Денежный залог как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов

Опубликовано: 12.05.2024

На Совете для обсуждения были вынесены следующие вопросы:

  1. Проблемы определения и возврата сумм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
  2. Информация о работе, проводимой Евразийской экономической комиссией по подготовке и принятию решений, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
  3. Проблемные вопросы маркировки товаров в соответствии с требованиями, установленными в рамках ЕАЭС.

По первому вопросу выступала Ионичева Валентина Николаевна, советник руководителя по ВЭД КА «Таможенный адвокат». В своей презентации Валентина Николаевна рассмотрела такую важную тему, как размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости товаров и проблемы возврата обеспечения. Известно, что при проведении дополнительной проверки таможенный орган направляет декларанту, таможенному представителю расчет сумм обеспечения, в соответствии с Решением КТС № 376. Валентина Николаевна обратила внимание, что в большинстве случаев расчет такого обеспечения (рассчитанного таможней) превышает суммы доначисленных таможенных пошлин, налогов, в 23 – 25 раз. В своей презентации г-жа Ионичева показала выборку из 10 деклараций одной компании, наименование которой она не стала приводить из соображений конфиденциальности, но заметила, что готова представить все документы по конкретному делу представителям ФТС России, присутствовавшим на заседании Совета. Валентина Николаевна сослалась на стандарт 5.6 Киотской конвенции, в котором сказано, что в случаях, когда требуется представление гарантии, сумма представляемой гарантии должна быть возможно минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму пошлин и налогов, потенциально подлежащих взиманию. Далее Валентина Николаевна проанализировала положения действующего Кодекса, Кодекса ЕАЭС и проекта Федерального закона «О таможенном регулировании» по вопросам определения размера обеспечения, неприменения обеспечения:

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Статья 65. Определение размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

1. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 ТК ТС.

1. Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно в государстве-члене, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей, статьей 146 и пунктом 4 статьи 287 настоящего Кодекса исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в ином размере.

2. Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. В случае если при определении размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу отсутствия точных сведений о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), такая сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется Комиссией.

5. При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

5. В случае проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 настоящего Кодекса, может быть, в частности, использована:

1) информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;

2) таможенная стоимость товаров без учета заявленных вычетов и скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

3) таможенная стоимость товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Проект Федерального закона «О таможенном регулировании» (ст. 56) об условиях неприменения обеспечения для декларанта и таможенного представителя:
3. При выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 121 Кодекса Союза обеспечение не предоставляется в случаях (ПП. 1 п. 2 – в случае если декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор), предусмотренных указанными статьями Кодекса, а также в следующих случаях:

1) таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, при выполнении условий, определенных п. 8 ст. 55 проекта ФЗ (размер обязанности по уплате таможенных платежей не превышает в 2018 году – 20%, в 2019 году – 35%, в 2020 и последующих годах – 50% суммы обеспечения исполнения обязанности таможенного представителя);

2) декларантами перемещаемых товаров выступают лица, отвечающие условиям, установленных пунктом 6 части 2 ст. 55 (отсутствуют вступившие в силу постановления об АП; совокупная сумма исполненной декларантом обязанности по уплате таможенных и иных платежей за три календарных года, составляет не менее 7 миллиардов рублей и т.д.).

Г-жа Ионичева продемонстрировала выдержку из заключения об оценке регулирующего воздействия на законопроект: «Разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных материалах не приведены убедительные доводы и (или) расчеты в пользу установления указанных выше предельных значений показателей совокупной суммы исполненных денежных обязательств по уплате таможенных платежей и совокупной стоимости активов декларанта». И указав на сопутствующие проблемы возврата обеспечения (п. 10 ст. 67 ТК ТС), и проблемы, связанные с корректировкой таможенной стоимости, Валентина Николаевна в своем докладе озвучила следующие выводы:

  1. Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов значительно превышает размер подлежащих уплате таможенных платежей.
  2. Возникают проблемы с возвратом суммы денежного залога.
  3. Практика корректировки таможенной стоимости в разных таможенных органах различна.
  4. В настоящее время не предусмотрены ограничения по расчету размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
  5. Требуется автоматизация процедуры расчета обеспечения при минимальном участии таможенного инспектора.

Валентину Николаевну по поводу возможности возврата обеспечения поддержал генеральный директор ООО «РусБалт» Арановский Владимир Ильич, он рассказал о практике возвратов их компанией. Согласно п. 9 ст. 149 ФЗ «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ, заявление о возврате (зачете) денежного залога подлежит возврату лицу, внесшему денежный залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей без рассмотрения (но с мотивированным объяснением причин невозможности рассмотрения), в случае отсутствия в этом заявлении требуемых сведений и (или) непредставлении необходимых документов. А срок рассмотрения заявления составляет 21 рабочий день (30 календарных дней), да и пакет документов получается очень громоздким.

Как пояснил Владимир Ильич, таможня все отказы обосновывает, но происходит это только через 30 календарных дней (а иногда сроки не соблюдаются), и компании приходится начинать все сначала и не факт, что в новое заявление не закрадется новая ошибка. Таким образом, возвращать денежный залог можно очень долго. Г-н Арановский предложил возвращать обеспечение на единый лицевой счет участника ВЭД на основании внесенных изменений в декларацию на товары, без заявления, чтобы участник ВЭД мог использовать эти деньги для других ДТ, а в случае, если участник ВЭД хочет вернуть деньги в связи с прекращением деятельности, обязать его предоставлять заявление.

Председатель Совета Петров Георгий Георгиевич попросил прокомментировать доклад г-жи Ионичевой и замечания, поступившие от других членов Совета, начальника отдела администрирования обеспечения таможенных платежей Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, Фомина Александра Сергеевича. Александр Сергеевич заметил, что это очень серьезный и важный вопрос. И система автозачета в новом законодательстве заложена, т.е. таможенный орган должен будет в течение пяти рабочих дней автоматически зачитывать внесенное обеспечение в счет авансовых платежей, без какого либо заявления. Что касается заявления, то оно будет требоваться, когда обязательства по уплате таможенных платежей не возникло. Например, вы внесли обеспечение под доставку товара, оформили гарантийный сертификат, а товар не пришел, и в этой конкретной ситуации таможенный орган не знает, будет все же товар или его не будет, поэтому в данном случае, для возврата обеспечения необходимо будет подать заявление на возврат. В ситуации дополнительной проверки, для возврата обеспечения, заявления не потребуется. Так же г-н Фомин рассказал о том, что таможенная расписка будет оформляться в электронном виде. А вообще, вопросы корректировок, внесения обеспечения и его возврата еще обсуждаются регуляторами.

Сергей Александрович отметил, что вопрос размера обеспечения весьма актуален и проблема, скорее всего не в расчете размера обеспечения, а в причине, ведь сам расчет – это просто арифметическое действие. Со слов г-на Фомина, это проблема более широкая, так как вопрос стоит в том, что берется за основу расчета обеспечения. Если смотреть норму ТК ТС, 88 статья, то там написано: если сведений не достаточно, то берутся максимальные сведения и по стоимости, например, однородного товара и по ставкам таможенных пошлин. В настоящее время внедряется норма расчета размера обеспечения, и осуществляться такой расчет будет автоматически, но первичные данные будет все равно вводить инспектор. А в этом и есть претензия бизнеса к таможне. Т.е. проблема в том, что берется за основу расчета. Например, для дополнительных проверок для обеспечения должна браться дельта между тем, что уплачено и тем, что должно быть уплачено, и именно эта дельта должна вноситься как обеспечение. Нормы нового Кодекса не допускают возможности отклонений: для одних – поменьше, для других – побольше. И это законодательство мы уже не сможем поменять. Но есть особенности, допускающие отклонения при генеральном обеспечении, т.е., например, если надо внести рубль, то по факту можно будет внести 50 копеек. Такой подход заложен для транзита. Исходя из всего этого, в части автоматизации, наверное, надо будет идти по другому пути, может быть по пути перехода к генеральному обеспечению. Это намного удобнее, особенно для тех, кто постоянно возит товары и у кого постоянно возникают дополнительные проверки. Вообще, надо заметить, что данная тема достаточно дискуссионная. И этот раз не исключение, не все присутствующие были согласны с мнением г-на Фомина.

С информацией о работе ЕЭК по подготовке и принятию решений, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС выступила заместитель начальника отдела таможенного законодательства департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, Селиванова Мария Анатольевна. Мария Анатольевна рассказала о Решениях ЕЭК по вопросам в сфере таможенных правоотношений, которые должны вступить в силу под реализацию нового таможенного кодекса с января 2018 года. Большинство Решений уже принято. По словам г-жи Селивановой, 12 и 19 декабря на Коллегии и на Совете будут обсуждаться проекты оставшихся Решений, и пока остаются разногласия по таким актам, как Решения по Свободным экономическим зонам и по товарам, перемещаемым физическими лицами. Но Комиссия обещает завершить решение всех вопросов к началу наступающего года.

По проблемным вопросам маркировки товаров в соответствии с требованиями, установленными в рамках ЕАЭС, докладывала советник генерального директора группы компаний «СВ-ТРАНСЭКСПО», Лякишева Марина Всеволодовна. Марина Всеволодовна осветила вопросы маркировки товаров знаком обращения на рынке ЕАЭС и маркировки, предназначенной для прослеживаемости товара от производителя до покупателя, продемонстрировала неоднозначность толкования норм по вопросам маркировки знаком ЕАЭС, рассказала, почему России не выгодно маркировать товар вне территории стран-участниц ЕАЭС, и в отношении каких товаров планируется введение обязательной маркировки средствами идентификации.

В конце доклада Марина Всеволодовна задала вопрос: целесообразно ли подменять государственную систему прослеживаемости товаров на затратную для бизнеса дополнительную к иным систему маркировки товаров? На вопрос Марины Всеволодовны ответил Георгий Георгиевич Петров. Он сказал, что в рамках бизнес диалога, который ТПП осуществляет совместно с ЕЭК, вопросы маркировки поднимались неоднократно. Как показывает практика других союзных государств (в Армении маркируется более 40 товаров, а в Беларуси – более 20), маркировка дает свои положительные результаты – отсутствие контрафакта, теневой экономики, собираемость налогов и т.д. Позитив заключается в том, что у РФ четкая договоренность с ЕЭК, что перечень маркируемых товаров не будет расширяться без консультации с ассоциациями бизнеса. Скорее всего, после шуб, первым, на что потребуется нанесение маркировки – будут лекарства, хотя уже принято решение о маркировке обуви. Обувное сообщество импортеров идет на это, и пилотный проект начнет работать с 1 января 2018 года. Что касается системы отслеживаемости и контроля, вопрос не стоит – надо или не надо, ее необходимо делать, но делать так, чтобы она работала. И не надо преувеличивать расходы бизнеса, радиочастотная метка стоит порядка 10 центов.

Это был последний Совет ТПП в этом году. Председатель Совета Петров Георгий Георгиевич поздравил всех участников с наступающим Новым годом и призвал продолжить работу в следующем году.

1. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

1) денежные средства (деньги);

2) банковская гарантия;

4) залог имущества.

2. Законодательством государств-членов могут устанавливаться иные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи.

3. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается любым из способов, указанных в пункте 1 настоящей статьи либо установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться случаи, когда исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обеспечивается определенными способами обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов может быть обеспечено несколькими способами по выбору лиц, указанных в пункте 3 статьи 62 настоящего Кодекса, с учетом абзаца второго настоящего пункта.

Лицо, обеспечивающее исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, вправе осуществить замену одного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов другим способом с учетом абзаца второго настоящего пункта, если на заменяемое обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не обращено взыскание в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.

4. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно обеспечиваться непрерывно до прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Срок действия обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, предоставляемого способами, указанными в подпунктах 2 – 4 пункта 1 настоящей статьи либо установленными законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, в том числе предоставляемого взамен ранее принятого таможенным органом, должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом лицу, обеспечившему исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, требования об исполнении принятых в рамках этих способов обязательств.

6. Порядок применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, день предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой предоставляется такое обеспечение, устанавливаются законодательством государства-члена, таможенному органу которого предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенной процедуре таможенного транзита могут определяться международным договором в рамках Союза, предусмотренным пунктом 8 статьи 146 настоящего Кодекса.

7. Законодательством государств-членов могут устанавливаться порядок и случаи возврата документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов способами, указанными в подпунктах 2 – 4 пункта 1 настоящей статьи либо установленными законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.



1. Под способами обеспечения исполнения налоговой обязанности
понимаются правовые средства, обеспечивающие надлежащее ис­полнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговому органу осуществить прину­дительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежаще­го исполнения) налогового обязательства.
2. Налоговым Кодексом РФ предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:
залог имущества;
поручительство;
пеня;
приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке;
арест имущества налогоплательщика;
и другие способы, установленные таможенным законодатель­ством РФ, в части налогов (сборов), подлежащих уплате в свя­зи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

3. Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанно­сти по уплате налогов и сборов выполняет обеспечительную функцию по отношению к основному обязательству (в данном случае - по уплате налогов и сборов) и поэтому применяется в случаях изменения сроков исполнения налогового обязательства.
Залог имущества оформляется договором между налоговым ор­ганом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
В соответствии со ст. 336 ГК РФ к объектам залога относится любое имущество, за исключением изъятого из оборота. Налоговый кодекс РФ вслед за ГК РФ выделяет два вида залога:
без передачи заложенного имущества залогодержателю;
• с передачей заложенного имущества залогодержателю (заклад).
4. При поручительстве поручитель обязывается перед налоговыми органами в полном объеме уплатить налоги (сборы) и пени за налогоплательщика в том случае, если тот сам не исполнит свою налоговую обязанность.
Поручительство оформляется письменным договором между
налоговым органом и поручителем. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается од­новременное участие нескольких поручителей.
В соответствии со ст. 74 НК РФ по исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему перехо­дит право требования от налогоплательщика уплаченных им сумм4, процентов по этим суммам, а также возмещения убыт­ков, понесенных в связи с исполнением обязанности налого­плательщика.
5. Пеней признается определенная законом денежная сумма, кото­рую налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент обязаны уплатить в бюджет или государственный внебюджет­ный фонд в случае уплаты причитающихся фискальных сумм в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговым законодательством предусмотрены два способа уп­латы пени:
одновременно с уплатой сумм налога и сбора;
после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии со ст. 74 Н К РФ подача заявления о предос­тавлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инве­

стиционного налогового кредита не приостанавливает начис­ления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
6* Приостановление операций по счетам налогоплательщика в кре­дитной организации - это временное прекращение кредитной ор­ганизацией всех расходных операций по данному счету.
Такое ограничение не распространяется на платежи, очеред­ность исполнения которых в соответствии с гражданским за­конодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление операций по счетам применяется в отношении:
• организаций (налогоплательщика, налогового агента, платель­щика сбора);
• физических лиц (налогоплательщика, налогового агента, пла­тельщика сбора и индивидуального предпринимателя). Решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неуплаты налога - обязанным лицом в установленные сроки.
Приостановление операций по счетам в банке в отношении на­логоплательщика, налогового агента, плательщика сборов -физи­ческого лица в случае неисполнения ими в установленный срок обязанности по уплате налога осуществляется по решению суда.
7. Под арестом имущества в качестве способа обеспечения испол­нения решения о взыскании налога (сбора) понимается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по огра­ничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогопла­тельщиком, налоговым агентом, плательщиком сборов, являю­щимися организациями, в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных ор­ганов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Решение о наложении ареста на имущество обязанного лица принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления; в нем определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения аре­ста до отмены (в случае прекращения обязанности по уплате нало­га) этого решения уполномоченным должностным лицом нало­гового или таможенного органа, вынесшим такое решение, или вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.
Арест имущества бывает двух видов:
полный;
частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав фискально обязанного лица в отношении его имущества, при ко­тором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с раз­решения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав фис­кально обязанного лица в отношении его имущества, при ко­тором владение, пользование и распоряжение этим имущест­вом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
В соответствии со ст. 77 Н К РФ отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Исчисление таможенных пошлин, налогов производится плательщиками самостоятельно, за исключением сумм тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию. В этом случае исчисление производит таможенный орган .

Исчисление производится в валюте той страны – участницы ТС, в таможенный орган которой была подана декларация. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные нормами международных договоров.

Сумма таможенной пошлины определяется при помощи базы для исчисления пошлин и при применении определенного вида ставки таможенной пошлины (далее ставки).

Основанием для определения суммы налогов, которые подлежат оплате (взысканию) при помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ, служит законодательство РФ.

При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются исходя из требований норм законодательства страны – участницы ТС, таможенный орган которой выпустил товары, а в случае нахождения этих товаров на территории другой страны – участницы – законодательства этого государства.

Но при этом надо учитывать, что общая сумма таможенных платежей в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.

Исчисление ввозных пошлин производится на основании ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом и основываясь на Едином таможенном тарифе (ЕТТ). ЕТТ – свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, что ввозятся на территорию ТС из третьих стран. Повышение или понижение ставок относительно ЕТТ происходит, основываясь только на решении Комиссии ТС. Свое решение о применении иных ставок Комиссия принимает по предложению одной из стран – участниц, которое должно иметь обоснование. Применение более высоких ставок может быть предложено, если это необходимо для развития экономики страны – участницы. Применение более низкой – для устранения острого дефицита товара, если дефицит невозможно устранить иным способом.

При исчислении вывозных ставок каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. Но, для облегчения взыскания вывозных пошлин, каждая страна сформировала перечень товаров, в отношении которых предусмотрено применение вывозных пошлин, а Комиссия ТС, основываясь на национальных перечнях, сформировала сводный перечень таких товаров.

При исчислении налогов каждая страна-участница применяет нормы собственного законодательства. По законодательству РФ основанием для исчисления налогов может быть: помещение товара под таможенную процедуру или выявление факта незаконного перемещения товара на территории, выявление транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в иной стране – участнице ТС, но находятся на территории РФ незаконно.

При исчислении сумм таможенных платежей пересчет иностранной валюты в рубли производится по официальному курсу ЦБ РФ, который был установлен на момент регистрации таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые:

- незаконно перемещены через границу ТС;
- прибыли на таможенную территорию ТС;
- убыли с таможенной территории ТС (иностранные товары);
- находятся на временном хранении;
- выпускаются до подачи таможенной декларации;
- выпускаются или помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- выпускаются или помещены под таможенную процедуру экспорта;
- находятся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- находятся под таможенной процедурой таможенного склада;
- находятся под таможенной процедурой переработки на таможенной территории или за границами таможенной территории;
- находятся под таможенной процедурой переработки для внутреннего потребления;
- находятся под таможенной процедурой временного ввоза или вывоза;
- находятся под таможенной процедурой реэкспорта;
- находятся под таможенной процедурой беспошлинной торговли (иностранные);
- ввозятся для личного пользования.

Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.

Таможенные платежи не уплачиваются:

- при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры);
- при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму;
- при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском» ;
- при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.

Также обязанность по уплате таможенных платежей может возникать и прекращаться при установлении в отношении товара процедуры таможенного склада или специальной таможенной процедуры.

При незаконном перемещении товаров обязанность по уплате таможенных платежей возникает у лиц, которые принимали участие в перемещении, солидарно.

При установлении сроков уплаты могут действовать:

- нормы ТК ТС;
- нормы международных договоров;
- нормы законодательства РФ.

В соответствии с нормами ТК ТС сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в следующих случаях:

- при незаконном перемещении товара;
- при прибытии товаров на таможенную территорию;
- при убытии товаров с таможенной территории;
- при временном хранении товаров;
- при выпуске товаров до подачи таможенной декларации;
- при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта;
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада;
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или вне ее;
- при помещении товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;
- при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или временного вывоза;
- при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
- при ввозе товаров для личного пользования;
- при временном ввозе транспортных средств международной перевозки.
- При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях:
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.

Законодательство РФ устанавливает сроки уплаты таможенных платежей относительно товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру.

Законодательство ТС допускает изменение сроков уплаты таможенных платежей. Изменение сроков уплаты может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, которые помещены под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории РФ решение об изменении сроков уплаты принимает ФТС РФ в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления. Решение об изменении предоставляется заявителю в письменной форме.

Для положительного результата при рассмотрении, заявление должно содержать следующие данные:

- о плательщике;
- о наименовании товаров;
- о реквизитах внешнеторгового (международного) договора;
- с основаниями для предоставления изменения уплаты;
- с суммой пошлины, относительно которой запрашивается изменение;
- о сроке, на который запрашивается изменение;
- о графике погашения (в случае предоставления рассрочки);
- о наличии фактов, которые могут стать основанием для отказа в предоставлении изменения.

Более детально изменение сроков уплаты регламентирует Соглашение от 21.05.2010 «Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин» . Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты.

Основанием для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты могут стать следующие факторы:

- наличие у заявителя задолженности по уплате пошлин;
- в отношении заявителя возбуждена процедура банкротства;
- в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за преступление в таможенной сфере;
- отсутствие необходимых документов и данных.

Максимально возможный срок изменения уплаты – 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).

В соответствии с нормами ТК ТС за предоставленное изменение сроков уплаты государство имеет право взимать проценты.

Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара. Исключением являются товары, находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита и товары, которые были незаконно перемещены через границу ТС.

Дата и формы уплаты таможенных платежей регулируются нормами законодательства РФ. Уплата производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц , которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет ФК. При этом таможенный орган, в который будет подана декларация, значения не имеет.

Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с ФТС или иным таможенным органом , перечень которых определяется ФТС. При этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, указан в п. 10 и п. 11, ст.116 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» . Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.

Осуществление оплаты таможенных платежей возможно при помощи банкоматов, электронных или платежных терминалов.

Для исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательство ТС предусматривает обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей требуется при:

- перевозке товаров, находящихся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- изменении сроков уплаты (если такое предусмотрено законодательством ТС);
- помещении товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;
- выпуске товаров до получения таможенной экспертизы (если такая проводилась);
- иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами.

Обеспечение уплаты не требуется в том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами),

Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.

Обеспечение уплаты предоставляется в:

- таможенный орган, который выпускает товар;
- таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита;
- иной таможенный орган, который имеет право принять генеральное обеспечение уплаты в случае использования такого вида обеспечения.

При предоставлении обеспечения уплаты таможенный орган обязан выдать сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Генеральное обеспечение применяется в случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока. Таможенный орган, принявший такое обеспечение, обязан выдать подтверждение о предоставлении генерального обеспечения уплаты и вести его контроль. Основанием для выдачи является письменное заявление плательщика. Генеральное обеспечение может предоставляться деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение редоставляется на срок не менее 1 года.

Уплата таможенных платежей может обеспечиваться:

- деньгами;
- банковской гарантией;
- поручительством;
- залогом имущества.

В случае исполнения обязательства по уплате или не возникновения этого обязательства лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на возврат этого обеспечения.

Банковскую гарантию на территории РФ имеют право обеспечивать кредитные или банковские организации, которые включены в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов . Этот Реестр ведет ФТС.

Определение суммы гарантии производится на основании сумм таможенных платежей которые подлежат уплате при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования согласно требованиям законодательства РФ. Тарифные преференции и льготы при этом не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран – участниц ТС.

При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам.

Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.

При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.

ТК ТС предусматривает возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей. К льготам относятся:

- тарифные преференции;
- тарифные льготы (льготы по уплате пошлин);
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

date image
2017-11-01 views image
574

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Денежные средства на счет таможенного органа вносятся в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием безналичных расчетов, наличными деньгами в кассу таможенного органа или с помощью таможенных карт. Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, внесенные суммы не индексируются. Данный способ создает объективные сложности для субъектов ВЭД, так как ведет к "замораживанию" денежных средств на счетах таможенных органов.

Денежный залог возможен при помещении товаров под специальные режимы реэкспорта, транзита, при ввозе в страну товаров с применением залога. Эта мера применяется также в случае, если физическое лицо имеет намерение ввезти в страну транспортное средство. Для этого гражданин заранее, до выезда из России, обращается в таможенный орган по месту своего жительства и вносит на депозит сумму в размере 1 - 15 тыс. евро в зависимости от даты выпуска и объема двигателя автомобиля. Итак, денежные средства должны быть внесены заблаговременно, до фактического пересечения товарами таможенной границы РФ. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему его, выдается таможенная расписка по установленной форме. Она не подлежит передаче другому лицу.

Лицо, внесшее денежные средства на счет таможенного органа, не вправе распоряжаться ими до завершения таможенного оформления товаров, за исключением отказа от ввоза товаров на таможенную территорию России.

При таможенном оформлении товаров денежный залог может быть использован для уплаты таможенных платежей и пени по таким товарам. Днем уплаты таможенных платежей в таком случае будет день принятия таможенным органом таможенной декларации, к которой приложены:

- письменное заявление плательщика об использовании денежного залога для внесения таможенных платежей, пени;

- документы, подтверждающие завершение выполнения обязательства, которое обеспечивалось внесением денежного залога на счет таможенного органа.

В случае невыполнения плательщиком обязательства, обеспеченного денежным залогом, таможенный орган, на счет которого внесены средства, со дня истечения срока выполнения такого обязательства принимает меры по их перечислению в федеральный бюджет.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством заключением договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя в соответствии со ст. 346 ТК РФ могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

Обеспечение уплаты таможенных платежей в отдельных случаях бывает генеральным. При этом субъект ВЭД намерен провести несколько таможенных операций, а таможенный орган предпринимает различные способы обеспечения всех совершаемых операций.Возврат сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов проводится не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверился в исполнении обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой было такое обеспечение.

При исполнении субъектом внешней торговли обязательства заявление о возврате и таможенная расписка должны быть поданы в течение трех лет со дня, следующего за днем уплаты таможенных платежей. Возвращается залог либо таможенным органом, на счет или в кассу которого сумма денежного залога была внесена, либо там, где завершаются таможенная процедура и таможенный режим, обязательства исполнения которых были обеспечены денежным залогом. Денежный залог, как правило, возвращается в валюте платежа и в той форме (наличными или безналичными денежными средствами), которая использовалась при его внесении. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Читайте также: