Эффективность налогового контроля в рк

Опубликовано: 30.04.2024

Изучение правовых основ и форм осуществления налогового контроля. Анализ выявления фактов нарушения налогового законодательства, некачественного исполнения налоговых обязательств. Обзор мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2012
Размер файла 14,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Правовые основы налогового контроля

налоговый контроль финансовый обязательство

Число зарегистрированных в РК налогоплательщиков растет и уже составляет около 1 млн., что предполагает совершенствование организации налогового администрирования. Важным элементом в налоговом администрировании является налоговый контроль,- т. е. контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Налоговый контроль осуществляется в формах: регистрационного учета налогоплательщиков, учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; учета поступления в бюджет; учета плательщиков налога на добавленную стоимость; налоговых проверок; камерального контроля; мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков; правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов; проверки соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; контроля над уполномоченными органами.

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах компетенции по взиманию налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК (при соблюдении норм налогового и таможенного законодательства).

Налоговый контроль является частью государственного контроля и видом финансового контроля. Субъектом налогового контроля выступает уполномоченный государственный орган (налоговая служба и таможенные органы) Алибекова С.Т, Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник. - Алматы «Юридическая литература», 2007. - 210 с. с.90 .

Целями налогового контроля являются: выявление фактов нарушения налогового законодательства либо некачественное исполнение участниками налоговых обязательств; устранение нарушений налогового (таможенного) законодательства; защита интересов государства по взысканию недоимок и пени; выявление и ведение дел о нарушениях законодательства в области налогообложения; выявление причин, способствующих нарушению налогового (таможенного) законодательства.

Государственной регистрации в РК в качестве налогоплательщиков подлежат, юридические лица, их структурные подразделения (в т. ц. нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК), -- по местонахождению или осуществлению деятельности; физические лица-резиденты, являющиеся плательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет, - по местожительству; физические лица-нерезиденты, осуществляющие индивидуальную деятельность через постоянное учреждение, - по месту пребывания в РК; нерезиденты, владеющие в РК объектами налогообложения. - по местонахождению и (или) по месту регистрации объектов налогообложения.

Государственный реестр налогоплательщиков РК ведется уполномоченным государственным органом. Физические лица обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика в течение 10 рабочих дней с момента возникновения налоговых обязательств. Юридические лица, их структурные подразделения обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика также в течение 10 рабочих дней со дня государственной (учетной) регистрации в органах юстиции РК.

Государственная регистрация налогоплательщиков осуществляется уполномоченным государственным органом с присвоением регистрационного номера налогоплательщика (РНН) и выдачей ему свидетельства налогоплательщика в течение 2 рабочих дней после обращения.

Налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговых органах:

1) Для юридического лица, его структурного подразделения, а также иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в РК: по местонахождению юридического лица, его структурного подразделения; по месту осуществления деятельности; по местонахождению и/или регистрации объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

2) для физического лица: по местожительству; по местонахождению и/или регистрации объектов налогообложения; по месту осуществления предпринимательской деятельности. Алибекова С.Т, Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник. - Алматы «Юридическая литература», 2007. - 210 с. с.91

Камеральный контроль представляет собой контроль, осуществляемый непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов.

Мониторинг налогоплательщиков осуществляется путем применения системы наблюдений за финансово-хозяйственной деятельностью с целью определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства РК и применяемых рыночных цен.

На территории РК денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека потребителю.

Основным методом налогового контроля выступают налоговые проверки. Налоговая проверка направлена на проверку, осуществляемую органами налоговой службы по исполнению налогового законодательства РК.

Указанные проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Участниками налоговой проверки являются должностные лица органов налоговой службы (указанные в предписании) и налогоплательщики.

Различают следующие виды проверок: документальная проверка; рейдовая проверка; хронометражное обследование.

Документальная проверка в свою очередь включает: комплексную проверку - проверку исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет (периодичность - не чаше одного раза в год); тематическую проверку

- проверку исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и другого обязательного платежа в бюджет (периодичность.

- не чаще одного раза в полугодие): встречную проверку - проверку, проводимую в отношении третьих лиц, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами.

Рейдовая проверка проводится по соблюдению: постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах; правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; наличия лицензии и других разрешительных документов; соблюдения правил, производства, хранения и реализации подакцизной продукции.

Хронометражное обследование проводится с цепью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Порядок проведения обследований определяется уполномоченным государственным органом Алибекова С.Т, Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник. - Алматы «Юридическая литература», 2007. - 210 с. с.93 .

Проведение налоговой проверки не должно, как правило, приостанавливать деятельность налогоплательщика. При проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя либо снятия с учета на НДС, проверка проводится без соблюдения вышеуказанных сроков. Общий срок налоговых проверок не должен превышать 30 дней с момента вручения предписания.

Основанием для проведения налоговой проверки является предписание со следующими реквизитами: дата и номер регистрации предписания в налоговом органе; наименование налогового органа, вынесшего предписание; полное наименование налогоплательщика; РНН; вид проверки; должность, ФИО проверяющих лиц; срок проведения проверки; проверяемый налоговый период при документальных проверках. На основании одного предписания может проводиться только одна проверка.

Началом проведения налоговой проверки является вручение налогоплательщику предписания. Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы на территорию или в помещение для обследования. Должностные лица обязаны иметь при себе специальные допуски. В случае отказа или воспрепятствования в допуске составляется протокол.

По завершении налоговой проверки составляется акт налоговой проверки с указанием: места проведения налоговой проверки и даты составления акта; вида проверки; должности. ФИО должностных лиц налоговой службы; ФИО и полное наименование налогоплательщика; местонахождение, банковские реквизиты и РНН налогоплательщика; ФИО руководителя и должностных лиц налогоплательщиков (налоговых агентов), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; сведений о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства РК; проверяемого налогового периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентам) для проведения проверки; подробное описание налогового нарушения со ссыпкой нормы налогового законодательства РК; результаты налоговой проверки.

По завершении налоговой проверки может выноситься уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов. Уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов имеет следующие реквизиты: дата и номер уведомления и акта налоговой проверки; ФИО либо полное наименование налогоплательщика; РНН; сумма начисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов; требование об уплате и сроки уплаты; реквизиты соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов; сроки и место обжалования Алибекова С.Т, Налоговое право Республики Казахстан (Общая и Особенная части): Учебник. - Алматы «Юридическая литература», 2007. - 210 с. с.94 .

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие, особенности, объекты, формы и методы налогового контроля. Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах. Оценка эффективности налогового контроля. Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

курсовая работа [55,8 K], добавлен 08.05.2013

Понятие налогового контроля как категории налогового права. Объект, предмет, цели и задачи налогового контроля. Классификация, формы и методы налогового контроля. Виды налоговых проверок. Изучение организации налогового контроля в Российской Федерации.

реферат [28,8 K], добавлен 21.04.2010

Органы налогового контроля. Функции Государственных налоговых инспекций. Объект, предмет и виды налоговых проверок. Предварительный, текущий и последующий налоговый контроль. Ответственность предприятий за несоблюдение налогового законодательства.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 11.01.2012

Сущность и признаки налоговых преступлений, их отличия от налоговых правонарушений. Анализ основных способов пресечения и выявления налоговых преступлений в ходе мероприятий налогового контроля. Проблемы и перспективы организации налогового контроля.

дипломная работа [57,5 K], добавлен 02.06.2010

Органы налогового контроля как субъекты налогового права. Изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля и оценка их эффективности. Определение основных путей и методов совершенствования контрольной работы налоговых органов.

реферат [38,7 K], добавлен 25.11.2010

Понятие налогового контроля. Виды налоговых проверок. Основные задачи камеральной проверки. Категории документальных проверок налогоплательщиков. Формы проведения налогового контроля. Проблемы обеспечения налоговой тайны. Взыскание налоговых санкций.

курсовая работа [57,6 K], добавлен 02.10.2010

Налоговый контроль как система действий налоговых органов по надзору за выполнением норм налогового законодательства. Методы налогового контроля, их цели и задачи. Арифметическая проверка документа - пересчет результатов всех подсчетов в документе.

презентация [240,0 K], добавлен 25.05.2015


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 28.05.2018 2018-05-28

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Плотникова, А. Д. Эффективность функционирования налогового механизма Республики Крым / А. Д. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 290-293. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50874/ (дата обращения: 19.05.2021).

В публикации оценивается эффективность функционирования регионального налогового механизма с точки зрения реализации двух основных его функций: контрольной и консультативной. Приведены факты влияния временного моратория на налоговые проверки на специфику функционирования налогового механизма Республики Крым.

Ключевые слова: региональный налоговый механизм, эффективность, мораторий на налоговые проверки

В настоящее время вопросы оценки эффективности налогового механизма являются регулярной темой для обсуждения бизнес — сообщества и государственных структур. Однако, говоря об эффективности налогового механизма в целом, следует отметить, что наибольшую значимость в первую очередь имеет эффективность налогового контроля, что способствует увеличению налоговых доходов и стимулированию производства.

Эффективность налогового контроля характеризуется: уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

В связи с временным мораторием на налоговые проверки, который действовал на территории Республики Крым и города Севастополя показатели оценки эффективности выполнения органами ФНС РК своих контрольных функций значительно ниже среднего уровня по стране. Данное ограничение было мерой необходимой для адаптации субъектов хозяйствования к особенностям осуществления предпринимательской деятельности, учетной и отчетной работы в рамках российского правового поля. Однако это не означает, что налоговая служба в эти годы бездействовала. 2015 и 2016 годы характеризуются активной аналитической работой, а также проведением регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет в ОФНС.

За период исследования сотрудниками региональных органов налоговой службы было организовано и проведено 59 семинаров для повышения грамотности учетно-финансовых специалистов в области налогообложения, выдавались консультации и письменные разъяснения налогоплательщикам по сложным и спорным вопросам налогового законодательства. Данные таблицы 1 показывают, что в 2017 году почти в 5 раз возросло количество заявлений налогоплательщиков по досудебному обжалованию результатов налоговых проверок.

Показатели выполнения органами федеральной налоговой службы функций налогового консультирования в 2015–2017гг.

Наименование показателей

2015г.

2016г.

2017г.

Цепные индексы изменения размера имасштабов деятельности

Базисный индекс изменения размера имасштабов деятельности

I 2016/2015

I 2017/2016

I 2017/2015

Количество семинаров по вопросам налогового учета и отчетности, организованных сотрудниками ОФНС, ед.

Количество принятых решений и письменных разъяснений, выданных сотрудниками ОФНС по обращениям налогоплательщиков. ед., в т. ч. по вопросам:

 обжалования действий (бездействия) сотрудников ОФНС (в т. ч. в ходе проведения налоговых проверок)

 обжалования решений по результатам нал. проверок

 выбора режима налогообложения и перехода на иной режим налогообложения

 трактовки положений налогового законодательства

 проведения налоговой сверки

Источник: составлено автором по материалам ОФНС РК.

Показатели таблицы 2 свидетельствуют, что в 2015 -2017 годах основной формой контроля были камеральные проверки налоговой отчетности. При этом объем камеральных проверок за 3 года увеличился в 4,4 раза, и в 2017 году их количество по РК составило 4510. Следует отметить, что в 5 % случаев проверок были выявлены факты занижения налоговых обязательств, произведено начисление и взыскание недоимки, пени и штрафа.

Плановые выездные проверки налоговых органов традиционно считаются наиболее эффективным способом борьбы с налоговыми преступлениями и нарушениями. Однако в Республике Крым они в полном объеме начали проводиться только в 2017 году. До конца 2015 года был введен официальный запрет на выездные налоговые проверки бизнеса, позже этот запрет был пролонгирован на 2016 год.

Показатели эффективности выполнения контрольных функций органами федеральной налоговой службы по Республике Крым в 2015–2017гг.

Наименование

показателей

2015г.

2016г.

2017г.

Абсолютные изменения за период исследования,

Базисные темпы роста (сокращения) за период исследования, единиц

Общее число контрольных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, проведенных органами федеральной налоговой службы самостоятельно:

Количество выездных контрольных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, проведенных органами федеральной налоговой службы совместно с органами МВД, ед.

Выявлено нарушений, всего, ед., в т. ч.:

 по выездным проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно

 по выездным проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД

Доначислено по результатам выездных проверок, всего тыс. руб, в т. ч.

 по проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно

 по проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД

Взыскано по результатам выездных проверок, всего тыс. руб, в т. ч.

 по проверкам, проведенным налоговым органом самостоятельно

 по проверкам, проведенным налоговым органом совместно с органами МВД

Сумма налогов, взысканных по результатам всех проверок в расчете на 1 сотрудника органов федеральной налоговой службы, тыс. руб. / чел.

Сумма налогов, взысканных по результатам всех проверок в расчете на 1 руб. годового фонда оплаты труда сотрудников органов федеральной налоговой службы, руб. / руб.

Сумма налогов, взысканных по результатам выездных проверок в расчете на 1 проверку, тыс. руб. / ед.

Источник: составлено автором по материалам ОФНС РК.

Как исключение допускалось проведение проверок только по обращениям и жалобам граждан. По этим причинам в 2015 и в 2016 годах были единичные случаи выездных налоговых проверок, в 2017 году после снятия ограничения их количество составило 228, причем в 93 % случаев выездных проверок выявлялись нарушения порядка налогового учета, налоговых расчетов и отчетности. При этом средняя сумма доначислений по результатам проверок составила 185,8 тыс. руб. Всего по результатам выездных проверок в 2017 году доначислено 39,4 млн. руб. На одного инспектора региональных органов ФНС эта сумма составила 98,7 тыс. руб.

К сожалению, закрытость информации о пене и налоговых санкциях не позволяет сделать детальный анализ обо всех суммах, дополнительно перечисленных в бюджет в результате контрольных действий ОФНС. Так как наиболее распространенным видом налоговых штрафов является штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога или сбора при выявлении факта занижения налоговой базы, возможно, используя расчетный метод, предположить, что величина штрафных санкций к налогоплательщикам-нарушителям составляет 19,7 млн. руб.

В 2017 году основные усилия сотрудников ФНС были направлены на контрольную работу в отношении недобросовестных налогоплательщиков, использующих схемы уклонения от налогов. В частности, особый интерес вызвала противоречивость отчетных данных в торговых организациях, а именно — сокращение оборота розничной торговли при одновременном росте оптовой. Углубленному анализу также была подвергнута отчетность 1,5 тысяч юридических лиц, которые подавали «нулевые» декларации вследствие временной приостановки хозяйственной деятельности. Следует отметить, что большинство выездных проверок (как по числу, так и по сумме доначислений) относятся к организациям, а на проверки индивидуальных предпринимателей в целом по Крыму в 2017 году приходилось около 10 % общего количества выездных проверок.

Так как почти половина зарегистрированных субъектов хозяйственной деятельности используют один или даже несколько специальных режимов налогообложения, а доля налогов, собранных в рамках спецрежимов, лишь немного превышает 6 % общей суммы бюджетных налоговых поступлений, то высока вероятность того, что сектор малого и среднего бизнеса частично работает в нелегальном или полулегальном формате.

С 2017 года начали действовать комиссии легализации налоговой базы, в которые кроме сотрудников ОФНС входили также представители муниципалитетов. Таким образом, значительно облегчалась задача выявления фактов сокрытия доходов и прочих элементов налоговой базы.

Старт выездных налоговых проверок ожидаемо вызвал увеличение числа судебных исков со стороны бизнеса, а также случаев досудебного урегулирования споров между налогоплательщиком и органом налоговой службы. В 2018 году планируется в Крыму внедрить практику некоторых региональных инспекций РФ, которые проводят аудиторские проверки бизнеса. Такая практика значительно сократит количество судебных исков. Основная тенденция в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) — это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок.

В настоящее время практикуется заключение соглашений об информационном взаимодействии, которые предусматривают взаимодействие и информационный обмен, направленный на соблюдение налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также повышение предсказуемости налогового регулирования и качества администрирования налогоплательщиков. Подписание соглашений направлено на повышение правовой определенности при применении налогового законодательства и снижение налоговых рисков для налогоплательщиков. По состоянию на 1 марта 2018 году было заключено 2 таких соглашения с крупными налогоплательщиками.

Применение подобной практики взаимодействия в налоговой сфере имеет ряд преимуществ. В частности, у налоговых органов появляется возможность осуществления налогового контроля на постоянной основе при максимальной открытости информации о налогоплательщике, сокращения издержек на проведение выездных проверок и уменьшения рисков применения налогоплательщиками схем ухода от налогов. У предприятия-налогоплательщика в этом случае будут снижаться налоговые риски, в том числе сократится риск назначения выездных налоговых проверок, появится возможность получить консультации по вопросам налогообложения сделок для корректировки своей экономической политики.

1. Еримизина М. И. Экономический анализ и оценка налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации / М. И. Еримизина / Новая наука: Стратегия и векторы развития. — 2016. — № 6–1 (88) — С.93–99.

2. Еримизина М. И. Анализ налоговых доходов бюджета Республики Крым / М. И. Еримизина / Новая наука: Опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 6–1 (89) — С.106–111.

На сегодняшний день налоговое администрирование Республики Казахстан вышло на новый этап своего развития: введен в действие налоговый кодекс, который значительно приближает действующую налоговую систему Казахстана к международным стандартам.

Одним из важнейших резервов увеличения налоговых поступлений это своевременное проведение налогового администрирования. В настоящее время одним из приоритетов налогового контроля является камеральный контроль. Камеральный контроль представляет собой контроль на основе сопоставления, изучения и анализа представленной налогоплательщиками налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Целью проведения камерального контроля является предоставление налогоплательщику (налоговому агенту) возможности самостоятельного устранения допущенных нарушений без применения штрафных санкций и выхода на налоговую проверку на само предприятие путем представления налоговой отчетности и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Проведение налоговых проверок с выходом на место нахождение налогоплательщика требует много времени. По результатам данного вида налогового контроля охватывается небольшое количество налогоплательщиков т.е. «определенный круг». В свою очередь камеральный контроль охватывает практически всех налогоплательщиков в различных сферах деятельности.

Проведение камерального контроля (в том числе ручного и автоматизированного) является оптимизация деятельности территориальных органов государственных доходов, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков путем предоставления ДФНО (либо письменного пояснения) через «Кабинет налогоплательщика», снижение нагрузки на сотрудников органов государственных доходов, уменьшение жалоб со стороны налогоплательщиков, повышения эффективности камерального контроля так как данный контроль заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком требующих форм налоговой отчетности, правильность заполнения соответствующих строк и полей, правомерности применения различных льгот (подходящих для выбранного режима налогообложения), соблюдение условий, предусмотренных для соответствующих категорий субъектов малого бизнеса.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

По результатам проведенного камерального контроля можно увидеть налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых требует проведения более подробного анализа со стороны компетентных органов. Проведение анализа налоговой отчетности и предоставляемых налогоплательщиками документов, в ходе отработки камерального контроля позволяют органам государственных доходов в рамках данной формы контроля установить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых, может привести к устранению нарушений в целом по данному предприятию.

В настоящее время камеральный контроль проводится как в автоматизированном виде, так и в ручном. Преимуществами данных видов контроля - автоматическое направление уведомлений налогоплательщикам имеющим соглашение о применении и использовании электронно - цифровой подписи; возможность представления электронного пояснения через КНП.

Положительным моментом в проведении камерального контроля для добросовестных налогоплательщиков, допустивших нарушения при предоставлении налоговой отчетности по невнимательности, либо ошибки носящей чисто механический характер, является то, что камеральный контроль позволяет налогоплательщику самостоятельно устранить допущенные нарушения в установленные законом сроки. Исходя из применяемого опыта, проведение камерального контроля на постоянной основе повышает налоговую дисциплину налогоплательщиков. Так же положительным моментом является то, что он носит заочный характер без непосредственного контактирования работника органа государственных доходов с проверяемым субъектом, осуществляется по месту нахождения уполномоченного органа и для его проведения должностным лицам не требуется какого-либо специального разрешения вышестоящего руководителя управления государственных доходов. Так же для налогоплательщиков реализована возможность исполнения Уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля путем представления электронного пояснения.

С начала 2015 года Управлением камерального контроля Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области в результате проводимого камерального контроля обеспечено дополнительное поступление налогов и платежей в бюджет на сумму 480 850.9 тыс. тенге. В том числе по автоматизированному камеральному контролю 242 698.0 тыс.тенге, по неавтоматизированному (ручному) камеральному контролю 238 152.9 тыс.тенге.

Всему этому способствовала оптимизация методов налогового администрирования путем совершенствования форматно - логического контроля, позволившая проводить более глубокое и точное сопоставление данных налоговой отчетности так же с информацией полученных из других источников.

Все перечисленные выше преимущества камерального контроля являются одним из важных направлений в деятельности органов государственных доходов в силу того, что так же обеспечивает выявление резервов дополнительных поступлений в бюджет в целом по Республике Казахстан.

Главный специалист

Управления камерального контроля ДГД по ВКО

  • 28.09.2017
  • |
  • 35
  • |
  • 6924
  • |
  • 0

Дата письма 28.09.2017

По мнению авторов, дальнейшее совершенствование системы налогового администрирования, повышение эффективности работы налоговых органов необходимые условия обеспечения финансовой безопасности Казахстана. Исследуется понятие «налоговое администрирование», анализируются его задачи, возможности совершенствование налогового администрирования путем принятия мер по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет, улучшению условий для добровольного исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Особую актуальность при этом приобретают снижение административных барьеров и укрепление налоговой дисциплины, а также противодействие таким негативным проявлениям, как коррупция.

В современных условиях непростой экономической ситуации налоговые институты являются важнейшим рычагом системы государственного управления, ответственными за исполнение доходной части государственного бюджета, за которым стоит благосостояние миллионов казахстанцев. В настоящее время в динамично развивающейся социально-экономической системе государства, процесс их реформирования требует определения стратегии и тактики преобразований, что, в свою очередь, обуславливает необходимость проведения теоретических и практических исследований в сфере налоговых отношений.

Развитие рыночной инфраструктуры включает формирование эффективных налоговых механизмов, обеспечивающих рост бюджетных доходов и регулирование экономических процессов, поэтому принципиально важным представляется взгляд на налоговую систему как институциональное единство законодательства, администрирования, отдельного налогоплательщика, гармонизирующее экономические отношения общества. В этой связи возникает необходимость в качественно ином функционировании налоговой системы, построенной на современных принципах государственного управления гражданским обществом в социально ориентированном рыночном хозяйстве. Одной из составляющих фундаментальных преобразований налоговой системы выступают становление и развитие института налогового администрирования. Исследование института налогового администрирования востребовано также возникшим несоответствием между уровнем управления налоговой системой и законодательнонормативным обеспечением, существующим интеллектуальным, техническим и организационным потенциалом налоговых органов.

Налоговое администрирование является сложным социально-экономическим и политическим явлением, отражающим степень развитости рыночной инфраструктуры, механизмов государственного управления, принципов гражданского общества. Поэтому его изучение осуществляется посредством выявления, анализа и прогнозирования развития его институциональных основ. Использование институционального подхода позволяет рассматривать реформирование налогового администрирования как гармоничный элемент системы институциональных преобразований и рыночных трансформаций, что крайне актуально для формирования научно обоснованной стратегии развития отечественной экономики. Исследование процессов становления институтов налогового администрирования непосредственно связано с поиском путей повышения эффективности действия всей налоговой системы, с обеспечением роста налоговых поступлений в бюджет.

Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. А также под налоговым администрированием понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Основными элементами налогового администрирования являются: структура и иерархия налоговых органов; права и обязанности налоговых органов; порядок сбора, обработки и проверки налоговой отчетности; предоставление налоговых льгот и применение налоговых санкций; ведение и обобщение налоговой статистики; регулирование налоговых отношений с другими странами.

Налоговое администрирование может проводиться как с помощью методов силового (административного) принуждения – угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д., так и путем заключения соглашений с налогоплательщиками по тем или иным вопросам (ведение отчетности, использование налоговых льгот, уплаты налога и т.д.).

В последнее время все более распространенным методом налогового администрирования становится метод регулирования альтернатив – предоставление налогоплательщикам свободы выбора между разрешенными законом разными вариантами юридической формы ведения его деятельности, порядка ведения и составления учета и отчетности, способа исполнения обязательства по уплате налога, применением и распределением налоговых льгот и т.д. В некоторых странах декларируется переход в налоговом администрировании от преимущественно принудительных, силовых методов к отношениям сотрудничества (дружеского партнерства) с налогоплательщиками.

Особой сферой налогового администрирования является международное сотрудничество налоговых органов разных стран в различных формах – от разовых или периодических консультаций и взаимного обмена информацией об изменениях налогового законодательства до заключения долгосрочных налоговых соглашений и перехода к полномасштабной налоговой гармонизации. Последнее особенно характерно для ЕЭС и стран-членов ОЭСР.

В широком понимании налоговое администрирование – это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Повышение роли государства в управлении экономическими и социальными процессами предопределяет значимость сбора налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на экономику.

У государства в лице субъектов налогового контроля возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплаты налогов. Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), применяемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций [1].

Таким образом, налоговое администрирование – это, во-первых, система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение принятой налоговой политики на очередной плановый период. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговый процесс и конкретную налоговую политику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность, в то время как успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например, способствует улучшению инвестиционного климата.

В настоящее время налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ, в частности, принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования [2].

«Казахстан занимает высокую позицию по количеству налоговых платежей, а также достаточно хорошую позицию по общей ставке налогообложения (по этому показателю страна находится на 41-м месте, размер общей ставки налогообложения 28,6%, по которой Казахстан входит в тройку первенства по странам СНГ)», – следует из отчета по итогам исследования, проведенного группой по глобальным индикаторам и анализу Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и «PricewaterhouseCoopers» (PwC).

Таким образом, налоговое законодательство Казахстана ориентировано на снижение налогового бремени, гармонизацию взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, стимулирование деловой активности в приоритетных секторах экономики и, как следствие, диверсификации отраслей экономики и повышения инновационной активности. Анализируя этапы реформирования, следует помнить, что налоговая система Казахстана возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном, отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РК был широко привлечен опыт зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

Необходимость постоянного преодоления этих естественных противоречий, направленная на либерализацию методов государственного регулирования экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, является наглядным проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри самой налоговой системы. Поэтому очень важен глубокий анализ налоговых отношений, которые являются важнейшей составляющей всей бюджетно-финансовой системы.

Гармонизация налоговых отношений во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые отдаленные ее социально-экономические и политические последствия и факторы риска, которые могут вызвать какие-либо отклонения от заданных параметров, способности четко реагировать на эти отклонения и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.

Налоговое администрирование фактически и есть налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированной на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [3].

Анализ и оценка экономической ситуации в Республике Казахстан показывает, что несмотря на создание государством благоприятных условий для предпринимательства, активная часть налогоплательщиков с целью увода от налогообложения доходов прибегает к разного рода схемам уклонения от уплаты налогов и формирует так называемый «черный капитал». Размеры теневой экономики в данный период составляют около 250 млрд тенге.

В Республике Казахстан используются разнообразные схемы и методы обхода налогового законодательства, в том числе и с участием дочерних фирм, размещаемых в зонах льготных налоговых режимов. Налоговые власти пытаются этому противодействовать, несмотря на то, что и по опыту работы, и по степени разработанности соответствующих законодательных норм Республика Казахстан еще отстает от западных стран.

По статистическим данным налоговых правонарушений установлены 34 типовые схемы уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, по которым разрабатываются соответствующие мероприятия, направленные на устранение условий их создания и применения.

Основными проблемами в налоговом администрировании являются:

· деятельность «обнальных фирм»;

· преднамеренное и ложное банкротство.

Деятельность «фирм-однодневок» состоит из 3-х этапов: регистрация, осуществление незаконной деятельности, ликвидация (банкротство) [4].

Решение проблем борьбы с уходом от налогообложения возможно только в результате объединения сил контролирующих органов с Налоговым комитетом Министерства финансов, а также путем взаимодействия с государственными органами иностранных государств.

Изучение имеющейся практики позволяет выделить следующие наиболее распространенные способы:

а) страховые схемы;

б) схемы финансового рынка (банковские и основанные на операциях с ценными бумагами); в) схемы фондового рынка;

г) создание фирм-однодневок;

д) схемы, практикующиеся в малом бизнесе; е) таможенные схемы [5].

12 мая 2011 года в целях упорядочения камерального контроля утвержден Регламент ведения Реестра процедур камерального контроля «Қыран». Целью является оптимизация деятельности территориальных налоговых органов, повышение эффективности камерального контроля, минимизация коррупциогенных сфер, а также расширение перечня налогов и других обязательных платежей в бюджет, по которым проводится автоматизированный камеральный контроль.

В периоды роста экономики, расширения международного сотрудничества, связей, взаимной торговли в рамках Таможенного союза имеется риск возрастания уклонения от уплаты налогов. Нарушения налогового законодательства, выявляемые в ходе налогового контроля, все чаще оказываются связанными с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.

С 1 июля 2010 года вступили в силу международные договоры, заключенные между государствамичленами Таможенного союза. Одним из новшеств Таможенного союза является возложение на налоговые органы с 1 июля 2010 года новой функции – функции по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле.

Запланированный поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов и имущества гражданами РК и лицами, имеющими вид на жительство будет способствовать:

· противодействию теневой экономике;

· снижению уровня коррупции в государственных органах;

· расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджет индивидуального подоходного налога;

· эффективности криминальных расследований;

· повышению налоговой культуры налогоплательщиков Республики Казахстан.

Итак, все сказанное о налоговом администрировании следует подчеркнуть следующими мыслями А. Смита, которые были восприняты его последователями и актуальны по сегодняшний день.

«Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше, чем он приносит казначейству четырьмя следующими путями: во-первых, собирание его может потребовать большого числа чиновников, жалование которых может поглощать большую часть той суммы, которую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ добавочным налогом; во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые могут давать средства к существованию и работу большому множеству людей. Обязывая людей платить, он может этим уменьшать или даже уничтожать фонды, которые дали бы им возможность с большей легкостью делать эти платежи. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он может часто разорять их и таким образом уничтожать ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов. В-четвертых, подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков налогов, он может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений; и хотя неприятности, строго говоря, не представляют собой расхода, однако они, без сомнения, эквиваленты расходу, ценою которого каждый человек готов избавить себя от них» [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях [Электронный ресурс] //http:// www.minjust.kz/ru/node/11255

2. Кодекс Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) [Электронный ресурс] // http://www.zakon.kz/211994-nalogovyjj-kodeks-rk-2012.html

3. Кожахметова М.К. Налоговое администрирование: учебное пособие. –Алматы, 2009. – С.

4. Худякова А.И. Налоговое право Республики Казахстан: учебник. – Алматы: «НОРМА-К», 2003. – 304 с.

5. Жакипбеков С.Т. Налоговый контроль и пути его совершенствования // Каржы-Каражат. –№24. – С. 86.

6. Доклад Председателя Налогового комитета МФ РК Ергожина Д.Е. на заседании Парламента РК «Вопросы совершенствования налогового администрирования в РК» [Электронный ресурс] //http://www.knews.kz/ru/news/intervyu/doklad_predsedatelya_nalogovogo_komiteta_mf_rk__dlya_zasedaniya_senata_parlamenta_rk voprosy_sovershenstvovaniya_nalogovogo_administrirovaniya_v_rk.html

Автор: Ведущий специалист УГД по Наурызбайскому району г.Алматы Амантаева А.К.

На сегодняшний день налоговое администрирование Республики Казахстан вышло на новый этап своего развития: введен в действие налоговый кодекс, который значительно приближает действующую налоговую систему Казахстана к международным стандартам.

Одним из важнейших резервов увеличения налоговых поступлений это своевременное проведение налогового администрирования. В настоящее время одним из приоритетов налогового контроля является камеральный контроль. Камеральный контроль представляет собой контроль на основе сопоставления, изучения и анализа представленной налогоплательщиками налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Целью проведения камерального контроля является предоставление налогоплательщику (налоговому агенту) возможности самостоятельного устранения допущенных нарушений без применения штрафных санкций и выхода на налоговую проверку на само предприятие путем представления налоговой отчетности и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Проведение налоговых проверок с выходом на место нахождение налогоплательщика требует много времени. По результатам данного вида налогового контроля охватывается небольшое количество налогоплательщиков т.е. «определенный круг». В свою очередь камеральный контроль охватывает практически всех налогоплательщиков в различных сферах деятельности.

Проведение камерального контроля (в том числе ручного и автоматизированного) является оптимизация деятельности территориальных органов государственных доходов, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщиков путем предоставления ДФНО (либо письменного пояснения) через «Кабинет налогоплательщика», снижение нагрузки на сотрудников органов государственных доходов, уменьшение жалоб со стороны налогоплательщиков, повышения эффективности камерального контроля так как данный контроль заключается в проверке полноты представления налогоплательщиком требующих форм налоговой отчетности, правильность заполнения соответствующих строк и полей, правомерности применения различных льгот (подходящих для выбранного режима налогообложения), соблюдение условий, предусмотренных для соответствующих категорий субъектов малого бизнеса.

Камеральный контроль является составной частью системы управления рисками.

По результатам проведенного камерального контроля можно увидеть налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых требует проведения более подробного анализа со стороны компетентных органов. Проведение анализа налоговой отчетности и предоставляемых налогоплательщиками документов, в ходе отработки камерального контроля позволяют органам государственных доходов в рамках данной формы контроля установить проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых, может привести к устранению нарушений в целом по данному предприятию.

В настоящее время камеральный контроль проводится как в автоматизированном виде, так и в ручном. Преимуществами данных видов контроля - автоматическое направление уведомлений налогоплательщикам имеющим соглашение о применении и использовании электронно - цифровой подписи; возможность представления электронного пояснения через КНП.

Положительным моментом в проведении камерального контроля для добросовестных налогоплательщиков, допустивших нарушения при предоставлении налоговой отчетности по невнимательности, либо ошибки носящей чисто механический характер, является то, что камеральный контроль позволяет налогоплательщику самостоятельно устранить допущенные нарушения в установленные законом сроки. Исходя из применяемого опыта, проведение камерального контроля на постоянной основе повышает налоговую дисциплину налогоплательщиков. Так же положительным моментом является то, что он носит заочный характер без непосредственного контактирования работника органа государственных доходов с проверяемым субъектом, осуществляется по месту нахождения уполномоченного органа и для его проведения должностным лицам не требуется какого-либо специального разрешения вышестоящего руководителя управления государственных доходов. Так же для налогоплательщиков реализована возможность исполнения Уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля путем представления электронного пояснения.

С начала 2015 года Управлением камерального контроля Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области в результате проводимого камерального контроля обеспечено дополнительное поступление налогов и платежей в бюджет на сумму 480 850.9 тыс. тенге. В том числе по автоматизированному камеральному контролю 242 698.0 тыс.тенге, по неавтоматизированному (ручному) камеральному контролю 238 152.9 тыс.тенге.

Всему этому способствовала оптимизация методов налогового администрирования путем совершенствования форматно - логического контроля, позволившая проводить более глубокое и точное сопоставление данных налоговой отчетности так же с информацией полученных из других источников.

Все перечисленные выше преимущества камерального контроля являются одним из важных направлений в деятельности органов государственных доходов в силу того, что так же обеспечивает выявление резервов дополнительных поступлений в бюджет в целом по Республике Казахстан.

Главный специалист

Управления камерального контроля ДГД по ВКО

Читайте также: