Использование пробелов налогового законодательства характерно для

Опубликовано: 21.04.2024

Налоговое планирование предполагает проведение налогоплатель­щиком определенных мероприятий организационного характера с целью минимизации налоговых платежей. Рассмотрим имеющиеся у на­логоплательщиков возможности для уменьшения налоговых платежей.

Выделяют два основных типа налогового планирования:

1) уменьшение суммы налога;

2) отсрочка уплаты суммы налога.

Предположим, что налогоплательщик должен уплатить в бюджет 1 тыс. руб. Благодаря мероприятиям налогового планирования сумма налога может быть уплачена в бюджет через один год. Чтобы опре­делить экономию, следует исчислить сумму процентов, которые при­шлось бы уплатить банку, если бы налогоплательщик взял кредит в сум­ме 1 тыс. руб. на уплату налога и вернул этот кредит через год (срок от­срочки). Для исчисления выгоды нужно принимать рыночную ставку процен­тов. Для упрощения можно принимать ставку рефинансирования. Так, если ставка рефинансирования составляет 11 % годо­вых, то экономия от отсрочки уплаты налога равна 110 руб.

Выделяют несколько способов налогового планирования:

1) использование пробелов законодательства;

2) выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком;

3) применение налоговых льгот;

4) выбор формы деятельности;

5) правильное формирование учетной политики организации;

1) применение оффшоров;

2) применение льготных предприятий;

3) правильную организацию сделок;

4) лоббирование действующего налогового законодательства;

5) прогнозирование изменений налогового законодательства.

Использование пробелов законодательства

Этот способ наиболее рискован и краткосрочен. Пробелы в законода­тельстве неизбежны, особенно в условиях постоянных изменений зако­нодательства. В то же время государство стремится ликвидировать их. Поэтому на долгосрочной основе следует отказаться от налого­вого планирования этим способом.

Способ выявления ошибок, допущенных налогоплательщиком

Как показывает практика, налогоплательщики переплачивают налоги, штрафы и пени в результате ошибок. Поэтому один из способов – выявле­ние ошибок, допущенных налогоплательщиком, когда обнаруживается переплата налога либо его недоплата. Самостоятельно выявленные и должным образом исправленные ошибки, связанные с недоплатой нало­га, исключают применение штрафа к налогоплательщику.

Например, налогоплатель­щик реализовывал товар на экспорт, но не принял к вычету налог на добавленную стоимость (НДС) по подтвержденному экспорту. Выявление этой ошибки может принести сущест­венную налоговую экономию.

Система выяв­ления ошибок, как правило, состоит из следующих элементов:

· создание эффективной системы внутреннего контроля;

· разработка и внедрение внутрифирменных стандартов бухгалтерско­го учета и налогообложения.

Применение налоговых льгот

Этот способ не всегда применяется налогоплательщиками в полном объеме. Законодательство устанавливает большое количество льгот по налогам, но далеко не все субъекты предпринимательской де­ятельности применяют все льготы.

Следует обратить внимание на то, что ряд льгот устанавливается не Налоговым кодексом РФ, а законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Такие льготы распространяются на налого­плательщиков, осуществляющих деятельность на соответствующей тер­ритории.

Довольно часто экспортеры не применяют в полной мере льготу по НДС. Это связано с тем, что, для того чтобы получить льготу по эк­спорту (ст. 164, 165 НК РФ), необходимо представить подтверждаю­щие документы налоговым органам, которые должны принять реше­ние о подтверждении экспорта.

Выбор формы деятельности

Деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться в различных формах. Так, физи­ческое лицо может осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как юридическое лицо. В случае необходимости ведения деятельности за пределами места регистрации ор­ганизация может открыть филиал или учредить дочернюю фирму. Для объединения своих усилий налогоплательщики могут создать новое юри­дическое лицо или действовать совместно по договору простого товари­щества. Каждый из альтернативных вариантов имеет свои особенности налогообложения. Поэтому налоговый анализ этих особенностей являет­ся предметом налоговой оптимизации.

Применять этот способ наиболее целесообразно перед тем, как начи­нать ту или иную деятельность. Однако он может быть применен и для из­менения формы уже осуществляемой деятельности.

Акционерное общество оказывает образовательные ус­луги. По НДС установлена льгота для услуг в сфере образования, но она предоставляется только некоммерческим образовательным организаци­ям (подпукнкт 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ). Соответственно, если акционерному об­ществу преобразоваться в некоммерческую организацию, то льгота по НДС может быть применена.

Правильное формирование учетной политики организации

Законодательство во многих случаях предоставляет право налогопла­тельщику выбирать способы бухгалтерского и налогового учета. От этого зависят порядок и сумма уплачиваемых налогов. Поэтому пра­вильное формирование учетной политики очень важно для целей нало­гообложения.

Применение оффшоров

Суть способа в том, что прибыль выводится в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением.


Соответственно прибыль облагается налогом по пониженным ставкам. Оффшорные зоны часто помимо на­логовых льгот предоставляют и другие преимущества, например упрощенный контроль за деятельностью налогоплательщика со стороны налого­вых органов.

Применение льготных предприятий

Законодательством для некоторых категорий налогоплательщиков предоставляются льготные условия налогообложения (например, упро­щенная система налогообложения).

Правильная организация сделок

В некоторых случаях правильная организация сделок позволяет уменьшить налоговое бремя организации. Например, в книге /9/ выделяется два метода – метод разделения отношений и метод замены отношений.

Метод разделения отношений предусматривает выделение из одного отношения двух. Например, договор предусматривает строительство объекта и поставку оборудования. Этот договор можно разделить на два отдельных договора: один – на строительство объекта, другой – на пос­тавку оборудования.

Метод замены отношений предусматривает замену отношений между сторонами сделки. Например, договор купли-продажи заменяется на пос­реднический договор или наоборот.

Налогоплательщик реализует молокопродукты по договору комиссии как посредник (комиссионер).

В этом случае вознаграждение посредника облагается НДС по ставке 18 % (ст. 156 НК РФ). Если же налогоплательщик будет реализовывать товар по договору купли-продажи (как продавец), то стоимость реализу­емых молокопродуктов будет облагаться НДС по ставке 10 % (п. 2 ст. 164 НКРФ).

Лоббирование действующего налогового законодательства

Способ лоббирования заключается в том, что налогоплательщик в своих интересах может влиять на нормативные акты и законодательство. В результате, формируется налоговый режим, более выгодный налогоплательщику. На­пример, налогоплательщик, осуществляющий крупные инвестицион­ные затраты, может добиться внесения льгот для предприятий, осуществляю­щих инвестиции. Применение этого способа возможно только крупным компаниям, имеющим политический вес.

Разновидностью способа лоббирования является получе­ние разъяснений от налоговых органов по вопросу, имеющему большое значение для налогоплательщика. Предположим, налогоплательщик считает, что при реализации товара ему положена льгота. В то же время по этому вопросу имеются большие сомнения из-за неясности законодательства.

Если налогоплательщик получит разъяснение налогового органа в свою пользу, то он будет застрахован от применения санкций в будущем.

При наличии такого разъяснения сумма налога и пени может быть взыскана в будущем, но штрафы не взимаются.

Прогнозирование изменений налогового законодательства

Этот метод налогового планирования не всегда позволяет непосред­ственно получить выгоду на налогах, в то же время его значение не сле­дует занижать. Например, начиная с 1 января 2003 г. планировалось увеличить ставку НДС с 10 до 18 % для периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Налогоплатель­щики с рентабельностью, близкой к нулевой, могли принять решение о закрытии бизнеса в связи с увеличением налогового бремени. Однако мож­но было предвидеть, что льгота в виде 10 %-й ставки НДС будет продле­на. Действительно, ставка 10 % была продлена до 1 января 2005 г.

Предвидение изменений в законодательстве не может быть гарантированным, однако правильно организованная работа может позволить предвидеть изменения в законодательстве с большой долей ве­роятности.

Как правило, все существенные изменения в налоговом законодатель­стве сначала обсуждаются в прессе, затем проект документа поступает в соответствующий орган для рассмотрения. Если это федеральный закон, то он проходит три чтения в Государственной Думе, утверждение Сове­том Федерации и подписание Президентом РФ. Правительство, как пра­вило, формирует долгосрочные программы, в которых можно найти ин­формацию и о планируемых налоговых изменениях. Анализируя эту информацию, налогоплательщик может с большой долей вероятности прогнозировать изменения в законодательстве и планировать свою нало­говую политику.

В середине 2003 г. было установлено, что ставка НДС будет снижена с 20 до 18 %. Снижение произойдет с 1 января 2004 г. Соответственно, если в конце года организация планирует реа­лизовать крупную партию товара, то имеет смысл реализо­вать ее в начале 2004 г., сэкономив на НДС.

Если принят нормативный акт, который со следующего года вводит льготу для осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности, то можно применять подход, указанный в примере 3 – максимально пе­ренести операции на следующий год. Если, наоборот, льготы будут от­менены, то следует произвести операции на максимальную сумму в те­кущем году.

Прогнозирование изменений налогового законодательства важно и для финансового планирования. Как было указано, нало­ги составляют существенную долю расходов налогоплательщика. Соот­ветственно, если в следующем году в законодательство вводятся благо­приятные изменения, то у налогоплательщика будет больше ресурсов для других целей (развития производства, капитальных вложений). Важно пра­вильно оценить будущую экономию. Если же налоговый режим будет ужесточен, то в финансовом планировании следует учитывать уменьше­ние ресурсов на другие цели.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика. Платить меньше налогов и не иметь проблем с государством хотят все. К сожалению, не всегда легальными путями. Как избежать проблем с законом и в то же время оптимизировать налогообложение?

Право налогоплательщика

Субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налогоплательщик имеет право избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, использовать законные основания для освобождения от налогов, выбрать выгодную форму предпринимательской деятельности, оптимальный вид платежа (п. 3 постановления КС РФ от 27.05.03 г. № 9-П).
При этом неуплата налога или уменьшение его суммы не ведет к нарушению публичных интересов и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Например, фирма может перейти на «упрощенку», выбрав объект налогообложения. А вот договоры, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками (п. 1 определения КС РФ от 8.06.04 г. № 226-О).

Что такое недобросовестность

В российской практике с 2000 года используется понятие недобросовестности налогоплательщика. Так как четкого юридического определения этого понятия нет, его следует считать неформальным. Отнесение налогоплательщика к добросовестным или недобросовестным остается на совести налогового инспектора и судьи. Анализ судебных решений с упоминанием этого понятия позволяет сделать вывод о том, что под недобросовестностью, как правило, понимается совокупность подозрительных признаков. Например:
- регистрация юридических лиц по утерянным паспортам, отсутствие поставщиков по указанным адресам, «молодой» возраст фирм-поставщиков;
- использование при расчетах векселей, зачетов, счетов третьих лиц;
- бартер и другие неденежные формы расчетов;
- отсутствие экономической выгоды в заключенной сделке;
- беспроцентные займы, «нулевые» декларации, резкие изменения финансовых показателей в отчетности и другие нетипичные условия;
- несоответствие количества и объемов, расхождение между расходами и другими экономическими показателями, иные фактические неточности и несоответствия и т.д.
Пленум ВАС РФ удачно заменил термин «недобросовестность налогоплательщика» термином «необоснованная налоговая выгода» (Постановления ВАС № 53 от 12.10.06 г.) Перечень критериев необоснованной выгоды в документе указан в п. 5 и является открытым.
Обратите внимание! Пленум ВАС РФ связывает критерии необоснованности налоговой выгоды с поведением самого налогоплательщика, а не его контрагентов. Это должно заставить налоговые органы приступить к исследованию действий непосредственно объекта налогового контроля.
Совет налогового консультанта: Признаки недобросовестности — это внутренний термин налоговой службы. Но признаки не есть доказательства, и по ним нельзя кого-либо обвинять. Существуют камеральные и выездные налоговые проверки, в ходе которых либо выявляются налоговые правонарушения, либо нет.

Минимизация или уклонение от уплаты налога

Использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции в настоящее время вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, чтобы не разориться.
«Минимизация (снижение) налогов» — термин, который вводит в заблуждение. Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным. Имейте в виду, что нелегальные «схемы» снижения налогов давно известны налоговикам, поэтому если вы пойдете по
этому пути, то это не останется без пристального внимания правоохранительных органов. Использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.
Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Большинство схем оптимизации налогов изначально направлены только на минимизацию налогов, поэтому они могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
Обратите внимание! В действительности, конечной целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Минимизация одних налогов может привести к увеличению других и как следствие — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.
Все налоги условно можно разделить на четыре группы.
1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, единый социальный налог — ЕСН).
Снижение этой группы налогов ведет к уменьшению себестоимости продукции, а значит, к увеличению прибыли организации и налоговых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Таким образом, эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.
2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (например, налог на добавленную стоимость — НДС).
НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов (зачетный метод). Поэтому нужно добиваться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов. Организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав невыгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.
3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (например, налог на прибыль).
Чтобы минимизировать налоговые платежи по этой группе налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Например, добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих «внутри себестоимости».
4. Налоги, выплачиваемые из «чистой» прибыли.
Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.
Наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия налоги 3 и 4 группы.
Пример:
1 вариант (цифры условные). Предположим, выручка налогоплательщика за отчетный период равна 10000 рублей, а затраты составили 5000 рублей. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 5000 рублей (10000-5000). Налогоплательщик заплатит налог на прибыль в сумме 1200 рублей (5000 х 24%).
2 вариант: Можно добиться, чтобы предприятие вообще не платило налог на прибыль. Выручка за отчетный период налогоплательщика равна 10 000 рублей. Организация увеличила свои затраты до 10000 рублей. В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 0 рублей (10000-10000). Следовательно, налог на прибыль налогоплательщику платить не надо. Но самое главное, финансовых ресурсов у предприятия тоже ноль.
Очень важно! Организация добилась максимального снижения налога на прибыль. Однако если посмотреть внимательно, то минимизация налога на прибыль фактически привела к финансовому краху налогоплательщика. Финансовых ресурсов у него не осталось. Это не минимизация.
Первый вариант хоть и предполагает уплату налога на прибыль, однако приводит к тому, что у организации остаются финансовые ресурсы после уплаты налогов, т.е. сумма чистой прибыли равна 3800 руб. (5000 - 1200).
3 вариант: Выручка предприятия за отчетный период равна 10000 рублей, затрат нет. Тогда прибыль составит 10000 руб., налог на прибыль 2400руб. (10000 х 24%). У предприятия осталось 7600 руб. (10000-2400). Это не минимизация, но шанс выжить.
Выводы: конечной целью оптимизации налогов должно быть увеличение доходов организации после уплаты налогов, а не снижение отдельных налогов. Имейте в виду, что налоговые базы по ряду налогов могут пересекаться. Поэтому при принятии решений в отношении оптимизации следует учитывать возможные налоговые последствия.
Совет налогового консультанта: Грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая. Используя те или иные методы оптимизации, следует об этом помнить.
К сведению: В США штрафуют за приписывание прибыли, а в России — за ее сокрытие.

Налоговое планирование

Если налогоплательщик рассчитывает работать в перспективе, то ему необходимо организовать систему налогового планирования — один из способов управления налогами.
Налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех законодательно предоставленных льгот и освобождений для уменьшения налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов при абсолютном соблюдении закона.
Налоговое планирование в организации основывается на использовании льгот при уплате налогов; разработке учетной политики; контроле сроков уплаты налогов. Смысл налогового планирования — работа на опережение.
Совет налогового консультанта: Льготы не всегда выгодны. Например, чтобы не платить ЕСН, многие компании стараются оформить выплаты так, чтобы не включать их в налоговую себестоимость. А в качестве источника использовать «чистую» прибыль организации. Если такие платежи не включать в налоговую себестоимость, то с них не нужно начислять ЕСН и, соответственно, взносы в Пенсионный фонд. В льготные выплаты попадают материальная помощь, премии за непроизводственные показатели работы, дивиденды, компенсации, которые начислены сверх норм и т. д. Но это невыгодно фирме. Экономия ЕСН вытекает в переплату налога на прибыль. В итоге организация теряет деньги.
Необходимость в налоговом планировании зависит от степени налоговой нагрузки. Существует много методик, позволяющих определить этот показатель. Например, можно определить величину налоговой нагрузки в соответствии с методикой, предлагаемой Минфином России, изложенной в Письме от 13.08.96 г. №04-01-15. Если величина налоговой нагрузки составляет более половины расходов организации, то такая компания не сможет обойтись без привлечения специалистов финансового менеджмента, создания отдела налогового планирования. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
Налоговое планирование, направленное на уменьшение налогового бремени на организацию, разделяется на перспективное и текущее. При перспективном налоговом планировании устанавливаются основные элементы налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта, на основе которых строятся принципы ведения налогового учета на ряд лет, что в итоге влияет на размер налоговых платежей.
При текущем налоговом планировании используют методы, позволяющие налогоплательщику уменьшать налоговые обязательства в течение ограниченного периода времени или в конкретной ситуации. Все подлежащие уплате налоги группируют по каким-либо признакам. Внутри группы налогов анализируется состав налоговых баз по каждому налогу, в том числе налоговые льготы, и эффективность их применения. На основе проведенного анализа выбирается оптимальный вариант ведения налогового и бухгалтерского учета.
На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей, т.е. налоговый календарь. При составлении налогового календаря указываются конкретные даты уплаты суммы налогов. Следует контролировать своевременность уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков перечислений влечет за собой штрафные санкции. По данным разработанного плана по истечении периода, на который он составлялся, проводится оценка его эффективности.
Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации.
Сегодняшнее налоговое законодательство дает возможность снизить бремя налоговой нагрузки, причем совершено законно. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство РФ, можно сказать, что фактически для этих целей законодатель предусмотрел общие и специальные способы снижения налогов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик.
К специальным методам можно отнести:
- способ замены отношений между сторонами
Субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно выбирать формы и условия сделки, партнеров и т.д. Поэтому, заключая какой-либо договор, предварительно проанализируйте его в плане налоговых последствий. Предпочтение следует отдать тому, который наиболее эффективен с точки зрения уплаты налогов. Но не следует забывать о том, что использование этого приема основано на замене прав и обязанностей сторон договора, а не на формальном изменении названия договора.
- способ разделения отношений
В основе данного приема лежит метод замены. При этом заменяется не полностью вся хозяйственная операция, а лишь ее часть. В качестве примера можно привести договор, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания. Если реконструкцию здания разделить на две составляющие: на реконструкцию и капитальный ремонт, то налогоплательщик получит возможность включить в себе-стоимость продукции часть осуществленных затрат и уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль.
- использование отсрочки по уплате налогов
Например, применение «кассового метода» по налогу на прибыль. До 1 января 2006 года применение этого приема было возможно и по НДС. Метод по мере получения денежных средств позволяет уплачивать налог в более поздний срок, после получения оплаты от контрагента.
- способ сокращения объекта налогообложения
Этот способ практически не имеет недостатков. Если нет объекта налогообложения (доходов, имущества и т.д.), то не возникает и обязанности по уплате налога. Этот способ характерен для минимизации налога на имущество организаций. Для сокращения налоговой базы по указанному налогу налогоплательщик использует инвентаризацию, переоценку и др. Но следует помнить, что сокращение объектов налогообложения не должно негативно сказываться на хозяйственной деятельности субъекта.
Совет налогового консультанта: Целью создания организации является получение прибыли, а не сокращение налоговых платежей, поэтому освободиться от всех объектов налогообложения субъект хозяйственной деятельности не может.
Поправки в ст. 75, 111 Налогового кодекса, действующие с 1 января 2007 года, освобождают налогоплательщиков не только от уплаты штрафов, но и от пени. Это произойдет только в случае, если налогоплательщик действовал в строгом соответствии с разъяснениями Минфина и ФНС России. Данное правило будет действовать, даже если эти разъяснения оказались неверными.

Просчеты налоговой оптимизации

Налоговая безопасность

Одной из задач налоговой безопасности является предотвращение налоговых рисков. Это можно делать путем изучения обзоров судебной практики по налоговым спорам, запросов в налоговые органы и консультационные компании, а также формирования своего рода налоговой «подушки безопасности» — выявления скрытых налоговых переплат. Таковые, как показывает практика, существуют в любой компании в огромных количествах. Например, чтобы снизить риск ответственности за поставщиков, предварительно проверьте их юридический статус и деловую репутацию, сформируйте специальное досье поставщиков. Поставщики должны быть надежными во всех отношениях.
Налогоплательщики могут заранее узнавать официальную позицию государства по наиболее важным для себя налоговым вопросам.
Совет налогового консультанта: Нужно четко представлять себе все варианты поведения, которые допускаются законом и практикой для той или иной ситуации. Наметив примерные варианты поведения, вы можете проанализировать и риски, связанные с выбором такого варианта. Прежде всего — риск привлечения к ответственности за те или иные действия.

адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,

доцент кафедры права предпринимательской деятельности СПбГУП.

Телефон (812) 186-8057

Данная статья опубликована в журнале "Жизнь и безопасность", 2001, N 1-2, с. 134-138.

Нестабильность налогового законодательства
- препятствие развитию экономики России

Налоги - всегда одна из самых актуальных, интересных и "больных" тем в любом обществе, в любой стране. Эти характеристики еще более усиливаются и приобретают особое звучание в периоды перехода государства от одной налоговой политики к другой.

Требование стабильности налоговой политики государства является одним из главных требований к ней [Сутырин С.Ф.]. В условиях нестабильной налоговой политики налогоплательщик не в состоянии эффективно вести финансово-хозяйственную деятельность, так как сколь-нибудь долгосрочное планирование этой деятельности становится невозможным [Кожинов В.Я.; Мельник Д.Ю.; Пеппер Дж.].

Очень хорошо по этому поводу высказался известный экономист, профессор Сиэтлского университета (США) Пол Хейне, автор выдержавшей множество изданий книги "Экономический образ мышления" [Пол Хейне, стр. 379-380]:

"Если первоначальное изменение не дает желаемых результатов, можно подумать, что следует вновь изменить правила и продолжать видоизменять их до тех пор, пока цель не будет достигнута. Но кто обладает знаниями, необходимыми для разработки всех этих прекрасных видоизменений? Если бы даже такие знания были, то кто в демократическом обществе имел бы власть проводить их в жизнь? Наконец, и это самое важное, что произойдет со сложными процессами сотрудничества, лежащими в основе высоко специализированной экономической системы, если правила игры в обществе будут подвергаться непрерывным изменениям?

Люди делают инвестиции, чем-то жертвуют, принимают на себя другие рискованные обязательства, полагая, что установленные права собственности будут уважаться, что правила не будут изменяться "в разгаре игры". Правило, гласящее, что правила могут быть в любое время изменены, подорвало бы основу большинства видов общественного сотрудничества. Права собственности должны быть достаточно ясными и стабильными, если мы хотим, чтобы люди планировали на будущее и учитывали отдаленные последствия своих решений.

Стоит отметить также, что, когда ожидания постоянно не сбываются из-за непредвиденных изменений в правилах игры, участники перестают играть в обычную игру и переключают свое внимание на более важную игру - установление правил".

Конечно, нестабильность отечественного налогового законодательства в значительной мере объясняется нестабильностью самой экономической действительности, которую налоговое законодательство не только формирует, но и отражает. В условиях "переходной" экономики налоговое законодательство не может не быть тоже "переходным". Российское налоговое право лишь совсем недавно (хотя и очень быстро) начало формироваться как подотрасль права [Брызгалин А.В., Кудреватых С.А.].

Пример последнего подхода дан в статье [Заостровцев А.] - рентоориентированное поведение, направленное на поиск так называемой "плохой" ренты, - в заключение которой ее автор делает правильный, по нашему мнению, вывод: "Можно предположить, что неэффективность современной российской экономики определяется не качеством капитала или рабочей силы, а наличием институтов, делающих поиск ренты для множества экономических агентов более предпочтительным занятием, чем поиск прибыли".

Результатом является то, что начинает действовать принцип, который в статье [Радыгин А.] с характерным названием "Российская корпоративная экономика: сто лет одиночества?" обозначен как "Принцип четвертый: "приватизация" институтов власти" (см. также [Мишин Г.К.] и др.).

Нельзя сказать, что прежний корпус российского налогового законодательства был хорош. Все и всегда понимали, что он плох. Одним из самых серьезных его недостатков являются частые изменения. Достаточно сказать, что, например, за период с 06.03.1992 по 18.03.1997 только в инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" были внесены около 300 изменений и дополнений, не говоря уж об инструкциях Госналогслужбы России по другим налогам [Кемтер В.Б., Мосин Е.Ф.].

Сочетание множества разрозненных нормативных правовых актов по налогообложению и бухгалтерскому учету с множеством изменений этих актов привело на практике к тому, что избежать ошибок в сфере налогообложения трудно даже тем юридическим лицам, которые исправно отслеживают и изучают все акты, имеющие к ним отношение (с близкой к нулю вероятностью все же можно предположить, что такие юридические лица существуют, если не в жизни, то хотя бы в воображении законодателей).

Авторы нормативных правовых актов в сфере налогообложения не всегда единственные виновники недостаточной логической четкости, ясности и прозрачности этих актов и их раздражающей нестабильности. Довольно частые изменения и дополнения налогового законодательства обусловливаются, главным образом, стремлением и необходимостью отслеживания и отражения непрерывно меняющихся и внутренне противоречивых экономических и политических реалий нашей страны, в том числе стремлением как можно больше увеличить налоговые поступления в бюджет и необходимостью устранить "законные" налоговые лазейки, обнаруженные налогоплательщиками в действующих нормативных актах. Правильно на этот счет сказал министр по налогам и сборам Г. Бакаев, выступая 26.05.2000 г. на заседании Государственной думы: "Наш налогоплательщик, вы извините, изуверски изворотлив. Он очень быстро осмысливает. Там умов даже побольше, чем у нас в налоговой. Таланты там собрались" [Граник]. Все правильно; насчет "изуверов" только не по адресу.

Причем на все это накладывается очевидная молодость действующих ныне нормативных актов в сфере налогообложения [Концепция…], - то, что в отличие от аналогичных актов передовых стран, они не отшлифованы многими десятилетиями доработок (это мы наверстаем!), а также необходимость обеспечить терминологическое и прочее соответствие очередной редакции конкретного акта всем прочим нормативным актам, с которыми этот отредактированный акт так или иначе, напрямую или косвенно, связан и в сочетании с которыми он будет восприниматься и использоваться налоговыми органами и налогоплательщиками [Гаджиев Г.А.].

Проблема заключается еще и в том, чтобы не допускать неожиданных для бизнеса введений изменений в законодательство, не допускать тех изменений, которые не обусловлены настоятельными потребностями экономического развития страны (а отражают, например, только результаты лоббирования отдельных групп бизнеса), и обеспечить своевременный анализ предлагаемых изменений с точки зрения наличия в них скрытых побочных эффектов в виде негативного влияния на экономику. А то складывается нехорошее впечатление, что эти, так называемые побочные эффекты на самом деле и есть главная цель налоговых актов, а их побочный эффект - то, что, несмотря на них, экономика еще жива (пока "пациент скорее жив, чем мертв").

Сказанное выше рекомендуется рассматривать лишь как попытку объяснения общеизвестных недостатков отечественных нормативных актов, а вовсе не как защиту и оправдание промахов и ошибок их разработчиков и редакторов. Уровень предсказуемости изменений налогового законодательства должен быть таким, чтобы стало возможным эффективное планирование финансово-хозяйственной деятельности на хотя бы периоды, исчисляемые годами. О десятилетиях в настоящее время говорить не приходится; только для правительства разрабатывают сценарии типа "Россия-2015: оптимистический сценарий" на 416 страницах [Россия].

В настоящее же время всем, имеющим опыт работы в бизнесе, хорошо известно, что отечественная база нормативных правовых актов по налогообложению чрезмерно усложнена, неоднозначна, противоречива и алогична. Высокие требования, предъявляемые к налогоплательщикам в части строгого соблюдения всех положений многочисленных инструкций по налогам и сборам (хотя они и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах в силу п. 2 ст. 4 НК РФ), нередко сочетаются с низким качеством подготовки этих инструкций. Например, введенные приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 19.02.1999 N ГБ-3-08/27 Изменения и дополнения N 3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.1996 N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" обусловлены только необходимостью устранить арифметическую ошибку, допущенную в названной инструкции при внесении в нее Изменений и дополнений N 2, утвержденных приказом Госналогслужбы РФ от 06.07.1998 N БФ-3-08/136. Попробовал бы налогоплательщик столь же беспечно отнестись к заполнению налоговой декларации!

К тому же при чтении этих актов иногда создается впечатление, что они, хотя и написаны кириллицей, но все же на языке, отличном от русского. Все это приводит к ошибкам в исчислении налогов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны проверяющих их налоговых органов. Разница лишь в том, что за допущенные ошибки налогоплательщики несут ответственность и часто терпят значительный ущерб, а налоговые органы за аналогичные ошибки практически никакой ответственности не несут. Автору этой статьи, например, известен только один случай, когда руководитель районной налоговой инспекции понес наказание за откровенное затягивание с возмещением экспортеру уплаченных сумм НДС.

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: