Единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска налогообложение

Опубликовано: 14.05.2024

Когда сотрудники предприятия уходят в отпуск, многие работодатели считают нужным выплатить им дополнительные средства, чтобы они могли в полной мере насладиться отдыхом и оценить заботу руководства о себе. Чаще всего эти средства даются работнику именно в форме денег. По нормативным актам эти выплаты могут быть премией или материальной помощью.

Работодателям следует знать особенности учета и обложения налогами таких выплат, а сотрудникам будут полезны нюансы документального оформления и правила начисления.

Терминология по ТК РФ

В каждой организации, независимо от того, относится она к бюджетным или частным, существует регламентированный порядок выплат как регулярных, так и разовых. Порядок этот должен проходить в соответствии с положениями Трудового Кодекса ТК РФ.

В статьях ТК РФ не содержится специального термина для обозначения отпускных, выплачиваемых дополнительно. Говоря «материальная помощь к отпуску», чаще всего подразумевают регулярную или единовременную выплату денежных средств, назначенную сотруднику не за отработанное время или исполнение трудовых обязанностей, а по иной причине. В данном случае по уходу в отпуск, подкрепленной доброй волей работодателя.

Порядок выплаты средств по подобным основаниям относятся к компетенции ст. 129 ТК РФ, согласно которой работодатель может предоставлять работникам, помимо заработной платы, разнообразную поддержку:

  • социальную;
  • поощрительную.

Социальная выплата может быть назначена в связи с любым событием, которое отражается на материальном благополучии подчиненного, в том числе и получении отпуска. Ее можно назначать один раз в год или несколько, по усмотрению начальства.

Поощрительная выплата отличается от социальной тем, что от результатов труда сотрудника зависит факт ее начисления и/или размер. Сумма может быть в процентах от оклада (тарифной ставки), или же ее можно зафиксировать в Положении о начислении поощрительных выплат, дифференцировав в зависимости от разных факторов успешности, например, отсутствия взысканий или наличия каких-либо выдающихся показателей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Порядок начисления и выплаты материальной помощи должен быть закреплен в локальных нормативных актах организации.

Матпомощь к отпуску для работников бюджетной сферы

Прибавка к выплатам, осуществляемым к отпускам бюджетников, регламентируется специальным федеральным законом №79-ФЗ от 27 июля 2004 года (п.6 ч.5 ст.50), а также ст. 135 и 144.

Согласно этим документам надбавка может быть выплачена сотрудникам к одному (ежегодному) отпуску, является регулярной и обязательной к выплате, независимо от результатов труда и особенностей выполнения трудовых функций. Эта выплата должна быть предусмотрена во внутренней документации:

  • коллективном договоре;
  • трудовом договоре;
  • допсоглашении к договору;
  • специальном положении;
  • приказах руководства.

Размер этой помощи не может превышать установленных законодательством норм (обычно это удвоенный оклад).

Различные нюансы предоставления «отпускной» помощи

ВАЖНО! Образец заявления работника о выплате материальной помощи к отпуску от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Когда работодатель принял решение поддерживать сотрудников, уходящих в отпуск, материально, то большинство вопросов, связанных с этой выплатой, он решает на свое усмотрение. Тем не менее некоторые распространенные ситуации на практике разрешаются общепринятым порядком:

  1. Если сотрудник разделяет свой отпуск на части, то матпомощь выплачивается на ту из них, которая составляет не менее предусмотренных законом двух недель.
  2. Получение отпуска авансом не влияет на факт и размер материальной помощи.
  3. Заявление на отпуск и на предоставление матпомощи может быть общим, либо же эти два документа можно подать отдельно.

Как написать заявление на материальную помощь

Данная выплата осуществляется только на базе выраженного желания работника и работодателя, что оформляется подачей соответствующего заявления.

ВНИМАНИЕ! Поощрительную надбавку разового характера работодатель может выплатить на основании приказа, но постоянную социальную выплату нужно оформлять исключительно через заявление.

Заявление на предоставление финансовой поддержки к отпуску пишется в отделе кадров или бухгалтерии согласно общим правилам документооборота. В нем обязательно должны быть следующие моменты:

  • имя и должность заявителя;
  • адресованность на имя руководителя организации;
  • четко сформулированная причина просьбы о матпомощи;
  • даты, когда сотрудник собирается в отпуск (то есть когда ему будут необходимы просимые средства);
  • привычная форма концовки – дата и личная подпись с расшифровкой.

На заявлении руководитель оставит свою визу и резолюцию для бухгалтерии.

Пример заявления на предоставления матпомощи к отпуску

Генеральному директору
ООО «Шантарам»
А.Г. Сайфетдинову
от экономиста отдела снабжения
Л.И. Рубан

Прошу предоставить мне материальную помощь в связи с предстоящим отпуском с 21.05.2017 г. по 17.06.2017 г., выплачиваемую на основании положений коллективного договора.

Налоговый учет матпомощи к отпуску

Средства, выплачиваемые работнику, являются расходами предприятия. Как это отражается на налогообложении, зависит от того, проводится ли она как поощрительная или социальная надбавка.

Налоговый учет материальной помощи-соцвыплаты

Фиксированное количество денежных средств, которое гарантированно получает к отпуску каждый работник, безотносительно к условиям и результатам своего труда, в списке расходов предприятия относится к неучтенным. Поэтому согласно п. 23 ст. 270 НК РФ она не является признаваемой в расходах для налогов на прибыль.

С точки зрения работника эта выплата признается доходом, поэтому подпадает под НДФЛ и начисление с нее обязательных страховых взносов в ПФР, ФССС и ФФОМС, если превышает установленный законом необлагаемый лимит в 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ, Письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 года № 03-03-06/4/44144, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212).

НДФЛ и страховые взносы рассчитываются и удерживаются, исходя не из всей выплаты, а только из части, превышающей лимит, то есть с суммы свыше 4 000 руб.

Налогообложение отпускной поощрительной выплаты

В некоторых организациях надбавка к отпускным привязывается к результатам деятельности сотрудника:

  • факт выплаты может зависеть от соблюдения трудовой дисциплины;
  • размер варьируется в зависимости от стажа, квалификации, трудовых достижений и т.п.

Такая выплата с позиции налогового законодательства является частью затрат на оплату труда, поэтому и признается в расходах на налогообложение, если она должным образом регламентирована во внутренних нормативных актах. НДФЛ и страховые взносы взимаются с нее в полном объеме, а не только с части, превышающей 4 000 руб. ежегодно.

Бухучет материальной помощи к отпуску

При осуществлении бухгалтерского учета материальную помощь проводят как «прочие расходы». Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – признание матпомощи в составе прочих расходов организации;
  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начисление страховых взносов с суммы, превышающей необлагаемую;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДФЛ» – удержание налога на доходы физлиц с суммы свыше 4 000 руб.;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» – выплата материальной помощи работнику.

Законодательное регулирование

Сразу стоит отметить, что в законодательстве РФ нет четкого объяснения понятия «материальная помощь к отпуску». Само по себе понятие «материальная помощь» означает денежную выплату нуждающимся сотрудникам. В ряде случаев такая выплата облагается налогом (кроме случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ).

Зачастую понятие «материальная помощь» заменяется понятием «единовременная выплата» – денежное поощрение сотрудника за его трудовую деятельность.

Возможность предоставления такой выплаты оговаривается в ст. 135 и 144 ТК РФ, в которых говорится о предоставлении различных надбавок и доплат работникам предприятий.

Более развернутую информацию о видах надбавок к зарплате можно найти здесь.

Важно: федеральное законодательство регулирует только официальные выплаты (оклад, различные надбавки, регулируемые законом), а вот стимулирующие выплаты (матпомощь, различного рода премии) обязательно должны быть предусмотрены коллективным договором!

Указанная норма относится только к коммерческим предприятиям. Выплата матпомощи в госучреждениях является обязательной и оговорена в ст. 50 ФЗ №79 «О государственной службе».




Федеральные служащие

В контексте рассматриваемого нами вопроса особая категория – федеральные служащие, граждане, которые за свой труд получают выплаты исключительно из федеральных источников финансирования (ФЗ №58 «О системе госслужбы» от 27-05-03 г.).

ФЗ №79 от 27-07-04 г. «О государственной гражданской службе» прямо предусмотрена материальная помощь госслужащим к отпуску (ст. 50 п. 5-6). Упомянута в этом подпункте и единовременная выплата к отпуску. Существует Постановление Правительства №562 от 06-09-07 г. («Правила»), устанавливающее правила расчета денежного содержания гражданских госслужащих, получающих выплаты из федерального бюджета за свой труд. Этот вопрос рассмотрен в п. 6 Правил.

Матпомощь, исходя из п. 1 Правил, может считаться выплатой, не входящей в систему оплаты за труд, тем не менее в расчет отпускных она будет включаться. Законодатель предусмотрел ограничение на включение таких сумм в расчет среднего заработка по отпускным – не более 1/12 части по каждой выплате матпомощи, проходящей в расчетном периоде.

  • учитываются фактические выплаты, а не те, что предусмотрены нормативом (если он имеет место);
  • в расчет может включаться несколько видов матпомощи.

По первой ситуации высказалась налоговая служба в письме №ВЕ-6-16/906 от 23-11-07 г., а по второй – Минсоцразвития, документ №3495-17 от 15-11-07 г.

Внимание! Региональные, муниципальные служащие, в отличие от федеральных, не имеют права на включение материальной помощи при расчете им отпускных выплат. Об этом свидетельствуют как законодательные акты РФ, так сложившаяся судебная практика.

Итоги

  1. В подавляющем большинстве случаев материальная помощь не включается в расчет среднего заработка, следовательно, в итог по расчету отпускных выплат входить не может.
  2. Исключительная категория – федеральные служащие. Их материальная помощь может частично быть включена в расчет отпускных выплат (в размере 1/12 по каждой выплате).
  3. Муниципальные служащие не имеют права на увеличение размера отпускных за счет материальной помощи.
  4. Коммерческие фирмы и иные организации, не подчиняющиеся законодательству о государственной службе, должны в своих ЛНА четко разграничивать понятия «материальная помощь» и «премия». Матпомощь в затраты в целях НУ не включается.

Условно выделяют два вида помощи:

  1. Социальная. Выплачивается на основании заявления работника и направлена на решение жизненно важных проблем. Наиболее распространенные ситуации, когда может быть выплачена социальная помощь: свадьба, похороны, рождение ребенка, оздоровление, стихийное бедствие, ущерб вследствие различных ЧП и др.
  2. Поощрительная (стимулирующая). Данная выплата осуществляется один раз в год и направлена на поощрение работника за его труд.

Единовременная выплата, если она оговорена коллективным договором, положена всем категориям сотрудников, за исключением лиц:

  • которые проработали в организации менее полугода;
  • уходящих в отпуск с дальнейшим увольнением;
  • которые уходят в отпуск по беременности и родам;
  • которые отдельным пунктом оговорены в коллективном договоре.

В госучреждениях же помощь положена всем служащим, непрерывно отработавшим полгода.

Важно: единовременная выплата к отпуску начисляется 1 раз в год. Даже если сотрудник разделил свой отпуск на 2 части, помощь выплачивается один раз в той части отпуска, которую сотрудник согласует с руководителем.

Посмотрите видео о материальной помощи для сотрудников:

Кому положена материальная помощь к отпуску

Существуют правила, по которым работнику допускается назначение материальной помощи по уходу в отпуск. Выплата может не зависеть от должности работника, объема выполняемых им задач. Но если работодатель решил поощрить хорошего работника, в этой ситуации материальная помощь выступает в качестве поощрительной выплаты к отпускам.


  1. Наличие выплаты предполагает реализацию права работника на финансовую поддержку со стороны руководства, если у человека возникает потребность в деньгах.
  2. В организациях частной формы собственности эта финансовая поддержка – добровольное решение работодателя.
  3. Обычно помощь выдается один раз в год. По желанию сотрудника предприятия – к отпуску.
  4. Размер выплачиваемого пособия не установлен законом. Работодатель по своему усмотрению назначает сумму денег.

Материальная помощь обычно приурочивается к событию, происходящему в жизни человека. Это свадьба, появление на счет наследника, отпуск.

Частные организации могут выплачивать материальную помощь, но только если их активы позволяют нести финансовые затраты. Например, если компания находится на грани объявления себя банкротом, то выделения материальной помощи наемному персоналу не нужно ждать.

Так же решается вопрос о возможности выплат по бюджетникам: если предприятие находится в сложном финансовом положении, наемному персоналу не стоит надеяться на премирование.

На практике, на выплаты не могут претендовать граждане, которые:

  1. Отработали менее 6 месяцев на предприятии (им не дадут отпуск до этого срока, следовательно – дополнительную выплату).
  2. Ушли в отпуск, но с увольнением из компании (если человек решил из отпуска больше не выходить на рабочее место) – материальная поддержка в качестве премирования не имеет значения.
  3. Женщины, которые уходят в отпуск по БИР. Этот период не ежегодный. С точки зрения норм трудового права, беременным женщинам положены выплаты, но начисляются дополнительные премии за уход в отпуск.

ВАЖНО: работодатель узнает о намерениях сотрудника получить финансовую помощь из заявления, которое пишется последним на его имя.

Оформление

В коммерческой организации

Если речь идет о поощрительной выплате, то никакого заявления писать не требуется. Однако эта норма действует только в том случае, если работник уходит в запланированный отпуск по графику. В этой ситуации издается приказ об уходе в отпуск, в котором прописывается пункт о выплате поощрительной матпомощи.

Сумма выплаты должна быть прописана в коллективном договоре. Зачастую работодатель выплачивает 1 оклад, но могут быть выплаты в размере половины оклада или даже 2-х окладов.

Если же сотрудник уходит в отпуск не по графику или речь идет о социальной помощи, в таком случае сотрудник должен написать заявление. В нем отображается такая информация:

  1. В правом верхнем углу указывается к кому и от кого идет обращение. Указывается должность и Ф.И.О. руководителя, а также должность и Ф.И.О. заявителя.
  2. Посредине новой строчки пишется название обращения. Все буквы должны быть заглавными (пр. ЗАЯВЛЕНИЕ).
  3. Текстовая часть. Если речь идет об отпуске, то указываются сроки отпуска и размер выплаты. (пр. «Прошу оформить очередной оплачиваемый отпуск с предоставлением единовременной выплаты в размере 1 оклада за 2021 год с 08.01.18 по 08.02.18»). Размер оклада следует заранее оговорить с руководством. Если же речь идет о социальной помощи, то в текстовой части следует объяснить причину обращения и приложить подтверждающие документы. (пр. «Прошу оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка. Свидетельство о рождении АА № …. прилагается.). На основании этого заявления руководство предприятия само определит размер предоставляемой помощи.
  4. После текстовой части идет дата, подпись, расшифровка подписи.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску:

Образец заявления

На основании заявления издается приказ о единовременной выплате. Приказ оформляется на официальном бланке и содержит такие основные данные:

  • конкретная сумма выплаты;
  • Ф.И.О. получателя помощи (сотрудника);
  • основания для выплаты с указанием реквизитов документа (обычно это заявление сотрудника);
  • средства, из которых осуществляется выплата (профсоюзные взносы, бюджет организации, прибыль, фонд заработной платы и т.п.);
  • дата;
  • подпись генерального директора/руководителя организации.

Так должен выглядеть приказ

В государственном учреждении

Для получения выплаты в бюджетном учреждении служащий должен обязательно к заявлению на отпуск приложить заявление на помощь. В заявлении следует указать статью закона, согласно которой заявитель имеет право на получение денежной помощи.

Размер выплаты государственным сотрудникам прописан в п.14 Приказа Минтруда №163н и составляет 2 оклада.







Как рассчитывается материальная помощь к отпуску


Организация устанавливает правила, касающиеся размера материальной помощи. Традиционно, учитываются параметры:

  • оклад;
  • тарифная ставка;
  • среднемесячный показатель заработной платы;
  • стаж работника.

Материальная помощь государственным служащим к отпуску – 2 оклада. Если представитель государственной организации не относится к этой категории работников, то он может рассчитывать на получение от одного до трех окладов.

Как выплачивается материальная помощь к отпуску государственными служащими? При расчете берется оклад. Все выплаты, которые передаются работникам дополнительно, не рассчитываются.

У Ивановой, секретаря бюджетного учреждения, оклад – 28000. Каждый месяц к нему она получает надбавку. Ее размер – 3000. Кроме того, еще одну выплату, связанную с высокой производительностью этого сотрудника – 1000. Но при расчете материальной помощи надбавки в сумме 4000 учитываться не будут.

Работодатель установил, что Иванова, ценный сотрудник, имеет право на социальную доплату в размере 70% от оклада. Расчет следующий:

Расчет налога: 15600Х13%, 22%.

Итог: женщина получит материальную поддержку к отпуску в размере 42140 рублей (28 000 +19600 – 5460).


Налогообложение

Не подлежит налогообложению социальная помощь, т.е. та, которая выделяется для финансовой поддержки сотрудника. Кроме того, не подлежит обложению выплата, суммарный размер которой не превышает 4000 руб.

В остальных случаях с единовременной выплаты удерживаются такие взносы:

  • НДФЛ – 13%;
  • взносы в ФОМС, ФСС и ПФР – 22%.

Работники часто интересуются, учитывается ли матпомощь при расчете отпускных? Так вот: в расчет отпускных материальная помощь не входит!

Как начисляется?

Пример начисления: сотруднику предприятия положена единовременная выплата к отпуску в размере одного оклада. Допустим, оклад сотрудника составляет 20.000 руб. Таким образом, размер матпомощи составляет 20.000 руб.

  1. Из этой суммы отнимаются необлагаемые налогом 4.000 руб.
  2. Налоговая база: 20.000 – 4.000 = 16.000 руб.
  3. Налогообложение: 16.000*0,13 (НДФЛ) + 16.000*0,22 (страховые взносы) = 5.600 руб.
  4. Размер матпомощи, которую получит сотрудник, составит: 20.000 – 5.600 = 14.400 руб.

Матпомощь выплачивается вместе с отпускными за три дня до ухода работника в отпуск. Социальную помощь можно выплатить в день заработной платы.

В завершении отметим, что единовременные выплаты в коммерческих организациях предоставляются исключительно по решению руководства. Если данный вопрос не прописан в коллективном договоре, руководитель имеет полное право отказать сотруднику в выплате матпомощи.

Во избежание недоразумений сотруднику следует заранее ознакомиться с нормативными актами по предприятию.

Как регулируется предоставление материальной помощи при очередном отпуске (статья ТК РФ и пр.)?

Трудовой кодекс (далее — ТК) не раскрывает понятия материальной помощи в случае оказания ее при отбытии работника в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск. Данный термин применяется на практике и закрепляется иными правовыми актами, носящими, как правило, локальный характер. В то же время регулирование таких выплат следует из ряда норм трудового законодательства, в том числе ТК.
См. подробнее в материале «Положение об оказании материальной помощи работникам».

Если такая помощь фактически не является социальной выплатой и устанавливается в качестве дополнения к окладу и иным надбавкам, то ее регулирование осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК, т. е. как составной части заработной платы. В таком случае эта выплата устанавливается локальным правовым актом или следует из ведомственных нормативных актов и зависит от результатов трудовой деятельности работника либо имеет фиксированный размер и выплачивается в любом случае при уходе работника в ежегодный отпуск.

В то же время ст. 40 ТК предусматривает возможность использования на конкретном предприятии или в иной организации коллективного договора, который заключается между представителями работодателя и трудового коллектива. Данный акт регулирует не просто трудовые, а социально-трудовые отношения. Согласно ст. 41 ТК, в такой договор помимо прочего могут включаться условия, регулирующие возможность предоставления работникам материальной помощи в силу тех или иных обстоятельств. В этой ситуации помощь является социальной выплатой и предоставляется в случае нуждаемости сотрудника.

Кроме того, регулирование подобных выплат в определенной степени осуществляется нормами налогового законодательства, касающимися правил исчисления налоговой базы и сумм, на которые начисляются страховые выплаты, — ст. 217 и 422 Налогового кодекса (далее — НК). По ряду вопросов имеет смысл применение практики, выработанной судами. Одним из наиболее значимых в регулировании рассматриваемого вопроса является постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012.

Лимит матпомощи, не облагаемой НДФЛ и страхвзносами, составляет 4 тыс. руб. в год.

Правила расчета налога и страховых взносов с материальной помощи, а также порядок отражения выплаты в бухгалтерском учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Типовой ситуации с расчетным примером.

Материальная помощь к отпуску: статья ТК РФ

Каждый работающий гражданин РФ имеет право на отпуск. Это право наступает по прошествии 6 мес. непрерывной работы в организации.

К отпуску работодатель может выплатить единовременную выплату. 135 статья ТК РФ говорит о материальной помощи к отпуску, при этом четко не регламентирует, в каком виде она может быть выплачена.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

Сумма законом не регулируется

Сразу стоит отметить, что в законодательстве РФ нет четкого объяснения понятия «материальная помощь к отпуску». Само по себе понятие «материальная помощь» означает денежную выплату нуждающимся сотрудникам. В ряде случаев такая выплата облагается налогом (кроме случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ).

Зачастую понятие «материальная помощь» заменяется понятием «единовременная выплата» – денежное поощрение сотрудника за его трудовую деятельность.

Возможность предоставления такой выплаты оговаривается в ст. 135 и 144 ТК РФ, в которых говорится о предоставлении различных надбавок и доплат работникам предприятий.

Более развернутую информацию о видах надбавок к зарплате можно найти здесь.

Важно: федеральное законодательство регулирует только официальные выплаты (оклад, различные надбавки, регулируемые законом), а вот стимулирующие выплаты (матпомощь, различного рода премии) обязательно должны быть предусмотрены коллективным договором!

Указанная норма относится только к коммерческим предприятиям. Выплата матпомощи в госучреждениях является обязательной и оговорена в ст. 50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Условно выделяют два вида помощи:

  1. Социальная. Выплачивается на основании заявления работника и направлена на решение жизненно важных проблем. Наиболее распространенные ситуации, когда может быть выплачена социальная помощь: свадьба, похороны, рождение ребенка, оздоровление, стихийное бедствие, ущерб вследствие различных ЧП и др.
  2. Поощрительная (стимулирующая). Данная выплата осуществляется один раз в год и направлена на поощрение работника за его труд.

Единовременная выплата, если она оговорена коллективным договором, положена всем категориям сотрудников, за исключением лиц:

  • которые проработали в организации менее полугода;
  • уходящих в отпуск с дальнейшим увольнением;
  • которые уходят в отпуск по беременности и родам;
  • которые отдельным пунктом оговорены в коллективном договоре.

В госучреждениях же помощь положена всем служащим, непрерывно отработавшим полгода.

Важно: единовременная выплата к отпуску начисляется 1 раз в год. Даже если сотрудник разделил свой отпуск на 2 части, помощь выплачивается один раз в той части отпуска, которую сотрудник согласует с руководителем.

Посмотрите видео о материальной помощи для сотрудников:

Оформление

В коммерческой организации

Если речь идет о поощрительной выплате, то никакого заявления писать не требуется. Однако эта норма действует только в том случае, если работник уходит в запланированный отпуск по графику. В этой ситуации издается приказ об уходе в отпуск, в котором прописывается пункт о выплате поощрительной матпомощи.

Размер выплаты ищите в коллективном договоре

Сумма выплаты должна быть прописана в коллективном договоре. Зачастую работодатель выплачивает 1 оклад, но могут быть выплаты в размере половины оклада или даже 2-х окладов.

Если же сотрудник уходит в отпуск не по графику или речь идет о социальной помощи, в таком случае сотрудник должен написать заявление. В нем отображается такая информация:

  1. В правом верхнем углу указывается к кому и от кого идет обращение. Указывается должность и Ф.И.О. руководителя, а также должность и Ф.И.О. заявителя.
  2. Посредине новой строчки пишется название обращения. Все буквы должны быть заглавными (пр. ЗАЯВЛЕНИЕ).
  3. Текстовая часть. Если речь идет об отпуске, то указываются сроки отпуска и размер выплаты. (пр. «Прошу оформить очередной оплачиваемый отпуск с предоставлением единовременной выплаты в размере 1 оклада за 2017 год с 08.01.18 по 08.02.18»). Размер оклада следует заранее оговорить с руководством.
    Если же речь идет о социальной помощи, то в текстовой части следует объяснить причину обращения и приложить подтверждающие документы. (пр. «Прошу оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка. Свидетельство о рождении АА № …. прилагается.). На основании этого заявления руководство предприятия само определит размер предоставляемой помощи.
  4. После текстовой части идет дата, подпись, расшифровка подписи.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску:

На основании заявления издается приказ о единовременной выплате. Приказ оформляется на официальном бланке и содержит такие основные данные:

  • конкретная сумма выплаты;
  • Ф.И.О. получателя помощи (сотрудника);
  • основания для выплаты с указанием реквизитов документа (обычно это заявление сотрудника);
  • средства, из которых осуществляется выплата (профсоюзные взносы, бюджет организации, прибыль, фонд заработной платы и т.п.);
  • дата;
  • подпись генерального директора/руководителя организации.

Так должен выглядеть приказ

В государственном учреждении

Бюджетники обязаны писать заявление

Для получения выплаты в бюджетном учреждении служащий должен обязательно к заявлению на отпуск приложить заявление на помощь. В заявлении следует указать статью закона, согласно которой заявитель имеет право на получение денежной помощи.

Размер выплаты государственным сотрудникам прописан в п.14 Приказа Минтруда №163н и составляет 2 оклада.

Налогообложение

Не подлежит налогообложению социальная помощь, т.е. та, которая выделяется для финансовой поддержки сотрудника. Кроме того, не подлежит обложению выплата, суммарный размер которой не превышает 4000 руб.

В остальных случаях с единовременной выплаты удерживаются такие взносы:

  • НДФЛ – 13%;
  • взносы в ФОМС, ФСС и ПФР – 22%.

Работники часто интересуются, учитывается ли матпомощь при расчете отпускных? Так вот: в расчет отпускных материальная помощь не входит!

Как начисляется?

Пример начисления: сотруднику предприятия положена единовременная выплата к отпуску в размере одного оклада. Допустим, оклад сотрудника составляет 20.000 руб. Таким образом, размер матпомощи составляет 20.000 руб.

  1. Из этой суммы отнимаются необлагаемые налогом 4.000 руб.
  2. Налоговая база: 20.000 – 4.000 = 16.000 руб.
  3. Налогообложение: 16.000*0,13 (НДФЛ) + 16.000*0,22 (страховые взносы) = 5.600 руб.
  4. Размер матпомощи, которую получит сотрудник, составит: 20.000 – 5.600 = 14.400 руб.

Помощь выплачивают с отпускными

Матпомощь выплачивается вместе с отпускными за три дня до ухода работника в отпуск. Социальную помощь можно выплатить в день заработной платы.

В завершении отметим, что единовременные выплаты в коммерческих организациях предоставляются исключительно по решению руководства. Если данный вопрос не прописан в коллективном договоре, руководитель имеет полное право отказать сотруднику в выплате матпомощи.

Во избежание недоразумений сотруднику следует заранее ознакомиться с нормативными актами по предприятию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску на основании разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00858 «О прочих нормируемых затратах» сообщает.
В состав прочих нормируемых затрат с 1 января 2019 г. включается ряд расходов (выплат), в отношении которых редакцией НК, действовавшей до 1 января 2019 г., был установлен прямой запрет на учет при налогообложении прибыли.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 171 НК в состав прочих нормируемых затрат включены, в том числе выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, в виде:
- доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
- доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии.
Справочно:
До 2019 года не подлежали учету при налогообложении выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 131 НК), единовременные выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление, за исключением установленной законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (подпункт 1.7-3 пункта 1 статьи 131 НК).
Вместе с тем, при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах не предусмотренные законодательством, а также сверх размеров, установленных законодательством.
Следовательно, с 1 января 2019 г. выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах либо учитываются при налогообложении прибыли без ограничений, либо включаются в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении, либо не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Выплаты, которые уменьшали налогооблагаемую прибыль до 1 января 2019 г. на основании ранее действующей редакции Налогового кодекса, учитываются при налогообложении прибыли как затраты по производству и реализации и в текущем налоговом периоде.
Затраты на оплату труда и другие выплаты, надбавки работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат включаются в состав прямых затрат на оплату труда и формируют себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (часть 4 пункта 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
Так, например, как и до 1 января 2019 г. в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль уменьшают без ограничений:
повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подпункт 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);
надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и должностным окладам за сложность и напряженность работы, за эффективность труда, за высокую квалификацию и достижения в труде, за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) работникам, деятельность которых связана с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Кроме этого, доплаты, компенсации, пособия, установленные законодательством, при налогообложении прибыли учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – затраты по производству и реализации), если законодательством не устанавливается их минимальный размер или не установлен предел, но только в том случае если основания таких выплат связаны с процессом производства и реализации.
Например, доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК) учитываются в составе затрат по производству и реализации, поскольку законодательством не установлен ни минимальный размер, ни предел, а сама доплата связана с процессом производства и реализации.
Также в составе затрат по производству и реализации учитываются доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 62 ТК), поскольку постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» установлен размер такой доплаты и не определяется минимум или предел.
К прочим нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли относятся доплаты, компенсации, пособия, предусмотренные законодательством, сверх минимального размера или в пределах, установленных законодательством.
К таким доплатам, например, относится доплата за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, поскольку ст. 69 ТК установлена обязанность доплаты работникам со сдельной оплатой труда - не ниже сдельных расценок; работникам с повременной оплатой труда - не ниже часовых тарифных ставок (окладов). При этом в данном случае минимальный размер определяется с учетом той часовой тарифной ставки, которая применяется для расчета оплаты труда нанимателем.
Ряд доплат, компенсаций, пособий не учитывается при исчислении прибыли на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК, как и до 1 января 2019 г., так как они не установлены законодательством, либо выплачиваются в размерах, свыше установленных законодательством.
Например, наниматель принимает решение производить доплаты за наставничество, когда законодательно такая доплата в отрасли не установлена. В таком случае эта доплата не будет учитываться при исчислении налога на прибыль, поскольку не оказывает влияния на процесс производства и реализации.
Также с 1 января 2019 г. в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются суммы единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 171 НК).
Статьей 182 ТК установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Таким образом, вне зависимости от того, какая терминология использована для обозначения единовременной выплаты на оздоровление в коллективном договоре, соглашении, трудовым договоре – единовременная выплата или материальная помощь или пособие, суммы такой выплаты подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат.
При этом, поскольку НК не содержит указания о сроках такой выплаты, то в случаях, когда коллективным договором, соглашением, трудовым договором предусматривается обязанность нанимателя производить единовременную выплату (материальную помощь, пособие) на оздоровление не при уходе работника в отпуск, а, например, в конце года, такая выплата также включается в состав прочих нормируемых затрат.
Если же выплаты на оздоровление производятся несколько раз за год (т.е. не единовременно), для включения в состав прочих нормируемых затрат может быть принята только одна из таких выплат (как правило, выплата к отпуску).
Иные (производимые в ином порядке) выплаты для оздоровления, лечения, приобретения санаторно-курортных путевок и т.п., осуществляемые дополнительно к единовременной выплате на оздоровление, рассматриваются как выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством, и учету при налогообложении не подлежат на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК.
По общему правилу, обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством (далее – взносы в ФСЗН), относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, принимаются в качестве затрат по производству и реализации (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 170 НК), а все иные взносы в ФСЗН (за исключением указанных в подпункте 2.5 пункта 2 статьи 170 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов) принимаются в качестве внереализационных расходов (подпункт 3.34 пункта 3 статьи 175 НК).
Взносы в ФСЗН, приходящиеся на выплаты, фактически учтенным в составе прочих нормируемых затрат, организации вправе учесть в составе затрат по производству и реализации в случае обеспечения раздельного учета таких выплат. В таком случае в составе внереализационных расходов учитываются взносы в ФСЗН в части, приходящейся к сумме выплат, фактически не учтенных при налогообложении прибыли.
При отсутствии такого раздельного учета вся сумма взносов в ФСЗН, приходящихся на осуществляемые организацией выплаты, возможные к включению в состав прочих нормируемых затрат, подлежит включению в состав внереализационных расходов.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

  • «Отдел кадров»
  • «Планово-экономический отдел»
  • «Экология на предприятии»


Другие
наши издания

Рубрики в номере

  • Законодательство о труде и заработной плате
  • Расчеты и начисления
  • Гарантии и компенсации
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Документарий
  • Справочная информация и статистика
Все рубрики

Рубрика «Расчеты и начисления»

О.Н. Шикина, аудитор

При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан производить работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).

Возможность осуществления единовременной выплаты на оздоровление предусмотрена законодательным актом — Трудовым кодексом. При этом размер такой выплаты и обязанность по ее осуществлению устанавливаются в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре.

Важно обратить внимание на то, что ст. 182 ТК не обязывает организацию включать в трудовые договоры, коллективный договор или иные локальные правовые акты (далее — ЛПА) обязательство производить рассматриваемую выплату. Это решение принимается организацией самостоятельно. Статьей 182 ТК лишь определено, что если организация приняла такое решение и внесла соответствующие положения в ЛПА, то она обязана выплачивать помощь на оздоровление.

Порядок выплаты единовременной материальной помощи

В настоящее время единовременная выплата на оздоровление предусмотрена несколькими нормативными правовыми актами.

1 Пунктами 4 и 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установлено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2 Подпунктом 7.1 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (в ред. от 14.04.2020; далее — Положение № 597), предусмотрено, что руководителю может быть выплачена материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере:

  • не более двух окладов — один раз в течение календарного года;
  • не более 0,5 общего фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 Положения № 597, — по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

3 В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2019) государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

4 Как уже говорилось выше, согласно ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Порядок документального оформления осуществления единовременной выплаты на оздоровление организация разрабатывает самостоятельно.

Как правило, при уходе в отпуск работник подает на имя руководителя организации заявление, в котором содержится указание на необходимость осуществления единовременной выплаты. На основании заявления оформляется приказ о предоставлении отпуска с выплатой единовременной материальной помощи на оздоровление.

Поскольку согласно ст. 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными ЛПА, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме (кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, совмещающих работу с получением образования, которые предоставляются только по месту основной работы), материальная помощь на оздоровление может оказываться не только работникам, работающим в организации по месту основной работы, но и совместителям.

Так как совместитель является работником организации, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора, выплата ему единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление осуществляется в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций установлен:

  • Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 13.12.2019; далее — Инструкция № 50);
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 22.12.2018; далее — Инструкция № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90 - 10 «Прочие расходы по текущей деятельности», включается в т. ч. материальная помощь работникам организации на оздоровление (п. 13 Инструкции № 102).

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете организации начисление единовременной материальной помощи к отпуску отражается по дебету субсчета 90 - 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а ее выплата — по дебету счета 70
«Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Налоговый учет

Налог на прибыль

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление включаются в состав прочих нормируемых затрат (подп. 2.1 ст. 171 НК).

Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику к отпуску на оздоровление, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

Начиная с 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации (ч. 2 п. 6 и абз. 2 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в ред. от 17.04.2020; далее — Указ № 503)), т. е. ограничение, предусмотренное п. 3 ст. 171 НК, на данный случай не распространяется.

Подоходный налог

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК) от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за ее пределами (подп. 1.1 ст. 196 НК).

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).

Важно учитывать то, что от подоходного налога освобождаются доходы физических лиц, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т. ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29, 30 ст. 208 НК), получаемые:

  • от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т. ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, — в размере, не превышающем 2115 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
  • иных организаций и ИП, — в размере, не превышающем 140 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу № 503).

Таким образом, доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

Если имеется превышение данной величины, подоходный налог с суммы превышения льготы исчисляется в общеустановленном порядке и в бухгалтерском учете организации отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсчета 68 - 4 «Расчеты по подоходному налогу».

Страховые взносы в ФСЗН и Белгостсрах

Основные нормативные правовые акты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, — это:

  • Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. от 09.01.2017; далее — Закон № 138-XIII);
  • Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (в ред. от 29.08.2019; далее — Положение № 1297);
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в ред. от 29.08.2019; далее — Перечень № 115).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 2 Закона № 138-XIII).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения № 1297).

В соответствии с п. 7 Перечня № 115 материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников, не является объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Таким образом, в случае выплаты работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Отчисления на социальное страхование в ФСЗН и взносы в Белгосстрах, уплачиваемые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых учитывается начисление оплаты труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и субсчета 76 - 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» соответственно (пп. 54 и 59 Инструкции № 50).

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 ст. 170 НК).

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп. 2.5 ст. 170 НК, или относимые к первоначальной стоимости амортизируемых активов, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 ст. 175 НК).

1. При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан произвести работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Трудовой кодекс не обязывает организацию предусматривать в трудовых договорах, коллективном договоре или иных ЛПА обязательство производить эту выплату, решение принимается организацией самостоятельно. Если организация приняла такое решение и внесла соответствующие положения в ЛПА, то она обязана выплачивать помощь на оздоровление.

2. Единовременная материальная помощь работнику к отпуску на оздоровление учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

3. Доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

4. При выплате работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (175), июль 2020 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Читайте также: