Единый социальный налог в 2005 году

Опубликовано: 27.04.2024

"Аудиторские ведомости", N 1, 2005

С 1 января 2005 г. вступает в силу редакция гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ с изменениями, внесенными:

  • Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления";
  • Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации";
  • Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Изменения порядка налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) различны по характеру. Рассмотрим их по отдельным вопросам, соблюдая последовательность статей гл.24 НК РФ.

Вводная часть

Статья 234 НК РФ, включающая общие положения о назначении ЕСН, с 1 января 2005 г. утратила силу. Возможно, многие налогоплательщики сочтут данное изменение незначительным, но хотелось бы отметить, что это носит принципиальный характер, поскольку свидетельствует о качественных корректировках текста НК РФ. Согласно прежней редакции ЕСН был предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, что противоречит определению понятия "налог". В соответствии с частью первой НК РФ налог является обязательным, индивидуально безвозмездным платежом в целях финансового обеспечения деятельности государства. Прекращение действия ст.234 исключает данное противоречие из текста НК РФ.

Порядок расчета налоговой базы

С 1 января 2005 г. установлены две группы плательщиков ЕСН. Первая группа - это лица, производящие выплаты в пользу физических лиц и уплачивающие ЕСН с данных выплат. Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели и адвокаты, исчисляющие и уплачивающие ЕСН с доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности. Таким образом, для каждой группы налогоплательщиков установлен свой объект обложения налогом, а значит, и порядок расчета налоговой базы.

Внесенные Законом N 70-ФЗ изменения затронули порядок расчета налоговой базы для первой группы налогоплательщиков, объектом налогообложения ЕСН для которых являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по:

  • трудовым договорам;
  • гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
  • авторским договорам.

Порядок расчета налоговой базы по ЕСН, установленный ст.237 НК РФ, являясь процедурой оценки объекта налогообложения, предписывает учитывать любые выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, связанных с налогоплательщиком данными договорами, вне зависимости от формы, в которой выплаты были произведены. Указаны такие формы, как полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

При этом действовавшая до 1 января 2005 г. редакция ст.237 НК РФ предусматривала, что в налоговую базу включаются выплаты в пользу как самого физического лица, так и членов его семьи. С 1 января 2005 г. вступила в силу обновленная редакция данной статьи, предписывающая учитывать при расчете налоговой базы выплаты только в пользу самого работника.

Указанное изменение носит, на наш взгляд, уточняющий характер. Напомним, что с 1 января 2002 г. была введена очередная редакция ст.236 НК РФ, определяющей перечень объектов обложения ЕСН. До изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ, к объектам налогообложения относились выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором. В результате изменений, в частности, из объекта обложения ЕСН были исключены выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, авторским договором. С разъяснениями по данному вопросу выступило МНС России (см. Письмо от 20.03.2003 N 05-1-11/127-к269 "О едином социальном налоге").

Однако, несмотря на изменения от 1 января 2002 г., до конца 2004 г. действовала норма ст.237 НК РФ, в соответствии с п.1 которой в налоговую базу включались выплаты членам семьи работника, связанного с налогоплательщиком трудовым, гражданско-правовым или авторским договором. Таким образом, существовало противоречие между положениями ст.236 НК РФ, устанавливающей объект обложения ЕСН, и ст.237 НК РФ, регламентирующей порядок расчета налоговой базы по ЕСН. Если член семьи не был связан с налогоплательщиком отношениями, основанными на перечисленных договорах, то выплаты в пользу данного лица согласно определению объекта налогообложения (ст.236 НК РФ) с 1 января 2002 г. не должны были облагаться ЕСН. Изменения к ст.237 НК РФ, внесенные Законом N 70-ФЗ, устранили данное противоречие.

Перечень выплат, не подлежащих обложению ЕСН

Перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН, установленный ст.238 НК РФ, с 1 января 2005 г. действует в измененном виде в соответствии с Законом N 70-ФЗ. Включенные в перечень суммы не относятся к объекту обложения ЕСН и не учитываются при расчете налоговой базы по данному налогу.

Подпункты 8, 13, 14 п.1 ст.238 НК РФ утратили силу с 1 января 2005 г. Это означает, что из перечня не облагаемых ЕСН выплат исключаются:

  • суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций (пп.8);
  • выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год (пп.13);
  • выплаты в натуральной форме товарами собственного - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей - в размере до 1000 руб. (включительно) в расчете на одно физическое лицо - работника за календарный месяц (пп.14).

Следствием сокращения перечня не облагаемых ЕСН выплат явится расширение налоговой базы.

В содержание ст.238 НК РФ внесен ряд изменений Законом N 122-ФЗ. В соответствии с пп.9 п.1 ст.238 не облагаются ЕСН выплаты налогоплательщика работнику в сумме стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно самого работника и членов его семьи, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Действовавшая ранее редакция данного подпункта исключала из объектов налогообложения только выплаты в размере, установленном законодательством. Новая редакция, вступившая в действие с 2005 г., позволяет не облагать ЕСН возмещение стоимости проезда в размере, установленном трудовым договором (контрактом) и (или) коллективным договором. Таким образом, налогоплательщики-организации имеют возможность без налоговых последствий самостоятельно за счет собственных источников установить величину возмещения стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом вся сумма выплаченного работнику возмещения не облагается ЕСН.

В ранее действовавшей редакции ст.238 НК РФ регламентировалось освобождение от ЕСН следующих выплат работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов:

  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
  • суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

Отметим, что данный пункт касался только бюджетных организаций. Кроме того, размер выплат был ограничен суммой в 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из перечисленных оснований.

С 1 января 2005 г. п.2 ст.238 НК РФ утратил силу, но одновременно в п.1 этой статьи добавлен пп.15, устанавливающий, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

Законом N 70-ФЗ уточнен п.3 ст.238 НК РФ, содержащий дополнительные условия формирования налоговой базы для расчета ЕСН в ФСС РФ. Ранее согласно этому пункту при исчислении ЕСН в ФСС РФ в налоговую базу не включались любые вознаграждения, выплачиваемые налогоплательщиками физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, лицензионным договорам. Таким образом, пп.1 и 2 ст.238 содержали перечень выплат, которые не облагались ЕСН ни при каких условиях, п.3 этой статьи устанавливал выплаты, не облагаемые ЕСН только частично (не исчислялся налог в той части, которую следовало уплатить в ФСС РФ). С 1 января 2005 г. п.3 ст.238 действует в новой редакции (из текста исключены лицензионные договоры). Соответственно, при исчислении ЕСН, уплачиваемого в ФСС РФ, в налоговую базу не включаются выплаты в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера и по авторским договорам.

Налоговые льготы

Законом N 70-ФЗ внесены поправки в пп.1, 2 и 4 п.1 ст.239 НК РФ.

В ранее действовавшей редакции по пп.1 п.1 ст.239 НК РФ организации любых организационно-правовых форм освобождались от уплаты ЕСН с выплат и вознаграждений каждого работника - инвалида I, II или III группы. При этом размер не облагаемых налогом выплат не должен был превышать 100 000 руб. на каждого работника за весь налоговый период, т.е. за календарный год. При этом было необходимо, чтобы физические лица, получившие выплаты от налогоплательщика, отнесенные к названной категории, являлись работниками данной организации. В новой редакции пп.1 п.1 ст.239 данное условие исключено, а льгота распространяется на выплаты и вознаграждения, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы. При наличии таких выплат от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм.

Льгота по ЕСН пп.2 п.1 ст.239 НК РФ ранее распространялась на:

  • общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

В предыдущей редакции ст.239 НК РФ организации, относящиеся к одной из перечисленных категорий, были освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. Данная льгота, как и предыдущая, регламентировала освобождение от налога только выплат работникам поименованных категорий организаций. Новая редакция пп.2 п.1 ст.239 НК РФ отменяет данное ограничение. С 1 января 2005 г. перечисленные категории организаций-налогоплательщиков освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.239 НК РФ российские фонды поддержки образования и науки ранее освобождались от уплаты ЕСН. Указанные фонды не начисляли налог на суммы выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений. С 1 января 2005 г. пп.4 п.1 ст.239, регламентирующий данную льготу, утратил силу.

Ставки ЕСН и порядок их применения

Наиболее существенным изменениям подверглась ст.241 НК РФ, устанавливающая ставки ЕСН для разных групп налогоплательщиков и порядок их применения.

Особенность обложения ЕСН состоит в применении регрессивной шкалы ставок, предусматривающей уменьшение ставки налога при увеличении налоговой базы. Статьей 241 НК РФ установлены четыре шкалы для нескольких категорий налогоплательщиков:

  • две шкалы - для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, причем одна для всех налогоплательщиков, а вторая - только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • шкала для индивидуальных предпринимателей для расчета ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
  • шкала для адвокатов для исчисления ЕСН с доходов, полученных от занятия профессиональной деятельностью.

Для плательщиков налога, производящих выплаты физическим лицам, ранее ст.241 НК РФ были установлены ограничения применения регрессивной шкалы ставок в зависимости от предельной величины налоговой базы в среднем на одно физическое лицо. В соответствии с п.2 ст.241, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла сумму менее 2500 руб., налог уплачивался по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Отметим, что порядок соблюдения данного условия, включающий расчет показателя средней величины налоговой базы на одно физическое лицо, был сформулирован довольно неясно. Однако Закон N 70-ФЗ устранил действие данного ограничения, поскольку с 1 января 2005 г. п.2 ст.241 НК РФ утратил силу, а вместе с ним и условие, которое было установлено данным пунктом.

Статьей 241 НК РФ определены четыре шкалы ставок ЕСН. Рассмотрим их последовательно, начиная со шкалы, применяемой налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам.

Действовавшим ранее налоговым законодательством для этой шкалы было предусмотрено четыре интервала налоговой базы каждого физического лица: до 100 000 руб.; от 100 001 руб. до 300 000 руб.; от 300 001 руб. до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. Каждому интервалу налоговой базы соответствует конкретная ставка ЕСН. С 1 января 2005 г. предусмотрено только три интервала налоговой базы физического лица и, следовательно, три уровня ставок налога. Изменилась и величина ставок. Ставки налога приведены с разбивкой по отдельным получателям налога - федеральный бюджет, ФСС РФ, фонды медицинского страхования, доли которых в общей сумме ЕСН тоже изменены. В табл. 1 представлены для сравнения действовавшая ранее и "новая" шкалы ставок в обобщенном виде без распределения по отдельным получателям налога.

О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ

С 1 января 2005 года глава 24 НК РФ «Единый социальный налог» и Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» будут действовать в новой редакции.

Рассмотрим подробно изменения и дополнения, внесенные в главу 24 НК РФ «Единый социальный налог» и Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральным законом РФ от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ.

Абзац второй п. 1 ст. 237 НК РФ в новой редакции:

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в п.п. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Таким образом, с 01.01.2005 г. полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных прав), предназначенная для членов семьи работника, в налоговую базу не включается.

Суммы, не подлежащие налогообложению

Из п. 1 ст. 238 НК РФ исключены п.п. 8, 13, 14.

– суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

– выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, независимо от количества и размера выплат;

– выплаты в натуральной форме товарами собственного производства – сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, независимо от количества и размера выплат

подлежат налогообложению в общеустановленном порядке .

В настоящее время согласно п. 2 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2 000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:

– суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

– суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.

С 01.01.2005 г. данная норма исключается.

Не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

При этом новый п.п. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не ограничивает основания, по которым может быть выплачена указанная материальная помощь, и не ограничивает круг лиц – получателей материальной помощи.

В настоящее время в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 238 НК РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

С 01.01.2005 г. выплаты по лицензионным договорам (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС РФ) включаются в налоговую базу в общеустановленном порядке.

В настоящее время от уплаты налога освобождаются российские фонды поддержки образования и науки – с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

С 01.01.2005 г. данная льгота утрачивает силу.

С 1 января 2005 г. на 9,6% снижается максимальная ставка ЕСН.

Одновременно в 2,8 раза увеличивается размер налоговой базы, при которой применяется максимальная ставка ЕСН.

Соответственно увеличивается размер налоговой базы и снижаются ставки ЕСН при применении регрессии.

Согласно новой редакции ст. 241 НК РФ для налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, – производящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

56 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

8 960 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

2 240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

5 600 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

72 800 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

81 280 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

104 800 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

акже снижены ставки ЕСН и увеличен размер налоговой базы для иных категорий налогоплательщиков.

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

44 240 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

6 160 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

2 240 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

3 360 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

56 000 рублей + 10,0 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

69 520 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

88 000 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

Для индивидуальных предпринимателей – самостоятельных плательщиков налога – применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

20 440 рублей + 2,7 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

2 240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

5 320 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

28 000 рублей + 3,6 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

29 080 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

39 520 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

От 280 001 рубля до 600 000 рублей

14 840 рублей + 2,7 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

2 240 рублей + 0,5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

5 320 рублей + 0,4 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

22 400 рублей + 3,6 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей

23 480 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

33 920 рублей + 2,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей

Из ст. 241 НК РФ исключен п. 2, в котором были установлены условия для применения регрессивной ставки ЕСН.

Таким образом, с 01.01.2005 г. регрессивная ставка ЕСН применяется в зависимости от размера налоговой базы без всяких дополнительных условий.

Индивидуальные предприниматели — работодатели

Ст. 243 НК РФ «Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам» дополнена новым п. 9, согласно которому с 01.01.2005 г. в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, не производящими выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц

С 01.01.2005 г. если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет не декларацию, как в настоящее время, а заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по форме, утвержденной Минфином РФ.

При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно новой редакции п. 6 ст. 244 НК РФ исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ, без применения налогового вычета.

Установлен срок – не позднее 30 марта следующего года – в который коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации представляют в налоговые органы данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за прошедший налоговый период.

Установлен порядок действий в случае прекращения деятельности до конца налогового периода индивидуальных предпринимателей – самостоятельных плательщиков ЕСН.

В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката налогоплательщики обязаны в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката включительно.

Уплата налога, исчисленного по представляемой в соответствии с настоящим пунктом налоговой декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации.

В ст. 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесено уточнение в определение застрахованных лиц.

Уточнено, что застрахованными лицами являются работающие иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ постоянно или временно.

Тариф страхового взноса

Главное в изменении тарифов страховых взносов в том, что лиц 1966 года и старше (то есть родившихся в годы до 1967 г.) лишили накопительной части трудовой пенсии.

Также указанную категорию граждан более не разделяют по половому признаку.

Размер базы для начисления страховых взносов для применения максимального тарифа увеличен в 2,8 раза.

Тарифы страховых взносов с 1 января 2005 года

Для выступающих в качестве работодателей страхователей , за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

ЕСН отменён 1 января 2010 года и фактически заменён страховыми взносами.

Ставки ЕСН по категориям плательщиков

  • Основная категория
  • С/х товаропроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования
  • Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны
  • Индивидуальные предприниматели
  • Адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой
  • Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Примите во внимание, что налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года.

Ставки ЕСН для основной категории плательщиков

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 8 120 руб. + 1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 72 800 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7 200 руб. 104 800 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для с/х товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 44 240 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 080 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 3 360 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 56 000 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 69 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 8 200 руб. 5000 руб. 5 200 руб. 88 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций и ИП, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны

Налоговая база Федеральный бюджет Итого
До 280 000 руб. 14,0% 14,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб. 39 200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 57 120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для индивидуальных предпринимателей

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 20 240 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 28 000 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 29 080 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 39 520 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для адвокатов и натариусов, занимающихся частной практикой

Налоговая база Федеральный бюджет Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 280 000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8,0%
От 280 001 руб. до 600 000 руб. 14 840 руб. + 2,7% с суммы, превышающей 280 000 руб. 2 240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280 000 руб. 5 320 руб. + 0,4% с суммы, превышающей 280 000 руб. 22 400 руб. + 3,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.
Свыше 600 000руб. 23 480 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 3 840 руб. 6 600 руб. 33 920 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Ставки ЕСН для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны)

Налоговая база на каждое ФЛ Федеральный бюджет ФСС Федеральный ФОМС Территориальный ФОМС Итого
До 75 000 руб. 20,0% 2,9% 1,1% 2,0% 26,0%
От 75 001 руб. до 600 000 руб. 15 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 75 000 руб. 2 175 руб. + 1% с суммы, превышающей 75 000 руб. 825 руб. + 0,6% с суммы, превышающей 75 000 руб. 1 500 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 75 000 руб. 19 500 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 75 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 56 475 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 7 425 руб. 3 975 руб. 4 125 руб. 72 000 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Итак, под аббревиатурой ЕСН ранее понимался единый социальный налог, отмененный в далеком уже 2010 году. То есть применение термина ЕСН – всего лишь сохранившаяся привычка, распространяемая на сегодняшний день на некоторые виды взносов социального назначения, о которых мы поговорим ниже.

ЕСН сегодня

01.01.2010 года на смену главе 24 НК РФ «Единый социальный налог», регламентировавшей правоотношения, связанные с начислением и выплатой страховых взносов, пришел Федеральный закон РФ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФОМС РФ».

Таким образом, с 1 января 2010 года единый налог был разбит на самостоятельные выплаты, диверсифицированные по месту их назначения – пенсионный фонд, фонд социального страхования и в 2 фонда медицинского страхования – федеральный и региональный.

При этом сохранились некоторые виды взносов, не входящие в список, представленный выше, а именно:

  • обязательное страхование от несчастных случаев;
  • обязательное медстрахование неработающих граждан.

Эти виды выплат регламентированы иными специализированными законами, в соответствии с ч.2 ст.1 Закона РФ №212 «О страховых взносах».

Плательщики ЕСН

Обязанность по выплате страховых взносов возложена на:

  • юридические лица и организации;
  • ИП, в том числе и частнопрактикующие адвокаты и нотариусы;
  • граждане, не являющиеся ИП, но заключающие трудовые договоры и производящие выплату работникам заработных плат, например, при заключении трудовых договоров с домохозяйками, нянями или сиделками.

То есть плательщиками страховых взносов остались те же лица, которые являлись плательщиками ЕСН.

  • юридические лица и организации делают отчисления со всех видов доходов;
  • ИП и физические лица, производящие выплату заработной платы, рассчитывают объем взносов исходя из общей массы выплат по трудовым договорам.

Поскольку страховые взносы перестали быть едиными и стали специализированы, то соответствующие расчеты по ним должны подаваться плательщиками в специализированные территориальные органы – территориальный ПФР и территориальный ФСС.

При оформлении документов и деклараций по страховым выплатам необходимо указывать коды бюджетной классификации в зависимости от дестинации (предназначения) платежа.

Выделяются следующие дестинации:

  • ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет;
  • ЕСН для ФСС;
  • ЕСН для обязательного медицинского страхования;
  • ЕСН для территориального обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Поскольку коды бюджетной классификации – изменяемый атрибут страховых выплат, то номера кодов желательно раз в год уточнять в территориальном налоговом органе или на официальных сайтах ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 198-ФЗ минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, а также определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, в России составляет:

- с 1 января 2005 г. - 720 рублей в месяц;

- с 1 сентября 2005 г. - 800 рублей в месяц;

- с 1 мая 2006 г. - 1100 рублей в месяц.

В статью 112 Трудового кодекса Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 201-ФЗ внесены поправки, корректирующие состав государственных праздников.

Законом из нерабочих праздничных дней исключены:

- 2 мая - Праздник Весны и Труда;

- 7 ноября - День согласия и примирения;

- 12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

Потеря "дачных" майских праздников в связи с их сокращением до одного дня (1 мая) компенсирована новогодними каникулами с 1 по 5 января.

Кроме того, установлен новый праздник 4 ноября - День народного единства.

Законом также внесено дополнение, согласно которому заработная плата работников в связи с нерабочими праздничными днями не уменьшается. Сдельщикам за нерабочие дни производится оплата, размер которой определяется локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Постановлением правительства России от 27.12.2004 г. N 845 "О переносе выходного дня в 2005 году" принято решение о переносе в 2005 году выходного дня с субботы 5 марта на понедельник 7 марта.

Однако верхняя палата парламента намеревается инициировать внесение новых поправок в список нерабочих праздничных дней - установление выходного дня 31 декабря и восстановление праздничного дня 2 мая.

С 1 января 2005 года Федеральным законом от 20.07.04 N 70-ФЗ существенно снижена ставка единого социального налога - с 35,6 до 26 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется организациями в отношении выплат, произведенным физическим лицам нарастающим итогом с начала года в размере до 280 тысяч рублей (на каждое физическое лицо).

В связи со снижением налоговых ставок по ЕСН изменился и порядок распределения налога между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

С этого года отменены ограничения по доступу к регрессивным ставкам с одновременным повышением порога их применения. Регрессивная шкала ставок будет применяться в случае, если налоговая база превысит 280 тысяч рублей (вместо ранее действовавшего порога в 100 тысяч рублей). При этом регрессивные ставки ЕСН составляют:

- при величине выплат от 280 001 рубля до 600 000 рублей - 10 процентов;

- свыше 600 000 рублей - 2 процента.

С упрощением порядка применения регрессивной шкалы ЕСН убавится работы у бухгалтеров, занимающихся расчетом зарплаты: им больше не придется производить трудоемкие расчеты, подтверждающие право на применение регрессивной шкалы. Однако данное нововведение не исключает их обязанность проведения расчета на право применения регрессивной шкалы налоговых ставок по итогам за 2004 год.

Одновременно с изменением ставок ЕСН изменились и размеры страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Максимальный размер страхового взноса остался прежним и составляет 14 процентов. При этом физические лица, в пользу которых производятся выплаты, на которые начисляются страховые взносы, делятся на две возрастные группы (а не на три, как это было ранее), не зависящие от пола:

- до 1966 года рождения включительно. Для этой категории лиц страховые взносы целиком направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это означает, что указанные лица при достижении пенсионного возраста не будут получать накопительную часть пенсии;

- 1967 года рождения и моложе. Для этой категории лиц страховые взносы направляются как на финансирование страховой части трудовой пенсии, так на финансирование ее накопительной части.

При начислении страховых взносов в Пенсионный фонд применяется регрессивная шкала ставок в порядке, аналогичном ЕСН.

Кроме того, законодателем урегулирован вопрос об уплате страховых взносов за иностранцев, временно проживающих на территории России.

Как известно, на выплаты, производимые в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ЕСН начисляется в общеустановленном порядке и в полном размере. При этом остается неурегулированным вопрос о начислении на такие выплаты страховых взносов в ПФР.

Теперь в состав лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включены как постоянно, так и временно проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства. Соответственно согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд России обязан выдать им страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а лица, производящие выплаты, - исчислить и уплатить взносы в Пенсионный фонд России.

Как следствие снижения налоговой ставки ЕСН явилось изменение порядка оплаты дней нетрудоспособности в связи с болезнью. С этого года за болезнь работников придется "расплачиваться" частично работодателю - за первые два дня. Последующие дни нетрудоспособности по-прежнему будет оплачивать Фонд социального страхования. Такой порядок установлен Федеральным законом от 29.12.04 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".

Вместе с тем указанным законом максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам увеличен с 11 700 рублей до 12 480 рублей. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособий определяется с учетом этих коэффициентов.

С 1 января 2005 года увеличено и единовременное пособие при рождении ребенка с 4500 рублей до 6000 рублей. Такая поправка внесена Федеральным законом от 29.12.04 N 206-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Значительные изменения произошли в исчислении налога на доходы физических лиц.

Федеральным законом от 29.12.04 N 203-ФЗ внесены изменения в ст. 218 НК РФ, определяющую порядок предоставления стандартных налоговых вычетов. В частности, увеличены налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, предоставляемые родителям, опекунам, попечителям. Теперь вычет, предоставляемый на каждого ребенка, увеличен с 300 рублей до 600 рублей в месяц. Налоговый вычет применяется до месяца, в котором доход налогоплательщика достигнет 40 000 рублей вместо прежних 20 000 рублей. Кроме того, право на такой вычет теперь имеют также и приемные родители.

Говоря о налоговых вычетах, необходимо напомнить о Федеральном законе от 20.08.04 N 112-ФЗ, внесшем существенные изменения в состав и порядок предоставления имущественных налоговых вычетов.

Одновременно указанным законом снижена ставка НДФЛ с 35 процентов до 13 процентов, применяемая в отношении доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование физическим лицом целевых займов (кредитов), полученных от кредитных и иных организаций и фактически израсходованных на строительство и приобретение жилья.

Федеральным законом от 30.12.04 N 212-ФЗ изменены редакции статей 212 и 217 Налогового кодекса. В частности, установлено, что не облагается налогом на доходы физических лиц помощь в денежной и натуральной формах, оказанная любой благотворительной организацией.

Кроме того, в доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, включены доходы, получаемые физическими лицами-акционерами или участниками других организаций при реорганизации, предусматривающей распределение акций (долей, паев) создаваемых организаций среди акционеров (участников, пайщиков) реорганизуемых организаций, и (или) конвертацию (обмен) акций (долей, паев) реорганизуемой организации в акции (доли, паи) создаваемой организации либо организации, к которой осуществляется присоединение.

До 1 января 2005 года дивиденды, выплачиваемые физическим лицам российскими организациями, облагались налогом по пониженной ставке - 6 процентов. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.04 N 95-ФЗ в отношении указанных доходов, начиная с 1 января 2005 года, применяется налоговая ставка 9 процентов.

Единый социальный налог

Как заявлено законодателем, изменения, внесенные в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ, направлены главным образом на снижение налоговой нагрузки на плательщиков единого социального налога. В чем же это проявилось?

Во-первых, для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок:

  • для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, - с 35,5 % до 26 %;
  • для выступающих в качестве работодателей сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - с 26,1 % до 20 %;
  • для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 % до 10 %;
  • для адвокатов - с 10,6 % до 8 %.

Во-вторых, изменена шкала регрессии. В частности, для "обычных" организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам, устанавливается следующая шкала налоговых ставок:

  • при величине выплат до 280 тыс. руб. в год - 26 %;
  • при величине выплат от 280 001 до 600 тыс. руб. в год - 72 800 руб. + + 10 % с суммы, превышающей 280 тыс. руб.;
  • при величине выплат свыше 600 000 руб. в год - 104800 + 2 % с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

В-третьих, налогоплательщикам теперь не требуется, как это предусмотрено действующим порядком, подтверждать расчетом право на применение регрессивной шкалы. Пониженные ставки налогоплательщики смогут применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников.

Что же на самом деле стоит за приведенными цифрами и нормами? Как принятые изменения по единому социальному налогу фактически скажутся на налоговой нагрузке на организацию?

Пример

В январе 2005 года налоговая база по единому социальному налогу составила 2 100 000 руб., в том числе:
Иванов И. И. - 100 000 руб.
Петров П. П. - 200 000 руб.
Иванова И. И. - 300 000 руб.
Петрова П. П. - 400 000 руб.
Сидоров С. С. - 500 000 руб.
Сидорова С. С. - 600 000 руб.

Рассчитаем сумму авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из действующих налоговых ставок и ставок, вводимых с 1 января 2005 года (см. таблицу 1).

Таблица 1. Расчет авансовых платежей по ЕСН

Налоговая
база
за
январь

Суммы авансовых платежей, исчисленные по действующим ставкам налога

Суммы авансовых платежей, исчисленные по ставкам, вводимым с 1 января 2005г.

Приведенные данные показывают, что в целом налоговая нагрузка на организацию в части единого социального налога с 1 января 2005 года уменьшится. В большей степени это почувствуют организации, в которых выплаты на одно физическое лицо, учитываемые при определении налоговой базы, не превышают нарастающим итогом с начала года 100000 руб. Сумма единого социального налога в этом случае уменьшится более чем на 35 процентов. Однако по мере увеличения налоговой базы разница между суммой налога, исчисленной по действующим ставкам, и ставкам, вводимым с 1 января 2005 года, постепенно "растает". При налоговой базе 200 000 руб. налоговая нагрузка снизится лишь на 8 про-центов, при налоговой базе более 300 000 руб. - разница в платежах не превысит 1 процента (!).

Для новой шкалы налоговых ставок характерно смещение акцента при распределении единого социального налога в пользу отдельных фондов. Так, при налоговой базе свыше 280000 руб. сумма платежей в Фонд социального страхования РФ увеличится на 5-10 %. Отчисления на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования, возрастут более чем в 4 раза.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Существенно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование.

Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как сейчас, а на две возрастные категории независимо от пола:

  • лица 1966 года рождения и старше;
  • лица 1967 года рождения и моложе.

Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в "обычных" организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 процентов и 4 процента на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно).

В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет.

Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников.

В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно. Таким образом, с 1 января 2005 года на выплаты указанным лицам по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значения, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты.

Рассмотрим, как изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, отразятся на налоговой нагрузке на организацию.

Пример (продолжение)

Все работники организации относятся к лицам 1967 года рождения и моложе.

Рассчитаем сумму авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из действующего порядка и порядка, вводимого с 1 января 2005 года (см. таблицу 2). Обращаем ваше внимание, что целью настоящей статьи является аналитический обзор изменений налогового законодательства, поэтому переходные положения не учитываются при расчете.

Таблица 2. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года)

Налоговая
база
за
январь

Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из действующего порядка

Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из порядка, вводимого с 1 января 2005г.

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Читайте также: