Египетский фараон хотел обложить налогом фермеров

Опубликовано: 11.05.2024

Автор: Евгений Сивков

Нам в школе как-то странно преподают историю. Например, что мы знаем о Древнем Египте? Там строили пирамиды, верили в богов с головами животных, торжественно хоронили мумии кошек и крокодилов, плавали по Нилу на каких-то странных баржах, правили тамошним народом фараоны, и на всех фресках люди изображались почему-то исключительно в профиль. Да, ещё там писали при помощи иероглифов. И так – три тысячи лет подряд. А вот как тогда была устроена налоговая система? Каким образом фараоны на протяжении тысячелетий держали в покорности народ, проводили завоевательные походы, строили храмы и пирамиды? Откуда они брали на это деньги? И почему эта система в один прекрасный момент перестала работать? Попробуем разобраться. Может быть, обнаружим полезную для себя информацию.

Контроль и учёт

Оказывается, насчёт контроля и учёта первым сказал вовсе не великий Ленин. Это правило придумали в глубокой древности налоговики в Египте. До нас дошло множество записей на листах папируса, на которых проводился учёт земельных участков. На некоторых из них ставились три цифры: площадь участка, норма исчисления налога с единицы площади и общая сумма сбора. Если земля не возделывалась – на папирусе писали две цифры. Таким образом, учитывался фискальный резерв. Для разных форм собственности на землю применялись и разные виды учётных записей. Дело в том, что большая часть земли в Египте находилась в собственности государства (фараона), но до трети земли принадлежала храмам. Большая часть этих земель возделывалась крестьянами-арендаторами. Основным предметом контроля было определение владельца и площадей участков. Для этого была налажена система межевания земель. Раз в два года специальные чиновники проводили межевание, уточнённые данные затем вносились в учётные записи.

Контролёры – не под контролем

Интересно, что большую часть своей истории налоговая система Египта опиралась на принципы сбора дани. Размер дани в отличие от более прогрессивных налоговых систем опирался на субъективные критерии, налогооблагаемая база определялась «на глазок». Примерно так же, как это делают современные рэкетиры, абсолютно произвольно устанавливая плату за крышевание бизнеса. Чиновники в Древнем Египте фактически были такими рэкетирами, бандитами на службе государства. Правда, они несли персональную ответственность за выполнение налоговых планов. Но размер дани они устанавливали по собственному усмотрению. Кстати, сами они (как и судьи) от уплаты налогов были освобождены.

Как проводился сбор налогов с урожая. Чиновник делал соответствующие учётные записи, а затем следил за тем, чтобы налог (он взимался в натуральной форме, то есть зерном) был уплачён в полном объёме. И не важно, какой в этом году был урожай. Ставка налога от этого не менялась. С такой-то площади – столько-то мер зерна, и точка. Сбор урожая проводился под неусыпным наблюдением сборщика налогов. Затем весь собранный урожай перевозился в государственные или храмовые хранилища, там зерно взвешивали, государственную долю оставляли в хранилище, а налогоплательщик получал обратно долю урожая, превышавшую налоговую норму. Если эта доля, конечно, оставалась. Все стадии сбора налогов фиксировались документально.

Ещё одной важной отраслью экономики Египта издавна было скотоводство. Разведение коров и овец издавна практиковалось в долине Нила. Налоговые чиновники Египта поставили под контроль и этот вид деятельности. Каждые два года в стране проводилась всеобщая перепись скота. По её итогам составлялись учётные документы, а животных клеймили. В Древнем Египте взимался и налог с имущества. Для этих целей проводилась опись буквально всего, что налоговые инспекторы обнаруживали в крестьянских хижинах. Чиновник мог, к примеру, строго наказать семью, если обнаруживал, что хозяйка для приготовления обеда использовала неучтённое растительное масло.

Переписывалось не только имущество, учёту подлежали не только зерно и скот. В Египте регулярно проводились переписи населения. Отдельно учитывалось население трудоспособное. Для организации общественных работ требовалось точно знать, какова численность рабочей силы может быть предоставлена той или иной территорией (территориальные единицы Древнего Египта назывались номами).

Упадок и разрушение

История Древнего Египта знала взлёты и падения. В XVIII веке до н.э. в стране вспыхнуло восстание, вызванное безжалостными действиями налоговых чиновников. Возмущённые крестьяне врывались в государственные учреждения и сжигали учётные записи. В XVI веке до н.э. страну завоевали кочевники-гиксосы, после чего государство на протяжении 150 лет пребывало в хозяйственном и политическом оцепенении. Фараон-реформатор Эхнатон в XV веке до н.э. попытался ввести монотеизм. Он закрыл храмы многочисленных звероголовых богов и заставил поклоняться египтян солнцу. После его смерти жрецы восстановили поклонение Амону, Осирису и прочим Исидам. А заодно они восстановили отменённые Эхнатоном налоговые льготы. Именно таким льготам посвящена надпись на знаменитом Розеттском камне, который был использован для расшифровки египетских иероглифов.

Для того чтобы пополнить казну (из-за налоговых льгот для храмов государство недополучало около 1/3 доходов) в XIV – XIII веках до н.э. великие фараоны-полководцы Тутмос III и Рамсес XII провели блестящие завоевательные походы. Были покорены Иудея, Финикия, Сирия, часть Аравии, Ливии и Эфиопии. Но не тут-то было: неэффективная система сбора налогов и чудовищная коррупция налоговиков и судей Древнего Египта привели к тому, что фараоны не смогли удержать завоёванное. Вначале египтянам дали отпор хетты, а затем ассирийцы и вавилоняне совершали завоевательные походы уже непосредственно в дельту Нила. Наконец, Египет был завоёван персами. Напрасно фараоны пытались изменить ситуацию. Все попытки обуздать жадность жрецов успеха не приносили. Фараоны, пытавшиеся отменить налоговые льготы храмам, внезапно умирали при самых загадочных обстоятельствах. Чиновников, которые были уличены в получении взяток, фараоны высылали на Аравийский полуостров (такая египетская Колыма), предварительно отрезав им носы. Количество безносого населения в Аравии не убывало десятилетиями – египетские чиновники готовы были рискнуть самой выдающейся частью тела, но не переставали брать взяток.

В конечном итоге в IV веке до н.э. Египет попал под власть эллинистической династии Птолемеев, родоначальник которой был полководцем в войске Александра Македонского.

Новые времена – старые нравы

Администрация Птолемеев установила в Египте жёсткий экономический режим. Он опирался на труд рабов и свободных арендаторов. Государство облагало население многочисленными налогами и владело различными монополиями. Налогов в эллинистическом Египте было великое множество. Налог с урожая зерна в размере 1/16 его стоимости взимался теперь как в натуральной, так и в денежной форме. Урожай винограда облагался налогом по ставке 33 %. Акциз с вина, ввозимого в страну, взимался в том же размере. Налог с продаж составлял 10 % от стоимости товара. Оптовые сделки (в том числе по импорту-экспорту) облагались налогом в 2 %. Пятипроцентным налогом облагалась аренда помещения. А ещё чиновники Птолемеев додумались до взимания транспортного налога. Поскольку главным видом транспорта в Египте был речной – специальные чиновники во всех гаванях контролировали пассажирские перевозки и взимали налоги с каждого пассажира. При этом учитывался вид деятельности всех пассажиров речного судна с учётом доходности того или иного ремесла. Так, проститутки платили в 20 раз больше, чем, например, матросы.

А ещё Птолемеи взимали со своих подданных специальный сбор за пропуск в пустыню. Наверное, попытка человека удалиться за пределы плодородной долины Нила в бесплодную пустыню казалась чиновникам настолько подозрительной, что они на всякий случай решили брать за реализацию столь странных желаний деньги. Перечислить все сборы и налоги, существующие в эллинистическом Египте, практически невозможно. Изобретательность чиновников была воистину безгранична: сборы на содержание общественных бань, на строительство военного флота, на содержание врачей и чиновников – за всё это должен был платить налогоплательщик. Система сбора налогов также претерпела некоторые изменения. Теперь этим ведали не фискальные чиновники, а откупщики. Это были, как правило, богатые частные лица. И государство буквально заставляло их брать на себя функции по сбору налогов. За невыполнение плана откупщик отвечал всем своим имуществом и даже свободой. Такие сборщики старались изо всех сил. Кроме того, в эллинистическую эпоху в Египте была внедрена система доносительства на неуплату налогов. Фискалы следили за своими соседями не бескорыстно. Они получали от государства долю от полученных при их помощи недоимок. Кстати, в современных США эта египетская система работают весьма эффективно. Американским налоговым стукачам государство платит 25 % от суммы взысканных налогов.

Плюс государственные монополии: на добычу различных полезных ископаемых, на ввоз и вывоз отдельных товаров, на финансовую и кредитную деятельность (банковская сфера). Абсолютный, всеобщий, тотальный контроль.

Хлеб всему голова

Но, несмотря на всё разнообразие налогов династии Птолемеев, главным продуктом экономики Египта, как и раньше, оставался хлеб. Производство зерна (пшеницы и ячменя) по-прежнему давало государству основную часть доходов. Система учёта сельхозугодий заботливо сохранялась чиновниками Птолемеев и продолжала совершенствоваться. В учётных записях того времени земли классифицируются по таким параметрам, как их качество, характер орошения, видам возделываемых сельскохозяйственных культур, по виду имущественных прав на участок. Собранный урожай, как и прежде, свозили в государственные хранилища. Но в эпоху Птолемеев была введена одна интересная новинка. Теперь урожай оценивался по твёрдой цене, размер которой устанавливало государство. Так что продразвёрстку тоже придумали задолго до большевиков. Наверное, Ленин и Троцкий хорошо изучили в гимназии историю Древнего Египта.

Тотальный конец

Завершая разговор о Древнем Египте, мы не случайно упомянули имена большевистских лидеров. Египет фактически был первым в мире тоталитарным государством. Полный государственный контроль над частной жизнью граждан, вмешательство государство во все без исключения экономические отношения, жесточайшая ответственность за неисполнение государственного задания – Ленин ничего нового не придумал, всё это уже было когда-то в стране фараонов.

А ещё египетское прошлое и российское настоящее объединяет тотальная, всеобщая и свирепая коррупция.

Египетская государственность, насчитывающая не одну тысячу лет, потерпела крушение как раз из-за этого социального зла. Взяточничество чиновников привело к тому, что в казне не стало хватать денег на исполнение важнейших государственных функций, а измученное произволом чиновников население не встало на защиту воровского государства, когда заморские завоеватели аннексировали Египет.

В 31 году до н.э. император Октавиан Август превратил Египет в провинцию Рима. Население не возражало.

Кстати, у России сегодня тоже имеются заморские противники. И с коррупцией у нас имеются серьёзные проблемы.

В эпоху агрессивной экспансии исламского экстремизма такой исторический пример тоже нельзя считать бесполезным.

Почему египетские фараоны женились на своих дочерях?

Исчезнувшая цивилизация Египта оставила после себя массу артефактов: памятников архитектуры, произведений живописи и монументального искусства, мумифицированных тел людей и животных, множество иероглифических текстов на камне и свитках папируса.

Трудности перевода

Египетские иероглифы появились в IV тысячелетии до нашей эры и использовались на протяжении 3500 лет. Система письма была настолько сложной, что исследования долгое время не давали результатов. Лишь в 1822 году, через два десятилетия после открытия Розеттского камня, содержавшего текст, дублированный на трёх языках, Франсуа Шампольон подобрал ключ к расшифровке египетской иероглифографии. Тем не менее чтение каждого нового текста
Требовало кропотливой работы и не всегда давало однозначные результаты.
Начав заниматься переводом многочисленных записей в усыпальницах, на монументах и барельефах, египтологи с удивлением обнаружили, что в жизнеописаниях разных фараонов термин «сестра» часто встречается там, где по смыслу полагается быть термину «жена». Продолжив исследования, учёные узнали, что мать фараона Хеопса и жена основателя IV династии правителей Египта Снофру была последнему родной сестрой. Фараон Хафра, сын Хеопса, был женат на Мересанх III, внучке Хеопса. Фараон V династии Неферефра, как и Снофру, женился на родной сестре. Супруга же фараона Хасехемуи, вообще, приходилась ему родной дочерью.
Быть может, близкородственные термины употреблялись хронистами в переносном смысле, чтоб подчеркнуть трепетное отношение к избраннице, то, что родство с ней возводилось в разряд кровного? У египтян действительно были в ходу определения вроде «сестра моего сердца», но, согласитесь, это никак не объясняет женитьбы на собственной дочери.

Брак по-братски

Чтоб разобраться с этим вопросом, стоит подробнее взглянуть на отношение древних египтян к сексу вообще и к супружеству — в частности. Большинство браков являлись моногамными. Привилегией иметь нескольких законных жён обладали фараоны, причём в этом египетском гареме роль «любимой жены», как правило, исполняла близкая родственница. Нужно отметить, что упоминания о двух или трёх благоверных у людей невысокого происхождения тоже встречаются, хотя и нечасто. Похоже, число жён регламентировалось не статьями закона, а решением членов конкретной семейной ячейки. Супружеские измены, видимо, большим грехом не считались, а незаконнорожденные дети не определялись во «второй сорт».
Отношение к сексу у жителей Египта тоже было весьма свободным. Их мифы изобилуют всеми видами плотской любви. Активную половую жизнь египтяне собирались вести и после смерти, поэтому прикрепляли искусственные пенисы к мужским мумиям и соски — к женским.
Исследователи не смогли обнаружить упоминаний о каких-то особых свадебных ритуалах, женщина просто переходила в дом мужа и становилась замужней. Широкое распространение имела практика заключения пробных браков на год.
Юридически мужчины и женщины были практически равны. Составляемый брачный контракт оговаривал, что из имущества останется женщине и детям в случае развода, мужчина же был обязан выплачивать бывшей «алименты». Развод, кстати, тоже могла инициировать женщина.
Стоит оговорить и ещё одно очень важное обстоятельство (возможно, здесь кроется секрет тяги фараонов к женитьбе на дочерях и сёстрах): именно по женской линии велась родословная и именно дочери считались законными наследниками семейного имущества. Ведь если в отцовстве можно было и усомниться, то материнство никаких сомнений не вызывало.
Между тем государством управляли мужчины и делегировать своё право женщинам не собирались. Возникала досадная закавыка, к решению которой фараоны подошли оригинально. Они легитимировали своё право на престол через женщин. Женившись на сестре или дочери, они упрочивали своё царское положение и гарантировали все законные права своим будущим детям.
Звучит как бред, но не для фараонов. Тем более что подобная идея красной нитью проходит и сквозь египетские мифологемы. Так, два чрезвычайно значимых божества — Осирис и Сет, будучи братьями, женятся на своих сёстрах — Исиде и Нефтиде, причём считается, что близнецы Осирис и Исида полюбили друг друга ещё в чреве своей матери Нут. Позже они стали первыми царями Египта, заложив фундамент неестественной брачной традиции. Отныне фараоны заключали брак с сёстрами по примеру богов, а значит, по высшей божественной воле.

Сам себе дедушка

Ещё одним предположением части египтологов было то, что «любимые жены» фараонов, как правило, сёстры и часто старшие, были лишь «парадными генералами», нужными для соблюдения обычая, а здоровых детишек египетским монархам рожали прочие супруги и наложницы, не связанные с «наместником бога» узами кровного родства.
Однако эту идею опровергают генетические исследования мумифицированных останков древних правителей Египта. Одним из объектов таких изысканий стала мумия Тутанхамона, последнего представителя XVIII династии Нового царства, жившего больше 3000 лет назад. Его великолепно сохранившаяся гробница была найдена археологом Говардом Картером в 1922 году. Захоронение, кроме саркофага с мумией и великолепной золотой маской, содержало множество произведений искусства и предметов быта. Открытие стало настоящей сенсацией и предоставило потрясающие возможности для самых разных исследований.
Тутанхамон, изначально звавшийся Тутанхатоном, был сыном Эхнатона, десятого фараона XVIII династии, и одной из его родных сестёр. Эхнатона знают как реформатора, попытавшегося совершить переворот в религиозной практике Египта, введя монотеизм, и сделав верховным божеством страны бога Атона. После смерти фараона-бунтаря трон дважды переходил из рук в руки, пока не достался десятилетнему Тутанхамону. При царствовании мальчика реформы его отца были аннулированы, Амон вернулся на вершину пантеона, а сам Тутанхатон («Живое воплощение Атона») стал воплощением Амона.
Мальчика женили на Анхесенамон, дочери его отца и знаменитой Нефертити. Со временем у супружеской четы родились две мёртвые дочери. Их мумии обнаружены в могильнике Тутанхамона. Сам Тутанхамон умер в возрасте 19 лет. Предполагая причины его смерти, египтологи не пришли к однозначному выводу.
В 2010 году были обнародованы результаты ДНК-исследований мумии Тутанхамона и найденных останков его родственников. Уровень современной медицины даёт возможности сделать вывод: родители 19-летнего фараона действительно были единокровными братом и сестрой. Эхнатон сам имел генетические отклонения и передал недуги сыну. Тутанхамон страдал некрозом костей стоп, косолапостью и не мог передвигаться без трости. Более 130 богато украшенных тростей было найдено в его гробнице.
Кроме проблем с ногами фараон имел «волчью пасть» (расщепление верхнего неба) и совершенно женскую широкобедрую фигуру, что говорит о нарушении гормонального баланса. Косвенно подтверждает наличие серьёзных генетических отклонений у детей Эхнатона и то, что Тутанхамон и его сводная сестра Анхесенамон дважды произвели на свет мертворождённых детей. Кстати, по ряду исследований, до брака с Тутанхамоном Анхесенамон была замужем за своим отцом и свёкром Эхнатоном. Хотя адекватно определить родственные связи здесь, пожалуй, невозможно.

Дорогие и другие

Так почему же фараоны не боялись близкородственных браков?
Конечно, эпоха египетских царств отстоит от нашего просвещённого века на тысячелетия, и можно предположить, что Хеопсы и Аменхотепы просто не догадывались о генетических уродствах, которыми чреваты многочисленные браки с близкими родственниками. Впрочем, у других народов на подобные связи со времён не менее давних, чем египетские, накладывалось очень жёсткое табу. Для египтян, разбиравшихся в медицине гораздо лучше многих современников, подобная неосведомлённость или беспечность по крайней мере странна.
Остаётся предположить, что опасностью родить больных детей они сознательно пренебрегали ради сохранения власти и влияния. Ведь не шокируют же нас бесконечные близкородственные браки между членами монарших династий Европы и России или знаменитая челюсть Габсбургов как продукт многовекового инбридинга, призванного не допустить утекания богатств и владений за пределы семьи.

Журнал: Загадки истории №48, ноябрь 2020 года
Рубрика: Евгений Зимин
Автор: Дворцовые тайны

Геометрические формы в искустве

Геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук. Геометрия—наука о формах, размерах и границах тех частей пространства, которые в нем занимают вещественные тела. Таково классическое определение геометрии, или, вернее, таково действительное значение классической геометрии. Однако современная геометрия во многих своих дисциплинах выходит далеко за пределы этого определения. Развитие геометрии принесло с собой глубоко идущую эволюцию понятия о пространстве. В том значении, в котором пространство как математический термин широко употребляется современными геометрами, оно уже не может служить первичным понятием, на котором покоится определение геометрии, а, напротив, само находит себе определение в ходе развития геометрических идей. Сначала геометрия была интуитивной. Это означает, что факты признавались существующими без попытки доказать это или продемонстрировать, что это действительно так. Но в 600 году до н.э. греческий ученый Фалес развил идею, что должны существовать пути, доказывающие, что геометрические факты истинны. В геометрии такая истина называется теоремой. Фалес открыл доказательства теорем, которые люди принимали на веру до этого времени. Это послужило началом доказательной геометрии. Элементарная геометрия делилась на две части: плоскостная геометрия и геометрия тел. В плоскостной геометрии рассматривались предметы, существующие в плоскости. У них было только два измерения: длина и ширина. Геометрия тел — геометрия трех измерений. Она имеет дело с предметами, обладающими длиной, шириной и высотой. Это такие предметы, как конусы, сферы, цилиндры и так далее. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. Все это способствовало формированию и накоплению геометрических сведений. За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, но они не были еще систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов, например, правил нахождения площадей фигур, объемов тел, построение прямых углов и т.д. Не было еще доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории.

Гипотеза: геометрия и искусство постоянно взаимодействуют друг с другом. Объектом исследования данной работы является геометрия в искусстве и архитектуре. Предметом изучения являются способы геометрических построений в архитектуре и искусстве.

Методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ.

Рассмотреть историю возникновения и развития геометрии;

Ознакомится с сущностью геометрических законов, пропорций и их использования в архитектуре и живописи;

Рассмотреть использование геометрических форм в различных стилях искусства.

Выявить взаимосвязь свойств архитектурных сооружений и изобразительного искусства с геометрическими формами.

История возникновения геометрии

Геометрия с практической точки зрения - это потребность измерять формы. Считается, что геометрия впервые стала важной, когда Египетский фараон хотел обложить налогом фермеров, которые выращивали урожай вдоль реки Нил. Чтобы вычислить правильную сумму налога, люди фараона должны были измерить количество обрабатываемой земли.

Около 2900 лет до нашей эры была построена первая египетская пирамида. Знание геометрии было необходимо для построения пирамид, которые состояли из квадратного основания и треугольных граней. Самая ранняя запись формулы для вычисления площади треугольника датируется 2000 годом до нашей эры. Египтяне и вавилоняне разработали практическую геометрию для решения повседневных проблем, но нет никаких доказательств того, что они логически выводили геометрические факты из основных принципов.

Именно греки 600 600 – 400 400 лет до нашей эры разработали принципы современной геометрии. Фалес Милетский изучил подобные треугольники и написал доказательство того, что соответствующие стороны подобных треугольников пропорциональны.

Пифагор ( 569−475 лет до н. э.)

Следующим считается Пифагор. Пифагор был первым математиком, логически выводящим геометрические факты из основных принципов. Пифагор основал братство под названием "пифагорейцы", которые преследовали знания в математике, науке и философии. Некоторые люди считают пифагорейскую школу местом рождения разума и логической мысли. Наиболее известным и полезным вкладом пифагорейцев была теорема Пифагора. Теория гласит, что сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату гипотенузы.

Евклид Александрийский ( 325−265 лет до н. э.)

Евклид Александрийский считается “отцом современной геометрии”. Евклид ввел математическую строгость и аксиоматический метод, все еще используемый сегодня. Его книга “Начало”, написанная около 300 лет до нашей эры, считается самым влиятельным учебником всех времен и народов. Книга "Начало" была известна всем образованным людям на западе до середины 20-го века. Евклид изобрел 23 23 определения, 5 5 постулатов и 5 5 аксиом.

Аксиома - это утверждение, которое принимается без доказательств. Как только он доказал свое первое утверждение, на его основе он доказал второе, затем третье и т. д. Этот процесс известен как аксиоматический подход . Элементы Евклида составляют основу современной геометрии, которая преподается сегодня в школах, колледжах и университетах.

Рене Декарт ( 1596−1650 )

До появления Рене Декарта в геометрии не было крупных изменений. Декарт объединил алгебру и геометрию для создания аналитической геометрии. Аналитическая геометрия, также известная как координатная геометрия, включает размещение геометрической фигуры в системе координат для иллюстрации доказательств и получения информации с использованием алгебраических уравнений.

Карл Фридрих Гаусс ( 1777−1855 )

Следующее большое развитие в геометрии пришло с развитием неевклидовой геометрии. Карл Фридрих Гаусс изобрел неевклидову геометрию, не основанную на постулатах Евклида. Параллельный постулат гласит, что через заданную точку на прямой есть одна и только одна прямая, параллельная этой линии. Неевклидова геометрия задала математическую основу для теории относительности Эйнштейна

Симметрия в живописи и архитектуре.

В геометрических орнаментах всех веков запечатлены неиссякаемые фантазия и изобразительность художников и мастеров, чьё творчество было ограничено жёсткими рамками, установленными неукоснительным следованием принципам симметрии. Трактуемые несравненно шире идеи симметрии нередко можно встретить в живописи, скульптуре, музыке и поэзии. Во многих случаях именно язык симметрии оказывается особенно пригодным для обсуждения произведений искусства, даже если последние отличаются отклонениями от симметрии или их создатели стремились умышленно её избежать.

Симметрия в живописи.

Огромное влияние симметрии в живописи. На рисунках хорошо видна симметрия. Различные фигуры, чаще симметричные, используются для составления орнаментов в народном творчестве.

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

hello_html_57812fea.jpg

Симметрия в архитектуре

Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Архитектура сопровождает человечество на всем его историческом пути. Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.

Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности – ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным.

Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Исследуя различные фотографии, я сделала вывод, что использование симметрии в конструкциях зданий, симметричных элементов в отделке, а также симметрично расположенные строения создают красоту и гармонию.

Композиция здания. Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией .

hello_html_m795057bd.jpg

Например, собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это композиция из десяти различных храмов, каждый храм геометрически симметричен. Однако собор как целое не обладает ни зеркальной, ни поворотной симметрией. Архитектурные формы собора как бы накладываются друг на друга, пересекаются, поднимаются, и завершаются центральным шатром.

Золотое сечение в живописи и архитектуре.

Золотое сечение – это правило общей пропорции, которая создает универсальную композицию. Математики называют её формулой божественной гармонии или асимметричной симметрией.

Признано считать, что ЗС пришло к нам еще с древней Греции, но есть и такое мнение, что его греки подсмотрели у египтян. Если проанализировать архитектуру Египта того времени, можно чётко проследить соблюдение математической гармонии. Необычные свойства числовой зависимости стали причиной мистического отношения к золотому сечению: практически все живые организмы можно привести к принципу числовой зависимости. Например, тело человека, количество семечек в подсолнухе, структуру ДНК, произведения искусства и вирусную бактерию; данная зависимость чисел характерна только для биологических существ и кристаллов, все остальные неживые объекты природы крайне редко обладают золотой пропорцией; именно математическая пропорция в строении биологических объектов оказалась оптимальной для выживания.


hello_html_3229a8c8.jpg

Идеальный пример ЗС в природе — раковина морского моллюска

Золотое сечение представляет собой деление отрезка на две неравные части. Оно производится таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего отрезка. Для рисунка 1 пропорция может быть записана следующей формулой: a:b=b:c.

hello_html_m72e830e7.jpg


Рисунок 1. Золотое сечение на примере отрезка.

Налоги древнего Египта

Сборщик налогов древнего Египта

Строительство пирамид Древнего Египта и развитие сельского хозяйства создало необходимость возникновения сильной экономики. Рабочие требовали оплаты их труда, которое выражалось не только в монетах из драгоценного металла, но и обычном пайке.

Идеологии было недостаточно, чтобы гарантировать власть “бессмертным” фараонам. Без упорядочения денежного обмена система была обречена на крах. Для того чтобы укрепить легитимность правящей династии и осуществлять сбор средств с прибыли торговцев, промышленников и аграрных хозяйств, государственные чиновники ввели систему налогов в Древнем Египте. Она позволяла пополнять регулярно пустеющую казну, средства из которой тратились на возведение храмов и гробниц, совершение религиозных обрядов.

Формирование системы сбора налогов древнего Египта

Администрирование денежных отношений стало одним из главных достижений периода нахождения у трона фараонов с I по III династий. В общей сложности это время составило около 400 лет. Позже оно было классифицировано как Раннединастический период (с 2950 по 2575 годы до н.э.).

В его начале правила о взимании налогов в Древнем Египте были только унифицированы. Фараон Нармер и его наследники столкнулись с проблемой обложения данью обширных территорий, растянувшихся от центральной части Африки до берегов Средиземного моря. Конец периода был ознаменован созданием централизованной командной экономики. На вырученные средства финансировались грандиозные строительные проекты царей.

Записи о введении инновации были обнаружены на камне Палермо, который хранит сведения о наиболее важных событиях тех времен. Он был составлен при V династии, примерно в 2040 г. до н.э. И ведет к началу возникновения древней цивилизации при непосредственном преемнике Нармера — фараоне Ага. В них указано, что царь путешествовал каждые два года по всему Египту, чтобы удостовериться, доволен ли его народ, и как обстоят дела в государстве. Также ревизии проводились для целей осуществления расходования казны высокими чиновниками и контроля отправления правосудия.

В последние десятилетия выезды фараона способствовали систематической оценке финансового положения страны и исполнения обязательств по выплате дани — налогов Древнего Египта. При II династии был зафиксирован факт проведения формальной переписи сельскохозяйственных запасов страны. Во времена правления III династии, согласно данных Палермского Камня, записи о затоплениях дельты Нила производилась ежегодно. Уровень воды измерялся в локтяз и долях локтя. Причина, побудившая власти архивировать данную информацию, проста: высота затопления Нила влияла на уровень урожая в следующем сезоне. Благодаря этим данным рассчитывались налоги, которые должны были поступить в казну.

Налоги Древнего Египта и поддержание международных отношений

Налоги древнего Египта

Кувшин с записью налогов древнего Египта

Практика сбора налогов с населения была принята исключительно на египетских территориях. Соседи новацию не поддержали. Чтобы поддержать статус фараона как защитника Египта, были созданы легенды о поражении соседних государств, которые пребывали в хаосе. Для придания национального единства, что обнаруживаться на протяжении всей истории цивилизации, все иностранцы были изображены врагами.

На фрагменте предмета из слоновой кости, обнаруженном в гробницу Нармера, был изображен палестинский сановник, наклонившийся период египетским царем. Реально же это время было ознаменовано расцве торговых отношений между Египтом и Палестиной. Это свидетельствует о том, что все ранее обнаруженные артефакты должны тщательно изучаться и анализироваться на предмет достоверности указанных в них сведений.

В то время как отношения древнего Египта на Ближнем Востоке были напряженными и противоречивыми, договоренности с Нубией в долине Нила к югу от первой катаракты (порога) были легко достижимы. Международные связи были налажены в период правления додинастических царей Тжени, Нуби и Нехен.

Это выражалось в том, что цари Нубийского царства заимствовали традицию строительства царских захоронений в виде пирамид (в современном Судане их насчитывается около 300) и ведения торговли с соседними государствами. Ранние правители Египта, в своей решимости установить контроль над торговыми путями, старались наладить отношения с нубийскими соперниками прежде, чем они стали составлять реальную угрозу.

В ходе археологических исследований была обнаружена надпись на Гебель Шейх Сулейман. На ней изображен гигантский скорпион, который держит в своих клешнях поверженного вождя нубийцев. Эта картина является наглядной иллюстрацией египетской политики в отношении Нубии. На второй картине выгравирована сцена опустошения с мертвыми или умирающими племенами царства Куш. Она содержит иероглифический шифр царя Древнего Египта.

Преуспевающие империи на Ближнем Востоке становились партнерами Египта и были от него географически удалены. При этом угроза целостности южных границ постоянно волновала правителей. После вмешательства Египта в вопросы управления Нижней Нубией, признаки самостоятельной власти на этой территории не обнаруживались в течение почти тысячи лет.

Гегемония египетского царства в долине Нила и процветание торговых связях благоприятно сказались на росте общего благосостояния страны и ее народа. Гробницы становились все более богатыми. Заметно увеличился социальный разрыв между богатыми и бедными. Наибольшую выгоду получило, безусловно, само государство.

После объединения Верхнего и Нижнего Египта все номы стали подчиняться централизованной власти. Отдельные общины продолжали обрабатывать земли. Теперь они были представлены в качестве арендодателей, которые отдавали арендную плату в обмен на использование сельскохозяйственных угодий.

Как велась запись о налогах в древнем Египте

Налоги древнего Египта

Сборщик налогов древнего Египта

Среди всех великих изобретений человечества, письмо занимает особое место. Его сила — в передаче знаний, что дают власть. Записи, повествующие о истории возникновения и развития древних цивилизаций, невозможно переоценить.

Сегодня практически невозможно представить мир без письменности. Содержание древнеегипетских иероглифических записей было откровением и тайной для непосвященных. До сих пор точно не известно, при каких обстоятельствах они были изобретены. Но их возникновение указывает на возникновение в обществе и государственном строе процессов, которые требовали фиксации.

Самые ранние записи были обнаружены в гробнице додинастического царя Абджу, жившего около 150 лет до Нармера, объединившего Египет. Короткие надписи сформированы из определенных знаков. Это свидетельствует о сложности иероглифического письма, в древнем Египте оно формироваться на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.

Археологи до сих пор спорят, где возникло письмо: в Древнем Египте или южном городе Урук (современная Варка) в Месопотамии. Вероятно, что оно пришло на египетские земли вместе с влиянием культур общин Месопотамии до объединения государства первым фараоном. Однако древнеегипетский язык так очевидно отражает особенности общества египтян, и логичнее заключить, что представляли собой продукт развития коренных народов.

Очевидно додинастические правители Египта размышляли над странными знаками, нанесенными на товар, завезенный из земель Месопотамии, и оценивая их в качестве источника информации, и впоследствие дали указание изобрести собственную структуру письма.

Какими бы не были обстоятельства возникновения египетского алфавита, ранние правители Египта высоко оценили потенциал письменности, и не в последнюю очередь для создания четкой системы экономического администрирования. Конкурирующие государства расширяют сферу своего влияния. А возможность ведения учета собственных товаров и сообщения другим информации по средством знаков казались удивительным новвоведением. Это значительно упрощало обмен продуктами и влияло на улучшение отношений государств.

Фараон дает указание все налоги Древнего Египта, которые исчислялись, в основном, зерном, фиксировать при помощи царской печати. На ней было изображено имя Гора. При наполнении гробниц сокровищами, которые могли понадобится представителям династии для лучшей жизни в загробном мире, производилось нанесение записей о содержании, количестве, качестве, происхождении товаров и других важных деталей. Идея нашла восторженные отзывы в высших кругах египетского общества.

На протяжении всей истории древнего Египта, грамотность была привилегией элиты, служившей при дворе фараона. Любой писец, умеющий читать и писать, имел доступ к рычагам власти. Они вели жесткий учет оплаты налогов. С теми, кто не платил дань, безжалостно расправлялись. Во многих гробницах были обнаружены рисунки, изображающие писцов, подводящих финансовые итоги в сезон сбора урожая. Надписи заносились списками с помощью стебля тростника. Сборщики налогов в древнем Египте подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Крестьянам связывали руки и ноги и бросали в рвы или топили. Живопись, датируемая периодом ранее 2400 г. до н.э., содержит сцены встречи представителей власти с владельцами хозяйств, с которых не был удержан налог.

Историк Тоби Уилкинсон пишет в книге “Взлет и падение Древнего Египта”:

Правительство первой династии разработало и ввело программу общенародной системы налогообложения. Облагались данью, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья. Важную роль в формировании экономики цивилизации сыграло возникновения иероглифического письма. В Древнем Египта, с самого начала его возникновения, канцелярия фараона использует знаки алфавита для составления отчетов о богатствах страны для целей сбора налогов. Самые ранние из них, после объединения страны под руководством Нармера, были начертаны чернилами на гончарных банках. Доходы учитывались как на территории Верхнего, так и Нижнего Египта. Для большей эффективности применения системы, страна была поделена на две половины”.

Когда дело доходило до сбора налогов в виде доли от собранного урожая с сельскохозяйственных угодий, от лица государства выступали чиновники. Не возникает сомнений в том, что их полномочия были подкреплены силой: принудительными мерами. Они ставили печати в виде оттисков, благодаря которым стало известно, как работала казна с самого начала истории древнего Египта.

Вырученные средства расходовались по двум направлениям. Одна часть шла непосредственно в государственные мастерские для изготовления продукции: жира и выделки из кожи крупного рогатого скота и свиней; белья из льна; хлеба и пива. Некоторыми из них затем торговали или обменивали с учетом прибыли, которая направлялась обратно государству. Вторая часть распределялась на оплату труда работникам администрации и для реализации строительныз проектов. Оставшаяся часть, в частности в виде зерна, отправлялась на хранение в государственные склады, которые располагалась в важных региональных центрах.

Они использовались для финансирования деятельности флота, а также оставалась в закромах для создания резервного запаса в случае неурожая, чтобы предотвратить массовый голод. С одной стороны народ страдал от необходимости направления в пользу государства части дохода. С другой — налоги представляли собой своеобразный страховой резерв в случае непредвиденных ситуаций.

Налоги в древнем Египте и денежные отношения

Сбор налогов в древнем ЕГипте

Сбор налогов в древнем Египте

Налоги древнего Египта выплачивались не только натуральной продукцией, но и деньгами. В ранние периоды монет и бумажных денег не существовало. Оплата производилась в виде продуктов питания, воды, нефти, товаров и услуг. Обменивались на деньги также животные, чаще всего овцы. Именно они были изображены на первых египетских деньгах.

В Месопотамии и Египте были найдены серебряные кольца, которые использовались как средство оплаты несколькими веками раннее до того, как были отчеканены первые монеты. На стенах храма древней столицы Египта, Фив, датированного 1300 г. до н.э. изображен мужчина, которые положил золотые кольца на весы.

Возникновение денежных отношений способствовало развитию торговли между Египтом, Месопотамией и Палестиной. Археологам удалось найти кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек. Ими платили при покупке вещей. Единицей измерения служил “дебен”, равный трем унциям. Мешок пшеницы стоил один дебен. На четыре или пять дебенов можно было купить корову.

то, что вы могли не знать о Древнем Египте

После того, как вы прочитали о том, что вы могли не знать о Сфинксе, давайте узнаем что нибудь интересное о Древнем Египте.

Египет по праву называется «колыбелью цивилизации», ведь именно в этом древнем государстве много лет тому назад были сделаны открытия, которыми и сегодня пользуется современный человек.

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.

3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа.

В истории сохранилось лишь одно имя вандала — Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.

4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.

5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.

6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.

7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.

8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.

9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.

10. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.

11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.

12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.

13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.

14. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.

15. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.

16. Египтяне начали красить глаза еще в 4000 году до н.э., и до сегодняшнего дня макияж не выходит из моды. Еще более впечатляющим является тот факт, что в современное время в некоторых стилях макияжа остались те же техники нанесения косметики, что использовались египтянами тысячи лет назад.

Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.

17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.

18. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.

19. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.

20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.

21. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

22. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца.

Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.

24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.

25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.

26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.

27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.

28. В то время, когда историки не совсем уверены, где возник плуг, данные свидетельствуют о том, что египтяне и шумеры были первыми народами, которые использовали его примерно 4000 лет до н.э.

Плуги стали величайшим открытием и вместе с постоянным ритмом Нила сделали сельское хозяйство намного легче для египтян, чем, возможно, для любого другого народа того времени.

29. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.

30. Никто не будет отрицать, что китайцы навсегда изменили мир с изобретением бумаги примерно в 140 г. до н.э., но многие люди не знают, что тысячи лет до этого, египтяне разработали замечательный заменитель бумаги из папируса. Древние египтяне многие годы держали процесс производства папируса в строжайшем секрете, что позволяло им торговать листами папируса во всем регионе. Поскольку сам процесс не был нигде записан, в конечном итоге он был потерян, пока доктор Хасан Рагаб не нашел способ сделать листы папируса самостоятельно в 1965 году.

31.Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.

32. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

33. А знаете ли вы, что известнейшее шикарное захоронение фараона Тутанхамона вовсе не являлось таким уж шикарным. Тутанхамон – это, в общем-то, мало чем примечательный фараон, который правил Египтом примерно с 1336 по 1327 год до н.э. и в возрасте 19 лет уже умер.

Говарду Картеру, одному из ученых, открывших могилу Тутанхамона в 1922 году, даже принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

Однако имя Тутанхамона на устах у всех – это произошло потому, что его захоронение оказалось единственным из открытых на сегодняшний день, которое не подверглось последующему разграблению.

Его гробница на самом деле отличалась скромностью убранства и малыми размерами и осталась цела лишь потому, что царь Рамсес VI (правил с 1144 по 1136 год до н.э.) прямо над ней самым бесцеремонным образом соорудил пышный вход в свою собственную гробницу (которую, разумеется, впоследствии разграбили).

Учитывая то, что могила Тутанхамона была очень скромной, можно только предполагать, с какой роскошью хоронили именитых фараонов Египта.

Читайте также: