Запрещал королю вводить новые налоги созывать шляхетское войско

Опубликовано: 19.05.2024

1. Составьте таблицу «Органы власти Речи Посполитой» по материалам § 8—9.

Органы власти Речи Посполитой

Название Как получал власть/Состав
и способ формирования
Полномочия
Король Король получал власть с помощью шляхты. Только шляхта могла выбирать правителя. Монарх избирался представителями обоих государств и короновался лишь в Кракове как польский король и великий князь литовский. Полномочия описывались в пакта конвента (соглашение между шляхтой и королем) и Генриховыми артикулами (право шляхты избирать короля, обязанность короля собирать сейм 1 раз в 2 года и т.д.).
Сейм Высший орган государственной власти в Речи Посполитой. Он состоял из сената и посольской избы. Сейм должен был созываться королем не реже одного раза в два года. В случае необходимости монарх мог собирать чрезвычайный сейм ранее оговоренного времени. Сейм мог издавать законы, вводить новые налоги, утверждать мирные договоры, контролировать власть короля и чиновников.
Поветовый сеймик Шляхтичи повета должны были собирать поветовый сеймик. На нем рассматривались местные и общегосударственные вопросы, законопроекты, определялись местные налоги, избирались по 2 посла на вальный сейм.

2. Перечислите черты шляхетской демократии в государственном строе Речи Посполитой. Можно ли назвать ее сословно-представительной монархией? Свой ответ обоснуйте.

Черты шляхетской демократии в государственном строе Речи Посполитой:
- монарх должен был не нарушать привилегии шляхты;
- монарх не мог без согласия сейма объявлять и прекращать войну, вводить новые налоги, созывать посполитое рушение;
- король должен был сохранять шляхетские вольности, не использовать войско против шляхты.

Шляхетскую демократию можно назвать сословно-представительной монархией, потому что право участия в управлении государством имело одно сословие — шляхта.

3. Приведите два-три доказательства того, что к середине XVII в. в Речи Посполитой шляхта стала единым и правящим сословием.

- монарх должен был не нарушать привилегии шляхты;
- монарх не мог без согласия сейма объявлять и прекращать войну, вводить новые налоги, созывать посполитое рушение;
- король должен был сохранять шляхетские вольности, не использовать войско против шляхты.

4. Оцените значение Статута ВКЛ 1588 г.: а) для сохранения самостоятельности ВКЛ; б) для различных сословий.

Значение Статута ВКЛ 1588 г.:

а) для сохранения самостоятельности ВКЛ
Статут запрещал польской шляхте приобретать земли и занимать должности в ВКЛ, сохранял отдельные государственные учреждения, войско, право и казну Княжества.

б) для различных сословий
Статут закрепил обособление отдельного привилегированного сословия — шляхты — и завершил процесс оформления крепостного права.

5. Представьте, что вы оказались в XVI в. Составьте вопросы интервью с одним из канцлеров ВКЛ: Остафием Воловичем или Львом Сапегой. При необходимости используйте дополнительные источники информации.

Вопросы интервью с Остафием Воловичем:
1. Почему Вы были против подписания Люблинской унии?
2. Какие проекты в области образования Вы бы хотели реализовать, а какие уже реализовали?

Вопросы интервью со Львом Сапегой:
1. Расскажите о своей семье, откуда Вы родом?
2. С какой должности Вы начали свою карьеру? Что помогло Вам стать подканцлером, потом канцлером, воеводой виленским, великим гетманом?

Короля Речи Посполитой шляхта избирала пожизненно. Впервые это произошло после смерти Сигизмунда II Августа. В мае 1573 г. на чрезвычайном сейме победу одержала кандидатура французского герцога Генриха Валуа (Валезы).

Полномочия короля определяли следующие документы — Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой и новоизбранным королем, определяла условия избрания на престол Речи Посполитой. Документ предусматривал обязанности монарха: оказание финансовой помощи государству, выплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неиспользование войска против шляхты и др. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого короля.

Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля шляхтой, свободу христианского вероисповедания, обязанность монарха собирать сейм один раз в два года. Королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать шляхетское ополчение.

Сейм контролировал деятельность короля через совет, состоявший из 16 членов Сената. Они пристально следили за исполнением монархом дозволенных ему функций и обязанностей. Если шляхта не соглашалась с королем или стремилась достигнуть определенных политических целей, то она имела право создавать конфедерации (временные военно-политические союзы). Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.

После Генриха Валуа выборными королями Речи Посполитой и одновременно великими князьями литовскими были Стефан Баторий (1576—1586), Сигизмунд III Ваза (1587-1632), Владислав IV Ваза (1632-1648), Ян II Казимир Ваза (1648—1668), Михал Вишневецкий (1669—1673), Ян III Собесский (1674—1696), Август II (1697—1706, 1709—1733), Станислав Лещинский (1704—1709, 1733), Август III (1733-1763), Станислав Август Понятовский (1764—1795).

Король Речи Посполитой считался обладателем верховной власти, одновременно с тем, с 16 века, особым чином-сословием, законодательствованием в Сейме наряду с Сенатом и посольской избой. Во второй половине 15 века Казимир Ягеллончик и Ян Ольбрахт применяли систему личного правления, опираясь на среднюю шляхту, и ограничивали влияние магнатов и церкви. По их концепции, король является единственным субъектом власти в государстве. Символическим выражением этого была введенная в 16 веке так называемая закрытая корона с небольшим яблочком и крестиком наверху, сделанная по образцу императорской короны.

С 16 века Сигизмунд I Старый, опираясь на магнатов, стремился затормозить шляхетское движение. Находившаяся в оппозиции к короне и его жене Боне Сфорца, которая со своей родины Италии вынесла абсолютистские идеи, средняя шляхта выдвинула программу ограничения королевской власти. Выражением этого была концепция верховенства права в государстве, которому подчинялся также и король. Верховенство права означало, в сущности, то, что без согласия шляхетского сословия, представленного в Сейме Посольской избой, не могли издаваться никакие законы.

Ослабление королевской власти проявилось в элекциях, имевших место после 1572 года. Король, ограниченный элекционными пактами и Генриковскими артикулами, не обладал уже теми позициями, что прежде. Ища опоры в шляхте против бунтовавших магнатов, Стефан Баторий должен был создать Коронный трибунал, ограничивший судебную власть короля. Король Сигизмунд III Ваза впоследствии своей династической политики, направленной на усиление королевской власти, реализуемой при опоре на Габсбургов и католическую иерархию, оказался в конфликте со шляхтой и частью магнатов. Рокош Зебжидовского в 1606-1609 годах выдвинул лозунг против угрозы absolutum dominium. Провозглашалось, что тело Речи Посполитой - шляхта - важнее ее головы - короля. В этой обстановке приобрела значение содержавшаяся в Генриковских артикулах статья об отказе от повиновения.

Попытки укрепления королевской власти, предпринятые Августом Вторым Саксонским, опирались главным образом на внешние силы. Успеха эти попытки не имели. Модель Речи Посполитой коренным образом отличалась от того, что было в других европейских государствах.

Законодательную власть король осуществлял вместе с Сеймом. Королю принадлежало право законодательной инициативы и санкционирования постановлений Сейма. Король влиял на законодательство и «модерованием», то есть путем окончательного редактирования законов перед их публикацией.

Сеймовые конституции (постановления) оглашались от имени короля с упоминанием, что они изданы с согласия Сейма. Самостоятельным законодателем король остался по отношению к королевским городам, евреям, крестьянам домениальных имений и т.д. За королем сохранялось верховенство над ленными землями - княжеская Пруссия (Восточная), Курляндия. Он имел право назначения чиновников, ограниченное, однако, тем, что кандидатуры на пост в земских судебных учреждениях предварительно выдвигались сеймиками. Король вершил дисциплинарное судопроизводство над чиновниками, однако мог наказывать только штрафами. Он не мог устранить чиновника, кроме случаев, когда они совершали преступление.

Король являлся главнокомандующим армией, но на практике был сильно ограничен властью гетманов, направлял внешнюю политику. Переход значительной части королевских угодий в пожизненное пользование держателей и контроль Сейма над расходами казны значительно ограничивали возможности короля распоряжаться финансовыми ресурсами государства. Наиболее же ограниченной после создания в 1578 году Коронного трибунала была судебная власть короля. Король принимал участие только в сеймовых судах и не имел права помилования и амнистии.

Доходы короля складывались из поступлений от королевских имений, занимавших шестую часть территории государства. Доходы позволяли королю содержать двор, а раздача части этих имений в пожизненное пользование в качестве «хлеба хорошо заслужившим» либо во временное пользование позволяла ему приобретать сторонников. Король был, следовательно, самым крупным феодалом, а при прогрессивном ущемлении его государственных функций он оставался с конца 16 века фактически пожизненным президентом шляхетской Речи Посполитой. 6.



История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

Вспомните

Какие органы государственного управления действовали в Великом Княжестве Литовском в XV — первой половине XVI в.?

1. Сейм Речи Посполитой. Высшим органом государственной власти в Речи Посполитой являлся общегосударственный вальный сейм. Обычные сеймы созывались королем один раз в два года. На них представители шляхты избирали короля, объявляли войну, заключали мирные соглашения с другими странами, давали согласие на сбор посполитого рушенья (шляхетского ополчения), введение военного налога, присваивали или отменяли шляхетское звание.

Сейм состоял из Сената и Посольской Избы. В Сенат входили представители католического духовенства, прежде всего епископы, высшие должностные лица государства. Их количество составляло около 140—150 человек. Посольская Изба формировалась из представителей шляхетского сословия страны. В каждом повете шляхта избирала в ее состав по два депутата. В середине XVIII в. общее количество шляхетских послов в Посольской Избе составляло 236 человек.

Каждый посол (депутат) владел правом «либерум вето», или правом свободного запрета. Согласно этому праву все решения на вальных сеймах Речи Посполитой должны были приниматься единогласно. Если хоть один из послов не был согласен с постановлением сейма, то оно не принималось. Выражалось право в выкрике депутата «не позволяем», что вело к прекращению заседания сейма и отмене принятых на нем постановлений. Шляхта очень гордилась этим правом.



Оно свидетельствовало о широких свободах шляхетского сословия. Но постепенно магнаты стали использовать это право для достижения собственных целей, что очень ослабило страну.

Историческая справка

Первый раз сейм Речи Посполитой был сорван в 1652 г. Право «либерум вето» использовал шляхтич-посол от Упитского повета Трокского воеводства Владислав Сицинский.


В Речи Посполитой действовали и чрезвычайные сеймы. Их созывал примас. Поводом для чрезвычайного сейма могла быть смерть короля или отказ монарха от престола. На чрезвычайном сейме представители шляхты

обсуждали кандидатуры будущего короля. Из нескольких предложенных претендентов выбирали одного и возводили на трон Речи Посполитой.

Коронация происходила в Кракове. Новый король торжественно въезжал в город, руководил похоронами своего предшественника, совершал паломничество к мощам Святого Станислава. Церемонию завершал примас. Он опоясывал нового короля мечом, возлагал ему на голову золотую корону, давал в руки скипетр и яблоко (золотой шар с крестом). Только коронация последнего короля Речи Посполитой — Станислава Августа Понятовско-го — прошла в Варшаве.

2. Король Речи Посполитой. Короля Речи Посполитой шляхта избирала пожизненно. Впервые это произошло после смерти Сигизмунда II Августа. В мае 1573 г. на чрезвычайном сейме победу одержала кандидатура французского герцога Генриха Валуа (Валезы). Его шляхта прозвала «Гавэндским» («разговорчивым»).


Историческая личность

ГЕНРИХ ВАЛУА (1551-1589) являлся последним представителем династии Валуа на троне Франции. Будучи католиком, он вел активную борьбу с протестантами. Получил предложение жениться на дочери Сигизмунда I Анне Ягеллонке и стать королем Речи Посполитой. Генрих Валуа пробыл королем только четыре месяца. В ночь на 19 июня 1574 г. он бежал в Париж, где был избран монархом Франции.

Полномочия короля определяли следующие документы — Пакта конвента и Генриховы артикулы. Пакта конвента представляла собой соглашение между шляхтой и новоизбранным королем, определяла условия избрания на престол Речи Посполитой. Документ предусматривал обязанности монарха: оказание финансовой помощи государству, выплату долгов предыдущего короля, сохранение шляхетских вольностей, неиспользование войска против шляхты и др. Пакта конвента составлялась отдельно для каждого короля.

Генриховы артикулы предусматривали свободное избрание короля шляхтой, свободу христианского вероисповедания, обязанность монарха собирать сейм один раз в два года. Королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать шляхетское ополчение. Каждый новый монарх должен был подтверждать этот документ.

Сейм контролировал деятельность короля через совет, состоявший из 16 членов Сената. Они пристально следили за исполнением монархом дозволенных ему функций и обязанностей. Если шляхта не соглашалась с королем или стремилась достигнуть определенных политических целей, то она имела право создавать конфедерации (временные военно-политические союзы). Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.

После Генриха Валуа выборными королями Речи Посполитой и одновременно великими князьями литовскими были Стефан Баторий (1576— 1586), Сигизмунд III Ваза (1587—1632), Владислав IV Ваза (1632—1648), Ян II Казимир Ваза (1648—1668), Михал Вишневецкий (1669—1673), Ян III Собесский (1674—1696), Август II (1697— 1706, 1709—1733), Станислав Лещинский (1704— 1709, 1733), Август III (1733—1763), Станислав Август Понятовский (1764—1795).


3. Формирование единого шляхетского сословия в Речи Посполитой. В XVII в. на господствующее сословие Великого Княжества Литовского распространяются вольности (права) польской шляхты. Именно их добивалась большая часть шляхты ВКЛ во время заключения Люблинской унии. В июне 1697 г. на чрезвычайном сейме было принято постановление «Уравнение прав», согласно которому великокняжеская шляхта полностью уравнивалась в правах с польской. Она получила возможность контролировать деятельность высших государственных лиц, таких как гетман, подскарбий, канцлер. Этим же постановлением сейма вместо официального белорусского языка в государственных учреждениях ВКЛ вводился польский язык.

Одновременно влияние Польши проявилось в полонизации шляхты Великого Княжества Литовского. Шляхта копировала образцы общественного строя Польши, переходила в католичество, приобщалась к польской культуре, стала разговаривать на польском языке. Процесс полонизации фактически не затронул нижние слои общества — крестьян и мещан.

Как результат, во второй половине XVII в. в Речи Посполитой начало формироваться единое сословие, которое называли «народ шляхетский». Его представители противостояли «люду простому» — крестьянам и городским низам.

Положение короля; его компетенция. Король Речи Посполитой считался обладателем верховной власти, одновременно с тем (с XVI в.) особым «чином-сословием», законодательствованием в Сейме наряду с сенатом и посольской избой.

C начала XVI века Сигизмунд I Старый, опираясь на магнатов, стремился затормозить шляхетское движение. Находившаяся в оппозиции к короне и его жене Боне Сфорца, которая со своей родины Италии вынесла абсолютистские идеи, средняя шляхта выдвинула программу ограничения королевской власти. Выражением этого была концепция верховенства права в государстве, которому подчинялся также и король. Верховенство права означало в сущности то, что без согласия шляхетского сословия, представленного в Сейме Посольской избой, не могли издаваться никакие законы.

Ослабление королевской власти проявилось в элек- циях, имеющих место после 1572 года. Король, ограниченный элекционными пактами и Генриковскими артикулами, не обладал уже теми позициями, что прежде. Ища опоры в шляхте против бунтовавших магнатов, Стефан Баторий должен был создать Коронный трибунал, ограничивший судебную власть короля. Король Сигизмунд III Ваза вследствие своей династической политики, направленной на усиление королевской власти, реализиуемой при опоре на Габсбургов и католическую иерархию, оказался в конфликте со шляхтой и частью магнатов. Рокош Зебжидовского в 1606—1609 гг. выдвинул лозунг против угрозы absolutum dominium.

Попытки укрепления королевской власти, предпринятые Августом II Саксонским, опирались главным образом на внешние силы. Успеха эти попытки не имели. Модель Речи Посполитой коренным образом отличалась от того, что было в других европейских государствах XVII—XVIII вв.

Законодательную власть король осуществлял вместе с Сеймом. Королю принадлежало право законодательной инициативы и санкционирования постановлений Сейма. Король влиял на законодательство и «модеро- ванием», т. e. путем окончательного редактирования законов перед их публикацией.

Сеймовые конституции (постановления) оглашались от имени короля с упоминанием, что они изданы с согласия Сейма. Самостоятельным законодателем король остался по отношению к королевским городам, евреям, крестьянам домениальных имений и т. д. За королем сохранялось верховенство над ленными землями — княжеская Пруссия (Восточная), Курляндия. Он имел право назначения чиновников, ограниченное, однако, тем, что кандидатуры на посты в земских судебных учреждениях предварительно выдвигались сеймиками. Король вершил дисциплинарное судопроизводство над чиновниками, однако мог наказывать только штрафами. Он не мог устранить чиновника, кроме случаев, когда они совершали преступление.

Король являлся главнокомандующим армией, но на практике был сильно ограничен властью гетманов, направлял внешнюю политику.

Доходы короля складывались из поступлений от королевских имений, занимавших около Ve территории государства, а также от соляных копей. Доходы позволяли королю содержать двор, а раздача части этих имений в пожизненное пользование в качестве «хлеба хорошо заслужившим» либо во временное пользование позволяла ему приобретать сторонников. Король был, следовательно, самым крупным феодалом, а при прогрессировавшем ущемлении его государственных функций он становился с конца XVl века фактически пожизненным президентом шляхетской Речи Посполитой.

Элекции. Выборность трона тормозил тот факт, что династия Ягеллонов обладала наследственными правами в Литве. При этой династии, сеймы, стремившиеся сохранить унию с Литвой, неизменно избирали Ягеллонов на польский трон. Последний из них—Сигизмунд Август, будучи 10-летним мальчиком, был избран королем и коронован при жизни отца (1530 r.). Этот шаг в направлении наследственной монархии натолкнулся на оппозицию шляхты; сейм оговорил, что нельзя при жизни короля избирать его наследника.

Свободное избрание монарха, не ограниченное династически, установилось к 1572 году, хотя не раз последовательно избирались представители одной и той же династии (Вазов, Саксонцев). Bo время междуцарствия в 1572 году был установлен так называемый viritum, принцип, по которому вся шляхта имела право непосредственного избрания короля. Вероятно, одной из причин принятия конвокационным созываемым в периоды междуцарствия сеймом этого принципа было стремление к политической активизации широких кругов шляхты, что отвечало интересам экзекуционистов. Ha деле же элекция — viritum — прокладывала дорогу для всевластия магнатства, под влиянием которого находились широкие массы шляхты.

Ha конвокационном сейме послы от земель объединялись в генеральную конфедерацию; утверждался состав каптуровых судов, действующих в период междуцарствия. B свою очередь элекционный сейм выслушивал иностранных послов, представляющих кандидатов в короли, и составлял pacta conventa. Он проходил по обыкновению на Вольском лугу под Варшавой, в нем принимала участие прибывшая на элекцию шляхта, а также делегаты привилегированных городов. Решающее же влияние на избрание короля оказывали, за редким исключением, магнатские группировки. B принципе избрание короля должно было быть единогласным. Незначительная оппозиция не принималась во внимание, однако серьезное разделение голосов приводило нередко к гражданской войне, исход которой решал вопрос о короле.

Pacta conventa и Генриковские артикулы. Заключенные элекционным сеймом «пакты — конвенты» (pacta conventa) являлись соглашением общественно-правового характера между шляхтой и вновь избранным королем. Они содержали обязательства избранника, принятые им на себя перед вступлением на трон. Обязательства касались внешней политики, армии, финансовых и других дел. Возникшие одновременно с «пакта- ми-конвентами» Генриковские артикулы формулировали основные принципы государственного строя. Если пакты были конкретным соглашением, содержание которого изменялось в зависимости от личности избранника, то артикулы имели характер основных принципов государственного устройства шляхетской Речи Посполитой, т.е.

Завершением междуцарствия была коронация. Особый коронационный сейм собирался в Кракове. Коронацию проводил примас. Король издавал генеральное подтверждение прав, принимал коронационную присягу и-сразу вслед за тем уведомлял иностранные дворы о своей коронации. [8]

Королевская рада преобразовалась в Сенат, а Вальный сейм стал двухпалатным.

Ha каждое воеводство или землю в Короне приходился один сеймик. C 1569 года в Речи Посполитой было около 70 сеймиков, из них 24 приходилось на Литву. B сеймике участвовала вся іиляхта земли (воеводства). B связи с тем что земские сеймики выполняли разнообразные функции, они в зависимости от задач получали различные названия. Наиболее важными были те сеймики, которые созывались перед Вальным сеймом. Их созывал король, высылая легата с королевским письмом (легацией), в котором были изложены поводы созыва Сейма. Заслушав легацию и избрав послов, сеймик составлял общую инструкцию послам — наказ. Он содержал указания относительно позиции по вопросам, которые должны были стать предметом обсуждения на Сейме. B XVI веке нередко случалось, что сеймики не давали послам инструкций, предоставляя им свободу действий, называемую «полномочием». Сеймик мог ограничить наказ определенными вопросами, остальные же предоставлял свободной оценке и решению послов.

Избираемые на сеймиках послы собирались вместе с сенаторами каждой провинции (Малой Польши, Великой Польши, Мазовии и после 1569 года — Литвы) на генеральных сеймиках, или генералах. Здесь согласовывалась позиция каждой провинции на Вальном сейме. B середине XVII века генеральные сеймики прекратились, за исключением прусского. Вместо этого послы и сенаторы Малой Польши, Великой Польши и Литвы стали собираться во время сейма на отдельные так называемые «сессии народов» для согласования позиции провинций по вопросам, намеченным для обсуждения в Сейме.

Особо созывались (воеводами) элекционные сеймики, на которых выдвигались кандидаты на судебные земские должности. C 1572 года начали функционировать в периоды междуцарствия уже известные нам кап- туровые сеймики. Когда был образован Коронный трибунал, стали ежегодно созываться депутатские сеймики для избрания депутатов в Трибунал. По окончании заседаний Сейма созывались реляционные сеймики, на которых послы отчитывались о выполнении ими посольских функций.

Решения, принимаемые сеймиками, если они касались вопросов, имевших общегосударственное значение (налоги, армия, безопасность земли), представлялись нередко на утверждение Сейму. Случалось, что, когда послы в Сейме, действуя в соответствии с наказами, сопротивлялись утверждению налогов, король по окончании заседаний Сейма обращался к сопротивлявшемуся сеймику (или сеймикам) с призывом присоединиться к мнению большинства. Это оказало влияние на возрастание значения сеймиков, особенно в XVII столетии.

Посольская изба сформировалась как представительство всей шляхты. Поэтому в избрании послов принимали участие также и сенаторы. Количество послов устанавливалось в соответствии с обычаем. Крупные воеводства посылали на общий Сейм по шесть послов, земли, как правило, по два, но мелкие земли и по одному послу (не считая участвовавших в общих сеймах с 1569 года послов от королевской Пруссии, количество которых было непропорционально велико).

После Люблинской унии в состав Посольской избы (без королевской Пруссии) входило 170 послов, в том числе 48 от Литвы. Духовенство было представлено епископами лишь в Сенате. Согласие духовенства на уплату налогов, требуемых государственной властыо, давалось провинциальными синодами, которые как бы играли роль генеральных сеймиков духовного сословия.

B Посольскую избу не входили с 1505 года представители городов. Этому способствовала политика самих городов, которые вначале считали более удобным не зависеть от Сейма, а быть подчиненными непосредственно королю. Потом уже шляхта противилась допуску представителей городов в Посольскую избу. Таким образом, посольская изба стала являться представительством исключительно шляхетского СОСЛОВИЯ.

Организация Вального сейма. C середины XVI века господствующая конституционная доктрина гласила, что сейм состоит из трех «сеймовых сословий»: король, сенат и посольская изба. «Король в сейме» стал, таким образом, составной частью шляхетского парламента. Это изменение позиций монарха, прежде стоявшего над палатами, свидетельствовало о возрастании роли Сейма, ставшего высшим органом власти.

Вначале не существовало ни постоянных сроков созыва Сейма, ни постоянного места его заседанищ

Король созывал Сейм по мере необходимости и там, где хотел, но по большей части Сейм созывался ежегодно. Распорядок заседаний Сейма был урегулирован Генри- ковскими артикулами. Они вменили королю в обязанность созывать Сеймы через каждые два года, предусматривая, помимо того, созыв Сейма по неотложным вопросам. C этого момента Сеймы стали делиться на обычные (ординарные), созываемые раз в два года, и сеймы чрезвычайные (экстраординарные), созываемые в случае необходимости. Генриковские артикулы оговаривали, что ординарный сейм не может продолжаться более шести недель, а экстраординарные — не больше двух недель. Продление заседаний, называемое пролонгацией, требовало согласия всех послов. Резиденцией совместных польско-литовских сеймов, после Люблинской унии стала Варшава. C 1673 года каждый третий сейм должен был состояться в Гродно, т. e. на территории Великого Княжества, что подчеркивало равенство в рамках федеральной Речи Посполитой. Коронационные сеймы проходили в Кракове.

При Сигизмунде I был строго определен состав Сената. B него входили: римско-католические архиепископы и епископы, воеводы и каштеляны, а из коронных и надворных сановников только те, кто в XV веке заседал в Королевском совете. Вследствие этого в сенат не вошли гетманы и надворные подскарбии, должности которых утверждались позже. B начале XVII века насчитывалось 140 сенаторов, которые назначались пожизненно. Ha Вальный сейм Сенат созывался одновременно с Посольской избой.

Время Уступки
1573г. Введена отдельная для княжества присяга королю
1576г. Издан специальный привилей, подтверждающий определенную самостоятельностькняжества в составе Речи Посполитой
1581г. Создан Главный трибунал – высший судебный орган ВКЛ
1588г. Подготовлен и издан Статут ВКЛ(с участием канцлера ВКЛ Остафия Валовича и подканцлера Льва Сапеги), который отменял многие решения Люблинской унии: А) польской шляхте запрещалось приобретать земли в границах ВКЛ; Б) Занимать государственные должности в ВКЛ и получать земли могли только граждане ВКЛ.
1655г. Варшавский сейм запретил польским воинским частям переходить границы ВКЛ без специального разрешения
1673г. Каждый третий сейм должен был собираться в ВКЛ, в Гродне. На нем маршалком должен выбираться один из литовских депутатов
1697г. Великокняжеская шляхта полностью уравнивалась в правах с польской в отношении контроля над деятельностью высших должностных лиц.

Результаты Люблинской унии

1. Образование Речи Посполитой

2. Недовольство большей части магнатов необходимостью делиться властью с польской шляхтой

3. Ополячивание (полонизация) шляхты ВКЛ через присоединение к «золотым шляхетским вольностям». Со временем в Речи Посполитой из представителей польской и великокняжеской шляхты формировалась новая социально-политическая общность – «народ шляхетский». С1696г.все официальное делопроизводство было переведено на польский язык, который приобрел статус государственного.

Первые выборные короли Речи Посполитой

Великий князь ВКЛ и король польский Сигизмунд II Август (1548- 1572гг.) умер бездетным. На нем окончилась династия Ягелонов. Он советовал шляхте после его смерти поддержать союз с Францией и избрать на королевский престол французского принца. Это было выполнено, на сейме 1573г. был избран Генрих Валезный (Валуа), прозвище Гавэндский (разговорчивый). Он становился королем на условиях согласия с так называемыми Генриховыми артикулами, которые ограничивали власть короля Речи Посполитой и обещанием жениться на Анне Ягелонке, сестре Сигизмунда II Августа. В1574г.произошла коронация и принятие присяги. Однако после смерти брата Генрих вернулся во Францию.

Государственный строй Речи Посполитой

Король

Выборный

Сейм

Сенат ( верхняя палата) Посольская изба(нижняя палата)

150 человек 236 человек

Представители католического по 2 представителя от

духовенства, высшие повета

Право «либерум вето»

Право шляхты создавать конфедерации

Причины созывов чрезвычайных сеймов:

А) смерть короля;

Б) отказ монарха от престола

Место коронации – г.Краков

(коронация последнего короля Станислава Августа Понятовского прошла в г.Варшава)

Полномочия короля

Пакта конвента Генриховы артикулы
Составлялась отдельно для каждого короля. Предусматривала обязанности монарха: - оказание финансовой помощи государству -выплату долгов предыдущего короля; - сохранение шляхетских вольностей; - неиспользование войска против шляхты и др. - свободное избрание короля шляхтой; - свобода христианского вероисповедания; -обязанность собирать сейм 1 раз в год; -королю запрещалось без согласия сейма вводить новые налоги, созывать ополчение.

В случае несогласия с королем шляхта имела право созывать конфедерации. Дело порой доходило до рокоша: шляхта могла отказаться от повиновения королю и с оружием в руках выступить против него.

В1575г. на сейме шляхта избрала королем Стефана Батория (происходил из древнего венгерского рода) с условием, что он женится на Анне Ягелонке. Короновался в Кракове в 1576г. Свою резиденцию имел в Городне, дал жителям дополнительные льготы, умер в этом городе.

Великий князь ВКЛ и король польский (1587-1632) Сигизмунд III Ваза. Сын короля Швеции Юхана и Катерины Ягелонки (второй сестры Сигизмунда II Августа).

Статут 1588 года

  1. Отражена теория разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  2. Сформулирована главная идея правового государства – подчинение всех единому праву.
  3. Предусматривалась ответственность шляхты за убийство простолюдина.
  4. Запрещалась передача в неволю свободного человека за долги.
  5. Ограничивалось наказание несовершеннолетних до 16 лет.

Статут законодательно закреплял государственный статус старобелорусского языка. Лев Сапега с гордостью писал: «Не чужой якой моваю, але сваею уласнай правы пiсаныя маем»

Читайте также: