Доходы бюджета от акцизов на алкоголь 2019

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 января 2019 г. № 06-04-11/4503 Об установлении на плановый период 2020 и 2021 гг. нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу установления на плановый период 2020 и 2021 годов нормативов распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты), сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности. При расчете данных нормативов помимо протяженности автомобильных дорог общего пользования могут учитываться виды покрытий автомобильных дорог в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.2016 N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 409-ФЗ), с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.11.2018 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", акцизы на нефтепродукты зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 году по нормативу 66,6%, в 2021 году - по нормативу 74,9 процента.

Частью 3 статьи 4 Федерального закона N 409-ФЗ также установлено, что в 2020 - 2024 годах при определении в соответствии с пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в 2020 году в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению 87,4% доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты и в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - 12,6%) от указанных доходов, в 2021 году соответственно 77,7% и 22,3 процента.

Размер поступлений доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации расчетно соответствует размеру доходов от акцизов на нефтепродукты, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2020 и 2021 годах по нормативу 58,2% (58,2/66,6*100 = 87,4 и 58,2/74,9*100 = 77,7).

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации установлены в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ.

В целях реализации требований, установленных пунктом 3.1 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется предусмотреть в законодательных (нормативных правовых) актах субъектов Российской Федерации методику (порядок) расчета дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования муниципальных дорожных фондов должны быть установлены в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, исходя из установленных в таблице 1 приложения 3 к Федеральному закону N 459-ФЗ нормативов распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

При этом обязательство субъектов Российской Федерации по распределению доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации в целях реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в местные бюджеты законодательством не предусмотрено.

Зачисление поступлений от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты должно осуществляться в 2020 и 2021 годах по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установленным Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 N 132н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2018 № 245н):

1 03 02231 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02241 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02251 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации);

1 03 02261 01 0000 110 - Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты (по нормативам, установленным Федеральным законом о федеральном бюджете в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации).

Л.В. Горнин

Обзор документа

- как на плановый период 2020 и 2021 гг. устанавливаются нормативы распределения в местные бюджеты доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России;

- по каким КБК нужно зачислять поступления от уплаты акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты.

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Акцизы входят в стоимость товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения, но не являются предметами первой необходимости. Государство использует систему акцизных платежей для увеличения поступлений в бюджет и регулирования объема реализации некоторых видов продукции (например, товаров, которые могут нанести вред здоровью людей). Ежегодно ставки акцизов пересматриваются.

В 2019 году в налоговое законодательство будет внесено много изменений, в том числе предусматривающие увеличение акцизных сборов. И хотя эта мера явно не порадует население страны, мотивы правительства предельно ясны: тем самым чиновники стремятся усилить приток средств в федеральный и региональные бюджеты.

Однако, как утверждают эксперты, недовольство потребителей – это половина беды. Огромный минус предстоящих реформ заключается в том, что программа стартует без надлежащей подготовки.

Финансовый аналитик Елена Перминова считает, что депутаты не учли обратную сторону быстрого повышения налоговых сборов. Ведь из-за стремительного роста акцизных сборов, какая-то часть рынка обязательно скроется в тени. И тогда, вместо желаемого обогащения бюджета, власти лишаться некоторого объема тех выплат, которые поступают в казну в данный момент.

На сколько повысятся акцизы на алкоголь в 2019 году?

  • На сколько повысятся акцизы на алкоголь в 2019 году?
  • Какие будут акцизы на алкоголь в России в 2019 году?
  • Последние новости и мнения экспертов об увеличении акцизов на алкоголь
  • Вырастут ли цены на алкоголь (водку) в 2019 году?
  • Текущие тренды
  • Как изменятся цены на водку в 2019?
  • Влияние внешних факторов
  • Прогноз на 2019 год
  • Последние новости
  • Что пишут СМИ?

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Первоначально поправки Министерства финансов касались исключительно повышения акцизных ставок для парфюмерной продукции. Но когда документ поступил в Минздрав, ведомство дополнило его еще несколькими пунктами, а именно: ввести новые акцизы для крепких алкогольных напитков и табака на ближайшие 2 года, т.е. с 2018 по 2020 год.

Но по сравнению с сигаретами или бензином, ситуация с алкоголем наиболее оптимистична. Например, акцизный сбор с пива в 2019 году будет повышен не более чем на 5%. Подобная динамика прослеживается и в налогах с реализации ординарных вин и крепких алкогольных напитков.

Считается, что благодаря акцизу власти собирают необходимый для страны объем налогов и контролируют большие корпорации. Только вот по факту этот сбор оплачивает не производитель, а рядовой гражданин со своего кармана в дополнение к НДС.

Известно, что изменения могут коснуться не только суммы акцизных сборов, но и принципа их распределения. Сейчас средства первым делом попадают в федеральный бюджет, и только потом регионы получают 40% от общего количества собранных денег. Согласно новому предложению Минфина, с начала 2019 года 40% средств сразу будут оставаться в региональных бюджетах, и вслед за этим правительство начнет перечислять им еще 10%.

Какие будут акцизы на алкоголь в России в 2019 году?

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Последние новости и мнения экспертов об увеличении акцизов на алкоголь

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Некоторые специалисты считают, что увеличение налоговых сборов с алкогольных напитков позволит ограничить доступность этого вида продукции и тем самым предотвратить ее потребление несовершеннолетними.

Кроме того с помощью индексации можно будет добиться хорошего экономического эффекта: нагрузка на здравоохранительные и медицинские учреждения, а также службы соцзащиты сократится.

Однако не все эксперты видят в увеличении акцизов с алкоголя только плюсы. Так, Яна Гуськова, занимающая должность директора в «БАТ Россия», считает, что повышение налогов приведет к развитию и увеличению теневого сектора.

С таким негативным последствием Россия уже столкнулась буквально несколько лет назад, когда из-за роста акцизных сборов на табачную продукцию на 30-40% цена одной пачки сигарет возросла практически в пять раз. В результате потребители, доход которых явно не соответствовал темпам подорожания, перешли на низкокачественные, контрабандные и контрафактные изделия. Таким образом, часть нелегальных сигарет стала больше почти в два раза.

Вадим Дробиз, занимающийся исследованием отечественного алкогольного рынка, выразил несогласие с тем, что грядущая индексации снизит уровень потребления алкоголя в стране.

По его прогнозам, если акцизный сбор с алкоголя будет увеличен на 20%, тогда одна бутылка подорожает на 21 рубль. Рост цены на такую незначительную сумму не станет преградой для потребителей, которые приобретают легальный товар. Другими словами – они его даже не почувствуют, а потому эта мера не приведет к понижению уровня потребления алкогольных напитков.

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Из-за увеличения акциза на 1 л спирта в РФ ожидается рост минимальной цены на водку. Последнее повышение стоимости алкоголя было зафиксировано в мае текущего года. Из-за паники среди населения правительство приняло решение о сдерживании цены на алкоголь. Цена на водку не изменится. В начале 2019 года стоимость продукции также останется на прежнем уровне.

Последнее повышение произошло 13 мая 2017 года. Россияне обеспокоены: насколько еще вырастут цены на алкоголь? В связи с увеличением числа вопросов относительно стоимости водочной продукции Правительство РФ констатировало, что больше в текущем периоде роста цен не предусматривается.

Текущие тренды

Последние изменения на рынке водочной продукции произошли 13 мая прошлого года. Повышение цен коснулось МЦРП – минимальной цены розничной продукции. До 13 мая 0,5л водки можно было приобрести за 190 рублей, после постановления Правительства новая цена составила 205 рублей. Рост цен составил 7,9%. В связи с ростом цен на акциз ожидается постепенное повышение не только на водочную продукцию, но и на весь алкоголь крепостью свыше 28% (кроме элитных сортов бренди, коньяка и некоторых вин).

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Как изменятся цены на водку в 2019?

В конце текущего года МинФин не планирует повышение цен на алкоголь. При этом не учитываются предложения крупных поставщиков и членов Правительства. По данным Росстата, поднятию цен на спиртное способствовало удорожание закупочной цены. Минимальная стоимость закупочной продукция выросла до 173 рублей за 0,5 л – на первичную продукцию. Если готовая продукция распространяется через посредника, тогда стоимость 0,5 л закупочной водки – 178 рублей. Но есть алкоголь, крепость которого превышает 28%. Цена на этот товар не изменится. Особенно это касается натуральных и элитных спиртных напитков.

Влияние внешних факторов

Прямое воздействие на рост цены водочной продукции оказывает увеличение акциза на алкоголь в стране. С 1 января 2017 года акциз на 1 л поднялся с 500 рублей до 523 рублей. Рост цен на акциз с начала года составил 4,6%. По итогам 1 квартала 2017 года повышение в течение периода конца 2017-начала 2018 гг. не планируется, так как это приведет к массовому распространению некачественной (безакцизной) продукции на прилавках магазинов. В России с 2009 года действует «антисуррогатная» политика. Она представляет собой плановое повышение цен в рамках уровня инфляции. Незначительный рост (в пределах 7-8%) не вызывает бурного недовольства у населения и сдерживает массовый рост суррогатной продукции (пик которого пришелся на конец 90-х-начало 2000-х годов в РФ).

Прогноз на 2019 год

Минфин гарантирует стабильность цен на начало 2018 года, однако, аналитики отмечают плановое повышение по итогам 1-го квартала. Планируется, что рост цен не превысит среднегодовой уровень инфляции. Относительно другого популярного алкогольного товара на прилавках магазинов РФ, коньяка, отмечается заметный прирост цен в 2017 году: 0,5 л подорожали с 250 до 324 рублей за 0,5л.

При этом рост цен неизменно связан с состоянием национальной валюты. При снижении рубля к курсу доллара замечается незначительный рост стоимости алкогольных товаров крепостью 28% и выше. При укреплении рубля цены на водку остаются на прежнем уровне, несмотря на повышение уровня инфляции на другие товары в стране.

Согласно предложению вице-премьера А.Хлопонина, Министерство финансов на начало 2017 года должно было установить минимальную розничную цену на 0,5 л водки в размере 219 рублей. Однако цена остановилась на отметке в 205 рублей. За активное повышение цен выступает отечественный «Союз производителей алкогольной продукции». Члены Совета считают, что стоимость водочной продукции в стране занижена. Они предлагают установить минимальную цену на уровне 230-240 рублей за 0,5 л товара. Но столь агрессивная политика роста продукции не нашла поддержки Минфина. Представители власти придерживаются постепенного роста стоимости товаров, объясняя свои действия тем, что рост должен соответствовать или незначительно превышать среднегодовой уровень инфляции в стране.

Резкий скачок цены на водку приведет к распространению суррогата, и, следовательно, стремительному увеличению числа отравлений и несчастных случаев от употребления низкокачественного сырья.

Последние новости

В начале 2017 года Минфин обнародовал проект приказа о повышении минимальной цены на водку в России на 15 процентов. Документ вызвал большой резонанс, ведь если он будет одобрен, стоимость пол-литра водки вырастет с нынешних 190 до 219 рублей, а минимальная оптовая цена на водку составит 182 рубля вместо 174 рублей на данный момент. В самом законопроекте необходимость увеличения минимальной цены на алкогольную продукцию объясняется ростом затрат на производство и борьбой с суррогатом.

Акцизы на алкоголь в России в 2019 году: на сколько повысятся, последние новости

Мнения экспертов разделились на сторонников и противников повышения цен на алкоголь, а особый накал дискуссии придавало декабрьское массовое отравление в Иркутске содержащей метанол жидкостью.

Глава Минфина Антон Силуанов отметил, что цена на водку растет из-за пересмотра акцизов. «Мы три года не индексировали акцизы, сейчас повысили на 20 рублей, поэтому повышается и минимальная цена», — сказал он. Кстати, еще в августе 2016 года Минфин предлагал повысить минимальную розничную цену на напиток до 197 рублей за пол-литра.

Что пишут СМИ?

Минимальные цены на крепкий алкоголь в России устанавливаются с 2009 года. Предполагалось, что эта мера позволит сократить присутствие на рынке дешевых суррогатов. В конце декабря 2016 года президент России Владимир Путин поручил правительству представить до 31 марта предложения по поправкам в законодательство, предусматривающим изменение акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию для снижения спроса на суррогаты алкоголя. Позже Путин пояснил, что считает необходимым повысить акцизы на спиртосодержащую продукцию, «чтобы это не были флакончики за три копейки».

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р. Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

Документ

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и его последующего исполнения.

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

В целях частичной компенсации выпадающих доходов субъектов Федерации в связи с исключением Федеральным законом от 3 августа 2018 года №302-ФЗ с 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций предлагается начиная с 2019 года установить нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты субъектов Федерации на уровне 80% и в федеральный бюджет – 20% (в настоящее время Бюджетным кодексом установлен норматив зачисления этих акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации в размере 50%).

Дополнительные поступления в региональные бюджеты от реализации этой нормы составят в 2019 году – 58,98 млрд рублей, в 2020 году – 62 млрд рублей, в 2021 году – 65,6 млрд рублей, в 2022 году – 67,7 млрд рублей, в 2023 году – 71,4 млрд рублей, в 2024 году – 75,4 млрд рублей.

Законопроектом также предусматривается поэтапная передача акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России, из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Эта норма направлена на реализацию Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с учётом необходимости увеличения объёма доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации и региональных дорожных фондов.

В целях доведения к 2024 году доли бюджетов субъектов Федерации в распределении доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты до 100% и соответствующего снижения доли зачисления этих доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается внести изменения, которыми предусматривается закрепить временные (до 2024 года) значения нормативов зачисления таких доходов в региональные бюджеты: в 2020 году – 66,6%, в 2021 году – 74,9%, в 2022 году – 83,3%, в 2023 году – 91,6%. С 1 января 2024 года предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на постоянной основе норматив зачисления 100% доходов от таких акцизов в бюджеты субъектов Федерации.

Дополнительные поступления в бюджеты субъектов Федерации составят в 2020 году – 57,02 млрд рублей, в 2021 году – 121,8 млрд рублей, в 2022 году – 192,7 млрд рублей, в 2023 году – 269,7 млрд рублей, в 2024 году – 355,2 млрд рублей.

Кроме того, законопроектом предлагается продлить на 2021–2024 годы временные положения Федерального закона от 27 ноября 2017 года №345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» в части распределения между бюджетами бюджетной системы налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключённых до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления этого налога в федеральный и региональный бюджеты (75% в бюджет субъекта Федерации).

В порядке настройки механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов в сфере дорожного хозяйства законопроектом предусматривается исключить положения о недопустимости одновременного финансирования государственных программ за счёт Фонда развития и Федерального дорожного фонда.

Стоимость отечественных и зарубежных акцизов с 2020 года уравняют. Новые правила приведут к подорожанию вин почти на 20%, уверены эксперты. А людям с небольшим доходом придётся покупать подпольный или крепкий алкоголь. Но на водку и коньяк Минфин тоже хочет поднять цены. В результате, это рискует вызвать «бум» контрафакта. Не говоря уже об угрозе для целей Минздрава — понизить потребление спиртного в стране.

Акцизы готовятся к старту

С 1 января 2020 года вступают в силу новые поправки в Налоговый кодекс. Акцизы будут поднимать постепенно. На фруктовые и тихие вина в 2020 г. ставка вырастет до 31 руб. за литр, на игристые — 40 рублей. В 2021 году — до 32 руб. на тихие и до 41 руб. на шампанское. В 2022 году — уже до 33 и 43 руб. соответственно. Получается, поправки уравняют ставки на отечественные и зарубежные вина.

Сейчас для российских виноделов действует льготная акцизная ставка. Для игристых вин — это 14 руб./литр, для тихих — 5 руб./литр. У импортного шампанского — 37 руб./литр, у тихих — 19 руб./литр.

Изменения не обошли виноматериалы и виноград. В 2020 г. ставка на виноматериалы вырастет до 31 руб. за литр, в 2021 — до 32 руб., а в 2022 — до 33 рублей. Ставки на виноград поднимутся до 30 рублей за тонну. Но российские виноделы получат налоговый вычет из суммы акциза на собственный виноград. Речь идет о продукте, который производитель вырастил для производства тихих или игристых вин по технологии полного цикла.

Пострадает потребитель

Повышение акцизов не пройдёт незаметно. Цены на вина обязательно вырастут — это закономерное последствие изменений. Сильнее всего рост цен почувствуют покупатели с небольшим доходом. 90% вин покупают молодые девушки и женщины 22 — 45 лет. 50% вин в российских магазинах стоят до 200 рублей. И с повышением акцизов пласт бюджетных напитков подорожает на 20%. Об этом «Новой газете» рассказал директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Фото: politeka. net

Перейти на вино подешевле не получится, так как порошковой продукции в этом сегменте нет, и делать вина сложно, отметил главный редактор сайта «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов. Увеличится спрос на зарубежные вина, которые будут стоить как российские. От этого проиграют отечественные виноделы.

Плюс начнет со страшной силой развиваться подпольное производство алкоголя, контрафакта и подделок. Вместо того чтобы покупать бутылку вина, человек будет покупать бутылку поддельной водки», — уверен господин Смирнов.

Контрафакт на бою

Дробиз соглашается с экспертом: рост ставок на вино и винные напитки, которые состоят минимум на 50% из виноматериалов, вызовет рост на рынке подпольного виноделия. Страна страдает от «кустарной» водки и нелегальной розницы. Если цены на винные напитки и натуральные вина сравняются, то на «черном рынке» появится огромный объём нелегальных продуктов. Только цена на них будет 80 — 100 рублей.

Изменения противоречат идее Минздрава — сократить потребление алкоголя и перейти на менее крепкие напитки. Дробиз уверен, что сегодня в стране не пьют меньше крепких напитков в пользу вина. Жители России потребят 3,5 л вина на человека и 7,5 л — винодельческой продукции. А вот крепкого алкоголя — 15—16 литров. Президент «Опоры России» Александр Калинин заявил, что повышение цен и акцизов выгодно только производителям водки и других крепких напитков. Но Минфин посчитал, что нужно в принципе пить меньше.

Напитки покрепче, цены повыше

Ведомство полагает, что в 2020 году можно поднять минимальную цену на водку — до 230 руб. с 215. Также Минфин считает, что до 420 — 430 рублей стоит повысить минимальные цены на коньяк. Об этом пишет «Газета.Ру», ссылаясь на слова главы департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексея Сазанова.

Минфин полагает, что рост цен на спиртное вытеснит с рынка контрафакт, доходы в бюджет увеличатся. Повышение акцизов на вина ведомство объяснило нормами ВТО. Но президент «Опоры России» уверен, что у правительства фискальные мотивы.

Нет никаких норм ВТО, их никто не соблюдает. Это высосано из пальца. А в бюджете и так огромный профицит, зачем его еще увеличивать — мы не знаем», — заявил господин Калинин.

Фото: aripaev. ee

Цели разошлись с реальностью

Поправки должны помочь отечественным производителям, которые делают вина из собственного винограда и получают налоговый вычет. И налоговая нагрузка на производителей уменьшится. Но Вадим Дробиз не уверен, что это случится.

Государство пытается поддержать отечественную виноградарскую и винодельческую отрасль. Но денег у государства нет, поэтому государство решило это сделать за счет потребителя. Производитель сначала платит государству повышенный акциз, а потом через какой-то срок государство должно вернуть эти деньги производителю», — заявил эксперт изданию «Агроинвестор».

Рост цен на алкоголь должен выполнить цель Минздрава. Ведомство посчитало, что высокие цены на спиртное приведут к отказу от напитков. Это поможет профилактике здорового образа жизни. Только постепенные отказ от той же водки, связан не с ценами, а с трендами. Пить крепкие напитки теперь не так уж модно. И повышение цен на спиртное не приведёт к значимым последствиям. Люди, которые покупают «кустарные» напитки, продолжат это делать. Как и те, кто приобретал легальный алкоголь, уверен господин Дробиз. Но одновременное повышение цен на на слабые и крепкие напитки действительно может привести к росту контрафакта. И тогда вряд ли удастся достичь благородных целей.

Пиво — подакцизный товар или нет

Если вы задаетесь вопросом: пиво подакцизный товар или нет, ответ — да! Пенный напиток с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% и выше облагается акцизом. Безалкогольное не попадает под действие налога. Это постановление сформулировано в 22 главе Налогового Кодекса. В разделе «Акциз на алкоголь» пиво отсутствует. Государство берет налог на слабоалкогольный напиток как на самостоятельный товар.

Налог на пиво введен для того, чтобы повысить цену напитка и сделать его менее доступным. Акциз напрямую влияет на итоговую цену продукта, поступающего на прилавки. Разумеется, налог платит не покупатель, но эта издержка производителя или продавца уже включена в цену на товар розничного магазина или питейного заведения. Слишком дешевое пенное доступно разным сегментам потребителей. Предполагается, что повышение цены на товар подействует на спрос. А значит, меньший процент покупателей позволит себе данную покупку. Таким образом, Правительство минимизирует проблему алкогольной зависимости граждан.

Расширено право на повышенный вычет акциза

С 1 апреля 2021 года больше организаций получили право заявить вычет акциза с коэффициентом 2.

Это предприятия, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов. Вычет положен им при получении средних дистиллятов в качестве топлива для сжигания и выработки энергии.

Законодатели определили перечень документов, которые необходимы для подтверждения вычета. Среди них:

  • реестр накладных (актов приема-передачи) на поставку средних дистиллятов в качестве топлива;
  • регистры учета использованного топлива и отпуска энергии;
  • документы, подтверждающие выработку топлива по видам установок.

А при реализации средних дистиллятов для бункеровки морских судов сумму вычета нужно определять с учетом нового коэффициента Вдфо. Новые нормы п. 23 ст. 200 НК РФ установили порядок расчета этого коэффициента.

Эти изменения ввели подп. «б», «в» п. 11, подп. «а» п. 12 ст. 1, п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Кто платит акциз на пиво

Плательщиками акциза на пиво выступают организации, предприниматели или частные лица. В каких случаях возникает обязательство оплаты налога? Во-первых, если работа компании связана с подакцизным товаром. Это любые действия, совершаемые с пивом. К ним относятся: дарение, покупка, перемещение, продажа, производство и разлив.

Во-вторых, при изготовлении и сбыте напитка частная пивоварня и пивоваренный завод обязаны платить акциз на напиток. И предприниматель, купивший готовые солодовые сорта для дальнейшей реализации, покупает акциз. Разлив пива в тару признан законом частью производственного процесса, поэтому продавец обязан платить налог. В третьих, акцизное обязательство возникает при таможенных операциях с пивом. Импорт и экспорт хмельного напитка облагается налогом.

Расширено право на вычет акциза

С 1 апреля 2021 года применить вычет акциза получили право организации, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов.

Они могут получить свидетельство на совершение операций со средними дистиллятами и при его наличии заявить вычет при получении таких дистиллятов в качестве топлива.

Также законодатели расширили состав технологических процессов переработки средних дистиллятов. С 2021 года к ним относят:

  • замедленное коксование;
  • гидроконверсию тяжелых остатков;
  • получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов;
  • производство битума путем окисления гудрона.

Таким образом, предприятия, которые при переработке средних дистиллятов выполняют перечисленные операции, могут делать вычет по акцизу.

Кроме того, в НК РФ уточнены характеристики средних дистиллятов.

Всё это ввели в НК РФ ст. 1 и п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Ставки акциза на пиво

акциз на пиво

Ставка акциза на пиво подвержена ежегодным изменениям. Акциз распространяется и на алкогольные напитки, изготовленные на основе пива: медовуха, сидр и пуаре. Величина ставки принимается на заседаниях Правительства и публикуется как поправка к Налоговому Кодексу. Ставка выражена в твердой денежной форме за 1 литр. Причем, цена варьируется от степени содержания алкоголя в пенном напитке. Налоговая база — это объем проданных или переданных подакцизных товаров. Ставка и налоговая база определяют, какую сумму акциза будет оплачивать налогоплательщик.

Пивоваренная компания, которая приобрела сырье и произвела напиток в течение месяца, сталкивается с двойным акцизом. Она платит налог при покупке сырья для пивоварения и при передаче готового товара на продажу. Закон предусматривает для налогоплательщика снижение нагрузки платежей, что позволяет высчитать разницу акцизов и оплатить ее в следующем месяце, после отчетного.

В 2018-2019 году

Ставка акциза на пиво в 2021 году никак не менялась. Она была принята еще 2021 году и просуществовала вплоть до 2021. Акциз на пиво в 2021 году не отличается от акциза на пиво в 2021 году в России. Он установлен по следующим ставкам:

  1. На безалкогольное — 0 рублей за литр.
  2. На пиво с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% — 21 рубль за литр.
  3. На напитки из пива с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% — 21 рубль за литр.
  4. На пиво с содержанием алкоголя выше 8,6% — 39 рублей за литр.

При ввозе импортного пенного налогоплательщик платит ставку, соответствующую проценту содержания алкоголя в напитке. Российская Таможня при расчете обращается к ставке, принятой Налоговым Кодексом.

В 2021 году

Акциз на производство пива изменится в январе следующего года. Он составит:

  • 22 рубля на пиво и напитки из него с содержанием алкоголя 0,5%-8,6%;
  • 41 рубль на напиток с содержанием алкоголя выше 8,6%.

Неизменной останется нулевая ставка в декларации на безалкогольное пиво. На ввозимые пивные напитки и пиво распространяются аналогичные ставки.

акцизы в России https://grosh-blog.ru
сколько акцизов12 https://grosh-blog.ru
структура сбора акцизов в 2017 году https://grosh-blog.ru

Общие правила учета акцизов

Бухгалтерский и налоговый учет акцизов ведут прежде всего фирмы, связанные с производством подакцизных товаров, а также переработчики подакцизного сырья и импортеры подобных товаров.

Таким образом, подавляющее большинство налогоплательщиков использует подакцизные товары (например, приобретают бензин), но отдельный учет их не ведут. Акциз попадает сразу в стоимость приобретенного товара и отражается в общей сумме.

Как уплачиваются акцизы на ГСМ (дизельное топливо, бензин)?

К примеру, изготовитель определенного НК РФ товара рассчитывает акциз при продаже партии деловому партнеру. Если затем покупатель сам станет продавцом и перепродаст товар, необходимость начисления акциза отпадает.

Обратите внимание! Фирмы-производители подакцизных товаров не могут применять ЕСХН, кроме производителей винной продукции из собственного винограда (ст. 346.2-6 п. 2). Также под запретом и применение УСН (ст. 346.12-3 п. 8), кроме собственной винной продукции. Налогоплательщики на «вмененке» уплачивают акцизы на общих основаниях (ст. 346.26 п. 4).

Порядок учета акцизов на счетах БУ уточнил Минфин в письме №96 12/11/96 (р. 2):

  1. Для учета акцизов бухгалтер применяет счет 19 с открытием на нем с/счета «Акцизы по оплаченным МЦ» и счет 68, используя с/счет «Расчеты по акцизам».
  2. Фирма обязана организовать раздельный учет акцизных сумм по ТМЦ оприходованным и оплаченным и по ТМЦ, которые не оприходованы и не оплачены.
  3. В учетных регистрах БУ акцизы должны выделяться отдельной графой.
  4. Учет акцизов должен быть построен так, чтобы обеспечить получение корректной информации для составления налоговых деклараций.

Как уплачиваются акцизы на средние дистилляты?

Порядок и срок уплаты

Оплатить акциз на пиво можно после его расчета и внесения в налоговую декларацию. Она формируется и оплачивается ежемесячно. Безалкогольное тоже декларируется, но проходит по нулевой ставке. Оставить его без учета нельзя. Чтобы рассчитать акциз на производство пива, налогоплательщик пользуется формулой:

Акциз = Ставка акциза * Налоговая база

Допустим, пивоваренная компания произвела за один месяц 200 литров безалкогольного, 350 литров пива с содержанием алкоголя 4%, 330 литров напитка с содержанием алкоголя 6% и 150 литров с содержанием алкоголя 9%. Определим сумму акциза компании:

  1. 21 * (350 + 330) = 7 280 рублей
  2. 39 * 150 = 5 850 рублей
  3. 7 280 + 5 850 = 13 130 рублей

Компания оплатит акциз в 13 130 рублей и обязательно укажет 200 литров безалкогольного напитка с нулевой ставкой. Учет ведется по каждому виду пива отдельно.

Сдать декларацию в Налоговый орган плательщик должен до 25 числа каждого месяца. Оплата акциза перечисляется в 2 этапа: до 25 числа следующего месяца и 15 числа второго месяца. Платеж и аванс вносят все изготовители, кроме отдельной категории — пивовары. Им разрешено внести косвенный налог один раз: при реализации или передаче пива. Обычное хранение хмельных напитков акцизом не облагается. Передача с производства на хранение пива не является подакцизной операцией. День отгрузки пива изготовителем продавцу — это дата реализации.

Налоговая инспекция штрафует за подачу декларации позже установленного срока, за занижение налоговой базы и незаконные действия или бездействия. Неуплата акциза на пивные напитки в срок предполагает штраф в 20% от стоимости недоимки. А за факт умышленной невыплаты — 40% от недоимки. Уголовная ответственность применяется за факт неуплаты акциза на пиво в крупном размере. Налог необходимо платить вовремя.

Стандартные проводки по акцизам

Продажа

В случае продажи подакцизного товара могут быть два варианта проводок: Дт 90/4 (или 91/2) Кт 68 и Дт 19 Кт 68 – отражен акциз при продаже подакцизного товара. Счет 91/2 применяют при безвозмездной передаче соответствующего товара, например, при проведении рекламной акции.

Как заполнить декларацию по акцизам на дизельное топливо?

Первая проводка актуальна, если акциз предъявляется покупателю. Счет 68 здесь корреспондирует со счетом выручки от реализации соответствующего товара. Если покупателю акциз не выставляют, применяется вторая проводка.

Поясним на условном примере. Фирма-производитель алкогольной продукции реализовала оптовику партию на сумму 30000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 5125 руб. 30000/1,2 = 25000 руб. 30000 – 25000 = 5000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 30000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 5000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 90/4 Кт 68/расчеты по акцизам 5125 руб. – начислен акциз при продаже алкоголя.

Акцизы, предъявленные покупателю к оплате, в целях налогообложения прибыли в расчет не берутся (письмо Минфина №03-07-06/59 от 9/03/11).

Другой пример. Продавец, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, реализует его в переработку другой фирме, также имеющей свидетельство на переработку. Реализовано товара на 960 000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 588800 руб.960000/1,2 = 800000 руб. 960000 – 800000 = 160000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 960000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 160000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 19/акцизы Кт 68/расчеты по акцизам 588800 руб. – начислен акциз при продаже сырья.
  • Дт 68/расчеты по акцизам Кт 19/акцизы 588800 руб. – акциз принят к вычету продавцом согласно счетам-фактурам.

Акциз всегда начисляется в день отгрузки, даже если в договоре право собственности покупатель приобретает в момент оплаты. По общему правилу (такое применяется, к примеру, в отношении НДС) днем отгрузки считается день оформления первого из документов на покупателя. Акциз по неоплаченной, но отгруженной продукции можно фиксировать проводкой Дт 76 Кт 68/расчеты по акцизам, с открытием на 76 счете отдельного с/счета. После перехода права собственности кредитуют 76 счет: Дт 90/4 Кт 76.

Единая государственная автоматизированная информационная система

Последним нововведением есть обязательное подключение к единой информационной ЕГАИС всем, кто желает продавать крепкие напитки. И не имеет значения в розницу или на разлив. Именно благодаря этой системе стало возможным осуществлять строгий контроль каждой из единиц товара. Поэтому, начиная с 2021 года, запрещено продавать акцизный продукт без подключения к этой базе данных. Пойманные на таком нарушении будут обязаны оплатить немалые суммы в виде штрафов.



Как работает ЕГАИС

Эта система контроля позволяет также молниеносно определять данные ввезенного поступления: когда и кем был ввезен в страну, показатели состава, крепости и место реализации. С помощью ЕГАИС стало возможным избегать контрабандного товара. Чтобы алкогольный бизнес процветал нужно:

  • приобрести новые акцизы на алкоголь;
  • подключится к ЕГАИС;
  • получить лицензию. И не имеет значения, каким видом занимается предприниматель. Лицензионное разрешение есть обязательным для всех без исключения.

Для выдачи последней существует Федеральная служба по регулированию алкогольных продуктов. У нее есть филиалы в Москве и других крупных городах страны. Это наделяет ее преимуществом, поскольку дает контроль над изготовителями и покупателями даже на местных рынках. Прежде чем обращаться в службу за разрешением, всем юридическим особам нужно собрать соответствующие документы и заполнить заявление на ее приобретение.

Исключение: частные предприниматели, продающие пиво и напитки могут делать это без разрешения, при условии имеющегося постоянного торгового места.

Эксперты федеральной службы рассматривают запрос на протяжении месяца. После чего, вправе и отказать в лицензии, если на это есть причины. Если же было принято положительное решение, то документ выдается максимум на пять лет.

Исчисление и уплата акцизов

В этой части нашего разговора приведем пример того, как рассчитывается акциз, например, по фиксированной ставке.

Для этого применяется такая формула расчета:

А = Нб * Тс, гдеА – это начисляемая сумма акциза, Нб – база налога (количество реализованных товаров), Тс – твердая ставка.

Итак, компания С. произвела и продала 700 литров пива, которое является крепким. Значит, оплатить ей придется: 700 * 21 = 14 700 рублей.

Расчет по комбинированной ставке производится по следующей формуле:

А = Нб * Тс + О + Ас /100%, где А – сумма акциза, Нб – база налога, Тс – твердая ставка, О – сумма, которая будет получена при реализации Нб, Ас – ставка в процентах.

Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен

Акцизом называют пошлину, которая установлена государством для производителей алкогольных напитков, табачных изделий и ряда других товаров. Но сегодня мы остановимся подробнее только на налоге для производителей алкоголя. Данный налог называют внутренним, действующим в границах государства.

Кроме того, акцизы в России включены в стоимость товаров, а значит и потребитель оплачивает их. Если же подакцизная продукция реализуется в розницу, сумма акциза не выделяется.

Так для чего же нужны акцизы? Ответ прост: чтобы государство получало прибыль от изготовления продукции, которая популярна у населения. А также, по словам экспертов, повышение акцизов – действенная мера в борьбе с излишним употреблением алкоголя.

Негативные стороны:

  • Увеличение объемов незаконно ввозимого алкоголя;
  • Риск увеличения продаж заведомо некачественных алкогольных напитков.

Плательщики и объекты

Объектами налогообложения акцизом принято считать операции:

  • реализация по территории государства изготовленной подакцизной продукции, в том числе и предмета залога;
  • передача продукции в пределах РФ для дальнейшего личного использования;
  • передача по территории РФ изготовленного подакцизного товара в уставной капитал компании, паевое соглашение кооператива и так далее;
  • передача изготовленного товара участникам, если они выбыли из общества либо компании, в пределах государства, что касается также и товара, изготовленного по условиям соглашения, который был передан участникам в качестве долевого имущества;
  • реализация юридическими лицами подакцизной продукции, которая была конфискована либо является бесхозной согласно решению судебного органа.

Статья №79 Налогового кодекса РФ включает в себя перечень следующих плательщиков акциза.

ПлательщикТолкование
ОрганизацияОсуществляет деятельность с подакцизным товаром
Индивидуальные предпринимателиОсуществляющие операции, связанные с изготовлением либо реализацией пива
ГражданеОсуществляющие операции, связанные с транспортировкой товара через таможню

Принятый ГОСТ приравнивает процесс разлива пивной продукции к изготовлению, поэтому на это устанавливаются акцизы.

Кроме того, согласно ст. 182 Налогового кодекса РФ, разлив пива на территории РФ приравнивается к его изготовлению, поскольку это относится к производственному процессу согласно принятым нормативно-правовым документам Правительством РФ.

Организация, которая осуществляет свою трудовую деятельность, связанную с разливом пивной продукции, относится к обычным плательщикам акциза.

Фирма закупила пиво в пивных бочках, а после приступило к разливу по тарам. В дальнейшем оно перепродается в магазины, значит, в обязательном порядке должен быть начислен акциз.

Читайте также: