Джон локк о налогах

Опубликовано: 09.05.2024

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

МЕНЕДЖЕМЕНТА И ПРАВА

Реферат по истории политических и

Тема: Учения Джон Локка

о государстве и праве

2. Государство по Джон Локку……. 6

4. Форма Государственной власти………………..10

Реставрация положила конец рассвету политической мысли и привела к

возрождению идей монархии и абсолютизма. Противники абсолютизма в тайне и

как правило, в эмиграции, приступили к сплочению своих рядов на новой

основе с учетом поражения революции и отказа от того что воспринималось

представителями буржуазии и нового дворянства как ее эксцессы. Складывалась

партия вигов. Напряженность между двумя лагерями постепенно нарастала.

Наиболее ярким выразителем антиабсолютических идей в 70-80-е годы

XVIIв. Стали О. Сидней и Джон. Локк. Джон. Локк последний крупнейший

политический мыслитель Англии XVII в. Подводит итог исканиям эпохи

революции в новых условиях, сложившихся после признания на престол

Вильгельма Оранского и утверждения конституционной монархии.

Джон. Локк (1632г.-1704г.) сын не богатого участника парламентской

армии, студент, а затем преподаватель Оксфорда, он в годы Реставрации как

бы вновь проделал путь пройденный многими авторами памфлетов в

предреволюционное время в начале гражданской войны – от защиты веры к

прямому участию в политике. Как отмечает новейший исследователь Р. Эткрэфт

на основе изучения ранних рукописей Дж. Локка в двух трактатах о

терпимости, написанных в 1661-1662г. и лекциях о естественном праве,

прочитанных в Оксфорде в 1663-1664г. их автор предстает в неожиданном

обличие сторонника режима Реставрации. Он признает неограниченную власть

должностных лиц над гражданами, отвергая теорию естественных прав,

выступает против терпимости по отношению к религиозным актам, не признает

верховенства парламента как воплощение законодательной власти, пребывающей

в обществе, и права народа на сопротивление правителям.

Первое свидетельство изменения взглядов Локка Эткрэфт видит в «Очерке

о веротерпимости» написанном в 1667г. Этому способствовали два

обстоятельства: преследование инакомыслящих властями, в оправдание которого

был написан трактат Сэмуэля Паркера «Рассуждение о церковном устройстве» и

сближение с лидером складывающейся партии вигов, противостоявшей

поддерживающим короля тори, графом Шефтсбери.

В это время Локк становится единомышленником, другом и советником

Шефтсбери, выступившим против попыток Карла II действовать без контроля

парламента, и оказывается в центре политической борьбы.

Основное политическое произведение Локка- «Два трактата о гражданском

правлении» было в значительной мере подготовлено в 1679-1681г. в момент

критического обострения отношений между короной и вигами по вопросу о

престолонаследии (виги настаивали на исключении из наследования брата

короля, католика, герцога Йорского, будущего Якова II.)

Поражение привело к гонениям на вигов. Шефтсбери и Локк оказываются в

Голландии. Там происходит их сближение с Вильгельмом Оранским и готовится

«Славная Революция», представляющая собой аристократический переворот,

результат сделки между верхушкой буржуазии и новым дворянством. «Славная

Революция» передала политическую власть в руки блока этих классов,

освободила их от опеки и произвола абсолютизма, но ничего ни сделала для

удовлетворения нужд средних слоев населения и эксплуатируемого народа. Локк

вернулся в Англию после воцарения Вильгельма Оранского. Виги достигли своих

политических целей и остаток дней Локк мог посвятить литературному труду.

«Два трактата о гражданском правлении» и главное философское произведение

Локка «Опыт о человеческом разуме» стали известными публике в 1690г и

воспринялись как обоснование новой политической системы.

Политические трактаты Локка преследуют двойную цель:

Опровержение традиционной Английской теории о всесилии королевской власти и

обоснование государственного устройства, отвечающего природе человека.

Критика сосредоточенна главным образом в первом трактате. Объектом ее

служит Фиммер. При этом Локк широко пользуется всем тем, что накопила

богатейшая английская литература XVII в. Отдавая дань традиции, Локк

нередко прибегает к теологической аргументации. Но в его мировоззрении

очевидно вытеснение религиозности рационализмом.

Локка считают родоначальником английского свободомысления XVIII в.

Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии

народа, т.е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу

всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над

подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и

господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников

абсолютизма. Политической властью, вытекающей из общественного договора,

Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов

силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей

между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и

общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей

средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости.

Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в

целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По

Джону Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном

состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”.

Господствует равенство,”при котором всякая власть и всякое право являются

взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии

отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между

людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных

законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует

обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав,

равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются

образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно

акцентирует момент согласия - “ Всякое мирное образование государства имело

в своей основе согласие народа”.

2. Государство по Джон Локку

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей,

соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и

создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и

наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей,

господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает

политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы

для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу

общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума,

люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем

передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от

всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у

Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и

равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти

неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия

государства, преступать которые ему заказано.

Цель этого объединения – общее благо.

Вопрос, считал ли сам Локк как и многие другие представители школы

естественного права общественный договор историческим фактом или просто

пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования

определенной политической платформы, остается открытым. Второе решение

остается более вероятным.

На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В

установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему

согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он

усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном

смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в

целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона

имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение,

соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если

такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться

законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и

долговременность действия. Свобода, по Локку – это не анархия, что

стремились внушить Филмер и другие сторонки абсолютизма, и гарантия от

произвола, она – основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу

человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него

нет больше средств их защитить.

Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы

конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “

управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным

народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда

способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все

знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не

может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона

проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и

расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от

произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и

Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из

них Локк считал :

право собственности – и любое посягательства на него (лишение части

собственности, повышения налогов ) рассматривалось как проявление

свобода мнений – по Локку, неотъемлемое право человека. Он

полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры,

по его мнению не безгранична, она лимитируется соображениями морали и

порядка. Признание свободы совести Локк не распространяет на атеистов,

магометан и католиков, он отставал в этом отношении от левеллеров.

Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий

государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым

деспотическим. Его важнейшие компоненты – принципы разделения власти и

законности. Что – бы не допускать концентрации власти в руках руководства,

которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и

создания законов и претворения их в жизнь. Локк предлагает не соединять

законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию

ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один

из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на последующую

политическую мысль и став одним из главных принципов буржуазной

Принципы законности заключаются в том что «ни для одного человека,

находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из

законов этого общества». Он предполагает также четкую законодательную

регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов.

Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа,

сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в

формальном смысле, т.е. как соблюдение законов, утвержденных в соответствии

с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов

Наконец, в качестве чрезвычайной меры контроля Локк называет разрыв

народом соглашения с правительством. Локк исходит из того, что, вверяя

высшую т.е. законодательную власть какому-то органу народ лишается

суверенитета « и поэтому все еще остается у народа верховная власть

отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит,

что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию». Отсюда

право народа на восстание для восстановления попранной правительством

свободы. При этом восстание не должно быть актом меньшинства. Признание

этого права не приведет по мнению Локка, к разрушению гражданского

общества, ибо народ в целом не склонен браться за оружие по пустякам, он

верит в здравый смысл суверенного народа и объявляет его единственным

судьей в вопросах о том, действует ли власть в соответствии с оказанным ей

4. Формы государственной власти

В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной

системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность

промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву

общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета,

возникающей по доверенности.

Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского

Локк отлично понимал, что нет таких идеальных государственных форм,

которые были бы раз и навсегда застрахованы от опасности вырождения в

тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление власти помимо

права”. Когда органы власти начинают действовать, игнорируя право и общее

согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда не

только дезорганизуется нормальное управление страной и становится

беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ. Ссылки

узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в

государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами

спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа,

выгодное единственно разбойникам и угнетателям.

В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом

деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность - “воззвать к

небесам”, применить силу против “ несправедливой и незаконной силы”. По

закону, “изначальному и превосходящему все людские законы” , народ

“обладает правом судить о том, судить о том, имеется ли у него достаточный

повод обратиться к небесам”. Суверенитет народа , по Локку, в конечном

счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее

суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает

положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то

вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы,

закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

Сменяемость форм в соответствии с волей общества признавалась

естественной. Локк не высказался вполне определенно, какую форму

государства следует считать наилучшей. Он назвал однажды демократию

совершенной формой правления, но не возражал и против наследственной

монархии при условии ограниченной власти короля, превращая его в символ

государства, движимого общей волей общества, объявленной в его законах. Это

напоминало систему, которую хотели установить виги в результате переворота

Локк опирался на труд своих предшественников и современников. Трудно

назвать какой-либо тезис Локка, который был бы оригинален. Особенно

бросается в глаза почти полное совпадение всех принципиальных положений

Локка с «Рассуждениями о Правительстве» Сунея, но Локк привел взгляды

высказанные до него, в стройную систему, создал целостносную политическую

теорию, и это сделало его классиком, через которого политики воспринимали и

сейчас продолжают воспринимать идеи, творцом которых он не был.

Его выдающееся место в истории политической мысли определяется и

соответствием его платформы тем сдвигам, которые произошли в Англии в конце

Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением

идеологии раннебуржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми

сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического

знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто

собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который

дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того,

чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-

правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух

крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и

1. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений

Москва, 1987 – 435 с.

1. Бахрушин С.В. Джон Локк - Английское свободомыслия

Наука, 1986. - 241 с.

2. Нерсесянцев К.С. История политических и правовых учений.

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Естественно-правовая теория по Джону Локку

автор : ученик 9 класса «Б»

Руководитель: Молев А.И.

Рассуждение Джона Локка о естественном праве………………………………………. ……………………………………………. 7

Данный реферат посвящен проблеме происхождения теории естественных прав человека. Объектом моего исследования выступают труды Дж. Локка, а именно «Второй трактат о правлении».

Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции. Еще Платон и Аристотель пытались выявить нравственные начала в праве, заложенные природой человека. Завершенную форму эта концепция получила в социально-философском учении Дж. Локка.

Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее нередко называют в научной литературе, теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из наиболее распространенных правовых доктрин. О вопросе естественного права и его теории философы и ученые спорят с самого момента его появления. Таким же, в значительной мере, этот вопрос остается и поныне. Временем расцвета естественного права и его теории в философской, научной и юридической литературе считаются XVII-XVIII века. Многие великие мыслители того времени занимались теорией естественного права: голландцы Гуго Гроций и Спиноза из Голландии, англичане Томас Гоббс и Джон Локк, французы Жан Жак Руссо и Поль Гольбах.

Целью моего реферата является анализ теории естественных прав человека, изложенной в сочинении Джона Локка «Второй трактат о правлении».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1. Дать общую характеристику эпохи, в которую жил и творил Дж. Локк, с тем, чтобы проследить путь его становления как философа и определить факторы, повлиявшие на его мировоззрение.

2. Выделить сущностные характеристики естественных прав человека, составляющие основу теории Дж. Локка.

3. Рассмотреть влияние творчества Дж. Локка на развитие европейского общественно-политического движения и мировой философской мысли.

В своем исследовании я опирался на работу английского мыслителя Джона Локка «Два трактата о правлении», а именно на «Второй трактат». Учебник, «Теория государства и права» М.Н. Марченко, я использовал для того, чтобы проследить появление и развитие естественно-правовой теории. Для изучения биографии Джона Локка, я использовал учебное пособие для вузов «Хрестоматия по истории филосфии».

Жизнь Джона Локка

Эпоха Просвещения – период европейской истории, находящийся между «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией (1789-1795). Основным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. являлось движение Просвещение. Оно включало в себя идеи прогресса, свободы, религиозной терпимости, развития научного знания. Просветители считали, что, совершенствуя общественные формы жизни, осмысленно изменяя их, возможно преобразовать к лучшему каждого человека. Если посмотреть с другой стороны, то человек, который обладает разумом, способен к нравственному совершенствованию, понимая, что образование и воспитание каждого человека улучшит общество. Так, в Просвещении главной идеей является воспитание человека. Джон Локк утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором пишутся нравственные и социальные «письмена», главное при этом руководствоваться разумом.

Джон Локк (John Locke, 1632–1704) - английский философ, иногда называемый первым философом эпохи Просвещения. Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества.

Джон Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне, в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его отец сражался в чине капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу – в то время, ведущее учебное заведение страны. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Локк закончил богословский факультет, но отказался принять сан, как этого требовал университетский устав для преподавателей, поэтому ему разрешили преподавать только греческий язык и риторику. Несколько позже ему было дозволенно чтение моральной философии. Локк поступил на медицинский факультет, но по окончанию курса в выдачи диплома ему было отказано. Точные причины отказа неизвестно, но скорее всего это было связано с образом атеиста, который закрепился за Локком после публикации его первых трудов. Отказ не остановил Локка, философ продолжал заниматься медициной. Вскоре он знакомится с известным физиком Робертом Бойлем и помогает ему в исследованиях. За успехи Локка избирают членом Лондонского королевского общества. Через некоторое время он начинает заниматься политикой. Связано это со знакомством с графом Шефтсбери, известным государственным деятелем, который предложил ему стать наставником его детей и личным секретарем. Локк становится его ближайшим советником и получает возможность влиять на процессы политики. Со временем Локк все больше углубляться в политику и благодаря своему таланту становится одним из деятелей партии средней и крупной буржуазии, стремившийся закрепить завоевания английской буржуазной революции, партии вигов. Благодаря поддержке, Локк становится видным государственным деятелем, но вскоре его успешно начатая политическая карьера прерывается. Кабинет Шефстбери пал, а самого графа арестовали. Локк бежит в Голландию, которая в те времена являлась прибежищем для иммигрантов. Волей случая Джон Локк знакомится с правителем Голландской республики Вильгельмом III Оранским, который видит его блестящий ум и политический опыт. После свержения Якова II Стюарта Вильгельмом III, имевшим неоспоримые права на английский престол. Локк возвращается в Англию, где, впоследствии своих политический действий, занимает пост комиссара по делам колоний и торговли, возглавляет комитет по денежной реформе. Одновременно он занимается научной деятельностью, пишет экономический, политические трактаты. В 1700 году из-за болезни оставляет свои посты и переселяется вне Лондона, в поместье лорда Мешэма, где обучает его внука. 28 октября 1704 г. Локк умер. После философа остался большой архив, наглядно свидетельствовавший о значительном кругозоре Локка: среди большого числа рукописей здесь были два черновых наброска «Опыта о человеческом разуме». Второй вариант «Опыта» был опубликован в 1931 г. английским историком философии В. Рэндом. В 1936 г. профессор Уэльского университета Р. Аарон издал текст первого варианта книги. Эти публикации позволили установить, насколько значительным было влияние на Локка идей гассендизма. В архиве философа, кроме того, было обнаружено сочинение «Несколько мыслей об употреблении разума при поисках истины», представляющее собой дополнение к «Опыту», дневники, разнообразные заметки и свыше 2500 писем. С 1747 г. архив Локка принадлежит Бодлеенской библиотеке университета Оксфорда.

В число трудов Джона Локка входят: «Два трактата о государственном правлении», «Опыт о человеческом разумении», «Опыт о веротерпимости», «Некоторые мысли о воспитании», «Элементы натуральной философии», а также множество документов, статей, записей и писем, в которых рассматриваются вопросы политики, экономики, религии, этики и воспитания. Джон Локк часто писал под псевдонимами. Он боялся, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, который был повешен во время правления Карла II, за статью, в которой рассматривалась теория общественного договора.

Джона Локка принято считать отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что одно из главных естественных прав людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, чтобы «удерживать всех людей от посягательств на права других и от нанесения ущерба друг другу»[1] . Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Итак, Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в европейской истории, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на жизнь европейских стран. Джон Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Его философские и социально-политические идеи оказали огромное влияние на развитие политической философии.

Вопрос 14. Частные теории налогов


2 К частным теориям налогов относятся: 5. Теория соотношения прямого и косвенного налого-обложения, согласно которой в разные времена суть построения налоговых систем основывалась только на прямом или косвенном налогообложении либо на соблюдении равновесия между прямыми и косвенными налогами; 6.

Теория единого налога, определяющая исключительно единый налог на определенный объект налогообложения; 7. Теория пропорционального и прогрессивного налогообложения, при которой налоговые ставки должны устанавливаться в едином проценте или увеличиваться по мере роста дохода налогоплательщика; 8. Теория переложения налогов, при которой распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена.

Теория соотношения прямого и косвенного обложений. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества.

В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении.

Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль).

Таким образом, согласно первой позиции, косвенные налоги являются вредными, так как они ухудшают положение народа».

Гловели экономических учений учебник

сосредоточение денег в руках богатых накопителей создаёт неопределённость в хозяйстве, мешая национальному балансу доходов и расходов, поскольку расходы вельмож подвержены капризам моды и прочим прихотям, и монета из рук богача может попасть в сундук.

Тогда как монеты, оказавшиеся в руках крестьян, ремесленников и мелких торговцев, сразу будут потрачены на привычный круг потребностей этих групп населения, способствуя равновесию взаимного спроса в денежном выражении всех групп населения на продукты и услуги. Принцип «laissezfaire». Называя себя «адвокатом сельского хозяйства», Буагильбер подчеркивал, что недополучение земледельцами доходов из-за препятствий, чинимых меркантилистским государством (низкие цены на зерно и высокие налоги), приводит к ущербу и для других (городских) групп населения, поскольку сокращение расходов земледельцев влечёт сокращение спросы на продукты и услуги ремесленников, врачей, актёров и т.д.

Поэтому повышение цен на зерно и частичное перераспределение доходов в пользу земледельцев восстановит равновесие между различными видами товаров, позволяющее каждому производителю получать выгоду от продажи своей продукции соразмерно издержкам производства.

Буагильбер первым в истории экономической мысли пришёл к выводу о взаимосвязи необходимых пропорций общественного производства с ценами рыночного равновесия.

Такое равновесие, по мнению Буагильбера, достигается, если на рынке господствует свободная конкуренция без монополий и государственного вмешательства;

Экономическая школа

Карен И. Вон (Karen I. Vaughn) Джон Локк (John Locke) Джон Локк (1632—1704), философ и автор Опыта о человеческом разумении, Двух трактатов о гражданском правлении и Письма о веротерпимости, получил образование в Вестминстерской школе и колледже Крайстчерч, Оксфорд, где получил степень бакалавра в 1656 г.


Осторожное участие Локка в политике вынудило его в 1680-х годах провести недолгое время в изгнании в Голландии, пока король Яков II не отрекся от престола и на британский трон не взошли Вильгельм III и Мария Оранские.

Локк был известен как философ и государственный служащий. Частью его вклада в общественную жизнь была организация Торговой палаты в 1695 г.

и последующая служба в качестве уполномоченного палаты вплоть до 1700 г.

Вклад Локка в экономическую мысль состоял из двух больших эссе и одного маленького памфлета.

Первое экономическое сочинение Локка — Некоторые соображения о последствиях снижения процентной ставки и увеличения стоимости денег — был также и наиболее важным. Хотя он работал над черновиками этого сочинения более двадцати лет, оно было опубликовано лишь в 1691 г.

— как попытка побудить парламент отвергнуть проект о снижении допустимого законом максимального уровня ставки процента с 6 до 4%.

Косвенные налоги: экономическое содержание и место в налоговых системах стран мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Налогообложение КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕСТО В НАЛОГОВЫХ СИСТЕМАХ СТРАН МИРА Н.В. ЯКОВЛЕВА, специалист ОАО «ЛУКОЙЛ» Развитие налоговых систем стран мира происходило под непосредственным влиянием таких факторов, как национальные особенности государственного устройства, особенности национального производства и потребления.

До настоящего времени доподлинно не известно, какие налоги — прямые или косвенные -возникли раньше.

По одной из версий, наиболее ранней формой налогообложения явились прямые налоги, взимавшиеся непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Так, например, первые упоминания о взимании на Руси дани — прямого налога (подати), собиравшегося с населения, относятся к эпохе князя Олега1. В Киевской Руси дань взималась по количеству печей и труб в домохозяйстве, по количеству пахотной земли и тд.

Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду — концу X в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам.

Также в источниках X в. встречаются упоминания о «медовой дани», «бражной пошлине» с солода, хмеля и меда — первой форме косвенного налогообложения алкогольных напитков2. Согласно другой версии косвенные налоги были известны уже в государствах Древнего мира. Например, в казну Древнего Рима эпохи народных трибунов Тиберия и Гая Гракхов (162 — 133 и 153 -121 гг.

до н.э.) поступали

Бесплатная юридическая консультация онлайн

Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан.


Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн. Где и как получить бесплатную юридическую консультацию?

предоставляется на всей территории Российской Федерации.

Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ.

Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства. Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней. Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут.

Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей. Консультации юристов можно получить следующими способами: воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 3 Локк ( Locke), Джон ( 1632 — 1704) — английский философ-дуалист, сенсуалист; экономист. Локк ( Locke), Джон ( 1632 — 1704) — английский философ-просветитель, политический мыслитель и экономист; разработал эмпирическую теорию познания п идейно-политическую доктрину либерализма.

Локк ( Locke), Джон ( 1632 — 1704) — английский философ-сенсуалист и экономист. Локк установил, что налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог — это прямой налог, остальные налоги — косвенные.

Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги.


Необходимость эта оказывается здесь результатом совместного проживания людей, а не естественной потребностью каждого индивида в отдельности. В этом смысле она — уже не чисто природная, а действительно специфически социальная необходимость,

Miassats.Ru

    Опись ДелаТеория переложения налоговДжон локк налогамВзгляды представителей различных налоговых теорий на проблемы налогообложенияДж.

Локк: предыстория экономического либерализма. Трудовая теория собственностиФилософия естественного праваТрудовая теория собственностиДЖОН ЛОКК (1632-1704) Опись Дела Теория переложения налогов Одна из основных проблем налогообложения нашла свое отражение в теории переложения налогов , исследование которой началось еще в XVII в. Теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения.

Это проблема до сих пор является одной из наименее разработанных в налогообложении, и это с учетом того, что ее практическое значение огромно. Суть теории переложения заключается в том, что распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные и распределительные процессы юридический плательщик налога способен переложить налоговое бремя на иное лицо – носителя налога, который и будет нести всю тяжесть налогообложения.

По словам американских экономистов Аткинсона и Стиглица: «Один из наиболее ценных выводов, сделанных в результате экономического анализа государственных финансов, состоит в том, что человек, на которого формально распространяется действие положения о налогообложении, и человек, платящий этот налог, — совсем не обязательно одно и то же лицо.

Косвенные налоги джон локк

> > В первом из этих сочинений Локк определяет государство как «общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ».

А гражданские блага — это жизнь, свобода, здоровье и владение такими вещами, как земли, деньги, утварь и т.д. В «Двух трактатах о правлении» Локк изложил трудовую теорию собственности, которая, по сути, «разворачивала» формулу У.


Отсюда — вклю­чение налогов на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые Смит считал переложимыми налогами в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, падающие на расходы. Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806—1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог — это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика; косвенный — это налог, который должен быть переложен налогоплательщи­ком на другое лицо.

Инфо Локк, ставший во главе Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления.

Дж. Локк: предыстория экономического либерализма.

Трудовая теория собственности

Локк: предыстория экономического либерализма.


Гроций утверждал, что основой общежития должно быть уважение к тому, что принадлежит отдельным лицам; с позиций естественного права в трактате «О свободном море» (1609) Г. Гроций отстаивал свободное пользование морскими путями против монопольных притязаний какой-либо отдельной страны.

Самым влиятельным из теоретиков естественного права стал английский философ Джон Локк (1632 — 1704). Онобосновал принципы главенства закона, противодействующего властному диктату отдельных лиц, и конституционных гарантий естественных прав граждан, свободных в своих действиях и согласных в отказе от властных полномочий в пользу правительства.

Верховенство закона обеспечивается разделением властей и призвано обеспечить защиту прав индивидов на жизнь, безопасность, собственность, результаты своего труда и веротерпимость.

Джон локк (1632-1704)

Джон Локк – английский политический мыслитель, философ, государственный деятель, непосредственный участник английской революции, представитель эмпиризма и либерализма, «интеллектуальный вождь XVIII в.», сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Родился в городе Рингтон на западе Англии в пуританской семье, которая не признавала власть в стране англиканской церкви и находилась в оппозиции абсолютной монархии Карла I.

С детства Локк испытывал влияние политических идеалов отца − провинциального адвоката, отстаивавшего суверенитет народа.

Во время обучения в Вестминстерской монастырской школе с 1646 г. был одним из лучших учеников.

В 1652 г. поступил в Оксфордский университет, где сблизился с энтузиастами научного направления, противостоявшего схоластической философии, господствовавшей в то время в английских университетах. В Оксфорде на него оказывали глубокое влияние учёный Джон Уилкинс со своей страстью к научным экспериментам, и Ричард Лоувэ, впервые применивший переливание крови и увлекший Локка медициной.

В университете появился интерес к философии Декарта и Гассенди благодаря знакомству с Робертом Бойлем (1627-1691), с которым Локк проводил естественнонаучные эксперименты. После получения в 1655 г. степени бакалавра искусств и в 1658 г.

степени магистра, преподавал студентам греческий язык и риторику. Год пробыл в Берлине (с 1664 г.) в качестве секретаря посла Вальтера Фена. По возвращении начал заниматься вопросом отношений церкви и государства, в частности проблемой веротерпимости и свободы совести.

Эволюция научной мысли о налогах

едствия повышения он видит в снижении объёма второстепенных видов частного потребления.

При этом он считает, что в той степени, в которой налоговая система является прогрессивной и повышение налогов ложиться больше на богатых, доводы в пользу снижения частного потребления по сравнению с общими намного убедительней. Цель финансовой политики Гелбрейт видит в объеме производства в планируемой системе, позволяющим привлечь на работу за приемлемую заработную плату имеющийся резерв квалифицированных рабочих с учетом тех, кто меняет работу или чья квалификация устарела.

А для рыночной системы критерием служит динамика цен. При условии правильной политики цены в рыночной системе будут стабильными, кроме тех случаев, когда рост цен является результатом улучшения конкурентных позиций, более высокой минимальной заработной платы и прочих мер, направленных на обеспечение большего равенства в отношениях с планируемой системой. Современное же определение налога мы находим в учебнике К.Р.

Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс»: «Налог принудительная выплата домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенная судом за незаконные действия» [8-c.390].

2. Частные теории налогов Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения.

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Джон Локк. Нет, не тот лысый чувак из «Lost», а философ-эмпирик 17-го века.


Джон Локк (1632 — 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма(направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему) и либерализма (философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человек). Способствовал распространению сенсуализма (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».) Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии (также гносеология, раздел философии, теория познания) и политической философии.

На него оказали влияние: Платон, аристотель, Фома Аквинский, Гоббс, Декарт

Оказал влияние на: Беркли, Юм, Кант, Шопенгауэр; письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо и американских революционеров (основателей США). Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Наиболее известные работы: «Опыт о человеческом разумении» (1690, писалась 20 лет), «Разумность христианства» (1695, по просьбе короля Локк пишет о разумности англиканской религии), «Два трактата о правлении» («Первый…» и «Второй трактат о правлении соответственно, 1689), «Некоторые мысли о воспитании» (1693)

Политическая философия

Английскому философу Джону Локку по праву принадлежит заслуга теоретического обоснования основ либеральной демократии. С одной стороны, его рассуждения разворачиваются в намеченном Гоббсом русле теории естественного права, но при этом он устанавливает тесную связь естественного права с индивидуальной свободой; с другой стороны, Локк разрабатывает конституционную технику либеральной демократии сообразно с требованиями индивидуализма и утверждает право на сопротивление угнетению и притеснениям со стороны власти.

«Два трактата о правлении»: первый – критика «Происхождения государства» Роберта Филмера, который делает акцент на Библию как реальный исторический источник = > отцовская власть Адама, и тогда королевская власть – власть отеческая , а не деспотическая // Локк возражает: он указывает на то, что если родительская власть является тем, что имеется в виду, то власть матери равна власти отца, к тому же подданные не есть дети, они граждане. Локк восстает против идеи, что существующие монархи –наследники Адама. Согласно Локку, принцип наследования власти не может приниматься как определяющий и единственно верный.

Второй - представления о правовом происхождении государства. Допущение о естественном законе, предшествовавшим человеческим правлениям. Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность. Человек «рождается с правом свободы своей личности, над которой ни один другой человек не имеет власти и свободно распоряжаться которой может только он сам». Люди несут в себе свет разума, позволяющего им осознать естественный закон, в соответствии с которым они и строят свое поведение.

Однако в отличие от Гоббса, для которого своеволие людей превращает естественное состояние в «войну всех против всех», Локк различает естественное состояние и состояние войны. По его мнению, закон природы, облеченный в форму разума, «учит всех людей, которые пожелают с ним считаться, что поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого».

В описании Гоббса естественное состояние предстает несколько аморфным и бесформенным, характеризуемым лишь полной анархией и враждебными отношениями. Естественное состояние у Локка более детализировано, исполнено смысла и красок жизни и напоминает описание жизни первобытного человека. Во-первых, несмотря на отсутствие гражданского общества в естественном состоянии существует семья и отцовская власть, отличаемая философом от власти политической. «Власть отца не идет дальше того, чтобы обеспечивать своим детям теми средствами, которые он считает наиболее подходящими, силу и телесное здоровье, мощь и чистоту их умов. для того чтобы они были в состоянии как можно больше приносить пользы себе и другим». В отличие от власти политической, отцовская власть распространяется только на время несовершеннолетия детей и может проявляться только в той степени, в какой это необходимо для руководства ими». В естественном состоянии также существуют отношения между хозяином и его слугами или рабами.

Во-вторых, и это принципиальный момент, в естественном состоянии возникает собственность. Именно в рамках теории естественного состояния Локк развивает свою широко известную трудовую теорию происхождения собственности. Первоначально Бог отдал мир «всем людям вместе», т.е. в коллективную собственность. Земля и все находящееся на ней были отданы людям «для поддержания их существования и их удобства». И земля, и все, что она естественным образом производит, и низшие животные первоначально принадлежали всему человечеству. Единственная собственность, которой обладал человек, - это «труд его тела и работа его рук». Прилагая свой труд, который принадлежит ему всецело и неотъемлемо, к предметам природы, человек делал эти предметы своими. И на это не требовалось ни согласия, ни предписания кого бы то ни было. Таким образом, именно «труд, который был моим и который был затрачен на то, чтобы извлечь их [предметы природы] из того состояния общего владения, в котором они находились, утвердил собственность на них». Именно труд «заключал в себе самом великую основу собственности».

В дальнейшем уже не плоды земли и не животные, а сама земля становится объектом присвоения. Обрабатывая какой-либо участок земли, собирая с него урожай, человек «как бы отгораживает его своим трудом от общего достояния». Мера же собственности естественным образом устанавливалась в соответствии с тем, как далеко простирались сфера труда человека и его удобства. Но люди обладают различными физическими способностями и «различной степенью прилежания», поэтому и их труд давал разные результаты. Люди стали получать излишки продуктов и предметов труда, которые использовались ими для обмена или накопления. С целью урегулирования этого процесса было введено употребление денег, «этой долговечной вещи, которая может оставаться у человека, не подвергаясь порче, и которую люди принимают по взаимному соглашению в обмен на действительно полезные, но недолговечные средства существования».

Таким образом, уже в естественном состоянии, как его представлял английский философ, налицо разветвленная сеть отношений, нуждающихся в поддержании и урегулировании. А поскольку каждый человек по природе своей обладает правом не только охранять свою жизнь и собственность, но также судить и наказывать за несоблюдение естественного закона, будучи одновременно и судьей, и исполнителем закона природы, то это создает существенные неудобства: «Сила без власти, обращенная против личности человека, создает состояние войны». Для того чтобы сохранить свою свободу и собственность, - ведь пользование собственностью в естественном состоянии «весьма небезопасно и весьма ненадежно», - люди вступают в соглашение, итог которого - гражданское или политическое сообщество. «Политическое общество, - пишет Локк, - налицо там, и только там, где каждый из его членов отказался от этой естественной власти и уступил ее, передав в руки общества во всех случаях, что не препятствует ему обращаться за защитой к закону, установленному этим обществом». Заключение общественного договора кладет конец частному суду каждого отдельного человека, создает общие правила и законы, которым все обязаны подчиняться, а также назначает людей, на которых возлагается бремя исполнения законов и отправления суда от имени всего общества.

У Гоббса, как мы помним, индивиды передают в руки правителя все свои права, и власть последнего абсолютна и неделима; собственно, от того, насколько полная и абсолютная власть сосредоточена в руках суверена, зависят благополучие и безопасность граждан. Локка не устраивает гоббсовский абсолютизм. По его мнению, политическая власть, устанавливаемая общественным договором, должна простираться только на то, что является общественно необходимым. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общественного блага; эта власть обязана охранять собственность каждого», не допуская тех неудобств, которые делали бы естественное состояние ненадежным и небезопасным.

Локк формулирует основные принципы ограничения власти государства, в чьих бы руках она ни была сосредоточена:

1) гражданское общество должно быть управляемо «посредством провозглашенных установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае"; более того, «должен существовать единый закон для богатого и бедного, для придворного временщика и для крестьянина за плугом";

2) конечная цель любого правления и любых законов - благо народа; -

3) гражданские законы не должны повышать налоги на собственность народа без согласия на то народа;

4) «законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому. кроме как тем, кому ее доверил народ»

Различие между установками Гоббса и Локка, быть может, на первый взгляд не очень существенное, на самом деле имеет огромное значение. Именно теоретическое положение Локка об ограничении государственной власти и сохранении за индивидом определенной доли его естественной свободы обозначило водораздел между двумя традициями в политической философии: с одной стороны, политический абсолютизм и даже тоталитаризм, при котором человек всецело принадлежит государству, полностью поглощающему его свободу и пронизывающему все его общественное существо; с другой - либерализм, политическая концепция которого подразумевает передачу человеком лишь частички его существования. Поэтому именно Джон Локк традиционно считается предтечей политического либерализма.

Еще одна заслуга Локка - теоретическое обоснование либеральных политических институтов, т.е. таких институтов, которые наилучшим образом способны обеспечить индивидуальную свободу. Первая и главная мера - разделение власти.

Локк различает три вида власти в государстве: законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная - это верховная власть в государстве; она имеет право «указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов». Но, как замечает мыслитель, человек по природе слаб и склонен цепляться за власть, поэтому создающий законы может также захотеть сосредоточить в своих руках еще и право на исполнение последних и тем самым противопоставить свои интересы интересам всего общества. Поэтому общество всецело заинтересовано в разделении законодательной и исполнительной власти. Но в обществе есть и еще один вид власти, которую Локк сравнивает с властью природной, поскольку она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до вступления в общество. Это федеративная власть. В отличие от исполнительной, включающей в себя «исполнение муниципальных законов общества внутри него самого по отношению ко всему, что является его частями», власть федеративная подразумевает «руководство безопасностью и интересами общества во вне, в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или ущерб». Право созывать или распускать законодательный орган принадлежит власти исполнительной, но это совершенно не означает ее верховенства и приоритета перед всеми прочими видами власти. А в том, что касается возможных конфликтов между ветвями власти, то при их разрешении следует руководствоваться критерием блага народа: salus poluli suprema lex (благополучие народа - высший закон), утверждает Локк, и тот, кто искренне следует этому правилу, не может впасть в какое-либо пагубное заблуждение.

Но в обществе существует и более глубокий и серьезный конфликт, нежели конфликт между ветвями власти, - речь идет о конфликте между гражданами и тираном. Тирания - это исполнение власти помимо права и в целях личной выгоды, когда действиями правителя руководит не закон, а честолюбие, месть, жадность или какая-либо другая недостойная страсть. Причем тирании подвержены не только монархии, но и вообще все виды правления. С тиранией можно встретиться и в межличностных отношениях: «Если человек на законном основании обладает огромной властью и богатствами, превосходящими то, чем располагают подавляющее большинство сынов Адама, то это далеко не извинение и тем более не повод для грабежа и угнетения, каковыми является причинение вреда другому без должных на то оснований». Причем, утверждает философ, преступать пределы власти для короля еще более позорно, чем для констебля.

Что же делать, если тирания правителя непереносима? Можно ли противится велениям государя? Ведь подобные действия могут расшатать государственные устои и привести к беспорядку и полной анархии? На эти вопросы Локк отвечает однозначно: «. силу следует применять лишь против несправедливой и незаконной силы»). Пассивное повиновение и покорство тирану не означают социального мира. «Кто будет утверждать, что замечательный мир существует между могущественным и ничтожным, когда ягненок без сопротивления допускает, чтобы всевластный волк перегрыз ему горло?» Народ, с которым дурно обращаются и чьи права все время нарушаются, будет всячески стремиться к избавлению от бремени. Но признание права народа на восстание против собственного правителя вовсе не означает превращения политической истории в череду бунтов и восстаний. Народ, считает мыслитель, достаточно мудр и прекрасно умеет ориентироваться в ситуации: он способен долгое время переносить ошибки и промахи государственной власти, но если он начинает осознавать, что «здесь имеется определенный умысел», то восстает и передает власть в руки более достойных. Таким образом, заключает Локк, «народ имеет право действовать в качестве верховной власти и самому продолжать являться законодательным органом; он имеет также право создать новую форму законодательной власти или, сохраняя старую форму, передать эту власть в новые руки в зависимости от того, что он сочтет лучшим».

Дайджест: соединение принципа индивидуализма и принципа свободы индивида, необходимость ограничения власти государства и провозглашение свободы индивида не только в естественном состоянии, но и в гражданском, политическом состоянии, идея разделения властей - один из принципов современной либеральной демократии.

Читайте также: