Доводы за увеличение налогов

Опубликовано: 07.05.2024

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


Какая шкала лучше — плоская или прогрессивная? Ответ россиянам может не понравиться.

Подумают: грабят

По данным некоторых СМИ, сразу после президентских выборов премьер Дмитрий Медведев провел совещание с членами правительства, на котором обсуждалась возможность повышения подоходного налога с 13% до 15% с введением некоего необлагаемого минимума.

Напомним, что существуют два способа взимать налог на доходы: пропорциональная система и прогрессивная. Первая подразумевает плоскую шкалу: все платят одинаковую долю от своего дохода. В России с 2001 года это 13% (в большинстве случаев). Прогрессивная система подразумевает, что богатые платят больше не только в абсолютном, но и в относительном выражении: чем больше доход, тем выше ставка налога. В 1990-х годах в России существовала прогрессивная шкала, но в 2000 году она была заменена на плоскую. Главной целью такой замены было повысить собираемость налогов и вывести бизнес из тени. Собираемость налогов и правда удалось сильно поднять, но последние годы на фоне неуклонно увеличивающегося разрыва в доходах между богатыми и бедными все чаще стали слышаться разговоры, что в России пора уже снова вводить прогрессивную шкалу. Чтобы богатые платили больше. Власть пока сопротивляется.

Только прошлой осенью Госдума отклонила в первом чтении четыре законопроекта о введении прогрессивной шкалы. В январе 2018 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что единая ставка в 13% пересматриваться не будет. Правы ли в Госдуме и правительстве, оказываясь от законного способа отъема денег у населения? Большинство экспертов склоняется к мнению, что время прогрессивной шкалы в России еще действительно не пришло.

«Введение прогрессивной шкалы возможно лишь в условиях устойчивого экономического роста и ярко выраженных признаков развитой экономики, а именно: стабильности внутреннего спроса, при стабильном курсе валюты и развитом финансовом рынке, а также развитом промышленном комплексе, — говорит руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович. — Пока Россия остается развивающейся страной, в отношении которой сохраняются достаточно высокие как экономические, так и политические риски, прогрессивная шкала налогообложения будет означать социальную напряженность и массовый уход бизнеса в тень».

Не готово к переходу на прогрессивную шкалу и само население: длительный советский период, когда люди поколениями не соприкасались с государством в части налогообложения их доходов, еще не забыт. А воспитание в гражданах ответственных налогоплательщиков еще не завершено, полагает адвокат практики налогового консалтинга «ФБК Право» Дмитрий Парамонов.

Каковы же главные аргументы «за» и «против» прогрессивной шкалы в современной России? Все аргументы «против» строятся на том, что введение прогрессивной шкалы означает увеличение налоговой нагрузки. А наш народ, особенно на фоне падения реальных доходов четыре года подряд, к такому повороту не готов.

На самом деле не 13%

«Простое увеличение налоговой нагрузки в связи с введением прогрессивной шкалы будет выглядеть как совершенно неприкрытый грабеж на ровном месте», — считает Дмитрий Парамонов. «Каким бы ни был этот закон и какой бы ни была шкала, восприниматься экономически активным населением они будут негативно, так как Россия — страна с традиционно достаточно низкой собираемостью налогов, — говорит Евгения Абрамович. — Скажем, в прошлом году, по данным Счетной палаты, российские предприятия недоплатили почти триллион рублей». По ее словам, дело не в национальном менталитете или несовершенстве системы сбора налогов, а в том, что налоги в России, в отличие от многих развитых стран, вовсе не гарантируют гражданам соблюдения их прав.

Но есть один момент, который часто оказывается в тени дебатов о налоговой шкале. Главным аргументом сторонников увеличения налогов (будь то введение прогрессивной шкалы или просто повышение ставки при сохранении плоской) является то, что нынешняя ставка в 13% — одна из самых низких в мире. Дескать, россияне и так слишком избалованны. Но это не совсем так.

Во-первых, шкала у нас хотя и плоская, но разнообразная: не все виды доходов облагаются по ставке в 13%. Эта ставка относится к заработной плате, полученным дивидендам и к доходу от сдачи недвижимости в аренду. А, например, выигрыш в лотерее облагается налогом в 35% (если его сумма или стоимость превышает 4 000 рублей). Под такую же ставку попадает доход, полученный от слишком высоких ставок по депозитам в банке или от слишком низких ставок при кредитовании. Есть еще отдельные ставки для нерезидентов, работающих в России. Но даже эти 13%, которыми ограничивается уплата подоходного налога для подавляющего числа россиян, всего лишь надводная часть айсберга.

«Дело в том, что косвенный налог на доходы в России — один из самых высоких в мире, он составляет почти 50% (платит его работодатель), — поясняет Абрамович. — Если ввести еще и прогрессивную шкалу, в некоторых случаях он может достичь и 65%, то есть уровня налогов для людей с доходом свыше 50 тысяч евро в месяц в Швеции. В ЕС в настоящий момент это самый высокий коэффициент налогообложения для частных лиц».

Поэтому если уж и браться за подоходный налог, то необходимо задуматься о комплексном реформировании налоговой системы в части, касающейся налогообложения граждан. «Необходимо дать гражданам более широкие возможности для налоговых вычетов, чтобы увеличение налогового бремени было хоть в какой-то степени скомпенсировано возможностью его легального уменьшения, — уверен Дмитрий Парамонов из ФБК. — В настоящее время возможности у граждан в части вычетов крайне ограниченны».

«Единственный аргумент в пользу прогрессивной шкалы заключается в том, что основная масса людей, получающих сверхвысокие доходы в виде зарплаты, являются государственными чиновниками или топ-менеджерами предприятий с государственным участием, — рассказывает Евгения Абрамович. — Такого рода законопроект мог бы создать некоторую иллюзию экономической заботы государства о населении и стать достаточно существенным экономическим импульсом для роста деловой активности».

То есть, по сути, мы говорим о том, что основа таких предложений — популистская.

Плоский вместо прогрессивного

А в это время в Италии популистские партии продвигают противоположную идею — ввести в стране плоскую шкалу налогов. Сейчас итальянцы платят подоходный налог в размере от 23% до 43%. Накануне недавних парламентских выборов «Лига Севера» обещала ввести плоскую шкалу в 20%, а «Вперед, Италия!» — 23%. «Согласно самым консервативным расчетам, предложение „Лиги Севера“ позволило бы собирать налогов на сумму 94 миллиарда евро в год, что на 58 миллиардов евро меньше нынешнего уровня, — рассказал ИА „Банки.ру“ экономист, глава департамента Национальной комиссии Италии по компаниям и бирже (регулятор финансовых рынков) Энеа Франца. — Иными словами, предложение „Лиги“ стоило бы Италии 58 миллиардов евро».

Какой должна быть ставка, чтобы бюджет не пострадал? По мнению Францы, бюджет будет сбалансирован при плоской ставке в 35%. «Я считаю, что рассматривать переход к плоской шкале имеет смысл только начиная с уровня в 35%», — говорит экономист.

Но, скорее всего, вести такие разговоры в целом бессмысленно. Франца обращает внимание на то, что прогрессивный принцип налогообложения прописан в самой Конституции Италии — в статье 53. Изменение Конституции — задача нелегкая. Насколько она была бы оправданна?

«В условиях вялого роста и общеевропейской проблемы низкой инфляции, а также нарастающего кризиса финансового сектора страны временное введение плоской шкалы вполне оправданно, — считает Евгения Абрамович. — С одной стороны, это поможет уравнять шансы северян и южан, с другой — избавит государство от части социальных обязательств, которые оно, в силу вялого экономического роста, не может выполнять в полной мере».

С этой позицией не согласен Дмитрий Парамонов. «Сторонниками введения плоской шкалы руководит желание установить видимое равенство, но на самом деле плоская шкала только увеличивает разрыв между богатыми и бедными, — полагает эксперт. — Выиграют от этого только богатые. Не налоги увеличивают благосостояние, а доходы, получаемые гражданином и государством в целом».

Плоская шкала как диагноз

Существует ли некий общий принцип, по которому то или иное государство выбирает систему налогообложения доходов частных лиц? Да. И ответ на этот вопрос не комплиментарен для России.

Посмотрите на список стран, в которых применяется плоская шкала. Находите нечто общее между ними?

Список некоторых стран с плоской шкалой подоходного налога

За 2019-2020 годы правительство стрясет с мелких предпринимателей дополнительные 7,4%

Неприятной новостью для предпринимателей стали недавние заявления Минэкономразвития — в 2020 году на 4,9% повысится единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вырастет торговый сбор и вдобавок подорожает заменяющий налоги патент. В нынешнем году рост этих же налогов уже составил 2,5%. Для ЕНВД это грядет самое значительное повышение с 2015 года, когда налог подняли сразу на 7,5%. Примечательно, что с 2021 года Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД на территории России, поскольку крупный бизнес уходит от налогообложения, прячась под личиной мелкого. Однако малое предпринимательство на это время станет для правительства «дойной коровой» — раз уж налог скоро отменять, то почему бы не стрясти с бизнесменов побольше денег?

В самом Минэкономразвития утверждают, что предлагали заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, однако с ними не согласилось Министерство финансов. По данным ведомства, ЕНВД в России применяют около 280 тысяч организаций и 1,8 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Исходя из важности темы, фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об изменении порядка вступления в силу новых актов налогового законодательства. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс (НК) должны повысить предсказуемость изменений законодательства о налогах. Эсеры считают, что необходимо установить запрет на введение новых сборов в период с 1 сентября по 31 декабря, чтобы у налогоплательщиков не возникла ситуация, при которой им приходилось бы в течение последнего месяца года приспосабливаться к новым правилам.


Михаил Емельянов
Михаил Емельянов

«Мы считаем, что у нас осталось не так много точек роста при такой экономической политике, которую проводит правительство. Экономический рост должен быть, и он насущно необходим! Малый бизнес как раз и может быть той точкой роста при адекватном к нему отношении. Правительство же ведет себя неадекватно. Очередное повышение налогов удушает малый бизнес, поэтому мы и хотим ввести мораторий», — прокомментировал инициативу первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов.

Ранее с резкой критикой новой инициативы Минэка выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Я бы давно уже освободил от налогов малый и средний бизнес и сделал бы все для того, чтобы обложить крупными налогами миллионеров и миллиардеров», — высказался он на пресс-конференции по федеральному бюджету 8 октября и вновь призвал ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Однако пока малый бизнес от налогов не освобожден, имеем то, что имеем. Одной рукой государство декларирует всяческую поддержку начинающим и мелким предпринимателям, а другой — повышает им налоги и вводит косвенные сборы. Так или иначе любое повышение нагрузки на бизнес, а в данном случае — повышение так называемой вмененки (ЕНВД), в конечном итоге отразится на потребителе, и сейчас объясним почему.

Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Dailystorm - Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Что такое ЕНВД, патентная система налогообложения и торговый сбор

Единый налог на вмененный доход оплачивается предпринимателями с потенциально возможного дохода. В зависимости от региона, его ставка составляет от 7% до 15%. Перечень предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, достаточно широк. Ежедневно услугами такого бизнеса пользуются миллионы россиян:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • ремонт, техническое обслуживание и автомойка;
  • автопарковка и автостоянка (за исключением штрафстоянки);
  • автоперевозка пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • общественное питание с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
  • гостиницы общей площадью не более 500 квадратных метров и другое.

Почти с тем же самым мы имеем дело, когда говорим и о патентной системе налогообложения. Ее выбирают предприниматели, которые имеют не более 15 наемных рабочих и снова в тех же сферах: услуги ремонта, ателье, парикмахерские, сдача недвижимости в аренду и прочее.

Торговый сбор пока что введен только в Москве, но его имеют право ввести еще два города федерального значения — Санкт-Петербург и Севастополь. Им облагаются организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговлей в магазинах, киосках, палатках, на рынках и на складах, после приобретения клиентом товара в интернет-магазине.

Проще говоря, автомобилистам придется теперь платить больше за шиномонтаж или на автомойке, нуждающимся в стрижке — раскошелиться еще на 5%, дороже станет отремонтировать телефон или другие бытовые приборы, подорожают услуги лечения домашних питомцев, такси, общепит, ну и, естественно, вырастут цены на продукты в небольших ларьках.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

«Мы вынуждены поднимать цены для населения»

Как объяснил Daily Storm один из владельцев малого предприятия в сфере услуг, теперь, чтобы платить меньше налогов, придется сокращать площадь занимаемого помещения, от которого и зависит сумма ЕНВД.

«Но если я сокращу площадь занимаемого помещения, то я целенаправленно сокращу и обороты своего бизнеса. Мне придется сократить свои основные фонды, оборудование, поскольку мне же его надо где-то содержать, а соответственно — уменьшаю количество своих клиентов. Вот и вся математика!» — жалуется он.

Собеседник отмечает, что растущая налоговая нагрузка сказывается негативно не только на самом бизнесе, но и на потребителе.

«Подняли ставку НДС в прошлом году — что произошло? Подорожали грузоперевозки. Почему? Потому что бензин стоит денег и в него тоже входит НДС. Если подорожала логистика, значит, подорожает и стоимость товаров, которые перевозятся по всей стране. Я должен был заплатить этот процент за логистику, значит, чтобы компенсировать затраты, я накидываю этот процент на выходную стоимость. Конечно, повышение цен в цепочке ложится на потребителя, который выплачивает мои издержки по всей цепочке», — объясняет предприниматель, как цены напрямую зависят от решений правительства.

Одна из главных проблем российского бизнеса заключается в том, что даже те поблажки, которые дает государство, на деле превращаются в хождение по мукам. Вот, к примеру, есть такая полезная вещь для новоиспеченных предпринимателей, как налоговые каникулы — возможность не платить налоги два года после регистрации бизнеса. Однако оказывается, что право на налоговые каникулы нужно доказать.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Ты должен грызть контролирующие органы, чтобы они вспомнили, что есть вообще есть такая вещь, — рассказал о своем опыте наш собеседник. — Налоговики дерут нас за все. Не сдал отчетность? Не заплатил налоги вовремя? Получи штрафы, получи пени. Ничего не платишь? Не из чего пока платить, поскольку нужно закупить все необходимое для работы, платить зарплаты и за аренду помещения? И тут на тебя подают в суд, накладывают арест на банковский счет. Неважно, есть ли у тебя налоговые каникулы или нет — пойди докажи для начала, что имеешь на них право».

Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Dailystorm - Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Нужно понимать, что рекордное с 2015 года повышение коэффициента-дефлятора, а вслед за ним и рост ЕНВД, стоимости патента и торгового сбора на 7,4% в 2020 году повлечет для россиян лишь новые издержки. В условиях стагнирующей экономики, которая за восемь месяцев 2019 года показала рост ВВП на 1,1%, в условиях сжатия платежеспособного спроса и падения уровня жизни, повышение налоговой нагрузки на предпринимателей нанесет удар в первую очередь по жителям регионов, где и так экономят каждую копейку.

Член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России», экономист и финансовый аналитик Владислав Жуковский в разговоре с Daily Storm назвал лукавством заявления властей, согласно которым население не заметит повышения налогов для предпринимателей.


Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский
Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский

«Все это абсолютная ложь, о чем бы ни говорили. Всегда все издержки производителя товаров и услуг оплачивает конечный потребитель. Все это раскручивает маховик инфляции и провоцирует рост цен, что, естественно, негативно сказывается на платежеспособности населения», — говорит Жуковский.

Экономист отметил, что все издержки без исключения не получится возложить на плечи россиян, а это значит, рост налогов приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса по всей России, особенно вне крупных городов.

«У них оборот в основном несколько сотен тысяч рублей в год, в лучшем случае — несколько миллионов. Денег на финансирование оборотного капитала не будет, на капитальные вложения точно не останется. Сюда же присовокупим возросшую в прошлом году с 18% до 20% ставку НДС. Большинство микропредприятий закупают товары у юридических лиц, оплачивая в цене товара этот самый НДС. Сюда же добавляем кадастровую оценку недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, газ, отопление и многое другое. После чего получаем, что власти делают все возможное, чтобы в России просто не было малого бизнеса», — объясняет он.

Единственный положительный эффект от повышения налогов — пополнение федерального бюджета. Однако в данном случае не совсем понятно — зачем? Повышение налоговой нагрузки для малого бизнеса на несколько процентов не принесет в казну существенных денег — в лучшем случае несколько десятков миллиардов рублей. Для государства это не так много, но для каждого владельца малого бизнеса это существенные затраты. Что уж говорить про россиян, к которым снова залезают в и так уже прохудившийся карман.

Напомним, в начале октября Федеральное казначейство сообщило, что консолидированный бюджет январе-августе 2019 года исполнен с профицитом почти четыре триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили около 25,7 триллиона рублей, расходы — примерно 21,7 триллиона.

Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Dailystorm - Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Я с целью получение информации об одобрении или неодобрении моих инициатив по введению в России прогрессивного налогообложения задал всем полуфиналистам конкурса «ЛидерыРоссииПолитика» через их личные кабинеты следующий вопрос:

Как вы относитесь к идее внедрить в России прогрессивное налогообложение (ставка налога возрастает по мере роста дохода)?

Всего задал вопрос: 543 чел. (всем участникам конкурса «ЛидерыРоссияПолитика» прошедшим в полуфинал).

Ответили: 268 чел. Или 49,4 процентов.

ЗА-184 чел. Или 68,7 % от всех ответивших;

Против – 49 чел. или 18,3%;

Не смогли однозначно высказаться – 35 чел. Или 13%.

В данном блоге хочу подробно на тех опасениях, которые высказали участники опроса по поводу введения прогрессивной системы налогообложения в РФ.

Попробую развеять данные заблуждения в данном блоге:

1) В случае введения прогрессивных налогов, налогоплательщики уйдут «в тень» и повысится доля теневой экономики (ранее уже была прогрессивная ставка, но именно с целью вывода доходов «из тени» в 2001г. ввели единую ставку 13%).

Во – первых, сразу надо оговориться, что прогрессивное налогообложение – это не только прогрессивные ставки НДФЛ. Считаю необходимым в корне перенастроить налоговую систему РФ и сделать большинство прямых налогов прогрессивными с одновременной отменой (или значительным снижением) части налогов.

Во – вторых, уровень цифровизации экономики и налоговых органов явно не сопоставим с тем, что было в 90 - е годы, поэтому сейчас существуют инструменты, которые могут позволить «обелить экономику» (при наличие политической воли), даже при ведении прогрессивных налогов.

В - третьих, ошибочно считать, что причиной «обеления экономики России» стало введения пропорциональной ставки НДФЛ. Одновременно с введением плоской шкалы налогообложения был осуществлен ряд других фискальных мер, которые в решающей степени способствовали существенному приросту поступлений НДФЛ. В частности, с 2001 г. была прекращена практика освобождения от уплаты НДФЛ ряда категорий личного состава силовых структур, вследствие чего число плательщиков данного налога единовременно увеличилось более чем на 700 тыс. человек. Одновременно, начиная с 2001 г., была введена регрессивная шкала ставок единого социального налога, что, безусловно, способствовало выводу из тени определенной части «конвертной» заработной платы. Кроме того, позитивное влияние на рост налоговой базы по НДФЛ оказало существенное, с 35 до 24% снижение ставки налога на прибыль организаций. Росту заработной платы в экономике и соответственно поступлению подоходного налога в этот период способствовал также экономический рост, вызванный резким повышением мировых цен на энергоресурсы. Как только действие этих особых факторов прекратилось, темпы роста доходов по НДФЛ снизились, и прирост поступлений данного налога стал ниже по сравнению с приростом доходов по отдельным налогам.

В-четвертых, даже несмотря на плоскую шкалу НДФЛ, сейчас в экономике большая доля теневых доходов, следовательно введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц никак не повлияла на сокрытие доходов физических лиц от налогообложения и не смогла разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты. Довод о том, что пропорциональное налогообложение - «панацея» от недобросовестных налогоплательщиков, ошибочен.

В - пятых, разговоры о неприемлемости для нашей страны прекрасно работающей во всем мире прогрессивной шкалы обложения налогов – заблуждение: богатых людей в России немного, и поэтому их легко контролировать (при наличии политической воли).

2) Прогрессивные налоги труднее администрировать и, следовательно, возрастут издержки.

Во - первых, уровень цифровизация экономики и налоговых органов сегодня позволяет администрировать любые сложные налоги. В настоящее время, когда ФНС России активно наращивает свои информационно-вычислительные возможности, запуская все новые технологичные проекты, контроль и обработка совокупного годового дохода и совокупной стоимости активов не потребуют больших затрат и многочисленного персонала.

Во – вторых, необходимо перестроить систему налогового администрирования в стране: большая часть сил налоговых органов должна быть направлена исключительно на крупные активы и доходы (работа по принципу Парето 20/80). Не нужно тратить силы тысяч инспекторов на администрировании «копеечных налогов» с охватом всего населения, а достаточно сосредоточить максимум усилий на ограниченном количестве налогоплательщиков, где «есть деньги и риски занижения налогов». Соответственно, расходы на администрирование могут даже уменьшиться.

В – третьих, для большинства населения, имеющего один источник дохода, необходимость подачи налоговых деклараций, даже в случае введения прогрессивного налогообложения, не возникнет. Для остальных налогоплательщиков их составление не будет представлять больших трудностей. Более того, введение в практику налогообложения налоговых деклараций имеет и позитивные моменты. В первую очередь оно будет способствовать повышению налоговой культуры населения. Так, многие граждане начнут понимать сколько прямых налогов уплачиваются ими государству ежегодно и что у них есть моральное право что-то требовать за это у государства. Это будет дисциплинировать и ускорит формирование в нашей стране гражданского общества. В условиях же удержания налога налоговыми агентами, абсолютное большинство населения не задумывается над этим, часто даже не зная размера уплаченного налога.

3) Российская экономика еще не готова, в случае введения прогрессивного налогообложения поступления в бюджеты всех уровней снизятся.

Ошибочная позиция. Для успешного внедрения прогрессивного налогообложения в России нужен комплексный подход.

Во - первых, надо не только вести прогрессивные ставки, но и в корне перенастроить налоговую, судебную и политическую систему страны. В этом случае, поступления в бюджет должны увеличиться.

Во - вторых, одновременно с ведением прогрессивных налогов необходимо отменить (или значительно снизить) часть налогов на малый и средний бизнес, и на те отрасли экономики, которые нужно развивать;

В-третьих, при нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода, а малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Следовательно, снижение налоговой нагрузки на бедных и средний класс одновременно увеличит потребление товаров (услуг, работ), а следовательно поступления НДС в бюджет и налогов на прибыль (налог на прибыль, УСН).

4) Введение прогрессивного налогообложения снизит конкурентоспособность российской экономики и будет способствовать оттоку капитала и лучших специалистов за рубеж.

Прежде всего, давайте ответим на следующий вопрос: «Хотим ли мы рыночную экономику, как сырьевой придаток мирового рынка с высоким уровнем неравенства в обществе, или мы хотим построить действительно эффективное социальное государство, как закреплено в Конституции?»

Наша экономика, несмотря на пропорциональные налоги, и так сейчас не конкурентоспособна. Основная часть иностранных инвестиций, поступающих в РФ, – это либо спекулятивные инвестиции (от которых только вред экономики), либо инвестиции, сформированные в России, но структурированные через иностранные юрисдикции и направленные назад в РФ уже под видом «иностранных». Востребованные за рубежом специалисты и так уезжают из страны, а «элита» старается иметь «двойное гражданство» и отправляет детей на ПМЖ в западные страны (уточнение: в которых везде присутствует прогрессивное налогообложение с высокими предельными ставками).

Поэтому одновременно с ведением прогрессивного налогообложение, необходимо проведение реформ, направленных на повышение институциональной привлекательности Российской юрисдикции путем развития эффективной судебной и политической системы, а также преобразованию страны в социальное государство (де-факто). Также предлагаю введение налога на операции с иностранной валютой (налог Тобина), дальнейшее совершенствование инструментов и увеличение налоговой нагрузки на «вывоз капитала» из страны. Поскольку большая часть нашей экономики это рентоорентированные предприятия, то уйти из России и вывести производство «за рубеж» просто «невозможно». Более того, с учетом введённых в отношении России санкций, мы точно не рискуем потерять «потенциальные западные» прямые инвестиции.

Нам важно не повторить ошибки либеральных реформаторов 90 - х, которые думали, что массовая приватизация и полная либерализация экономики России будет способствовать росту «инклюзивных политических институтов», развитию экономики и защите права собственности в России по западному типу. Между тем, «легкость» перемещения капитала породило только бегство «нового капитала» в уже сформированные эффективные юрисдикции с хорошей защитой права собственности (например, Великобританию), а не запросу на формирование действительно «эффективной политической и экономической системы в России».

5) Прогрессивная система налогообложения несправедлива: богатые даже при пропорциональной системе в абсолютных цифрах платят больше.

При применении пропорциональной шкалы с большей суммы дохода уплачивается большая сумма налога. На этом основании некоторыми юристами делается вывод, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, поскольку при применении последней сумма уплаченного налога еще более увеличится, что, по мнению сторонников пропорциональности, вряд ли можно назвать справедливым.

Первоочередно хотелось бы обратить внимание на следующее:

1) пропорциональные, а не прогрессивные ставки налогов, нарушают принципы, установленные еще Адамом Смитом — равномерное установление налогов между гражданами соразмерно их доходам. Дело в том, что с ростом доходов уменьшается необходимость затрат, а следовательно, возрастает доля дискреционного дохода, то есть дохода, который не обременен расходами. И не сложно заметить, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя чем более состоятельный, поскольку доля его свободного дохода меньше, а доля налога выплачиваемого за счет этого свободного налога выше. При нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода. А малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление;

2) богатыми люди становятся исключительно в силу того, что они живут в обществе, а не одиночками на необитаемом острове. Богатство – производное общественной экономики. Поэтому каждый должен отдать обществу пропорционально тому, сколько получает от него. Все справедливо: богатые больше получают от капиталистической системы, поэтому должны больше отдавать;

3) справедливой может считаться только такая налоговая система, при которой после уплаты налогов достигается сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков, пропорциональная ставка налогов эту задачу выполнить не в состоянии. Установление прогрессивной шкалы сократило бы разрыв между бедными и богатыми. А сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми, что в свою очередь будет повышать социальную нестабильность в обществе;

4) наиболее обеспеченная часть населения в более значительной степени, чем остальные жители страны, заинтересована в сохранении социальной и политической стабильности в обществе, укреплении органов правопорядка, поддержке государством предпринимательской деятельности. Обеспеченный материально налогоплательщик, как правило, обладает большей собственностью, чем менее обеспеченный. Поэтому он в большей степени нуждается в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности имущества и поэтому должен вносить в пользу государства и большую долю своих доходов, что может быть достигнуто только при введении прогрессивного налогообложения;

5) посредством обложения прогрессивными индивидуальным подоходным и имущественными налогами обеспечивается более справедливое совокупное налогообложение населения. Так, за счет оставшихся после уплаты индивидуального подоходного налога и имущественных налогов средств каждый человек, и богатый, и бедный, для поддержания жизни должен приобретать необходимые потребительские товары и услуги, уплачивая косвенные налоги (НДС, акцизы), которые заложены в цену товара или услуги в виде надбавки к ней, и покупатель, формально не являясь налогоплательщиком, уплачивает их фактически. По данным налогам установлены пропорциональные ставки обложения. Для «богатых» граждан они фактически являются регрессивными, поскольку доля данных налогов в сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода. Благодаря этому происходит достаточно большое сглаживание прогрессий в индивидуальном подоходном налоге и имущественных налогах, поскольку сумма уплачиваемых косвенных налогов практически во всех развитых странах или равна, или превосходит сумму индивидуального подоходного налога и имущественных налогов.

6) Прогрессивное налогообложение уничтожит мотивацию к предпринимательству и стремление зарабатывать больше.

Во всех экономически развитых странах введена прогрессивная шкала: выше доход, больше имеешь богатства — выше налоги. И как мы видим в этих странах число предпринимателей больше, а предпринимательский дух там намного более развит, чем в тех странах, где действует пропорциональные налоговые ставки. Но согласен, что при установлении прогрессивной шкалы ставок в российской налоговой системе весьма важно продумать и экономически обосновать ставки налогов применительно к налоговоым базам. В противном случае все преимущества прогрессивной шкалы налогообложения могут превратиться в ее недостатки.

Предлагаю введения той прогрессивной шкалы налогообложения, чтобы снизились реальные доходы исключительно богатых граждан, направляемых в условиях пропорционального налогообложения не на потребление, а на сбережение и вывоз на счета в зарубежных банках. Таким образом, при условии введения продуманной шкалы налоговых ставок сокращения покупательной способности населения не произойдет, а наоборот увеличится. Следовательно увеличение совокупного спроса подстегнет и к росту «предложения» со стороны бизнеса, и созданию новых рабочих мест, и экономическому росту в стране в целом. Задача нынешнего этапа развития экономики состоит в том, чтобы повысить уровень налогообложения больших доходов и капиталов, исключив повышенное налогообложение заработной платы большей части населения, но установив достаточно высокую ставку налогов относительно других видов доходов, и в первую очередь доходов от капитала и от различного рода рент. Важно чтобы базой обложения был установлен именно совокупный годовой доход (включающий все виды доходов) и совокупная стоимость активов ( стоимость всех активов (за минусом долгов), которые принадлежат каждому конкретному собственнику (физическому либо юридическому лицу)).

Законопроект о предполагаемом со следующего года роста НДС С 18% до 20% уже сейчас принят, но пока только в первом чтении. Правительство планирует, что ставка повысится уже с 1-го января 2019 г. По мнению А. Г. Силуанова, министра финансов РФ, данный налоговый рост принесёт в бюджет ещё 600 млрд. руб. в год, а это для нашей непростой экономической ситуации очень важно.

Почему было решено повысить налог

Текущая ставка НДС, равная 18% работает с 2004 г. Её платят все юридические лица на каждом этапе производства и реализации продукции. Естественно, что сумму налога производители и продавцы уже закладывают в стоимость продукции, поэтому в итоге налог оплачивает потребитель. Необходимость повышения ставки обосновал для широкой общественности А. Л. Кудрин, председатель СП. В первую очередь такая необходимость связана с существенным падением цен на нефть, начиная с 2014 г.

Падение привело к значительному уменьшению поступлений в федеральный бюджет: если в 2014 г. цена нефти была около 110 долларов за один баррель, то летом 2018 года она колеблется возле отметки 76 долларов, что означает падение практически на треть.

Снижается также и доля нефти в структуре экономики. Сегодня быстрее начинают развиваться несырьевые отрасли, что снижает долю доходов от продажи нефти в бюджете. Ещё одна причина снижения поступления средств в бюджет - геополитическая нестабильность, рост расходов на рост территории России.

Чтобы сохранить на прежнем уровне расходы на социальные нужды: образование, медицину, инфраструктуру, бюджету требуются дополнительные поступления. Прибавка от поднятия ставки НДС должна пойти именно на них, об этом прямо заявил Антон Силуанов.

Есть ли у роста ставки НДС альтернативы? Правительство считает, что государственные расходы сокращать нежелательно, а значит, в качестве альтернативы можно предложить только ещё более болезненные и непопулярные меры, такие как повышение подоходного налога, отмена пособий и льгот, прекращение поддержки частного бизнеса или отмена маткапитала.

Что произойдёт при росте ставки

Льготы

Председатель правительства Д. А. Медведев пояснил, что все льготы на услуги и на товары, имеющие особое социальное значение, будут полностью сохранены.

Сегодня ставка на товары первой необходимости, такие как молоко и хлеб, а также на медпрепараты и товары для детей, составляет 10 %. Для внутренних авиарейсов ставка равна нулю.

По подсчётам Минфина льготная ставка будет и далее сохраняться у третьей части товаров, включенных в корзину стандартного потребления.

Инфляция

Министр финансов пояснил, что рост НДС на 2% действительно ускорить рост инфляции: если сейчас она составляет около 3 – 3,5%, то в прогноз на 2019 год – 4,5%.

Александр Шошин, председатель РСПП, считать, что Центробанк и правительство России смогут сдержать инфляцию на уровне, не превышающем 4%. Другое мнение у Антона Табаха, управляющего директора агентства «Эксперт РА». Он считает, что рост НДС приведёт к более серьёзному разгону инфляции, что заставит ЦБ повысить и ключевую ставку. По мнению эксперта, прирост инфляции составит в 2019 году 0,5–0,75 п.п. Если будут расти тарифы естественных монополистов, рост инфляции фактически окажется намного выше запланированного порога. По мнению Антона Табаха, НДС планируется поднимать потому, что его собрать намного проще, чем другие налоги: ФНС сегодня значительно улучшило работу по сбору и качеству обработки данных.

Порядок компенсации

Запланировано сокращение сроков выполнения проверок при компенсации НДС, проводимых камерально (такие проверки проводятся непосредственно в офисах ФНС, выезды на предприятия для них не предусмотрены). Будет увеличено и число предприятий, компенсирование НДС для которых будет проводиться ускоренно. Если сегодня на ускоренную проверку могут рассчитывать только компании, перечислившие налоги на 7 млрд. руб. за 3 года, скоро этот порог понизится до 2 млрд. руб.

Аргументы министра финансов

А.Г. Силуанов считает повышение ставки большим благом для бизнеса и экономики в целом. Это он заявил в телевизионном эфире на «Россия-1». Средства, полученные от этого налогового маневра, пойдут не только на такие социальные проекты как медицина и образование, социальная инфраструктура, цифровизация, преференции для бизнеса.

Министр считает, что обновлённое качество здравоохранения будет достигнуто уже через 6 лет. Как следствие, снизится смертность от онкологии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, именно от них сегодня люди умирают чаще всего. И в конечном результате министр планирует увеличение общей продолжительности жизни населения.

Высвобожденные ресурсы будут вложены в цифровизацию. Это означает другое качество жизни, например наличие высокоскоростного интернета там, где он необходим – в больницах, или небольших населённых пунктах. Средства пойдут только на те мероприятия, которые должны дать результат, и не будут «проедены», подчеркнул министр.

Результатом роста ставки НДС будет повышение инвестиционной активности в нашу страну, возрастут также и темпы роста её экономики. Это можно объяснить тем, что дополнительные бюджетные средства будут вкладываться именно в инфраструктуру, в частности такие объекты, как дороги и аэропорты. Влияние же на инфляцию министр считает не настолько существенным, однако видит в её увеличении и определённые минусы. Однако, по его мнению, плюсы от получения дополнительных ресурсов и их более грамотного распределения, значительно перевешивают минусы.

Антон Силуанов пообещал, что льготные ставки для бизнеса по ряду категорий товаров будут сохранены. В частности он назвал такие категории, как продукты питания, медпрепараты; школьная форма, некоторые другие позиции.

Шагом навстречу бизнесу министр назвал отмену налога на движимое имущество, и упрощение компенсации НДС. Это позволит бизнесменам получить сразу 100 млрд. руб. оборотных средств уже в следующем году.

При этом министр утверждает, что говорить о разворовывании ресурсов – позиция неправильная. ФНС работает чётко, поэтому уйти от уплаты НДС станет невозможным, и именно поэтому правительство и принимает именно такие решения.

Повышение НДС скажется на росте зарплаты и на важных отраслях экономики. Министр предложил вспомнить, что рост цен ранее выражался в двузначных числах. Сейчас же рост цен не коснётся тех товаров, ставка НДС по которым, так же как и сейчас останется льготным.

Прогнозы экспертов, или кто против

Прогнозы экспертов не так оптимистичны, как позиция министра финансов.

Так в Госдуме уже назвали цифры предполагаемой инфляции. Они могут достичь 12%, что естественно, вовсе не так оптимистично, как предполагает министр финансов.

Александр Калинин, глава «Опоры России», считает, что проблемы от повышения ставки могут возникнуть в строительстве, Торговле и машиностроении. Ещё до того, как начнут повышаться налоги, цены уж начнут расти: подорожают продукты, весь импорт, услуги ЖКХ.

Роберт Алоян, эксперт консультационного центра «Эшфорд», считает, что поднятие налогов затронет и бизнес, и все группы населения. А непременный разгон инфляции сведёт к нулю весь обещанный эффект от повышения пенсий, спровоцирует рост теневой экономики. Сам эффект от нововведений будет, по мнению эксперта, совсем небольшим.

Алексей Коренев, эксперт ГК «ФИНАМ», считает, что избежать роста цен не удастся. Правительство, говорит, скажем так, не всю правду о том, что цены на социальные товары расти точно не будут, так как основные льготные ставки сохранятся. Во-первых, в условиях свободного рынка невозможно параллельного существования товаров с одинаковым качеством, но разной ценой, стоимость их в этом случае всё равно будет выравниваться. Во-вторых, товар потребуется доставлять потребителю и хранить, а НДС на эти услуги будет поднят. То же касается и реализации, а НДС розничных сетей также будет поднят. То есть, введённая дополнительная ставка НДС обязательно коснётся всех видов товара. И 2% это вовсе не мало, так как налог будет возвращаться в цену товара ещё несколько раз.

Юлия Вымятнина, профессор факультета экономики ЭНЕРПО, считает, что при повышении НДС подорожают и товары, которые сегодня облагаются по льготной десятипроцентной ставке, потому что при их производстве необходимо сырьё и услуги, а ставка на них – базовая, а не льготная.

Руководство компании «Русагро», крупного производителя мясных продуктов, полагает, что подорожает любая мясная продукция в целом, в связи с тем, что придётся покупать корма по намного более высоким ценам, кроме того подорожают ветеринарные и транспортные услуги. В ответ на высокую цену люди начнут экономить, что приведёт к снижению объёма продаж. Таким образом, пострадают как производители, так и покупатели.

В компании «Союзмолоко» высказывают аналогичное мнения о подорожании всей линейки продукции. Однако продать всё это по более высокой цене окажется невозможно, а снизить её не удастся из-за роста расходов.

Петиция против

Авторы петиции против роста ставки НДС полагают, что такое решение приведёт к росту цен на большинство товаров, что ещё больше снизит покупательскую способность россиян, которая и так сегодня находится на невысоком уровне. Авторы направляют петицию в правительство и лично президенту В.В. Путину. В петиции говорится, что повышение ставки заберёт из кармана каждого жителя страны 360 р. в месяц.

Авторы петиции считают, что доверять чиновникам, утверждающим, что рост НДС лишь минимально затронет рядовых граждан, не стоит. По мнению авторов, чиновники сознательно не упоминают, что в льготные категории, на которые ставку повышать не планируют, не включаются даже продукты первой необходимости, и входящие в потребительскую корзину любого россиянина (крупы, молоко, масло)

Реакция населения России на будущий рост НДС весьма негативная. Конфедерация труда РФ заявляет, что ежедневно регистрируются заявки на проведение митингов и пикетов, в них включено более 70 городов, число ожидающихся акций приближается к 100. Митинг протеста, организатором которого является КПРФ, намечен на 28 июля.

Почему НДС решили поднять именно до 20 %

О том, почему ставку решено было повысить на 2%, объяснила вице-премьер Т.А. Голикова. Ранее в правительстве подробно обсуждался другой вариант изменения ставки: 22\22 %, то есть планировалось поднять НДС на 4% и также изменить величину страховых взносов тоже до 22%. Но от этого варианта пришлось отказаться, так как такой рост оказал бы намного большее влияние на разгон инфляции, чем принятый вариант. А 2 % - это результат на пределе чувствительности, при переходе через него придётся принимать иные решения. Увеличение инфляции, по словам вице-премьера, будет сразу же компенсировано индексациями пенсий. С начала февраля индексация осуществляется на величину фактической инфляции, рассчитанной за прошедший год.

Закон об НДС и зависимость налогообложения и ценообразования

Сумму НДС, выплаченную поставщику, налогоплательщику компенсируют налоговые вычеты. По мнению Андрея Макарова, главы комитета по бюджету и налогам в Госдуме, Российскому бизнесу вообще не следует повышать цены при увеличении ставки. Ведь он же не снижает их, даже символически, когда правительство уменьшает налоги? Депутат считает, что создаётся любопытная ситуация. Бизнесмены, и представители крупного бизнеса в том числе, утверждают, что цены определяются налогообложением. Однако определяются они только тогда, когда налоги растут. А вот когда налоги становятся меньше, почему-то на ценообразование этот факт влиять перестаёт. После того как был отменён налог с продаж, понижения цен в результате не последовало. Также и при понижении НДС в 2004 г. на максимуме роста экономики. По мнению депутата, принято решение не повысить НДС, а возвратиться к той ставке, которая уже существовала в 2004 г. И стоило бы при этом рассчитать сумму, которую получил бизнес, после снижения ставки, так и не понизив в связи с этим цены. Понятно, что повышение налоговой нагрузки как таковое, не нравится никому, но бизнесу должны быть важнее не сами величины ставок, а постоянство правил на продолжительный период. А налоговые правила постоянны в течение долгих и значимых для бизнеса периодов. Остальные налоги также меняться не будут. Об установлении стабильных правил говорит и то, что другие варианты пополнения бюджета, такие как увеличение НДФЛ или ввод налога с продаж, не были приняты в действие.

Когда будет введена новая ставка

Законопроект, внесённый Госдуму, утверждает, что НДС будет повышен 01.01 2019 г. Это значит, часто применять его следует к тем отгрузкам товара, которые будут происходить после указанной даты.

НДС - косвенный налог, поэтому его увеличение ощутят все потребители. Изменение налогообложения продуктов и товаров, НДС для которых сегодня составляет 10%, не предусматривается законопроектом.

Если Госдума не успеет до конца текущего года полностью принять законопроект о повышении ставки, а вероятность этого довольно велика, то он будет отложен до следующего квартала. И следовательно, начнёт работать с 1 апреля 2019 года.

Возможное альтернативное решение

Для повышения поступлений в бюджет нужно принимать другие меры, считает замглавы комитета Госдумы по экономической политике Валерий Гартунг. Он считает, что необходимо НДС оставить на прежнем уровне, и при этом отказать в его компенсации экспортёрам сырья. Откуда берётся НДС? Предприятие произвело некую добавленную стоимость, при этом государство забрало в бюджет определённую сумму от неё. Получается, что чем больше произвело предприятие, чем больше оно развивается, создаёт рабочие места и технологичную продукцию, тем больше с предприятия собирается налогов. Если же нефть перекачивается за границу, то НДС мало того, что меньше, он компенсируется, так как сырьё (нефть и газ) качается за рубеж.

Получается, что те, кто использует природную ренту, платят меньше, тех, кто производительно работает, да ещё получают компенсацию. Депутат выступает против увеличения НДС, а в качестве альтернативы предлагает китайский вариант. Уже в течение 35 лет правительство Китая не возмещает НДС предприятиям, которые экспортируют сырьё. НДС при этом в этой стране ниже, он составляет 17%.

Никто еще не оставлял комментариев. Вы можете стать первым!

Читайте также: