Динамика налоговых поступлений в бюджет рк

Опубликовано: 16.05.2024

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме "запрос-ответ" через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


Цифровое настоящее: эффективность налогового контроля.

Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.

щш
олр

Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ

шг

Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

1) на 19% — за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

2) на 25% — в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

3) на 14% (390 млрд р.) — за счёт повышения эффективности налогового контроля.

лот

За январь — май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности — 55%).

Рост поступлений по основным налогам

щшо

ор

Эффективность налогового контроля

Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).

7н

Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса — 1 из 4000.

В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире — 0,9%.

Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года.

Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов

За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.

гшр

Эффективность взыскания

Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% ( 2 п.п. к 2018 г.).

На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет).

Некоторые выводы по 2018 г.

В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд — около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя — какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

Показатель 0,1% назван в отчете о работе ФНС за 2018 г. по строке «доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в общем количестве решений налоговых органов, вынесенных по результатам налогового контроля».

Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 — 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма — около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

Так, например, при оценке эффективности судебной работы ФНС за 2017 г. указывается, что налогоплательщикам удалось признать недействительным доначисление 20% от оспариваемых сумм в 238,6 млрд.р. (что составляет 47,7 млрд.р. или 0,22% от налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2018 г.). Такую оценку дает профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ Мороз В.В. (см. «Налоговый контроль и необходимость его совершенствования» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие налоговой преступности» (Москва, 31 мая 2018 года), с.45).

1. ФНС реализуются проекты «обеления» проблемных отраслей через саморегулирование участников рынка: создана Ассоциация добросовестных участников рынка АПК (8 тыс.участников); для повышения прозрачности рынка технической эксплуатации и клининга запущен Реестр добросовестных фасилити-операторов (181 участник на 1 .09.19). Поступление НДС от участников в первом квартале 2019 увеличилось в 2,5 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составило 2 млрд р.

2. Количество компаний с признаками недействующих организаций (однодневок), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.

о

Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

3. Реализуются проекты маркировки товаров, прослеживания импортируемых товаров, интегрируются информационные системы налоговых и таможенных органов, осуществляется реформа ККТ и перевод малого бизнеса на онлайн кассы, введен специальный режим «налог на профессиональный доход» .

4. Реформирована система администрирования крупнейших налогоплательщиков (это более 3000 компаний, обеспечивающих 51% налоговых доходов), которые администрируются экстерриториально по отраслевому признаку в 8 межрегиональных и 12 межрайонных инспекциях. Такой подход позволит создавать «волновой эффект» на отрасль, а также применять единую судебную практику по важным методологическим отраслевым вопросам.

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 — 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы — 3 млрд р., сумма налогов — 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем — значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы попоследовательно совершенным операциям, в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов — из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 — 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. — налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

Сыктывкарский Государственный Университет имени Питирима Сорокина

Научный руководитель: Некрасова Галина Андреевна, старший преподаватель кафедры финансового менеджмента Сыктывкарского Государственного Университета имени Питирима Сорокина. Цапков Евгений, Цепин Никита, Тарабукин Никита, Кабылбек Азизбеков, студенты Института Экономики и Финансов СГУ им.Питирима Сорокин

УДК 332.1

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет Республики Коми формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления зачастую формируют большую часть, так как в целом система налогообложения создана, с целью формировать бюджеты разных уровней.

Республика Коми является субъектом Российской Федерации. В Коми сосредоточено много природных ресурсов, так же в республике богатые леса, поэтому крупные компании в Коми занимаются деятельностью именно в данных отраслях.

Население Республики Коми составляет 900 000 человек. В последнее время наблюдается отток населения в более теплые регионы. Работа в северных регионах преследует вахтовый метод трудоустройства.

Поступление налогов в бюджет напрямую связано с количеством населения, с количеством производств в регионе. Прогнозирование данного показателя помогает формировать проекты бюджета на бедующие периоды и в целом следить за благосостояние региона.

В общей сумме налоговых поступлений можно выделить лидера это налог на добычу нефти, который составляет 47% от общей суммы налогов. Также налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) и налог на имущество составляют 20%, налог на прибыль около 12%, акцизы составляют 7% и НДС 6%.

В данном исследовании мы рассмотрим динамику налоговых поступлений в бюджет, отразим факторы влияющие на налоговые поступления. Так же построим модель регрессии и спрогнозируем поступления на ближайшее будущее. В итоге выявим проблемы в данной сфере и рассмотрим возможные решения данных проблем.

1.Теоретические и методические основы изучения проблемы

Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Таким образом, к признакам налогов относят:

• легитимность (налоги взимаются только с законных операций),

• индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика,

Факторы, оказывающие влияние на налоговые поступления в Республиканский бюджет.

На основе статей и информации о налогах в Республике Коми мы выделили семь основных факторов. Определенные факторы прямо влияют на сумму налогов (например, сумма налогов от физ. и юр. лиц), другие факторы влияют более косвенно (например, объемы добычи нефти), но все они оказывают немаловажное влияние на формирование налоговой базы и на сами налоговые поступления.

Таблица 1. Факторы влияющие на налоговые поступления в РК (динамика за 10 лет)

Сумма налогов, поступающих от предприятий

Сумма налогов, поступающих от физ лиц

Уровень занятости населения(%)

Мировые цены на нефть

Количество налоговых правонарушений

Добыча нефти в млн. тонн

Сумма налогов поступающих от физических лиц и предприятий увеличиваются в динамике, соответственно в 2 раза увеличились поступления от физических лиц и в 1,5 раза от предприятий. Уровень инфляции к 2008 году сократился, а уровень занятости населения вырос. Цены на нефть упали, но так же стоит помнить о рубле, который упал в 2 раза. Налоговые правонарушения увеличились, пик нарушений был в 2014 году, в том же году соответственно была волна кризиса, что могло повлечь уклон от налогов. Добыча нефти за 10 лет увеличилась. Темпы прироста факторов по каждому году представлены в Таблице 2.

Сумма налогоплательщиков предприятий

Сумма налогоплательщиков физ лиц

Уровень занятости населения(%)

Мировые цены на нефть

Количество налоговых правонарушений

Добыча нефти в млн. тонн

Количество налоговых правонарушений. Какую либо зависимость данного фактора сложно выявить, так как год от года показатель то увеличивается, то уменьшается. Зависимость можно проследить только с 2015 по 2017 год, в связи проведении более тщательных проверок со стороны ФНС. Данный показатель является важным так как от вовремя выявленных налоговых нарушений зависит немалая часть бюджета. Так за 2017 год в бюджет республики не поступило более 280 млн .рублей .

Уровень занятости населения имеет прямое влияние на уровень налоговых поступлений, т.е. чем выше количество работающего населения, тем выше налоговые поступления. Данный показатель в республике находится на стабильном уровне в 72-75% , это выше чем показатель в среднем по стране.(59,3%)

Сумма налогов с предприятий по республике Коми с 2009 года по 2011 увеличилась на 30%. С 2013 года по 2014 тоже наблюдался рост, но далее видим, что особых изменений не было, только в 2017 был спад на 1 %. Налоги с предприятий очень важны, так как они являются доходами бюджета государства и субъектов.

Сумма налогов с физических лиц в РК 2009 по 2010 год практически не менялась, но с 2012 году выросла на 21,6% далее в 2013 на 8,25% , потом снова на 14%.

Цены на нефть и добыча нефти важные факторы именно для Республики Коми, так как субъект является богатым на природные ресурсы. Предприятия работают в данной отрасли и соответственно платят налоги, которые в части поступают в региональный бюджет.

Анализ данных, сравнительный анализ, построение модели регрессии.

Оценим налоговые поступления в Республике по годам. Также рассмотрим структуру налоговых поступлений в Республике Коми и сравним данные с другими регионами. Данные для анализа берем из документов о исполнении бюджета субъектов.

Налоговые поступления в динамике растут с каждым годом. Относительно 2008 года налоговые поступления выросли в 2,1 раза в основном за счёт увеличившихся в 2 раза налогов от физических лиц. Данный момент можно связать с увеличением средней заработной платы физических лиц с 23,8 тысяч рублей в 2008 году до 40,7 тысяч рублей в 2017 году.

Самый большой темп прироста был в 2014 году и в 2017 году. Связано это с резким скачком роста налоговых поступлений от предприятий. Так в 2014 году поступления в сравнении с 2013 выросли на 36,8% , а в 2017 в сравнении с 2016 на 17%.

Налог на прибыль, доходы

Налог на товары

Налог на совокупный доход

Налог на имущество

НиС за польз.природ.ресурсами

Структура налоговых поступлений не сильно изменилась за 10 лет. на первой позиции остается налог на прибыль, доходы. Он формирует большую часть налоговых поступлений.

За 10 лет структура налоговых поступлений не сильно изменилась. Налог на прибыль, доходы упал на 10% в общей структуре. Налог на имущество вырос на 17%. Также платежи за пользование природными ресурсами уменьшились на 8%.

В принципе структура налоговых поступлений достаточно взвешена и стандартизована для различных субъектов Российской Федерации.

Проанализируем налоговые доходы нескольких субъектов РФ и сравним их динамику и структуру.

Таблица 6. Налоговые доходы субъектов РФ за 2017 год.

Налоговые доходы 2017 год

192 007 850 000

205 372 400 000

Сравнивая налоговые поступления РК с другими субъектами РФ можно отметить умеренную доходность. Поступления РК составляют всего 30,6% от поступлений Краснодарского края и 231% налоговых доходов Кировской области. Такая разница обусловлена количеством населения, проживающего на территории субъекта, наличием организаций и группой факторов названных выше.

-Анализ факторов оказывающих влияние

Факторы, оказывающие влияние:

ü Сумма налоговых поступлений от физических лиц

ü Сумма поступлений от юридических лиц

ü Уровень инфляции

ü Уровень занятости населения

ü Мировые цены на нефть

ü Количество налоговых правонарушений

ü Добыча нефти в РК

Определенные факторы влияют косвенно, а некоторые имеют прямое влияние на налоговые поступления в бюджет Республики.

Факторы, влияющие напрямую, это: сумма налоговых поступлений от физ. и юр. лиц, уровень занятости населения, количество налоговых правонарушений.

Таблица 7. Факторы, напрямую влияющие на налоговые доходы бюджета.

Сумма налогов, поступающих от предприятий

Сумма налогов, поступающих от физ лиц

Уровень занятости населения(%)

Количество налоговых правонарушений

В разрезе 10 рассмотренных лет все показатели имеют положительную динамику. Показатели суммы налогов от физ. и юр. лиц возрастают, что является положительной тенденцией для бюджета. Уровень занятости населения также увеличился, соответственно в бюджет поступает больше налогов (НДФЛ). Последний показатель – количество налоговых правонарушений, увеличение данного показателя плохая тенденция, так как часть налогов не пополняет бюджет. В связи с этим стоит более жестко проводить налоговую политику для правонарушителей.

-Построение модели регрессии

По выбранным факторам постоим корреляционную матрицу.

X1- Темп прироста налоговых поступлений от предприятий

X2- Темп прироста налоговых поступлений от физ.лиц

X3-Темп прироста инфляции

X4-Темп прироста цен на нефть

X5-Темп прироста уровня занятости населения

X6-Темп прироста налоговых правонарушений

X7- Темп прироста добычи нефти

0,9764

Исходя из анализа можно заметить. что на темп прироста налоговых поступлений оказывает сильное влияние только один фактор – темп прироста налоговых поступлений от предприятий.

Исходя из этого, мы будем строить регрессионную модель. Соответственно линейная регрессионная модель будет показана на графике.

Чем ближе значение коэффициента детерминации к 1, тем сильнее зависимость. Соответственно в нашей модели очень сильная зависимость.

Обоснование возможных направлений решения проблемы. Построение прогнозов

-Проблемы, связанные с налоговыми поступлениями РК

1)Одной из значимых проблем ,связанных с налоговыми поступлениями в Республике Коми является проблема налоговых правонарушений. Так в 2017 году в Республике Коми было выявлено 32 налоговых нарушения или около 3% от общего количества налоговых правонарушений в целом по России, что является плохим результатом для такого небольшого региона. Степень важности и актуальности данной проблемы подтверждается особым вниманием со стороны правительства.

Большое количество правонарушений ведёт к снижению налоговых поступлений в бюджет Республики Коми, что может привести к его дефициту и нехватки средств на осуществления различных социально-экономических благ, что приводит к снижению уровня жизни граждан и снижению скорости развития региона в целом, а также к искажению ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции.

К решениям данной проблемы можно отнести:

1)Разработка различных организационно-правовых методик для своевременного выявления и предотвращения противоправных действий.

2) усовершенствование текущей нормативно-правовой базы, вследствие чего устранить законные пути, дающие нарушителю уклониться от выплаты налогов.

3)Ужесточение мер и наказаний в отношении злоумышленников.

4) В отношении лиц уклоняющихся от налогообложения в Регионе с помощью оффшорных компаний и стран, в которых низкий уровень налогообложения, использовать институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний. Суть данного метода заключатся в том, что не распределяемый между учредителями доход иностранной контролируемой компании может учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль и включаться в доход материнской компании.

5)Формирование налоговой культуры , а также повышение налоговой грамотности населения в целом.

6) Сотрудничество России с другими странами Европы и мира для борьбы с уклонением от выплаты налогов.

2) Высокая зависимость от эффективности функционирования предприятий.

В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимает налог на прибыль(62%). Налог на прибыль формируется исходя из полученной прибыли предприятия. В периоды кризиса и прочих неблагосклонностей рыночной конъюнктуры это сильно повлияет на налоговые доходы субъекта. Неудовлетворительные финансовые результаты компаний отразятся в социально-экономической сфере, в частности – на налоговых поступлениях. Настолько сильная зависимость - обыденность для субъектов РФ, которые используют меры по предотвращению и смягчению негативных последствий.

1. Страхование. В процессе страхования предприятию обеспечивается страховая защита по всем основным видам его рисков .При этом объём возмещения негативных последствий рисков страховщиками не ограничивается — он определяется стоимостью объекта страхования, страховой суммы и размером уплачиваемой страховой премии.

2.Антикризисное управление - основными направлениями антикризисного управления на уровне хозяйствующего субъекта считаются постоянный мониторинг финансово-экономического состояния предприятия; разработка протоколов, гарантирующих целостность информационных потоков на предприятии; разработка новых управленческой, финансовой и маркетинговой стратегий; сокращение постоянных и переменных издержек; повышение производительности труда; привлечение средств учредителей; усиление мотивации персонала.

К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.

3. Вмешательство государства. Как правило, антикризисная экономическая политика государства реализуется на трех уровнях:

поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства; предупреждение и недопущение кризисов в экономически и социально значимых сферах, например, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта; уменьшение негативных последствий банкротства предприятий, как с точки зрения занятости населения, так и интересов инвесторов и кредиторов.

3)Около 60% налоговых поступлений уходит в государственный бюджет. Это ведёт к снижению налоговых поступлений в бюджет Республики Коми в следствие чего это значительно замедляет развитие региона , так как вместо 110 млрд рублей в бюджет республики поступает только 50, вследствие этого бюджет республики является дефицитным и нуждается в помощи государства. Также из-за нехватки денежных средств на развитие инфраструктуры и экономики региона наблюдается отрицательный приток населения.

1)Пересмотр налоговой политики в отношение субъектов федерации.

2)Усовершенствовать систему и методы борьбы с коррупцией.

3)Снизить государственный гнёт по отношению к субъектам федерации и тем самым предоставить им больше самостоятельности.

4)Сократить количество налогов поступающих в федеральный бюджет с менее развитых субъектов федерации, тем самым оставить им больше средств для развития региона.

-Методы прогнозирования для налоговых доходов бюджета РК (преимущества и недостатки)

Cтатистические и эконометрические методы (данные методы лежат в основе специальных методов):

- метод экстраполяции (тренда), продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом. Разновидностью этого метода является метод аналитического выравнивания. С помощью этого метода находиться плавная линия развития данного явления, характеризующая основную тенденцию динамики.

- метод экспертных оценок. Для разработки прогноза формируется группа экспертов, проводится экспертиза и обрабатывается результаты.

- макроэкономическое моделирование. Макроэкономические модели представляют собой регрессионные уравнения зависимости объема налоговых поступлений от одного или нескольких макроэкономических показателей, предположительно имеющих связь с фактической базой обложения или определяющих ее величину, а так же характеризующих уровень собираемости налогов. Но так как данная модель отличается сложностью и требует огромного объема информации и средств для построения, она применятся крайне редко.

-Прогноз налоговых доходов бюджета

Рассмотрим два метода прогнозирования в Excel.

Данные для прогноза берем из главы 2: налоговые доходы бюджета.

Таблица 9. Прогноз налоговых доходов с функцией ПРЕДСКАЗ

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме "запрос-ответ" через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

Читайте также: