Единицей налогообложения при петре 1 стала душа женского пола

Опубликовано: 28.04.2024

Подушная подать или подушный оклад – нововведение Петра I, заменившее неэффективный налог на тягловые дворы. Он взимался с мужского населения страны от младенца до глубокого старика и составлял в зависимости от сословия от 70 копеек до 1,2 рублей.

Петр Великий

Причины преобразований в налогообложении

В начале правления Петру требовались огромные деньги, чтобы строить флот и содержать армию. В 1710 году растраты казны составили 3,8 миллиона рублей при собранных налогах в 3,1 миллиона. Царь даже ввел специальную должность – прибыльщика, который занимался поиском средств для пополнения казны. Фактически прибыльщики придумывали новые налоги, порой абсурдные, как, например, налог на баню или на бороды. Катастрофическая нехватка денег в казне и стала причиной реформаций в системы налогообложения.

Перепись тяглового населения

Тягловым во времена Петра назывался двор черного посадского человека, мастерового или торговца, учтенный в системе кадастра (сошного письма) для уплаты податей или отбывания повинностей. Доля в общем налоге со двора высчитывалась исходя из состава семьи и принадлежности к торговому промыслу.

Количество дворов, подлежащих налогообложению, считалось по количеству ворот. Чтобы платить меньше, крестьяне соединяли несколько хозяйств, а лишние ворота заколачивали. В результате такой находчивости отчисления в казну с каждым годом уменьшались, а количество населения при этом оставалось неизменным или росло.

сборщик податей при Петре I

В 1698 и 1710 годах в России проводились подворные переписи. По их данным численность населения убывала, особенно заметно в северных и центральных областях страны. Спад объяснялся несколькими причинами:

  • рекрутский набор в армию и на флот;
  • привлечение людей на судостроительные верфи;
  • масштабные стройки крепостей;
  • строительство Санкт-Петербурга;
  • мор вследствие эпидемий и неурожайных лет;
  • бегство тяглового населения в южные районы, Сибирь и за рубеж.

Занижение данных переписи было выгодно не только плательщикам податей (крестьянам и посадским людям), но и помещикам, которые эти подати собирали. Меньше дворов – меньше работы, больше возможностей для создания незаконных поборов со стороны местной администрации.

В 1716-1718 годах осуществили Ландратскую перепись силами местных чиновников (ландратов). В ней учитывали точное количество населения обоего пола, включая вольных, гулящих людей и холопов. Перепись завершилась лишь в 1722 году, и на основе ее данных был рассчитан новый подушный налог.

Суть и величина подушной подати

С 1724 года подушная подать взималась с мужской половины населения вне зависимости от возраста. В первый год она составила 80 копеек с человека, но в последующие годы снизилась до 70 копеек. Плательщики, не состоящие в крепостной зависимости, платили по 1,2 рубля. Повышенная ставка полагалась раскольникам, они отчисляли в казну вдвое большую сумму, за что их прозвали «двоедане». Реформа оказалась успешной – уже в 1725 году было собрано около 9 миллионов рублей, то есть в 3 раза больше обычного.

сбор налогов

До 1775 года купцы также платили подушную подать, но позже она была заменена процентом с объявленного капитала. В 1794 году из-за инфляции и больших государственных расходов подушный налог достиг величины 1 рубля. В 1867 году сбор зависел от региона и составлял 1,15 -2,61 рубля.

В XVIII столетии отчисления подушной подати составляли половину государственных доходов. По мере внедрения косвенных налогов ее доля снижалась. Мещан и цеховых освободили от подушного налога в 1866 году, исключая Сибирь и Бессарабию. Окончательно подушная подать была отменена 1 января 1887 года, но, несмотря на это, продолжала взиматься в Сибири еще десять лет.

Введение подушной подати

К концу Северной войны стало ясно, что налоговую систему, унаследованную Петром от предков, нужно также срочно менять, как раньше приказы и канцелярии. Как же собирались налоги и отправлялись многочисленные повинности – рекрутские, подводные и другие? С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов. Например, нужно было собрать определенную сумму денег А. Ее делили на число дворов Б по всей стране. В итоге получалось число В. Это и был налог с каждого учтенного при переписи двора, подворный налог.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно. Поэтому новые налоги по-прежнему рассчитывались по указанному выше принципу В = А: Б. Иначе говоря, еще большая податная тяжесть ложилась на оставшиеся «жилые дворы».

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до Петра I и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200-тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где-то разместить, на какие-то деньги содержать. И здесь Петр I опять же прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. Перед ними возникало много проблем. Ведь им предстояло проехать через каждую деревню, проверить сказки по этой деревне, внести в них исправления, выявить, поймать и отослать на прежние места жительства всех беглых, определить, что делать с разными категориями населения, которые раньше податей не платили, и т. д.

В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн рублей на 5,6 млн душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное воздействие не только на финансы, но и на социальную структуру населения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Значение подушной подати

Значение подушной подати Эта подать, «подушина», своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих. Даже такой горячий защитник преобразователя, как Посошков, не чает в ней проку и отказывается понять ее, «понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и «босоногие»

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и

ГЛАВА XL Возведение на престол Юстина Старшего. — Царствование Юстиниана. — I. Императрица Феодора. — II. Партии цирка и мятеж в Константинополе. — III. Торговля и шелковые мануфактуры. — IV. Финансы и подати. — V. Воздвигнутые Юстинианом здания. — Церковь Св. Софии. — Укрепления и границы Восточной

ГЛАВА XL Возведение на престол Юстина Старшего. — Царствование Юстиниана. — I. Императрица Феодора. — II. Партии цирка и мятеж в Константинополе. — III. Торговля и шелковые мануфактуры. — IV. Финансы и подати. — V. Воздвигнутые Юстинианом здания. — Церковь Св. Софии. —

Подати и рекруты

Подати и рекруты «В 1257 г. с помощью привезенных китайских специалистов они [татары] провели первую всеобщую перепись населения Руси и, исходя из нее, разложили обязательства по выплате дани. Как и в Китае, основной единицей налогообложения был двор. В дополнение к этому на

Глава 85. О подати, выплаченной папе клиром польской провинции

Глава 85. О подати, выплаченной папе клиром польской провинции Наконец, в указанном году архиепископ Пелка с епископами и клиром своей провинции через брата Готфрида, исповедника господина папы, в качестве вспомоществования послал римской церкви пятую

Подати

Подати В поместьях крестьянин был обязан отдавать хозяину половину урожая и бесплатно работать на него каждый понедельник. Кроме того, проводились еженедельные работы по уходу за главным домом, расчистке улиц и дорог, прополке и орошению огородов. Долги, действительные

1.1. Введение

1.1. Введение В этой части изложена концепция Новой Хронологии Фоменко-Носовского для тех, кто никогда о ней не слышал, либо слышал что-то очень вскользь, а возможно слышал много, но не уловил суть. На нескольких страницах в этой части мы изложим самое главное. Для многих из

Введение

Введение В истории Франции XIV в. является переходным периодом. На смену существовавшим до этих пор, хотя и в совершенно неузнаваемом обличье, феодальным институтам мало-помалу стали приходить монархические учреждения. Таким образом, рассматривая механизм правления

Введение

Введение Соединенные Штаты Америки (США) занимают почти половину Североамериканского материка, однако исключительная роль этой великой страны, сначала выделившейся среди всех прочих территорий Нового Света, а затем постепенно превратившейся в одну из ведущих мировых

Введение

Введение В этой книге вы прочтёте сказание древнегреческого учёного Платона об Атлантиде — могучем царстве атлантов, процветавшем на большом острове среди Атлантического океана и погрузившемся на дно за девять с половиной тысяч лет до нашей эры.В истории человечества

77. ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСАНДРА ОБ ОТМЕНЕ ПОДАТИ «МАЛИ» (1440 г.)

77. ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСАНДРА ОБ ОТМЕНЕ ПОДАТИ «МАЛИ» (1440 г.) Начала грамоты недостает. Перепечатывается с сокращениями из «Актов, собранных Кавказскою археографическою комиссией», т. I, 1866.…хроникона 101 [1413 г.] я воссел на престол, и Грузия от беззаконного Тимура[97]…и мы

Подати

Подати Итак, как только контроль центральной бюрократии ослабевал, способы сбора податей принимали все возможные в условиях аграрного общества формы, в зависимости от местной политической и экономической обстановки. Если обстоятельства менялись, то же происходило и с

Когда с завоеванием Лифляндии, Эстляндии и Финляндии стало ослабевать напряжение Северной войны, Петру пришлось подумать о постановке созданной им регулярной армии на мирную ногу. Эту армию и по окончании войны надобно было держать под ружьем, на постоянных квартирах и на казенном содержании, не распуская по домам, и нелегко было придумать, куда с ней деваться. Петр составил мудреный план расквартирования и содержания своих полков. В 1718 г., когда на Аландском конгрессе шли мирные переговоры со Швецией, он дал 26 ноября указ, изложенный по его привычке первыми словами, какие пришли ему на мысль. Первые два пункта указа с обычным торопливым и небрежным лаконизмом законодательного языка Петра гласили: "Взять сказки у всех, дать на год сроку, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том; расписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад". Далее столь же неясно указ предписывал порядок своего исполнения, стращая исполнителей конфискациями, жестоким государевым гневом и разорением, даже смертной казнью, обычными украшениями законодательства Петра. […] Для подачи сказок о душах назначен был годовой срок; но до конца 1719 г. сказки поступили лишь из немногих мест, и то большею частью неисправные. Тогда Сенат командировал в губернии гвардейских солдат с предписанием заковать в железа собиравших сказки чиновников и самих губернаторов и держать их на цепях, никуда не выпуская, пока не пошлют в учрежденную для переписи в Петербурге канцелярию всех сказок и составленных по ним ведомостей. Строгость мало помогла делу: подача сказок еще продолжалась в 1721 г. Замедление происходило прежде всего от трудности понять сбивчивый указ, который потребовал целого ряда разъяснений и дополнений. Сперва его поняли так, что он касается только владельческих крестьян; но потом велено было заносить в сказки и дворовых, живших в деревнях, и потребовали дополнительных сказок. Явилась другая помеха: чуя, что дело ведет к новому тяжелому налогу, владельцы или их приказчики писали души не сполна, "с великой утайкой". К началу 1721 г. раскрыто было более 20 тысяч утаенных душ. […] Наконец при помощи строжайших указов, пыток, конфискаций, которыми смазывали ржавые колеса правительственной машины, к началу 1722 г. насчитали по сказкам 5 миллионов душ. […] Вторичная ревизия сказок открыла огромную утайку душ, доходившую в иных местах до половины наличных душ. Первоначально сосчитанной сказочной цифрой в 5 миллионов стало нельзя руководиться при разверстке полков по душам. […] Ревизорам наказано было "всеконечно" кончить свое дело и вернуться в столицу к началу 1724 г., когда Петр указал начать подушный сбор. Никто из них к сроку не вернулся, и все заранее уведомили Сенат, что дело к январю 1724 г. не кончат; им пересрочили до марта, а правильный подушный сбор отложили до 1725 г. Преобразователь так и не дождался в шесть лет конца предпринятого им дела: ревизоры не вернулись и к 28 января 1725 г., когда он закрыл глаза. […]

Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава, произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без внимания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей, причем в первое из этих состояний вошли однодворцы, черносошные крестьяне, татары, ясашные и сибирские пашенные служилые люди, копейщики, рейтары, драгуны и т. п. Область крепостного права значительно расширилась, но потерпело ли крепостное право какое-либо изменение в своем юридическом составе? […] Недостаток закона открывал широкий простор практике, т. е. произволу сильнейшей стороны – землевладельцев.

[…] Крепостное состояние обращено было к Петру не правовой, а только фискальной своей стороной, и здесь он хорошо понимал свой казенный интерес. […] Но зато Петр положил податную таксу на право рабовладения, обложив всякую мужскую холопью душу государственным тяглом под ответственностью владельца. Петр думал о своей казне, а не о народной свободе, искал не граждан, а тяглецов, и подушная перепись дала ему не одну сотню тысяч новых тяглецов, хотя и с большим ущербом для права и справедливости. При всей видимой финансовой нерациональности своей подушное обложение, однако, в XVIII в. оказало благоприятное действие на сельское хозяйство. […] Со времени Петра подушный налог, оторвавшись от земли, все крепче привязывал крестьянский труд к земле. Благодаря подушной подати, не ей одной, но во всяком случае и ей. Русская земля в XVIII в. распахалась, как не распахивалась никогда прежде. Таково значение подушной подати: не будучи переворотом в праве, она была важным поворотом в народном хозяйстве.

ВВЕДЕНИЕ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ

С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно.

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до Петра I и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200-тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где-то разместить, на какие-то деньги содержать. И здесь Петр I опять же прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн рублей на 5,6 млн душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное воздействие не только на финансы, но и на социальную структуру населения.

ПЛАКАТ О ЗБОРЕ ПОДУШНОМ И ПРОТЧЕМ 26 ИЮНЯ 1724 Г.

Мы Петр Первый император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая.

Понеже указали мы все армейские и гарнизонные полки, как от квалерии, так и инфантерии разположить на число душ мужеского пола, и содержать оные зборными с тех душ деньгами, и для того збора в земские комисары выбирать самим помещиком, меж себя из лутчих людеи по одному или по два. А каким образом полковником, и офицером, также и комисаром в зборе денег: и в протчем поступать велено, о том даны им инструкции, а для народного известия, чтоб от них никому ни какои обиды и разорения чинено не было, и сверху указу ни чегоб не брали, о том сим нашим указом в народное известие объявить повелели.

1. По чему положено подушных денег

С каждои мужеска пола души, которые по нынешнеи переписке и по свидетельству штап офицеров явились земскому комисару велено собирать на год, по семидесяти по четыре копеики, а на треть года на первую и вторую по двадцати по пяти, а на третью по двадцатипо четыре копеики: а больше того ни каких денежных и хлебных податей и подвод неимать, и платить неповинны; разве что за денги, как в последующем 7-м пункте объявлено: и для таких дел оные указы за нашего императорскаго величества рукою, или за руками всего Сената подписаны, и в народе печатными указы публикованы будут.

2. В которое время те подушные денги збирать

Собирать те денги велено на три срока. А имянно: первую треть в генваре и в феврале, вторую в марте и в апреле, третью в октябре и в ноябре месяцах, не оставливая в доимку ничего, дабы в летние месяцы земледельцам в работе помешательства, а полкам в даче жалованья недостатка не было.

Плакат о зборе подушном и протчем 26 июня 1724 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., 1986. С. 202–203. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/taxes.htm

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА СКУДОСТИ ДОХОДОВ

Так как главною причиною скудости доходов были злоупотребления при переписи дворов, то Петр решился ввести подушную перепись. 22 января 1719 года был издан указ: ради расположения полков армейских на крестьян всего государства брать во всех губерниях сказки о душах мужеского пола; за утайку душ прикащикам, старостам и выборным людям смертная казнь безо всякой пощады. 19 января 1720 года новый указ: хотя сказки и высылаются, однако в них пишут одних крестьян, а дворовых и прочих не пишут, в чем может быть такая же утайка, как и в дворах бывала, и потому писать всех, кто живет в деревнях. 16 декабря того же года новый указ: назначен был срок подачи сказок 20 июля, и все сказки не поданы, ландраты и комиссары пишут, что помещики, люди их и крестьяне сказок не подают, из дворов бегают и укрываются, вследствие чего у ослушников указа отписать деревни, а самих выслать к розыску. Указ 15 марта 1721 года говорит, что доносители показали утайку до 20000 душ, и потому велено сказать всем землевладельцам, чтоб объявляли об утайке без всякого страха, на виноватых не будет взыскано, в противном случае они подвергаются наказанию по прежним указам.

ПЕРЕПИСЬ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ПОВЕРКА – "РЕВИЗИЯ"

До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. По новейшим исследованиям, это произошло так: Петр желал разместить армию на постоянные квартиры в различных губерниях и содержание полков возложить на население того округа, где стоял полк. Для этого признано было нужным высчитать сумму, необходимую для содержания полка, перечислить всех податных лиц в округе и рассчитать, сколько каждое лицо повинно было внести денег на содержание войска. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка – "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами.

Государственные реформы, проведенные в России Петром I (1672-1725), коснулись всех сфер общественной жизни, в том числе и налогового законодательства.

С конца XVII в. в податной системе России происходят изменения. До 1678 г. единицей налогообложения была "соха", устанавливаемая "сошным письмом", а с 1678 г. такой единицей стал двор. Такая система налогообложения была более прогрессивной, однако она все же не отвечала реалиям того времени, поэтому впоследствии произошел переход от подворной системы обложения к поголовной, где единицей обложения стала вместо двора мужская душа, т.е. взамен множества мелких подворных налогов каждый мужчина должен был платить один единый подушный налог. Так, в соответствии с Именным указом от 26 июня 1724 г. установлено: ". С каждого мужска пола души земскому комиссару велено собирать на год по семидесят по четыре копейки, а на треть года - на первую и вторую - по двадцати по пяти, а на третью - по двадцати по четыре копейки; а больше того никаких денежных и хлебных податей и подвод не имать, и платить не повинны". Платежи были определены в три срока: первая треть - в январе и феврале, вторая - в марте и апреле, третья - в октябре и ноябре месяцах.

Именно для введения единого подушного налога в 1717 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов вплоть до 1724 г. В исторической литературе отмечается, что при проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, но и характер промыслов и ремесел. Как утверждают историки, скорее всего Петром I предполагалось в дальнейшем совершенствовать налоговую систему и перейти на дифференцированную систему налогообложения сельскохозяйственных жителей и горожан.

При наличии огромного числа налогов Петром I был предпринят ряд мер по обеспечению справедливости налогообложения, равномерной раскладки налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.

Конечно, подушная система взимания налогов была более прогрессивной по сравнению с подворовой системой, однако она имела и ряд существенных недостатков. Во-первых, подушная подать была единой для всех, и при ее сборе не принималось во внимание различие в уровне дохода у разных людей, в разных местностях и разных отраслях хозяйства. Во-вторых, налог раскладывали прямо по ревизским душам. А ревизская душа была расчетной, окладной единицей, фиктивной, т.е. она рассчитывалась не по работникам, а по душам мужского пола, что фактически сильно увеличивало размер подати.

Помимо подушной подати государственные крестьяне платили и оброчную подать, которая была введена для выравнивания податного обложения государевых и негосударевых крестьян. Все губернии для взимания оброчной подати были разделены на четыре класса по свойству земли, "изобилию в ней и способам для обитателей к работам и промыслам их". Оброчная подать рассматривалась как плата (государственных крестьян) за пользование казенной землею, с которой и производилась уплата оброчной подати, и рассчитывалась по принципу подушной подати.

Проводимые Петром I реформы, Северная война требовали огромных средств. Для пополнения государственной казны постоянно изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Для этой цели при Петре I был введен институт прибыльщиков, основная цель которых была придумывать новые источники пополнения бюджета ("сидеть и чинить государю прибыли"). Прибыльщиками были придуманы такие налоги, как: налоги с постоялых дворов, с печей, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, пошлина на усы и бороды, гербовый сбор, подушный сбор и другие налоги и сборы.

Неплохой доход в казну государства приносили и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр. Помимо стрелецкой подати на поддержание армии и флота были введены новые налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подводные, подать на покупку драгунских лошадей и др.

Помимо реорганизации системы налогов и сборов петровские реформы затронули и систему управления финансами страны. Так, Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право "буде они похотят" управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.

На протяжении всего XVIII в. основным источником пополнения бюджета государства оставалась подушная подать и иные сборы, которые исчислялись по душам. С 1732 г. подушная подать собиралась в два срока: январь-март и сентябрь-декабрь. В связи с тяжестью налогового бремени общий размер подушной подати постоянно уменьшался, и при Екатерине II он составлял 70 копеек с души. По Указу от 3 мая 1783 г. "подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете". Предполагалось, что община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым.

В период правления Екатерины II (1729-1796) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 г. по указу императрицы была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом - в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам "по совести". Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались.

С 1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства - знаменитый "план финансов", создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839). Однако на протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков, как и в петровские времена, определялось по ревизским переписям. Александром I в 1802 г. манифестом "Об учреждении министерств" было создано Министерство финансов и определена его роль, которая заключалась в управлении казенными доходами государства.

При Александре I (1777-1825) изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оборочный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать. Также вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди, существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов.

В 1811 г. управление финансами было разделено между тремя ведомствами. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов, Государственное казначейство ведало расходами, Государственный контролер занимался ревизией всех счетов. Через 10 лет Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Следующие изменения в системе налогообложения произошли уже во второй трети XIX в. и были связаны с именем Александра II.

Реформы Петра I. Налоговая реформа.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - яя6.jpg

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Причины и предпосылки реформы.

  • Создание и поддержание регулярной армии.
  • Строительство флота.
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик за казённый счет

Цель:

пополнение государственной казны.

Два направления реформы:

  • прямое налогообложение (налог зависит от дохода)
  • косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).

Кто собирал налоги?

  • Учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Прибыльщики должны были изыскивать новые источники наполнения казны.
  • Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управляться своими выборными бурмистрами. Они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги.
  • В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей.

С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей,

налоги с плавучих судов,

с постоялых дворов,

с продажи съедобного,

с 1705 году – налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города,

с 1719 году – горный налог (одна десятая доли всей добычи ископаемых).

Введение монополии на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.

1718 г. — Указ о переписи населения (ревизии).

Цель: подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога).

С 1720 года перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.

Введение подушной подати.

1724 г.- введение подушной подати (с каждого лица мужского пола, кроме дворян и духовенства) вместо подворной (с одного двора).

Суть подушной подати.

Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Для сбора подушной подати в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.

Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов
Между проведениями ревизий из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Из истории.

  • До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор.
  • Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем.

Реформа финансового аппарата.

  • 1699 г. — в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
  • 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
  • Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
  • В 1717—1722 гг были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия — надзор за государственными доходами за окладными и неокладными поступлениями. Окладные доходы – размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладные были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Берг-коллегия — сбор доходов от монетной и горной регалий.

Коммерц-коллегия — таможенные сборы и таможенные тарифы.

Ревизион-коллегия — ревизия и контроль финансового управления, то есть контроль расходования денежных средств.

  • В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Итоги и значение реформы.

ПЛЮСЫ.

  • Реформа стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие.
  • Введенный единый налог – подушная подать заменил множество мелких сборов.
  • Значительно увеличилось число налогоплательщиков.
  • Стабилизировалась финансовая ситуация в стране.
  • Правительство могло более точно формировать бюджет.
  • Организовано снабжение армии и флота.
  • Получены дополнительные средства для финансирования промышленности.

МИНУСЫ.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - яя5.jpg

Реформа легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения.

  • Значительно ухудшилось материальное положение большей части населения.
  • Введение большого количества косвенных налогов вызвало рост социальной напряжённости.
  • Произошло закрепощение ранее свободных категорий крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: