Экологический налог курсовая работа

Опубликовано: 10.05.2024

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1. Сущность экологических налогов в мировой практике 5
1.2. Виды экологических налогов 8
1.3. Особенности экологического налогообложения в Российской Федерации 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (НДПИ, ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ, ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ) В РФ И РД 18
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ 31
3.1. Налоговое стимулирование охраны природопользования в развитых странах 31
3.2. Основные направления совершенствования и перспективы развития платежей за природопользование в РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Одной из функций государства как института, который призван поддерживать благосостояние и качество жизни граждан на достойном уровне (т.е. обеспечивать комфортное проживание своих граждан), является экологическая функция - гарантирование людям благоприятной среды обитания и установление приемлемого режима природопользования.
В данной связи в большинстве экономически развитых стран существуют различные финансовые меры борьбы с теми, кто загрязняет окружающую среду: эти меры принято называть «экологическими платежами», или «экологическими налогами», которые в настоящее время занимают особое место в налоговых системах государств.
В данной курсовой работе рассматриваются основные понятия, связанные со взиманием экологических налогов. Экологические налоги - это налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к одноименной категории. Экологические налоги имеют различную форму и часто по-разному называются. В настоящее время экологические налоги практикуются большинством стран Евросоюза (далее - ЕС). Согласно определению Европейского экологического агентства, экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду».
Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды.
В последние годы экологические налоги как самостоятельный вид платежа за пользование невосполнимыми и пополняемыми природными ресурсами был утвержден в налоговых законодательствах различных зарубежных стран. В Российской Федерации же до сих пор в Налоговом Кодексе не утверждено понятие «экологический налог». Однако косвенно можно отнести к этому виду налога некоторые виды платежей, взимаемых на территории Российской Федерации.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, реализация социальной ответственности предприятия обеспечивает формирование преимуществ не только для заинтересованных сторон, но и для самого предприятия, поскольку способствует росту его конкурентоспособности, устойчивости и снижению рисков хозяйственной деятельности.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей экологических сборов и платежей в контексте международного и отечественного опыта.
Предметом курсовой работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма исчисления и взимания экологических платежей в России и зарубежом.
Объектом курсовой работы являются экологические налоги (НДПИ, лесной налог, водный налог, платежи за загрязнение окружающей среды и т.д.).
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ взимания экологических налогов в Российской Федерации и зарубежных странах;
- изучение основных видов экологических налогов;
- рассмотрение особенностей экологического налогообложения в Российской Федерации;
- анализ динамики налоговых поступлений по субъектам природопользования;
- исследование основных направлений совершенствования и развития ресурсного налогообложения объектов и субъектов природопользования.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являлись изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного экологического налогообложения и перспектив его развития.
рассмотрены экологические платежи в РФ, их правовая природа, понятие экологических фондов;
для анализа существующих проблем в экологическом налогообложении и построения перспектив развития дана характеристика экоплатежей с позиции критерия эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. СИСТЕМА СУЩЕСТВУЮЩИХ В РФ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ И ПОРЯДОК ИХ ВЗИМАНИЯ
1.1 ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.2 ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ. ЛЬГОТЫ ПО ПЛАТЕЖАМ
1.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ В РФ
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
2.1 ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ С ПОЗИЦИЙ КРИТЕРИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая эколог налог.doc

Введение

Сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Ведь всё, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Но, к сожалению, в современном рыночном мире бороться за окружающую среду приходится экономическими методами, с помощью экономических рычагов. А экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

В России уязвимая окружающая среда, и в результате антропогенных нагрузок практически на всей территории страны нарушена способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что в настоящее время ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего прогресса не только промышленности, но и всей социально-экономической системы России. Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды.

Отметим, что российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются несовершенными, не обеспечиваются эффективным механизмом реализации. Это приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства. Существующие экологические платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, не достаточных ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Кроме того, неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное влияние на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам.

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов, по нашему мнению, являются экологические налоги или так называемые "экологические платежи".

Целями курсовой работы являлись изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного экологического налогообложения и перспектив его развития.

рассмотрены экологические платежи в РФ, их правовая природа, понятие экологических фондов;

для анализа существующих проблем в экологическом налогообложении и построения перспектив развития дана характеристика экоплатежей с позиции критерия эффективности.

Глава 1. Система существующих в рф экологических платежей и порядок их взимания

1.1 Виды экологических платежей и их характеристика

Природоресурсные платежи, несмотря на небольшую долю в общем объеме доходных поступлений на федеральном уровне, выступают в качестве важного источника формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных самоуправляющихся единиц.

Итак, на основе нормативных актов в области экологического налогообложения и НК РФ, рассмотрим экологические платежи, в настоящее время существующие в России.

Рассмотрим представленные платежи более подробно на основе ранее представленного разделения их на налоговые и неналоговые.

Водный налог - один из видов федеральных налогов; введен с 1 января 2005 г. вместо платы за воду; регулируется гл.25.2 НК РФ.

Пользование водными объектами в России является платным. За пользование водными объектами взимается водный налог, направляемый на восстановление и охрану водных объектов.

Глава 25.2 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения признаются пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налогоплательщиками водного налога по Налоговому кодексу РФ признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает налоговую базу водного налога рассчитывается несколькими способами:

Площадь предоставленного пространства;

Количество произведенной за налоговый период электроэнергии;

Произведение объема древесины и расстояния сплава.

Налоговый период водного налога - квартал. Налоговые ставки установлены в зависимости от вида объекта обложения и выражены в рублях.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Общая сумма налога, исчисленная в соответствии с п.3 ст. 333.13 НК РФ, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассмотрим сборы за пользование объектами животного мира

Объектами животного мира признаются объекты животного мира согласно перечня, приведенного в главе 25.1 Налогового Кодекса РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира. Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в размерах, предусмотренных в ст.333.3 НК РФ.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в размере 0 рублей, когда их использование осуществляется в целях:

  • охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов;
  • изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира. Она равна произведению соответствующего количества объектов на ставку сбора, установленную для соответствующего объекта животного мира. Плательщики сначала получают разрешение на добычу объектов животного мира, а затем уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение.

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов (Относится к платежам за пользование ресурсами континентального шельфа)

Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения являются объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК РФ. Ставки сбора устанавливаются за каждый объект водных биологических ресурсов в соответствии с п.4 ст.333.3 НК. Ставки в 0% устанавливаются за рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также в научно-исследовательских и контрольных целях. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются в виде разового (доля исчисленной суммы сбора в 10%) и регулярных взносов (определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями ежемесячно не позднее 20-го числа).

Физические лица, кроме индивидуальных предпринимателей, уплачивают сбор по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а организации и индивидуальные предприниматели - по месту их учета.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (Относится к платежам за пользование ресурсами континентального шельфа)

Налог на добычу полезных ископаемых был установлен главой 26 Налогового кодекса РФ, которая была включена в Налоговый кодекс Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", который вступил в силу 1 января 2002 г.

В законодательстве о налогах и сборах налог на добычу полезных ископаемых определяется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, которым в пользование были предоставлены участки недр в целях разведки и оценки месторождений полезных ископаемых, а также их разработки, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Объект налогообложения - полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых).

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Календарный месяц - налоговый период НДПИ. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида полезного ископаемого и способа определения налоговой базы (выражается в процентах от стоимости или рублях за количество), определяются в соответствии с таблицами, представленными в ст.342 НК РФ.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, кроме налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья, по ним - исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения каждого участка недр. По полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, налог уплачивается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Со вступлением в силу 1 января 2002 г. главы 26 Налогового Кодекса РФ, которым был установлен рассматриваемый налог, в системе налогов и сборов произошли следующие изменения:

были упразднены отчисления на восстановление минерально-сырьевой базы;

изменились условия взимания регулярных платежей за пользование недрами и акцизов на минеральное сырье.

Налогу на добычу полезных ископаемых присущи следующие основные функции:

фискальная, которая выражается в том, что налог на добычу полезных ископаемых является одним из источников формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

регулирующая, которая предполагает, что рассматриваемый налог выступает в качестве инструмента распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

Российский государственный аграрный университет -

МСХА имени К.А. Тимирязева

(ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)

Специальность 080107 "Налоги и налогообложение"

Кафедра налогообложения и финансового права

Дисциплина "Теория и история налогообложения"

Экологическое налогообложение в России

Студент (ка) 3 курса 306 группы

дневной формы обучения

Трегубская Ирина Анатольевна

Шадрина Маргарита Александровна

Глава 1. Теоретические основы экологического налогообложения в россии и за рубежом

1.1 История экологического налогообложения в России

1.2 Опыт различных стран в области экологического налогообложения

1.3 Правовая природа природоресурсных платежей. Налог Пигу

Глава 2. Система существующих в рф экологических платежей и порядок их взимания

2.1 Виды экологических платежей и их характеристика

2.2 Особенности уплаты экологических платежей. Льготы по платежам

2.3 Экологические фонды в РФ

Глава 3. Проблемы экологического налогообложения в россии и перспективы его развития

3.1 Оценка экологических платежей с позиций критерия эффективности

3.2 Пути совершенствования экологического налогообложения в РФ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Введение

Сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом. Ведь всё, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Но, к сожалению, в современном рыночном мире бороться за окружающую среду приходится экономическими методами, с помощью экономических рычагов. А экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

В России уязвимая окружающая среда, и в результате антропогенных нагрузок практически на всей территории страны нарушена способность природной среды обеспечивать будущее экономическое и социальное развитие. Получается, что в настоящее время ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего прогресса не только промышленности, но и всей социально-экономической системы России. Поэтому необходимы своевременное исследование и теоретическая разработка финансовых вопросов охраны окружающей среды.

Отметим, что российское законодательство о налогах и сборах, природоресурсное законодательство и законодательство об охране окружающей среды являются несовершенными, не обеспечиваются эффективным механизмом реализации. Это приводит к тому, что развитие промышленного производства, в том числе и экологически вредного, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, усиливает загрязняющее воздействие на атмосферный воздух, водные ресурсы и территориальные пространства. Существующие экологические платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, не достаточных ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Кроме того, неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное влияние на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам.

Таким образом, уже сегодня необходимо наметить основные приоритеты, способные обеспечить экологическую безопасность и улучшение условий жизни человека при осуществлении различных направлений реформ, что и составляет основу экологической функции государства. Одним из таких приоритетов, по нашему мнению, являются экологические налоги или так называемые "экологические платежи".

Целями курсовой работы являлись изучение особенностей природоохранной деятельности в РФ и зарубежных странах, рассмотрение системы существующих в России экологических платежей и порядка их взимания, а также проведение анализа проблем современного экологического налогообложения и перспектив его развития.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

изучены экологическое налогообложение в России, США, Японии, а также в Германии (в сравнении с российской моделью); было дано определение налога Пигу;

рассмотрены экологические платежи в РФ, их правовая природа, понятие экологических фондов;

для анализа существующих проблем в экологическом налогообложении и построения перспектив развития дана характеристика экоплатежей с позиции критерия эффективности.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Кроме того, в работе представлены необходимые рисунки, таблицы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы экологического налогообложения в россии и за рубежом

1.1 История экологического налогообложения в России

Выделение экологической функции в самостоятельную функцию государства в РФ говорит о той степени значимости, которую она приобрела за последнее время. Целенаправленность этой деятельности государства состоит в регулировании конкретных отношений - отношений в сфере взаимодействия общества и природы, для улучшения качества окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, укрепления законности и правопорядка. Другими словами, отношения, определяющие содержание экологической функции государства.

Рассматриваемое направление деятельности государства является законодательно обусловленным, ибо наряду с природоресурсными отраслями законодательства (земельным, водным, горным, лесным) и природоохранительным, органами законодательной власти РФ принимаются нормативные акты экологического содержания, определяющие дальнейшее направление развития законодательства о природе как экологического законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

А.А. Ялбуганов полагал, что в основе осуществления экологической функции государства, определяющей ее содержание, лежат следующие принципы:

1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за их нарушение. [1]

Следует отметить, что экологическая функция государства существовала практически на всех этапах развития цивилизации. И хотя ранее в России она носила другое название - "природоохранительная", "охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов" - имела несколько иные задачи, чем в настоящее время.

Если проследить историю развития экологической функции государства, то мы заметим, что она проходит 6 этапов:

1.1917 - 1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

2.1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления;

3.1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР "Об охране природы в РСФСР" от 26 октября 1960г.

4.1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе.

5.1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.

6.1990 г. - до настоящего времени. [ 2]

И на последнем этапе особенно актуальным является вопрос о создании наиболее оптимальной модели экологического управления для реализации экологической функции государства.

В.В. Петров отмечает, что в нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обуславливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов.

Недостатки командно-административной системы руководства природопользования ещё более усугублялись из-за отсутствия отработанной законодательной базы природопользования. Вследствие этого природопользование было расточительным и неэффективным. В большинстве регионов страны заметно ухудшилась экологическая обстановка, особенно в промышленных центрах.

Значительный переход к экономическим методам регулирования экологических проблем был сделан в нашей стране во второй половине восьмидесятых годов, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" (от 7.01.1988 г.). С этого момента начался новый этап формирования хозяйственного механизма природопользования. Он продолжался до начала девяностых годов и основной его чертой был переход от административно-командных к экономическим методам природопользования. Проводилась определенная подготовительная работа по переводу управления природопользованием на экономическую основу. В СССР создавались новые органы управления во главе с союзно-республиканским Государственным Комитетом по охране природы, имевшем разветвленную сеть региональных подразделений. Расширилась практика платного природопользования. В ряде регионов страны впервые стали формироваться специальные фонды охраны природы для целевого финансирования средств на проведение экологических мероприятий.

С 1991 года в хозяйственную практику вводилась плата за природные ресурсы с включением в себестоимость продукции затрат, связанных с использованием природного сырья, плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, осуществляемая за счет прибыли предприятий. Текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и т.п.), также включались в себестоимость продукции предприятий. За превышение предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС) предусматривалась плата в кратном размере по отношению к нормативному уровню. [3]

Зарубежный опыт экологического налогообложения

Одной из важнейших проблем современности является проблема загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и прочих результатов деятельности человека, что вызывает постоянно растущее в обществе беспокойство за последствия, которые становятся все более значительными. Это вызвало необходимость создания новых инструментов решения проблемы и их развитие во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономической.

В частности, это касается налоговых систем, в которые вносились изменения уже начиная с конца 80-х годов прошлого века, когда впервые была официально подтверждена необходимость введения так называемых экологических налогов по принципу «платит загрязнитель». Уже в начале 90-х годов ряд европейских стран включил в свои налоговые системы налоговые платежи на выбросы вредных веществ.

Сейчас в разных странах экологические налоги представляют собой совокупность определенных налоговых платежей зачастую схожих по своей природе и в зависимости от цели делятся на несколько групп:

1. Сборы, направленные на покрытие государственных расходов на природоохранную деятельность ( cost - covering charges ).

2. Стимулирующие сборы ( incentive charges ). Они направлены на стимулирование налогоплательщиков совершенствовать свою деятельность для минимизации наносимого окружающей среде ущерба.

3. Налоги, направленные исключительно на увеличение государственных доходов ( fiscal environment al taxes). [1]

В зависимости от сферы применения такие налоги делятся на энергетические ( energy taxes ), транспортные ( transport taxes ), на выбросы загрязняющих веществ ( taxes on pollution ) и на неэнергетические природные ресурсы ( taxes on non - energy natural resources ). В системах экологического налогообложения большинства стран можно встретить примеры налогов и сборов, относящихся ко всех вышеуказанным группам.

Примером страны, которая активно разрабатывает национальное законодательство в этой области, может служить Великобритания. В качестве основных инструментов природоохранной политики в сфере налогообложения можно выделить несколько особо важных налогов: к ним относятся сбор за изменение климата ( climate change levy ), налог на захоронение отходов ( landfill tax ), общий совокупный налог ( aggregate levy ) [2] . Рассмотрим их подробнее.

Сбор за изменение климата может оплачиваться двумя способами: по основным установленным законодательством ставкам и по тарифам платежа за использование углеводородного сырья ( carbon price support ). В первом случае объектами налогообложения являются электричество и газ (в киловатт-часах – кВтч) в том числе сжиженный попутный газ ( liquefied petroleum gas ), а также разные виды твердого топлива – бурый уголь, кокс и прочие (в килограммах – кг). При этом возможна уплата сбора как по основным ставкам, так и по льготным. Налогоплательщик использует основные ставки в том случае, если ведет бизнес в следующих секторах: промышленный, коммерческий, сельскохозяйственный, а также в оказании общественных услуг.

Льготные ставки могут быть использованы в том случае, если, например, его производство потребляет малое количество энергии, использует бытовое энергосбережение или является благотворительной организацией, занимающейся некоммерческой деятельностью. Вдобавок к этому, организация может применять пониженные ставки сбора, если использует энергоемкое производство и участвует в соглашении об изменение климата ( Climate change agreement ) с Агентством по охране окружающей среды.

Кроме льготного налогообложения предусмотрено также полное освобождение для организаций, использующих электричество, газ и твердое топливо, если выполняется одно или несколько из следующих условий:

1) данные источники энергии не будут использованы на территории Великобритании;

2) они используются в определенных процессах производства тепла и электроэнергии ( combined heat and power ), зарегистрированные в рамках программы обеспечения качества ( combined heat and power quality assurance );

3) они используются в целях производства электроэнергии на электростанциях мощностью от 2 МВт;

4) используются в качестве топлива для определенных видов транспорта.

Второй вид сбора за изменение климата представляет собой плату за выбросы при использовании углеводородного сырья ( carbon price support ) используется для владельцев электростанций или теплоэлектростанций. Данный вид сбора предусматривает стимулирование производителей электроэнергии таким образом менять свой процесс производства, чтобы снизить количество выбрасываемых парниковых газов.

Общий объем поступлений от данного вида сбора представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Объем поступлений от сбора за изменение климата

Великобритании за период 2015-2018 гг (млн £)

Сбор за изменение климата

Сбор за использование углеродов

Налог за захоронение отходов взимается, когда отходы утилизируются на площадках, имеющих специальное экологическое разрешение или лицензию соответствующих природоохранных органов.

Объектом налогообложения являются отходы, которые подразделяются на две группы: инертные ( inactive / inert waste ) и активные ( active waste ). Инертными признаются те отходы, которые не являются ни химически, ни биологически активными и не разлагаются (например, песок, щебень, бетон). Это имеет особо важное значение, поскольку инертные отходы, как правило, требуют более низких сборов за удаление, чем биоразлагаемые или опасные отходы. В связи с этим применяются две ставки данного налога – основные и пониженные (таблица 2).

Таблица 2 – Ставки налога за захоронение отходов в Великобритании

2018 (с 01.04.2018)

2019 (с 01.04.2019)

Основная ( £ за тонну)

Пониженная ( £ за тонну)

Налогоплательщиками являются владельцы свалок, которые имеют или должны иметь разрешение на утилизацию (с 01.04.2018 налогом облагаются также те площадки, которые не являются окончательно санкционированными). Кроме пониженных ставок также существуют операции по утилизации материала, которые не облагаются вовсе: это касается деятельности по добыче полезных ископаемых, организации кладбищ для животных использования неактивных отходов для заполнения карьеров и прочей установленной законодательством деятельности.

Изначально налог вводился с целью снижения количества производимых отходов и стимулирования разработки более экологически чистых способов утилизации, а также использования повторной переработки. За последние годы количество отходов существенно снизилось и продолжает снижаться – это касается как облагаемых, так и необлагаемых объектов [3] .

Совокупный налог был введен ради снижения спроса на песок, камень, гравий и щебень путем увеличения их цены, и как следствие – стимулирования использования вторичных переработанных материалов. Объектом обложения являются камень, гравий или песок, вместе с любыми веществами, включенными в их состав или естественным образом смешанными с ними, включая всевозможные каменные отходы, обрезки и некондиционные материалы.

Ставка налога составляет £2 за тонну материала. Налоговые льготы могут быть применены в случае, если эти материалы экспортируются или же используются в некоторых промышленных или сельскохозяйственных операциях. А полное освобождение от налога можно получить в том, случае, если используемые объекты имеют в своем составе определенную долю или же полностью состоят из веществ, установленных специальными нормативными документами 2 .

Довольно действенным оказалось и налоговое законодательство в области транспорта: сниженные ставки налога на регистрацию автомобилей с низкими показателями выбросов углекислого газа и сниженные пошлины на дизельное топливо определенно оказали нужное влияние. За последние 10 лет количество зарегистрированных автомобилей с дизельным двигателем увеличилось в пять раз в то время, как потребление бензина сократилось на 46% – как следствие снизилось количество выбросов CO 2 в атмосферу.

Иными словами, все выше перечисленные налоги выполняет не только фискальную, но и стимулирующую функцию – комплексный подход к использованию налоговых инструментов для защиты окружающей среды в Великобритании весьма эффективен.

Также интересную систему экологического налогообложения можно наблюдать в Канаде, где система налогового экологического законодательства делится на федеральную и региональную.

Наиболее сложную систему имеет система топливного налогообложения ( fuel consumption taxes ). Ее регулирование осуществляется сразу на трех уровнях: федеральном, региональном и местном – уплата налога гражданами зависит от их места жительства. Существует три вида налогов на топливо – фиксированный налог ( fixed tax ), налог с продаж ( sales tax ) и налог на углероды ( carbon tax ) [4] .

Фиксированный налог представляет собой акцизный налог, взимаемый по единой ставке 10 центов за литр бензина (действует с 1995 года) и 4 центов за литр дизеля (действует с 1987 года). Мазут, природный газ и пропан освобождены от этого налога.

Правительства провинций также собирают налоги на бензин, и они значительно различаются в зависимости от провинции. Наконец, три муниципалитета в Канаде (Ванкувер, Виктория и Монреаль) также применяют налоги на бензин.

Налог с продаж основан на проценте от розничной цены. Федеральный налог взимается с сырой нефти, расходов на переработку и маркетинг и маржи, федерального акцизного налога и провинциальных дорожных налогов. Ставки налога представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ставки регионального налога с продаж на топливо в Канаде

Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Нью-Брансуик

Углеродные налоги предполагает обложение налогом в зависимости от содержания углерода в используемом топливе и влияют на ценообразование. Провинциям и территориям Канады разрешено регулировать систему цен, в том числе при помощи данного налога, в зависимости от их внутренних региональных потребностей.

В случае отсутствия провинциальной системы федеральный Закон о ценах на выбросы парниковых газов (GHGPPA) вводит регулирующий сбор, который применяется только к провинциям и территориям, чья система ценообразования на углерод не соответствует федеральным требованиям.

В некоторых провинциях Канады также присутствует налог на захоронение отходов – он может быть составным или фиксированным. Например, в Квебеке провинциальный сбор за захоронение отходов включает в себя основную часть сбора и так называемый временный сбор, который устанавливается на определенный период и который направляется на развитие инфраструктуры переработки органических отходов, а в Манитобе взимается только фиксированный сбор.

Разветвленную систему экологических налогов также имеет Япония. Необходимость компенсации производителями-загрязнителями наносимого вреда окружающей среде была закреплена на законодательном уровне еще в 1970 г в законе «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха».

Платежи за загрязнение водоемов, которые представляют собой не налоги и сборы, а штрафы, размер которых будет зависеть от степени загрязнения. В Японии также существует плата за загрязнение воздуха и за шумовое загрязнение, и предусмотрены специальные надбавки к налогам за опасные производства и товары, платежи за выбросы сверх установленных норм двуокиси серы.

К экологическим налогам в данной стране также относятся энергетические налоги, к числу которых относятся налоги на бензин ( Gasoline Tax ) и местный налог на бензин ( Local Gasoline Tax ), на нефть, нефтепродукты и газ ( Oil and Gas Tax ), на дизельное топливо ( Diesel Oil Delivery Tax ), на авиатопливо ( Aviation Fuel Tax ), на керосин и уголь ( Petroleum and Coal Tax ) и в качестве дополнительного платежа, учитывающего выбросы CO 2 налог на изменение климата ( Tax for Climate Change Mitigation ), введенный с 2012 года и налог на электроэнергию ( Electric Power Development Promotion Tax ) [5] . При этом в 2011 году был введен закон о возобновляемых источниках энергии с целью стимулирования потребителей использовать энергию, получаемую из возобновляемых источников, а в 2012 году были введены специальные налоговые льготы для налога на энергоносители.

Еще одной группой экологических налогов являются транспортные налоги. К таким относятся:

· налог на объём выхлопа ( Automobile Tax ), которым облагается определенный объем выбросов в год, исходя из характеристик автомобиля;

· налог на вес автомобиля ( Motor Vehicle Weight Tax ), которым облагается автотранспорт исходя из его веса, а также назначения (для частного использования или для организаций). В рамках этого налога существует налог на легковые автомобили и мотоциклы ( Light Vehicle Tax ), который регулируется на уровне муниципалитетов. Отнесение автомобиля к той или иной категории по данному налогу происходит при постановке на учет;

· налог на приобретение автомобиля ( Automobile Acquisition Tax ), который взимается в процентах от стоимости приобретения и в зависимости от назначения.

Все экологические налоги относятся к группе налогов на потребление ( Consumption taxes ), общий объем поступлений от них составляет около одной трети налоговых поступлений. В таблице 10 приведен объем поступлений по некоторым налогам, данные по которым предоставлены Министерством финансов Японии [6] .

Зарубежная практика применения экологических налогов доказывает, что в большинстве стран, несмотря на специфику их территорий, в своих системах экологического налогообложения используют несколько общих направлений налогообложения: налоги на использование углеродов, налоги на изменение климата (к ним же относятся налоги на выбросы парниковых газов), топливные налоги, энергетические, транспортные и другие. Дальнейшее изучение механизма совершенствования действия этих систем позволит в будущем развивать более эффективную общую систему экологического налогообложения не только в отдельных странах, но и во всем мире.

4. Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . gov . uk / green - taxes - and - reliefs

5. Ministry of Finance Japan . [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . mof . go . jp / english / sitemap . htm

6. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan. Environment and Economy Division Ministry of the Environment. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . env . go . jp / en / policy / tax /20170130_ greening . pdf

[2] Environmental taxes, reliefs and schemes for businesses. [Электронный ресурс] Режим доступа: https :// www . gov . uk / green - taxes - and - reliefs

Экологический налог в России с 2021 года закрепляется в Налоговом Кодексе РФ. Он распространяется на те субъекты хозяйственной деятельности, которые наносят ущерб окружающей среде. Из этого правила есть исключение. Ниже о том, кого коснутся изменения, по каким ставкам им придется уплачивать налоги, и кто исключен из-под налогообложения.

Содержание

  1. Кто будет платить экологический налог?
  2. Что признаетсяобъектом налогообложения?
  3. С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?
  4. Как рассчитывать и платить экологический налог?
  5. Сроки уплаты экологического налога
  6. Штраф за неуплату эконалога
  7. Заключение

Кто будет платить экологический налог?

Он распространяется на организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, занимающиеся хозяйственной и другой деятельностью в России, из-за которой причиняется вред окружающей среде.

Для справки! Изначально планировался новый экологический налог с 1 января 2019. Затем проект предусматривал его введение через год. Переходной период рассматривается до 1 января 2021 года.

На практике это означает, что налог придется уплачивать всем, кто образует отходы. Исключение делается для твердых коммунальных отходов (ТКО/ТБО). За их утилизацию население уплачивает плату региональным операторам. А вот с них и будет взыматься налог в бюджет государства.

Кроме этого, экологический налог не должны уплачивать субъекты предпринимательской деятельности, а также физические лица, деятельность которых:

  1. Не загрязняет окружающую среду, они не находятся на учете в природоохранных ведомствах, например, в Росприроднадзоре;
  2. Реализуется на объектах IV категории;
  3. Образует исключительно ТКО.

Указанную IV категорию нужно подтверждать документально. Для этого необходимо получить свидетельство о постановке на учет.

Территориальные налоговые органы самостоятельно ставят на учет все субъекты хозяйственной деятельности, которые подпадают под экологическое налогообложение. Предпринимателям не нужно дополнительно заниматься этим вопросом, идти и подавать заявления в ФНС.

Что признается объектом налогообложения?

Таким объектом признается загрязнение окружающей среды, которое произошло в результате:

  1. Выбросы загрязнений в атмосферу;
  2. Слив в водоемы сточных вод, если в их составе есть загрязняющие вещества;
  3. Образования и обращения с отходами I-V класса опасности.

Из объектов налогообложения исключается загрязнение окружающей среды, если:

  1. Деятельность финансируется государственным бюджетом любого уровня;
  2. Образуются отходы на объектах, которые не причиняют вреда природе;
  3. Отходы после накопления отходов утилизируются в течение 11 месяцев с момента образования.

Во втором случае потребуется официальное заключение. Для этого понадобится экспертиза, согласование с местным природоохранным ведомством, получение от него соответствующего документального подтверждения.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Как рассчитывать и платить экологический налог?

Периодом для уплаты экологического налога является 1 год. Его размер рассчитывается для каждого объекта посредством умножения налогооблагаемой базы, предусмотренной ставки и соответствующих коэффициентов. Полученные результаты по каждому объекту суммируются.

Законодатель обязывает в течение года вносить авансовые платежи по экологическому налогу. От этой обязанности освобождаются субъекты, применяющие спецрежимы. Авансовые платежи вносятся ежеквартально в размере 25% от уплаченного налога за предыдущий период. По итогам периода доплачивается разница фискального сбора между периодами (текущим и предыдущим).

Уменьшить размер налога можно на размер затрат, которые пошли в связи с мероприятиями, целью которых было уменьшение вредного воздействия на окружающую среду. Эти расходы обязательно подтверждаются документально.

Сроки уплаты экологического налога

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Штраф за неуплату эконалога

Если налог не уплачен, на субъект хозяйственной деятельности накладывается штраф:

  1. В размере 20% от неуплаченной суммы – за неумышленную просрочку;
  2. В размере 40% от неуплаченной суммы – за умышленные действия. Также начисляется неустойка.

Если сумма несвоевременно уплаченных фискальных сборов превысила 5 млн р. за 3 года, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. Размер неустойки составляет 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка за каждый день существования задолженности.

Заключение

Экологический налог – это плата за недобросовестную утилизацию отходов, отсутствие эффективных мероприятий, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Их внедрение позволит снизить налогооблагаемую базу, что сразу решает две проблемы – уменьшает фискальные платежи и повышает экологическую эффективность предприятия.

Читайте также: