Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции в рб 2020

Опубликовано: 17.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 11.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
11.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

11.3. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции:

- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

- организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, – в части деятельности таких филиалов и иных обособленных подразделений.

Применять единый налог вправе:

- организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения, за предыдущий календарный год;

- другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год. Организация, возникшая в результате реорганизации в форме преобразования в предыдущем календарном году, вправе применять единый налог, если выручка от реализации указанной продукции, произведенной ею и реорганизованной организацией, составляет не менее 50 процентов выручки, полученной путем суммирования общих выручек обеих организаций за предыдущий календарный год.

Для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты: акцизов; налога на добавленную стоимость; налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь; государственной пошлины; патентных пошлин; консульского сбора; оффшорного сбора; гербового сбора; сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, а также в отношении доходов, указанных в подпунктах 3.2–3.4 пункта 3 статьи 128 НК.

Объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка.

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки.

Ставка единого налога устанавливается в размере 1 процента.

Отчетным периодом единого налога признается: календарный месяц – для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежемесячно; календарный квартал – для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежеквартально.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.


Налоговым законодательством Республики Беларусь наряду с общим порядком налогообложения установлены особые режимы налогообложения. Их применение напрямую связано со спецификой деятельности, которую осуществляют плательщики, или же непосредственно с категорией плательщиков. Одним из таких режимов налогообложения является единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог).

Название говорит само за себя – применение данного порядка налогообложения возможно только плательщиками, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции.

В настоящей статье рассмотрим основные моменты, касающиеся исчисления указанного налога.

Определяющим критерием, позволяющим применять единый налог, является получение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в установленном законодательством размере, а именно, не менее 50 % в общей выручке, исчисленной от всей деятельности плательщика (далее – процентная доля).

Согласно статье 302 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) применять единый налог вправе:

– организации, у которых есть филиалы или иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности филиала или иного обособленного подразделения, за предыдущий календарный год;

– другие организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год.

Несмотря на то, что право применения единого налога можно реализовать с начала любого квартала текущего календарного года, критерием для определения процентной доли следует считать выручку предыдущего календарного года, вне зависимости от применяемого ранее режима налогообложения.

Порядок определения процентного соотношения определен в статье 302 НК.

Обращаем внимание, что для определения процентной доли выручки для перехода на уплату единого налога в показателе «общая выручка организации» не учитывается результат, полученный от внереализационных операций.

Пример. Организация начала применение единого налога с 1 января 2018 года. Выручка от реализации за 2017 год составила 1 350 рублей, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции 980 рублей. Внереализационные доходы – 1 000 рублей. Выручка от реализации сельхозпродукции составила 72,5 % (980/1 350) в общей выручке 2017 года. Плательщик правомерно применяет единый налог в 2018 году.

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки. Для целей исчисления единого налога валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

К внереализационным доходам относятся доходы, аналогичные включаемым в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, определенные статьей 128 НК.

. Обращаем внимание, что суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные от выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с НК, а также суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств не включаются в валовую выручку для исчисления единого налога (за исключением сумм налога на добавленную стоимость, указанных в подпункте 3.6 пункта 3 статьи 129 НК), и тем более, не включаются в показатели выручки от реализации товаров (работ, услуг) и общей выручки при определении критерия, позволяющего применять единый налог (абзац третий части второй пункта 2 статьи 304 НК).

Следует напомнить, что с 1 января 2013 года плательщиками единого налога выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается на дату ее признания в бухгалтерском учете, независимо от даты проведения расчетов, с соблюдением принципа «начисления» в порядке, установленном законодательством (часть 3 пункта 2 статьи 304 НК).

Пример: Фермерское хозяйство (применяет единый налог, уплата поквартальная) отгрузило покупателю картофель на общую сумму 6 000 рублей 20 декабря 2017 года. Расчет произведен в январе 2018 года. В налоговую базу за 4 квартал 2017 года необходимо было включить указанный размер выручки.

При несоответствии за истекший календарный год процентной доли выручки от реализации произведенной продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства в общей выручке организации критерию в 50 процентов (то есть полученное значение менее 50%), организация не вправе применять единый налог в следующем за ним календарном году. Организация обязана перейти с начала календарного года, следующего за годом, в котором не соблюдено указанное условие, на общий порядок налогообложения либо на применение налога при упрощенной системе налогообложения.

Также организация обязана исчислить и уплатить земельный налог или арендную плату за землю, а также исчислить и уплатить единый налог по ставке 3 процента (при применении единого налога -особого режима налогообложения налог в истекшем календарном году исчислялся и уплачивался в размере 1 процента от валовой выручки).

Декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) предоставляется, и земельный налог (арендная плата) уплачивается, соответственно, не позднее 20-го и 22-го числа месяца, следующего за календарным годом, в котором не соблюден критерий применения единого налога, то есть 20 и 22 января.

В аналогичные сроки происходит предоставление налоговой декларации (расчета) и уплата единого налога по ставке 3 процента.

Татьяна КАРПОВИЧ, заместитель начальника инспекции – начальник управления контрольной работы ИМНС по Кобринскому району.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) – это особый режим налогообложения, направленный на стимулирование развития сельскохозяйственных организаций, так как разработан с учетом специфики деятельности указанной категории организаций.

В соответствии со статьей 345 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) (далее – НК), плательщиками единого налога признаются юридические лица Республики Беларусь (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 14 НК), перешедшие на применение единого налога. Пунктом 1 статьи 347 НК определены общие условия применения единого налога. Так, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 347 НК, применять единый налог вправе организация, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации.

Пунктом 5 статьи 347 НК установлено, что единый налог заменяет для плательщиков:

налог на прибыль (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента);

налог на недвижимость;

земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон.

Сохраняется общий порядок исчисления и уплаты: земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые; земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля, определенная подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 347 НК, не соответствует размеру, указанному в этой части;

экологический налог, за исключением экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий,

свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами;

сбор с заготовителей.

В целях применения единого налога сельскохозяйственной продукцией является:

продукция растениеводства, которая в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее – классификатор) классифицируется в группах 01.1 — 01.3 (за исключением продукции цветоводства и декоративных растений); продукция животноводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 01.4; продукция рыбоводства, которая классифицируется в соответствии с классификатором в группе 03.0 и получена в результате разведения, выращивания и содержания в искусственных условиях.

Услуги (работы), независимо от их классификации, не являются сельскохозяйственной продукцией.

Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и первичная переработка льна должны осуществляться на территории Республики Беларусь.

Налоговая база единого налога в соответствии со статьей 349 НК определяется как денежное выражение валовой выручки (сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов).

Статьей 350 НК определен размер ставки единого налога. Так, в соответствии с пунктом 1 данной статьи, ставка единого налога устанавливается в размере один (1) процент, но при несоответствии за календарный год процентной доли, определенной пунктом 1 статьи 347 НК, размеру, указанному выше, исчисление единого налога производится по ставке три (3) процента исходя из налоговой базы единого налога за календарный год, за который допущено указанное несоответствие (пункт 2 статьи 350 НК).

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району.

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является сельское хозяйство. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН — что это такое простыми словами?

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки с продаж сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2021 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

ЕСХН в 2021 году: изменения обязанностей плательщиков

Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

ЕСХН и НДС в 2021 году: преимущества и недостатки

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

Освобождение от уплаты НДС для сельхозпроизводителей

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:

Год Пороговое значение выручки
2020 90 млн руб. в 2019 г.
2021 80 млн руб. в 2020 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Налоговые ставки спецрежима для сельхозпроизводителей в 2021 году

Единый сельскохозяйственный налог в 2021 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2021

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.

Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: