Освобождение от налогов адвокатов

Опубликовано: 15.05.2024

16.04.2019 7007


Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс РФ, которыми, в частности, устанавливаются новые налоговые льготы и вносятся изменения в порядок уплаты налогов адвокатами и нотариусами (об этом документе читайте также на Legal.Report здесь и здесь).

Законом предусматривается внесение изменений в главы НК РФ о налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль организаций, на доходы физических лиц, транспортном и земельном налогах, а также о налоге на имущество организаций и на имущество физических лиц.

В частности, в положения НК РФ о налоге на доходы физических лиц вносится дополнение, устанавливающее порядок определения доходов для уплаты налога при продаже объектов недвижимого имущества. НК дополняется нормой, устанавливающей порядок определения доходов в случае, когда проданный объект недвижимости был образован в течение налогового периода. В этом случае учитывается кадастровая стоимость объекта, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

Изменяется срок уплаты налога на доходы физических лиц в виде авансовых платежей для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой. Согласно действовавшей до сих пор редакции ст. 227 НК авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 15-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода. Федеральным законом предлагается, чтобы авансовые платежи уплачивались не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Устанавливается, что плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

По налогу на прибыль организаций законом вносится изменение в порядок учета средств в виде субсидий в составе внереализационных доходов. Действующей редакцией п. 4.1 ст. 271 НК установлено, что субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату этого налогового периода. Новым законом предлагается учитывать данные субсидии по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. Данное положение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Федеральным законом также предусматривается инвестиционный налоговый вычет, составляющий не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.

Из числа объектов, не признаваемых объектами налогообложения транспортным налогом, исключаются весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. Одновременно перечень объектов, не облагаемых транспортным налогом, дополняется транспортными средствами, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска транспортного средства до месяца его возврата собственнику.

Отменяется обязанность налогоплательщиков-организаций представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

По земельному налогу продлевается с 1 ноября до 31 декабря предельный срок для представления физическими лицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет. Устанавливается обязанность налоговых органов самостоятельно исчислять сумму земельного налога с учетом налоговой льготы для пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, имеющих право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, в случае, если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении льготы.

Установлены ограничения по земельному налогу в части применения коэффициента, ограничивающего рост суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом, в целях исключения резкого увеличения налоговой нагрузки на физических лиц.

Предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков – физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. По налогу на имущество физических лиц предусматривается уменьшение налоговой базы по объектам налогообложения, находящимся в собственности лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Допустима ли налоговая дискриминация организаций, оказывающих юридическую помощь в условиях пандемии?

В своих Разъяснениях от 10 апреля 2020 г. Комиссия АП Санкт-Петербурга по вопросам деятельности адвокатских кабинетов выявила проблему налоговой несправедливости, проявившейся в способах установления Правительством РФ мер налоговой поддержки в условиях пандемии коронавируса.

В условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительство РФ издало Постановление от 2 апреля 2020 г. № 409. Как следует из названия, оно предусматривает меры по обеспечению устойчивого развития экономики. В числе таких мер – продление законных сроков уплаты налогов и сборов, сдачи налоговой отчетности, приостановление назначения и проведения выездных налоговых проверок, временное освобождение от налоговой и административной ответственности за несвоевременное представление истребованных документов.

По меткому замечанию члена Совета АП Московской области, управляющего партнера АБ «Пепеляев Групп» Сергея Пепеляева, государство не отказывается от налогов, а только переносит сроки их уплаты. Да и можно ли вполне назвать помощью налоговые меры: бизнес ничего не получает от государства, просто меньше отдает свое. Полезная мера поддержки, но не компенсация потерь[1].

Анализ Постановления говорит о том, что не все меры государственной поддержки распространяются на адвокатские образования и юридические компании.

Правительство диверсифицировало пользователей этих налоговых льгот.

В п. 1 Постановления очерчен круг пользователей максимального числа налоговых послаблений: это организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Их перечень утверждается Правительством РФ. Из такого перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, видно, что в восемь отраслей экономики, выбранных Правительством РФ, не попала сфера оказания юридических услуг.

В правилах предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, утвержденных Постановлением, предусмотрено, что к заинтересованным лицам также могут быть отнесены стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ. Очевидно, что адвокатское образование или юридическая компания не имеет шансов попадания в этот список заинтересованных лиц.

В п. 3 Постановления перечислены налоговые послабления, которыми вправе воспользоваться все без исключения налогоплательщики. Это – продление сроков сдачи налоговой отчетности и пояснений в рамках контрольных налоговых мероприятий.

Такая диверсификация пользователей налоговых мер государственной поддержки порождает вопросы: насколько она законна и обоснованна?

О существе налоговой льготы

Согласно ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, меры, принятые Правительством в отношении всех налогоплательщиков, собственно льготой не являются. Они не дают им преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. Кроме того, такая мера, как отсрочка подачи налоговой отчетности, сама по себе никаких послаблений налогоплательщику не дает[2]. Срок уплаты налога не изменяется, значит платить придется, но без расчета (декларации). Это может привести к ошибке в исчислении налога либо к недостоверности декларации, когда расчет будет подгоняться к размеру фактического платежа.

Что касается организаций и индивидуальных предпринимателей из восьми отраслей экономики, предусмотренных Постановлением Правительства РФ, то их право уплатить налог в более поздние периоды, безусловно, можно отнести к налоговой льготе (список законных льгот – не исчерпывающий). Такая льгота позволяет налогоплательщику рассчитаться с государством после завершения эпидемии, когда появится финансовый источник для таких выплат.

Законодатель, дополняя налоговые полномочия Правительства РФ в ст. 4 НК РФ[3], не скорректировал ст. 56 НК РФ (согласно ч. 3 которой льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом). Но это не означает, что такая мера по обеспечению устойчивого развития экономики, как продление законных сроков уплаты налогов и сборов, не является по сути налоговой льготой. Скорее, это обстоятельство можно отнести к законодательному пробелу, обусловленному дефицитом времени на системное изменение налогового закона.

О конституционных пределах дискреции законодателя

В ч. 1 ст. 56 НК РФ указано, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Конституционный Суд РФ, признавая широкую дискрецию законодателя по установлению налоговых льгот, определил конституционные принципы их установления:

– принцип равенства не по форме, а по сути: конституционный принцип равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) не должен пониматься как принцип «формального равенства»;

– принцип соразмерности налогового обременения: необходимость учета фактической способности к уплате налогов, соразмерного ограничения прав и свобод граждан (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

– принцип справедливости в социальном государстве (ст. 17 Конституции РФ): общеустановленное ограничение личных доходов граждан налогами может иметь отдельные исключения, обусловленные справедливым подходом к определению в каждом конкретном случае возможности гражданина уплатить тот или иной налог[4];

– налоговую льготу нужно оценивать с точки зрения официальной поддержки государством отдельных категорий налогоплательщиков для реализации общенационального интереса[5];

– принцип экономической нейтральности налогов, признание и защиты равным образом всех названных форм собственности (законодатель не вправе ставить освобождение от налогообложения аналогичных операций в зависимость от принадлежности имущества – предмета этих операций – в частной, государственной, муниципальной или иной форме собственности)[6].

О налоговом равноправии

Принцип равенства налогообложения предполагает возложение на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени[7]. Принцип равного налогового бремени означает, что не допускается установление различных правил налогообложения при одинаковом содержании деятельности налогоплательщиков[8]. Различия в налогообложении должны иметь объективные основания[9]. Конституционный Суд РФ[10] и специалисты конституционного и налогового права считают, что принцип равноправия в налоговой сфере требует налогообложения, основанного на имущественном положения налогоплательщика, а не каких-либо иных признаках[11].

Из Постановлений Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 и от 3 апреля 2020 г. № 434 видно, что налоговые льготы предназначены для обеспечения устойчивого развития экономики и адресованы организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Может ли экономика развиваться устойчиво без юридического сопровождения бизнеса? Очевидно, нет.

Являются ли организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты и адвокатские образования заинтересованными лицами (лицами, пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции)? Очевидно, да.

Ухудшилось ли их имущественное положение так же (больше или меньше), как и у организаций и индивидуальных предпринимателей в сферах экономики, признанных Правительством РФ?[12]

Для ответа на этот вопрос следует проводить сравнительный анализ экономических последствий пандемии коронавируса для всех предприятий сравниваемых отраслей. Выбирая наиболее пострадавшие отрасли экономики, Правительство, очевидно, исходило из того, что они в большей степени утратили своих клиентов (их вознаграждения), чем другие. Но это обстоятельство зависит от многих факторов. Например, от снижения клиентской активности в результате самоизоляции, от возможности услугодателей оказывать те же либо аналогичные услуги дистанционно, от запретов и ограничений на ведение определенной хозяйственной деятельности, установленных органами региональной и местной власти и т.д. При наличии такого объема переменных любой достоверный экономический анализ будет затруднен либо невозможен.

В такой ситуации можно применить такой конституционный критерий установления налоговой льготы, как принцип поддержки государством налогоплательщиков для реализации общенационального интереса.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация – правовое государство (ст. 1), гарантирующее защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45). Он также гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Эти права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56). Следовательно, в условиях пандемии коронавируса поддержка налогоплательщиков, обеспечивающих реализацию общенационального интереса (получение гражданами квалифицированной юридической помощи), – обязанность государства.

Устранить необоснованную налоговую дискриминацию

Налоговый кодекс РФ предусмотрел для Правительства РФ дополнительные налоговые полномочия, имеющие определенный срок действия – 2020 г., при этом не изменил принцип верховенства федерального закона над подзаконными нормативно-правовыми актами (ст. 1 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом (подп. 6) или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса (подп. 9), такое несоответствие устанавливается судом (п. 2, 3 ст. 6).

Запрет на налоговую дискриминацию установлен п. 2 ст. 3 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 предоставлена отсрочка в уплате налогов на 6 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, а также адвокатские образования не признаны таковыми.

В условиях, когда налоговые режимы аналогичных налогоплательщиков одинаковы, а экономические трудности, с которыми они столкнулись, – схожие, имеются основания для вывода об их необоснованной налоговой дискриминации Правительством РФ. Это касается адвокатских образований, а также оказывающих юридические услуги организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, как представляется, имеются правовые основания для корректировки указанных Постановлений Правительства РФ с целью устранить дискриминацию указанных категорий налогоплательщиков.

[1] См.: Пепеляев С. Концепция «На троих» // Ведомости. 2020 г. 17 апр.

[2] За исключением случаев, когда уплата налога либо авансового платежа по закону привязана к сроку подачи налоговой декларации (см., например, налог на прибыль, ст. 287, УСН 346.21 НК РФ).

[3] В соответствии с подп. б) п. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 4 Кодекса дополнена пунктом 3, предусматривающим дополнительные полномочия Правительства РФ в 2020 г. издавать нормативные правовые акты в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. (включительно), в частности, на запрет и приостановление мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов и представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

[4] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П.

[5] Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

[6] Определение КС РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О.

[7] Определение КС РФ от 14 июля 2011 г. № 949-О-О.

[8] Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

[9] Определение КС РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О.

[10] См., например: Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

[11] См.: Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель – налогоплательщик – государство. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. Учебное пособие. М., ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 319.

[12] Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок.


27 апреля Комиссия Совета АП Санкт-Петербурга по вопросам деятельности адвокатских кабинетов опубликовала дополнительные разъяснения об уплате налогов за 2020 г. адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты. Необходимость разъяснений вызвана сохранением в России режима нерабочих дней в связи с угрозой распространения коронавируса.

Налоги можно уплатить позднее

Прежде всего Комиссия отметила, что уплата налогов с 2020 г. производится адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, поквартально – не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием квартала (п. 8 ст. 227 НК РФ). При этом согласно п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом президента выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Добавим, что данная редакция вступила в силу с 1 апреля 2020 г., ранее в НК РФ о нерабочих днях не говорилось.

На момент опубликования разъяснений Комиссии Совета АП Санкт-Петербурга нерабочими указом президента были объявлены дни со 2 по 30 апреля 2020 г. При этом комиссия обратила внимание на возможность продления периода нерабочих дней, что с учетом п. 7 ст. 6.1 НК отодвигает срок уплаты налога. Отметим, что 28 апреля Президент РФ объявил нерабочими дни с 6 по 8 мая включительно, предполагается, что первым рабочим днем станет 12 мая.

Как указано в разъяснениях, Комиссия Совета АП Санкт-Петербурга по вопросам деятельности адвокатских кабинетов направила обращение в ФПА РФ о содействии Правительства РФ в принятии мер поддержки адвокатского сообщества, которое ведет конституционно значимую деятельность в сложных условиях, связанных в том числе с объективным уменьшением доходов адвокатов. По мнению комиссии, для адвокатов следует продлить сроки, установленные законодательством для уплаты налогов (авансовых платежей), на 6 месяцев так, как это было сделано для других участников экономической деятельности, пострадавших от пандемии.

«Несмотря на принятые меры и обращения ФПА, а также региональных палат адвокатов, Министерства юстиции РФ, официальный ответ Правительства РФ до настоящего времени пока не представлен», – отмечено в разъяснениях. Тем не менее адвокатское сообщество собирается и дальше добиваться предоставления государственной поддержки адвокатам, оказавшимся в сложных условиях из-за распространения коронавируса, заверила комиссия.

Адвокатам необходима отсрочка по налогам

Член Совета АП Санкт-Петербурга, председатель Комиссии по вопросам деятельности адвокатских кабинетов АП СПб Ирина Туманова рассказала «АГ» , что в палату поступает множество обращений адвокатов, которые обеспокоены ситуацией, связанной с резким сокращением объема работы, и уточняют, когда именно необходимо уплачивать налоги в 2020 г. в связи с изменением законодательства и ситуацией, связанной с мерами по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции.

Так, отметила она, до 2020 г. адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, уплачивали авансовые платежи по НДФЛ с 15 июля текущего года до 15 июня следующего. С 2020 г. в НК РФ были внесены изменения, ужесточившие данные сроки: теперь налог надо платить поквартально, начиная с 1 квартала текущего года. «То есть первый авансовый платеж за 1 квартал 2020 г. именно с этого года надо было платить до 27 апреля 2020 г. и далее уплачивать авансовые платежи каждый квартал», – пояснила Ирина Туманова. Данные изменения были внесены до пандемии, подчеркнула она.

Председатель комиссии обратила внимание на то, что Правительство РФ принимает меры по поддержке граждан и субъектов экономической деятельности, пострадавших от утраты дохода. Данные меры распространяются практически на все категории граждан и бизнеса: на ИП, организации малого и среднего бизнеса, на безработных, а также на работающих по трудовому договору граждан, которые в нерабочие дни (до 12 мая 2020 г.) получают заработную плату, указала она.

«Лишь адвокаты оказались в ситуации, когда при утрате дохода они не получают никаких мер поддержи, более того, с этого года должны еще уплачивать налог ранее, чем это было всегда. Между тем в связи с сокращением работы судов, правоохранительных органов фактически на 70% сократилась и работа адвокатов. Оставшимся практически без средств к существованию адвокатам необходимы меры поддержки – так же, как и всем другим категориям граждан РФ, у которых сократился заработок», – считает Ирина Туманова.

В первую очередь, по ее мнению, это должна быть отсрочка уплаты налога за 1 квартал 2020 г. на 6 месяцев, т.е. до осени 2020 г. с последующей рассрочкой, что уже применяется для иных категорий налогоплательщиков. «Поскольку адвокаты оказались в дискриминационном положении по сравнению с другими участниками экономической деятельности, адвокатскому сообществу необходимо обращаться в Правительство РФ, освещать ситуацию, в которую попали адвокаты, и говорить о необходимости распространения мер поддержки на нас, адвокатов», – указала Ирина Туманова.

По ее словам, для решения этого вопроса 14 апреля 2020 г. Комиссия Совета АП СПб по вопросам деятельности адвокатских кабинетов направила обращение в ФПА РФ, к которому приложила проект обращения в правительство и сравнительную таблицу уплаты налогов для адвокатов и ИП, которые всегда уплачивали налоги практически в одинаковом порядке и в одинаковые сроки.

В связи с отсутствием разъяснений правительства, из-за чего ФПА не может дать ответ АП СПб, 27 апреля 2020 г. комиссия вновь провела заседание и вынесла дополнительное разъяснение о том, что на основании ст. 6.1 НК РФ срок уплаты налога, который приходится на нерабочий день, наступает в первый следующий за ним рабочий день. «Пока что это 12 мая 2020 г. За оставшееся время необходимо провести усиление работы в плане получения ответа и урегулирования вопроса о введении мер поддержки в отношении адвокатов, участвующих в реализации конституционных функций государства», – заключила Ирина Туманова.

ФПА добивается льгот для адвокатов

29 апреля состоялось заседание Совета Федеральной палаты адвокатов РФ. Говоря о принимаемых мерах по защите прав адвокатов и их поддержке, президент ФПА Юрий Пилипенко напомнил, что 2 апреля Совет ФПА принял заявление в связи с введением в России ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в котором призвал государство обеспечить адвокатам минимальные гарантии социальной защищенности и распространить на них меры поддержки, предусмотренные для представителей малого и среднего бизнеса. Министерство юстиции поддержало предложения ФПА, о чем ранее писала «АГ».

Президент ФПА сообщил, что решение по этому вопросу правительство еще не приняло, проводятся консультации, в ходе которых Федеральной палате адвокатов РФ было поручено подсчитать потенциальные расходы, которые понесет федеральный бюджет в случае предоставления адвокатам льгот, предусматриваемых для малого и среднего бизнеса. При этом, по словам Юрия Пилипенко, правительство поручило Минфину и Минэкономразвития дополнительно проработать вопрос предоставления льгот адвокатам, Президент ФПА подчеркнул, что адвокатским палатам субъектов РФ важно продолжить работу, направленную на предоставление льгот адвокатам на региональном уровне, включая льготы по арендным платежам.

Доход снижается, риск заразиться возрастает, а обязанность платить налоги остается

Комментируя разъяснения Комиссии Совета АП Санкт-Петербурга, партнер юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова указала, что суть проблемы состоит в том, что в соответствии с действующим НК РФ авансовые платеж по налогу на доходы физических лиц адвокатскими кабинетами должны уплачиваться в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за концом соответствующего квартала. «То есть первый авансовый платеж должен быть сделан адвокатскими кабинетами в срок до 25 апреля. Однако, как мы все помним, до 8 мая включительно в России продлен режим нерабочих дней. Соответственно, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ срок уплаты должен быть перенесен на ближайший следующий за 25 апреля рабочий день. В этой связи АП СПб дает очень верные разъяснения», – считает адвокат.

В то же время, подчеркнула она, ситуация с уплатой обязательных платежей адвокатами, учредившими адвокатским кабинетами, а также адвокатами, состоящими в адвокатских образованиях, несомненно нуждается в дополнительном регулировании. «Субъекты малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, работающие в пострадавших отраслях, получили, пусть и небольшие, но все же послабления по срокам уплаты налогов и платежей в ПФР. Адвокаты и адвокатские образования работают с разными доверителями, многие из них – из тех самых пострадавших отраслей. Но при этом никаких отсрочек уплаты налогов и взносов для адвокатов принятыми постановлениями правительства не предусмотрено. Такой подход сложно признать справедливым», – отметила Екатерина Болдинова.

Она напомнила, что взносы в ПФР с суммы дохода адвоката за 2019 г., превышающей 300 тыс. руб. за год, должны быть уплачены в срок до 1 июля 2020 г. С учетом общей неплатежеспособности доверителей и задержек оплаты юридических услуг очевидно, что многие адвокаты не смогут уплатить эти суммы в бюджет, что, в свою очередь, будет означать начисление пени за каждый день просрочки, пояснила эксперт.

«Адвокаты во время пандемии оказались в числе наиболее уязвимых групп лиц, финансовое состояние которых напрямую зависит от состояния доверителей и экономики в целом. Поэтому, конечно, для всех адвокатов – как для “кабинетчиков”, так и для тех, кто состоит в других адвокатских образованиях, – должны быть предусмотрены дополнительные льготы и гарантии», – заключила Екатерина Болдинова.

Управляющий партнер «Зельдин и партнеры» Михаил Зельдин отметил, что в условиях пандемии конституционное право на получение юридической помощи никем не ограничивалось. «Многие регионы предоставили адвокатам право свободного перемещения. Пока все остальные самоизолируются, адвокаты должны работать», – подчеркнул он.

Эффективной мерой помощи адвокатам в условиях повышенного риска заражения было бы освобождение от уплаты НДФЛ за период карантинных мероприятий, полагает Михаил Зельдин. «Как минимум это применимо к лицам, осуществляющим защиту по назначению органов дознания и предварительного следствия. А обсуждение его уплаты между 25 апреля и теперь уже 12 мая – это лишь про то, как не получить штраф за просрочку», – заметил адвокат.

Партнер налоговой практики «BMS Law Firm» Давид Капианидзе добавил, что ранее ФНС сообщала об отложении срока внесения налогов за первый квартал. «Но остается много неясного, поэтому рисковать не стоит. Лучше уплатить все налоги в установленные сроки. Пока непонятно, будут ли даны дальнейшие разъяснения по этому вопросу. Была ранее также информация о том, что до июня (включительно) предоставляется отсрочка по подаче декларации для физических лиц, но без сдвига сроков уплаты налогов. Аналогично можно предположить, что и для адвокатов сроки переноситься не будут. Поэтому лучше всего уплатить авансовые платежи, чтобы избежать возникновения претензий со стороны налоговых органов», – полагает эксперт.

Налогообложение юридической деятельности

Общие вопросы

Письмо от 13 июля 2018 г. № 03-02-08/48955

В случае заинтересованности налогоплательщика, плательщика страховых взносов - физического лица в предоставлении налоговым органом сведений о нем адвокату этот налогоплательщик (плательщик страховых взносов) вправе представить в налоговый орган в установленном порядке соответствующее согласие.

НДС

Письмо от 31 августа 2018 г. № 03-07-14/62214

Местом реализации юридических и консультационных услуг, в том числе связанных с представлением интересов российского лица в иностранном государстве, оказываемых иностранным лицом российскому индивидуальному предпринимателю, признается территория Российской Федерации и такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Письмо от 18 февраля 2019 г. № 03-03-07/9950

Осуществляемая адвокатской палатой операция по реализации автомобиля признается объектом налогообложения НДС.

Налог на прибыль

Письмо от 6 августа 2018 г. № 03-03-07/55113

Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов при соответствии указанных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и при условии, что они не поименованы в статье 270 НК РФ.

Письмо от 10 мая 2018 г. № 03-03-07/31147

Налогоплательщик вправе учесть понесенные им расходы на оплату услуг адвокатов, при соответствии указанных расходов требованиям статьи 252 НК РФ и при условии, что они не поименованы в статье 270 НК РФ.

Письмо от 18 февраля 2019 г. № 03-03-07/9950

Членские взносы в адвокатскую палату, поступившие от адвокатов - членов данной адвокатской палаты на содержание и ведение уставной деятельности, а также расходы, произведенные за счет указанных взносов, для целей налога на прибыль организаций не учитываются. Расходы, связанные с приобретением адвокатской палатой за счет членских взносов автомобиля, в целях налогообложения прибыли не учитываются. При реализации автомобиля выручка от реализации полностью включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций без уменьшения на стоимость его приобретения.

Топ-10 Налоговых споров в 2018

НДФЛ

Письмо от 27 декабря 2018 г. № 03-04-05/95365

Пунктом 7 статьи 25 Закона об адвокатской деятельности предусмотрено, что адвокат осуществляет профессиональные расходы на: 1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов; 2) содержание соответствующего адвокатского образования; 3) страхование профессиональной ответственности; 4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности. Указанные расходы могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

К иным расходам, связанным с осуществлением адвокатской деятельности, которые могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета, могут быть отнесены расходы, непосредственно связанные с оказанием юридической помощи доверителю, в том числе расходы по проезду и проживанию, за пределами региона, в котором находится адвокатский кабинет, при наличии подтверждения их цели и соответствующих оправдательных документов.

Расходы на иные услуги, такие как пользование мобильной связью, интернетом и т.п. могут считаться относящимися к профессиональной деятельности адвоката только в той части, в отношении которой может иметься документальное подтверждение использования именно в указанных целях.

Что касается расходов на добровольное медицинское страхование и медицинскую помощь, а также на приобретение транспортного средства и повышение квалификации, то они не могут считаться непосредственно связанными с оказанием юридической помощи доверителю и на этом основании не могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.

Письмо от 25 января 2018 г. № 03-04-05/4446

Что касается расходов на приобретение и использование личного имущества (компьютерной техники, средств связи и т.д.) и на оплату услуг, связанных с квалифицированной электронной подписью, то они сами по себе не могут считаться расходами, непосредственно связанными с оказанием услуг по гражданско-правовым договорам, заключаемым адвокатом с доверителем, поскольку такое имущество и электронная подпись могут использоваться и в иных целях, не связанных ни с оказанием юридических услуг доверителю, ни с адвокатской деятельностью в целом.

В то же время, если какие-либо из вышеуказанных расходов адвоката непосредственно связаны с оказанием услуг в рамках соглашения с доверителем об оказании юридической помощи, при наличии документального подтверждения их размера и осуществления в указанных целях они могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.

Письмо от 20 сентября 2018 г. № 03-04-05/67461

Коллегия адвокатов в качестве налогового агента обязана в установленном порядке предоставлять адвокату профессиональный и стандартный налоговые вычеты при получении от него соответствующего письменного заявления.

Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-04-05/28247

Ситуация, когда расходы адвоката, связанные с осуществлением им адвокатской деятельности, больше получаемых от этой деятельности доходов, хотя и возможна, но в большей степени вероятность получения убытков характерна для деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, общий режим налогообложения доходов которого не предусматривает возможности учета таких убытков в последующих налоговых периодах.

Предложение о предоставлении адвокатам возможности получения профессионального налогового вычета в размере 20 процентов от суммы доходов от адвокатской деятельности в случае отсутствия документов, подтверждающих произведенные расходы, также не поддерживается, поскольку, во-первых, указанная норма может применяться только в случаях полного отсутствия документального подтверждения каких-либо расходов, чего в действительности у адвокатов не может быть и, во-вторых, не способствует прозрачности деятельности адвоката.

Письмо от 16 марта 2018 г. № 03-04-05/16656

Пересчет в рубли доходов в иностранной валюте, полученных адвокатами, учредившими адвокатское бюро, производится на дату перечисления сумм в иностранной валюте на счет адвоката.

Обзор практики Конституционного Суда РФ по налогам за второе полугодие 2018

Налог на самозанятых (НПД)

Письмо от 6 февраля 2019 г. № 03-11-11/6901

Положения Федерального закона N 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для физических лиц, оказывающих юридические услуги, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона.

Письмо от 21 февраля 2019 г. № 03-11-11/11352

При этом согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Закона N 422-ФЗ для целей Закона N 422-ФЗ не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений.

При этом выплату гонораров арбитрам за оказание услуг в процессе третейского разбирательства может производить постоянно действующее арбитражное учреждение, являющееся подразделением некоммерческой организации, с которой третейские судьи могут как состоять, так и не состоять в трудовых или гражданско-правовых отношениях. Для решения вопроса о возможности применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих конкретных договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража

Письмо от 13 февраля 2019 г. № 03-11-11/8598

Арбитражные управляющие, получающие доходы в качестве вознаграждения, при проведении процедур банкротств не вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Страховые взносы

Письмо от 15 февраля 2018 г. № 03-15-05/9504

Физическое лицо (заказчик), заключившее гражданско-правовой договор на оказание юридической услуги с другим физическим лицом (исполнителем) и производящее выплату ему вознаграждения по данному договору, является плательщиком страховых взносов с суммы такого вознаграждения.

Письмо от 3 декабря 2018 г. № 03-15-05/87233

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у физического лица - адвоката сохраняется до момента снятия его с учета в налоговом органе в качестве адвоката.

Письмо от 10 сентября 2018 г. № 03-15-05/64489

Плательщик страховых взносов - адвокатское бюро обязано в установленный срок представлять в налоговый орган расчет по страховым взносам, в котором отражается информация о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, и о суммах исчисленных страховых взносов. В случае отсутствия у адвокатского бюро выплат в пользу физических лиц по таким договорам в течение того или иного расчетного (отчетного) периода адвокатское бюро обязано представить в установленный срок в налоговый орган расчет с нулевыми показателями.

Поскольку адвокатское бюро не является плательщиком страховых взносов с доходов адвокатов-партнеров, в базу для исчисления страховых взносов, которая отражается в расчете по страховым взносам, суммы доходов адвокатов-партнеров не включаются.

Письмо от 22 января 2019 г. № 03-15-03/3048

Положениями главы 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - адвокатов, являющихся пенсионерами, в том числе военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ (пункт 7 статьи 430 НК РФ), а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

УСН

Письмо от 6 июля 2018 г. № 03-11-11/47164

Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

ККТ

Письмо от 29 июня 2018 г. № 03-01-15/45074

Адвокатская деятельность не относится к оказанию услуг для целей законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в связи с чем у адвокатского образования при осуществлении такой деятельности отсутствует обязанность применять ККТ.

17.05.2021 — 11:50

Речь идет о случаях продажи недвижимости, которая находилась в собственности менее минимального предельного срока владения.

деньги

деньги

Правительство России внесло в Госдуму законопроект, который отменяет обязанность подавать налоговую декларацию и, следовательно, платить налог при продаже недвижимости, если доход от сделки не превышает сумму налогового вычета.

Подобной возможностью можно воспользоваться при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения (пяти или трех лет).

«Законопроектом предусматривается отмена обязанностей налогоплательщиков в представлении налоговых деклараций формы 3-НДФЛ в случае реализации имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии превышения сумм налоговых вычетов при продаже имущества (250 тыс. руб. либо 1 млн руб.) над соответствующими доходами», — говорится в пояснительной записке к документу.

«В налоговой декларации физического лица по НДФЛ за календарный год должны быть указаны все полученные им доходы. Однако в ней можно не указывать необлагаемые налогом доходы (например, государственные пособия, кроме пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, выплаты на детей, алименты, образовательные и научные гранты и др.), а в некоторых случаях — сведения о процентах по вкладам, — пояснил юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Илья Бахилин. — Законопроект дополняет этот список доходами от продажи недвижимости, за которую в текущем календарном году налогоплательщиком был получен имущественный налоговый вычет, если сумма таких доходов не превышает размера вычета».

«Сейчас налогоплательщик обязан оплатить налог и подать декларацию, если он продал недвижимое или иное имущество до истечения предельного минимального срока владения — пять лет для недвижимости (в определенных случаях три года, например наследственная недвижимость) и три года для иного имущества», - отметил адвокат адвокатского бюро Asterisk Станислав Климов.

При этом при уплате налога предоставляется налоговый вычет:

в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилой недвижимости, не превышающем в целом 1 млн руб.;
в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, не превышающем в целом 250 тыс. руб.

«Обязанность подать декларацию сохраняется, даже если доход от продажи не превышает указанные размеры налоговых вычетов. Законопроект освобождает от необходимости указывать в декларации (а соответственно, и уплачивать налог на доходы) доходы от продажи имущества, если такие доходы не превысили размера налогового вычета и налогоплательщик имеет право на соответствующий имущественный налоговый вычет», — отметил Станислав Климов.

Например, налогоплательщик купил квартиру за 3,5 млн руб. Через год продал ее за 4 млн руб. У него возник доход в размере 500 тыс. руб., привел пример юрист.

«Поскольку доход не превышает предусмотренного законом имущественного вычета (1 млн руб.), то декларацию подавать будет не нужно», — пояснил он.

Управляющий партнер адвокатского бюро «Щеглов и Партнеры» Юлия Лялюцкая:

— Основную выгоду от предложенных поправок ощутят жители регионов, где 1 млн.руб. — сумма, сопоставимая с полным бюджетом покупки объекта недвижимости, а также люди, продающие сравнительно недорогое имущество (нежилые помещения стоимостью до 250 тыс. руб.). Раньше они оказывались перед выбором: заполнить кучу бумаг и сдать декларацию, официально оформив свой вычет, или же умолчать и не заявлять государству о доходе, формально нарушив закон, но не причинив таким нарушением какого-либо существенного убытка. С принятием поправок такой гражданин с чистой душой может в принципе не заполнять и не сдавать декларацию, если единственный доход (кроме, например, заработной платы, с которой работодатель уже уплатил налоги) подпадает под право на имущественный вычет. На мой взгляд, это разумное нововведение и этакий элемент «доверия» в фискальных отношениях гражданина и государства. Зная, с каким ужасом порой наши граждане относят к необходимости заполнить декларацию, я поддерживаю такие нововведения.

Читайте также: