонии, Латвии и Турции.

Налог на сжигание отходов – уплачивается мусоросжигательными заводами в зависимости от количества сжигаемых отходов. Введен с целью стимулирования организации переработки отходов взамен сжиганию. Применяется в Бельгии, Дании, Нидерландах, Швеции.
Удержание и возврат залоговой стоимости на тару многократного использования, а также на ряд видов продукции, подлежащий возврату после использования для организации ее последующей переработки (в частности, на батарейки, аккумуляторы, автомобили). В различных вариантах применяется в большинстве стран ЕС и других странах. В некоторых странах (или отдельных штатах) возврат некоторых видов оборотной тары и продукции после использования имеет обязательный характер и регламентируется специальными законодательными актами. В частности, по данным материалов проекта ТАСИС «Институциональная поддержка Госкомэкологии России» введение в 10 штатах США системы обязательного возврата тары из под напитков в рамках системы удержания и возврата залоговой стоимости позволило достичь уровня ее возврата до 80-95%.

В Швеции применяется система возврата специального налога, уплачиваемого при покупке автомобиля или его ввозе (разновидность залоговой стоимости). Возврат производится при оформлении документов на сдачу автомобиля на переработку после его вывода из эксплуатации. Причем размер суммы возврата (премии) превышает размер ранее уплаченного налога.

«Продуктовые налоги» - платежи, оплачиваемые потребителями при покупке некоторых видов продукции, подлежащей переработке после использования. Одной из разновидностей таких «налогов» являются залоговые цены, применяемые в отношении многооборотной тары, батареек и автомобилей, рассмотренные выше применительно к системе удержания и возврата залоговой стоимости. В числе других видов продукции, в отношении которой применяются «продуктовые налоги», следует выделить изношенные шины (Австрия, Дания, Швеция) и смазочные масла (во многих странах ЕС). Введение «продуктовых налогов» в отношении этих видов продукции следует рассматривать как способ возмещения затрат на их сбор и переработку.

Платежи за использование упаковки – фактически представляют собой разновидность продуктового налога, вводимого с целью возмещения затрат на сбор и переработку отходов упаковки. Ставки платежей дифференцируются в зависимости от вида упаковки и ожидаемых затрат на их сбор и переработку. Применяются в 17 странах ЕС, а также в США и Японии.

Платежи за услуги по сбору и удалению бытовых отходов - вносятся населением и предприятиями в зависимости от объема отходов, направляемых на полигоны и свалки или в зависимости от стоимости недвижимости. Уровень платежей устанавливается таким, чтобы был стимул к снижению количества захораниваемых отходов, за счет более тщательно отбора вторичного сырья в специальные контейнеры системы селективного сбора отходов. Селективный сбор отходов организован во всех странах ЕС, США и многих других странах.

Гаев Ф.Ф.,
Шканов С.И. ,
Туркевич С.Г.,
Гайдамак И.Л.,
Сахнова Г.В.

В последние десятилетия в мире наблюдаются значительные экологические изменения, которые частично противоречат друг другу. Например, всё большее количество населения планеты получает доступ к питьевой воде, качественной пище, развиваются природоохранные организации, но в то же время наблюдаются и обратный процесс – увеличивается загрязнения воздуха, сокращается площадь лесов.

Рейтинг стран по экологии

Рейтинг стран по экологии

Более половины населения планеты живёт в неблагоприятных экологических условиях. Нормально обстоят дела с экологией либо в богатых странах, либо в очень бедных (однако, в последних мало кому захочется жить).

Исходя из собранных данных, организаций ООН был составлен список самых экологически чистых зарубежных стран.

По состоянию на 2021 год Россия в нём занимает только 32-е место из 180, но, к сожалению, ситуация в стране не меняется в лучшую сторону, и есть риск снижения показателей индекса экологической эффективности.

Самая чистая страна в мире – Финляндия

Флаг Финляндии

Финляндия относительно недавно обрела полную независимость (изначально принадлежала Швеции, а позже Российской Империи). За время своего независимого существования финны смогли поднять уровень промышленности и жизни в своей стране на один из самых высоких в мире. Но несмотря на это природа страны практически не пострадала и сохранила своё разнообразие.

В Финляндии существуют определённые планы расширения городов, чтобы нанести минимальный вред окружающей среде. Например, современные кварталы финских городов представляют собой плотно расположенные здания средней этажности, где парковки перенесены под землю, а площадь между зданиями является общественным пространством: дворы, детские площадки, вело – парковки и несколько дорог для проезда машин.

Часть общественных пространств стараются выносить на крыши или каскады (террасы) домов. Современная архитектура некоторых кварталов совсем не предусматривает наличие дворов, лишь узкие улочки для перемещения между зданиями.

Финляндия

Несмотря на то, что Финляндия относительно небольшая страна по территории – её природа и ландшафт могут показать некоторое разнообразие. В северной части страны хвойных лесов не так много, но зато есть живописные горы и холмы, где имеется своя фауна. Если перемещаться южнее, то всё чаще начнут появляться хвойные леса, озёра и даже берёзовые рощи. В этом регионе тоже своя фауна.

Финское правительство и природоохранные организации страны заботятся об экологии, поэтому отдохнуть на природе можно только в строго отведённых для этого местах или получить специальное разрешение. То же самое касается охоты и рыбалки.

Городские власти тщательно следят за чистотой городов. Стройки специально ограждаются, чтобы мусор случайно не был унесен ветром за пределы стройплощадки. Различными способами поощряется переработка мусора – в супермаркетах и торговых точках устанавливаются специальные терминалы для приёма бутылок и пластиковой тары в обмен на получение денежного вознаграждения или скидки в данном пункте.

Население может получить внушительный штраф, если бросят мусор на улице, а не в специально отведённые для этого места. А также весь мусор из жилых домов и других учреждений обязательно должен быть расфасован для дальнейшей переработки. В стране всё активнее начинают использоваться альтернативные источники энергии – солнечная энергия, энергия ветра и гидроэнергетика.

Граждане государства имеют доступ к одной из лучших систем образования и медицины в Европе, а также получают довольно высокие зарплаты для достойной жизни. Однако, в стране очень высокие налоги.

Исландия – малонаселённая страна

Название государства и острова, на котором оно расположено, переводится как «Страна льдов». Остров действительно является одной из самых северных территорий с постоянным населением, конкурируя с Гренландией и некоторым островами Северного Ледовитого океана.

На территории Исландии не так много природных ресурсов (особенно сильно ощущается нехватка лесов), да и климат острова мало подходит для ведения эффективного сельского хозяйства.

Однако местные жители нашли выход из сложившейся ситуации – для обогрева домов изначально использовался уголь, теперь ему на смену пришли термальные источники.

Продовольственная проблема решается за счёт развития рыбного, тепличного и животноводческого хозяйства, а недостающая продукция завозится из стран Европейского Союза по низким ценам.

Погодные условия острова нетипичны для арктических территорий и чем-то напоминают климат Санкт-Петербурга или Лондона. Лето относительно тёплое (средняя температура составляет около 15 градусов), часто идут дожди и образуются туманы, солнечная погода бывает относительно редко. Зимой температура редко опускается ниже 25 градусов мороза, частая облачность и снегопады. А также в некоторых районах острова бывает арктическая ночь, во время которой можно свободно наблюдать северное сияние.

Северное сияние в Исландии

Северное сияние в Исландии

Данная климатическая аномалия обусловлена тем, что остров находится на пути теплого течения Гольфстрим, благодаря чему он до сих пор полностью не покрылся льдами. Но также небольшая заслуга в формировании климата данной территории принадлежит и термальным источникам, и вулканической активности, которая происходила в этом месте ранее.

Природа и фауна острова в большинстве своём типична для арктических территорий. Часто можно встретить различные карликовые растения и мох, который плотно покрывает скалы, различные сооружения и растения. Есть на острове и полноценные смешанные и хвойные леса, которые занимают около ¼ его части.

На данный момент государство активно поощряет заботу о природе, а также иностранную миграцию.

Швеция и Дания

Эти два государства тоже имеют хорошую экологию, но её состояние в Швеции несколько лучше, чем в Дании. Швеция чем-то похожа на Финляндию в плане уклада жизни населения, климата, экономики и территории. Однако жителей в два раза больше.

Островной город Стокгольм

Островной город Стокгольм

В Швеции также различными способами поощряется переработка отходов. Охота и рыбалка в стране разрешена только в строго отведённых для этого местах и в определённых объёмах. На севере страны расположены живописные горы и холмы, а южнее находятся хвойные и смешанные леса.

По всей территории страны разбросано несколько крупных и мелких озёр, за охраной которых строго следит государство. Флора этой державы очень разнообразна, к тому же есть некоторые виды, которые в своё время были завезены из Северной Америки и неплохо прижились на её территории.

Фарерские острова, Дания

Фарерские острова, Дания

Например, самый спорный законопроект в этой стране для защиты экологии – это введение различных дополнительных налогов при покупке и использовании личного автотранспорта. Купить машину на территории Дании будет очень дорого.

Помимо стоимости, которую заявил производитель автомобиля, покупатель обязан оплатить наценку автосалона, которая может доходить до 50% первоначальной стоимости, а также особый налог, он составит 100% от начальной суммы и наценки продавца. Как итог, купить машину в Дании будет в 2 раза дороже, чем в России и в 3,5 раза, чем в Германии или Японии.

Одно время в обход данного закона, желающие купить личный автотранспорт отправлялись в Германию, а позже ввозили авто в страну, но в последнее время провести через таможню автомобиль, купленный в соседних странах без специальных бумаг практически невозможно. Кроме того, автовладельцы должны покупать дизель или бензин, который тоже стоит недешево, что делает владение личным автотранспортом привилегией богачей.

К счастью, в стране достаточно развит велосипедный способ передвижения, города больше адаптированы для пешеходов и велосипедистов. Общественный и междугородний транспорт также является одним из лучших в Европе. Кроме того, активно поощряется развитие инфраструктуры и продажа электромобилей.

Республика Словения

Экология в Словении

Экология в Словении

В отличие от многих других стран Европы, здесь нет каких-либо законов, которые поощряют переработку мусора, развитие велосипедной инфраструктуры, общественного транспорта. Однако подобные законопроекты разрабатываются.

Большая часть территории Словении – это Альпийские горы (около 42%) и прилежащие нагорья (где-то 30%), остальное – это низменности около реки Дунай и других крупных водных артерий. Флора и фауна не отличаются большим разнообразием.

Страны с самой плохой экологией

Самая плохая экологическая обстановка в 2020-2021 годах в странах Азии и Африки.

Габон

Здесь также один из самых высоких уровней урбанизации в Африке (около 85%), что внесло свой вклад в ухудшение экологии на этой территории. Большинство районов габонских городов – это перенаселённые трущобы (хотя и выглядящие весьма цивилизованными для стран Африки). Рядом с городами развёрнуты свалки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Китай

Китай – одно из самых крупных государств в мире, с самым большим населением – почти 1,4 млрд человек. Для обеспечения такого количества жителей необходимыми продуктами сельского хозяйства и промышленными товарами, требуются огромные производственные мощности, которые также снабжают больше половины мира дешёвой продукцией, что ужасно сказывается на экологическом состоянии Поднебесной.

Индия

Индия – ещё одно перенаселённое государство, жителей в котором чуть меньше, чем в Китае, а территория меньше почти втрое. Основные проблемы Индии – это перенаселение и неумелая демографическая политика.

Трущобы в Индии

70% населения живёт в грязных трущобах и имеет доступ только к элементарным благам цивилизации (и то не всегда). Города и территории вокруг них представляют из себя огромную свалку, практически все реки в стране сильно загрязнены.

Оставшаяся территория страны отдана под развитие сельского хозяйства и промышленности для удовлетворения самых базовых потребностей населения. В ближайшее время предвидится ещё большее ухудшения экологической ситуации в стране.

Если правительство не применит меры, то население за 20 лет может составить около 1,6 – 1,8 млрд. человек. Сегодня Индия находится на 149-м месте.

Бангладеш

Бангладеш – имеет те же проблемы, что и Индия. На территории в 70 раз меньше индийской, живёт около 170 млн человек (например, в РФ население всего 147 млн). Однако в отличие от Индии страна имеет очень низкий потенциал к экономическому развитию, т. к. земли не хватает даже для того, чтобы наладить производство с/х и промышленной продукции в необходимом объёме для местного населения.

Сомали

На остальных землях идут постоянные вооружённые конфликты, возникают и исчезают самопровозглашённые государства. В сложившейся ситуации не может быть и речи о сохранении природного разнообразия и улучшения экологии на данной территории.

Читайте также: