Единая база налоговых знаний

Опубликовано: 05.05.2024

В российской налоговой системе предусмотрено несколько режимов. Для их применения установлены определенные ограничения, однако большая часть организаций и предпринимателей все же имеют возможность выбора. Эти режимы периодически можно менять. Например, компания вправе с начала следующего календарного года перейти с основной системы на упрощенную или обратно. Поэтому не всегда можно знать наверняка, какой режим применяет ваш контрагент. Рассмотрим, как узнать систему налогообложения по ИНН, если такая информация необходима.

Когда требуется узнать систему налогообложения

Знание налогового режима партнера — важное условие для начала сотрудничества. В первую очередь это связано с правом возмещать предъявленный НДС.

Суть в следующем: если поставщик является плательщиком этого налога, то фирма может заявить к вычету сумму НДС, указанную в счете-фактуре. А вот если поставку осуществил контрагент, применяющий один из специальных режимов, то права на вычет не возникает. Поэтому нужно знать, с кем планируется сделка, и придется ли платить НДС из своего кармана.

Кроме того, знать, какая система налогообложения применяется контрагентом, необходимо и для общей оценки его добросовестности. Такая проверка должна проводиться в отношении каждого потенциального, а периодически — в отношении действующего партнера. Ее отсутствие может привести к тому, что ФНС переложит ответственность за неуплату таким субъектом НДС на его контрагентов. Вот почему всегда следует проявлять осмотрительность и не вести бизнес с «однодневками», созданными для ухода от налогов.

Сведения о СНО могут косвенно свидетельствовать о размере бизнеса, о примерном объеме дохода и количестве сотрудников, о том, какие налоги должен платить субъект и какую отчетность подавать.

Наконец, иногда компания или ИП не знает даже собственную налоговую систему. Это бывает, если регистрация производилась через посредников. Конечно, таких ситуаций лучше не допускать, ведь доходность бизнеса не в последнюю очередь зависит от выбора режима. Но если так произошло, нужно как можно скорее узнать, какая применяется система налогообложения, по своему ИНН. И при необходимости изменить ее. Однако, например, перейти с основной системы на упрощенную можно лишь в течение первого месяца после регистрации, поэтому тянуть не стоит.

Для справки добавим, что у компаний выбор систем таков: основная или упрощенная, ЕНВД (до конца 2020 года), ЕСХН (для сельхозпроизводителей). У предпринимателей возможностей больше, поскольку им теоретически доступны все существующие режимы налогообложения. Кроме уже перечисленных, это патентная система (ПСН) и налог на профессиональный доход (НПД).

Как узнать СНО по ИНН

В настоящее время налоговая служба ведет множество реестров с открытой информацией о компаниях и ИП, а также предлагает сервис для проверки бизнеса. Казалось бы, при такой доступности данных узнать систему налогообложения любого субъекта по ИНН на сайте ФНС — не самая большая проблема. Но это не совсем так. Сведения о налоговом режиме в явном виде не входят в перечень данных, которые доступны при обращении к этим сервисам и реестрам.

Поэтому чтобы точно узнать применяемый режим налогообложения по ИНН, лучше обратиться в любую инспекцию ФНС. Составляется запрос в произвольной форме, указывается ИНН субъекта и обратный адрес, на который будет получен письменный ответ с печатью налогового органа. Этот документ сможет послужить весомым доказательством при возникновении споров.

Также можно обратиться к сервису « Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте налоговой службы. Он не предоставит официального ответа на вопрос о налоговой системе, но все же даст представление о ней по косвенному признаку.

В поисковой строке достаточно ввести ИНН бизнес-субъекта. Можно также поискать по названию/имени, но при этом рекомендуется указать регион:

Поиск информации о налоговой системе контрагента

После нажатия кнопки «Найти» система выдаст наименование компании или ИП. Кликнув на него, можно скачать выписку из реестра в формате .pdf. В ней нужно посмотреть раздел со сведениями о записях, внесенных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а далее — подраздел с перечнем документов, которые представлялись в ИФНС. Если было подано уведомление о переходе на специальный налоговый режим, значит, он и применяется:

На картинке видно, что подавалось уведомление о переходе на УСН. Следовательно, применяется упрощенка. Если же никакое уведомление не подавалось, то субъект применяет основную систему.

Правда, некоторые режимы можно совмещать. Например, перейдя на УСН, предприниматель может купить патент, а эти сведения в реестре не фигурируют. То есть точно узнать режим налогообложения по выписке из реестра можно не всегда. Однако из нее можно сделать вывод о том, должен ли в силу применяемой налоговой системы контрагент платить НДС или нет (на всех спецрежимах, кроме ЕСХН, его не платят). А это, как сказано выше, наиболее частая причина выяснения СНО партнера по бизнесу.

Единственная налоговая система, о применении которой можно получить точную информацию — это НПД для предпринимателей и самозанятых лиц. Для этого ФНС разработала специальный сервис. Для проверки статуса самозанятого достаточно ввести ИНН ИП /самозанятого и дату, на которую нужна информация. Если гражданин среди плательщиков НПД не найден, значит, он им не является. Вот как выглядит этот поисковый сервис:

Проверка стстуса плательщика НПД

О том, как проверить сторону по сделке перед тем как заключить договор, мы рассказали в этой статье.

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

В четверг, 21 мая, Госдума одобрила в третьем чтении закон о создании «федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении России». Это информационный ресурс, на котором будут храниться данные россиян (Ф.И.О., дата и место рождения, пол, гражданство, СНИЛС, ИНН, семейное положение, сведения о выданных паспортах, образовании, регистрации индивидуального предпринимателя, воинской обязанности и др.), а также иностранцев и лиц без гражданства, работающих на территории страны.

Зачем государству нужна еще одна база данных жителей страны и повысит ли она риск их утечки, разбирался РБК.

Зачем нужна единая база данных

Как пояснил депутат Госдумы, глава комитета по СМИ Александр Хинштейн, законопроект — детище главы правительства и бывшего руководителя ФНС Михаила Мишустина. Задача ресурса — создать масштабную базу данных для стратегического, экономического и социального планирования, сказал Хинштейн. «Сегодня никто не может сказать, сколько будет призывников в Нижегородской области через 18 лет, а зайдя в базу единого регистра, это можно выяснить за несколько секунд», — привел он пример.

Оператором нового ресурса выступит Федеральная налоговая служба (ФНС). Помимо этого ведомства данные в регистр предоставят МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственные внебюджетные фонды и др.

Содержащиеся в регистре персональные данные будут использоваться для оказания госуслуг, сказал РБК представитель ФНС. Он предусматривает гармонизацию данных об одном физическом лице в различных госресурсах.

Обезличенные данные будут применять для автоматической переписи населения, учета избирателей, планирования социально-экономического развития регионов — строительства детских садов, школ, поликлиник и т. д.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что создание единого регистра сократит сроки оказания госуслуг, а также число «мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей».

Регистр должен быть создан к 1 января 2022 года, предоставлять сведения органам госвласти в рамках госуслуг — с 2023-го, а сведения гражданину о себе и детях — с 2026-го.

Вопрос, во сколько обойдется создание и поддержание единой системы данных, «пока остается открытым», отметил Хинштейн. Не ответил на него и представитель ФНС.

Кто получит доступ к регистру

Сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении.

Фото:Донат Сорокин / ТАСС

По словам Хинштейна, доступ ко всей базе данных не сможет получить никто, за исключением тех, кто ее будет вести, то есть отвечающих за это сотрудников ФНС. «К регистру будет разный уровень доступа, и каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только в части себя. Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть какие-то еще сведения о человеке», — пояснил он. Кроме того, внутри регистра будут закрытые части, куда будут попадать данные о лицах, находящихся под госзащитой и госохраной. «Эту закрытую часть регистра будут вести сотрудники спецслужб. К ней не будут иметь доступа и сотрудники ФНС в том числе», — рассказал депутат. На вопрос, будут ли спецслужбы иметь возможность обратиться к системе в случае необходимости, например при подозрении в терроризме, Хинштейн ответил, что «это и сегодня сделать несложно». «Можно ли будет использовать эту информацию в том числе для наведения справок? Безусловно. Спецслужбы тоже смогут обращаться за этой информацией. У силовых ведомств должен быть к этому доступ. Не вижу в этом ничего дурного, тем более что значительная часть базы формируется за счет этих ведомств, в частности МВД и Минобороны», — заявил парламентарий. Он подчеркнул, что «это будет прописываться во внутренних документах, пока этот вопрос не регламентирован».

Как будут защищать данные

По словам Хинштейна, создан отдельный центр обработки данных в удаленном доступе за пределами Москвы, в городе Городце Нижегородской области. «Там будет обеспечена необходимая инфраструктура с точки зрения безопасности. Там находятся в том числе действующие сотрудники спецслужб. Система будет в первую очередь тестироваться уполномоченными структурами, отвечающими за информационную безопасность, то есть ФСБ», — рассказал Хинштейн. По словам представителя ФНС, в соответствии с требованиями ФСБ и ФСТЭК система пройдет все необходимые аттестационные и сертификационные испытания на соответствие требованиям к защите информации, содержащей персональные данные, и только после этого будет введена в эксплуатацию.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

В России уже существуют как минимум четыре крупные базы о россиянах: две из них — у МВД (бывшая база ФМС и база паспортов), а также у ФНС и сайта госуслуг, отметил гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. По его словам, ранее попытки собрать единую базу уже предпринимались неоднократно, в том числе в рамках проекта цифрового профиля, «однако все они разбивались о межведомственную конкуренцию и нехватку политического решения». Законопроект о цифровом профиле был внесен в Госдуму в июле 2019 года группой депутатов. Под цифровым профилем в документе понималась платформа, на которой будут собраны различные сведения о россиянах. Но осенью прошлого года проект раскритиковала ФСБ, а в январе этого года и депутаты Госдумы, указав, что он может спровоцировать рост числа утечек и неправомерного использования персональных данных. Опрошенные РБК эксперты отметили, что технически единый регистр сведений о россиянах с точки зрения информационной безопасности мало чем отличается от цифрового профиля.

В последние годы российские власти активно наращивают технологии слежения за гражданами, а любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, в том числе утечки, предупреждает руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. «Существует черный рынок самых разных баз данных. В данном случае речь идет о сведении информации, которая высоко ценится и сохранность которой имеет большое значение, а сохранность данных в нашей стране не является традицией», — объясняет эксперт.

Руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман говорит, что при создании хранилища данных будет важна проработка самого механизма обращения к информации, насколько он будет протестирован, защищен и грамотно реализован. «Очевидно, это потребует времени, инвестиций и, главное, привлечения экспертов рынка, специалистов по кибербезопасности, которые смогут разработать различные модели рисков и адекватные им средства защиты», — отметил он.

Какие проблемы может создать регистр

Фактически все эти данные на россиян у государства уже есть, констатирует эксперт по электоральному праву Андрей Бузин. Есть регистр «ГАС Выборы», в котором перечислены данные всех избирателей, паспортные данные есть в базах у МВД, отдельно ведутся списки избирателей, в которых отмечается, голосовал человек или нет. «Поэтому ничего существенно нового не происходит», — уверен он.

Фото:Елена Шевченко / Facebook

Профессор права Илья Шаблинский не испытывает особого беспокойства в связи с этим законом. «Подобные реестры уже составлялись, и во многих государствах они есть. Все будет зависеть от того, каким будет политический режим в России. Если режим будет ужесточаться, то любой реестр можно использовать не во благо, а во вред гражданам», — указал юрист. По мнению Чикова, есть риск профайлинга — сбора частной информации по необоснованному критерию. «Например, сбор информации о политической оппозиции, или участнике того или иного политического или религиозного движения, или тех или иных предпочтениях людей», — рассуждает эксперт.

При этом президент Фонда информационной демократии Илья Массух считает, что основными проблемами при создании единого регистра станут нестыковка и несовместимость баз данных из разных ведомств. В них могут храниться несовпадающие и неактуальные данные, сведения могут быть записаны по-разному (например, названия «Москва» и «гор. Москва» для автоматизированных систем считаются разными идентификаторами). Вместо того чтобы привести их к единым правилам хранения и использования, всю информацию предполагается объединить в крупный массив данных, объяснил Массух. «Не удивлюсь, если в результате стыковки данных в стране окажется не 144, а 288 млн россиян», — добавил он. Кроме того, возникает риск катастрофичности выхода из строя единой базы: если сейчас выход из строя базы отдельного банка или ведомства в масштабах государства не критичен, то технические неполадки с единым регистром могут вызвать более значимые проблемы.

Правительство предложило создать единую базу данных россиян, чтобы собирать еще больше налогов

Вячеслав Акишин / Moscow-Live.ru

Правительство предложило создать единую базу данных россиян, чтобы собирать еще больше налогов
В базе будут содержаться паспортные данные российских граждан, реквизиты записей актов гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС и ИНН, а также информация о семейном положении, родственных связях и

ВСЕ ФОТО

Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ. Документ опубликован во вторник на сайте нижней палаты парламента.

В базе будут содержаться паспортные данные российских граждан, реквизиты записей актов гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС и ИНН, а также информация о семейном положении, родственных связях и "иные сведения о физическом лице", передает "Интерфакс".

Предоставлять эти данные будут МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды.

В пояснительной записке сказано, что сейчас в России нет централизованного информационного ресурса, который позволил бы получить полные и достоверные сведения о физическом лице, столь необходимые, в частности, налоговым органам. По мысли правительства, создание единой базы обеспечит "переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов".

Напомним, в июне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил проработать создание единой базы данных для всех ведомств по примеру Федеральной налоговой службы. При этом глава правительства заверил, что собранная в ней информация не будет доступна всем чиновникам. "Только доступ, естественно, может быть разным, к разным данным - в зависимости от того, чем ведомство занимается", - заметил глава кабмина.

ФНС внедрила систему по уплате налогов даже из космоса

Осенью 2018 года глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин с гордостью рассказывал о том, как ведомство внедряет современные технологии для более качественной работы с податным населением.

По словам Мишустина, в современном мире важно дать людям возможность платить налоги удаленно, и эту задачу ФНС решила, запустив личный кабинет налогоплательщика. "Когда исчезают границы, когда появляется больше информационно-технологических инструментов, которые позволяют капиталу и труду перемещаться по всему миру, важно дать людям возможность удаленно платить налоги. Чтобы вы могли себя идентифицировать из любой точки мира. Мы очень гордимся, что у нас есть несколько важных технологических решений, например личный кабинет налогоплательщика. Когда мы вводили его в эксплуатацию, космонавт Павел Виноградов, находясь в космосе, смог примерно за 15 мин заплатить налог на землю через личный кабинет", - сказал Мишустин.

Также глава ФНС перечислил пять технологий, которые, по его мнению, изменят работу налоговой службы через несколько лет. В этот список он включил инновационные методы сбора, хранения и анализа больших данных, технологии, построенные на концепции интернета вещей, а также когнитивные системы, основанные на искусственном интеллекте.

"У нас в здании уже живет искусственный интеллект. Это робот, и зовут его Таксик. Он старается помогать в чате личного кабинета, пока его база знаний - примерно 300 000 вопросов. Искусственный интеллект используется и в онлайн-кассах для определения товарных позиций с помощью нейронных сетей, в АСК-НДС-2 (автоматизированная система контроля за уплатой НДС. - Прим. NEWSru.com) - для "умного" анализа потоков больших данных и выявления закономерностей, аномалий, проблемных мест", - отметил чиновник.

Помимо этого, Мишустин назвал перспективными технологию идентификации налогоплательщиков и блокчейн. По его словам, блокчейн прошел пик завышенных ожиданий, но еще не вышел на уровень продуктивности внедрения, и технологию пока рискованно применять для налогового администрирования, но присмотреться к ней стоит.

"С помощью технологий налоговая служба должна встроиться в повседневную жизнь людей и стать частью их нового цифрового мира. Чтобы люди понимали, сколько должны заплатить государству, потратив на это минимум времени и сил. Технологии позволяют создать сеть доверия - добровольного соблюдения налогового законодательства", - отметил Мишустин.

Примечательно, что власти активно наращивают усилия по увеличению налогового бремени и собираемости налогов на фоне все большего обнищания россиян. Все больше денег граждане отдают государству и кредиторам. За прошлый год объемы кредитных платежей россиян выросли на 29%, хотя в 2014 году они выросли только на 15,6%. Выплата налогов и сборов выросла на 10,1% - этот показатель оказался максимальным за 5 лет.

При этом россияне вынуждены тратить 81% доходов на текущее потребление. В I квартале этого года доля потребительских расходов оказалась самой высокой с 2014 года (87% против 90%). И это при том, что граждане жестко экономят даже на самом необходимом.

Позволить себе свободно тратить деньги могут только 17% россиян, тогда как почти половине российских семей (48,2%) денег хватает только на еду и одежду, но не на товары длительного потребления, включая смартфон, холодильник, стиральную машину и мебель. Чтобы свести концы с концами, российские семьи все больше расходуют сбережения и берут кредиты.

Фото: Вячеслав Акишин / Moscow-Live.ru

Фото: Вячеслав Акишин / Moscow-Live.ru

Правительство внесло в Госдуму законопроект о создании единого информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ. Документ опубликован во вторник на сайте нижней палаты парламента.

В базе будут содержаться паспортные данные российских граждан, реквизиты записей актов гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС и ИНН, а также информация о семейном положении, родственных связях и "иные сведения о физическом лице", передает "Интерфакс".

Предоставлять эти данные будут МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды.

В пояснительной записке сказано, что сейчас в России нет централизованного информационного ресурса, который позволил бы получить полные и достоверные сведения о физическом лице, столь необходимые, в частности, налоговым органам. По мысли правительства, создание единой базы обеспечит "переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов".

Напомним, в июне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил проработать создание единой базы данных для всех ведомств по примеру Федеральной налоговой службы. При этом глава правительства заверил, что собранная в ней информация не будет доступна всем чиновникам. "Только доступ, естественно, может быть разным, к разным данным - в зависимости от того, чем ведомство занимается", - заметил глава кабмина.

ФНС внедрила систему по уплате налогов даже из космоса

Осенью 2018 года глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин с гордостью рассказывал о том, как ведомство внедряет современные технологии для более качественной работы с податным населением.

По словам Мишустина, в современном мире важно дать людям возможность платить налоги удаленно, и эту задачу ФНС решила, запустив личный кабинет налогоплательщика. "Когда исчезают границы, когда появляется больше информационно-технологических инструментов, которые позволяют капиталу и труду перемещаться по всему миру, важно дать людям возможность удаленно платить налоги. Чтобы вы могли себя идентифицировать из любой точки мира. Мы очень гордимся, что у нас есть несколько важных технологических решений, например личный кабинет налогоплательщика. Когда мы вводили его в эксплуатацию, космонавт Павел Виноградов, находясь в космосе, смог примерно за 15 мин заплатить налог на землю через личный кабинет", - сказал Мишустин.

Также глава ФНС перечислил пять технологий, которые, по его мнению, изменят работу налоговой службы через несколько лет. В этот список он включил инновационные методы сбора, хранения и анализа больших данных, технологии, построенные на концепции интернета вещей, а также когнитивные системы, основанные на искусственном интеллекте.

"У нас в здании уже живет искусственный интеллект. Это робот, и зовут его Таксик. Он старается помогать в чате личного кабинета, пока его база знаний - примерно 300 000 вопросов. Искусственный интеллект используется и в онлайн-кассах для определения товарных позиций с помощью нейронных сетей, в АСК-НДС-2 (втоматизированная система контроля за уплатой НДС. - Прим. NEWSru.com) - для "умного" анализа потоков больших данных и выявления закономерностей, аномалий, проблемных мест", - отметил чиновник.

Помимо этого, Мишустин назвал перспективными технологию идентификации налогоплательщиков и блокчейн. По его словам, блокчейн прошел пик завышенных ожиданий, но еще не вышел на уровень продуктивности внедрения, и технологию пока рискованно применять для налогового администрирования, но присмотреться к ней стоит.

"С помощью технологий налоговая служба должна встроиться в повседневную жизнь людей и стать частью их нового цифрового мира. Чтобы люди понимали, сколько должны заплатить государству, потратив на это минимум времени и сил. Технологии позволяют создать сеть доверия - добровольного соблюдения налогового законодательства", - отметил Мишустин.

Примечательно, что власти активно наращивают усилия по увеличению налогового бремени и собираемости налогов на фоне все большего обнищания россиян. Все больше денег граждане отдают государству и кредиторам. За прошлый год объемы кредитных платежей россиян выросли на 29%, хотя в 2014 году они выросли только на 15,6%. Выплата налогов и сборов выросла на 10,1% - этот показатель оказался максимальным за 5 лет.

При этом россияне вынуждены тратить 81% доходов на текущее потребление. В I квартале этого года доля потребительских расходов оказалась самой высокой с 2014 года (87% против 90%). И это при том, что граждане жестко экономят даже на самом необходимом.

Позволить себе свободно тратить деньги могут только 17% россиян, тогда как почти половине российских семей (48,2%) денег хватает только на еду и одежду, но не на товары длительного потребления, включая смартфон, холодильник, стиральную машину и мебель. Чтобы свести концы с концами, российские семьи все больше расходуют сбережения и берут кредиты.

Недвижимость

Недвижимость дом

Российские налоговики запустили в конце прошлого года систему по администрированию имущественных налогов физических лиц, в которой создана централизованная федеральная база данных с информацией о 55 миллионах транспортных средств, 35 миллионах земельных участков, 70 миллионах объектов недвижимости. Об этом говорилось в четверг 25 февраля на заседании в Федеральной налоговой службе (ФНС), посвященном итогам работы налоговых органов в 2015 году и основным задачам на 2016 год.

На коллегии присутствовали глава ФНС Михаил Мишустин, первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр финансов Антон Силуанов, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, представителей ведомств и др.

В ФНС отмечают, что задачей налоговиков остается повышение эффективности администрирования, которого можно добиться за счет внедрения новых технологических решений и совершенствования аналитической работы.

Михаил Мишустин напомнил, что в начале 2015 года был внедрен первый функциональный блок АИС «Налог-3» (системы, построенной с использованием облачных технологий) – и сегодня регистрация по всей стране осуществляется централизованно онлайн.

Сообщается, что в конце прошлого года запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, ведению лицевых счетов и работы с задолженностью физических лиц. Создана централизованная федеральная база данных, в которой сконцентрирована информация о 55 миллионах транспортных средств, 35 миллионах земельных участков, 70 миллионах объектов недвижимости, а также 254 миллионов записей о фактах владения объектами собственности и более 180 миллионов лицевых счетов по имущественным налогам физических лиц.

«В этом году мы сможем сформировать единое налоговое уведомление для граждан по всем объектам на территории России – одно на всю страну», – заявил Михаил Мишустин. В настоящее время территориальные налоговые инспекции не могут предоставить налогоплательщику информацию о задолженностях за пределами района, который обслуживают.

На заседании в ФНС в четверг Мишустин сказал, что в 2016 году планируется поэтапное внедрение третьего функционального блока АИС «Налог-3» по администрированию юридических лиц и предпринимателей, который является самым объемным по количеству технологических процессов и превышает почти в три раза суммарное количество пользователей первого и второго блоков.

Также глава ФНС заявил об успешном завершении эксперимента по применению новой технологии контрольно-кассовой техники (ККТ) с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тысяч единиц ККТ, пробито 49 миллионов чеков на сумму 37 миллиардов рублей. В 2016 году планируется поэтапное внедрение системы в масштабах всей страны.

Мишустин сказал, что в апреле 2016 года начинает работать система контроля легальности происхождения товаров путем их маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении товаров от поставщика к потребителю . Система построена на использовании радиочастотных меток для прослеживания жизненного цикла товара и пока охватывает одну товарную позицию – изделия из натурального меха. В дальнейшем планируется распространить этот проект и на другие виды товаров.

По словам главы ФНС, внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК НДС-2 в перспективе позволит замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.

Налоговая служба также приступила к формированию единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет размещен на сайте ФНС России 1 августа 2016 года. “Создание реестра позволит снизить затраты предпринимателей и органов власти, связанные с подтверждением статуса малого и среднего предприятия, а также облегчит поиск потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий”, – сказал Мишустин.

В текущем году, по словам руководителя ФНС, предстоит формирование единого механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей. Служба работает по следующим ключевым направлениям:

  • интеграция информационных ресурсов ФНС России и ФТС России;
  • проработка вопроса о передаче администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе;
  • создание и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

Напомним, что создать единый реестр населения Российской Федерации и объединить функции администрирования страховых сборов поручил в январе президент РФ Владимир Путин, о чем писал Экспертный центр электронного государства. Президент обратил внимание на то, что «консолидация бюджетных ресурсов, оптимизация этой работы, особенно в современных условиях, когда нужно безусловно обеспечить доходную часть бюджета» была одним из положений его послания Федеральному собранию на 2016 год.

Читайте также: