Должностное лицо налогового органа кто это

Опубликовано: 17.05.2024


Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему государственных органов, в которую входят Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России), находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации (федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов), и ее территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекции межрайонного уровня. ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов [1].

ФНС России и ее территориальные органы являются юридическими лицами. Российская юридическая доктрина отнесла органы публично-правовых образований к особому виду юридических лиц - учреждениям [2]. Следовательно, налоговые органы как юридические лица являются по своей организационно-правовой форме учреждениями.

Однако сами по себе государственные органы (в нашем случае - налоговые органы) по правовой природе не являются субъектами гражданского права, к ним не может быть отнесено общее понятие юридического лица, закрепленное в ст. 48 ГК РФ, по следующим причинам.

Так, налоговые органы не могут выступать от своего имени в качестве хозяйствующих субъектов: если налоговые органы или их должностные лица участвуют в гражданско-правовых отношениях, то не от собственного имени, а как законные представители государства. Это подтверждается законодательным положением, закрепленным в ст. 125 ГК РФ: от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Органы государства не имеют учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ: устава или учредительного договора. В большинстве случаев к ним также нельзя применить правило, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида [3]. Положение о государственном органе далеко не в полной мере соответствует требованиям п. 2 ст. 52 ГК РФ, предъявляемым к учредительным документам. Например, в Положении о ФНС России можно найти наименование, порядок управления, предмет и цели деятельности. При этом Положение не содержит указаний на организационно-правовую форму министерства, орган или органы, которые действуют от лица министерства без доверенности в гражданском обороте, полное место нахождения (указан только субъект - город Москва). Действительно, Положение о ФНС России, равно как документы о компетенции иных государственных органов, рассчитано на применение в рамках публично-правовых отношений.

Также проблема придания органам власти статуса юридического лица выражается в том, что эти органы рассматриваются как организации, исходя из терминологии Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет признание их налогоплательщиками [4]. С учетом обозначенной в финансовом праве направленности налогов на финансовое обеспечение деятельности государства [5] целесообразность налогообложения государственных органов представляется весьма сомнительной, а возможность налогообложения налоговых органов вообще представляется невозможной и даже абсурдной в связи с совпадением налогоплательщика и налогового органа в одном лице.

Представляется, что в случае если налоговые органы как юридические лица публичного права участвуют в имущественных отношениях гражданско-правовой направленности, к ним должны применяться ограничения, установленные для государства и органов власти (в частности, режим государственных и муниципальных закупок, конкурсное распоряжение имуществом, недопустимость осуществления предпринимательской деятельности, основанной на использовании своих полномочий как государственного органа, и т.д.).

Итак, налоговые органы наделены в законодательном порядке государственно-властными полномочиями по контролю и надзору в сфере налогообложения, осуществлению государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, учету налогоплательщиков, выдаче определенных разрешений, свидетельств и лицензий, проведению налоговых проверок, а также иных мероприятий налогового контроля (получение объяснений, осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов и др.), принятию правовых актов ненормативного характера, приостановлению операций по счетам участников налоговых отношений и наложению ареста на их имущество, направлению налогоплательщикам, налоговым агентам и их представителям определенных требований, взысканию недоимок, пени и иными полномочиями, необходимыми для осуществления их деятельности.

Права и обязанности налоговых органов реализуются должностными лицами этих органов в пределах их компетенции. Иными словами, деятельность налогового органа выражается в деятельности соответствующих должностных лиц. Возмещение вреда государством в порядке, предусмотренном ст. 16 и 1069 ГК РФ, осуществляется только в случаях его причинения незаконными действиями (бездействием) именно должностного лица государственного органа. Однако в гражданском законодательстве определения понятия «должностное лицо» не содержится. Нет определения понятия «должностное лицо налогового органа» и в налоговом законодательстве. Из содержания ст. 35 НК РФ, предусматривающей ответственность должностных лиц и других работников налоговых органов, лишь следует, что не всякий работник налогового органа является должностным лицом.

В уголовном праве под должностными лицами понимаются «. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации» (примечание 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [6]. При этом представитель власти определяется как «. должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости» (примечание к ст. 318 УК РФ). В п. 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» [7] указывается и на такой признак представителя власти, как наличие права принятия решений, которые обязательны для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной подчиненности. В п. 3 этого постановления разъяснено, что организационно-распорядительными функциями являются, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и взыскания. Административно-хозяйственные функции состоят в управлении и распоряжении имуществом и денежными средствами организаций и учреждений, осуществлении контроля за движением материальных ценностей и др.

В административном праве применяется понятие должностного лица, которое дано в примечании к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является аналогичным уголовно-правовому определению должностного лица как лица, осуществляющего функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Кроме того, в юридической литературе высказывается позиция, что закрепленное в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ определение должностного лица можно применять только в отношении самого КоАП РФ [8].

В науке не сложилось единой точки зрения о возможности использования понятия должностного лица, разработанного в уголовном и административном праве, применительно к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами и должностными лицами.

Одна из точек зрения состоит в том, что определение понятия «должностное лицо» из Уголовного кодекса Российской Федерации может использоваться в гражданском праве [9].

Другие авторы считают, что уголовно-правовое понятие должностного лица не должно применяться в гражданском праве. Отмечается, что в гражданском праве под должностными лицами следует понимать лишь представителей власти, имеющих полномочия распорядительного характера в отношении лиц, которые не подчинены им по службе [10].

Полагаем, специальные нормы гражданского законодательства о возмещении вреда непосредственно государством должны применяться только в случаях, если вред причинен незаконными действиями (бездействием) представителя власти, а не любого работника государственного органа, выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Проблема отсутствия в российском законодательстве единого определения должностного лица, которое закреплялось бы в конкретном нормативно-правовом акте, неоднократно поднималась в правовой литературе. Например, М.В. Ермоленко полагает, что должностное лицо - это лицо, замещающее должность, предусмотренную соответствующим правовым актом, отвечающее предъявляемым по ней требованиям к знаниям, квалификации и стажу работы, которое для осуществления своей профессиональной служебной деятельности наделено специальным правовым статусом, предусматривающим: обладание конкретными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления возложенных на лицо функций; наличие нормативно закрепленных структурно-функциональных связей лица как в структуре организации, где лицо состоит на службе, так и вне ее; несение повышенной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей [11]. Как представляется, приведенная дефиниция достаточно полно отражает специфику понятия должностного лица, однако нельзя не отметить его некоторую громоздкость.

Необходимость четкого определения понятия «должностное лицо» связывают главным образом с совершенствованием законодательства о государственной, в том числе гражданской, службе, имея в виду механизм юридической ответственности в государственном аппарате, поскольку именно должностные лица выступают ее самостоятельными субъектами.

По нашему мнению, должностным лицом налогового органа следует считать лицо, осуществляющее профессиональную служебную деятельность в определенном налоговом органе, уполномоченное нормативными правовыми актами на вступление от имени налогового органа в публично-правовые отношения с налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, их представителями и иными лицами.

Должностное лицо налогового органа участвует в обозначенных правоотношениях в качестве властной стороны, субъекта, которому предоставлены властные полномочия в отношении организаций и физических лиц. Таким образом, должностное лицо отличается от иного работника налогового органа тем, что представляет налоговый орган во властных отношениях, урегулированных нормами законодательства о налогах и сборах.

Представляется, факт осуществления работником организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в налоговом органе не является определяющей характеристикой статуса должностного лица налогового органа ввиду того, что должностному лицу могут как предоставляться, так и не предоставляться полномочия на осуществление указанных функций. К тому же такие функции реализуются в отношении других работников определенного налогового органа, которые подчинены по службе данному должностному лицу.

Думается также, что статус должностного лица налогового органа предполагает осуществление функций представителя власти только на постоянной основе, а не временно или по специальному полномочию. Работник налогового органа, являющийся должностным лицом, должен иметь нормативно установленные на постоянной основе права на совершение властных действий, принятие властных решений от имени налогового органа, а также определенные служебные обязанности.

Завершая рассмотрение статуса должностного лица налогового органа, необходимо отметить, что государством подлежит возмещению лишь вред, непосредственным причинением которого явилось должностное лицо налогового органа, а причинившие имущественный или неимущественный вред незаконные действия (бездействие) имели отношение к властной публично-правовой, а не хозяйственной деятельности налогового органа.

Рецензенты:

Мелехин А.В., д.ю.н., профессор, заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере административных правоотношений НИИ Академии, г. Москва;

Рузакова О.А, д.ю.н., доцент, профессор кафедры финансового права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва.

В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют свои обязанности.

Понятие должностных лиц налоговых органов

Налоговые органы РФ – важные участники налоговых правоотношений. Их права и обязанности установлены налоговым законодательством (ст.ст. 31-32 НК РФ), Реализуя свои права должностные лица, при этом не должны превышаться пределы их компетенции.

Налоговое законодательство не содержит понятия о должностных лицах. Однако это понятие раскрывается другими нормативно-правовыми актами, а именно КоАП, в статье 285 УК РФ, а также в законе, регулирующем принципы организации местного самоуправления в РФ.

Отсутствие закрепленного в специальном законе понятия должностного лица налогового органа осложняет некоторые вопросы правоприменения, поскольку должностные лица являются самостоятельными субъектами, к которым применяются механизмы юридической ответственности.

Понятие о должностных лицах можно составить исходя из анализа перечисленных нормативно-правовых актов. Ими являются лица, которые занимают определенную должность, предусмотренную НПА, отвечающие квалификационным требованиям.

Должностные лица закон наделяет соответствующими правами и обязанностями, которые необходимы им для исполнения функций, возложенных на них в связи с их служебной деятельностью.

Анализируя налоговое законодательство можно добавить, что должностными лицами налогового органа являются его работники, которые выполняют установленные законом действия по отношению к участникам налоговых правоотношений, которыми являются плательщики налогов, налоговые агенты и т.д.

Права должностных лиц налоговых органов

Должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере налоговых правоотношений (налоговые инспекторы) закон наделяет такими правами:

  • контролировать соблюдение предпринимателями требований налогового законодательства;
  • проводить проверки камеральные или выездные, строго руководствуясь при этом требованиями налогового законодательства;
  • проверять первичную документацию налогоплательщиков;
  • получать все необходимые пояснения от налогоплательщиков (справки и т.д.) в связи с проводимой проверкой;
  • обследовать беспрепятственно объекты, которые налогоплательщиком используются для получения прибыли (склады, офисы торговые помещения и территории и т.д.);
  • привлекать специалистов, в случае если собственных знаний недостаточно для налогового контроля (переводчиков, экспертов);
  • вызывать конкретных лиц с целью дачи показаний, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  • контролировать физических лиц с целью соответствия их расходов заявленным доходам.

Основные обязанности должностных лиц налоговых органов

Положения ст. 33 НК РФ обязывают должностных лиц налогового органа:

  • действовать строго придерживаясь требований налогового законодательства, а также требований федерального законодательства;
  • не выходя за пределы своей компетенции способствовать реализации прав и обязанностей налогового органа, установленных в ст.ст. 31,32 НК РФ;
  • внимательно относится к участникам налоговых правоотношений, не нарушая их достоинства и не унижая чести. С этой целью был утвержден Кодекс этики госслужащих, регламентирующий нормы служебного поведения сотрудников налоговых органов;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • вести учет налогоплательщиков;
  • разъяснять порядок уплаты и расчета налогов;
  • направлять налоговые уведомления с требованием оплатить налог, установленный НК РФ;
  • направлять субъектам проверки решения и акты налоговых проверок.

Обязанности, возложенные законом на должностных лиц налогового органа, обеспечивают права налогоплательщиков.

Исполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

Для того, чтобы обеспечить соблюдение со стороны должностных лиц своих обязанностей, предусмотренных законом, правительством РФ утверждена программа противодействия коррупции. В рамках данной программы организуется и проводится антикоррупционная деятельность, имеющая профилактический характер.

Поскольку налоговый орган представляет исполнительную власть, он должен делать только то, что прямо предписывает закон. В связи с этим можно назвать ряд примеров, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами. Ими являются:

  • истребование у плательщика налогов документов, которые не связаны с налоговой проверкой;
  • проверка деятельности налогоплательщика за период, который превышает 3 года;
  • не предоставление возможности налогоплательщику предоставить свои возражения на материалы налоговой проверки, а также принять участие в их рассмотрении;
  • вынесение необоснованного решения, которым плательщик налогов привлечен к ответственности;
  • требование уплаты налогов без наличия оснований для их взимания;
  • привлечение к ответственности плательщика налогов без учета срока исковой давности.

Этот перечень далеко не исчерпывающий.

Как показывает арбитражная практика примеров ненадлежащего исполнения обязанностей значительно больше.

Невыполнение обязанностей должностных лиц налоговых органов

В случае если должностными лицами налоговых органов не выполняются установленные законом обязанности, ст. 12 Закона о налоговых органах РФ предусматривает привлечение их к дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности.

Данная законодательная норма имеет отсылочный характер, предусматривая в случае применения различных видов ответственности обращение к законодательным нормам других отраслей права.

Так, например, дисциплинарную ответственность устанавливает ФЗ об основах госслужбы, предусматривая такие дисциплинарные взыскания, как:

  • выговор;
  • предупреждение о служебном несоответствии;
  • замечание;
  • увольнение.

Материальная ответственность у должностных налоговых работников возникает в случае, если они причинили ущерб организации в результате:

  • преступных действий (для установления такого факта требуется решение суда);
  • нетрезвого состояния;
  • действий совершенных, когда работник не был при исполнении своих обязанностей (например, разбил служебную машину, находясь не на работе).

Возмещать ущерб работники налоговых органов, как предписывает трудовое законодательство, должны по распоряжению руководителя в размере, который не должен превышать пределов заработка работника (ст. 241 ТК РФ).

Уголовная ответственность, предусмотренная УК РФ для должностных лиц налогового органа, как правило, наступает в случаях:

  • злоупотребления своими полномочиями (ст. 285);
  • превышения полномочий (ст. 286);
  • получения взятки (ст. 290).;
  • халатности (ст. 293).

О правах и обязанностях налоговиков по отношению к налогоплательщикам

Налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика документы (в т. ч. в электронной форме), служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов;
  2. проводить налоговые проверки, производить выемку документов (при угрозе их уничтожения, изменения, замены, сокрытия) и осматривать территорию и помещения;
  3. вызывать должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений по поводу уплаты налогов;
  4. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
  5. арестовывать имущество налогоплательщиков;
  6. определять сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, расчетным путем, если налогоплательщик:
    • не допускает налоговых инспекторов к осмотру своих производственных, складских, торговых и иных помещений;
    • более двух месяцев не представляет требуемые от него документы;
    • не ведет учета объектов налогообложения или ведет его с такими нарушениями, что рассчитать налог невозможно;
  7. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений;
  8. взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы;
  9. вызывать в качестве свидетелей лиц, обладающих информацией, которая необходима налоговым органам для контроля за налогоплательщиками, привлекать экспертов и переводчиков;
  10. просить орган, выдавший налогоплательщику лицензию на право осуществления какой‑либо деятельности, аннулировать или приостановить ее действие;
  11. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика, по которому были приостановлены операции;
    • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.

Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

Налоговые органы обязаны:

  1. осуществлять государственную регистрацию юридических и физических лиц, вести их учет и выдавать выписки из ЕГРН;
  2. соблюдать налоговое законодательство;
  3. бесплатно информировать (в т. ч. письменно) налогоплательщиков о действующих налогах и сообщать им при регистрации реквизиты для заполнения платежных поручений на перечисление налогов, включая номера счетов Федерального казначейства;
  4. представлять формы отчетности и разъяснять правила их заполнения;
  5. давать разъяснения по вопросам уплаты налогов;
  6. возвращать или зачитывать излишне уплаченные или излишне взысканные налоги, пени и штрафы;
  7. направлять налогоплательщику:
    • копии акта налоговой проверки и решения по ней;
    • налоговое уведомление и (или) требование об уплате на‑ лога.
    • справки о состоянии расчетов (по запросу);
  8. руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ;
  9. при неуплате налоговых платежей, имеющей признаки преступления, направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.


Как устроена налоговая система России?

Эта статья написана по материалам электронной книги «Налоговая система России». Это и множество других зарекомендовавших себя изданий Вы найдете в нашем каталоге. Посмотреть каталог >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

— главный государственный советник налоговой службы;

— государственный советник налоговой службы I ранга;

— государственный советник налоговой службы II ранга;

— государственный советник налоговой службы III ранга;

— советник налоговой службы I ранга;

— советник налоговой службы II ранга;

— советник налоговой службы III ранга;

— инспектор налоговой службы I ранга;

— инспектор налоговой службы II ранга;

— инспектор налоговой службы III ранга. В налоговых органах установлены следующие должности:

1) в центральном аппарате МНС — министр, его заместители, начальники управлений и ведущих отделов, других аналогичных подразделений; заместители начальников ведущих отделов, управлений, начальники самостоятельных отделов (их заместители); главные государственные налоговые инспектора, советники, консультанты, старшие государственные налоговые инспектора, ведущие специалисты, специалисты I—II категорий, специалисты;

2) в аппарате (управления МНС) по субъектам РФ — начальники этих органов, их заместители, начальники ведущих отделов, начальники самостоятельных отделов, подотделов, экономические советники, консультанты, главные, старшие государственные налоговые инспектора, государственные налоговые инспектора, главные, ведущие специалисты, специалисты I—II категорий и специалисты;

3) в остальных налоговых органах — государственные налоговые инспектора по районам и городам, главные, ведущие специалисты, специалисты I—II категорий и специалисты. Должностные лица налоговых органов обязаны (ст. 33 НК):

1) действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции обязанности и права налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, представителям налогоплательщиков и иным участникам налоговых правоотношений (участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), не унижать их честь и достоинство. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством РФ. Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК. Должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами. Органы государственных внебюджетных фондов несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники вышеуказанных органов несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

  • ДОЛГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ НА СОПОСТАВИМЫХ УСЛОВИЯХ
  • ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Смотреть что такое "ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ" в других словарях:

Обязанности должностных лиц налоговых органов при назначении экспертизы — должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и с составлением соответствующего протокола разъяснить этому проверяемому лицу его права, как то … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Пошлина — (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА — вид налоговой проверки, осуществляемой налоговым органом в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Лицевой счет — (Client account) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Банковский Лицевой счет налогоплательщика Правила ведения лицевых счетов Ведение лицевых счетов. Порядок открытия лицевых счетов Порядок ведения лицевых счетов исчисленных… … Энциклопедия инвестора

Лицевый счет — (Client account) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Банковский Лицевой счет налогоплательщика Правила ведения лицевых счетов Ведение лицевых счетов. Порядок открытия лицевых счетов Порядок ведения лицевых счетов Учет… … Энциклопедия инвестора

Коррупция — (Corruption) История коррупции в мире, виды коррупции Вред от коррупции, причины и борьба с коррупцией Содержание Содержание Раздел 1. История . Раздел 2. Типология. Раздел 3. Вред от коррупции. Раздел 4. Причины. Раздел 5. Борьба с коррупцией.… … Энциклопедия инвестора

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ — система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82 105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется посредством: налоговых проверок; получения объяснений… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Читайте также: